ОДИН КУРЬЕР ЗДЕСЬ, ДРУГОЙ ТАМ
ОДИН КУРЬЕР
ЗДЕСЬ, ДРУГОЙ
ТАМ
Сейчас покупки в интернете — обычное дело. Но еще десяток лет назад закупались в сети только самые смелые и продвинутые шопоголики. Однажды и мне нужно было получить покупку из интернет-магазина. Я заказал в подарок племяннику новую машинку. Бродить по дворам и искать подвал, в котором располагался местный пункт выдачи, пришлось долго. Поэтому, когда в редакции мне предложили попробовать себя в роли работника службы доставки, я согласился не раздумывая. Мне было интересно посмотреть, изменились ли за это время отделения службы доставки, и какой путь сейчас проходит посылка от отправителя до получателя.
Временно трудоустроиться было решено в компанию Boxberry. Это крупная служба доставки - отделения открыты почти в 600 городах, а курьеры работают в 1300 населенных пунктах страны.

Итак, на один день я отложил блокнот с ручкой и примерил на себя сразу несколько профессий в сфере доставки.

С ЧЕГО ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ

Название Boxberry среди моих знакомых уже несколько лет на слуху. Кто-то получал здесь интернет-покупки, а кто-то отправлял посылки родным в другие города. Если вы покупаете в iHerb или Asos, то тоже наверняка сталкивались с этой службой.

Историю компании рассказывают при трудоустройстве всем новичкам, также здесь разработан целый план по адаптации в коллективе. Я прохожу его в ускоренном варианте - не за три недели, а всего за час.
Наталья Кошеварова, руководитель группы сопровождения макрорегиона «Юг»:
- Я начинала с работы оператором на пункте Boxberry и принимала много грузов от транспортной компании. Помню постоянный поток клиентов и машин. Работа была очень интересная. В Ростовской области первое отделение открылось в 2015 году. И я стала куратором по сопровождению отделений. Вначале это было очень сложно. С того времени, конечно, была проведена колоссальная работа. Я также очень горжусь, что в период пандемии нам удалось удержать нашу сеть, хотя часть партнерских пунктов все же закрылась. Не смотря ни на что, мы практически в полном объеме смогли восстановить объем грузооборота. Это, конечно, радует.
Елена Бойко, руководитель подразделения Boxberry в Новороссийске:
- Направление доставки товаров из интернет-магазинов сейчас очень перспективное, онлайн-покупки быстро растут. В условиях пандемии оказалось, что эта одна из самых востребованных сфер. Когда в 2009 году я начинала развивать направление Boxberry в Новороссийске, у нас было всего одно собственное отделение. А сейчас в городе целая сеть из 14 партнерских отделений, которые обслуживают все районы Новороссийска, Анапы, Геленджика и Крымска. Когда-то мы думали, что 1,5 куба груза – это ого! А сейчас 7, 8 и даже 10 кубов обрабатываем в стандартном режиме. И мы готовы к еще большим объемам. Мощности и силы есть.

СПЯЩИЕ ПЧЕЛЫ, ЖИВЫЕ
ПЕТУХИ И НЕОБЫЧНЫЕ ПОДАРКИ:

что еще ждет оператора на пункте приема посылок

Первая задача на сегодня — отработать оператором отделения. Буду принимать посылки на отправку.

Рабочий день начинается в одном из ростовских пунктов Boxberry. Первый этаж жилого дома, яркая вывеска, из-за пандемии на полу сейчас нанесены разметочные линии скотчем. Помещение светлое и не тесное, с небольшой примерочной в углу. Посетителей обычно много, но проходят они быстро, очередь не успевает выстроиться. За большой стойкой для выдачи посылок уже стоит улыбчивая блондинка — моя будущая напарница Татьяна.
В глубине зала установлены стеллажи со множеством коробок и пакетов. Это именно они — заветные посылки. Руководитель терминала Александр выдает мне форму компании, объясняет основные принципы работы, которые я стараюсь запомнить. А чтобы уж наверняка — записываю. Правда, не в блокнот, а в телефон, ведь сегодня я не журналист.

Нюансов в этой работе много. Например, нельзя принимать к отправке деньги и ценные бумаги, скоропортящиеся продукты, документы, удостоверяющие личность, животных, оружие, ювелирные изделия и многое другое. И за этим нужно следить. Как рассказывает моя напарница, некоторые клиенты периодически пытаются отправить запрещенные вещества под видом чая или травматическое оружие. Один раз даже принесли для отправки живого петуха.

Бывают и нестандартные посылки, которым нужно уделить особенное внимание. Однажды клиент отправил спящих пчел. И на коробке была надпись «Осторожно! Не трясти коробку, а то пчелы проснутся».

Вот что говорят об этой работе старожилы:

Валентина Поляк, руководитель обособленного подразделения г. Краснодар:
- Я работала в пункте Boxberry, чтобы изнутри понять, как все устроено. Очень приятно было, когда люди приходили за получением подарков для своих близких. Запомнился случай, когда женщина получала для ребенка муравьиную ферму и очень переживала, чтобы матка осталась жива. Все мы очень волновались, когда она открывала коробку, но все было хорошо.
Есть и другие правила, которые нужно соблюдать. Принимать к отправке можно только упакованные посылки, при этом упаковка клиентам предоставляется бесплатно. Также посылки не должны превышать определенные габариты и не должны весить более 15 кг.

Соблюсти все правила на начальном этапе очень важно, поскольку компания несет полную ответственность за утрату или порчу груза в размере объявленной стоимости посылки.

Так что со всеми отправлениями здесь обращаются аккуратно и заботливо. Клиенты могут быть уверены, что ваза не разобьется, а хрупкая электроника не повредится.

Валентина мне рассказала, что она и сама часто отправляет посылки родственникам с Boxberry. Все потому, что здесь приемлемые цены на отправку и хорошие сроки доставки.

Все передвижения посылки клиенты могут отследить в своем личном кабинете. После приема отправления формируются в укрупненные грузовые партии, а из отделений доставляются на терминалы в специализированных мешках.

СКОРОСТЬ РАБОТЫ ТЕРМИНАЛОВ = БЫСТРОТА ПОЛУЧЕНИЯ ПОСЫЛОК КЛИЕНТАМИ

Разбираемся с новой профессией дальше. Чтобы понять, как посылки отправляются во все уголки нашей необъятной страны, я еду на терминал компании Boxberry. Теперь я буду работать операционистом склада.
Сам терминал занимает достаточно большое помещение – 360 кв. м. Склад заполнен паллетами, которые ожидают сортировки. Вокруг размещаются стеллажи с отправлениями, которые проходят регистрацию.

После регистрации посылки раскладывают по направлениям отправки. Выделяются 4 основных группы направлений доставки – Москва и Московская область, Макрорегион Юг, Воронеж и центральная Россия, остальная часть РФ. В зависимости от направления посылка проводит на терминале от 8 до 18 часов.
Приступаю к обработке посылок. Основное мое орудие – сканер штрих-кода. Наклейки со штрих-кодами обязательно присутствуют на каждой коробке. После считывания кода информация о посылке сразу же попадает в электронную базу данных. Мне эта работа показалась монотонной: движения однообразные и очень быстрые, но даже такой процесс требует определенной сосредоточенности, чтобы избежать ошибок. Даже не представляю, как раньше все эти многочисленные строчки вносились вручную. Ведь сканеры штрих-кода появились в России только после 1990 года.
Пока я сканировал посылки, другой сотрудник сортировал информацию из электронной базы и определял, куда они должны быть доставлены. Главное требование к работникам склада — это внимательность и оперативность. Все посылки должны быть обработаны без задержек.

Кроме сортировщиков на терминале работают погрузчики. Все посылки для отправки формируются в специальные паллеты, которые нужно загружать и выгружать из грузовиков компании. Так я познакомился с еще одним незаменимым устройством – транспортировщиком или рохлей.
Разобраться с чудо-инструментом несложно. С помощью опытных сотрудников склада я изучил устройство за несколько минут. К площадке разгрузки как раз подъехал грузовик, который нужно было освободить от десятка паллет.

Я аккуратно подкатил подъемник к грузу, подставил его к нижнему поддону и без труда поднял тяжелую паллету. А затем медленно покатил груз в сторону склада. Подсмотрев, как работают другие, поставил груз рядом с остальными посылками. Автомобиль мы разгрузили довольно быстро.

ВЕЖЛИВОСТЬ, ПУНКТУАЛЬНОСТЬ И СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ:

без каких качеств не стоит идти в курьеры

Посылки принимал, паллеты грузил, теперь самое время освоить самую популярную профессию этой весны и лета — стать курьером.

Отправления доставляются, как легковыми автомобилями, так и специализированным грузовым транспортом. А в центральной части городов доставку осуществляют пешие курьеры. Для доставки по адресам курьер получает на терминале специальный маршрутный лист. Затем согласовывает с получателями время вручения посылки и отправляется в путь.

При вручении отправления курьер заполняет доставочный лист и просит получателя расписаться в нем, что бы доказать факт получения отправления. А на случай возникновения внештатных ситуаций у курьера есть полный пакет документов для оформления претензии.
Мне доверили отнести всего одну посылку. Сверяю данные с маршрутным листом, звоню получателю и бодро отправляюсь к нему домой пешком, благо он находился совсем недалеко от терминала.

Доставка прошла без накладок. Но, как мне рассказали, бывают разные случаи. Не все люди спокойно реагируют на разные ситуации. Например, целый шквал негодования может вызвать замятый угол коробки. Поэтому помимо пунктуальности еще одно важное качество курьера – это стрессоустойчивость. Как бы ни разговаривал с ним получатель, отвечать курьер должен спокойно и вежливо.

Думаю, из меня вышел бы неплохой курьер. Уж что-что, а к стрессам журналистам не привыкать.

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ЗА ПОСЫЛКОЙ ПРИШЕЛ САМ ДАРТ ВЕЙДЕР?

И снова возвращаюсь в пункт Boxberry. Но, если утром я посылки принимал, то теперь собираюсь выдавать. Помните те самые коробки, которые привлекли моё внимание утром? Здесь и частные посылки, и интернет-покупки, и товары, купленные по объявлениям в интернете.

С Boxberry работают практически все популярные российские интернет-магазины: больше 6000 партнеров, продающих одежду и обувь, детские товары, автомобильные аксессуары, товары для здоровья и красоты. Тут и зарубежные покупки из США, Европы и даже Южной Кореи. При этом количество подключенных интернет-магазинов постоянно увеличивается. Если в 2016 году на юге России их было 50, то в 2019 – уже более 400.
Валентина Поляк, руководитель обособленного подразделения г. Краснодар:
- Я приходила, когда в Краснодаре было всего одно отделение. Сейчас наша сеть очень сильно расширилась и увеличилась практически в 60 раз. А объем доставленных посылок за это время вырос в 20 раз. Мы поставили себе такую цель, чтобы любой человек в любом месте вообще не задумывался, как ему отправить посылку или получить товар из интернет-магазина, чтобы все было под рукой. И у нас это получилось. Еще я горжусь тем, что у нас такое качественное сопровождение партнеров, мы им во всем помогаем. У нас в компании очень сплоченная команда, люди работают по многу лет. Это также влияет на качество нашей работы.
Доставку отправлений через сервисы компании осуществляют также агрегаторы объявлений Avito и «Юла», торговая площадка «Ярмарка мастеров». С такими посылками нередко случаются разные казусы. Например, часто за посылками приходят клиенты, которые подписались в документах не своим настоящим именем, а каким-нибудь оригинальным ником. Моя напарница вспоминает, как однажды за посылкой пришел сам Дарт Вейдер. Правда, в паспорте было написано совсем другое имя. В таких случаях исправить данные получателя поможет только сама площадка, именно она должна подтвердить личность клиента и изменить данные получателя. В общем, имейте в виду, что подписываться вымышленным именем – не лучшая идея.
Работа у операторов отделений нервная, но, каким бы ни был клиент, нужно держать лицо. У Татьяны с этим проблем нет, она тепло улыбается каждому получателю, ловко разбирается с программой учета и посылками. Что ж, теперь моя очередь!
Моим первым посетителем оказалась очаровательная хрупкая девушка, которая пришла за посылкой. И сразу иностранный заказ. Пока проверял документы и доставал груз, немного поболтали. Оказалось, что в коробке — новое летнее платье к долгожданному отпуску. Пришло оно из британского магазина очень быстро, а если не подойдет, то его также легко вернуть. Отправить назад можно в этом же пункте. Она быстро расписывается и уходит. А я смотрю на часы: если не болтать, то на выдачу посылки уходит всего несколько минут.
Елена Бойко, руководитель подразделения Boxberry в Новороссийске:
- Мы видим огромные перспективы направления доставки товаров из интернет-магазинов. Мы любим своих клиентов, идем на различные уступки. Я бы назвала Boxberry лучшим сервисом по доставке товаров и посылок.
День заканчивается очень быстро, в круговороте людей и посылок рабочие часы пролетают незаметно. Мы с Татьяной закрываем пункт Boxberry и расходимся в разные стороны. Завтра я вернусь к своему компьютеру, а к своей напарнице буду забегать за посылками. Потому что теперь точно знаю, что логистика работает, как часы: точно, надёжно и своевременно. И каждый человек в этом отлаженном механизме делает свою работу.

Вместо послесловия

Работа оператора и курьера в чём-то похожа на труд бармена. За день через тебя проходит не один десяток людей, и у каждого своя история. И хотя времени на разговоры по душам в отделении нет, ты оказываешься причастен к человеческим радостям или горестям. Посылки из простого способа передать вещи стали ниточкой, которая связывает родных людей на расстоянии. Тут и родительская любовь, щедро расфасованная в банки с вареньем, согревающая вязаными свитерами и носками. И привет из детства, от дворовых друзей, с которыми не виделся сто лет. И помощь молодым родителям, вылетевшим из гнезда и осевшим на тысячу километров восточнее. Кто-то отправляет ненужные вещи в новую жизнь, расчищая в квартире место для новой мечты. Это всегда больше, чем просто коробка с вещами. Это чьи-то чувства, и их нужно беречь.

Это, пожалуй, главное правило, которое я усвоил в Boxberry, — бережно относиться к каждой посылке. А еще самому захотелось отправить друзьям реальные, а не виртуальные подарки: я уже и забыл, когда делал так в последний раз. Приятели у меня в разных городах, и хорошо, что у Boxberry больше 3500 отделений по всей стране. И в очередях стоять не надо (за весь день моей работы ни разу не скопилось очереди). Оформишь документы онлайн, упаковку бесплатно дадут в отделении — останется только принести посылку и оплатить доставку. Пять минут и готово!

В общем, отправляйте посылки, поддерживайте связи и ловите скидку от меня в подарок. Я её заработал для вас.
До конца лета в честь юбилея Boxberry дарит
19% СКИДКУ НА ОТПРАВКУ ПОСЫЛОК*
по промокоду «ЮБИЛЕЙ».
*промокод действует до 31.08.2020, предложение распространяется только на посылки
физических лиц, исключая отправления с площадок частных объявлений.
Текст: Себастьян Лукьянов, Наталья Веснина
Дизайн, верстка: Людмила Филатова
Made on
Tilda