23 февраля

«Нужно уметь защищать себя и то, что тебе дорого»

Три истории военных ветеранов из Кошелев-проекта

23 февраля
«Нужно уметь защищать себя и то, что тебе дорого»

Три истории военных ветеранов из Кошелев-проекта
В преддверии Дня защитника Отечества поговорили с теми, для кого этот праздник – не просто повод для встречи с друзьями за праздничным столом
23 февраля в России отмечают День защитника Отечества.
Сегодня многие его воспринимают как мужской праздник, и свои носки, туалетную воду и долю поздравлений получает каждый представитель сильного пола. Но для тех, кто служил в армии и не понаслышке знает, что такое фронтовое братство и настоящая мужская дружба, для тех, кто – по своей воле или вопреки ей – побывал на войне и изведал все ее трудности и горести, этот день в календаре особенно важен.
В этом году Россия празднует 75-летие Победы в Великой Отечественной войне, вспоминая всех, кто погиб в эти страшные годы, и отдавая дань благодарности ветеранам. Живут рядом с нами и другие фронтовики: те, кто без вопросов выполнял свой воинский долг там, где это нужно было стране: в Афганистане, Чечне, Сирии. Все эти люди становятся примером для подрастающего поколения. И в новом районе Самары на улицах, носящих имена прославленных защитников, мальчишки растут на примерах подвигов своих прадедов, отцов и соседей. А в центре Кошелев-проекта на постаменте возвышается танк – как напоминание о героическом прошлом куйбышевцев.

Связист
Николай Сысолятин:
«С мобильниками задали бы фашистам жару!»

После войны фронтовик получил одну из самых мирных профессий – стал учителем математики.
Война застала 17-летнего жителя деревушки Малая Ворона (Кировская область) Николая Сысолятина на пороге 10 класса. Вместо того, чтобы закончить школу, в ноябре 1941 года комсомолец отправился в Свердловск на курсы связистов. Далее в Шадринск – обучиться мастерству телеграфиста. Уже в начале 1942 года паренек отправился на Калининский фронт, под Москву.
– Помню, как голыми руками «ловили» рыбу для солдатского обеда. После бомбежек она, оглушенная, всплывала кверху, и нам оставалось ее только собрать, – вспоминает Николай Сысолятин.
Всю войну старший сержант Николай Сысолятин прошагал в составе 130 полка связи 38 пехотной армии. Всегда на передовой, ведь именно в этом – обеспечении связи передней линии фронта с командованием – заключается служба телеграфиста. Фашисты прекрасно понимали, как важно не дать связистам сделать свою работу, и прицельно охотились за специалистами. Перерезали провод и устраивали поблизости засаду, ожидая, когда Николай или его коллеги придут восстанавливать связь.
– Много товарищей погибло, а меня судьба хранила. Однажды иду за пайком, вдруг налетели мессершмитты – и мы вдвоем с другим бойцом побежали по улице деревушки. Справа – дом, слева – сарайчик. Он побежал в хлипкую хибарку, я – за ним, втиснулись под соломорезку, чтобы не прибило крышей, если обвалится. Когда выбрались из укрытия, дом через улицу полыхал – удачно мы все-таки свернули, – рассказывает фронтовик.
Курская дуга, Прохоровка, Киев, Польша, Германия…
До Праги Николай не дошел всего 30 километров – именно здесь, на подступах к столице Чехословакии, его встретила весть о Победе. За пять лет боец не получил ни одного ранения, даже легкого. А тут, возвращаясь, угодил в госпиталь – живот прихватило. Там подружился с представителем авиации, который уговорил перевестись в его полк и… остался служить еще на пять лет – часть не демобилизовали после войны, чтобы подготовить новые кадры.
Когда спустя 10 лет Николай вернулся в родную деревню, мать его не узнала: на фронт уходил мальчишка, а домой пришел настоящий мужчина. Молодой человек успел закончить вечернюю школу и первый курс Московского энергетического института. Впрочем, с энергетикой связать жизнь не получилось: фронтовик решил обосноваться в Куйбышеве, где, отучившись в педагогическом институте, получил самую мирную профессию на земле – стал учителем. Ровно 30 лет Николай Иванович преподавал в школе № 81. Правда, с двумя перерывами на заграничные командировки: два года преподавал точную науку в Алжире курсантам военного училища, еще два – монгольским школьникам, которые готовились поступить в вузы Советского Союза.
Сегодня, несмотря на преклонный возраст (95 лет), Николай Сысолятин охотно делится воспоминаниями о своей фронтовой юности с молодежью. И, как связист, восхищается современными гаджетами – мобильными, компактными и беспроводными:
Сегодня, несмотря на преклонный возраст (95 лет), Николай Сысолятин охотно делится воспоминаниями о своей фронтовой юности с молодежью. И, как связист, восхищается современными гаджетами – мобильными, компактными и беспроводными:
– Эх, нам бы такие телефоны на фронт! Задали бы фашистам жару!
Николай Сысолятин награжден орденами «Красной Звезды» и «Отечественной войны II степени», медалями «За боевые заслуги», «За Победу над Германией». И в Кошелев-проекте живет на улице, носящей имя еще одного фронтовика – Героя Советского Союза Ивана Финютина. В новый район Николай Иванович переехал вслед за внучкой и сыном с улицы Стара-Загоры, где жил почти всю жизнь.
– И нисколько не жалею, – улыбается ветеран. – Народ мне здесь очень нравится. Только уронишь клюшку во время прогулки, сразу кто-нибудь подбежит, поднимет – и дети отзывчивые, и взрослые.
В Кошелев-проекте практически всем улицам присвоены имена людей,
история которых неразрывно связана с Куйбышевом и Самарой. Половина этих людей – герои военных лет, защитники Отечества.

В частности, в новом районе есть улицы имени маршалов Дмитрия Устинова, Александра Василевского, Героя Советского Союза Ивана Финютина, Героев Российской Федерации Евгения Золотухина, Алихана Калиматова, Виталия Жалнина.
В Кошелев-проекте практически всем улицам присвоены имена людей,
история которых неразрывно связана с Куйбышевом и Самарой. Половина этих людей – герои военных лет, защитники Отечества.

В частности, в новом районе есть улицы имени маршалов Дмитрия Устинова, Александра Василевского, Героя Советского Союза Ивана Финютина, Героев Российской Федерации Евгения Золотухина, Алихана Калиматова, Виталия Жалнина.

Воин-интернационалист Юрий Старожилов:
«Все мои сослуживцы - герои»

Подполковник в отставке прошел службу в Афганистане, а теперь участвует в военно-патриотическом воспитании молодежи.
Незадолго до 23 февраля – Дня защитника Отечества – Россия отмечает еще одну дату, имеющую самое непосредственное отношение к понятиям «военно-патриотический долг» и «верность своей стране». В 1989 году, 15 февраля, состоялся вывод наших войск из Афганистана. Этот день стал Днем памяти воинов-интернационалистов, который особо отмечает подполковник в отставке Юрий Старожилов – кавалер ордена «Красной Звезды». С 1980 по 1982 год служил в военной разведке в Шинданде, Кандагаре, Кабуле и других местах исламского государства.

Но вспоминает подполковник не только боевые операции. Каждое афганское утро Юрия Николаевича начиналось с детских криков под окнами: «Командор, бакшиш давай!» Бакшиш – значит, подарок. И самым лучшим подарком для афганских детишек была горсть кускового сахара и буханка хлеба.
– Мы вошли в эту страну не как агрессоры, а как люди, сознающие свой интернациональный долг по оказанию военной, политической и экономической помощи афганскому народу. Именно при нас в стране строились больницы, школы, дороги. И афганцы об этом помнят до сих пор. Слово «шурави» («советский») для них и сейчас очень дорого. Конечно, это была война – часто ходили под огнем. Но я не жалею, что туда попал. Все мои сослуживцы – герои, добросовестно и мужественно выполнившие приказ Родины, который не обсуждается.
Сын Юрия Николаевича, Николай Старожилов, как и отец – военный, служит спортсменом в ЦСК. Его назвали в честь деда – Николая Петровича Старожилова, прошагавшего дорогами войны с первого до последнего дня, от Новороссийска до Берлина, от рядового до старшего лейтенанта. Дед Юрия Николаевича – Александр Петрович Сутормин – тоже герой войны. Старшина роты, насчитывающей 94 бойца, стал одним из четверки выживших после Курской битвы. Получив тяжелое ранение и инвалидность I группы, был демобилизован в 1941 году. Так что защита своего Отечества, можно сказать, семейное дело этой династии. Кстати, военный пенсионер Юрий Старожилов в Кошелев-проекте живет тоже на улице героя – улице имени маршала Устинова.
Сын Юрия Николаевича, Николай Старожилов, как и отец – военный, служит спортсменом в ЦСК. Его назвали в честь деда – Николая Петровича Старожилова, прошагавшего дорогами войны с первого до последнего дня, от Новороссийска до Берлина, от рядового до старшего лейтенанта. Дед Юрия Николаевича – Александр Петрович Сутормин – тоже герой войны. Старшина роты, насчитывающей 94 бойца, стал одним из четверки выживших после Курской битвы. Получив тяжелое ранение и инвалидность I группы, был демобилизован в 1941 году. Так что защита своего Отечества, можно сказать, семейное дело этой династии. Кстати, военный пенсионер Юрий Старожилов в Кошелев-проекте живет тоже на улице героя – улице имени маршала Устинова.

Офицер-воспитатель Николай Хорьков:
« Любить Родину нужно научить »

Более 20 лет отдав армии, майор запаса преподает школьникам основы безопасности жизнедеятельности.
Николай Хорьков после окончания московского военного училища в 1996 году получил распределение. Судьба уготовила ему Самару: именно здесь, в городе на Волге, проходила основная часть службы. Можно сказать, военным стал случайно, хотя оба деда воевали и не вернулись с Великой Отечественной войны, а прадед и вовсе был профессиональным кавалеристом – 25 лет служил!
– Мой дед Петр Хорьков воевал на Юго-Западном фронте, в 1942 году под Харьковом попал в плен и погиб в концлагере, – вспоминает Николай Николаевич. – Второй дед, Павел Сурков, тоже не вернулся с войны – пропал без вести. Может быть, поэтому у меня в юности и была потребность защищать свой дом, пройти школу мужества?
Заканчивал службу в войсках радиационной, химической и биологической защиты в Чапаевске. Кто такой заместитель командира по воспитательной работе? Это учитель и психолог – человек, который помогает солдату, офицеру воспитывать в себе качества защитника Родины, семьи, всего, что дорого. Чтобы не только хотеть, но и уметь защищать – овладевать военными профессиями, быть частью непобедимой армии.
После выхода на пенсию ветеран вооруженных сил и многодетный отец (в Самаре Николай Николаевич женился и стал папой троих детей) получил по линии родного министерства квартиру в Кошелев-проекте и подумал: «Всю жизнь учил солдат, работал с офицерами. Почему те же знания не попробовать передать детям?» И стал учителем ОБЖ в школе № 7. А в какой-то степени – и учителем начальной военной подготовки.
Заканчивал службу в войсках радиационной, химической и биологической защиты в Чапаевске. Кто такой заместитель командира по воспитательной работе? Это учитель и психолог – человек, который помогает солдату, офицеру воспитывать в себе качества защитника Родины, семьи, всего, что дорого. Чтобы не только хотеть, но и уметь защищать – овладевать военными профессиями, быть частью непобедимой армии.
После выхода на пенсию ветеран вооруженных сил и многодетный отец (в Самаре Николай Николаевич женился и стал папой троих детей) получил по линии родного министерства квартиру в Кошелев-проекте и подумал: «Всю жизнь учил солдат, работал с офицерами. Почему те же знания не попробовать передать детям?» И стал учителем ОБЖ в школе № 7. А в какой-то степени – и учителем начальной военной подготовки.
– В нашей школе есть юнармейский отряд «Искра». Ребята с огромным удовольствием осваивают азы военной подготовки, в том числе и девочки. Одна ученица осенью даже заняла третье место в соревнованиях, где наш класс принял участие. Я считаю, что НВП – полезный и нужный предмет. Пока в мире есть ядерное оружие, дети должны знать, как действовать в случае опасности – нас же этому когда-то именно в школе научили! Нужно уметь себя защитить или хотя бы знать, как это сделать.
Николай Хорьков гордится «своими» юнармейцами, и гордости недавно прибыло: в канун Дня защитника Отечества в ряды военно-патриотического движения влились новые ребята, в том числе – его сын, второклассник Даниил.
А В ЭТО ВРЕМЯ

Есть пример -
Будут герои!

Молодежь Кошелев-проекта равняется на героев. О защитниках Отечества рассказывают им родители, когда вместе с ними гуляют по улицам, названным в честь знаменитых земляков. А еще узнать интересные факты можно в школьном музее имени знаменитого конструктора Михаила Калашникова, который открыли в феврале 2017 года. Экспонаты помог собрать фонд Калашникова и местные жители – они приносили семейные реликвии, хранящие память о дедах и прадедах, воевавших за страну. Здесь ребята учатся собирать-разбирать оружие, стрелять и… любить Родину так же, как делали это до них миллионы мальчишек и девчонок. Пусть время изменилось – главные принципы воспитания граждан России остались прежними.
– Первый зал у нас интерактивный – здесь ребята смотрят патриотические фильмы и концерты, здесь же проходят встречи с героическими гостями, – рассказала заместитель директора школы № 7 по воспитательной работе Ольга Ларцева. – В левой части музея школьники учатся разбирать и собирать автомат Калашникова, а также изучают воинские звания по погонам. Еще один сектор – электронный тир, где дети учатся стрелять.
Музейная группа школьников занимается поисковой работой постоянно – ищут информацию о своих земляках, добывают новые экспонаты, проводят уроки мужества и экскурсии. Музей потихонечку выходит за свои стены – в коридоре ребята оборудовали галерею славы, создав экспозицию о героях, которую можно увидеть, даже не заходя в помещение. Не остаются герои и без личного внимания: акция «Ветеран живет рядом» проходит в мае, когда ребята приходят к своим соседям, чтобы помочь убраться или просто подбодрить. Дружно участвуют школьники и в акции «Посылка солдату», собирая гостинцы и приятные мелочи для военнослужащих к 23 февраля.
Музейная группа школьников занимается поисковой работой постоянно – ищут информацию о своих земляках, добывают новые экспонаты, проводят уроки мужества и экскурсии. Музей потихонечку выходит за свои стены – в коридоре ребята оборудовали галерею славы, создав экспозицию о героях, которую можно увидеть, даже не заходя в помещение. Не остаются герои и без личного внимания: акция «Ветеран живет рядом» проходит в мае, когда ребята приходят к своим соседям, чтобы помочь убраться или просто подбодрить. Дружно участвуют школьники и в акции «Посылка солдату», собирая гостинцы и приятные мелочи для военнослужащих к 23 февраля.
Еще одна новая традиция школы – принимать в феврале в ряды юнармейцев учеников 2-4 классов.
– Юнармейцы у нас появились, когда я в позапрошлом году взяла свой нынешний класс, – рассказала классный руководитель 6 «К» класса Арина Чигринская. – Под мое начало попали 22 мальчика и восемь девочек – сами понимаете, дисциплина хромала. Вот у меня и возникла идея сделать их юнармейцами! Задумка сработала: форма и соответствующее воспитание сделали ребят серьезными, ответственными.
Никита Келин и в самом деле серьезен не по годам: позорить форму недостойным поведением нельзя. Да и не к лицу будущему военному скакать и девчонок за косички дергать.
Никита Келин и в самом деле серьезен не по годам: позорить форму недостойным поведением нельзя. Да и не к лицу будущему военному скакать и девчонок за косички дергать.
– У нас такие же предметы как у всех, плюс очень интересные: сборка-разборка автомата, самбо, строевая подготовка, – четко, по-военному рассказал ученик 6 «К» класса Никита Келин. – Мне военная подготовка очень нравится – воспитывает во мне силу духа, просто силу и разные умения. Когда закончу школу, обязательно отслужу в армии – это по-мужски!
ЕЩЕ БОЛЬШЕ МАТЕРИАЛОВ
ПО ТЕМЕ:
«КОШЕЛЕВ ЛАЙФ»