ОБРАЗОВАНИЕ
Важнейшая из социальных отраслей
В Томской области каждый пятый житель – студент или школьник. Для нас вопрос получения современного качественного образования особо актуален. Региональная власть всемерно способствует его решению.
Всем ребятам­-дошколятам
За последние 5 лет, включая 2016 год, образовательная сфера стала одним из ключевых приоритетов с точки зрения бюджетных вложений. Так, еще недавно в Томске и области существовала большая очередь из ребятишек от 3 до 7 лет на получение мест в муниципальных детсадах. За 2013 – 2015 гг. актуальную проблему десятилетия удалось решить.
Сегодня обсуждается вопрос о возведении ДОУ в двух новых микрорайонах: в Южных Воротах – детского дошкольного образовательного учреждения на 220 мест, и на 100 мест – в Северном парке.
– Мы ликвидировали очереди в садики среди детей от трех лет. Сейчас вместе с департаментом образования разрабатываем «дорожную карту» по детским садам для малышей от 2 месяцев до 3 лет, – подчеркнул Чингис Акатаев, заместитель губернатора по социальной политике. – Поддерживать семьи с детьми – одна из приоритетных задач власти.
«Дети, в школу собирайтесь!»
Все школьники страны к 2025 году должны учиться в первую смену. Такую задачу поставил президент РФ. Школы постепенно переходят на федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), диктующий эти условия. Области нужны новые школьные здания. Сегодня у нас 113 тысяч учеников, а к 2025 году будет на 32 тысячи больше.
Построенная в прошлом году школа на 1 100 мест в Зеленых Горках – первый такой объект, возведенный в областном центре за 25 лет. В 2017 году в Томске появится еще как минимум одна школа – в микрорайоне Радонежский.
В регионе разработана программа создания дополнительных ученических мест с сохранением существующих. Цена вопроса с учетом не только строительства, но и капитального ремонта школ – около 50 млрд рублей. Самая затратная статья расходов – строительство. Всего к 2025 году должно появиться 9 новых школ. И каждая обойдется бюджету минимум в 1 млрд 100 млн рублей. В Томске новые школы планируются преимущественно в новых микрорайонах с большим притоком молодых семей.
Твердая позиция главы региона Сергея Жвачкина: как бы сложно ни было, реализовать программу нужно. Однако на посыл, что все школы должны учиться в одну смену, у Томской области есть своя точка зрения. Она обоснована данными о периодах демографических спадов: очередной, как в дошкольном, так и в школьном сегменте, ожидается к 2027-2028 годам. Поэтому многомиллиардные вложения в расформирование 2-й смены нерациональны, регионы сегодня могли бы работать по тактике на абсолютный прирост школьников, а демографические процессы решат проблему односменного обучения в школах естественным путем. Эту экономически взвешенную точку зрения глава региона изложил премьер¬министру РФ Дмитрию Медведеву в ходе рабочей встречи в декабре 2016 года, сейчас на федеральном уровне создана рабочая группа для изучения вопроса.
С каждым годом число первоклассников будет увеличиваться приблизительно на 3,5 – 4 тысячи детей.
В мире увлечений
Базовое образование большинство юных томичей сочетают с дополнительным. В региональной системе допобразования работают более 123 учреждений, реализующих творческие, спортивные, патриотические, экологические и другие программы допобразования. Для развития данного сектора образовательной сферы принята государственная концепция, в рамках которой разыгрываются гранты, выделяются субсидии. Так, в первом полугодии 2017 года в областном центре откроется детский технопарк по 6 направлениям: робототехника, космические технологии, биотехнологии, информационные технологии, промышленный дизайн, дополненная и виртуальная реальность, в 2018 году к ним добавятся геоинформационные и аэротехнологии. Это будет интересно детям. Ежегодный охват юных посетителей, исходя из 90­часового курса, составит 1000 ребят.

В перспективе планируется открытие филиалов в районах, чтобы сделать технические новшества доступными большинству.

Примерно 3000 школьников со всей Томской области в той или иной мере будут задействованы в мероприятиях детского технопарка.
Шаг к профессии
Время бежит быстро: вчерашние первоклассники становятся выпускниками и «примеряют» к себе различные профессии. Для кого–то этот вопрос, впрочем, решен – начинать надо с азов.
В профобразовании наметились положительные тенденции. Живой интерес старшеклассники проявляют к среднетехническому образованию, к рабочим профессиям, которые очень востребованы на рынке труда. Активно развивается движение «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia), «Абилимпикс», многие другие направления. Власть поддерживает эти начинания. Отдача неплохая.
Конкурс на место в томских техникумах и колледжах по итогам 2016 года в среднем составил 2,6 человек на место (по отдельным направлениям – от 7 до 11 человек). Самый большой конкурс – по специальностям «здравоохранение», «педагогическое образование для школ и детсадов», «нефть и газ», «транспорт», сфера услуг.
С 2013 года в области на базе учреждений профтеха появилось 4 многофункциональных центра прикладных квалификаций. Они готовят кадры для нефтепроводного транспорта, строительной отрасли и ЖКХ, для «водников» и сферы IT-технологий. Все центры созданы в партнерстве с бизнесом.
За это время обучение в ЦПК прошли 19 тыс. человек.
Старшеклассники проявляют интерес к рабочим профессиям.
Человек на своем месте
Социальные обязательства, которые принимает власть, должны выполняться в полном объеме. Некоторые вопросы быстро не решить, однако и к ним находятся эффективные подходы.

Сдвинулась с места проблема нехватки учителей в образовательных учреждениях. К настоящему моменту в школы районов Томской области требуется 178 педагогов. Данная цифра меньше зафиксированной в январе 2016­го.

На селе проблему дефицита педагогических кадров призвана в том числе решить программа «Мобильный учитель». Благодаря ее внедрению один преподаватель может работать в нескольких удаленных друг от друга средних общеобразовательных учебных заведениях по очереди. Участников проекта уже 25 на 18 удаленных школ. В 2017 году для его реализации за счет средств бюджета будет закуплено 7 автомобилей. Столько же используется с прошлого года.

Уровень оплаты труда педагогов – важная составляющая в части привлечения молодых специалистов в сферу образования. Этот труд нелегок, и оцениваться он должен соответствующим образом.

Как сообщила на заседании постоянной комиссии по образованию, молодежной политике и спорту областной Думы Ирина Грабцевич, начальник областного департамента общего образования, средняя зарплата педагогических работников в Томской области за 2016 год составила 33 797,6 рублей в общеобразовательных школах, 28 425,5 рублей в детсадах и 27 241,1 рублей в учреждениях дополнительного образования. Глава департамента по культуре и туризму Павел Волк уточнил, что в подведомственных учреждениях (музыкальные, художественные школы) средняя зарплата педагогов выросла до 27 767 рублей, в двух колледжах – Губернаторском и колледже им. Э. Денисова – до 26 390 рублей. По общему мнению, по всем областным образовательным учреждениям показатели соответствуют требованиям майских указов президента РФ как в части повышения зарплат, так и по сохранению штатной численности работников образовательных учреждений.

Первые среди лучших
«Учитель года»
Алина Чолокоглы – почетное звание «Учитель года» педагог получила, работая учителем информатики и ИКТ в томской школе № 44. Ее педагогический стаж – 20 лет. Алина Олеговна является лауреатом Стипендии губернатора Томской области (2013 год), победителем конкурса ПНПО (2014 год) – в номинации «Лучшие учителя Российской Федерации». В настоящее время А. О. Чолокоглы руководит лицеем № 8 им. Н.Н. Рукавишникова.
«Воспитатель года»
Любовь Ледяева, воспитатель муниципального детского сада компенсирующего вида № 1 г. Томска. По итогам регионального этапа VII Всероссийского конкурса «Воспитатель года России» признана лучшим педагогом муниципальных дошкольных учреждений Томской области. Имеет высшую квалификационную категорию и педагогический стаж 15 лет. В своей работе руководствуется высказыванием Жан­-Жака Руссо: «Чтобы ребенка сделать умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым!».
«Лучший директор школы»
Надежда Селиванова – директор лицея № 1 имени А.С. Пушкина. Надежда Анатольевна вошла в десятку лучших на Всероссийском профессиональном конкурсе «Директор школы-2016», на победу в котором претендовали 346 педагогов со всей России. Надежда Селиванова возглавляет одно из лучших образовательных учреждений Томска с 2001 года, награждена знаком «Почетный работник общего образования».
«Учитель здоровья»
По итогам регионального этапа Всероссийского конкурса «Учитель здоровья России – 2016», состоявшегося в сентябре прошлого года, победителем признана Ольга Михайловна Словесная, учитель химии и биологии МАОУ «Кожевниковская СОШ №1». Лауреатами конкурса стали Наталья Александровна Яновская, учитель музыки МАОУ «Северский физико­математический лицей»; Татьяна Анатольевна Москвичекова, учитель географии и ОБЖ МАОУ СОШ № 47; Антон Сергеевич Некрасов, учитель математики МАОУ СОШ № 50; Светлана Ивановна Полыгалова, учитель физической культуры МБОУ «Бакчарская СОШ».

Пять томских школ вошли в число лучших школ России
В 2016 году во Всероссийский рейтинг «500 лучших школ России» от Томской области вошли: МБОУ Академический лицей (г. Томск), МБОУ «Северская гимназия» (г. Северск). Кроме того, МБОУ «Северская гимназия» оказалось в топ­200 общеобразовательных организаций России, обеспечивающих высокие возможности развития способностей учащихся, также как и МБОУ Лицей при ТПУ (г. Томск). В список «200 лучших сельских школ России» попали МАОУ «Зональненская СОШ» (Томский район) и МБОУ «Тогурская СОШ» (Колпашевский район), продемонстрировавшие высокие образовательные результаты в 2015­-2016 учебном году.

Первый «Космический»: поехали!
Первый из серии «Космических уроков», которые в 2017 году состоятся для школьников Томской области, прошел во Дворце творчества детей и молодежи 1 февраля.
С помощью мобильного телевизионного комплекса ГТРК «Томск», связавшего Землю с Международной космической станцией, школьники в прямом эфире пообщались с космонавтами. В течение получаса ребята с волнением задавали заранее подготовленные вопросы Андрею Борисенко, Сергею Рыжикову и Олегу Новицкому, работающим в настоящее время на МКС, – о невесомости, питании на орбите, школьных оценках и научных открытиях и получили на них от космонавтов исчерпывающие ответы.
Кроме того, на уникальном 3D-принтере, созданном учеными ТПУ и сотрудниками ИФПМ СО РАН специально для работы на орбите в условиях невесомости, школьники по чертежам космических конструкторов напечатали деталь, предназначенную для орбитальной станции. В 2018 году 3D-принтер планируется отправить на МКС для проведения испытаний. По словам космонавта Андрея Борисенко, томский 3D-принтер с нетерпением ждут на борту МКС: он позволит выполнять ремонт оборудования прямо в космосе, не дожидаясь помощи с Земли.
В сеансе видеосвязи первого «Космического урока» участвовали воспитанники детского клуба «Икар» из Дворца творчества детей и молодежи, учащиеся Светленского лицея, школ областного центра, Томского и Кожевниковского районов, а также в дистанционном режиме – учащиеся педагогических вузов Москвы, Санкт-Петербурга и нескольких регионов России.
Организаторами этого уникального образовательного проекта выступили администрация Томской области, Минобрнауки РФ, Федеральное агентство научных организаций, Сибирское отделение РАН, корпорация «Роскосмос», РКК «Энергия» и ВГТРК. Следующий шаг проекта – разработка обучающих программ «Роскосмоса» для школьников совместно с Томским педагогическим университетом и другими организациями.

Награды за талант и мастерство
В 2016 году коллективы муниципальных учреждений дополнительного образования стали победителями и призерами всероссийских и международных конкурсов.
Школа-студия народного танца «Русские забавы» на Международном фестивале-конкурсе детского творчества «Алые маки Победы» в Санкт-Петербурге завоевала сразу 6 дипломов I степени и получила приглашение в марте 2017 года принять участие в культурной манифестации «Разноцветный Париж» и представить парижанам сольную концертную программу.
Театр моды «Лотос» ДЮЦ «Синяя птица» стал лауреатом I и II степеней на Международном конкурсе–фестивале детского и молодежного творчества «Преображение», «Праздник весны», который состоялся в марте в Санкт–Петербурге.

Серебро и бронза – с национального чемпионата «Абилимпикс»
В ноябре 2016 года в Москве прошел II Национальный чемпионат профессионального мастерства для людей с инвалидностью «Абилимпикс». Команда Томской области приняла участие в чемпионате профмастерства впервые.
В состав томской сборной для участия в федеральном чемпионате вошли победители регионального отборочного тура – студенты техникума социальных технологий, медико-фармацевтического колледжа, государственного педагогического колледжа и коммунально-строительного техникума. Среди 480 конкурсантов из 63 регионов России томичи заняли два призовых места. Алексей Кустов получил серебряную медаль в номинации «Социальная работа». Ольга Вечернина заняла третье место и удостоилась бронзовой медали в номинации «Парикмахерское искусство» Оба призера – студенты Томского техникума социальных технологий.
Победа на «Абилимпикс-2016» – это показатель того, как регион может развивать инклюзивную культуру, качественно обучать и трудоустраивать людей с ограниченными возможностями здоровья.
Made on
Tilda