75 лет Великой Победы:
Что есть «священная война»

Как сочетаются патриотизм и православие? И что означает выражение «священная война»?
С праздником!
Обращение митрополита Новосибирского и Бердского Никодима
Никодим, митрополит Новосибирский и Бердский, глава Новосибирской митрополии.
Дорогие братья и сестры, многоуважаемые наши ветераны!
Поздравляю вас с Днем Победы - этот праздник самый главный для нас! В нем воплотилось счастье Победы, гордость за Родину, боль утрат и сила человеческого духа.
Поколение победителей всегда будет для нас примером мужества и беззаветной любви к Отечеству.
Мы преклоняемся перед вашим подвигом, уважаемые ветераны! В день 75-летия Победы в Великой Отечественной войне желаю вам здоровья и долголетия, мира, счастья и благополучия каждому дому.

С Днем Победы! Христос воскресе!

Что есть «священная война»

АВТОР
Валентина НЕПОМНЯЩАЯ
Священнослужители Новосибирской митрополии рассуждают о любви к Родине, откуда она возникла и как расцветает в потомках.
Май - время рождения; время, когда все живое вновь обретает краски. Для нашей страны май - еще и время священное, когда в наших сердцах с новой силой расцветает любовь к Отечеству.
Можно долго и много говорить о важности патриотизма, но измерить ли чувство радости от Великой Победы этим сухим словом?
Как воспитать, сохранить, приумножить любовь к Отечеству?

Об этом мы побеседовали с протоиереем Новосибирской митрополии Русской Православной Церкви Дмитрием Полушиным и настоятелем архиерейского подворья в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница» на станции Мочище протоиереем Андреем Федоровым.

- Отец Дмитрий, как сочетаются патриотизм и православие? Что означает выражение «священная война»?

- «Священная война» - строки из великой песни, с которой наш народ встретил Великую Отечественную войну. Это одна из бесчисленных войн. Но всего две войны названы Отечественными. Отечественная война 1812 года, когда западный мир ополчился против России, выдвинул своего лидера Наполеона, и Великая Отечественная война. Снова западный мир вооружает Гитлера, толкает его на уничтожение России. Вся Европа шла воевать с нами. Костяк вермахта составляли немцы, но там были и венгры, и австрияки, и чехи, и поляки.

Что они от нас хотят? Почему для нас война Отечественная? Почему она священная? Защита Отечества - священный долг. Так было сказано даже в советской Конституции. Сегодня в гимне звучат такие слова: «Священная наша держава, хранимая Богом родная земля». И патриотизм без понятия «священный» просто невозможен.

«Патриотизм» - слово нерусское. «Патер» - отец, Отечество. А откуда пришло слово «Отечество»? Из Евангелия. Посмотрите, цитата из послания апостола: «Преклоняю колени перед Отцом моим небесным, от Которого именуется всякое Отечество как на небе, так и на земле». Есть Отечество небесное, которого мы, в лице своих прародителей Адама и Евы, были лишены. И на протяжении всей человеческой истории мы пытаемся туда вернуться. Свое земное Отечество человек строит по образцу Отечества небесного - иначе не получается, все разрушается и гибнет. Результат возможен, только если это строительство идет на основании Заповедей Божиих.

Священное - это то, что мы должны защищать. Отечество - святыня. Мы ценим наше отношение друг к другу. Мы ценим человека настолько, насколько он добр, честен и справедлив. Если мы хотим иметь добрые отношения с окружающими, родными и близкими, то изливаем на них свою любовь. Мы любим и заботимся о них. Любовь - это мне? Нет. Любовь - это я. Когда я готов что-то делать во имя любви.

- Как считаете, сегодня смысл выражения «священная война за Отечество» понятен всем? И для чего нужно это понимание?

- Святыни все больше уходят из нашей жизни - остаются ценными только материальные вещи. Говорить о любви к Отечеству, когда ты не умеешь жить ради этого Отечества, просто невозможно. Мы любим потреблять жизненные блага от своего Отечества. А положил ли ты туда что-то? Любить Отечество, не понимая святынь и наших духовно-нравственных традиций, которые давно сформировались, невозможно. Если мы это отвергнем, Россия перестанет быть Россией. Поэтому свои святыни нужно знать, сохранять и следовать им. Любовь без святости невозможна. И любовь к Отечеству без святости тоже невозможна.
Рыженко Павел «Победа Пересвета» 2005 г.

- Отец Андрей, тема наследия и наследников - одна из вечных тем для нашего государства. Как вы считаете, Церковь может помочь сохранить мир на земле? Почему с духовной, православной точки зрения важно не забывать свои корни, дедов, которые воевали за нашу свободу?

- Пятая заповедь говорит: «Чти отца и мать, и добро тебе будет, и долголетен будешь на земле». Что же будет в противном случае? Жизнь будет короткая и ужасная. Ничего удивительного и мистического в этом нет. Дети, видя наше отношение к нашим родителям, воспроизведут его к нам же самим. Если мы заботимся о родителях, почитаем их и бережем, то есть надежда, что дети отнесутся к нам так же. Продолжительность жизни в разных странах зависит от отношения к старшим. Высокая продолжительность жизни - в Китае, несмотря на относительную бедность, в Японии и других странах, где почитают родителей. И нам очень важно почитать своих родителей, дедушек, бабушек, прародителей, почитать их пример и их жизнь. Мы живем благодаря их жизни.

Сейчас же все построено на эгоизме и комфорте. Даже для того, чтобы в семье появился ребенок, молодые люди ожидают решения финансовых вопросов и проблем с жильем. Если бы наши бабушки и дедушки ждали, пока закончится разруха, прекратится голод и будут восстановлены города, то нас с вами не было бы. Поэтому сейчас мы можем вернуть сыновний долг нашим прародителям, заботясь о них. Они не пожалели свои жизни, а мы можем не пожалеть своего времени. Бог заповедовал Адаму хранить и возделывать рай. И День Победы - это как раз тот день, когда мы во всей полноте можем выразить свою любовь к родным и близким. Они не жалели свои жизни и отдавали их, чтобы мы жили сейчас. Этот день важен для нас, как и другие родительские дни, которые отмечаются в Церкви. Когда мы вспоминаем своих усопших родственников, мы утверждаем себя в вере, что у Бога мы все живы, смерти нет, и нас ожидает вечность. Наши усопшие родные побеспокоились о нас, создавая нашу жизнь и передавая опыт. Мы сейчас можем побеспокоиться о них, вознося Богу молитвы. Умершим грешникам наши молитвы помогают улучшить их загробную участь. Молитвы за праведников - наших бабушек и дедушек, которые отдавали силы ради Великой Победы, - вернутся к нам сторицей. Не столько мы помолимся за них, сколько они помолятся за нас. Чтобы Бог дал нам разум, терпение, взаимную любовь и силы творить добро.

Пасхальная радость
Победы 1945 года

Слово «Пасха» в духовном смысле означает «спасение».
Пасха Христова - это праздник спасения, которое стало возможным благодаря страданиям Иисуса Христа на Голгофе и Его славному Воскресению.
Поэтому у православных христиан праздник Пасхи называется также Светлым Христовым воскресением.
Каждый воскресный день Церковь Христова обновляет нам пасхальную радость. Вот почему выходной праздничный день на деле имеет пасхальное название - воскресенье!
В воскресный день 22 июня 1941 года ранним утром гитлеровские войска вторглись на территорию нашей Родины и для нашей страны началась война, равной которой не было во всей мировой истории. Историки назвали ее Второй мировой, а мы чаще всего именуем Великой Отечественной войной.
Отечественной - потому что наши воины защищали свое родное Отечество.
Между тем, если заглянуть в «Православный церковный календарь», день 22 июня 1941 года не был рядовым воскресным днем. В этот день Русская Православная Церковь совершала празднование в честь Всех Святых, в земле Российской просиявших. И именно в этот день, когда Богом хранимая Святая Русь славила всех своих Небесных Покровителей, безумный Гитлер решил напасть на нашу страну!
Фото: www.genstab.ru
В первые же дни войны составилась патриотическая песня, ставшая своеобразным гимном защиты Отечества, - «Священная война».


Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой
С фашистской силой темною,
С проклятою ордой!

Пусть ярость благородная
Вскипает, как волна.
Идет война народная,
Священная война!

Для Гитлера Вторая мировая война, как мы знаем, закончилась бесславно. Для нашей страны Великая Отечественная война завершилась Победой. Наша доблестная армия не только изгнала фашистов с территории своей страны, но и освободила Европу, помогла всему миру избежать фашистского ига.
В страшные военные годы для всех стало очевидным, что, кроме оружия в руках, защитникам Отечества и труженикам тыла нужна вера.
Без веры в помощь Божию выстоять нашему народу и победить в этой кровопролитной войне было практически невозможно. Поэтому в годы войны многие люди вновь стали ходить в церковь, чтобы иметь возможность молиться за фронтовиков, а также поминать тех, кто на поле брани положил свою жизнь.

«Времена, когда молятся все» - так назван замечательный фильм о патриотическом служении Русской Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны.

В самый же первый день войны, 22 июня 1941 года, Русская Православная Церковь не просто призвала весь наш народ встать на защиту Родины, но и указала примеры доблестной защиты Отечества. Такие примеры Россия являла в лице святых князей - Александра Невского и Дмитрия Донского, величайших патриотов России - Козьмы Минина и Димитрия Пожарского, выдающихся полководцев земли Русской - Александра Суворова, Михаила Кутузова и славного русского флотоводца адмирала Федора Ушакова. Все эти герои России были не только прекрасными военачальниками, но и глубоко верующими православными людьми, больше своей жизни любившими Россию.

Фото: www.genstab.ru
В страшные годы Великой Отечественной войны Россия не могла не вспомнить о святых защитниках Отечества минувших веков. По призыву Русской Православной Церкви миллионы верующих приняли участие в сборе средств для создания воздушной эскадрильи «Александр Невский» и танковой колонны «Димитрий Донской».

А желание бойцов с честью пронести на своих самолетах и танках имена святых Александра Невского и Димитрия Донского не ослабевало до победного окончания войны.

В годы Великой Отечественной войны также были восстановлены боевые ордена и медали в честь святого Александра Невского, маршала Кутузова, адмирала Ушакова и других прославленных полководцев. Многие бойцы летной эскадрильи «Александр Невский» и танковой колонны «Димитрий Донской» получили эти славные награды за победу над врагом.

Обращение к вере и Церкви воодушевляло как защитников Отечества, так и самоотверженных тружеников тыла. Много героических страниц вписали в летопись Победы священнослужители Русской Православной Церкви, монахи и благочестивые прихожане православных храмов России. Православные приходы активно помогали партизанам.
На оккупированных фашистами территориях православные храмы были зачастую единственным местом, где наши граждане могли собираться без разрешения полицаев. После победоносного завершения Великой Отечественной войны некоторые солдаты и офицеры прямо с фронта возвращались в храмы и монастыри, чтобы дальнейшую свою жизнь посвятить церковному служению.


В 1945 году Пасха Христова Русской Православной Церковью праздновалась 6 мая. А 6 мая - день, когда Церковь совершает память одного из наиболее почитаемых православных святых - Георгия Победоносца. День Победы - 9 мая 1945 года - пришелся на среду Светлой пасхальной недели. Так радость Великой Победы слилась с величайшей пасхальной радостью.

9 мая 1945 года глава Русской Православной Церкви Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий I (Симанский) в своем послании писал: «Только ли сознание радости несет Победа? Она несет также сознание обязанности, сознание долга, сознание необходимости усилить труд, чтобы закрепить Победу, чтобы сделать ее плодотворной. Бог мира да продолжит благословения Свои на родную землю нашу!»

Святой Георгий Победоносец.
6 мая 1995 года в Москве на Поклонной горе был освящен православный храм во имя святого Георгия Победоносца. Этот храм является ныне лучшим напоминанием о пасхальной радости Победы 1945 года. Весьма символично, что святой Георгий Победоносец изображен на Государственном Гербе России.

Каждый великий День Победы отечественной истории в сознании защитников родной земли сливался с великой пасхальной радостью: «Сей день, его же сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь» (Псалом 117, стих 24). В переводе на современный литературный русский язык этот пасхальный стих читается так: «Этот день сотворил Господь: будем радоваться и веселиться в этот день!»
По материалам учебно-методического пособия для школ, гимназий и лицеев «Неизвестное величие России».

Память поколений:
Солдат по имени Церковь

…На протяжении столетий военные священнослужители воспитывали военнослужащих в любви к Богу, царю и Отечеству, в готовности защищать родную землю от супостата, укрепляли веру в правоту дела православного воина. В Красной армии военных священников не было, но вековые религиозные традиции жили.
Даже властители государства не утратили внутренней связи с православием. Известно, что в годы войны наш Верховный Главнокомандующий по окончании ночных кремлевских заседаний подолгу находился в Успенском соборе в одиночестве.

То, что маршал Г. К. Жуков - человек крещеный и верующий, в армии было известно. Хотя понятно, что в реалиях того времени он не мог себе позволить, как нынешний министр обороны Сергей Шойгу, всенародно наложить на себя крестное знамение перед началом парада в честь 70-летия Победы в Великой Отечественной войне.

Жуков был по рождению своему и воспитанию, по своему мировоззрению православным человеком, как православными были его солдаты, вместе с ним перед боем говорившие: «Ну, с Богом!»

Любопытный эпизод. В победном 1945-м Г. К. Жуков, не остерегаясь стукачей, посетил православный храм под Дрезденом, в котором затеплил лампадку у образа.

С тех пор она неугасимо горит и называется «лампадой Жукова».
О существовании религиозных традиций в народной среде свидетельствует тот факт, что в самые тяжелые дни Сталинградской битвы в осажденном городе богослужения все же проходили. В отсутствие священников бойцы и командиры ставили к иконам лампадки, сделанные из снарядных гильз, в том числе у иконы Богородицы ставил свою лампадку и командующий 62-й армией В. И. Чуйков.
«О, могущий! Ночь в день превратить, а землю в цветник. Мне все трудное легким содей. И помоги мне!» Эту молитву, написанную на клочке бумаги собственной рукой, отстоявший Сталинград и взявший Берлин Василий Иванович Чуйков всю войну носил… в партийном билете.

Маршал Советского Союза Борис Михайлович Шапошников всю жизнь оставался верующим человеком, веру свою не скрывал никогда, на его груди всегда был финифтевый образок Святителя Чудотворца Николая. Каждый день советского маршала начинался с молитвы. Он, бывший полковник Генштаба Русской императорской армии, руководил Генеральным штабом Красной армии в самое тяжелое время - с июля 1941 по май 1942 года. Он часами беседовал со Сталиным, и многие его советы (в том числе одеть войска в старую форму царской армии с золотыми погонами) были приняты.
Г. К. Жуков.
В. И. Чуйков.
Б. М. Шапошников
А. М. Василевский
Именно по рекомендации Бориса Михайловича на пост начальника Генштаба на смену ему был назначен Александр Михайлович Василевский, штабс-капитан Русской императорской армии, выпускник Костромской духовной семинарии, сын священника села Новопокровское Кинешемского района Ивановской области протоиерея Михаила Василевского и дочери псаломщика Надежды Ивановны.

Маршал Советского Союза Василий Иванович Казаков все молитвы помнил наизусть со времен церковно-приходской школы, которую окончил в 1911 году…

Для самих фронтовиков обращение высочайшего начальства к помощи Бога скоро перестало быть тайной. Огромное число старших офицеров, не говоря о простых солдатах, открыто молились перед боем. Запрет на религию на какое-то время перестал действовать. О Победе тогда молилась вся страна.

В годы войны правительство не допускало духовенство всех конфессий к деятельности среди военнослужащих. Несмотря на это, в частях служили лица духовного звания, по призыву или добровольно пошедшие на фронт, чтобы с оружием в руках защищать Родину.
Тысячи верующих и священнослужителей различных вероисповеданий самоотверженно сражались с врагом в рядах действующей армии, партизанских отрядах и подполье, являя собой пример служения Богу, Отчизне и своему народу. Многие из них пали на полях сражений, были казнены фашистами.

Представители православного духовенства принимали участие в боевых действиях. Иеромонах Пимен (Извеков), будущий Патриарх, начал свой боевой путь заместителем командира роты и завершил его в звании майора. Многие представители православного духовенства были награждены орденами и медалями. Среди них - диакон Б. Крамаренко (орден Славы трех степеней), клирик С. Козлов (орден Славы III степени), священник Г. Степанов (медаль «За отвагу»), митрополит Калининский Алексий (медаль «За боевые заслуги»), монахиня Антония (Жертовская) и др. Отец Василий Копычко, в годы войны партизанский связной, был удостоен медалей «Партизану Великой Отечественной войны», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг.», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг.»; священник Н. И. Куницын, гвардеец, воевал с 1941 года, дошел до Берлина, имел пять боевых медалей, 20 благодарностей от командования.

Протоиерей Валентин Бирюков на фоне храма в честь Сретения Господня в городе Бердске, 2017 г.
Солдатскую доблесть проявили священнослужители Новосибирской епархии.


Боевыми наградами был отмечен ратный подвиг старшего пономаря Александро-Невского собора Анатолия Алексеевича Михеева, архимандрита Макария (Реморова), архимандрита Нифонта (Глазова), протоиерея Александра Смолкина, протоиерея Алексея Осипова, протоиерея Валентина Бирюкова и других.
Постановлением Моссовета от 19 сентября 1944 года и от 19 сентября 1945 года около 20 священников московских и тульских церквей были награждены медалями «За оборону Москвы». За что же удостоены священнослужители воинских наград? В октябре 1941 года, когда враг подошел к стенам столицы, эти пастыри руководили постами противовоздушной обороны, принимали участие в тушении пожаров от зажигательных бомб, вместе с прихожанами осуществляли ночные дежурства…

Десятки столичных священников отправлялись на строительство оборонительных рубежей в Подмосковье: рыли окопы, строили баррикады, устанавливали надолбы, ухаживали за ранеными.

Церковь работала на Победу в самом широком диапазоне, от прямого участия верующих в боевых действиях, в партизанских отрядах, зафронтовой разведке до постройки на свои средства самолетов и танков и попечения о раненых.

…В окопах не бывает атеистов. Почти каждый наш фронтовик, воспитанный комсомолом и партией Ленина-Сталина, через 50 лет после войны признавался: они там, в крови и грязи, под угрозой смерти, верили в Бога. Факты свидетельствуют о том, что большое, если не подавляющее число воинов на фронтах Великой Отечественной войны были людьми верующими.
Редко у какого бойца на фронте не было с собой крестика или иконки, которыми потихоньку снабжали сыновей и мужей их матери и жены, отправляя на войну. До сих пор при обнаружении останков павших воинов находят кресты, складни и иконки…
Тысячелетняя православная Россия не могла враз отказаться от своей ВЕРЫ, несмотря на кажущиеся успехи атеизма.

Решающим фактором войны является не количество и качество оружия (хотя это тоже очень важно), а прежде всего человек, его дух, его способность быть носителем лучших военных традиций своего Отечества.

Советский Союз унаследовал народную энергетику тысячелетней православной традиции и одержал в середине XX века победу над самой страшной антинациональной и антиправославной силой, когда-либо в истории надвигавшейся на Русь.

Великая Отечественная война была войной не только в защиту социализма, его политической и экономической систем, марксисткой идеологии - это была война и в защиту ослабленной православной России, ее культуры, традиций, образа жизни.

Народ отстаивал все-таки, скорее, не идеологию, а родную землю, политую потом и кровью своих предков, то есть, в сущности, все ту же Святую Русь!
Из доклада «Подвиг добрый и Господу Богу благоугодный…» Юрия Фабрики, научного сотрудника Музея боевой славы воинов-сибиряков Дома офицеров Новосибирского гарнизона.

Пишут дети о Победе 9 мая

К 9 Мая ученики новосибирских школ делятся своими поэтическими строками. Эти стихи затронут сердце каждого
Журавка

Где крутые стежки вышли у реки,
Под гнездом журавки били родники.
Пьет журавка воду - родники без дна,
Пьет журавка воду, воду пьет одна.

Шла война степями мимо белых хат,
А в гнезде журавки - трое журавлят.
Пьет журавка воду, крылышки поджав,
А журавль напиться к ней не прилетал.

Не подняться в небо журавлю от ран
И не закурлыкать, где трава-бурьян.
Пьет журавка воду - не стихает бой,
На заре умылась горькою слезой.

Вновь весенний ветер расплетает льны,
А в гнезде журавки выросли сыны.
Пьет журавка воду - в косах седина,
Пьет журавка воду, воду пьет одна.

Юлия КОЛОДНИКОВА, 10-й класс.
22 июня

Стихали выпускные вечера,
Рассвету звезды уступали место.
За пять минут до четырех утра
Земля спала, как юная невеста.

Густые росы падали в траву,
На берегу паслись в тумане кони,
Но недруги кровавую зарю
Уже зажгли на черном небосклоне.

Ревели танки, набирая ход,
Орудия поспешно заряжали,
Бомбили вероломно наш народ,
Мелодию рассвета оборвали.

От ужаса все замерло вокруг.
Казалось, жизни не было спасенья -
Таким распятым и воскресшим вдруг
Вонзилось в память это воскресенье.

Гульназ ЯНГИРОВА, 8-й класс.
Арифметика войны

Любые войны не оправданы ничем.
Глупцы их разжигают, но зачем?
Как можно запланировать решенье,
Где результатом будет разрушенье?

Или военные агрессоры считают,
Что их блицкриги что-то умножают?
Им не понять, что каждое сраженье
Рождает лишь таблицу уменьшенья.

Как вычерпать моря горючих слез?
Как вымерять печаль седых волос?
Кто посчитает вдов, калек, сирот -
Или на мертвых кончился подсчет?

Любые войны - проигрыш для всех,
Цена победы - вовсе не успех -
Безжалостные формулы войны
Заведомо на крах обречены.

Ксения ЛЫСЕНКОВА, 8-й класс.
Бабушкин рассказ

Моя бабушка видела годы войны,
Этой правды вовек не забыть.
Моя бабушка видела муки страны,
Что старалась в тылу победить.

И прокралась война через наши войска,
Что стояли стеной, как большая река,
Как высокий обрыв, как цепочка из гор,
Как залив на Оби, как сто тысяч опор.

Тяжело выживал на войне человек -
Ели летом траву, пили воду из рек.
Мы попали в беду, ели жмых, лебеду,
А весной - лепешки из гнилой картошки.

От картошки - шкурки, молоко - от Мурки,
А бывало, повезет - кто-то хлебушка найдет.
Сразу варим тюрю и едим не враз -
Экономим крошку. Не понять сейчас…

Про семью расскажет бабушка, вздохнет,
Карточку покажет - дружный был народ.
Вот упала с горки вниз - лишь сломала ногу,
Скоро доктор снимет гипс - ну и слава Богу.

Александра МОКИНА, 4-й класс.

Ласточки

Дом - как у всех на улице, не выше,
Косые ставни и широкий двор,
Но только здесь, под черепичной крышей,
Гнездились ласточки с далеких пор.

Они с рассветом заводь облетают,
Накормят подрастающих птенцов
И из гнезда по-птичьи наблюдают,
Что происходит под родным крыльцом.

Глядят, как во дворе играют дети,
Как зацветают вишни у окна,
К колодцу ходят с ведрами соседи…
Но в дом внезапно ворвалась война.

В окне печально замерцала свечка
У стареньких намоленных икон,
И проводили дети от крылечка
Отца на станцию, в военный эшелон.

Семья стояла долго у дороги,
Не торопилась в опустевший дом,
А ласточки кружили над порогом,
Как над своим разрушенным гнездом.

Анастасия МАКАЛЬ, 10-й класс.
Ордена

На День Победы утром, до парада,
Мы достаем военные награды.
Их заслужил мой прадед на войне
За подвиги в далекой стороне.

Я долго ордена в руках держала -
Они тяжелые, как будто из металла.
Такие, с серебром и позолотой,
Давали за тяжелую работу.

Все ордена придуманы не просто,
На них горят рубиновые звезды.
Мы в этот день гордимся всей страной,
Что в каждом доме есть солдат-герой.

Мария ФЕЛИКОВА, 1-й класс.

Тревожное небо

В крещенский день заметил в классе кто-то:
Над школой разлетались самолеты.
Все смотрят в небо, отодвинув шторы,
А там ревут военные моторы.

Под крыльями железной вереницы
Притихли дети, испугались птицы.
Понятно, что армейские пилоты
Осваивают мирные полеты,

Но поселилась на душе тревога…
Потом волненье улеглось немного.
Мы не хотим, чтоб в XXI веке
Друг с другом воевали человеки!

Лев ТУРЧИНОВИЧ, 5-й класс.

Проект создан при грантовой поддержке Международного грантового конкурса "Православная инициатива 2019-2020"
Made on
Tilda