СОЗИДАЮЩИЙ МИР:
ХРАМЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Два храма – одна душа




Один в Петербурге, другой на Кипре. Впервые в истории в двух разных странах появились два храма-близнеца. «Комсомолка» узнала, как их строили, а главное, для чего.
СОЗИДАЮЩИЙ МИР:
ХРАМЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Два храма – одна душа







Один в Петербурге, другой на Кипре. Впервые в истории в двух разных странах появились два храма-близнеца. «Комсомолка» узнала, как их строили, а главное, для чего.
- Петербург и Кипр - антиподы.
Петербург постоянно в движении, на Кипре же не меняется почти ничего. Киприоты - гедонисты. Они любят удовольствия, любят жизнь, любят хорошо поесть и повеселиться. У них - солнце, синее небо, море, в апреле плюс 26, в январе плюс 20. Им не надо покупать шубы и зимнюю резину. А мы живем в темноте. Петербуржцы - люди мудрые, но немного суровые.
Художник-монументалист Олег Костенко рассуждает о различиях солнечного острова и Северной столицы со знанием дела. Ему довелось участвовать в амбициозном проекте, который связал и даже подружил эти две вселенные, - в строительстве двух православных храмов-близнецов. Тот, что на Кипре, был открыт в 2017 году. Тот, что в Петербурге, достраивается прямо сейчас. Оба появились по инициативе петербургского благотворителя, президента фонда «Созидающий мир» Вячеслава Заренкова.
И оба созидаются руками одних и тех же мастеров по одному и тому же проекту.

«Комсомолка» узнала, как строят храмы в ХХI веке и может ли «родство» архитектуры сделать ближе страны и людей
МЕЧТАЛИ В ПЕТЕРБУРГЕ,
ПОСТРОИЛИ НА КИПРЕ
Рождению храмов-близнецов помог то ли случай, то ли божий промысл. Идея построить Спас на Каменке появилась десятилетие с лишним назад. О двойнике тогда никто и не думал.

- Однажды меня спросили, что бы я хотел построить в одном из новых кварталов Петербурга. И я подумал о храме, - вспоминает заслуженный строитель России, президент фонда «Созидающий мир» Вячеслав Заренков. - Спустя три-четыре года судьба свела меня с настоятелем небольшой церкви на Каменке отцом Евгением.

Евгений Шогенов с юности мечтал возвести храм в родном Приморском районе Санкт-Петербурга. В 2009 году батюшка вместе с духовными чадами обратился к митрополиту Владимиру, который в то время управлял Санкт-Петербургской митрополией, и попросил благословить на строительство. Владыка поддержал.

Портрет настоятеля
Евгений ШОГЕНОВ родился в 1979 году в Ленинграде. Окончил Санкт-Петербургскую православную духовную семинарию, затем - Санкт-Петербургскую православную духовную академию, а недавно получил диплом юриста в Российской академии правосудия.

В священники отца Евгения рукоположили в 2001 году. Он служил в храме Святого Великомученика Димитрия Солунского в Коломягах, в соборе Архистратига Божия Михаила и Всех Небесных Сил Бесплотных в Токсово, в Князь-Владимирском соборе.

Последние девять лет отец Евгений служит настоятелем храма «Живоносный Источник» и строящегося храма Спас на Каменке. Также окормлял православную общину при психоневрологическом диспансере № 4.
- Приход посвятили Воздвижению Честного и Животворящего Креста Господня, - рассказывает священник. - Крест - символ любви Бога к человеку, ведь любовь понимается как жертвенность. Меня это всегда вдохновляло.

Район Нижне-Каменской улицы, где решили построить храм, активно застраивается жилыми высотками и сейчас, а вот церквей там не появляется. Немудрено, что чиновники инициативу поддержали.

Чтобы где-то молиться, пока идут подготовительные работы и строительство, приход арендовал у города соседний участок и воздвиг на нем маленький временный храм. В середине 2011-го его освятили в честь иконы «Живоносный Источник». Удивительно, но геодезисты выяснили, что как раз под ним пересекаются две подземные реки.

Но, как известно, нет ничего более постоянного, чем временное. Готовый проект «большого» храма много лет пролежал «под сукном»: чем дальше, тем больше затягивались земельные согласования.

Во время очередной поездки на Кипр, в начале 2015 года, Вячеслав Заренков встретился с митрополитом Тамасосским и Оринийским Исаией (Киккотисом). Обсуждали издание альбома «Монастыри Кипра». Встреча получилась приятной, расстались друзьями. А напоследок митрополит сказал, что давно мечтает о церкви, посвященной всем русским святым. Пусть даже маленькой, деревянной.

- Вскоре я уехал в Петербург, но продолжал думать о мечте владыки Исаии, - рассказывает Вячеслав Заренков. - Три ночи плохо спал, размышляя, какой храм выглядел бы достойным Кипра и нашей церкви.

Тут-то и вспомнили о проекте, созданном для Каменки. Ночью 4 марта 2015 года Вячеслав Заренков отправил владыке Исаие проект, а уже утром получил его радостное одобрение. И меньше чем через три месяца на Кипре освятили закладной камень нового храма.
НА КИПРЕ – ГРЯДКИ,
В ПЕТЕРБУРГЕ – ЗАПУСТЕНИЕ
В Петербурге для будущего храма подыскали участок на Нижне-Каменской улице, на краю безымянного парка, который когда-то был одним массивом с Юнтоловским заказником.

- Эта земля была во власти бесов: здесь хоронили собак, убивали людей. Когда расчищали площадку, только шприцов вывезли целый самосвал, - вздыхает отец Евгений.

Для кипрского «близнеца» выбрали диаметрально противоположное по атмосфере место: здешние пастбища кормили всю округу.

- Раньше на месте, где сейчас стоит храм, были огороды и пастбища: пастухи пасли овец и поили молоком все окрестные деревни, - вспоминает митрополит Тамасосский и Оринийский Исаия (Киккотис). - В 2007-м, когда началось строительство здания митрополии, их перенесли. Но и сейчас пастбища и огородики окружают комплекс.

Благодаря Кипрской церкви все согласования удалось получить за два месяца.

- Светские власти тоже активно помогали, - отмечает владыка Исаия. - В попечительский совет по строительству храма вошли министр внутренних дел и губернатор Никосии.

Когда на Каменке только подписали разрешение на строительство и заложили первый камень (30 декабря 2016 года), кипрский храм уже был на полпути к открытию. Колокола на остров привезли из Воронежа, утварь и иконы - из Петербурга и Москвы. Москвичи взяли на себя и роспись. А вот сени мастерили греки.

Храм на Кипре открыли 1 мая 2017 года.
На церемонии случилось чудо: тысячи верующих дважды увидели на горизонте изображение золотого купола - точно
такого же, что украсил церковь.

✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜
Вячеслав ЗАРЕНКОВ
ктитор храмов
«Вся история этих двух храмов - несомненное чудо. Но два события явились для меня и всех присутствующих при них чудом Божиим. Когда на храм в честь Святого Апостола Андрея Первозванного и Всех Святых, в земле Русской просиявших, устанавливали главный купол, в небе над храмом появилось отражение купола с крестом. Его видели все присутствующие. Удивительное явление! Когда подобное происходит, сердце наполняется радостью, а вера становится крепче. Еще хотелось бы отметить необычное сияние креста над храмом Спас на Каменке. В этот день как раз был праздник Крестовоздвижения, и на главный купол храма был установлен крест».
✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜
Через несколько месяцев, в августе 2017 года, на храме в Каменке установили главный купол, а 27 сентября, на праздник Крестовоздвижения, - крест. Освящение запланировали провести через год.
ХРАМЫ НА КИПРЕ
И В ПЕТЕРБУРГЕ:
похожие и разные
Храм Андрея Первозванного - первый русский православный храм на Кипре, увенчанный золотыми куполами. А его петербургский близнец - современный пятиглавый храм, расположенный в спальном районе Северной столицы.

Каждый вмещает до четырехсот верующих. Это настоящие соборы со звонницами и хозяйственными постройками. Оба «носят» комплект из пяти одинаковых куполов - одного большого и четырех маленьких. Кстати, все купола изготовили на берегах Невы.
16,5 тонны
Масса главного купола в обоих храмах
9,6 метра
Диаметр
Храм на Кипре - часть целого комплекса во главе с Управлением Тамасско-Оринисской митрополии.

- Открытая сцена, аллея мозаичных икон русских святых, четыре киоска, водосвятная часовня, беседка в русском стиле для отдыха, продуктовые киоски для посетителей, большая детская площадка, церковный магазин, румынский скит с деревянным храмом, два фонтана, декоративные насаждения, газоны и парковка, - перечисляет настоятель храма отец Серафим.

В планах - построить паломнический центр и даже планетарий.
Название

Храм в честь Святого Апостола Андрея Первозванного и Всех Святых, в земле Русской просиявших
Принадлежность

Кипрская православная церковь, Тамасско-Оринисская митрополия
Престольный праздник

13 декабря, День святого апостола Андрея Первозванного
Настоятель

Архимандрит Серафим (Гавриков)
Спас на Каменке пока соседствует с временным храмом, который после «переезда» планируют перестроить в часовню.

- В отличие от Кипра, у нас участок очень маленький, - отмечает настоятель отец Евгений. - Есть крайняя необходимость в воскресной школе. В этом году у нас 150 детей: занимаемся весь день - в пять-шесть смен. Потом - пасторский час со взрослыми. Ребят повзрослее возим по субботам на экскурсии: там они и не скучают, и о душе не забывают.

Сейчас приход просит город об участке под школу и церковный дом.
Название

Храм в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, или Спас на Каменке
Принадлежность

Русская православная церковь, Санкт-Петербургская митрополия
Престольный праздник

27 сентября, праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня
Настоятель

Протоиерей Евгений Шогенов
ТЕПЛОЕ И ХОЛОДНОЕ
Конструктивно оба собора одинаковые. Но выглядят, на удивление, совершенно по-разному. Все потому, что «оживляли» их разные люди.

Архитектор Кирилл Яковлев со своей командой подключился к строительству на Каменке на нулевом этапе: в декабре 2016-го ему неожиданно позвонил глава епархиальной комиссии по архитектурно-художественным вопросам Александр Федоров и сказал, что нужен проект интерьера.

- Чтобы представить масштаб работы, ездили на Кипр, изучали уже построенный и открытый храм, - рассказывает Яковлев.

По возвращении провели мозговой штурм: для начала нужно было в общих чертах придумать, каким петербургский храм будет внутри и снаружи. Эскизы росписей, мебели, полов, иконостаса выполняли вручную акварелью и темперой.

- Было два цветовых варианта интерьера: в теплых тонах на жемчужном фоне и в холодных - на голубом, - вспоминает архитектор. - В результате остановились на «теплом» варианте. Камертоном этого решения стал праздник Крестовоздвижения. Вернее, цвет облачений, в которых священнослужители проводят литургию. Они фиолетовые. Потому и цвета выбрали близкие - красноватые и синеватые.

Любопытно, что на Кипре, напротив, предпочли «холодные» оттенки.

- На Кипре крыша синяя. Изначально собирались делать такую же и у нас, - рассказывает отец Евгений. - Но красить в синий было никак нельзя, ведь это цвет богородичный, а случайного в храме ничего быть не может! Оставалось два варианта, которые соответствуют празднику Крестовоздвижения: фиолетовый в русской традиции и зеленый - в греческой.

Выбрали зеленый, по греческому образцу. Так между Спасом на Каменке и Кипром появился еще один «мостик».
ПЕТЕРБУРГ
Каноны и технологии
Когда палитра нового храма в Каменке была утверждена, взялись за детальную разработку оформления. Какими будут карнизы и балясины, витражи и мозаики, двери и лавки - на все нужно было найти ответ.

Но больше всего хлопот доставила роспись стен и сводов: только на «картоны» - уменьшенные копии будущих росписей - ушло полгода.

- Прежде чем приступить, всей группой художников ездили в Вологду смотреть на образцы древнерусской живописи: Вологодский кремль, Ферапонтов монастырь, - делится Яковлев. - Выбор стилистики росписи был за нами, но очень многое диктует место, история, контекст. Стиль Петербурга отличается от стиля той же Москвы, и наш храм должен был органично войти в картину города. При этом интерьер должен был сочетаться с экстерьером.
✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜
Кирилл Яковлев
Архитектор, автор проекта:
«Все началось с диплома Академии художеств - я оканчивал мастерскую Александра Жука, народного архитектора СССР, автора Пулково и ТЮЗа. В качестве темы диплома взял православно-просветительский центр в поселке Кузьмолово. После окончания академии первый проект, который я сделал, был предложен… моей бабушкой, которая живет в поселке Горбунки: она сказала, что там нужно построить храм. Следующую идею подала мама. Она ходила в храм на Орбели и заметила, что его пора реставрировать. Семья моя воцерковленная, я ходил в храм всегда, даже в алтаре помогал. Знание эргономики службы очень помогает в проектировании».
✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜
Образы подбирали на совещаниях в епархии.

- Роспись храма - канонический ансамбль, который разрушать нельзя, - объясняет отец Евгений. - Храм посвящен Воздвижению Креста, и на эту тему есть определенные иконописные композиции: сам праздник, страдание Господа, снятие с Креста, ветхозаветные образы исцеления.

Канон стал скелетом настенных композиций, но оставил простор для творчества, ведь сюжеты и святых вписывали в свое уникальное пространство.

- Антураж, в котором расположены герои, у нас полностью самобытный: обрамление святителей в виде колонн - такого нет нигде, - подчеркивает архитектор. - Мы постарались сочетать каноническую живопись и неоклассические детали, найти консенсус между древнерусским искусством и искусством Ренессанса.


Кстати, в Спасе на Каменке классические каноны живописи спокойно уживаются с современными технологиями строительства. Это первый в городе храм, построенный по монолитному методу.
✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜
Портрет художника
Марина Петровская-Константинова
- Создавая образы, мы должны вдохнуть в них столько света, красоты, радости и надежды, чтобы люди, когда им очень тяжело, уверовали в то, что есть высшая сила - Вселенная, Космос, Бог, Любовь, которая защитит.

Иконопись - тяжелый труд. И не потому, что это тяжело писать, - это тяжело быть. Человеческая душа - это то, чем ее кормишь: образы, мысли, молитвы. Получается, что ты живешь в обычном мире людей, где надо выживать, зарабатывать деньги. Но ты должен жить в чистоте, чтобы суметь вдохновить других.

Я тридцать лет проработала в Эрмитаже. Я воссоздавала китайскую музейную живопись для Петергофа, Меншиковского дворца на Университетской набережной, делала реставрацию царских костюмов для Царского Села и совершенно не знала иконопись. Теперь понимаю, что моя вера оказалась важнее знаний: без веры писать иконы невозможно.
«Китайское прошлое» помогает: близки стили живописи. К тому же китайская живопись тоже духовная, ведь в первую очередь рисовали святых, а писали монахи. Я больше всего работала с даосизмом. Дао - то, что везде, это и есть Бог. Поэтому какая, собственно, разница, если мы говорим о любви, какой это народ - русский или китайский? Все верят в лучшее.

Я верю в чудеса. Появление образов - вот это и есть чудо: казалось бы, ты все придумал, но потом начинаешь писать, и рука движется иначе. Это говорит сердце. Будто Бог подсказывает, как правильно.

Когда речь заходит о чудесах, я всегда думаю об испытаниях, которые посылает Бог, давая прикоснуться к чуду. Когда реставрировала плащаницу, у меня умерла мама… Лежала грудью на Боге, реставрируя, и все думала о своей греховности, о человеческой природе, о страстях. Каждый раз, когда беру серьезные работы, это бьет по семье. Не в наказание. Это проверка, насколько ты силен в вере и насколько понимаешь путь, в котором опираться нужно только на Бога.
✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜
В марте 2018 года на Каменке приступили к росписи храма. Сначала ее прорабатывают на холстах, а потом переносят на стены. На работу художникам понадобится минимум год.
ПЕТЕРБУРГ
Иконы, золото и краски
Иконы для Спаса на Каменке пишут в знаменитом Палехе в Ивановской области. Иконостасы в храмах на Кипре и в Петербурге отличаются и по форме, и по содержанию. Работать над ними ивановские мастера начали полтора года назад.

Только в иконостасе Спаса на Каменке будет больше полусотни икон. Чтобы справиться с таким объемом работ, задействовали полтора десятка мастеров. Все как в старину: только сусальное золото, только «правильные» краски.

- Одни делают рисунки, другие готовят липовые доски, третьи золотят, - рассказывает иконописец Александр Титов. - Специальностей много. Есть даже отдельные художники, которые пишут лики, - личники.

От канонов, конечно, не уйдешь. Но возможностей для творчества у иконописцев достаточно. Так, главная икона храма, Крестовоздвижение, будет необычно вытянутой формы, 150 на 50 сантиметров, поэтому пришлось изрядно подумать над композицией.

- Что вдохновляет? Вдохновение пришло сразу, как только предложили взяться за роспись иконостаса. Это было мечтой всей жизни! - признается Титов. - Это память на все времена. Это меточка перед Богом, что ли, что старался не только для себя, но и для других.
✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜
Иконописец Александр ТИТОВ:
- Мне скоро 55. Пошел по папиным стопам - он тоже художник. В 19 лет устроился художником-миниатюристом на работу. И вот уже 35 лет с кисточкой в руке. Сначала были шкатулки, потом, в 2000 году или чуть раньше, стал помаленьку пробовать писать иконы. Миниатюрой последний год не занимаюсь даже близко: пока только доски, доски, доски. И знаете, хочется писать иконы и дальше. А там уж как Бог даст.
✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜
КИПР
Мозаику собирали в Петербурге
Гордость обоих храмов - мозаики. Они рассыпаны по фасадам, а на Кипре украшают весь комплекс. Самые впечатляющие панно храма на острове - в четырех беседках: свадьба Галилейская, Крещение, Ноев ковчег и Сотворение мира.

- Формат сложный, горизонтальный: две - 7 на 2 метра, две - 3,5 на 2, - рассказывает художник-монументалист Олег Костенко. - Попробуй растяни сюжет! Работали в технике римской мозаики. Это когда квадратными модулями как бы выписываешь линии, а это тоже непросто.

Трудно поверить, но создавали кипрские панно в Петербурге: около двадцати человек набирали 42 квадратных метра мозаики в течение полугода. Затем блоки погрузили в самолет и доставили на Кипр. Монтаж занял еще месяц.

Впрочем, над мозаикой для Спаса на Каменке, признаются мастера, работать было гораздо сложнее. Во-первых, объем - более 160 «квадратов»! Во-вторых, условия - работали на высоте.

- Храм обшит по современным технологиям толстой плитой утеплителя, - объясняет Костенко. – Пришлось не просто клеить мозаику к стене, а укреплять ее алюминиевыми полосами и крепить на анкеры через утеплитель. Получилось, что все мозаики на Каменке как бы парят.
✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜
Портрет художника
Олег Костенко, монументалист:
- Мой папа - художник, поэтому мы с братом лет до пяти вообще не знали, что существуют еще какие-то профессии.

Специалисты по мозаике учатся, как врачи. В моем случае это шестнадцать лет: школа, училище Рериха, Муха, Союз художников. Мозаику выбрал, потому что она совмещает интересную технику и решение множества задач: над каждым камешком приходится думать.

В конце 90-х, когда появилась моя мастерская, было очень много светских объектов. Пришлось выполнить много туалетов, ванных и бассейнов в больших дорогих домах. И это дало возможность организации встать на ноги, появился опыт. А после 2014-го Россия изменилась: шикарные ванные куда-то исчезли, люди поняли, что есть что-то большее, чем их собственный комфорт.
✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜✜



За последний век в Петербурге столько смальты не потратили ни на один храм. Ближайшим товарищем по объему мозаики мастера Спаса на Каменке называют Спас на Крови.
- Многие удивляются: зачем такая роскошь? - рассказывает отец Евгений. – Одна матушка сказала очень мудрые слова: «Когда мы дом строим, мы его строим для себя, а храм мы строим для Бога, поэтому в нем должно быть все самое лучшее».
Отец Евгений:
– Спас на Каменке украсили образы покровителей Петербурга – Ксении Блаженной, Иоанна Кронштадтского. Но самая любопытная мозаика – Престол уготованный: я даже не знал такого образа, настолько он древний. Изображены гвозди, копие, трость с губкой которой Христу уксус преподавали, сам Крест, Престол в виде трона, Евангелие либо ветхозаветное пророчество о страданиях Христа и Святой дух в виде голубя. Это вечный образ.

Мозаика:
как это делается?
Мозаика:
как это делается?
Эскиз.
Печать «картонов» - шаблонов будущей мозаики в натуральную величину.
Набор мозаики в мастерской.
Это делается на столах. Смальту приклеивают на прозрачную липкую пленку, а затем заклеивают сверху еще одним слоем пленки.
Переворачивание мозаики.
Для этого ее зажимают между двумя щитами. Липкую пленку с задней поверхности снимают.
Заливка в цементный клей.
Доставка блоков на объект.
Монтаж.
ЦИФРЫ:
9-12 мм
сторона квадратного модуля.
примерный размер каждого блока мозаики.
1х1 м
35 кг
примерная масса блока.
10 мм
толщина мозаики до монтажа на стену
КИПР
Березки на витражах
Для каждого храма разрабатывали свой скульптурный декор: карнизы, капители.

Колонны Спаса на Каменке сделали по образу храма Гроба Господня: над западным входом установили надвратную скульптуру святой царицы Елены и иерусалимского архиепископа Макария, держащих Крест. Фигуры утопают в мозаике.

- За рамки сюжета Крестовоздвижения выходить, конечно, было нельзя, но какими сделать героев, придумывали сами, - рассказывает скульптор Андрей Гордеев. - Я изучил, какие одежды носили в то время. Императриц изображали в одном венце, без платка, но для православного храма это было не совсем приемлемо, поэтому мы сделали Елену с покрытой головой.

Надвратные скульптуры - это обретшие объем надвратные иконы. Они стали появляться в храмах лишь с XVIII века.

- Сначала делали эскиз, чтобы понять, как лучше расположить фигуры, как они будут взаимодействовать

друг с другом, - объясняет Гордеев. - Затем создали рабочую модель, которая была в два раза меньше итоговой скульптуры. На ней решали вопросы драпировки, орнамента. Следом была еще одна модель, уже в натуральную величину.

Чтобы уложиться в срок, пришлось собрать целую команду скульпторов.
- Художественный язык Кипра и Петербурга разный, - отмечает художник-монументалист Олег Костенко. - Потому и цветовая гамма отличается: на Кипре - яркие, бурлящие цвета, у нас - пастельно-сероватые, интеллигентные.
Даже витражи в «близнецах» совершенно разные. На Кипре - оригинальные насыщенные образы. Например, русские березки и пейзажи. На Каменке - классические христианские символы: чаша, дарохранительница, Библия, Крест. Их специально сделали неяркими, чтобы окна в серые петербургские дни пропускали больше света.

Единственное, что объединяет витражи двух храмов, - уникальная технология.

- Это настоящие благородные витражи: кусочки цветного стекла, а между ними - металл, - объясняет отец Евгений. - Для подрядчиков это был целый опыт: нельзя было просто вставить их в стеклопакеты, поэтому разрабатывали новую технологию, чтобы поместить витраж между защитными стеклами.
КИПР
Жизнь кипит, музыка звучит
Конечно, в первую очередь храм - место молитвы. Но это еще и дом дружбы. Не только с Богом и собственной душой, но и с людьми, которые живут по соседству с тобой.

Жизнь кипрского «двойника» кипит: на открытой сцене частенько проводят культурные мероприятия.

- Здесь проходит Международный греко-славянский фестиваль искусств «КипРус», дважды выступал оркестр Росгвардии, приезжают фольклорные и эстрадные коллективы из России и Греции, - рассказывает отец Серафим. - Местная администрация проводит на пасхальной неделе традиционные народные гулянья.

В Тамасско-Оринисской митрополии открыты четыре монастыря, в каждом из 45 населенных пунктов существует свой приход.
Но церквей при этом значительно больше: в XX веке, пока мы разрушали храмы, на Кипре строили новые.
И продолжают это делать. Даже там, где в просторных соборах уже нет нужды, возводят малые храмы в честь местночтимых святых.

- Недостатка в церквях у киприотов нет, - уточняет митрополит Исаия. - А вот русскоговорящие в области Никосии раньше не имели храма, где проводились бы богослужения на родном для них языке. Им приходилось ездить в Алефрико под Ларнакой или в Лимасол, где есть русские приходы.

- В храм хожу каждую неделю, бываю с семьей почти на всех службах и мероприятиях прихода, - рассказывает прихожанин храма Апостола Андрея Первозванного Василий. - До появления русского храма ходил в греческую церковь в соседней деревне. Нас там очень тепло принимали, но с появлением русского храма стало очевидно, что наше место здесь.

Церковь - это не только здание, но прежде всего люди. А приход - живой организм. Без созидательной активности самих прихожан ничего не получится.

В храме на Кипре они вместе с батюшками организовали русский хор, воскресную школу для детей и взрослых. Регулярно организуют праздники и паломнические экскурсии.
Портрет прихожанина:
Кипр
✜✜✜
ПЕТЕРБУРГ
Учат петь, играть и готовить
Спас на Каменке только готовится принять прихожан: в храме уже завершены все работы, кроме росписи, работать над которой будут год-полтора. Но приход живет, общается, растет. По праздникам во «временный» соседний храм просто не пройти.

80 процентов прихожан храма-часовни в честь иконы «Живоносный Источник» - люди, которые здесь впервые пришли к Богу. В церквушке умещается библиотека и воскресная школа для детей и взрослых, которая по выходным работает в режиме нон-стоп. Рождественскую елку для детишек и их родителей проводят в соседней школе.

- У нас работает кружок «Хозяюшка»: детки собираются, что-то готовят, - рассказывает отец Евгений. - Так мы приобщаем ребятню к православной традиции. Ребятам читают жития святых, рассказывают о церковных праздниках, учат этикету. А еще у нас действует музыкальная школа: учим церковному пению и даже игре на инструментах. Уже собрали свой церковный хор.

А когда Спас на Каменке распишут полностью, в храме планируют проводить экскурсии: оформление получается настолько насыщенным, что о каждой мозаике и фреске можно рассказать много интересного.
Портрет прихожанина:
Петербург
✜✜✜
ХРАМЫ-БЛИЗНЕЦЫ,
ХРАМЫ-ПОБРАТИМЫ

Дружба народов между нашими странами завязалась еще полвека назад: Кипр и Советский Союз наладили контакты в 60-х. Сейчас дружим «семьями»: тесно общаются наши парламенты и министерства, периодически ездят друг к другу президенты… Сферы взаимодействия - экономика, наука, культура и религия.

Прошлой осенью Петербург и Лимасол утвердили план мероприятий, которые призваны упрочить дружбу двух городов. Вместе начали развивать водоснабжение, образование, туризм. Университет ИТМО разрабатывает для Кипра систему солнечных батарей для первой солнечно-водородной электростанции. Заинтересовался Лимасол и виртуальным филиалом Эрмитажа на Кипре.

Что касается двух храмов-«близнецов» Петербурга и Кипра, то 27 сентября 2017 года они подписали соглашение о побратимстве. Теперь их связывает не только архитектурный проект, но и «родственные узы», которые со временем должны вылиться в совместные программы сотрудничества, мероприятий, паломничества. В то, что сделает жителей Петербурга и Кипра еще ближе и понятнее друг другу.

- Как будет развиваться взаимодействие между нашими приходами, покажет время. Думаю, здесь можно реализовать много уникальных идей, - уверен прихожанин храма Апостола Андрея ПервозванногоВасилий. - Как историк, могу сказать, что побратимство – это вообще интересное явление. В его основе всегда лежал какой-то духовный подвиг: совместное далекое паломничество, крещение в одних водах. И тогда люди становились «братьями (сестрами) по Богу». В нашем случае строительство двух прекрасных храмов в православных странах породнило большое количество людей - русских и киприотов. Приятно рассказывать гостям нашего храма о том, что в России есть храм-«близнец». Это дает какое-то ощущение связи с далекой родиной.

- Ситуация по-своему уникальна, - согласен прихожанин Спаса на Каменке Андрей Хорт. - Две православные страны должны связывать мостики не только политических и дипломатических отношений, но и религиозных. Сформировать эти мостики можно было по-разному. Но получилось интереснее и действеннее, чем можно было представить. Уже одно то, что весь приход знает о другом приходе в таком же храме на Кипре, говорит само за себя.


Митрополит Тамасосский и Оринийский Исаия (Киккотис):
«Побратимство храмов способствует развитию отношений между единоверцами России и Кипра».
Настоятель Спаса на Каменке
отец Евгений:
«Мы с киприотами постоянно в общении. Интересно узнать о традициях православной церкви на Кипре, где не было революции, не было гонений. Как от апостолов восприняли, так они веру и несут. Надеюсь, в дальнейшем будут совместные программы, паломнические мероприятия».
Митрополит Тамасосский и Оринийский Исаия (Киккотис):
«Побратимство храмов способствует развитию отношений между единоверцами России и Кипра».
Настоятель Спаса на Каменке
отец Евгений:
«Мы с киприотами постоянно в общении. Интересно узнать о традициях православной церкви на Кипре, где не было революции, не было гонений. Как от апостолов восприняли, так они веру и несут. Надеюсь, в дальнейшем будут совместные программы, паломнические мероприятия».
Почему появление двух храмов-побратимов в России и на Кипре
так важно?
Пожалуй, лучший ответ на этот вопрос дает ктитор «близнецов» Вячеслав ЗАРЕНКОВ:
Tilda Publishing
- Между всеми православными храмами в мире есть прочная связь. Ведь под их сводами Господь наш Иисус Христос собирает свою паству. Но между храмом Святого Апостола Андрея Первозванного на Кипре и храмом Спас на Каменке установилась особая связь. Эти храмы действительно братья! Между ними - прочное духовное единство. Община русскоговорящих верующих на Кипре во главе с владыкой Исаией весьма обрадовалась тому, что на острове появится храм в русском стиле, где богослужения будут совершаться на церковнославянском языке. Они усердно молились о том, чтобы все получилось, чтобы у храма обязательно появился «близнец» в России. Как раз в это время у нас были трудности с началом строительства храма Спас на Каменке. И здесь община вместе с отцом Евгением также молилась о благополучном исходе всех дел и скорейшем начале строительства. Господь говорит в Евангелии о том, что церковь там, где двое или трое соберутся помолиться Ему. А здесь друг за друга с усердием молились две общины! В России и на Кипре. Вот вам и ответ на вопрос! Господь услышал нас, и по Его милости в разных точках мира появились два православных храма. Люди явили единство в вере, молитве, надежде. Это то, чего так не хватает в наше время разделений.
Текст
  • Анна Послянова
Фото
  • Фонд социально-культурного развития "Созидающий мир",
  • Олег Золото.
Верстка
  • Светлана Соколова
Редактор
  • Елена Редькина