Великая Отечественная. Урал!

Мультимедийный музей
ИД «Комсомольская правда»,
посвященный военному производству и трудовому героизму уральцев
До 1942 года, пока советские войска занимали оборонительную позицию, все больше предприятий оказывалось на оккупированной земле. Потеря этих территорий вынудила Государственный комитет обороны начать одну из тяжелейших и уникальных операций Великой Отечественной войны по эвакуации предприятий . Это стратегическое решение во многом стало гарантом победы, и без него картина военных действий была бы неполной.
76 лет Победе: как жил Свердловск во время войны
Труженики тыла боролись не только за победу, но и за светлое будущее своего края.
Свердловская область занимает достойное место в рейтинге регионов по уровню жизни, а Екатеринбург в последнее время возглавляет список лучших городов России. На протяжении многих лет, в том числе и в годы Великой Отечественной войны, когда Урал ковал победу, большая часть населения Свердловской области занята в области металлургии или машиностроения.
Но, несмотря на промышленный характер региона, здесь активно развивается культура и креативная экономика. Эти достижения можно списать на «уральский характер», но история нашего региона указывает на то, что многие отрасли Урала в 1941-45 годах закалила именно Великая Отечественная война.
В военное время на Урале закалились традиции качества и упорного труда.
Губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев не раз делал акцент на том, что главный актив региона – это люди. Именно люди развивали регион даже в тяжелое время.
Казалось бы, Великая Отечественная война – не время для прорывов, но труженики в тылу смогли не просто поддерживать фронт и обеспечивать армию всем необходимым, но и заложить фундамент для дальнейшего развития науки, промышленности и культуры.Именно тога родилось знаменитое выражение «как Урал ковал Победу». Так говорят, рассуждая про Урал в годы Великой Отечественной войны.

Губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев
Фото: Департамент информационной политики Свердловской области
Массовая эвакуация предприятий позволила нарастить мощности заводам Уралмаш, НПО Автоматика, Уралхиммаш, Уралвагонзаводу, Уральскому оптико-механическому заводу и еще нескольким десяткам предприятий. После войны большинство из них осталось в Свердловской области и составило промышленную базу, за счет которой экономика выходила из глубокого кризиса. Кроме очевидного экономического фактора война сформировала в промышленной среде достойные традиции – делать быстро и качественно, работать на совесть и чтить память героев.
Женщины были главной рабочей силой в тылу. Степанова А.С. Горновая Красноуральского медеплавильного завода. 1940-е гг.
Кроме предприятий на Урал в годы Великой Отечественной войны отправляли деятелей культуры и предметы искусства. В развитие театральной школы внесла свой вклад эвакуированная в Свердловск труппа Московского Художественного академического театра, а многие звезды театра «Урал.Опера.Балет» являются выпускниками Пермского государственного хореографического училища, которое основано на базе эвакуированного Ленинградского Академического театра оперы и балета им. С.М. Кирова (Мариинский театр оперы и балета). Но главное культурное событие в годы Великой Отечественной войны на Урале – это эвакуация Эрмитажа, в результате которой между Ленинградской и Свердловской областью наладился многолетний культурный обмен.
В университетах Свердловска в годы Великой Отечественной войны на фронт работали ученые. Астроном Авенир Яковкин разработал приборы навигации, которые помогали пилотам управлять самолетом в условиях плохой видимости. Члены Уральского филиала академии наук Сергей Вонсовский и Яков Шур вместе со студентами Уральского государственного Университета разработали магнитный метод наведения артиллерийских снарядов. А химик-органик Исаак Постовский разработал сульфидиновые препараты, которые помогали солдатам залечивать тяжелые раны. Сегодня все эти разработки стали научной базой Уральского федерального университета.
Эти примеры стойкости, находчивости и мобилизации сил нужно хранить, как важные жизненные ориентиры, именно поэтому в канун Дня Победы в рамках спецпроекта КП собрала несколько примеров того, как ковали Великую Победу на Урале и как сегодня эту историю хранят для подрастающего поколения.
Новотагильский металлургический завод.
Пуск доменной печи
Карта победы
Уральский завод гражданской авиации
Свердловская
железная дорога
Музейный
комплекс УГМК
Традиции уральской авиации, закаленные войной
История ведущего авиастроительного завода началась накануне 1941 года.
560 самолетов
и 1 500 двигателей
восстановили и вернули
на фронт сотрудники завода
№ 404 в 1941-1946 годах
6 раз коллектив завода побеждал
в социалистическом соревновании ремонтных предприятий «Аэрофлота» в годы Великой Отечественной войны
Завод
собирал
истребители И-15, И-16
и бомбардировщики СБ
Уральский завод гражданской авиации сегодня занимается ремонтом авиадвигателей, создает их новые образцы, конструирует и выпускает самолеты. Мощные производственные традиции сформировались на УЗГА во времена Великой Отечественной войны.
Сложные задачи военного времени дали возможность предприятию гражданской авиации раскрыть потенциал. Еще в 1939 году это были ремонтные мастерские при аэродроме Уктус, но перед началом войны они объединились в самостоятельное предприятие гражданского флота СССР № 404. Перед войной завод ремонтировал самолеты У-2,
По-2, массовые авиадвигатели М-11, М-17, МГ-31; занимался сборкой истребителей И-15, И-16 и бомбардировщиков СБ. К началу сороковых годов этот скоростной бомбардировщик уже успел повоевать в Испании, Китае, на Халхин-Голе и на Советско-финской войне. Мощные удары бомбардировщиков наносили крупный урон технике и живой силе противника.
После нападения фашистской Германии на Советский Союз гражданский воздушный флот был в оперативном порядке подчинен Народному комиссариату обороны. Все цеха завода были переведены на 10-часовой рабочий день.

В тяжелейших условиях инженеры завода внедряли новые технологии, позволяющие ускорить ремонт боевой техники. Из летописи завода: «…инженеры сутками не выходили из цехов, со стоянок самолетов - возвращали к жизни самолеты, моторы, аэросани, которые, казалось бы, невозможно было восстановить». Всего за военный период заводчане вернули в строй 560 самолетов и 1500 двигателей.
После ремонта двигателей восстановленные самолеты Ли-2 вновь возвращались в строй.
Во время войны средняя норма по ремонту и сборке составляла 214 % от гражданского времени. А некоторые рабочие бригады перевыполняли планы на 500 %. Всего за годы войны коллектив Завода № 404 шесть раз одержал победу в социалистическом соревновании ремонтных предприятий «Аэрофлота».
После войны завод продолжил выполнять важные государственные задачи, но приоритетом снова стала гражданская авиация. УЗГА производил ремонт двигателей самолетов Ил-12, Ил-14, а потом и Ту-154 Б2. Затем рабочие освоили ремонт двигателей для вертолетов Ми. А в 1990-е годы началось производство легких самолетов совместно с конструкторским бюро Московского авиационного института и учебно-тренировочных самолетов для летных училищ.
Сейчас предприятие делится на три дивизиона: «двигатели», «самолеты» и «инженерный центр». Развитием авиации в команде УЗГА занимается более
4 000 специалистов, перед которыми все так же стоят важные задачи: создание нового российского газотурбинного авиационного двигателя, выпуск беспилотных летательных аппаратов и самолетов для местных авиалиний.
Так на смену устаревшим самолетам Ан-2 и Ан-24 скоро придут новые региональные лайнеры. Они соединят людей из небольших городов на Дальнем Востоке, в Сибири, на севере России. Еще одна разработка УЗГА - это турбовинтовой региональный самолет на 44 места. Он пока не имеет своего имени, только условное обозначение -
ТВРС-44, но его технический макет будет представлен уже к концу 2021 года, а первые поставки запланированы на 2025 год.
Завод верен своим традициям, которые сформировались в тяжелые времена и закалили характер. Сегодняшним специалистам также не страшны сжатые сроки и большие планы, и они остаются верны своему девизу: «Качество на земле - надежность в небе!»

Современная экспозиция
исторической военной техники
Музейный комплекс УГМК пополняет экспозицию цифровыми технологиями.
Около 20 000 уральцев
приезжает каждый месяц
Более 250 000 посетителей
площадка принимает в год
Музейный комплекс УГМК сделал Свердловскую область уникальным регионом. 9 Мая здесь проходит сразу два праздничных шествия - парад Победы в Екатеринбурге и торжественный марш раритетной военной техники в Верхней Пышме. Жители уральской столицы часто предпочитают не оставаться в городе, а проехать 10 километров до Пышмы, потому что зрителей там меньше, а по зрелищности торжества не уступают столичным.
Музейный комплекс развивается и расширяет экспозицию, чтобы делать историю доступнее, понятнее и интереснее.
В выставочном центре «Парадный расчет» представлена техника, принимающая участие в праздничных шествиях
В июне 2020 года был открыт новый выставочный центр «Парадный расчет», в котором представлены танки, самоходные артиллерийские орудия, бронеавтомобили и другая военная техника 1930 - 1940-х годов. В этом году накануне Дня Победы экспозицию временно закрыли, но только потому, что экспонаты готовят к ежегодному торжественному шествию. Несколько месяцев уходит на то, чтобы провести техническое обслуживание и проверить ходовые качества каждой единицы. Реставрационными и подготовительными работами занимается технический отдел музейного комплекса.
Кроме «Парадного расчета», в музейном комплексе есть полноразмерный макет станции «Узловая». Под открытым небом стоят санитарные вагоны и макет бронепоезда, собранного в годы войны на Урале. Эти экспозиции работают даже в долгие майские праздники, чтобы у жителей области была возможность прикоснуться к истории.
Всю праздничную декаду открыт будет для посещения и Музей автомобильной техники. Это крупнейшее в России собрание ретроавтомобилей, мотоциклов и велосипедов.
Одна из основных задач музейного комплекса - просвещение молодого поколения и сохранение истории, а чтобы говорить с гостями на одном языке, экскурсии становятся все более интерактивными. В этом году 6 мая открывается еще один, совершенно новый, уникальный выставочный центр «Крылья Победы».
В нем собраны самолеты 1920 -1940-х годов: советские истребители, бомбардировщики и штурмовики, а также боевая и транспортная авиация союзников по антигитлеровской коалиции. Интересным дополнением этой коллекции станут авиасимуляторы, которые позволят гостям принять участие в виртуальном воздушном бою за штурвалом Су-27, МиГ-29, TF-51D «Mustang».
Музей военной техники УГМК продолжает подтверждать звание одного из лучших инвестиционных проектов страны в области туризма. Каждый месяц прикоснуться к истории приезжает около 20 000 уральцев, а всего площадка принимает более
250 000 посетителей в год.

Пути спасения: как сохранили ценные ресурсы во время войны
Уральские железнодорожники спасали людей, экономику
и культуру страны.
до 70% перевозок
проходило по железнодорожным путям
до 1 000 километров
в сутки проходили поезда в военное время
212 предприятий
было эвакуировано в регион
по железным дорогам
11 июля 1941 года на Урал начали массово эвакуировать предприятия, и об этой масштабной операции знает каждый житель нашего региона. Если задуматься, то многие привычные элементы нашей жизни в современном Екатеринбурге - это последствия той самой эвакуации. Железные дороги не просто помогли сохранить важные ресурсы в военное время, но и заложили фундамент для процветания региона.
В 1941 - 1945 годах в Свердловскую область эвакуировали более 200 предприятий, многие из них объединились с уже действующими заводами. По железной дороге из Ленинграда, Москвы, Киева, Харькова и других городов доставляли рабочих, оборудование и строительные материалы для новых цехов. Например, при эвакуации киевского завод «Большевик» в Екатеринбург доставили 650 вагонов с грузом, теперь это предприятие известно жителям города как «Уралхиммаш».
Бронепоезд «Сталинский Урал»
То, что в военные годы производственная база на Урале увеличилась в несколько раз, - это в первую очередь заслуга железнодорожников. Сегодня на промышленных предприятиях Свердловской области работает около 320 000 человек. Это больше, чем в любой другой экономической отрасли. Для многих уральцев промышленность - дело жизни, а железная дорога подарила им возможность трудиться и развивать регион в мирное время.
Еще одна знаковая операция 1941 года - это эвакуация коллекции Государственного Эрмитажа в Свердловск.
В истории музейного дела это уникальный подвиг по спасению культурного наследия, который тоже совершили железнодорожники. В 22 вагонах на Урал прибыло 500 тысяч экспонатов.
Музей с эвакуированной коллекцией Эрмитажа.
В этом же составе приехал хранитель галереи Владимир Левинсон-Лессинг и другие сотрудники с семьями. После войны коллекция вернулась обратно в Ленинград, но эта операция оставила культурный след в Екатеринбурге. В 2021 году на улице Вайнера открывается «Эрмитаж-Урал», и это открытие станет логичным продолжением многолетнего сотрудничества музея с уральской столицей.
Но в первую очередь железнодорожники спасали не предприятия или ценности, а людей. Сотрудники заводов переезжали на Урал с семьями, в том числе из блокадного Ленинграда. Всего из разных регионов было эвакуировано 700 000 человек. Кроме эвакуаций, железнодорожники спасали жизни в военно-санитарных поездах. Там солдаты получали неотложную помощь, проходили реабилитацию, восстанавливали силы, чтобы снова вернуться на фронт. Для перевозки раненых использовали около 6 000 вагонов.
Перевязка в вагоне
военно-санитарного поезда
Со свердловского вокзала на войну ушло около 700 000 человек. В 2020 году СвЖД открыла «Вокзал памяти» - масштабную экспозицию на фасаде здания вокзала, на которой запечатлены те, кто когда-то ушел отсюда сражаться за Родину. Наравне со всеми в сражениях участвовали железнодорожные войска, а сотрудники в тылу собирали составы, работая по 18 часов в день, обслуживали вагоны, участвовали в сборе средств на нужды армии. Общими усилиями железнодорожники спасли не только заводы, культурные ценности и людей, а внесли свой вклад в спасение страны.
Со свердловского вокзала на войну
ушло около 700 000 человек.

Вклад железнодорожников в поддержку фронта
Несмотря на тяжелую работу, труженики железной дороги успевали собирать средства на производство самолетов и танков, отправляли поезда с гуманитарной помощью и не теряли боевого духа
Внесли в Фонд обороны Родины
11 миллионов рублей
Собрали для бойцов Красной Армии
42 500 теплых вещей
Собрали деньги на зенитную пушку
85-мм и отправили ее на фронт
Отправили поезд со строительными материалами для восстановления Сталинграда
Проект создан при поддержке:
Made on
Tilda