Малой Октябрьской железной дороге 70 лет

Детская железная дорога
в Санкт-Петербурге

«Комсомолка» узнала, каким профессиям обучают детей, где прокатиться на необычном поезде, и вспомнила историю «малой» магистрали
В кабине машиниста 12-летний мальчик, за пультом дежурного по станции - еще один ребенок, а проводник в вагоне - симпатичная девчушка с озорной улыбкой. «Уважаемые пассажиры, просим вас занять свои места, через пять минут наш поезд отправляется», - звучит из динамика детский голос и поезд отправляется! А миниатюрные вагончики как будто сошли с иллюстраций детских книг или мультфильмов. Но это вовсе не игра, это петербургская детская железная дорога, где всем процессом управляют дети. Так было 70 лет назад и также все происходит сегодня, когда Малая Октябрьская детская железная дорога отмечает юбилей
История
Идея строительства детской железной дороги родилась еще в 1939 году. Впервые высказал ее начальник железнодорожной лаборатории ленинградского Дворца пионеров Адольф Петрович Синявский. Но началась Великая отечественная война и эти планы были отложены. Но, не забыты! В 1946 году, демобилизовавшись из рядов Советской армии, Синявский вновь стал добиваться начала строительства детской дороги в Ленинграде. В итоге 27 августа 1948 года в городе на Неве состоялось официальное открытие детской железной дороги. Ее протяженность в то время составляла 8,1 км. На дороге было три станции – «Кировская», «Зоопарк» и «Озерная».
Ленинградская детская железная дорога была самой протяженной в стране, но за годы своего существования она дважды подверглась укорачиванию. В 1965 году ее вообще хотели закрыть из-за трагического происшествия у станции «Зоопарк». Но в итоге было принято компромиссное решение: сократить длину путей с 8,1 км до 3,1 км. Затем в 1991 году из-за активной жилой застройки северных районов Петербурга протяженность путей стала еще меньше – 2 км вместо 3,1 км.

Свое второе рождение Малая Октябрьская детская железная дорога отметила в 2011 году, когда открылся новый участок малой магистрали. Он соединил Купчино (станция «Молодежная» у метро Купчино») и город Пушкин (станция «Царскосельская»). Протяженность нового участка дороги составляет 10,8 км.
Основные этапы развития
На долю Малой Октябрьской железной дороги выпало, пожалуй, самое большое количество испытаний и всяческих реконструкций
1965-1990
Длина: 3,1 км
3 станции: «Пионерская» («Зоопарк»), «Озерная», разъезд «Юный»
Подвижной состав: 5 тепловозов и один паровоз, 10 пассажирских вагонов PAFAWAG, затем 11 пассажирских вагонов ПВ40
1948-1964
Длина: 2 км
2 станции: «Озерная», «Юный»
Подвижной состав:
3 тепловоза, 10 пассажирских вагонов ПВ40
1991-1999
1999-2001
Длина: около 6 км
5 станций: «Юный», «Озерная», «Лесная», «Береговая» и «Платформа Шувалово»
Подвижной состав: 2 тепловоза, 10 пассажирских вагонов ПВ40
Длина: 2,1 км
2 станции: «Юный», «Озерная».
Подвижной состав: 2 тепловоза, 10 пассажирских вагонов ПВ40
2002-2011
2011-по настоящее время
Открытие Малой Царскосельской железной дороги
Длина: 10,8 км
3 станции: «Молодежная», «Царскосельская», разъезд «Юный»
Подвижной состав: 6 тепловозов, 1 паровоз, пассажирские вагоны ВП750, ПВ40
Длина: 8,1 км
3 станции: «Кировская», «Зоопарк», «Озерная»
Подвижной состав: 3 паровоза, 1 тепловоз,
1 дрезина, 9 пассажирских вагонов, 2 багажных, до 10 грузовых платформ
1948-1964

Длина: 8,1 км
3 станции: «Кировская», «Зоопарк», «Озерная»
Подвижной состав: 3 паровоза, 1 тепловоз, 1 дрезина, 9 пассажирских вагонов, 2 багажных, до 10 грузовых платформ.
1965-1990

Длина: 3,1 км
3 станции: «Пионерская» («Зоопарк»), «Озерная», разъезд «Юный»
Подвижной состав: 5 тепловозов и один паровоз, 10 пассажирских вагонов PAFAWAG, затем 11 пассажирских вагонов ПВ51.
1991-1999

Длина: 2 км
2 станции: «Озерная», «Юный»
Подвижной состав:
3 тепловоза, 10 пассажирских вагонов ПВ51
1999-2001

Длина: около 6 км
4 станции: «Юный», «Озерная», «Лесная», «Береговая» и «Платформа Шувалово»
Подвижной состав: 2 тепловоза, 5 пассажирских вагонов ПВ40
2002-2011

Длина: 1,6 км
2 станции: «Юный», «Озерная».
Подвижной состав: 2 тепловоза, 5 пассажирских вагонов ПВ40
2011

Открытие Малой Царскосельской железной дороги
Длина: 10,8 км
2 станции: «Молодежная», «Царскосельская», разъезд «Юный»
Подвижной состав: 3 тепловоза, 1 паровоз, пассажирские вагоны ВП750
Наши дни
Сегодня в Петербурге действуют два участка малой магистрали, что для детских железных дорог – большая редкость. Историческая трасса на севере Петербурга, в Озерках, небольшая: всего два километра сто метров и две станции – «Озерная» и «Юный». Поездка по ней займет меньше 10 минут.

Южная ветка «малой» появилась в 2011 году, как дополнение к классическому северному отрезку. Ее протяженность более 10 км от станции метро Купчино почти до Пушкина и проходит детская магистраль в том же месте, где более 180 лет назад была построена первая в России Царскосельская железная дорога.
При строительстве детской железной дороги было использовано не только старое земляное полотно, но и старые рельсы. Перед отступлением фашисты попытались уничтожать за собой все железные дороги, рубив рельсы на куски длиной 1–2 метра. В таком виде они были уже непригодны для использования на «большой» железной дороге, но вполне сгодились для «малой», где нагрузки на путь, да и скорости существенно меньше. Из рубок сварили рельсы стандартной длины 12,5 м и уложили в путь. На Малой Октябрьской до сих пор можно встретить такие рельсы, на которых обозначен год выпуска: 1878, 1892, 1901, попадается много трофейных рельсов с надписями латинскими буквами.
Для одних путешествие по этому участку детской железной дороги – шанс окунуться в историю Петербурга, а для других – возможность всего лишь за полчаса с комфортом, объезжая все пробки, доехать до Царского Села. При этом дорога оборудована новейшими системами управления движением – современными устройствами сигнализации, централизации и блокировки.

Сейчас на южном участке ходит два состава: «Колибри» и «Сказка». Если ехать в обе стороны – можно прокатиться на обоих поездах. Путь в одну сторону занимает около получаса, включая небольшую остановку на разъезде «Юный».
Путешествие по Малой железной дороге похоже на поездку в настоящем поезде: машинист приветствует гудками поезда, катящиеся навстречу по «взрослой» насыпи, а проводники выходят из вагонов и встречают пассажиров у входа. На станциях, как на вокзалах, объявляют об отправлении поезда. Только вот в этой необычной поездке проводники, кондуктора, билетные кассиры, дикторы и даже машинисты – дети. Даже такие ответственные профессии, как стрелочники, диспетчеры, дежурные по станции – также представляют юные железнодорожники. Естественно, работают ребята под руководством опытных инструкторов.
Путь в профессию
Детские железные дороги в нашей стране всегда появлялись при участии «взрослых» железных дорог, и, конечно же, их нельзя рассматривать как обычный аттракцион. Главной их целью было и есть воспитание кадров для самих железнодорожников. К примеру, Малая Октябрьская железная дорога является единственным центром по профессиональной ориентации на железнодорожные профессии учащихся Санкт-Петербурга и пригородов.

Начать заниматься (причем, совершенно бесплатно!) можно в пятом-шестом классе, а полный курс займет четыре года. За это время ребята осваивают все железнодорожные профессии – проводник вагона, контролер, дежурный стрелочного поста, главный кондуктор, путевой обходчик, начальник и бригадир поезда, дежурный по станции, поездной диспетчер, осмотрщик вагонов, помощник машиниста тепловоза, машинист тепловоза.
1320 воспитанников сейчас занимаются на детской железной дороге
Детские железные дороги в нашей стране всегда появлялись при участии «взрослых» железных дорог, и, конечно же, их нельзя рассматривать как обычный аттракцион. Главной их целью было и есть воспитание кадров для самих железнодорожников. К примеру, Малая Октябрьская железная дорога является единственным центром по профессиональной ориентации на железнодорожные профессии учащихся Санкт-Петербурга и пригородов.

Начать заниматься (причем, совершенно бесплатно!) можно в пятом-шестом классе, а полный курс займет четыре года. За это время ребята осваивают все железнодорожные профессии – проводник вагона, контролер, дежурный стрелочного поста, главный кондуктор, путевой обходчик, начальник и бригадир поезда, дежурный по станции, поездной диспетчер, осмотрщик вагонов, помощник машиниста тепловоза, машинист тепловоза.
1320 воспитанников сейчас занимаются на детской железной дороге
Зимой занятия проходят в специально оборудованных классах – всего их восемь, там ученики знакомятся с теорией. Классы оборудованы мультимедийной и компьютерной техникой, так что знакомиться с новыми технологиями юные железнодорожники начинают, как говорится, не отходя от парты. В прошлом году классы пополнились новым оборудованием – трехмерным принтером и 3D сканером, а в этом появились два интерактивных стенда: устройство стрелочного перевода и устройство стрелочного пути.

Есть также уникальный макет магнитолевитационного поезда, подаренного профессором Университета путей сообщения Анатолием Александровичем Зайцевым: дети могут изучать принципы работы поезда на магнитной подушке – одного из перспективных направлений развития железнодорожного транспорта в мире!
Летом полученные знания дети отрабатывают на практике, уже перевозя настоящих пассажиров. Ребята работают по 4 часа в день и делают то же самое, что и работники «большой» железной дороги. Естественно, все происходит под присмотром взрослых: для работы с детьми привлекаются лучшие специалисты предприятий, имеющие большой опыт работы на железнодорожном транспорте. Собственно, в этом и состоит уникальность детской железной дороги – дети не просто дублируют труд взрослых, а выполняют работу по-настоящему высокой квалификации.

После окончания обучения выпускники Малой Октябрьской детской железной дороги могут поступать в высшие и средние профессиональные образовательные учреждения железнодорожного транспорта. Лучшие получают целевые направления. Но даже если ребенок в будущем не выберет профессию железнодорожника, опыт работы машинистом, дежурным по станции или диспетчером научит справляться с непростыми задачами, требующими квалификации и ответственности. Впрочем, как показывает практика, почти 80% выпускников «детской» дороги сегодня успешно трудятся на предприятиях Октябрьской магистрали, в том числе занимая руководящие административные должности.
За последние 10 лет профессиями машиниста тепловоза овладели 800 детей, столько же дежурных по станции, более 1000 человек – осмотрщики вагонов и составители поездов
Летом полученные знания дети отрабатывают на практике, уже перевозя настоящих пассажиров. Ребята работают по 4 часа в день и делают то же самое, что и работники «большой» железной дороги. Естественно, все происходит под присмотром взрослых: для работы с детьми привлекаются лучшие специалисты предприятий, имеющие большой опыт работы на железнодорожном транспорте. Собственно, в этом и состоит уникальность детской железной дороги – дети не просто дублируют труд взрослых, а выполняют работу по-настоящему высокой квалификации.
За последние 10 лет профессиями машиниста тепловоза овладели 800 детей, столько же дежурных по станции, более 1000 человек – осмотрщики вагонов и составители поездов
После окончания обучения выпускники Малой Октябрьской детской железной дороги могут поступать в высшие и средние профессиональные образовательные учреждения железнодорожного транспорта. Лучшие получают целевые направления. Но даже если ребенок в будущем не выберет профессию железнодорожника, опыт работы машинистом, дежурным по станции или диспетчером научит справляться с непростыми задачами, требующими квалификации и ответственности. Впрочем, как показывает практика, почти 80% выпускников «детской» дороги сегодня успешно трудятся на предприятиях Октябрьской магистрали, в том числе занимая руководящие административные должности.
Малая Октябрьская детская железная дорога не раз становилась участником киносъемок. Здесь в 1975 году снимались сцены музыкального фильма «Необыкновенное воскресенье», а в 1980 году сцены из фильма «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона». В 2008 году история Детской дороги была представлена в документальном фильме «750 мм». В 2015 году о современной жизни Дороги был снят полнометражный фильм «Путь в будущее» (режиссер и кинооператор Дмитрий Кузора).
Я буду железнодорожником!
Каждый год на Малой Октябрьской железной дороге проходит конкурс «Лучший по профессии». Корреспонденты «Комсомолки» побывали на соревнованиях: покатались в вагоне и кабине машиниста, заглянули в диспетчерскую и узнали, почему ребята увлекаются поездами, какие должности здесь самые популярные и как юные железнодорожники справляются со сложной и ответственной работой.
Александр Морев работает на детской железной дороге уже несколько лет. Он курирует совет юных железнодорожников.Парень показал нам все закоулки Малой Октябрьской и рассказал о себе:

– Я увлекаюсь железной дорогой с детства, моя бабушка была железнодорожницей. Когда узнал, что существует детская железная дорога, захотел там работать. Когда я сюда пришел, то начал осваивать все профессии, а потом решил остаться в качестве наставника. В этом году Саша поступил в Петербургский государственный университет путей сообщения, где будет осваивать профессию дежурного по станции. А на смену ему придут другие ребята. Стать наставником, к примеру, планирует Александр Сюзюк, закончивший пятый год обучения на малой магистрали. Он начинал свою карьеру с проводника, а сейчас – машинист тепловоза.

– Мне всегда нравились поезда, когда был маленький, очень любил приходить на платформу и смотреть, как ездят поезда. В дальнейшем хочу поступить в Университет путей сообщения, а пока останусь тут, буду помогать новым ученикам, – говорит Александр.
1300 детей прошли летнюю учебно-производственную практику в 2017 году
Александр Морев работает на детской железной дороге уже несколько лет. Он курирует совет юных железнодорожников.Парень показал нам все закоулки Малой Октябрьской и рассказал о себе:

– Я увлекаюсь железной дорогой с детства, моя бабушка была железнодорожницей. Когда узнал, что существует детская железная дорога, захотел там работать. Когда я сюда пришел, то начал осваивать все профессии, а потом решил остаться в качестве наставника. В этом году Саша поступил в Петербургский государственный университет путей сообщения, где будет осваивать профессию дежурного по станции. А на смену ему придут другие ребята.
1300 детей прошли летнюю учебно-производственную практику в 2017 году
Стать наставником, к примеру, планирует Александр Сюзюк, закончивший пятый год обучения на малой магистрали. Он начинал свою карьеру с проводника, а сейчас – машинист тепловоза.

– Мне всегда нравились поезда, когда был маленький, очень любил приходить на платформу и смотреть, как ездят поезда. В дальнейшем хочу поступить в Университет путей сообщения, а пока останусь тут, буду помогать новым ученикам, – говорит Александр.
На станцию «Молодежная» прибыл поезд, поэтому юные железнодорожники заняты работой. Машинисты перегоняют отцепленный локомотив, чтобы прикрепить его к вагонам с другой стороны, проводники помогают пассажирам входить и выходить, осмотрщики проверяют колеса поезда, а дежурный отдает команды.

– Для меня почетнее всего быть дежурным по станции, потому что без его указаний ни один локомотив, ни один работник никуда не отойдет, – рассказывает Алексей Спиридонов. – Это мне больше всего нравится, потому что огромная ответственность и ни одна поездка не повторяется.
А вот Артур на конкурсе – проводник. Казалось бы, самая простая профессия – объявляй остановки и проверяй билеты. Но и в ней есть свои особенности.

– Мне нравится профессия проводника тем, что ты все время общаешься с новыми людьми. Сначала бывает сложно, но потом втягиваешься и получаешь удовольствие от общения, – рассказывает Артур.
Кстати, далеко не всем общение с пассажирами дается легко. Кто-то стесняется, кто-то боится выступать на публике (ведь проводник во время пути рассказывает историю детской железной дороги). Но со временем ребята начинают чувствовать себя раскованно, а это очень полезный навык, важный не только для железнодорожника.
44100 пассажиров было перевезено за период летних пассажирских перевозок 2017 года
Тарас объясняет, что хоть северный участок детской железной дороги короче, чем новый, южный, у него есть свои особенности. Например, только здесь стрелки нужно переводить вручную, и только здесь можно освоить профессию стрелочника.

– Для каждого положения стрелки свой ключ, все это нужно запомнить. А еще правильно передать информацию по рации, – рассказывает мальчик.

Заходим на станцию и смотрим, как работает дежурный – Кирилл. Он сидит перед огромным табло, утыканным разными кнопочками и лампочками, и по рации дает команду машинисту. В перерыве объясняет нам, как работает панель управления:

– На табло видно всю схему станции и все сигналы. Вот дежурная сейчас открыла выходной сигнал, так что поезд может ехать, – рассказывает Кирилл. – Дежурный приготовил маршрут по направлению и после сигнала отправления обязан выйти провожать поезд. Он проверяет, закрыты ли все двери в вагонах и выставили ли проводники флажки. Тогда дежурный поднимает белый диск, разрешающий движение.
Дети в жилетках – это осмотрщики вагонов. Они проверяют состав на неисправности, сцепляют и расцепляют составы. Выяснилось, что для этой профессии нужны не только знания теории, но и физическая подготовка – сцеплять рукава не так-то просто.

– Если не получается, помогают инструктора, а мы докладываем по рации – это здорово, прямо как в кино! – улыбается Дмитрий Пономарев.
Само собой, мы не упустили возможность прокатиться в кабине, где работают машинист и его помощник. Это уже опытные железнодорожники, ведь помощником можно стать только с третьего года обучения, а машинистом – с четвертого. Правда, нас вез не машинист, а машинистка – Мерьем:

– Уверена, каждый ребенок мечтает управлять поездом, но только на детской железной дороге у девчонок есть такая возможность – быть машинистом, – говорит девочка. – В кабине еще едет машинист-инструктор, он за нами наблюдает и в какой-то ситуации может быстро и своевременно помочь.
Некоторые юные железнодорожники пока относятся к своей работе как к хобби и интересному времяпровождению. Но есть ребята, которые всерьез интересуются профессией и очень в ней преуспели. Как, например, Лев Шуманский, занявший третье место на Всероссийской викторине на знаниеправил технической эксплуатации, которая прошла в Екатеринбурге. Не каждый взрослый эту информацию может осилить, а подростку она далась легко.

– Потому что мне интересно, а когда ты не зубришь, а интересуешься, то очень легко все запоминаешь, – поделился секретом своего успеха Лев. –Чтобы стать железнодорожником, в первую очередь нужно желание, у меня оно есть.
Ну а кто же все-таки стал «Лучшим по профессии»? Каждый, кто участвовал в конкурсе! Ведь главное – это не количество баллов и оценки, а искреннее желание ребят освоить нелегкую, но такую значимую профессию – железнодорожник.
Текст: Любовь Холопова
Фото: Александр Глуз, Малая Октябрьская железная дорога
Верстка: Татьяна Кокорина