Александр зюзяев

ДВИГАТЕЛЬ ПРОГРЕССА

От «Лебедя» до евростандартов:
ярославский «Автодизель» празднует столетний юбилей
В этом году Ярославский моторный завод «Автодизель» отмечает вековой юбилей. Круглая дата пришлась на сложное время: производители транспорта переживают не лучший период. За 2015 год продажи автобусов упали на 23%, легких коммерческих автомобилей – на 37%, грузовиков – на 44%. Но интересный факт – спрос на двигатели Ярославского моторного не изменился. Более того, на сегодня главная головная боль руководства предприятия – органичное наращивание мощностей. В чем причина производственного ренессанса на «Автодизеле», который сейчас принадлежит российскому предпринимателю Олегу Дерипаске, и какие перспективы ждут компанию со столетней историей?
ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ РЕНЕССАНС
Предприятия, существующие более ста лет, – в России редкость. Беспокойная отечественная история: смена политических режимов и экономических циклов, не способствовала столь долгой жизни заводов и фабрик. Из тех, что уцелели, многие демонстрируют безрадостный вид и смутные перспективы: в нескончаемых цехах громоздятся станки с советской аббревиатурой, не торопясь перемещаются пожилые рабочие в заскорузлых спецовках, в коридорах заводоуправлений царит запах старости. Но все это не про ярославский «Автодизель», входящий в «Группу ГАЗ», крупнейший российский холдинг по производству грузовиков и автобусов.

Константин Рухани
Директор дивизиона «Силовые агрегаты» «Группы ГАЗ»

«Вековой юбилей мы встречаем без ощущения возраста. «Автодизелю» есть чем гордиться не только в прошлом, но и в настоящем. К 100-летнему юбилею мы подошли, вооружившись самыми современными технологиями, поэтому мы уверены и в перспективах развития центра российского дизелестроения, которым за последние годы стал наш завод».
В результате получился, по мнению экспертов, один из лучших дизельных двигателей не только в России, но и в мире.

«Это наш собственный продукт, хотя в его доводке участвовали, например, представители австрийской инжиниринговой AVL, одной из самых известных в мире, а также ряд других инжиниринговых компаний. При этом разработка является полностью российской интеллектуальной собственностью. Двигатель прошел сертификацию на соответствие стандарту «Евро-4» и «Евро-5». После небольшой доработки он будет соответствовать стандартам «Евро-6», что откроет нам выход на европейский рынок».

Константин Рухани
Директор дивизиона
«Силовые агрегаты»
«Группы ГАЗ»

Автоматизация — 90 процентов

Создание моторов 530-й серии началось еще в 1995 году, когда уже было понятно, что будущее – за рядными двигателями. Потенциал разработки был очевиден, но требовал немалых инвестиций. Да и экономическая ситуация в стране не располагала к лишним тратам: кризисы накатывали один за другим, банковские кредиты для инвестиций (как, впрочем, и сейчас) неподъемно дороги, введение новых экологических стандартов неоднократно откладывалось. У автозаводов не было стимула закупать более современные двигатели. Проще было производить имеющиеся моторы (благо линейка уже на тот момент была внушительная)...
В такие моменты становится понятна роль личности в истории. Пусть даже в истории конкретного предприятия. В начале 2000-х «Автодизель» присоединился к машиностроительным активам предпринимателя Олега Дерипаски, куда уже входил Горьковский автомобильный завод. Именно эти предприятия впоследствии стали основой для создания «Группы ГАЗ». Дерипаска с самого начала сделал ставку на развитие новых технологий и создание инновационных разработок на моторном заводе. Именно он поставил вопрос о разработке новых отечественных двигателей и строительстве суперсовременной площадки для производства ЯМЗ-530. Он же и собрал команду менеджеров, которым был по плечу такой масштабный проект, отправил специалистов учиться на европейские инжиниринговые предприятия, вложил средства в строительство. В итоге было построено самое современное не только в России, но и в Восточной Европе производство двигателей для коммерческого транспорта.
Линейка двигателей ЯМЗ: диапазон мощности от 130 до 800 л.с.

«На производстве 530-х двигателей доля автоматизации
достигает 90%. Влияние человеческого фактора сведено к минимуму еще при проектировании завода. Здесь работает не очень большой коллектив – около 300 человек, но все они высококвалифицированные специалисты.
Почти все наладчики и рабочие имеют высшее образование
»
.

Руслан Греков
Директор проекта средних рядных двигателей «Автодизеля»
На производстве установлено оборудование известнейших в мире производителей: Grob Werke, Heller, Thyssen Krupp Krause, Liebherr, JW Froehlich, Durr Ecoclean, Carl Zeiss и других.

«На этапе запуска проекта рабочие и специалисты прошли стажировку в ведущих европейских компаниях. В мире всего три-четыре завода с сопоставимым уровнем технологий. Когда к нам приезжают немецкие специалисты, они говорят, что такое оборудование превосходит оснащение даже ряда европейских предприятий».

Руслан Греков
Директор проекта средних рядных двигателей «Автодизеля»

В три смены,
семь дней в неделю

Двигателями ЯМЗ-530 комплектуются российские автобусы и грузовики – среднетоннажные автомобили нового поколения «ГАЗон NEXT» производства Горьковского автозавода, грузовики высокой проходимости «Урал», автобусы ЛИАЗ и ПАЗ, белорусские грузовики МАЗ. В числе потенциальных потребителей новых моторов – более 20 предприятий на территории СНГ.
Всего за три года производство двигателей ЯМЗ-530 достигло объема более 15 тысяч в год. Конвейер не останавливается даже ночью: производство ведется в три смены семь дней в неделю. Сейчас руководство предприятия изучает возможности роста производственных мощностей.

«По оценкам запросов потребителей, в 2017 году у нас будет
спрос более чем на 20 тысяч 530-х моторов, в 2018-м – почти
на 30 тысяч. Возможности двигателя изучают как производители комбайнов, так и судовой техники, что говорит об очень
широких его возможностях
»
.

Руслан Греков
Директор проекта средних рядных двигателей «Автодизеля»
Поначалу двигатель практически полностью состоял из зарубежных комплектующих. Со временем моторостроителям удалось их частично заменить отечественными: если в начале года доля импорта в двигателе достигала 30%, то к концу года ее планируется сократить до 15%, что приведет к снижению его себестоимости на 25 – 30%.

Так, двигатели ЯМЗ-534, поставляемые на Горьковский автозавод (также входит в «Группу ГАЗ») для автомобилей «ГАЗон NEXT», комплектуются блоком цилиндров, коленвалом, распределительным валом и турбокомпрессором российского производства. При этом отливки блока цилиндров уже локализованы на Горьковском автозаводе (в планах – локализовать и отливки головок блока цилиндров). ЯМЗ активно сотрудничает и с Ярославским заводом дизельной аппаратуры «Группы ГАЗ», подтверждая, что настоящая синергия в семье компаний – это мощная сила. Автозаводы совместно запускают серийное производство топливных насосов высокого давления типа Common Rail экологического класса «5» для двигателей ЯМЗ-530. Причем в конструкцию топливных насосов заложена возможность обеспечения норм и «Евро-6». Отечественная разработка стоит значительно дешевле зарубежных аналогов.

«Это важный проект не только для завода дизельной аппаратуры,
но и для всей российской отрасли двигателестроения.
До сегодняшнего дня российские производители дизелей использовали системы типа Common Rail, включающие топливные насосы высокого давления исключительно импортного производства».

Константин Рухани
Директор дивизиона
«Силовые агрегаты»
«Группы ГАЗ»
Эксперты говорят, что, помимо снижения себестоимости моторов, локализация компонентов позволит сократить зависимость экономики предприятия от колебаний валютного курса, модернизировать мощности и увеличить объемы производства на предприятиях российских поставщиков.
Руководство завода обращает внимание: качеством в угоду цене не жертвуют.
«Наши клиенты уже убедились в высоком уровне технических характеристик и качестве двигателя, эти стандарты остаются приоритетом для нас. В связи с этим мы очень тщательно подходим к локализации комплектующих. Например, один российский производитель предложил нам поршни с хорошими характеристиками, но они были чуть хуже применяемых. Теоретически мы могли их устанавливать начиная с марта этого года. Но мы сказали – не устраивает. Потратили время на доведение их до нужных характеристик, провели через серию испытаний и с лета начали устанавливать на наши двигатели. Зато теперь у нас точно нет сомнений в их качестве».

Константин Рухани
Директор дивизиона
«Силовые агрегаты»
«Группы ГАЗ»

По стандартам «МЕРСЕДЕСА»

Мы уже говорили, что иностранные специалисты на производство Ярославского моторного завода заглядывают часто. В том числе и потому, что в цехах по производству ЯМЗ-530 собирают двигатели для микроавтобусов и фургонов Mercedes-Benz Sprinter (сами машины выпускают на Горьковском автомобильном заводе). Работы организованы в рамках контрактной сборки, при этом производство базовых компонентов локализовано в Ярославле.

«В 2011 году мы приняли решение о производстве в России Sprinter T1N и современного дизельного двигателя. Все аналитические исследования сводились к одному выводу: «Автодизель» проявил себя как наиболее подходящий кандидат с практическими навыками производства двигателей. Еще одним аргументом в пользу компании говорил тот факт, что при строительстве нового производства двигателей серии 530 «Автодизель» накопил большой опыт взаимодействия с международными поставщиками высококачественного оборудования и профессиональными менеджерами проектов для успешной реализации запуска».

Сорен Хезе
Генеральный директор по направлению производства, оптовых продаж, маркетинга и послепродажного обслуживания малотоннажных автомобилей компании «Мерседес-Бенц РУС»
Топ-менеджер «Мерседеса» отмечает сплоченность команды Ярославского моторного завода, которой удалось «реализовать проект в рекордно короткие сроки».
16 ноября 2012 года стороны подписали договор о сотрудничестве. Зимой 2012–2013 годов подготовили чертежи производства, началась перевозка и установка оборудования (линия сборки – целиком из Мангейма). Команда моторостроителей на восемь недель выезжала на производство в Мангейм, где на заводе двигателей училась сборке агрегатов с нуля. И уже в мае 2013 года начали сборку первых двигателей.

«Автодизель» производит все двигатели и компоненты к ним с учетом высоких стандартов качества Mercedes-Benz. Более того, некоторые детали уже начали изготавливать на экспорт. Головки блоков цилиндров, блок цилиндров идут как на производство по восстановлению двигателей, так и как запчасти для сбыта. Ярославль стал единственным источником этих запчастей для двигателя OM 646. Я горд достигнутыми результатами и всегда рад вновь увидеть нашу общую команду, ведь производство дизельных двигателей OM 646 навсегда останется нашим совместным детищем».

Сорен Хезе
Генеральный директор по направлению производства, оптовых продаж, маркетинга и послепродажного обслуживания малотоннажных автомобилей компании «Мерседес-Бенц РУС»

Первый «Лебедь»

Вернемся на столетие назад. В Европе полыхает Первая мировая война. К осени 1915 года русские войска отступили из Польши и едва сдерживают немцев на подступах к Минску и Риге. К тому времени кризис снабжения русской армии достиг максимума. В газетах то и дело мелькает угрожающая фраза «снарядный голод». В конце года император Николай Второй подписывает пакет указов, предписывающих создать ряд оборонных производств. На государственные кредиты планировалось построить пять автозаводов с программой выпуска 7,5 тысячи машин в год.
Как вы уже догадываетесь, один из заводов основали в Ярославле. Проект возглавил известный русский промышленник Владимир Лебедев, к тому времени много сделавший для развития авиации в России. Производство запустили в октябре 1916 года. В Ярославле планировалось развернуть сборку легковых и санитарных автомобилей, прототипом для которых послужил «британец» марки Crossley. На свет появился всего один «Лебедь» (именно так, в честь Владимира Лебедева), но принято считать, что произвели его за пределами России. Ведь английское оборудование в страну так и не поступило. Большевики, пришедшие к власти после революции, достроили цеха и наладили в них ремонтное производство. А в середине 1920-х здесь приступили к разработке собственной техники.


Одной из первых разработок стал двухэтажный троллейбус ЯТБ-3 Ярославского государственного автозавода №3 — наш ответу красному даблдеккеру, который считается символом Лондона.

К тому времени в Ярославле выпустили и первый отечественный грузовик Я-3 грузоподъемностью 3 тонны (а затем 4-х, 5-и и даже 8-тонники), самосвал ЯС-1, троллейбусы семейства ЯТБ и автобусы марок ЯА-1 и ЯА-2. Разработали немало экспериментальной техники, которая в серию не пошла. В том числе «безразмерный» автобус ЯА-2 вместимостью до 100 пассажиров, на котором впоследствии проводились экскурсии для гостей Москвы.
Здесь появились опытные образцы первого отечественного дизельного двигателя «Коджу» (название появилось из сокращения имени Коба Джугашвили). Выполненный с широким использованием алюминиевых сплавов двигатель конструкции, разработанный известным советским ученым Николаем Брилингом, отличался передовыми характеристиками и надежностью. В декабре 1933 года моторы подверглись первому серьезному испытанию – пробегу из Ярославля в Москву и обратно. В нем участвовали десять грузовиков Я-5: шесть дизельных (два с «Коджу», четыре с иностранными дизелями) и четыре бензиновых.
«Два первых дизельмотора, построенных на Ярославском автозаводе, с честью выдержали испытания, – писал журнал «За трактор и автомобиль». – Идя при семиградусном морозе со средней скоростью 32 км/ч, машины, оборудованные советским дизелем, пришли к финишу без единой вынужденной остановки в пути. Дизельмоторам двух заграничных марок это испытание оказалось не под силу, и по дороге они выбыли из строя. Уже один этот факт говорит о преимуществе нашей конструкции».
Спустя несколько месяцев прошел еще один конкурс в форме пробега «Москва – Тифлис – Москва» протяженностью свыше 5000 км и последовавших лабораторных исследований. Маршрут выбрали, исходя из наибольшего разнообразия дорожных и климатических условий. 15 компаний из восьми стран мира установили свои моторы, грузовики двигались по нескольким типам дорог: шоссейной, грунтовой, горно-грунтовой и горно-шоссейной. По результатам пробега по запуску ярославский мотор занял первое место, по расходу топлива – второе. Результат великолепный!


«Папа» МАЗа и КрАЗа

А потом снова пришла война. В 1941 году накопленные за предыдущие годы наработки позволили довольно быстро перепрофилировать завод на выпуск продукции для военных нужд: предприятие выпускало гусеничные тягачи ЯАЗ для перевозки артиллерии, автоматы, гранаты. На заводе провели реконструкцию, установили американское оборудование по производству дизельных двигателей. В послевоенные годы ярославцы разработали несколько видов техники и дизельных моторов, за которые завод неоднократно награждался орденами, а его руководство и конструкторы – государственными премиями.
По сути, история Ярославского моторного завода – это определенные вехи в развитии всего российского автомобилестроения. Ряд известных на постсоветском пространстве автомобильных заводов фактически обязан своим появлением и развитием именно «Автодизелю». Ярославль выступил научно-внедренческой площадкой, где получили жизнь популярные марки автомобилей, переданные в рамках кооперации на другие заводы Советского Союза. Например, в середине прошлого столетия производство ярославских грузовиков серии ЯАЗ-200 перешло на Минский автозавод (впоследствии под новым именем МАЗ-200 выпустили 230 тысяч экземпляров всех модификаций), а трехосный ЯАЗ-210 многие годы производили на Кременчугском автомобильном заводе (сначала назывался КрАЗ-219; выпуск созданного на его основе КрАЗ-257 и модернизированных моделей завершился только в 1994 году). А ярославский завод с 1958 года стал специализироваться на выпуске силовых установок: двигателей, коробок передач и сцеплений.


Эпоха технического романтизма

Сегодня Ярославский моторный завод «Автодизель» – международный бренд, знак качества со своей уникальной историей и перспективами развития. Само слово «двигатель» означает отлаженный рабочий механизм с множеством деталей. Но ведь за этим механизмом стоит труд его создателей и основы уникальной инженерно-конструкторской школы.

«В советские времена на Ярославском моторном заводе в среднем разрабатывался один двигатель в год. Это давало опыт, который чрезвычайно важен в нашей работе. По инерции в таком темпе мы прошли середину 90-х, когда Советского Союза уже не стало. Но затем экономические реалии взяли свое, к началу 2000-х отрасль оказалась в застое, и было непонятно, нужны ли кому-то будут наши отечественные разработки».

Дмитрий Мокроусов
Главный конструктор, директор инженерно-конструкторского центра ЯМЗ
Оказалось, что разработки нужны. А сегодня с учетом программы импортозамещения, которую государство объявило в ответ на санкции, стратегическое значение ЯМЗ для развития машиностроительной отрасли трудно переоценить.
После вхождения завода в структуру «Базового Элемента» инженерно-конструкторскую школу возродили. Сейчас завод тесно сотрудничает с вузами Ярославля и области, выпускники которых регулярно проходят здесь практику, принимают участие в заводских научно-технических конференциях, а по окончании учебы многие приходят сюда работать. Но, разумеется, к советскому конвейеру по разработке новых двигателей, многие из которых так и не становились серийными, предприятие уже не вернулось. Сейчас инженеры и конструктора новые моторы выпускают более адресно.

«Это серьезный процесс, эволюционный, который позволяет нам создать определенный задел на десятилетия вперед. Вторая половина 90-х годов была временем технического романтизма: развитие топливной аппаратуры могло пойти по нескольким направлениям. Победила более эффективная и прагматичная система, которая позволяет с помощью набора унифицированных конструктивных и технологических решений закрыть потребности для производства огромного количества техники».

Дмитрий Мокроусов
Главный конструктор, директор инженерно-конструкторского центра ЯМЗ
Удачный пример – все те же двигатели 530-й серии. На его базе инженерно-конструкторский центр «Автодизеля» при поддержке европейских коллег создал первый отечественный двигатель, работающий на природном газе метане. Сейчас запускается его производство. Причем газовый ЯМЗ-530 сохранил все технические и потребительские преимущества дизельного «родителя» – высокую мощность, экономичность и надежность.

Приобретение лицензии у Renault Trucks заложило фундамент еще одного семейства рядных двигателей ЯМЗ. Столетие завода совпало с десятилетием проекта ЯМЗ-650.
В течение десяти лет совместными усилиями конструкторов, технологов и производственников происходит все большее расширение модельного ряда таких двигателей с одновременной локализацией компонентной базы. Ярославские конструкторы сумели не только адаптировать французский двигатель к технике потребителей «Автодизеля», но и постоянно совершенствуют конструкцию для снижения выбросов вредных веществ. Современный двигатель ЯМЗ-653 уже отвечает экологическим требованиям «Евро-5».
Не забывают на ЯМЗ и о многочисленном семействе V-образных двигателей, которые до сих пор считаются главным продуктом Ярославского моторного завода. За десятилетия производства они существенно улучшены. Мощность многих моделей двигателей увеличена в полтора, а то и в два раза. Да и по надежности трудно найти им замену — отдельные модели преодолевают до миллиона километров.

«В 240-е двигатели сырую нефть заливаешь, и техника едет. Похожая ситуация и с другими нашими моторами. Несколько лет назад кубинцы попросили поставить отечественные автобусы с иностранными моторами. Через полгода практически вся партия автобусов встала. Не удалось моторам мирового бренда приспособиться к кубинскому топливу. В итоге меняли их на наши двигатели».

Сергей Федоров
Директор по продажам «Автодизеля»
Как на этапе разработки, так и уже во время производства двигатели ЯМЗ проходят многоступенчатые испытания. Заменили одну из деталей в моторе? Впереди сотни часов работы на стенде. Причем опробовать могут как двигатель целиком, так и отдельный узел. В испытательном центре – постоянный шум: одновременно работает (зачастую на максимальных оборотах) не меньше трех двигателей.

«В 90-е испытательные стенды нам разрабатывало НПО «Энергия», которое делает космические ракеты. Сейчас мы закупаем самые современные испытательные стенды за рубежом».

Алексей Курилов
Главный конструктор по испытаниям двигателей ЯМЗ
А еще двигатели ЯМЗ на протяжении многих лет проходят суровые испытания в реальных условиях автомобильных гонок. Ярославский моторный завод обладает многолетними наработками по созданию моторов для гоночных автомобилей. Машины команды «Камаз-Мастер», оснащенные V-образными спортивными двигателями ЯМЗ, десятикратно становились победителями трансконтинентального ралли-марафона «Париж–Дакар». «ГАЗоны NEXT» со спортивными двигателями семейства ЯМЗ-530 преодолевают тяжелейшие этапы чемпионатов России по ралли-рейдам, неизменно приводя свои команды к победам.

Полный «Кайдзен»

Присоединившись к «Группе ГАЗ», «Автодизель» живет по стандартам холдинга, которые внедрил на всех своих предприятиях Олег Дерипаска. Производственная система основана на японской философии постоянных улучшений «кайдзен». Благодаря чему на предприятиях группы удалось в четыре раза повысить производительность труда.

Андрей Матюшин
Генеральный директор «Автодизеля»

«У людей изменилось мировоззрение. Оказалось, что эффективность работы предприятия зависит не только от руководства, но и от рядовых сотрудников. Рационализаторство поощряем материально. Но и факт участия в жизни предприятия играет немалую роль. Например, в 2016 году необходимо было унифицировать производство коленвалов на шести- и восьмицилиндровые двигатели старого семейства.
На протяжении многих лет их производили на разных потоках, но это было неэффективно. Руководитель вовлек в проект персонал, получил 68 предложений.
В результате предприятие освободило 3 тыс. метров площади, производительность выросла на 13%, а потребление энергоресурсов снизилось на 15%».
Конечно, устоявшиеся привычки – камень преткновения. Люди боятся перемен. Для исключения этого барьера на предприятии регулярно проводят обучение. При этом учатся принципам производственной системы не только мастера, бригадиры и рабочие, но и все руководители предприятия. Отличие от рацпредложений советского периода – отсутствие множества бумаг и согласований, минимальный срок между предложением, внедрением и поощрением за него. Человек сразу видит эффект от внедрения своей идеи.
Внимательное отношение к персоналу влияет и на рабочую атмосферу.


«Мы регулярно проводим опрос, который отражает все аспекты жизнедеятельности заводчан. По последним данным, 79% персонала удовлетворены работой на заводе. Это очень хороший результат. Причем мы прислушиваемся к пожеланиям и каждый год улучшаем условия работы».

Андрей Матюшин
Генеральный директор «Автодизеля»

100 лет — 100 добрых дел!

Юбилейный год должен оставить добрую память, а значит, и добрые дела. На предприятии решили: пусть главным событием года станет волонтерский марафон, когда каждый сотрудник Ярославского моторного завода и Ярославского завода дизельной аппаратуры сможет получить поддержку для своей доброй идеи. Первым общим проектом для всех предприятий «Группы ГАЗ» стал волонтерский проект «Подари тепло детям». Как отметил один из его участников Андрей Фролов, главный инженер «Автодизеля», волонтерство нужно не только тем, кто нуждается в помощи, но и нам самим – тем, кто хочет помогать.
Марафон так и назвали: «Сто лет — сто добрых дел!». С этой целью заводчане объединяются в команды, создают свои социальные проекты и получают поддержку для их воплощения. Идей немало — это открытие мемориальных досок заводчанам — героям труда на территории завода и в городе, присвоение заводским улицам и площадям исторических названий, велосипедные марафоны, экологические субботники, помощь для детей-сирот и ветеранов, благотворительная выставка предметов личного творчества и многое другое.
...Так что 100 лет — это только начало большого пути. По крайней мере для такого лидера российского дизелестроения, каким сегодня является Ярославский моторный завод.
АВТОР ТЕКСТА: Александр ЗЮЗЯЕВ
ВЕРСТКА: Анастасия БОНДАРЕВА
ФОТО: Предоставлены ЯМЗ
Made on
Tilda