РОБОТЫ, ДРОНЫ
И ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ
УЖЕ В ШКОЛАХ!

Узнали, в каком районе Самарской области живут и учатся люди будущего
Будущее - это не только технологии и развитая инфраструктура, будущее - это люди, которые мыслят прогрессивно. Уже сейчас в России есть такие образовательные центры, в которых растят самых настоящих людей будущего. Они с юных лет легко разбираются в технологиях, не боятся масштабных проектов, смело мечтают и воплощают свои идеи.

Яркий пример тому Образовательный центр «Южный город». Здесь школьники собирают роботов, пишут программы и приложения для смартфонов, учатся пилотировать квадрокоптеры и осваивают технологии дополненной реальности. И это неудивительно. Южный город – один из молодых микрорайонов, именно здесь во всем используют самые современные технологии. Это заметно уже в организации общественных пространств, фасадах домов, продуманной социальной инфраструктуре, отражается это и в организации учебного процесса.
Более 60
бесплатных
кружков

Образовательный центр «Южный город» считается одним из лучших в стране. Здесь поистине есть все для всестороннего гармоничного развития детей: современное материально-техническое оснащение, опытные преподаватели, насыщенная внеучебная жизнь. В Центре дополнительного образования шесть основных направлений: физкультурно-спортивное, художественное, естественно-научное и техническое, социально-педагогическое и туристическое. В общей сложности это 60 вариантов дополнительных занятий. Причем для детей Южного города все занятия бесплатны.
Дмитрий Петрунин, руководитель Центра дополнительного образования, учитель информатики:
- В Центре дополнительного образования у нас тринадцать преподавателей, которые занимаются техническим творчеством. У нас есть мастерская 3D-моделирования, компьютерный класс, проходят занятия по робототехнике, компьютерной графике, кибернетике, инженерный класс. Кроме этого, мы рассматриваем 3D-моделирование и 3D-прототипирование. 3D-моделирование - это разработка игр и персонажей для них, при этом мы используем программу Fusion360 и unity. 3D-прототипирование - печать различных моделей на 3D-принтере. На робототехнике мы используем набор VEX IQ и LEGO. Наши ученики успешно участвуют в робототехнических фестивалях, таких как фестиваль «РобоФест», «РобоФинист», в номинациях «РобоКарусель», робофутбол и др.
Кстати, робототехника присутствует и в детских садах Южного города. Вероятно, поэтому уже с первого класса школьники предлагают и реализуют смелые и весьма непростые проекты. В их числе прототипы марсохода, вездехода и даже механическая рука.

- Для одного из конкурсов ребята придумали робота, что должен летать и очищать воздух. Если воздух сильно загрязнен, у робота горят красные фонари, если воздух чистый - зеленые, а если робот работает над очисткой воздуха, то синие. Конечно, он пока не летает, да и воздух он на самом деле не очищает, но это проект, который создали ученики второго класса. Такого от них даже я не ожидала, - рассказывает Елена Орехова, педагог дополнительного образования.
Школа,
с которой не хочется прощаться

Оба корпуса Образовательного центра «Южный город» даже внешне выглядят очень футуристично. Взрослые, попав сюда, начинают грустить о том, что в их детстве такого не было, ну а дети быстро находят для себя занятие по душе и с большим нежеланием покидают стены школы, задерживаясь до вечера. Благо тем, кто живет в Южном городе, от школы до дома совсем недалеко. Завершается строительство квартала у школы. Он привлекателен тем, что на этой территории сочетаются комфорт и близость ко всем социальным объектам: к школе, поликлинике, детскому саду, и тем, что он окружен лесом и водоемом. Квартал у школы - это просторный и зеленый двор с современным благоустройством для детей и взрослых. Родители могут из окна видеть, как их ребенок спешит на уроки или возвращается домой с кучей идей и желанием развивать свои проекты.
- Марсоход придумал девятиклассник. Самоходная установка разработана в прошлом году, ее дополняет контроллер и экшн-камера, сделал это 7-классник. Механическая рука - это медицинский проект девятиклассницы. Здесь установлены три двигателя и контроллер. По проекту рука должна работать на основе сокращения мышц, но пока мы сделали это с помощью ARDUINO, - с гордостью показывает работы учеников Дмитрий Петрунин.
С утра до позднего вечера в мастерской вовсю работают 3D-принтеры. Они воплощают в жизнь очередную идею ученика.

- Сейчас принтер печатает 3D-машинку на шарнирах. Сейчас напечатаем, разберемся в том, как она устроена, и возьмем принцип ее устройства в свой проект, сделаем его по той же технологии, - рассказывает ученик одиннадцатого класса Святослав Слеповичев.

Святослав успел сменить три школы, но по-настоящему влюбился в учебу, поступив в Образовательный центр «Южный город».
- 3D-прототипирование стало моим хобби. Благодаря 3D-принтерам я теперь могу в своих проектах использовать ранее недоступные мне возможности от банальной 3D-печати до создания сложных схем и механизмов. Школа дает мне все: от замечательных учителей до великолепной образовательной программы, - рассказывает Святослав, не отрываясь от своего очередного проекта. - Познакомиться с нашими учителями - большой подарок, а уж послушать от них образовательный курс - для меня это честь. Выступать от лица школы, быть ее представителем - это занимательная и интересная профессия.
Юноша ежегодно генерирует новые проекты. В минувшем году это был прототип лунохода. Его принтер печатал пять дней. В модели продумана даже система амортизации. С этим проектом Святослав несколько раз занимал призовые места на различных конкурсах. Ну а в этом году он решил создать машину, похожую на багги. Балочный корпус, колеса, шасси, трансмиссия и другие механизмы будут разработаны и напечатаны на 3D-принтере.
Программирование
и кибернетика -
как игра

Отдельное внимание в школе выделяют программированию. Еще бы! Ведь сейчас стране нужны высококачественные создатели отечественного софта, программисты.
Анна Петрунина, учитель информатики:
- Дополнительные уроки программирования у нас проходят в рамках внеурочной деятельности. С 8 классами мы изучаем язык программирования Python. Учебник у нас особенный, по творческому программированию. Преподаем предмет через историю, которую рассказывает главный герой учебника. В итоге мы с детьми создаем программы, им это очень нравится. Как-то дети создали мини-чат-бот, и очень радовались, что компьютер может отвечать на их сообщения. Получается, ребята в легкой, игровой форме получают базу по программированию.
ЧТО УЖЕ СОЗДАЛИ ШКОЛЬНИКИ:

  • Калькулятор
  • Игру «Угадай число»
  • Чат-бот
*И это только за первый учебный месяц.
Увлечены современные школьники и кибернетикой. Такие занятия ученики никогда не пропускают.
- Кибернетика - это наука о закономерностях процессов управления и связи в организованных системах. Улавливая эти взаимосвязи, мы подставляем их в формулы, числа, коэффициенты и получаем определенные данные, которые затем можем преобразовать в график, рисунок, другие числа, которые будут понятны нам, - объясняет корреспондентам «Комсомолки» Святослав, и кажется, что он не школьник, а студент второго курса.

Ребята уже реализовали один из проектов в рамках кибернетики. Получилось неожиданно красиво. Школьники так увлеклись, что теперь планируют продолжить развиваться в этом направлении. Как улучшить проект, они уже придумали.
- Представьте, есть у нас некоторые объекты, например, Луна в ночи, несколько звезд, вода, которая идет до горизонта. По этой воде бежит волна от горизонта к вам, и на ней отражается луна. Вот это мы и создавали в своем проекте. Это была компьютерная графика, для создания использовали специальные библиотеки языка программирования. Получилось невероятно. Это один из проектов. До этого мы разработали сетку из векторов, которые позволят в дальнейшем нам создавать какие-либо вихревые потоки, определить, куда полетит тот или иной объект. Например, воздушные шары, - продолжает удивлять Святослав, контролируя печать очередного проекта на 3D-принтере.
А теперь
полетели!
Пожалуй, только в Южном городе можно встретить восьмиклассника, который в совершенстве умеет управлять квадрокоптером и не просто управлять, но и программировать его на определенные действия. Причем для ребят это уже привычное занятие, школьники уверены, что за управляемыми дронами будущее.
- Это дрон-квадрокоптер, на нем есть классическое приложение, с помощью которого можно просто управлять, а есть приложение, с помощью которого можно выделять какой-то объект, за которым он будет следовать. Я уже проверил этот вариант на своем однокласснике, - делится девятиклассник Роман Рейн. - Я думаю, квадрокоптеры в будущем будут очень популярны. Во-первых, это отличный вариант доставки. Во-вторых, их можно использовать для получения информации.

Школьник признается, что самое сложное в управлении квадрокоптером - научиться держать его ровно. Свою будущую профессию Роман пока не выбрал, он влюблен не только в информатику, но и в русский язык.
Квадрокоптер в Образовательном центре «Южный город» используют даже для фотограмметрии! Это когда квадрокоптер облетает здание, делает несколько фотографий, и на основе этих снимков строится 3D-модель.

- Это в первую очередь профориентация детей. Ребята могут попробовать все и решить, что нужно именно им. А участие в конкурсах позволяет школьникам реализовать себя, свои навыки не только в стенах школы, но и на другом уровне, - уверен Дмитрий Петрунин.
Картинка,
оживи!

Активно школьники познают и технологию дополненной реальности. Так, девятиклассница Валя Голованова оживила собственные рисунки. Девочка нашла изображения в интернете, нарисовала, а потом произошло чудо. Во всяком случае, бабушка назвала это именно так - «чудо».
- Я написала приложение, благодаря которому часть изображения оживает. На уроке мы сделали тестовый вариант, оживили шар. Потом я стала разбираться самостоятельно. В итоге я научилась вдыхать жизнь в свои рисунки, - скромно рассказывает Валя.

У Вали есть целый альбом с набросками и рисунками. Оживают пока два из них, при наведении телефона они становятся объемными, но и учебный год только начался!
- Когда я показала бабушке свою работу, она очень сильно удивилась, - продолжает Валя. - А еще у нас есть фотостудия. Там нам преподают азы фотодела. Раньше я училась в другой школе. Но здесь лучше. У нас больше возможностей. Бывшие одноклассники честно признаются, что очень завидуют такому разнообразию дополнительных занятий. Хорошо жить в Южном городе. Честно сказать, здесь всегда есть чем заняться. В свободное от учебы время мы всей семьей ходим на Арбат, на улице есть тренажеры и отличные детские площадки.
Елена Орехова, педагог дополнительного образования:
- Современные школьники - мобильные, они уже владеют компьютерами, у них с пеленок смартфоны и планшеты, поэтому информационно-техническое направление им так интересно. Пока дети маленькие, они лучше запоминают. Ребята, которые занимаются робототехникой с первого класса, сильно отличаются от сверстников. Им легко даются все технические направления.
Свой робот в четвертом классе - легко!
Даниил Едимичев тоже увлекся техническим направлением. Четвероклассник собирает роботов и уже участвует в соревнованиях.
- Этого робота, что ездит по кругу, я собрал по инструкции, - Данила занимается робототехникой третий год. - Робот по команде «Марш» должен поехать. Внизу есть аккумуляторы, каждый из которых прикреплен к сенсору. Я нажимаю на сенсор, и робот меняет скорость или останавливается.

Мальчик признается, что больше всего ему нравятся робототехника, рисование и программирование.

- Можно самому нарисовать детали и из них собрать робота, только тут важно все изобразить точно, иначе робот не получится. К такому роботу и программу свою придется писать, - рассказывает мальчик. - Когда вырасту, я буду программистом. Мне очень нравится программировать, это самое любимое.
Создать собственного робота в начальной школе, разве это не сюжет из будущего? В числе тех, кто помогает ребятам открыть в себе такие творческие способности, Елена Орехова, педагог дополнительного образования:
- Я занимаюсь с ребятами начальной школы. У меня дети с 1 по 4 класс. Мы с ними работаем по двум направлениям: LegoМеханик и RoboЗнайки. В 1-2 классе мы проходим в основном конструирование и начало программирования. Изучаем основы. В 3-4 классе усложняем, строим более серьезных роботов, пишем к ним более сложные программы. По обоим направлениям мы участвуем на соревнованиях разного уровня - от городского до всероссийских. Занимаем первые места.
Любопытно, что ребята работают в паре, и через некоторое время учителя замечают, что у одних детей лучше идет конструирование, а у других программирование. Эти склонности детей и развивают дополнительными занятиями.

- Для ребят важно, что они не просто что-то конструируют, но затем визуализируют это, собирают в прототип. Еще один плюс наших занятий - метапредметная зависимость. Мы начинаем изучать физику, математику, информатику. Так дети легко учат предметы играя.
Будущее уже наступило
Кроме всего этого, ученики Образовательного центра «Южный город» осваивают и виртуальную реальность. Для этого в школе есть специальные очки. Их можно использовать на уроках биологии, например, погрузиться в тело человека, увидеть его как будто изнутри. А можно посетить любой музей или город мира либо прогуляться по будущему парку, что уже начали строить в Южном городе рядом с кварталом у парка.

Кстати, этот квартал смело можно назвать уголком будущего. Здесь уникальные фасады со скрытыми балконами, входные группы, выполненные по индивидуальному проекту, закрытый безопасный двор, в который не заезжают машины.
Рядом с домами – большая парковка с увеличенным количеством парковочных мест. Для подрастающего поколения в парке рядом с домом предусмотрены необычные детские площадки – «Фабрика песка» с песочницей внушительных размеров и кораблем, детские лабиринты «Долина хоббитов». Для взрослых в парке проектируют зоны для спокойного отдыха и спортзал под открытым небом. И школа, кстати, в пешей доступности. Разве это не будущее, которое есть уже сегодня?