Военно-санитарный поезд №312
75-летию Великой Победы посвящается
Поезд №312 – самый известный из всех военно-санитарных поездов, курсировавших в годы Великой Отечественной войны. Его коллектив превратил поезд в образцовое лечебное учреждение перевозки раненых.

Сразу после начала Великой Отечественной войны Наркомат путей сообщения дал указание железным дорогам сформировать 288 военно-санитарных поездов (150 постоянных и 138 временных).
За 6 месяцев 1941 года на Вологодском паровозовагоноремонтном заводе (ВПВРЗ) было сформировано 29 постоянных и временных поездов, приписанных к распределительно-эвакуационному пункту (РЭП)-95. Волею судеб первым стал поезд № 312. 26 июня 1941 года он вышел в свой первый рейс.
Из воспоминаний работника ВПВРЗ П.П.Курилова:

«По-военному суховатым был торжественный момент передачи поезда… Начальник завода Козлов обратился к коллективу поезда с напутственным словом, а я, как старший инженер спецотдела завода, передал ключи начальнику поезда Даничеву. Последняя проверка автотормозов, ходовой части, и «поезд милосердия» вышел за ранеными на Западный фронт».


Практически вся команда поезда была набрана в Вологде, только начальник поезда был из Ленинграда. Состав обслуживало 75 работников самых разных специальностей – врачи, медсестры, санитары, железнодорожники, повара.


За четыре военных года – с июля 1941 по декабрь 1945 года – поезд совершил 53 рейса, пройдя более 200 тысяч километров, то есть расстояние, равное пяти кругосветным маршрутам, во время которых было перевезено 24625 раненых.
Последний рейс ВСП-312 был в Белоруссию, за больными, в декабре 1945. 23 декабря 1945 года поезд был расформирован.
ВСП-312 состоял из 19 вагонов: четырех вагонов для тяжелораненых (так называемых вагонов Кригера или просто кригеровских) на 100 мест, семи вагонов для легкораненых на 370 мест, изолятора, аптеки-перевязочной, кухни, электростанции, вагона-цейгхауза (склада), ледника, штабного вагона и вагона для команды.
Вот что представляли собой вагоны санитарного поезда
Водо- и грязелечебница и пассажирские вагоны со снятыми внутренними перегородками, оборудованные вдоль боковых стенок станками Кригера со специальными амортизационными пружинами для трехъярусного размещения носилок.
В первый рейс поезд отправился 3 июля
Из воспоминаний заместителя начальника поезда по АХЧ Ивана Порохина:

«4 июля мы прибыли в Псков и оказались в зоне боевых действий. Немецкая авиация и артиллерия била по городу. Рушились дома, пылала нефтебаза и продовольственные склады. Дороги были забиты нашими войсками, с боями отходившими на Восток. Мы простояли под бомбёжкой три дня. Других санитарных поездов там уже не было».


Началась погрузка раненых из псковских госпиталей. Прямо с винтовками с передовой приходили легкораненые бойцы, за помощью обращались и пострадавшие жители города.
Из воспоминаний начмеда поезда, капитана медицинской службы, Татьяны Дьячковой:

«... Тогда нам казалось, что так и должно быть на войне: красный крест в белом круге – островок милосердия, он вне жестоких законов войны. Бомбить нас стали, когда поезд вышел из Пскова. Не красные кресты, оказывается, нас охраняли, а сам вокзал, который фашисты рассчитывали использовать, когда возьмут город, и потому берегли. А красный крест был едва ли не самой любимой целью для немецких летчиков – он не мог ответить огнем».

Санитары и сёстры принимали раненых бойцов, прибывших с поля боя - снимали с них окровавленные гимнастёрки и брюки, резали на перебитых ногах сапоги, полные крови, обрабатывали раны. Трое приглашенных из городских больниц хирургов в вагоне - аптеке делали неотложные операции – всего за три дня их было сделано около 150. Под обстрелом и бомбёжкой в поезд было погружено свыше девятисот раненых и больных, в том числе 67 пациентов детской больницы. Погрузку поезда закончили 5 июля, а выехали из Пскова только 7 июля – после того, как железнодорожники восстановили разрушенные коммуникации. Уже 8 июля в город вошли немцы.
Второе «боевое крещение» поезд получил осенью 1941 года, во время рейса в Тихвин, 14 октября. Раненых тогда погрузить так и не удалось, вражеская авиация при очередном налете на город вывела поезд из строя. Был уничтожен вагон-ледник, поврежден цейгхауз, загорелся вагон №14 и вагон-электростанция.

Когда бомбежка окончилась, выяснилось, что все стекла в поезде выбиты, многие вагоны серьезно повреждены; и состав отправили на ремонт в Вологду.

Осень 41-го дождаться нового поезда было нереально, потому персоналу ВСП-312 грозило расформирование по другим частям. Командой было принято решение сохранить и отремонтировать свои вагоны, а для того, чтобы ускорить работу - принять участие в ремонте. Ремонтировали круглосуточно - и меньше, чем через месяц поезд снова отправился в рейс.

ВСП-312 больше не посылали на передовую – он был слишком уязвимым, слишком дорогим, чтобы можно было им рисковать. В прифронтовую полосу стали ходить временные санитарные поезда – «летучки», состоящие из 4-5 вагонов, а постоянные, такие как ВСП-312, отвозили раненых в глубокий тыл.
В 1941 году поезд долго держали в Новгороде, и фельдшер Фаина Киселева, старшая медсестра Александра Евстигнеева и перевязочная медсестра Любовь Разумова отправились к начальству жаловаться: мы нужны на фронте, а вы нас держите в тылу! Однако девушек не отпустили, объяснив, что в поезде они принесут не меньшую пользу.
Постоянные военно-санитарные поезда, по сути своей, были перевозчиками – они доставляли раненых из полевых госпиталей на долечивание, в госпитали тыловые – на Север, на Урал и в Сибирь. Перед персоналом ставилась задача: по возможности, без потерь обеспечить перевозку раненых из одного медицинского учреждения в другое. В поездах не предполагалась первичная обработка ран, не проводились операции, не было условий для проведения восстанавливающего лечения. Врачебные осмотры, перевязки, инъекции, таблетки – вот, собственно, и все медицинское обслуживание, которое могли предложить раненому в поезде.

Потому квалифицированного медперсонала в поездах было немного: на 500 раненых приходилось два врача, один-два фельдшера, четыре-пять медсестер.

Но работы хватало всем, но, пожалуй, тяжелее всего приходилось санитаркам. Даже поднять тяжелораненого бойца на третий ярус вагона-кригера было проблемой – мужчин в поезде было мало, и основная нагрузка приходилась на девушек-сандружинниц
Из воспоминаний медсестры Александры Киселевой:

«На каждую медсестру приходилось по 165 раненых. В груженый рейс практически не спали. Каждое утро - обход врача, назначения, перевязки, кормление, поддержание чистоты в вагоне. Потом писали письма под диктовку раненых, читали им вслух».


Для того, чтобы обеспечить преемственность лечения, в поезде стал применяться принцип госпиталей – специализация. Каждый вагон был профилированный, палаты располагались одна за другой в зависимости от тяжести ранения. Уже при поступлении раненых распределяли согласно характеру ранения – так было удобнее проводить врачебный обход, назначать лечебные процедуры и даже организовывать питание.

Самым сложным, по словам Николая Даничева, было обеспечить в поезде непрерывность лечения – люди поступали из фронтовых госпиталей с уже начатым физиолечением, и его не хотелось прерывать.

Заместитель по АХЧ Иван Порохин, машинист электростанции Иван Кузнецов и электромонтер Ефим Наумов сконструировали аппараты для физиотерапии – светотепловые лампы синего света и соллюкс. Хотели начать гидролечение, но нигде не могли найти для него ёмкости. И вот на станции Перово доктор Дьячкова случайно увидела вмерзшие в лед ванны.... Одну поставили в прачечной, другую – в вентиляционном отделении вагона-аптеки. Эту ванну соединили трубами с паровыми баками, что позволило быстро набирать и нагревать ее. Помещение утеплили, провели свет – так получился физиотерапевтический уголок.

Здесь же был установлен комбинированный стерилизатор конструкции Порохина, с помощью которого обрабатывали инструменты, грели песок и лечебную грязь, плавили парафин и получали дистиллированную воду. Таким образом, раненым могли проводить самые разные физиотерапевтические процедуры.

В служебном купе вагона-аптеки оборудовали кабинет лечебной физкультуры.
По правилам все грязное белье и мягкий инвентарь после груженого рейса бригада поезда должна была сдавать на станциях в стирку и дезинфекцию. Но уже первые рейсы показали, что с этим дело обстоит неблагополучно. Зачастую в прачечную сдавалось крепкое и новое белье, а взамен выдавалось поношенное, иногда рваное, нестандартных размеров, оставляло желать лучшего и качество стирки в городских прачечных. Кроме того, в ожидании смены белья поезду приходилось стоять на станции по несколько дней. Поэтому команда ВСП-312 озаботилась созданием собственной прачечной. Ее устроили в багажном вагоне. Капитан Порохин сконструировал дезинфекционную камеру-бучильник (кипятильник), в которой за сутки можно было обработать до 1700 подушек и одеял или прокипятить 500 простыней. В прачечной были установлены бочки для замачивания, стеллажи для намыливания и ванна для полоскания. За перегородкой находилась запасная цистерна для воды на 2 тысячи литров. В летние месяцы помещение служило баней для команды (дезокамера нагревалась паром от котлов вагона-кухни).
Кроме того, поездные «кулибины» Порохин и Кузнецов сконструировали специальное приспособление для качественного отжима белья (с помощью него можно было отжать одновременно 100 простыней или 300 полотенец), и гладильный пресс производительностью 300 простыней в час.

Вся эта механизация позволяла существенно ускорить процесс стирки: одна санитарка могла выстирать до 100 кг белья в день. Качество выстиранного белья было отменным - простыни, наволочки и полотенца возвращались из прачечной белоснежными.
На станциях состав ВСП-312 старались ставить на первый путь – таким он был красивым и аккуратным.
Из воспоминаний сандружинницы Валентины Лиходкиной:

«Иван Алексеевич (Порохин) нам говорил: постарайтесь сделать так, чтобы бойцы почувствовали себя в родном доме.


Самым красивым был вагон-аптека, в котором находилась перевязочная: он задавал «тон» остальным вагонам. Никто не верил, что вагон побывал под бомбежкой. Чистота была такая, что раненые боялись войти в обуви.

В коридоре вагона-аптеки располагалась «выставка достижений» команды поезда – врученное в 1942 году знамя РЭП-95, отзывы посетителей, модели всех ноу-хау команды поезда – от картофелечистки до дезкамеры, выставка рукоделий.
Из воспоминаний Веры Пановой:

«Каждый день купе, как и весь вагон мыли сулемой. Ни раньше, ни позже я не жила в такой стерильной обстановке. Этой чистоте как нельзя лучше соответствовал общий дух поездного бытия: дух благопристойности. Я там не слышала крика, перебранки, разнузданных речей, все ходили занятые делом, полные достоинства. Друг к другу относились уважительно. Друзья мои, как это прекрасно, благородно и целебно... Тут я окончательно поняла: я буду писателем, потому что не могу им не быть; не могу не рассказать о жизненном подвиге этих людей».


Свою лепту в выздоровление раненых вносили работники вагона-кухни.

Каждый день во время груженого рейса готовилось не менее 5 диетических столов. В поезде порой находилось до 200 человек, нуждающихся в особой диете – челюстных и язвенных раненых, больных, страдающих почечными заболеваниями, диабетиков, ослабленных. Так как не всегда на станциях можно было достать белый хлеб, повара выпекали булочки. Чтобы в меню ввести больше овощей и при этом не давать дополнительную нагрузку на кухонных рабочих, неутомимый Иван Порохин придумал и сконструировал механическую и ручную картофелечистки.
Кроме того, команда поезда собственными силами старалась разнообразить рацион раненых. Так в поезде завели поросят. Руководство железной дороги поначалу эту идею восприняло в штыки, считая, что держать животных в санитарном поезде нельзя. Но поросят на свой страх и риск приобрели, взяв справку в ветеринарно-техническом надзоре о том, что в хозяйстве, где их купили, нет инфекции, и что животных можно перевозить в поезде.
За 2,5 года
команде удалось получить почти тонну свинины.

Весной 1943 года к начальнику поезда подошла медсестра Маруся Чащина: «Один раненый хочет луку и редиски, а другой просит вареное яйцо. Что делать?» Зелени и яиц в поезде не было, и взять их было негде - поезд третьи сутки шел выжженной степью. Решили организовать птичник и огород.

Николай Тарусов на крыше вагона-ледника сделал тесовые грядки длиной 16 метров, в которые установили ящики с землей. Высадили лук, салат и редиску. Растения регулярно поливали, и они быстро дали побеги. Вскоре в рационе раненых появилась свежая зелень, а больные шутили, что грядки на вагоне - лучшая маскировка.
В это же время завели кур и петуха - устроили под вагоном-аптекой в проволочных ящиках, с гнездами и кормушками. Сначала боялись, что куры не будут нестись на ходу, однако страхи оказались напрасными - за полтора года куры снесли больше 900 яиц

Из-за того, что поезд зависел от планов ремонтных участков, от наличия специалистов, в ВСП-312 начали производить текущий ремонт своими силами.

Во время порожних рейсов в поезде работали небольшие мастерские - столярная, жестяная, портняжная, сапожная. Шили гимнастерки, брюки, рукавицы для команды, ремонтировали обувь, изготавливали удобные шкафчики, полочки, всевозможные удобные приспособления.
Бинтов не хватало, потому их старались использовать повторно – до 43% перевязочного материала восстанавливали: стирали и стерилизовали.

Сахарницы, пепельницы и мокротособирательницы делали в поездной жестяной мастерской, из консервных банок. Сначала их делали для поезда, а потом и на продажу. Пепельницы, кружки, бидоны, ковши, ведра – все это сдавали в ОРСы на станциях. За три года в поездной мастерской изготовили 7000 жестяных изделий, заработав 26000 рублей. 60% от вырученных средств направили в фонд обороны.
Команда ВСП-312 старалась быть максимально полезной своей воюющей Родине.

Во время стоянок работники выходили в колхозы и совхозы – помогали теребить лен, убирать зерно, копать картошку. Оказывали помощь всем, кто в ней нуждался. На станции Галич помогали грузить торф, в Карабанове помогли отремонтировать биологическую станцию для текстильного комбината, в Костроме восстановили разрушенный водопровод.
Часть заработанных средства, направляли в помощь фронту. Например, в Соликамске купили 15 тонн соли: погрузили и отправили в блокадный Ленинград. В другой раз, во время длительной стоянки в лесу нарубили веток, сделали 1000 метелок, сдали в Вологде по 4 рубля, собранные деньги отправили на строительство санитарного самолета

За четыре года работниками поезда было собрано более 40 тысяч рублей деньгами и облигациями в фонд Красной Армии.
На маленьких полустанках и разъездах ходили бригадами по домам – доктор Дьячкова брала с собой медицинский чемоданчик, оказывала необходимую врачебную помощь жителям.
В поезде была организована агитбригада – девушки пели, плясали, читали стихи раненым. Во время стоянок самодеятельные артисты давали концерты на вокзалах и станциях, в колхозах и совхозах.
Руководство РЭП-95 высоко оценивало заслуги команды поезда
В 1942 году ВСП-312 был занесен на доску почета РЭП-95, а в октябре 1942 года коллектив был награжден переходящим Красным знаменем РЭП-95, которое так и осталось в поезде до его расформирования.

Одновременно с этим командование РЭП-95 попыталось найти журналиста, который мог бы описать опыт коллектива поезда. Первую брошюру о поезде написали А. Лисовин и начальник политотдела РЭП-95 В. Ширяевский в 1943 году.
Союз писателей по Пермской области направил в поезд корреспондента газеты «Гудок» Веру Панову.

Она прожила в ВСП-312 два месяца, за это время ею был написана рукопись под названием «ВПС-312 в борьбе за Родину». К счастью, поезд, та атмосфера, которая царила в нем, его замечательный коллектив, произвели на журналиста и писателя Веру Панову неизгладимое впечатление – одновременно с написанием текста брошюры, она начала писать художественную повесть. Книга «Спутники» вышла в свет в 1946 году, мгновенно став бестселлером. Ее автор был удостоен самой высокой награды – Сталинской премии.

Иван Порохин долгие годы, вплоть до самой смерти в 1977 году, бережно хранил документы, фотографии, альбомы, письма, воспоминания о поезде. Он, был организатором нескольких встреч работников поезда – в Ленинграде и в Вологде. Сейчас архив И. Порохина хранит его дочь – Людмила Ивановна Смирнова-Порохина.
Конечно же, мы помним о ВСП-312 благодаря прекрасному перу Веры Пановой. Повесть «Спутники» читал весь Советский Союз, ее переводили на иностранные языки, Панову засыпали письмами с вопросами о том, насколько правдиво все изложенное в произведении. В 1964 году по мотивам повести был снят художественный фильм «Поезд милосердия», в 1975 на экраны вышел телефильм «На всю оставшуюся жизнь».
О поезде помнят и там, где он формировался, - в Вологде
Во дворе дома по Некрасовскому переулку, где жил И.А.Порохин, была
открыта мемориальная доска; в сквере перед зданием областного
медицинского колледжа установили памятник военно-санитарному поезду №
312, а во дворе - привели в порядок березовую рощу, посаженную
ветеранами ВСП-312 в мае 1980 года. В 2016 году на Вологодском
вагоноремонтном заводе открыли вагон-музей военно-санитарного поезда.
В этом году на ВРЗ восстановили еще один санитарный вагон военных лет
– для Череповецкого музейного объединения. В составе экспозиции
«Эшелон» вагон-музей будет работать на вокзале в городе металлургов.
Самым главным достоянием ВСП-312 был его коллектив. За четыре военных года в составе команды поезда работало более 100 человек. Это были люди разного возраста, разных профессий, разных судеб.

Персонал военно-санитарных поездов во время войны не баловали наградами, и ВСП-312 не был исключением. Лишь начальник поезда, Николай Даничев был награжден медалью «За боевые заслуги». Одиннадцать человек, в том числе Иван Порохин, проводники Бывшев, Арапов, Ермаченко, вагонный мастер Синявин, машинист электростанции Кузнецов были удостоены высшей награды НКПС – знака «Почетному железнодорожнику», более 25 медсестер и санитаров награждены знаком «Отличник санитарной службы», еще несколько человек удостоены звания «Ударник сталинского призыва».
При написании текста брошюры были использованы документы из Военно-медицинского музея, Вологодского государственного историко-архивного и художественного музея, музея Вологодского вагоноремонтного завода, Вологодского медицинского колледжа, личного архива И.А.Порохина, а также материалы, найденные в открытом доступе в сети Интернет.

Публикация подготовлена по изданию:
Военно-санитарный поезд. Составитель Лилия Сенченко, ведущий специалист службы корпоративных коммуникаций СЖД.
Северный центр научно-технической информации и библиотек. г.Вологда, 2016 год

Made on
Tilda