Подготовила Кирилл КЛИМОВ
Сергей Жвачкин:
Сделано многое, еще больше сделать предстоит

Глава Томской области – о производстве, науке, соцсфере, дорожном ремонте, природном и человеческом капитале.
2017 год для главы Томской области дважды юбилейный. Сергей Жвачкин отметил и свое 60-­летие, и первую пятилетку в должности главы региона. Больше половины этого пути пришлось на встречные ветра в экономике, западные санкции, государственную программу замещения импорта и структурные изменения в производственной сфере.
Сергей Анатольевич, вы обозначаете для себя и своей команды, для бизнеса и жителей области приоритетные сферы экономики и социальной жизни?
– Мы обозначили их еще четыре года назад и назвали маяками. Когда государство хочет, чтобы развивалась ка­кая­т­­о­ область экономики, оно выставляет «маяк» – ориентир – и создает условия для достижения результата. Не нужно зазывать инвесторов и проводить ежедневные совещания: ты почему не ввел месторождение, а ты когда собираешься комбинат запускать? Всего­то и надо – создать условия. Тем более в нашей Томской области, которая во всей стране известна как остров интеллекта в океане ресурсов.

Возьмем для примера знаменитый Томский нефтехимический комплекс, построенный в 1980­-х годах. Чтобы оставаться конкурентоспособным, этому предприятию требовалась реконструкция на 10 миллиардов рублей. Нам не пришлось уговаривать собственников комбината – компанию «СИБУР» – инвестировать эту громадную сумму, потому что у нас в Томской области есть уникальный закон: если предприятие вкладывает более 8 миллиардов в реконструкцию или более 1 миллиарда в новое производство, оно получает и компенсацию инвестиционных затрат, и налоговые льготы. В итоге нефтехимики и действующий комбинат модернизировали, и единственный за Уралом завод по выпуску пищевой пленки у нас построили. При этом бюджет области не потерял ни копейки, а область получила около 13 миллиардов рублей инвестиций и сотни новых рабочих мест с достойной заработной платой.

Разумеется, это не единственный наш маяк.

Вы можете их перечислить?
– «Томским университетам – мировой статус». Мы поставили задачу, чтобы два томских университета вошли в сотню ведущих университетов мира. Это решаемая задача, учитывая, что ТГУ и ТПУ уже вошли в пятерку лучших в России и уже входят в топ­-400 мировых вузов.

«Детский сад – каждому ребенку». Во второй день моего губернаторства в 2012 году меня на крыльце встретили мамы с детьми и сказали: «Мы тебе отдаем детей, а сами пошли на работу». И мы разработали программу, ввели первыми в стране критерии государственно­частного партнерства и построили в рамках ГЧП 15 детских садов. Проблему, не решаемую десятилетиями, сняли за два с половиной года.

«Маяк» «Атомный прорыв» мы реализуем в нашем самом большом ЗАТО страны – Северске. Строительство новейшего и сверхбезопасного реактора на быстрых нейтронах – это вторая жизнь для Сибирского химического комбината с его остановленными реакторами, новое дыхание для всех атомщиков, инновации в ядерной энергетике, которыми мы опередили всех, включая страны Запада.

Очень важен «маяк» – «Экономика природы» и особенно наши проекты в сфере глубокой переработки леса. Когда пришла наша команда, китайцы в Томской области по межправительственному соглашению России и КНР уже несколько лет строили лесоперерабатывающий завод. И даже за полтора года моей работы дело с мертвой точки не сдвинулось. Я взял да и «накапал», уже не помню, кому в Москве. Передали все мои жалобы китайским партнерам. А у них всё четко: если есть межправсоглашение, его обязаны выполнить.

Собирают они «политбюро», принимают решение: сменить подрядчика и назначить ответственным за строительство компанию, которая занимается в Китае космической отраслью… В общем, первый лесоперерабатывающий завод мы с вице­премьером Аркадием Дворковичем уже запустили. На сдаче – второй. Всего будет десять заводов в Асиновском районе и экологически чистое целлюлозно­бумажное производство в Верхнекетском.

А еще у нас есть такие «маяки», как «Институты развития», «Томский газ – томичам», «Дороги и транспортный комплекс», «Томские набережные» и «Академпарк».

Чуть не забыл еще об одном «маяке» – в Национальном рейтинге инвестиционного климата Агентства стратегических инициатив Томская область занимает 12-­е место. Но мы продолжаем сокращать сроки выдачи разрешения на строительство, сроки подключения к сетям, боремся с бумажной волокитой.


Детские сады построены, лесная отрасль показывает самые высокие в стране темпы роста, университеты взбираются вверх по ступеням мировых рейтингов… Какой «маяк» сегодня для вас на первом месте?
– Если я приду к учителям и начну им рассказывать, что мы выходим на рубежи добычи 20 миллионов тонн нефти и 15 миллиардов кубометров газа, думаете, педагоги разделят мою радость? Да им безразлично, сколько мы будем добывать нефти. И сколько эта нефть стоит на Нью­Йоркской бирже – им тоже безразлично. Это моя и правительства обязанность – развивать страну.

Поэтому задача номер один – решать проблемы, которые волнуют людей сегодня. Одна из главных – дороги. Во многих селах к больнице подъезда нет, в школу можно зайти только через лужу. Мы поручили главам районов и поселений провести поселковые сходы, чтоб они вместе с людьми определили, где прежде всего положить асфальт. Запретили ямочный ремонт как полную глупость. Прошлым летом вложили дополнительно 500 миллионов рублей в ремонт местных дорог. Причем этот ремонт впервые шел под контролем не самих дорожников, а специалистов нашего Томского государственного архитектурно­строительного университета и общественников. Мы приняли решение на 2017 год выделить еще полмиллиарда. И на 2018–2019­е тоже выделим и решим одну из наших вечных российских проблем.

То же самое сегодня делаем и в коммунальном хозяйстве наших сел, возродили программу «Чистая вода». Не сомневаюсь, вместе с учеными мы обеспечим людей доступной и чистой водой с минимальными бюджетными инвестициями.

Сергей Анатольевич, несколько лет подряд Томская область показывает положительную динамику в обрабатывающих отраслях. За счет чего этот рост?
– Когда Алексей Миллер приехал в Томск, мы собрали на встречу с ним руководителей 36 местных компаний. И сказали: «Газпром» готов закупать вашу продукцию. Но вы, производственники, должны завоевать доверие, показав качество. Это был еще 2012 год, до моды на импортозамещение. «Газпром» – это крупнейшая мировая компания, у которой есть свои стандарты. Вклиниться туда, в эту махину, было бы практически невозможно, если бы не Алексей Борисович. Он приезжал к нам два­три раза в год, знакомился с нашими производствами и продукцией.

Из 36 томских компаний, которые были на первой встрече, в проекте осталось 15. Но они имеют миллиардные заказы. «Газпром» закупал раньше продукции у томских промышленников на 300 миллионов рублей в год, а в 2016 году – 3,5 миллиарда. Но мы подписали соглашение на 8 миллиардов и достигнем этого показателя. «Газпрому» выгодно потому, что он получает по разным видам от 12 до 36 % экономии по сравнению со стоимостью такой же продукции из Голландии, Франции, США и других стран. Чем это партнерство выгодно томичам – объяснять, думаю, не надо. Только новых рабочих мест, благодаря этим заказам, мы создали больше тысячи.

Или пример из сельского хозяйства. Мы сделали послабления по налогам и ввели систему грантов для аграриев. Но сразу сказали: это не распространяется на тех, кто хочет новыми бюджетными деньгами заткнуть старые дыры, погасить долги по коммерческим кредитам и так далее. Гранты выдаем только тем, у кого глаза горят, а не тем, кто работает по старинке и ждет «Госплана».

Над нами смеялись, когда мы открывали козью и кролиководческие фермы. А теперь их собственники не справляются с ростом заказов. Нам не верили, когда мы сказали, что вклад в ВРП дикорастущего сырья в Сибири должен быть таким же, как и сельского хозяйства, – то есть на уровне 5 %. «Подумаешь, – говорили скептики, – на грибах, ягоде и шишках много не заработать». Ошибались. Потому что мы занимаемся не экспортом сырья, а экспортом продуктов глубокой переработки – экологически чистых и исключительно полезных для здоровья. А вы знаете моду на здоровое питание и в нашей стране, и за рубежом.

Наша компания «Артлайф» занимает 60 % корейского рынка БАДов. Грибы у нас влет уходят в Испанию, Францию и Германию. Многие регионы пытаются зайти на этот рынок, но почему удалось прорваться именно нам? Да потому что у нас тот самый остров интеллекта в океане ресурсов – молодые ученые, выпускники университетов, для которых мы создали условия.

Я в Москве регулярно вижу… Да что там в Москве, мне знакомые из европейских стран звонят и рассказывают, что покупают в своих магазинах томское кедровое молочко, халву, кедровый грильяж и многое другое. Еще несколько лет назад этого нельзя было представить, а сегодня – факт. И это только начало.
Made on
Tilda