«ВОЗВРАЩЕНИЕ ГОЛОСОВ»

НОВОСИБИРЦЫ ВОССТАНАВЛИВАЮТ КОЛОКОЛА
ПРОШЛЫХ ВЕКОВ

Догмат о Святой Троице

Церковные праздники
Бог один, но триедин.
Догмат о Святой Троице
О Великом празднике - дне Святой Троицы, его истории и значении рассказывает протоиерей Новосибирской митрополии Русской Православной Церкви Дмитрий Полушин.

«Троица». Андрей Рублев.
Сайт: ru.wikipedia.org
- Отец Дмитрий, расскажите, какое высшее значение есть у праздника.

- Есть такая поговорка «Бог любит Троицу». Есть три времени: настоящее, прошедшее, будущее. Есть три агрегатных состояния вещества: твердое, жидкое, газообразное. Есть три лица: я, они, ты. Очень много вещей в количестве трех…

В догмате о Святой Троице есть такой сюжет. Одного мудрого человека - святого равноапостольного Кирилла (до принятия монашества он был Константином) агаряне пытались обвинить: «Вы, христиане, веруете во многих богов. У вас их трое». На что равноапостольный Кирилл ответил, что мы веруем в единого Бога - в Того, о Котором говорится в Библии. В него верят и мусульмане, как они думают. Библия - изначальная книга, из которой выросло Евангелие. А еще через несколько веков выросло мусульманство, появился Коран. О едином Боге нам говорит Библия. Но вот парадоксальная вещь. В первой же строке Библии Бог упоминает о Себе Самом во множественном числе. «Сотворим», - говорит Господь.
- Что же это означает? Бог один или триедин? Как разобраться в догмате о Святой Троице?

- Святой Кирилл предлагает агарянам такой образ, чтобы понять, единый ли Бог или три лица. Солнце одно? Одно солнце мы видим на небе. Но, кроме видимого шара, мы ощущаем рождающееся от солнца тепло. Как Святой Дух исходит от Отца, так и тепло исходит от солнца. Мы можем даже не видеть солнца. Находясь в затемненном помещении, мы не видим солнце из окна своей квартиры, но свет, рожденный им, проникает в нашу комнату, освещает пространство. Солнце одно, но проявляет себя в трех лицах, в трех ипостасях: видимый шар, рождающийся свет и исходящее от него тепло. Вот и тайна Святой Троицы.
Евангелие открывает нам великую тайну и фразу: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». Оно было с нами, обитало с нами, стало плотью.

Удивительная вещь - пришествие Христа. Рождество Христово - мы понимаем, но при этом не принимаем, что Бог стал человеком?

Святой Дух сошел на землю в день Святой Троицы. Правильно этот праздник называется День сошествия Святага Духа на апостолов. Святой Дух пребывает в мире, в Церкви, в душах верных людей. С одной стороны, Догмат о Святой Троице сложный, но с другой стороны - чистым сердцем его можно постичь.

В Москве освящен главный храм Вооруженных сил

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл освятил в Подмосковье собор Воскресения Христова - главный храм Вооруженных сил России.
После чина освящения Патриарх совершил первую Божественную литургию в этом храме. На торжественном богослужении присутствовал министр обороны РФ Сергей Шойгу. На территории храмового комплекса также откроют музей-галерею «Дорога памяти». Ее длина - 1418 шагов, по числу дней и ночей Великой Отечественной войны. Здесь размещены данные более чем о 33 миллионах участников ВОВ и их сохранившиеся фотографии.

Скульптура возле собора Воскресения Христова.
Храм и военный музей возвели в подмосковном парке «Патриот» к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Их планировали открыть ко Дню Победы, но освящение собора перенесли из-за эпидемии коронавируса.

Одна из особенностей храма - образ Спаса Нерукотворного - «самое большое изображение лика Христа, выполненное в технике мозаики», подчеркнули в Патриархии.

Общая же площадь мозаик нижнего и верхнего храмов - почти 4 тысячи квадратных метров.

Высота собора - 75 метров, что тоже символично, ведь он был построен к юбилею Победы.
Диаметр основания центрального купола - 19 метров 45 сантиметров (1945 - год Победы). Неслучайно выбрано и местоположение храма: Одинцовский район Московской области - места боев за Москву в ноябре 1941 года, своеобразный рубеж, дальше которого на этом участке фронта немецкие войска не прошли.
Внутреннее убранство нижнего храма.
Нижний храм посвящен святому равноапостольному Великому князю Владимиру, крестителю Руси. Верхний храм - Воскресению Христову. Все четыре придела верхнего храма посвящены святым - покровителям родов войск. Пророк Илия - небесный покровитель Воздушно-космических и Воздушно-десантных войск России, князь Александр Невский - Сухопутных войск, великомученица Варвара - Ракетных войск стратегического назначения и апостол Андрей Первозванный - покровитель Военно-морского флота России. Своды верхнего храма украшены витражами с изображениями воинских орденов, в том числе советского времени.

Строительство храма осуществлялось на добровольные пожертвования граждан и организаций, поступившие в специально созданный благотворительный фонд «Воскресение».

«Возвращение голосов»:
Новосибирцы восстанавливают
колокола прошлых веков

Дело жизни
Чтобы проект вышел на завершающую стадию, потребовалось несколько лет.
Алексей Талашкин - заместитель руководителя Сибирского центра колокольного искусства Новосибирской митрополии вот уже около 10 лет. К тому же Алексей - церковный звонарь и обучает этому мастерству желающих, а параллельно увлеченно занимается другим направлением - изучает историю колоколов, с экспедициями исследовал почти всю Сибирь, совершил удивительные находки. Теперь же - пробует воссоздать звук колоколов из прошлого. Алексей Владимирович подготовил проект, в рамках которого будут отлиты копии старых изделий, в результате все, кто услышит их голоса, окунутся в прошлые века, словно перенесутся на машине времени.

О своем необычном увлечении и о том, почему команде по воссозданию колоколов пришлось потратить ради достижения цели долгие годы, рассказывает сам Алексей.
Алексей Талашкин.
- Алексей, расскажите, с чего начался проект и почему вы решили в нем участвовать.

- В Новосибирске при нашем колокольном центре действует единственный за Уралом музей колокольного звона, где собрана крупная коллекция колоколов, но большинство из них разбиты. И мы ходили, постукивали по ним и сокрушались, потому что услышать их голоса невозможно, ведь треснутые колокола уже практически не поддаются ремонту. И в какой-то момент возникла идея отлить копии этих колоколов и узнать, как они когда-то звучали.

Проект «Вернем колоколу голос» стал победителем конкурса Фонда президентских грантов и реализуется приходом храма во имя Михаила Архангела. Благодаря финансированию фонда мы решили попробовать вернуть голоса разбитым колоколам дореволюционной Сибири. Когда стало известно, что мы получили грант, я очень радовался и ликовал, а вот мой коллега Виктор Васильев, начальник технического отдела Сибирского центра колокольного искусства, отнесся к этому известию похолоднее. Он уже тогда понимал, какая это ответственность и какой объем работы нам предстоит выполнить.
Виктор Васильев сканирует колокол завода П. И. Гилева и сыновей. Тюмень, фонды музейного комплекса имени И. Я. Словцова.
- То есть вы восстанавливаете звон колоколов прошлых столетий? Как это происходит?

- Начну с нашей исследовательской, поисковой работы. Мы изучали колокола Сибири более 15 лет. За это время была составлена база данных, мы обнаружили около 300 колоколов - от Урала до Дальнего Востока. Из этой картотеки мы отобрали 22 колокола, представляющие научный и культурный интерес. Для того чтобы добраться до них, мы осуществили четыре исследовательские экспедиции по направлениям Барнаул - Бийск, Красноярск и Красноярский край, Иркутск, Новосибирская, Омская и Тюменская области. В этих экспедициях мы провели 3D-сканиро­вание колоколов, определили их химический состав. Уже в Новосибирске данные были обработаны, на их основе изготовлены литейные формы. Этот этап состоял из выпиливания внешних и внутренних профилей каждого колокола на станке ЧПУ, подготовки декоративных элементов, отливки корон и языков. И в финале - непосредственно литье колоколов и их финишная обработка.
- Из 300 колоколов вы выбрали всего 22. Какие это колокола и почему именно они вошли в список?

- Выбирали по простым критериям. Первый - вес до 50 килограммов. Второй - уникальность. Один из таких колоколов в 1969 году был привезен академиком Окладниковым из Зашиверской экспедиции. Его мы тоже включили в список, но, когда приехали сканировать колокол, выяснилось, что он весит 89 килограммов. Наша печь меньшего размера, она не позволяет производить подобные отливки. Это был первый форс-мажор. В список вошел целый ряд колоколов тюменской династии купцов Гилевых - самой крупной в Сибири. Более 200 лет купцы поставляли продукцию по всей Сибири. В 1905 году даже получили на международной промышленной выставке в Брюсселе большую золотую медаль и крест короля Леопольда II. Удивительно, но ни одного подбора этих тюменских колоколов не сохранилось. Мы подумали, если сможем восстановить их, то получим целую линейку колоколов - от 16 фунтов до 3 пудов.
- Расскажите об экспедициях. Какие новые научные данные были обнаружены?

- Маршрут каждой экспедиции составлялся заранее, необходимо было договориться с большим количеством людей и в храмах, и в музеях, успеть пригласить СМИ. Не обошлось и без курьезов. Например, доверившись навигатору, мы приехали в рабочий поселок Большеречье в Омской области. Но когда до конца маршрута осталось 900 метров, перед нами возникла паромная переправа! А был конец ноября, лед только встал. Парома, разумеется, нет, как нет и зимней ледовой переправы! Оказалось, что мы приехали не на тот берег Иртыша, а если объезжать, то крюк составит 600 километров! Что делать? Выломали из близлежащих кустов длинные шесты, взяли необходимые приборы и на свой страх и риск форсировали реку по тонкому льду. А научные данные, полученные в ходе этих экспедиций, поистине уникальны просто потому, что ни один из колокольных центров в России не обладает подобным оборудованием. Теперь у нас имеется база, составляющая сотню трехмерных копий колоколов дореволюционного литья. И эта база постоянно пополняется. При наличии финансирования каждый из этих колоколов может быть восстановлен.
- Какие еще колокола вошли в список?

- Помимо упомянутого Зашиверского и восьми колоколов завода Гилевых, в проект вошли два колокола шадринского мастера Шишкина, два колокола тюменского мещанина Кондакова, колокол польского мастера Адреаса Влодковского, колокол саратовских купцов Кеменевых, два колокола, отлитые в Екатеринбурге (один - 1731 года работы неизвестного мастера, другой - лит на фабрике купца Я.Р.Н.), один - привезенный в Сибирь из Москвы в 1777 году и безымянные колокола, находящиеся в Рафайлово Тюменской области, Красноярске, селе Барабаново Красноярского края, Бийске.
Виктор Васильев и Алексей Талашкин во время литья колокола.
- С какими сложностями вы столкнулись, работая над проектом, и почему случилась задержка?

- На момент написания заявки мы уже имели опыт колокольного литья - никогда не решились бы начинать такой проект с нуля. Однако нам необходимо было освоить новые навыки, и на это ушло значительное количество времени. Несмотря на гуманитарный склад ума, мне пришлось освоить профессии оператора 3D-сканера, программиста, фрезеровщика, подмастерья литейщика, чернорабочего.

Проект предполагал достаточно жесткий временной регламент, все работы должны были начаться

1 июня 2018 года, а завершиться - 30 ноября 2019-го. К сожалению, мы выбились из графика, поскольку по не зависящим от нас причинам вынуждены были полностью перенести литейное производство и фактически запустить его заново буквально с нуля. Форс-мажоры случались и из-за здоровья исполнителей. За отведенный срок мы выполнили около 85% работы, но до литья так и не добрались. Сейчас начинается, пожалуй, самый интересный этап работы - отливка колоколов! Но даже не сам факт литья является кульминацией, а те самые голоса, утраченные, казалось бы, навсегда. То, что мы услышим, - сейчас спрогнозировать трудно. Мы понимаем, что попасть в оригинальный тон и тембр, скорее всего, не получится, но восстановленное звучание станет начальной точкой для дальнейших исследований.

Мы отольем по две копии каждого колокола. Одну отправим в место хранения разбитого оригинала (у нас впереди еще четыре экспедиции), а вторые составят полный комплект из всех 22 колоколов, который останется в Новосибирске, в нашем музее колокольного звона, кстати единственном за Уралом. И это будет поистине уникальное собрание! Каждый желающий сможет погрузиться в воссозданную нами звуковую атмосферу прошлого.
Виктор Васильев и Алексей Талашкин во время литья колокола.
- Алексей, а ради чего все это? Почему вы связали свою жизнь с таким делом?

- Для нас колокола и звоны не являются чем-то сугубо специфичным и узким. Мы воспринимаем их как культурное явление, способное раздвинуть границы времени и перенести в прошлое. Они позволяют не только узнать, что слышали и о чем думали наши прадеды, чья жизнь от рождения до смерти протекала под колокольные звоны, но и благодаря этому живому звучанию осознать самих себя. Да, Господь поставил меня сюда, привел на это место ведомыми лишь Ему путями. Но я ведь делаю это не только по своему желанию. Наш колокольный центр был восемь лет назад преобразован из открытой в 1997 году Школы звонарей. Проект «Вернем колоколу голос» - вершина многолетних трудов наших учителей, предшественников и коллег. Если смотреть на колокол как на объект научного исследования, то эту работу начала основатель нашей Школы кандидат искусствоведения, музыковед-кампанолог Лариса Дмитриевна Благовещенская еще в 1960-х годах. Если смотреть на изготовление колокола как на состояние молитвенного делания, то здесь мы со смирением исполняем благословение руководителя нашего центра игумена Владимира (Соколова). Если смотреть на колокол как на предмет художественного литья, то здесь мы продолжаем опыт металлурга Виктора Кузнецова, который одним из первых начал лить колокола в Новосибирске еще в 1990-х годах. Имея такую платформу, мы уже не можем оставить это дело. С ошибками и немощами мы тем не менее идем вперед, по проложенному пути. По пути, который ведет к нашим истокам, к нашим корням, к нашим колоколам - восстановленным, звонящим, ликующим.

История одной из самых
старых церквей
в Новосибирской области

Удивительные храмы

История одной из самых старых церквей в Новосибирской области

Там похоронена рука Чингисхана и слышен звон из-подо льда
Храм возвышается над берегом Новосибирского водохранилища.
Информации о церкви Святых апостолов Петра и Павла сохранилось довольно немного. Мы собрали все самые интересные факты и предания, которыми делятся старожилы.

Утварь сожгли, церковь закрыли

Стоит начать с истории самого поселка Чингис. Это был один из первых русских поселков на территории области. На сегодняшний день численность населения здесь невелика - всего 600 человек. Место окутано легендами и тайнами, которые сибиряки передают друг другу из поколения в поколение.

- Существует миф, что Чингисхан завещал похоронить себя по частям. И одна из его рук, правая либо левая, находится в поселке Чингис - в одном из курганов. Только неизвестно, где именно, - рассказывает иерей, настоятель церкви Святых апостолов Петра и Павла Александр Вопилов.

Одной из главных достопримечательностей поселка является церковь Святых апостолов Петра и Павла. Изначально это был деревянный храм. Его освятили в 1756 году. Через 50 лет - заложили уже каменное здание на средства прихожан. Храм славился своим богатством, внутри было множество икон и святынь. В 1888 году при нем была открыта церковно-приходская школа. Русский писатель Николай Семенович Лесков не смог устоять и упомянул церковь в книге «Сибирские картинки XVIII века». Помещение вмещало до 500 прихожан.
Тогда еще и подумать никто не мог, что в 30-х годах XX века храм понесет большие потери.

- Церковь закрыли, всю утварь сожгли, а священника арестовали. По всей стране тогда распространялось атеистическое движение. Священников обвиняли в поборах, обмане русского народа, считали, что они занимаются незаконной деятельностью, - объясняет иерей Александр Вопилов.

Здание стали использовать не по назначению. Сначала там был клуб, потом - зернохранилище. Спустя некоторое время в церкви произошел пожар. Последствия ужасные - здание и колокольня были разрушены подчистую.

- Спустя почти 60 лет неравнодушные прихожане решили, что нужно восстановить гордость нашего поселка. В 1997 году они своими силами на собственные средства собирали церковь буквально по кусочкам. Каждый из жителей поселка внес неоценимый вклад в строительство: кто-то кирпич поставлял, кто-то его укладывал, кто-то - варил обед для строителей, - описывает события конца XX века сибиряк.
Купол расписывали специальной глиной, которая есть только в поселке Чингис. Расписать своды согласилась художник Лариса Кононова.

Люди молились, несмотря ни на что

Когда с укладкой здания было покончено, встал вопрос: кто будет расписывать своды церкви? Решили пригласить художника из Новосибирска - Лариса Кононова не отказалась помочь неравнодушным гражданам.

- На работу ушло около семи лет. Как мне рассказывали, художница пыталась восстановить первоначальный вид сводов. Думаю, у нее это прекрасно получилось, - отмечает отец Александр.
В качестве материала для росписи сводов выбрали семицветную глину, это еще одна гордость поселка Чингис. Ее месторождение было обнаружено на берегу реки Малый Чингис. Оно представляет собой большой обрыв, на поверхность которого выходит глина 16 цветов.
В XIX веке в поселке была даже своя школа, где «краски» использовали для росписи горшков, посуды и прочей бытовой утвари.

- Когда в храме еще шли восстановительные работы, люди все равно посещали его. Там была размещена небольшая икона, оборудовано место, куда ставить свечи. Прихожане молились, несмотря на такие условия, - говорит отец Александр. - Церковь была оборудована по минимуму.

Восстановительные работы в церкви ведутся до сих пор. Отец Александр отмечает, что не так давно поменяли окна, местные жители самостоятельно выкупали на аукционах иконы и возвращали их в родные пенаты.

Колокольная история

Отдельное внимание стоит уделить колоколам, которые установлены на специальной башне. В прежние времена звон этих колоколов был слышен по всей округе. Когда в 1930-х годах атеисты разрушили церковь, колоколам досталось больше всего - их разбили кувалдами.

- Существует легенда, что, когда остатки колоколов повезли на переплавку, баржа с ними затонула. И теперь зимой, когда воду покрывает тонкий лед, можно услышать их звон, - поделился Алексей Талашкин, заместитель руководителя Сибирского центра колокольного искусства Новосибирской митрополии. - Местные жители рассказывали много разных легенд. Один дедушка даже утверждал, что видел собственными глазами то, о чем рассказывал.

Первый раз исследователи выехали в поселок, чтобы выяснить, что случилось с колоколами. Местные жители рассказали им колокольную историю.
Ученые заинтересовались и решили, что нужно заняться этой легендой вплотную.

- Мы представляли себе, что водолазы нырнут и сразу же обнаружат баржу, на которой лежат колокола. И оставалось бы их только поднять. Однако когда начали погружаться, то поняли, что не все так просто, - признается сибиряк.

Как рассказывают местные, когда колокола разбили, осколки просто сложили на берегу водохранилища. Это было весной. Через несколько лет на поселок обрушилось наводнение, и многие осколки были либо раздавлены кусками льда, либо смыты на глубину.

- Из огромной массы осколков нам удалось найти только шесть штук. Один оказался даже не колокольным. За 24 экспедиции, которые мы совершили туда, больше ничего обнаружено не было, - утверждает Алексей.

А что сейчас?



Храм открыт для посещения. Сюда приезжают не только туристы, но и жители города Новосибирска.

Настоятель храма - иерей Александр Вопилов. Он проводит службы в храме, крестит детей в реке.

Добраться до Ордынской достопримечательности совсем несложно. Либо через Сузун по Караканскому бору, либо на пароме Спирино - Чингис.

Расстояние между Новосибирском и поселком - 150 километров.
АВТОР
Анна ПАШАГИНА
Проект создан при грантовой поддержке Международного грантового конкурса
«Православная инициатива 2019-2020»
Made on
Tilda