Урал ковал Победу
Мультимедийный музей
ИД «Комсомольская правда»,
посвященный военному производству и трудовому героизму уральцев
До 1942 года, пока советские войска занимали оборонительную позицию, все больше предприятий оказывалось на оккупированной земле. Потеря этих территорий вынудила Государственный комитет обороны начать одну из тяжелейших и уникальных операций Великой Отечественной войны по эвакуации предприятий . Это стратегическое решение во многом стало гарантом победы, и без него картина военных действий была бы неполной.
За 1941-1942 годы на Урал перевезли:
более 830 предприятий
212 из них разместили на территори Свердловской области
более 700 000 людей
рабочих, инженеров, руководство предприятий
и их семьи
Заводы запускали в самых разных условиях. Одни размещались на базе схожих по профилю предприятий, другие были вынуждены возводить цеха на пустошах параллельно с выпуском новой продукции. Рабочие выполняли военно-хозяйственный план по производству всех видов вооружения и боеприпасов, чтобы у армии появились силы и технические возможности перейти в наступление.

Наш регион внес большой вклад в Великую победу именно благодаря тому, что линия фронта до него не дошла. Героизм уральцев – это их труд, и именно трудовым подвигам посвящен проект «Урал ковал Победу».
Мы в Свердловской области сделаем все необходимое, чтобы провести юбилейные мероприятия на самом высоком уровне, поддержать наших дорогих ветеранов, помочь им решить все житейские вопросы, улучшить условия жизни, сохранить и укрепить в обществе историческую память о героических подвигах и великом самопожертвовании советского народа. Миссия нашего поколения - сберечь историческую память, сохранить образ героя - советского солдата, победившего фашизм, давшего свободу и независимость народам, миру – мир.
Губернатор Свердловской бласти
Евгений Куйвашев
Важно беречь память об этой войне, чтобы никогда больше не допустить подобного. В Екатеринбурге местом военной памяти является Вечный
огонь на площади Коммунаров. Ежегодно возле него проходит тожественная Вахта Памяти, митинги и церемонии возложения цветов.
Вечный огонь
на площади Коммунаров
Карта победы
Уралхиммаш
Уральский
государственый
университет
Синарский
трубный завод
Северский
трубный завод
Свердловская
железная дорога
Затерянная танковая тропа
На Уральский завод тяжёлого машиностроения было эвакуировано несколько предприятий, и к 1942 году завод превратился в комплексное производство бронетехники. УЗТМ производил легендарные танки Т-34, самоходныее артиллерийскиее установки и бронекорпусы для тяжёлых танков
30 000
полевых и танковых орудий
19 000
бронекорпусов для танков и самоходных артиллерийских установок
6 000
было эвакуировано в регион
по железным дорогам
Первые испытания на танкодроме прошли уже 21 ноября 1943 года. Общая длина танковой дороги составляла 6 800 метров, а ширина от 10 до 25 метров. Сейчас для того, чтобы найти следы этого масштабного полигона, придется приложить усилия. Его большая часть заросла деревьями или застроена, но его следы еще можно найти в Парке Победы. На входе в парк выстроена в ряд небольшая колонна военной техники, это единственное напоминание о героизме советских солдат и тружеников Уральского завода тяжёлого машиностроения.
Приемка танков на УЗТМ
Танки и орудия, сходившие с конвейера, проходили испытания на специальной «танковой дороге», построенной между Уралмашем и Шувакишем. Полигон построили всего за 4 месяца силами тружеников завода. Многие выходили на строительные работы после смены в цехах. Техники не хватало, поэтому большинство работ приходилось выполнять вручную. Тем не менее, первые испытания на танкодроме прошли уже 21 ноября 1943 года.

Общая длина танковой дороги составляла 6 800 метров, а ширина от 10 до 25 метров. Сейчас для того, чтобы найти следы этого масштабного полигона, придется приложить усилия. Его большая часть заросла деревьями и застроена, но его следы еще можно найти в Парке Победы. На входе в парк выстроена в ряд небольшая колонна военной техники, это единственное напоминание о героизме советских солдат и тружеников Уральского завода тяжёлого машиностроения.
Свердловская железная дорога
Во время Великой Отечественной войны этот участок пути назывался «Дорога имени Л.М. Кагановича». Железнодорожники трудились на благо фронта по 16-18 часов за смену, при этом перевыполняя нормы в 1,5-2 раза. Без развитой сети железных дорог операция по эвакуации предприятий оказалась бы невозможной, поэтому в 1941 - 1945 годах железная дорога была важнейшей транспортной артерией СССР
до 70% перевозок
проходило по железнодорожным путям
до 1 000 километров
в сутки проходили поезда в военное время
212 предприятий
было эвакуировано в регион
по железным дорогам
С первых дней войны в локомотивных и вагонных депо начали производство бронепоездов – мощных крепостей на колесах со стрелковым, артиллерийским и зенитным оружием. Их задачей была огневая поддержка армии вдоль железнодорожных путей и оборона важных станций. Работать железнодорожникам приходилось в тяжелых условиях и при острой нехватке материалов, поэтому каждый бронепоезд, изготовленный на Урале, остается предметом трудовой гордости.
В декабре 1941 года коллектив паровозного депо Нижний Тагил построил бронепоезд «Сталинский Урал». Он состоял из локомотива и четырех бронеплощадок.
Из-за отсутствия качественной стали, для бронировки паровоза применяли обычный листовой металл, а на вооружении, за неимением лучшего, были четыре французские пушки образца 1897 года и пять пулеметов. 27 января 1942 года бронированный поезд доставили на станцию «Свердловск-Пассажирский».
Бронепоезд «Сталинский Урал»
Примерно в это же время инженер паровозного депо станции «Свердловск – Пассажирский» Надежда Смирнова инициировала создание бронепоезда, над которым свердловские железнодорожники трудились по 16-18-часов за рабочую смену. Он был построен в рекордно короткие сроки – за четыре месяца. Бригада старалась закончить работы ко Дню Красной Армии и выполнила свое обещание. 23 февраля 1942 года бронепоезд «Свердловский железнодорожник» был готов, а уже 27 февраля он вместе с поездом «Сталинский Урал» был отправлен на фронт в составе 37-го Отдельного дивизиона бронепоездов.
Бронепоезд «Свердловский железнодорожник»
Надежда Владимировна Смирнова,
инженер бронепоезда «Свердловский железнодорожник»
Военно-санитарный поезд №227 с января 1942 по апрель 1945 года:
совершил
40 рейсов
проходило по железнодорожным путям
прошел
152 332 километра
в сутки проходили поезда в военное время
перевез более
19 000 раненых
было эвакуировано в регион
по железным дорогам
24 июня 1941 года Народный комиссариат путей сообщения СССР дал указание сформировать 288 военно-санитарных поездов. Всего для перевозки раненых солдат было выделено 6 000 вагонов. Они делились на постоянные военно-санитарные составы и временные. Выполняя приказ, свердловские железнодорожники в кратчайшие сроки построили Военно-санитарный поезд №227. Он состоял из 17 вагонов, которые обслуживало 74 человека. 28 декабря 1941 года ВСП №227 вышел со станции Егоршино и отправился на фронт.
Перевязка в вагоне
военно-санитарного поезда
Вклад железнодорожников в поддержку фронта
Несмотря на тяжелую работу, труженики железной дороги успевали собирать средства на производство самолетов и танков, отправляли поезда с гуманитарной помощью и не теряли боевого духа
Внесли в Фонд обороны Родины 11 миллионов рублей
Собрали для бойцов Красной Армии 42 500 теплых вещей
Собрали деньги на зенитную пушку 85-мм и отправили ее на фронт
Отправили поезд со строительными материалами для восстановления Сталинграда
Северский трубный завод
На северских металлургов легло одновременно две важные задачи: производить новую, необходимую для фронта продукцию и параллельно принимать, и размещать оборудование Новомосковского жестекатального завода. В поселок Северский прибыли тысячи новых рабочих, их тоже нужно было разместить. Поэтому производственная база и бараки для рабочих строились одновременно
1250
тружеников
ушло с завода на фронт
более 600 передовиков
насчитывалосьна заводе уже
к осени 1941 года
74 400 тонны
проката
выпускал завод к 1945 году
1250 работников завода ушли на фронт – на их места в цехах встали женщины и подростки. В каждом цехе висели плакаты с лозунгами: «Всё для фронта, всё для Победы!», «В тылу как на фронте».

Государственный Комитет Обороны не раз отмечал коллектив завода, его отдельных работников за героический труд в тылу – не было ни одного случая, чтобы коллектив завода задержал выполнение важного для обороны страны заказа.
Плакат «Всё для фронта! Всё для Победы!»
Л. Лисицкий, 1941 год
Северский трубный завод в годы Великой Отечественной войны производил:
Слитки простой углеродистой и углеродистой конструкционной стали
Горячекатаный лист из углеродистой стали
Заготовку из автоматной стали
Оцинкованный стальной лист
Ленты и полосы из рессорно-пружинной стали
Корпуса противотанковых гранат
Двурогие маслёнки для обслуживания стрелкового оружия
Чугунные печки
В феврале 1942 года завод начинает выпускать новые марки стали для танковой, авиационной и оружейной промышленности. За считанные месяцы выплавка стали выросла в полтора раза, а коллектив листопрокатного цеха вдвое увеличил выпуск товарного проката.

Сталевары и каменщики учились ремонтировать мартеновские печи, не дожидаясь их полного остывания, и работу, на которую в мирное время уходило до пяти суток, выполняли за сутки. Задания специального назначения выполнялись безусловно и в самые короткие сроки. Люди не уходили с завода, пока не справлялись с порученной работой.

В 1942-1943 годах в эксплуатацию ввели новые производства, в том числе две более мощные мартеновские печи. К 1945 году производительность мартеновского цеха выросла до 110 тысяч тонн. Прокат увеличился с 18,8 тыс. т до 74,4 тысяч т. Коллектив завода, «вставшего на военные рельсы», не только обеспечивал смежные предприятия необходимым металлом, но и за годы войны сумел закончить начавшуюся реконструкцию производства.
Вклад северских металлургов в поддержку фронта
Благодаря труженникам Северского завода, Советская армия была обеспечена не только металлом для изготовления танков, самолетов и оружия, а также необходимыми средствами, теплыми вещами и медицинской помощью
Ежемесячно отчисляли в фонд обороны однодневные
и двухдневные заработки
Отправляли бойцам сотни пар
валенок, полушубки
Взяли шефство над военным госпиталем
Подали 500 заявлений в Уральский добровольческий танковый корпус
Сегодня на Северском трубном заводе трудится около 6 000 жителей Полевского, а в коллективе есть представители трудовых династий, чьи предки трудились на Северском заводе во время войны. Завод является градообразующим предприятием и считается одним из самых высокотехнологичных трубных заводов в мире. Его сотрудники, как и ударники труда в военные годы, не перестают развиваться - совершенствуют производство и учатся новому, осваивая современные профессии, чтобы сохранять традиции, созданные поколениями их предшественников.
Синарский трубный завод
Синарский трубный завод, расположенный в городе Каменске-Уральском Свердловской области, ведет свою историю от 1 апреля 1934 года. Сначала предприятие называлось Синарский труболитейный завод (СТЛЗ). В 1942 году по распоряжению Совета Народных Комиссаров СССР СТЛЗ был переименован в «Завод №705»
на 500-600%
выше нормы
выполняли план синарские металлурги
более 24 млн метров стальных труб
поставил СинТЗ оборонным предприятиям в годы войны
37 000 тонн
стальной ленты
было изготовлено на СинТЗ с 1941 по 1945 годы
С началом войны самое серьезное внимание на заводе уделяли строительству и монтажу новых цехов.
К 1 сентября 1941 года в помещении бывшей стружкокрутной мастерской было смонтировано оборудование пружинного и лентопрокатного цехов, эвакуированного из ленинградского завода имени Молотова. С оборудованием прибыли всего 11 опытных рабочих, поэтому завод набрал еще 50 новичков – все женщины.
Также до 1941 года профессия кольцевого на Синарском трубном заводе считалась мужской специальностью. В годы войны ей тоже успешно овладели женщины и из месяца в месяц перевыполняли производственные задания.
Производство чугунных труб
карусельным методом
В ноябре 1941 года ново-механический спеццех выдал свою первую продукцию – артиллерийские свертные гильзы. Оборудование для этого цеха прибыло с Нижне-Днепровского завода имени Карла Либкнехта. Профессионалов, которые умели работать на этом оборудовании, не было. Тогда на производство брали мобилизованных на завод школьников, начиная с седьмого класса. 85% работников цеха составляла молодежь в возрасте от 14 до 26 лет.
Стан по извлечению оправки
после прокатки труб
1942 г.
В ноябре 1941 года ново-механический спеццех выдал свою первую продукцию – артиллерийские свертные гильзы. Оборудование для этого цеха прибыло с Нижне-Днепровского завода имени Карла Либкнехта. Профессионалов, которые умели работать на этом оборудовании, не было. Тогда на производство брали мобилизованных на завод школьников, начиная с седьмого класса. 85% работников цеха составляла молодежь в возрасте от 14 до 26 лет.

Почти ежемесячно лентопрокатчики осваивали новые виды продукции, увеличивали объем производства. К концу 1941 года цех поставил оборонным предприятиям 1260 тонн ленты. В следующем году объем оборонной продукции увеличился более чем в 6 раз. Всего за годы войны было изготовлено 37 тысяч тонн холоднокатаной стальной ленты: для взрывателей, пульной оболочки и пулеметных лент.

Завод, практически единственный в стране, выпускал трубы для топливной аппаратуры танков и трубы для ракетной техники, в том числе и для легендарных «катюш». Трубы из углеродистых легированных сталей предназначались для самолетостроения, танков, артиллерийских орудий, пулеметов, автоматов, пистолетов и гранат.
За годы войны высокими наградами было отмечено
5 000 работников завода:
20 человек были отмечены
Орденом Ленина
50 человек отмечены Орденом трудового Красного знамени
460 человек получили медали
«За трудовую доблесть» и
«За трудовое отличие»
1200 человек отмечены медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов»
В августе 1942 года коллективу Синарского трубного завода было присуждено Красное Знамя 3-й Гвардейской стрелковой дивизии, а также вручено переходящее Красное знамя исполкома Горсовета и Горкома ВКП(б), которое вручается предприятию, выпустившему за месяц больше всех продукции для фронта, в кратчайшие сроки и с отличным качеством.
«Уралхиммаш»
Строительство завода «Уралтяжхиммаш» было запланировано советом Труда и Обороны СССР еще в 1930 году. Площадку выделили недалеко от поселка Нижнеисетский, а запуск был запланирован на 1934 год. Но Союзстрой СССР не справлялся с таким объемом работ, и стройка была приостановлена, а завод законсервирован. Время «Уралтяжхиммаша» пришло в 1941 году, когда началась Великая Отечественная война.
650
вагонов и платформ
прибыли на Уралхиммаш
с эвакуированного завода «Большевик»
244 441 тонна алюминия
была произведена на оборудовании Уралхиммаша
100
минометов
насчитывала первая партия, произведенная на Уралхиммаше
В 1941 году Волховский, Днепродзержинский и Тихвинский заводы, выпускавшие алюминий, оказались в оккупации. Единственным предприятием по выпуску алюминия для самолетов оказался Уральский алюминиевый завод (УАЗ) в Каменске-Уральском. Страна потеряла более половины промышленных мощностей в этой отрасли и на УАЗ легла небывалая нагрузка.
Эшелон с людьми и оборудованием
завода Большевик
1941 г.
Оборудование для алюминиевой промышленности в то время производил только киевский завод «Большевик», специализирующийся на химическом машиностроении. Решено было эвакуировать его на законсервированные строительные площади «Уралтяжхиммаша», чтобы снабжать УАЗ всем необходимым для производства. Вместе с предприятием на Урал были эвакуированы рабочие и специалисты, а также директор завода «Большевик» Курганов Валерьян Петрович, которому предстояло налаживать производство на новом месте.
Директор завода «Большевик»
Курганов В.П.
В то время на месте завода был редкий лес, пара строений и подъездные дороги. Эшелоны с людьми и оборудованием начали прибывать в августе 1941 года, всего прибыло 650 вагонов и платформ с работниками, материалами и оборудованием завода «Большевик». По документам Минобороны предприятие получило название «Завод № 726».

Параллельно со строительством цехов предприятию приходилось осваивать выпуск полевых миномётов, и процесс поначалу шел не очень гладко. Как писал директор завода Валерьян Курганов, на испытаниях не получалось достичь нужной осколочности снарядов, дело было в несовершенстве металлургической составляющей производства. Точность температуры металла при заливке и режим остывания необходимо было выяснить опытным путем, а времени на эксперименты не было. Тем не менее, заводчане решили эту проблему, как и множество других.
23 февраля 1942 года считается днём рождения «Уралхиммаша»
В этот день была выпущена первая партия полковых минометов в количестве 100 штук. Партия успешно прошла испытания и уже 28 февраля была отправлена на фронт. С этого времени и до 1943 года завод ежемесячно наращивал выпуск миномётов, перевыполняя план. За это завод получил от жителей Свердловска уважительное название «Миномётмаш»
В начале 1943 года завод получил срочное задание по изготовлению корпусов фугасных и химических авиабомб
Уже с середины 1943 года его перепрофилировали на выпуск «гражданского» оборудования для чёрной металлургии, химической промышленности и других отраслей народного хозяйства, чтобы восстанавливать заводы на освобожденных территориях.
16 сентября 1945 г. «Уралхиммаш» был награжден орденом Трудового Красного знамени
Награду вручили за доблестный труд в военное время. Директор завода Курганов Валерьян Петрович был награжден двумя орденами Ленина и орденом Великой Отечественной войны I степени..
Сейчас «Уралхиммаш» производит оборудование для газоперерабатывающей, нефтяной и химической промышленностей. Продукция завода задействована на таких крупных проектах, как газопровод «Северный поток-2» , строительство на Заполярном месторождении. Завод продолжает традиции, сформированные в военное время, модернизируя системы производства, увеличивая объемы и качество продукции, а главное – хранит память о том, какой вклад в победу сделали в годы войны труженики «Завода № 726», именуемого в народе «Миномётмаш».
Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина
В годы Великой отечественной войны в Свердловске было два крупных вуза: Свердловский государственный университет и Уральский индустриальный институт. В 2011 году они были объединены в Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина.
В военное время оба вуза оказывали фронту любую помощь, какая была в их силах: готовили инженеров, медицинских сестер и военных журналистов; разрабатывали и внедряли новые методы и способы производства продукции для оборонной промышленности, а также новые лекарственные препараты.
около 2400
человек
ушло на фронт из университета и института
14 Героев Советского Союза
были студентами университета и института
более 1 500 студентов
работали на предприятиях города
Узнав о нападении фашистской Германии и начале войны, преподаватели, ученые и студенты вузов 23 июня 1941 года провели митинг и объявили себя мобилизованными для выполнения любого задания Родины. Несмотря на то, что студенты старших курсов не подлежали мобилизации, многие их них настояли на своем и были направлены в военные училища.
Студенты Механического факультета
Уральского индустриального института
В Свердловском государственном университете и Уральском индустриальном институте нередки были случаи, когда половина студентов из учебных групп уходила в армию добровольцами. Всего за годы Великой Отечественной войны из института и университета на фронт ушло около 2400 человек. Более 300 человек погибли.
Среди студентов, выпускников и преподавателей университета и института 14 Героев Советского Союза, из них 11 вышли из стен Уральского индустриального и трое из Свердловского государственного университета.
Выпуск школы медсестер запаса при Свердловском государственном университете
Учебная и внеучебная деятельность в военное время:
480 медицинских сестер подготовил Свердловский государственный университет в первый год войны
2 300 студентов отработали за годы войны сболее 600 тысяч трудодней
на сельхозработах
свыше 35 научных исследований провели в университете за годы войны
1 500 студентов работали на промышленных предприятиях
В июле 1941 года в аудиториях института разместили Московский государственный университет и Военно-воздушную академию им. Жуковского. Студенческие и учебные корпуса были превращены в производственные цеха, госпитали, жилье для эвакуированных. И тем не менее, институт продолжал работать, ведь стране и фронту нужны были специалисты. Занятия велись в четыре смены, последняя заканчивалась в час ночи.
В военное время научная деятельность
в вузах не прекращалась
За годы Великой Отечественной войны преподаватели и студенты университета провели свыше 35 крупных научных исследований. Руководитель кафедры астрономии и астрономической обсерватории профессор Авенир Александрович Яковкин создал ряд приборов для аэронавигации и управления самолетами в ночных условиях.

Научные сотрудники Уральского филиала академии наук, профессора Сергей Васильевич Вонсовский и Яков Савельевич Шур, а также студенты университета разработали и внедрили магнитный метод контроля корпусов артиллерийских снарядов. Совместным решением Наркомата боеприпасов, Главного артиллерийского управления Красной Армии и Артиллерийского управления Военно-Морского Флота предложенная учеными система дефектоскопов УФАН была принята как обязательная система контроля на всех снарядных заводах СССР.

Химик-органик Исаак Яковлевич Постовский, заведующий кафедрой органической химии в Уральском индустриальном институте в времена войны, считается изобретателем препаратов на основе сульфидина. В военные годы производство сульфидиновых препаратов было поставлено на поток. Промышленное производство было организовано на Свердловском химико-фармацевтическом заводе. Для длительно незаживающих ран выпускалась так называемая «паста Постовского», а также противотуберкулезный препарат «Ларусан» и препарат-антидот для лечения тяжелых профессиональных заболеваний «Сукцимер». Изобретенные свердловскими химиками препараты спасли от смерти тысячи солдат.
Проект создан при поддержке:
Made on
Tilda