Безопасность детей – наш вопрос номер один
Среди различных региональных постов должность детского омбудсмена одна из немногих, что не обладает «чиновничьим» характером, а воспринимается людьми, скорее, как защита. И прежде всего тех, кто не может пока еще самостоятельно отстаивать свои права. Ежегодно Людмила Евгеньевна подводит итоги своей работы, отмечает, где удалось помочь, а над чем предстоит еще потрудиться. В интервью «Комсомолке» она рассказала о том, как обстоят дела с правами детей в нашей области, своих планах, текущей работе и многом другом.
Уполномоченный по правам ребенка Людмила Эфтимович подвела итоги 2016 года.
– Людмила Евгеньевна, какие события в сфере детства и защиты прав детей в 2016 году определили его характер?
– Несмотря на то, что год был високосным, а у нас принято все невзгоды связывать именно с этим, для нашей области он оказался спокойным – к счастью, не было каких-то резонансных, громких чрезвычайных ситуаций, происшествий с детьми. Приятно, что федеральная законодательная власть по-прежнему уделяет особое внимание вопросам реформирования действующего законодательства в интересах семьи и детей, и поэтому любая поправка или инициатива вызывает бурное обсуждение. В прошедшем году активную реакцию вызвал так называемый закон «О шлепках». Как результат, эти мнения были учтены при доработке внесенного законопроекта.
Мы, с помощниками были, как и прежде, озабочены проблемой безопасности детей – это всегда дело номер один. Ребенку необходимо обеспечить не только физическую, психологическую, но и информационную безопасность. Современные дети очень подвержены влиянию интернет-среды, а она далеко не всегда позитивная. Совместно с комитетом по надзору за информационной безопасностью мы выработали ряд рекомендаций. Прежде всего сами родители, а также педагоги и воспитатели должны быть вооружены хотя бы элементарными знаниями, как обезопасить ребенка от негативной информации. Сегодня Интернет что песочница или спортивная площадка, где ребенок проводит время. Поэтому нужно следить, чтобы он не попал в социальные сети, пропагандирующие насилие, распущенность, экстремизм и суицидальное поведение. Как это сделать? Мы подготовили материалы для родителей и педагогов, которые помогают определить основные признаки интернет-зависимости. Эти брошюры, как и другие, разработанные нами, размещены на сайте Уполномоченного. Также мы распространяем их в печатном виде по образовательным учреждениям области.
– Может быть, проводить какие-то мероприятия для родителей, чтобы вручать им эти памятки?
– Думаю, что лучше использовать для этого запланированные в различных учреждениях мероприятия для детей и родителей, подключаться к ним с нашей информацией. Я считаю, что устраивать праздники – не наша задача. Работа Уполномоченного по правам ребенка, равно как и его аппарата, в соответствии с областным законом – это прежде всего содействие соблюдению и восстановлению нарушенных прав детей. Для чего и нужна системная, кропотливая работа: общение с населением, работа с обращениями, выезды в районы области, посещения детских учреждений. Наша обязанность – ежедневно быть в курсе событий и проблем маленьких жителей нашей области.
– Увеличилось ли число обращений жителей к Уполномоченному в 2016 году? Активно ли пользовались электронным ресурсом и влияло ли это на оперативность?
– Да, число обращений растет с каждым годом, это устойчивая тенденция. В прошлом году было более 1200 обращений. Рост не означает, что проблем становится больше или что права детей нарушаются чаще. Многие пишут, чтобы выговориться, добиться справедливости, иногда просто выплеснуть свои эмоции, а острая проблема не требует конкретных действий. В каком-то смысле мы – громоотвод.
– С самого начала пыталась вспомнить, какие громкие дела с детьми были в прошлом году, но вот на ум приходит только случай с детьми в Кисловке, который произошел в начале этого года, когда учитель физкультуры увел детей на 10 километров в лес.
– По этому событию ко мне родители не обращались. Конечно, наш аппарат имеет отношение ко всем делам, которые связаны с детьми. Однако мы реагируем и выезжаем на «место преступления» тогда, когда не работают те, кто должен непосредственно разбираться в случившемся. В данном случае все службы сработали оперативно, и наше вмешательство не потребовалось.
Шестилетний опыт работы в качестве Уполномоченного позволил заметить, что одна из первых причин нарушения прав детей на здоровую и спокойную жизнь – это семейный конфликт, разводы родителей.
– А как в нашей области обстоят дела с правами детей-инвалидов? В прошлом году поступали подобные обращения?
– Хочу отметить, что количество таких обращений из года в год уменьшается. Организация безбарьерной среды все-таки дает положительные результаты. Это прекрасно, если ребенок-колясочник с комфортом может перемещаться по общеобразовательной школе. А вот детям с серьезной задержкой в развитии такая практика может оказаться вредной, поэтому специализированные школы, естественно, нужны. Прошлые годы был на контроле вопрос с бывшей 59-й школой (для детей с нарушениями речи). Уже несколько лет она работает на базе 42-й школы, но вопросы у родителей остались. Прежде всего о перспективах обучения их детей в среднем и старшем звене.
Решился вопрос о работе дошкольной группы на базе 15-го интерната для глухих и слабослышащих детей. Благодаря работе специалистов, удается адаптировать и скорректировать ребятишек, они начинают говорить, ориентироваться не только в окружающем мире, но и в специализированной образовательной программе. В целом для области острой остается проблема дефицита специалистов для работы с детьми-инвалидами: психологов, дефектологов, логопедов. Во время рабочих поездок мы всегда обращаем внимание на наличие или отсутствие этих специалистов, предложения населения активнее решать данный вопрос остаются актуальными. Помощь указанных специалистов нужна не только детям с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, но и практически здоровым, поскольку нарушения речи сегодня встречаются у значительной части детей дошкольного возраста. Своевременная коррекция этой проблемы – залог будущей успешности ребенка.
– Людмила Евгеньевна, но ведь наша область большая, как узнаете, что происходит в отдаленных районах?
– Для этого у меня есть помощники в муниципалитетах. Это общественная работа и выполняется практически на одном энтузиазме, а вопросы, с которыми обращаются люди, далеко не простые. Многим, как, например, психологу из Асина Наталье Васильевне Котовой и Елене Васильевне Шамовой из Бакчара, педагогу и руководителю с большим стажем, помогает профессиональный опыт. Хотелось бы, конечно, перечислить еще два-три десятка очень профессиональных и ответственных коллег, но формат интервью этого не предусматривает. Поэтому, пользуясь случаем, хочу поблагодарить всех своих помощников за оперативность и искреннюю заинтересованность в результатах нашей работы.
В районах области жители могут обратиться к помощникам Уполномоченного. Они систематически проводят контрольные проверки детских и спортивных площадок, курируют вопросы безопасности, участвуют в разрешении конфликтных ситуаций в школах.
– Каковы планы по работе в этом году, какие проекты будут реализовываться?
– Как всегда, мы продолжим работу с обращениями граждан, поездки по районам. На контроле останутся те вопросы, актуальность которых не ослабевает: это, безусловно, безопасность детей во всех аспектах, в том числе школьное питание. В прошлом году мы уделяли этому особое внимание. Мои помощники смогли оценить качество и условия питания в детских организациях в соответствии с нормами СанПиНа. В этом году мы уже подписали соглашение с Россельхознадзором о сотрудничестве. Думаю, что важно посмотреть, не только как приготовлены блюда, но и из чего.
На контроле остаются вопросы медицинского обслуживания детей, в частности, связанные с правом родителей на отказ от вакцинации, проведение пробы Манту. Мы не ставим вопрос «надо или нет», а предполагаем, что должен быть однозначный порядок действий всех участников этого процесса, родители должны получать по всем возникающим в этой связи вопросам исчерпывающую информацию.
Надеюсь, что в этом году удастся теснее взаимодействовать с активом старшеклассников, в том числе через работу детской общественной приемной. Уверена, что дети смогут подсказать нам и новые идеи, и варианты решения имеющихся проблем. Думаю, что каждый сталкивался с ситуацией, когда ребенок проявлял себя более адекватно и мудро, чем мы, взрослые.
Made on
Tilda