ЧУДЕСА СВОИМИ РУКАМИ
Лахта Центр: самый северный в мире, самый высокий в Европе небоскреб
10 историй людей, которые работали над зданием-рекордсменом
Серебряная стрела Лахта Центра пронзила облака над Северной столицей. Знаменитый небоскреб уже практически построен, остались мелочи. В Петербурге появилась новая традиция, заработал заоблачный маяк. Завораживает? Конечно.
Но, чтобы один человек поднялся к вершине, у подножия должны стоять сотни. Те, кто подставит плечи. Кто станет одной командой. Кто сможет решиться на самый масштабный проект. А главное - сможет довести его до конца.

Кто прокладывал Лахта Центру путь в небо? Чей труд живет в каждом из 462 метров небоскреба? Сколько знаний и мастерства вложили в него?

«Комсомолка» встретилась с участниками строительства петербургского небоскреба и собрала десять личных историй о создании Лахта Центра.

ПРОЕКТ БУДУЩЕГО

- Моя история началась одиннадцать лет назад. Шотландская компания RMJM выиграла конкурс на проектирование небоскреба на Охтинском мысе, был открыт петербургский офис. В июле 2007 года я прошла интервью и стала одним из пяти архитекторов проекта.

Проект развивался. В 2010-м меня пригласили на собеседование на позицию главного проектировщика, архитектора, ответственного за здание башни.

Прекрасно помню эту встречу. Помимо профессиональных требований, основным условием с учетом специфики компании было знание английского языка. Меня попросили с ходу перевести статью на архитектурную тему в журнале. Я погрузилась в состояние шока, полное онемение! Свободно владея французским языком, я поняла, что базовых знаний английского недостаточно, и условием принятия на работу стало обучение английскому до уровня беглой речи. Язык осваивала без отрыва от работы при полном погружении - во время общения с иностранными коллегами.

Когда меня принимали на работу, помню, предупреждали: будет тяжело, наверное, в какой-то момент захочется уйти, придется много учиться, но оно того стоит! И я решила проверить себя.

Все одиннадцать лет работы под руководством прекрасных учителей я набиралась опыта и росла вместе с проектом. Было сложно, но никогда не было скучно. Каждый день - это новый опыт, новое открытие, новое знание, новые встречи и новая высота.

Когда мне было лет десять, я написала сочинение о том, что, когда вырасту, стану художником или переводчиком. У меня реализовались оба желания разом: я участвую в уникальном проекте и неотъемлемая часть моей работы - это общение с людьми различных национальностей и культурных ценностей, - делится Дарья Герасимова.

Башня - тот самый небоскреб, который именуют Лахта Центром.

МФЗ, многофункциональное здание - сооружение рядом, состоящее из двух
разноэтажных корпусов, соединенных атриумом.

Арка - вход в комплекс.

Стилобат - подземная часть комплекса с парковкой и техническими помещениями.

ИЗ ЧЕГО СОСТОИТ ЛАХТА ЦЕНТР?
Источником вдохновения для архитекторов и проектировщиков Лахта Центра стала сама природа. Типовой план башни представляет собой круглое центральное ядро, окруженное пятью одинаковыми квадратами офисных помещений, которые вращаются и, смещаясь к центральной линии здания, уменьшаются, сходятся в вершине, образуя скульптурный абрис здания.
В силуэте Лахта Центра можно увидеть и завернутый цветок, и пламя, и ледяной торос, и маяк, и шпиль, возвращающий к истории Петербурга.
Главный специалист-проектировщик Дарья ГЕРАСИМОВА
Может увидеть будущее в чертежах
- По мере развития проекта мы создавали множество тестовых моделей, - вспоминает Дарья. - Сначала выполняли программное моделирование, изучали форму, высоту, положение зданий относительно друг друга. Потом встроили комплекс в модель города и анализировали влияние на сложившуюся застройку, небесную линию с разных точек обзора.

Одновременно выполнялась продувка модели комплекса в аэродинамической трубе, что позволило улучшить и адаптировать здание, существенно снизив ветровые и снеговые нагрузки.

3. 71 процент элементов различается по форме и размерам.
ЦИФРЫ
1. На фасаде небоскреба Лахта Центра 72 500 квадратных метров стекла.
2. Фасад башни состоит из 16 505 элементов.
В башне и МФЗ разместятся не только офисы - комплекс объединяет в себе множество различных функций. Здесь будут выставочные пространства, спортивный и медицинский центры, рестораны и кафе, концертный зал - трансформер и детский центр с планетарием. Рядом появится амфитеатр для уличных представлений. Изюминкой проекта станет обзорная площадка.

- Скажу, что восторг был и от котлована! Первый выход на строительную площадку состоялся именно на отметку 17 550 миллиметров.

С 2016 года башня начала расти со скоростью один этаж в неделю! Но самый волнующий момент - это, пожалуй, монтаж навершия шпиля, самой высоко расположенной конструкции нашего здания. Честно сказать, на самый верх - 88-й уровень - мне удалось попасть сравнительно недавно, в прошлом месяце. Меня поразили размах, гигантские пространства, высота, воздух в пространстве шпиля. Я каждый день работаю с чертежами, но размеры на бумаге воспринимаются иначе.
Дарья Герасимова.
Дарья Герасимова.
Дарья Герасимова.
«С такой высоты город прекрасен в любую погоду, он всегда разный, всегда цветной! Это картина, которой можно любоваться бесконечно».
Дарья ГЕРАСИМОВА
Главный специалист-проектировщик
1
2
3
Начальник производственно-технического отдела
Сергей СМИРНОВ

Совмещает мечту с реальностью - в рабочей документации
- Я работал в другой организации. Вдруг один опытный строитель куда-то потихоньку ушел, потом другой. Куда - отмалчивались. Стали поговаривать, что в Лахта Центр. Спустя некоторое время один из ушедших, мой бывший начальник, позвонил и предложил поговорить о моей дальнейшей судьбе. И пригласил прямо в офис в Лахте. Переговоры об устройстве на работу закончились успешно. Так и прошел мой первый день на стройке.
Совмещать мечту с реальностью продолжали и во время строительства. Так, выяснилось, что задуманного авторами концепции оттенка и блика облицовки планетария на практике просто не достичь: нет таких технологий обработки. Пришлось выбирать из тех, что есть. Внешний вид облицовки планетария согласовали с пятого раза. К счастью, не в ущерб проекту.
Говорят, что мечта архитектора - это кошмар инженера. В случае с башней Лахта Центра архитекторы размечтались вовсю. Скрученная форма здания добавила хлопот: пришлось искать компромисс между красивой художественной задумкой и суровой реальностью технических возможностей. Например, разработали новые нормы для колонн небоскреба. Они композитные - из бетона со стальным стержнем. В России их так масштабно еще никто не использовал.
- Пришлось испытывать небольшие образцы высотой два метра и с помощью масштабирующих коэффициентов рассчитывать поведение под нагрузкой больших колонн. А новые технологии - это… правильно, новая документация! - говорит Сергей Смирнов.
- Из офиса иногда выхожу. В основном бегаю: главное - стройку обеспечить, а прогулки - это уже факультатив. На 86-м уровне бывал, но вау-эффекта не произошло. Наверное, потому, что регулярно поднимался вверх по мере выхода здания из земли. Когда смотришь на башню снизу, не понимаешь ее высоту. Ее размеры осознаешь только наверху или когда наблюдаешь, как на фасаде висят крошечные альпинисты, - объясняет Сергей.
Кстати, строить небоскребы Сергей, сын медиков, никогда не мечтал.

- Но к концу школы все вдруг переменилось. Успешно поступил в ГАСУ, пошло-поехало - и вот я здесь. Родители смотрят репортажи о Лахта Центре по телевизору и гордятся, - доволен Смирнов.
Документ документу рознь. Если проектная документация задает общую концепцию будущего здания, то в рабочей прописывают каждую конструкцию, ее материал и соединение с «соседями».
- Элементов в здании Лахта Центра очень много. Каждая деталь подробно отрисована, а ее стык с другими описан от и до. Сопутствующие конструкции - это тоже по нашей части. Любой элемент, который можно или даже уже нельзя увидеть, есть в рабочей документации.

Без бумаги ничего не строится. Конечно, в наши дни всю документацию хранят в электронном виде. Но для подписей и печатей всегда есть бумажные варианты. Коробками с ними заставлен весь отдел. И это только та документация, что нужна сегодня: а всех бумаг на таком строительстве хватит на небольшую библиотеку.

Чтобы все понять, достаточно посмотреть в мои усталые глаза! - улыбается Сергей.
СВЕРХТОЧНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ
Отвечает за то, чтобы самая экологичная башня была дружелюбна ко всем, включая птиц
- Сколько раз проезжала мимо «убитой» территории с пульпопроводом, перекачивающим песок из Невской губы, и не думала, что буду здесь работать. Да еще и строить такой уникальный объект! Пригласили сюда в 2006-м. До реорганизации работала в Государственной экологической экспертизе, - рассказывает Татьяна Оболонская.
Главной задачей было контролировать пролет птиц в период весенних и осенних миграций, отслеживать случаи столкновений пернатых с высотным зданием.
Главный специалист-эколог Татьяна ОБОЛОНСКАЯ
- Заказники, залив, разлив - все это усложняло работу. Вся наша площадка - это водоохранная зона, так что не должно было быть ни малейшего негативного воздействия. И за это приходилось бороться: человеческий фактор есть всегда. Как-то раз рядом с нами стал тонуть старый катер. И хотя он был не наш, мы зафиксировали разлив нефтепродуктов. Вызвали специалистов, поставили боны, катер отбуксировали.

Обращение с отходами - вторая большая проблема: стройка интенсивная, отходов очень много. Но Лахта Центр может похвастаться отсутствием нарушений и экологических штрафов, - гордится Татьяна.
Самый сложный вопрос, который вставал перед Татьяной, - как «уживутся» Лахта Центр и перелетные птицы: через участок в Лахте проходит Беломоро-Балтийский пролетный путь. Пернатых много и по числу, и по разновидностям. Часть останавливается в двух километрах, в заказнике «Северное побережье Невской губы». А часть - через дорогу, в Юнтоловском заказнике.
- Когда стали изучать вопрос, выяснилось, что последние наблюдения за птицами здесь проводились еще в конце прошлого века. Для того чтобы оценить ситуацию, совместно с Комитетом природопользования была оборудована станция для наблюдений, которые велись в течение 2011 и 2012 годов. Результаты легли в основу так называемой оценки воздействия на окружающую среду.

«Крылатые соседи» - воробьи, голуби, чайки и вороны - к высотке тоже привыкли.
- Однажды на участке, где складировали материалы, заметили гнезда чаек. Проконсультировались со специалистами, и те сказали, что нужно просто подождать, пока птицы сами покинут место. Наши ребята выставили заграждения и оберегали гнезда, - поясняет эколог.


- Экологический мониторинг проводился в течение всего периода строительства и включал также наблюдения за птицами. И за все это время столкновений с пернатыми не было: птицы - умные существа, они немного скорректировали траекторию и теперь уходят в сторону Юнтоловского заказника, чуть западнее, - говорит Татьяна.
Птичек жалели даже тогда, когда конструировали шпиль. Выбирая сетку для верхушки, задумались, не застрянет ли в ней кто-то из представителей пернатых. Ученые развеяли сомнения: на такой высоте птицы не обитают. Но сетку все же выбрали мелкую.
Изначально вопросы вызывали и размеры башни, вернее, ее… тень. Из-за нее квартирам ближайших домов могло бы не хватать солнца. Но проблем с инсоляцией не возникло: уж слишком небоскреб (к слову, претендующий на самые высокие оценки по международным экологическим стандартам) далеко от плотной застройки.
- Наверху бываю часто. Особенно нравится смотреть на запад, в сторону заказника. Природа - она хрупка: малейшая неосторожность - и могут возникнуть огромные проблемы. Так что мелочей здесь нет, - уверена Татьяна Оболонская.
ЗОЛОТОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ СТАНДАРТ
В мороз и ветер поднялся на шпиль самого северного небоскреба, чтобы наладить контакт с подрядчиком
- Предполагал ли я, что когда-нибудь буду строить небоскреб? Наверное, нет… Даже не мог предположить, что в нашем городе будет строиться что-то подобное. Подключился к проекту с самого начала, в 2006 году. Коллектив тогда был еще небольшой. Начинали буквально с нуля. До сих пор помню то ощущение волнения и чего-то неизвестного, - делится Денис.
Начальник управления договорной работы Денис МОРГУНОВ
«Многие современные районы безлики. Конечно, людям надо где-то жить. Но когда появляются новые объекты, которые привлекают внимание, они дают толчок для обсуждений, осмысливания. Время расставит все на свои места, кто-то проект примет, кто-то нет. Но все равно какое-то мнение сформируется. В любом случае башня вызвала движение, и это хорошо. Потому что движение - это жизнь».
Доверить строительство башни Лахта Центра можно было немногим. В России таких компаний практически не было. А мировые строители небоскребов в нашу страну не рвались, ведь российские нормы очень жесткие. Выходить на наш неизвестный им рынок было страшно…
- Еще на Охте проводили большое исследование по поиску компаний, которые могут построить небоскреб. Огромный список претендентов становился все короче и короче: кто-то сам отказался, кто-то не устроил нас.
К «переезду» в Лахту остались три компании. Договоры с подрядчиками заключали пакетами на определенные «кусочки» работ. Это усложняло процесс, но позволило сократить сроки, так как разработка рабочей документации велась параллельно с работами на стройке и заключением очередных контрактов.
- Одно из самых ярких впечатлений - как поднялся на шпиль, когда его уже практически построили. Обсуждали с подрядчиком стоимость работ и никак не могли договориться. Нам казалось, что он хочет слишком много, а подрядчик говорил о сложностях. И вот мы в зимнее утро поднялись наверх. Дул пронизывающий ветер, было очень холодно, намного холоднее, чем внизу. Но вид открывался завораживающий, таким Петербург я еще не видел… С подрядчиком в итоге договорились, сложность работ отсюда тоже оказалась более очевидна. Договориться можно всегда. Главное - понять причину противоречия, - говорит Денис.
Но главное - при таком подходе итог стройки не принес сюрпризов, построили именно то, что задумали.
Денис МОРГУНОВ
Начальник управления договорной работы
ГЛОБАЛЬНАЯ КОМАНДА
Руководитель направления по железобетонным конструкциям Владимир ЛУКИН
Знает все о самом надежном в мире основании

- В сентябре отмечаю юбилей - десять лет на проекте. Правда, сначала это был «Охта центр». Когда перебрались на этот участок, вздохнули с облегчением. На Охтинском мысе грунтовые условия были гораздо сложнее, пришлось бы ставить башню на баретты - стены в грунте, а здесь можно было обойтись сваями, ведь им есть на что опираться, - говорит Владимир.
«С начала строительства башни вместо «предсказанного» десятка сантиметров осадки мы зафиксировали всего несколько сантиметров. За следующие полвека может добавиться еще тридцать процентов. Причем все эти величины учтены конструктивно. Так что осадки бояться нечего».

Так же для защиты котлована фундамента от грунтовых вод отливалась ограждающая конструкция - кольцевая стена в грунте. По сути, это огромный пятигранный «стакан» глубиной тридцать метров, который сдерживал влагу и землю снаружи и позволял работать внутри. Когда стена была готова, грунт вынули и наконец занялись фундаментом. Его спроектировали в виде цилиндра с двумя крышками и промежуточной плитой.

- Обычный бетон для фундамента использовать было нельзя - в конструкции было много арматуры. Нужен был подвижный самоуплотняющийся состав, который бы растекался без вибрации. В России такого бетона практически не было. Мы объявили конкурс на его разработку между ведущими лабораториями страны и мира, - вспоминает Владимир.
После «бетонной эпопеи» Владимир Михайлович занимался мониторингом основания и конструкций комплекса. Уникальная система онлайн-наблюдения за зданием включает более трех с половиной тысяч проводных датчиков, причем большая часть из них - под землей, даже на сваях. На основе данных совершенствуют математическую модель башни. И ее будущее становится все более ясным.
На глубине двадцать метров исследователи обнаружили полускальные вендские глины, под ними, на глубинах более ста метров, - мощный водоносный горизонт. Гранитное основание - кристаллический щит, на котором стоит весь Петербург, - находится на глубине двести метров.
- В Нью-Йорке твердые скальные основания уже на десяти метрах. Это позволило строить небоскребы даже в конце XIX века. У нас это было невозможно: наука и технология должны были развиться до такого уровня, чтобы строить высотки и на наших грунтах, - рассказывает Лукин.
Удивительно, но соседство с Лахтинским Разливом и Финским заливом никак не усложнило задачу Владимиру и его коллегам. Верхние слои грунта в Петербурге настолько непрочные, что по большому счету не было разницы, строить небоскреб Лахта Центра на берегу или в самом заливе.
- Нижнюю плиту заливали за один раз, для гарантированной прочности. И права на ошибку у нас не было: если бы что-то застыло не так, это была бы катастрофа, ведь переделать фундамент из-за прочности бетона и обилия арматуры невозможно. Пришлось бы просто бросать этот участок и строить где-то еще, - делится секретом строитель.
Параллельно искали бетонные заводы, которые смогут выпускать такой чудо-состав. В итоге два предприятия выдавали инновационный бетон постоянно, а еще два десятка фабрик подрядили на время заливки нижней плиты фундамента.
- Очень волновались! В первые часы все следили за тем, как течет бетон. Контролировали каждого рабочего. Я тут трое суток провел с одним перерывом. Да и не только я. Но получилось, слава богу! - улыбается Владимир.
Рекордное бетонирование шло более двух суток. На нижнюю плиту потратили около двадцати тысяч кубометров бетона. Каждую минуту к котловану подъезжало по «миксеру».

Что касается петербургского проекта, стройка под землей, или нулевой цикл, продолжалась три года - половину времени, затраченного на весь небоскреб. Теперь строители козыряют показателями: прочность - в полтора раза выше норматива, осадка - в три раза ниже прогнозируемой. Значит, все правильно сделали.
Ради устойчивости фундамент решили заглубить на двадцать метров с опорой на основание из буронабивных свай. Сваи изготавливаются таким образом: вначале бурятся скважины диаметром два метра и глубиной по 72-82 метра, в которые помещается арматурный каркас и заливается бетон.
Кстати, для Лукина гигантская башня Лахта Центра - не самый сложный объект. Однажды, еще в советское время, он строил сооружение на глубине триста метров в скальной породе. Не для гражданских целей, конечно…
Владимир ЛУКИН

Руководитель направления по железобетонным конструкциям
- Для меня Лахта Центр - это свидетельство того, что нашей стране, нашему городу удалось поднять общий уровень строительства во всех сферах, - завершает рассказ Владимир. - Мы проводили здесь такие исследования грунта и строили такие конструкции, которые никто никогда не делал! Вот как выглядит современное строительство. Красивые архитектурные виды - я к этому, признаться, равнодушен. Мне важно то, что мы продвинули науку вперед!
РЕКОРДНЫЙ ФУНДАМЕНТ
Руководитель проекта по зданию башни Георгий ВОЛОКУШИН
Штормовые предупреждения каждый второй день в году не помешали ему строить небоскреб по этажу в неделю

- Мое участие в проекте началось десять лет назад, и моя первая должность называлась «специалист отдела по получению разрешений и согласований» или что-то такое. Можно сказать, что я стоял у истоков развития проекта и видел его реализацию практически с самого начала.

В 2011 году, когда мы вышли на площадку для проведения инженерно-геологических изысканий, нас поджидали барханы песка: раньше участок занимала перевалочная база инертных материалов. На будущей стройплощадке стояли редкие постройки в виде технических помещений и временных офисов бывших владельцев территории. Среди них - собачья будка.

Собака по кличке Машка осталась будущим строителям от сторожа базы. Она была неформальной хозяйкой территории, отгоняла других псов от столь значимой для нее кормушки. Каждый день Машка двигалась по одному и тому же маршруту: заправка - столовая подрядчика - офис - столовая заказчика. И была она близка к идеальной сферической форме, потому что кормили ее с избытком абсолютно все. Сейчас, скорее всего, на соседних заправках обитают ее дети и внуки, - говорит Георгий.

Значительное время было потрачено на устройство подземной части башни, приходилось предусматривать специальные меры, предотвращающие попадание воды. Залив ведь совсем рядом, всего в пятидесяти метрах от котлована башни.
- Когда подземная часть была завершена и начали расти вверх, одним из главных сдерживающих факторов для строителей стала погода, а именно сильные ветры, особенно когда переросли стометровую высоту. Никогда не думал, что в Санкт-Петербурге бывают настолько сильные ветры. Все же не Дубай.

Многие конструкции уникальны и требуют особых технологий изготовления и монтажа. Некоторые материалы невозможно использовать при минусовых температурах, поэтому приходилось на большой высоте делать специальные тепляки, чтобы обеспечить необходимое качество работ.

Если бы круглый год в Петербурге стояло безветренное лето, построили бы раньше, - мечтает Волокушин.
О трудностях, влияющих на процесс строительства, Георгий рассказывает на уровне обзорной площадки - а это высота 360 метров. Несмотря на установленные строительные леса, она уже выглядит достаточно просторной, воздушной и легкой. Венчает смотровую площадку шпиль.
- Облицовка шпиля выполнена из сетчатых панелей, чтобы уменьшить ветровую нагрузку на здание. Официально в здании 87 этажей. Но если брать обычную нумерацию, то до самой верхушки, до уровня 462 метров, их можно насчитать 111, - рассказывает Георгий.
СТРОИТЕЛЬСТВО СУПЕРОБЪЕКТА
462
метра высота башни
87
этажей
м
общая площадь комплекса
2
130 000
м
площадь остекления внешнего фасада комплекса
2
400 000
На верхушке уже установили авиационные огни, так что башня Лахта Центра по праву может считаться самым высоким «маяком Европы». Поговаривают, что в ясную погоду ее видно за восемьдесят километров. А огни - еще дальше!
- Вначале я даже не верил, что это осуществимо, - говорит Георгий. - Но постепенно, шаг за шагом, стройка пошла. Рабочих становилось все больше: сто человек, двести, триста, тысяча, две тысячи. Казалось: о боже, как много! А сейчас на площадке двенадцать тысяч рабочих каждый день. Помню первую колонну, шпиль. Помню первые четыре фасадные панели. Только когда от них стало отражаться солнце, когда появился лоск, появилась и уверенность. Теперь, когда едешь по городу и видишь башню издалека, невольно ощущаешь гордость за выполненную работу, - доволен Георгий Волокушин.
Инженер-геодезист группы технического надзора Юрий ГОМЗЯКОВ
Контролирует абсолютную вертикальность закрученного небоскреба с помощью спутников

- Сюда я попал... по объявлению в газете, - вспоминает Юрий. - Прислал анкету, пригласили на собеседование. Работать - еще на Охте - начал в августе 2007 года. Вообще в совпадения не верю. Но в 2002-м я строил дом 2 на площади Островского под гостиницу. Когда работы подходили к концу, часто фотографировал виды города с крыши. А потом завел альбом и назвал его «Лахта». Сейчас в этом здании располагается «Газпром Экспорт».
Юрий скромно не упоминает, что строил три газовых месторождения: Ямбургское, Бованенковское и Заполярное - и что таких геодезистов, как он, еще поискать. Но даже для него Лахта Центр - самый сложный объект. И главная трудность была в том, чтобы «скрученная» башня встала вертикально.
- Сначала надо поставить правильно «хребет» - ядро, - говорит инженер. - Потом нарастить его до 89-го уровня. Работали обычными методами. Но после пятнадцатого этажа задумались об использовании дополнительных приборов. Все колонны идут с наклоном около 0,8 градуса. Колонны мощные, пять самых крайних - по восемнадцать тонн, остальные - по одиннадцать. Чтобы выставить их идеально, выбрали спутниковую систему: пять антенн и роботизированный тахеометр, который стоял посередине ядра..
Каждый лишний миллиметр на первом этаже небоскреба грозит серьезными нестыковками на восьмидесятом - «цепочка отыграется сразу». Фасады, например, допускают погрешность в два-три миллиметра.
- Когда стали выставлять колонны первых ярусов, столкнулись с тем, что какие-то их них были короче, чем нужно, на миллиметр. А это отразилось бы на всей системе. Чтобы выйти из положения, поставили специальные прокладки. Всего их по всему зданию около двадцати штук, - говорит Юрий.
Колонны поставили друг на друга и связали балками. Получилось нечто вроде жесткой и устойчивой паутины. С помощью спутниковой системы положение башни и угол ее «кручения» контролировали онлайн прямо из кабинетов.
- Погода не способствовала. При скорости ветра двенадцать метров в секунду работать уже запрещено, появляются отклонения в конструкции, летом солнце нагревает одну сторону башни, конструкции там расширяются… И все это надо было учесть. Кстати, здание МФЗ в плане стыковок даже сложнее башни. Да и одна арка чего стоит: у нее пролет 98 метров. Почти Троицкий мост, - делится Юрий Гомзяков
КОСМИЧЕСКАЯ ВЕРТИКАЛЬ
Главный специалист отдела охраны труда и техники безопасности
Максим ГЕРЛИМАН

Отвечает за безопасность проведения работ. Результатами не гордится - чтобы не сглазить

- Сегодня за охраной труда на объекте следят 250 человек: по одному специалисту на 47 работников. А пришел я сюда, когда только формировали свайное поле. Тогда на строительной площадке работало 150-200 человек, а для контроля безопасного выполнения работ было достаточно четырех сотрудников, - вспоминает те давние времена Максим.
Отдел, в котором работает Максим, контролирует работы на всей стройплощадке. Она поделена на зеленую и красную зоны. В последней находиться можно только в спецодежде: сигнальном жилете, защитной каске и защитной обуви.
- Но охрана труда - это не только контроль объекта, внезапные проверки и обходы рабочих мест. Мы подключаемся к процессу строительства еще на стадии проектирования и разработки проектов производства работ. Необходимо быть уверенными в безопасности выполнения строительно-монтажных работ. Объект большой, у всех свой график, всем нужно выполнить задачу в срок. Многие подрядчики приходят к нам на объект после работы «в городе», а там, к сожалению, не сильно-то пекутся о культуре безопасности. Но когда дело касается соблюдения требований безопасного выполнения работ и охраны труда, мелочей не бывает, - убежден Максим Герлиман.
Сверх норм и правил на стройке Лахта Центра ничего не требуют. Но есть нюансы. Причина - уникальные сооружения и процессы, для которых и правил-то пока не изобрели.
- Взять, например, защитные ограждения. Некоторые их виды экстренно разрабатывали по ходу работ, ведь из-за количества необычных конструкций предугадать все просто невозможно, не говоря уже о технологии монтажа самих конструкций. Были моменты, когда к нам приходили строители и показывали планируемый способ монтажа, однако после рассмотрения вопроса безопасности выполнения данных работ технологию монтажа приходилось изменять.

Тему несчастных случаев поднимать не хочу, чтобы не сглазить: все-таки объект еще не закончен. Конечно же, инциденты были, но незначительные. Работа с персоналом, контроль за выполнением работ ведутся круглосуточно, - говорит Герлиман.
ОХРАНА ГЕРОИЧЕСКОГО ТРУДА
Ведущий инженер по отоплению, вентиляции и кондиционированию
Жан КУЗЬМИНОВ

Создает атмосферу - с помощью инженерных систем

- В башне 42 лифта, считая два ресторанных, которые будут возить еду, и три панорамных на смотровой площадке. Система управления лифтами необычная: человек прикладывает карточку к панели вызова, и ему даже не нужно нажимать кнопку, потому что система сама понимает, где его рабочее место. То же самое и с посетителями: по гостевой карточке можно будет приехать только на обзорную площадку, - рассказывает инженер.
В случае пожарной тревоги все лифты опустятся на первый этаж. Большинство работать перестанет, а оставшиеся, в том числе прямой, станут «пожарными»: на них будут ездить спасатели. Такие лифты оборудованы противодымной вентиляцией. И подъемниками, и множеством других инженерных систем заведует команда Жана Кузьминова.
- Системы отопления, водопровода - они в Лахта Центре такие же, как везде. Просто очень большие. Градирни - башни для охлаждения воды - по пять метров в высоту. Чтобы провести тепло и холод в небоскреб, проложили 170 километров труб. Чиллеры - водоохлаждающие машины - ставили еще до того, как здание построили, - поясняет Кузьминов.
Высотка Лахта Центра поделена на пять зон. Если смотреть на них глазами инженера, это пять зданий, стоящих друг на друге, ведь в каждой зоне - свои отопление, вентиляция, водоснабжение... Поэтому, чтобы поднять, например, питьевую воду на уровень смотровой площадки, ее не приходится «качать» с первого этажа: в каждой зоне работает своя насосная станция.
Здание Лахта Центра уже сейчас «напичкано» многочисленными датчиками, которые контролируют его конструкции через спутниковую систему.
- Работаю здесь уже два года, пришел перед началом монтажа инженерных систем. Обычно их монтируют в последнюю очередь. Но здесь сроки очень сжатые, поэтому все процессы идут параллельно: мы начали работу, когда было только тридцать этажей. Но только когда провели первые испытания инженерных систем, башня для меня ожила, - делится специалист.
У Лахта Центра есть своя котельная. И даже свой климат.
- Система вентиляции небоскреба подогревает или охлаждает, увлажняет или осушает воздух. У здания нет окон, так что микроклимат будет полностью под ее контролем. В башне предусмотрены буферные зоны с системой наружных клапанов, которые создают воздушные мешки и разделяют внешнюю и внутреннюю «атмосферу» в Лахта Центре, - говорит Жан Кузьминов. - Заоблачная высотка оборудована и системой датчиков, которые следят за солнцем. Если оно припекает, на окнах автоматически закрываются «шторы». Солнцезащитные конструкции установили по всему внутреннему контуру. Особого ухода система не требует, но поменять ее или отказаться от «штор» в угоду обычным портьерам будущие обитатели башни не смогут: это изменит вид фасада.
УМНЫЕ ИНЖЕНЕРНЫЕ СИСТЕМЫ
Знает, что общего между небоскребом и океанским лайнером и почему в Лахта Центре невозможен пожар
- 21 год я отработал в пожарной охране - от бойца до руководителя одного из подразделений пожарной охраны. Однако никогда не думал, что на пенсии буду участвовать в проектировании и разработке систем пожарной безопасности сам. Участвовал в разработке и реализации проектов на Бурейской и Саяно-Шушенской ГЭС, и на Чепецком механическом заводе, и на многих других объектах, - рассказывает Александр.
Сейчас ее используют на подводных лодках, а с 2005 года начали применять для зданий различного назначения. В принципе наше здание можно сравнить с кораблем, который стоит на корме, а носом устремлен в небо, - объясняет Гладилин.
Ведущий инженер по противопожарным системам Александр ГЛАДИЛИ
Когда проект петербургского небоскреба, еще на Охте, только набирал обороты, на башню планировали ставить обычную противопожарную систему. А значит, насосные станции и емкости на двадцать тонн воды необходимо было устанавливать через каждые пятьдесят метров. Можете такое представить? Но обошлись всего двумя станциями: одна - на минус первом этаже, вторая - на пятидесятом.

- Все это - благодаря инновационной системе с насосами высокого давления, которую раньше в небоскребах не применяли, так как эта система относительно молодая. Она была разработана в начале девяностых годов прошлого века. Изначально создавалась для морских судов, в том числе океанических лайнеров.
Вся высотка разбита на пять пожарных отсеков. Все как везде: пожаротушение, сигнализация, внутренний и наружный пожарный водопровод. Как у любого здания выше 28 метров, в башне предусмотрели лестницы с подпором воздуха, с выходом на них на каждом этаже через тамбуры. Попасть на лестницу дым не сможет, а значит, те, кто вышел на нее, уже спасены.
- Эвакуация в небоскребе Лахта Центра предусмотрена поэтапная: сначала срабатывает сигнал о необходимости покинуть помещение на этаже, на котором обнаружен пожар, потом - на соседних с ним этажах, затем - в пожарном отсеке целиком, - говорит Александр. - А решение о полной эвакуации здания принимают пожарные, которые за кратчайшее время должны проверить этажи, на которых сработала пожарная сигнализация. В здании предусмотрены лифты для транспортировки пожарных подразделений. В обычных условиях ими могут пользоваться все посетители, но при пожаре - только сами спасатели: подняться на такую высоту без лифта и потом тушить пожар очень тяжело.

Установка пожаротушения срабатывает автоматически, стоит температуре подняться выше 57 градусов. А дальше начинается волшебство: оросители под потолком распыляют не струи воды, а настоящий туман. Давление в системе в двадцать раз выше, чем в стандартной установке пожаротушения!
- Такая вода идентична газу. За счет маленького размера капель воды температура ее испарения ниже, продукты горения осаждаются быстрее, температура в помещении снижается эффективнее. За счет этого уменьшается скорость распространения огня в три - пять раз и снижается расход воды в двадцать раз. Сначала строители спорили, насколько система высокого давления безопасна для здания. Но специалисты пришли к выводу, что повредить конструкции с таким маленьким расходом воды невозможно, - поясняет Александр Гладилин.
Но, как говорит Александр, ни один пожар нельзя потушить лишь системой: пожары тушатся людьми. Поэтому в здании предусмотрен еще и внутренний противопожарный водопровод, который работает по той же технологии, что и установка пожаротушения. Все установки противопожарной защиты комплекса сертифицированы в соответствии с российским законодательством.
- Лахта Центр - объект для меня не то чтобы сложный, скорее, интересный. Здорово было совместно с проектировщиками и разработчиками различных систем противопожарной безопасности придумывать и принимать неординарные решения, обусловленные высотой здания. А сейчас уже хочется чего-то нового. Чтобы снова разжечь огонь в душе, - улыбается Александр.
При эксплуатации здания системы противопожарной защиты будут находиться в дежурном режиме, то есть в спячке. Тревожить их станут раз в полгода - для проверки насосов, раз в год - на тестовый пуск и промывку всей установки. Сложность одна - заставить стоячую воду не цвести. Ради этого в ход пускают добавки и специальные фильтры, которые повышают pH.
АБСОЛЮТНАЯ ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Текст: Анна Послянова
Фото, иллюстрации: Олег Золото, Станислав Забурдаев, Лахта Центр.
Верстка: Мария Газеева
Продюсер: Елена Редькина