Образование будущего: развиваем таланты и повышаем компетенции
Как в Воронежской области трансформируются школы, колледжи
и учреждения дополнительного образования
Образование будущего: развиваем таланты и повышаем компетенции
Как в Воронежской области трансформируются школы, колледжи и учреждения дополнительного образования
Каждый родитель мечтает, чтобы его ребенок вне зависимости от места жительства и социального положения получал знания в современных и комфортных условиях. При этих словах в голове возникает картинка не здания советских времен, которое изрядно поизносилось, с узкими коридорами и переполненными классами, а просторное новое помещение с умным зонированием, где наряду с учебными кабинетами есть место для отдыха и восстановления сил, установлена новая мебель и необходимое оборудование.

Воплотить мечты в реальность помогают национальные проекты. В Воронежской области в рамках нацпроекта «Образование», куратором и исполнителем которого является областной департамент образования, науки и молодежной политики, реализуется шесть региональных программ: «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Цифровая образовательная среда», «Молодые профессионалы», «Социальная активность» и «Поддержка семей, имеющих детей». Только в 2020 году общий объем финансирования составил 1 миллиард 47,2 миллиона рублей.

Как благодаря этим проектам трансформируются школы, колледжи и учреждения дополнительного образования - в нашем материале.
ТЕПЕРЬ ЗАВИДУЮТ НАМ!
- Когда мы вошли, было ощущение, что попали в какое-то космическое пространство. Раньше восхищались чужими современными школами, теперь у нас есть своя. Коллеги приезжают и делают комплименты: какое шикарное учебное заведение! - делится директор Яменской средней школы Сергей Огурцов.

Новое образовательное учреждение открылось в селе Рамонского района 1 сентября. Его возвели в рамках проекта «Современная школа». Стоимость составила чуть более 900 миллионов рублей.

- Прежнее здание было 1964 года постройки. Рассчитано на 170 мест, а детей училось свыше 500. Мы занимались в две смены. Представляете, какая была нагрузка? Сейчас у нас суперсовременная школа на 1100 мест, - продолжает Сергей Викторович.
Уникальное здание представляет собой шесть корпусов переменной этажности. Кроме того, помещение разделено на блоки: начальные классы, средние и старшие, а также общественно-административный блок. Здесь три спортивных зала (хотя раньше актовый и кабинет физкультуры были совмещенным), тренажерный зал, футбольное поле, беговые дорожки, площадки для подвижных игр, гимнастики, сдачи норм ГТО, толкания ядра.

Но и это еще не все. Дети могут заниматься хореографией и музыкой, участвовать в театральных постановках. Нынешний актовый зал вмещает до полутысячи человек. Есть сцена, репетиционное, костюмерное и артистическое помещения, а также отдельная кладовая для хранения декораций и музыкальных инструментов.
Уникальное здание представляет собой шесть корпусов переменной этажности. Кроме того, помещение разделено на блоки: начальные классы, средние и старшие, а также общественно-административный блок. Здесь три спортивных зала (хотя раньше актовый и кабинет физкультуры были совмещенным), тренажерный зал, футбольное поле, беговые дорожки, площадки для подвижных игр, гимнастики, сдачи норм ГТО, толкания ядра.

Но и это еще не все. Дети могут заниматься хореографией и музыкой, участвовать в театральных постановках. Нынешний актовый зал вмещает до полутысячи человек. Есть сцена, репетиционное, костюмерное и артистическое помещения, а также отдельная кладовая для хранения декораций и музыкальных инструментов.
Кроме того, в школе оборудованы теле-, фото- и видеостудии, звукорежиссерская, зал 3D-визуализации, лаборатории, конференц-зал, современная библиотека. На пришкольном участке с овощными, полевыми и плодово-ягодными культурами ребят научат аграрным тонкостям, а в мастерских - обработке металла и древесины.

- При запуске нового, конечно, приходится привыкать и отлаживать какие-то процессы. Было сложно укомплектоваться педагогами начальных классов: количество детей значительно увеличилось. Плюс новая техника и оборудование, на которые ушло под 20 миллионов. Педагогам пришлось переучиваться. Сейчас, уже спустя несколько месяцев, все привыкли. Я желаю, чтобы в каждом районе, у каждого директора была такая современная школа! - заявляет Сергей Огурцов.

По словам директора, только коронавирус мешает им развиваться в полной мере. Хотя у руководства много задумок не только по реализации основной учебной программы, но и по внеурочной деятельности.
ЯМЕНСКАЯ ШКОЛА В ЦИФРАХ
Стоимость - 906,4 млн рублей
Площадь - 21 тысяча кв. м.
Шесть корпусов переменной этажности
Вместимость - 1100 учеников
Столовая - 550 мест
Актовый зал - 498 мест
КВАДРОКОПТЕРЫ И ШЛЕМЫ ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ
К 2022 году в рамках нацпроекта «Образование» введут в эксплуатацию пристройку к зданию лицея Верхнего Мамона, а в самом Воронеже построят рекордный по вместительности образовательный центр на 2860 мест на Московском проспекте.

Кроме того, в рамках проекта «Современная школа» в нашей области в этом году открыли 42 «Точки роста». Их создают в сельских школах по всей России, чтобы ребята могли на самом современном оборудовании изучать «Технологию», «Информатику» и «ОБЖ», а также заниматься в различных кружках. Здесь ученики работают на новых компьютерах, 3D-принтерах, управляют квадрокоптерами, осваивают шлемы виртуальной реальности. Во время пандемии на базе «Точек роста» работали онлайн-лагеря, онлайн-кружки, удаленно проходили шахматные турниры.
К 2022 году в рамках нацпроекта «Образование» введут в эксплуатацию пристройку к зданию лицея Верхнего Мамона, а в самом Воронеже построят рекордный по вместительности образовательный центр на 2860 мест на Московском проспекте.

Кроме того, в рамках проекта «Современная школа» в нашей области в этом году открыли 42 «Точки роста». Их создают в сельских школах по всей России, чтобы ребята могли на самом современном оборудовании изучать «Технологию», «Информатику» и «ОБЖ», а также заниматься в различных кружках. Здесь ученики работают на новых компьютерах, 3D-принтерах, управляют квадрокоптерами, осваивают шлемы виртуальной реальности. Во время пандемии на базе «Точек роста» работали онлайн-лагеря, онлайн-кружки, удаленно проходили шахматные турниры.
Александр ГУСЕВ, губернатор Воронежской области:
«В регионе строится беспрецедентное количество соцобъектов. В прошлом году это девять школ и 24 детских сада. В этом - четыре школы и 14 детских садов и пристроек. Но количественный показатель не важен сам по себе: места, куда ходят наши дети, преобразились идеологически. В школах массово проводят интернет - и это точки притяжения ребят с улицы в пространства безопасности и развития. В детсадах создаются комнаты эмоциональной разгрузки, кабинеты робототехники - и мы получаем условия для гармоничного развития личности в возрасте с трех лет. Педагоги и воспитатели мотивированы хорошими стартовыми условиями и готовы переезжать в районы для обучения детей».
ПРОЕКТЫ НА МИЛЛИОН
В начале ноября завершился Всероссийский конкурс для школьников «Большая перемена». И сразу 13 воронежских ребят стали победителями. Шесть одиннадцатиклассников получили по одному миллиону рублей, а семь учеников девятых и десятых классов - по 200 тысяч.

Так, выпускница воронежского лицея № 1 Екатерина Кононыхина оказалась в числе лучших благодаря проекту по созданию собственной коллекции молодежной одежды.

- Я безумно рада, что смогла поучаствовать в «Большой перемене». У меня появилось много новых друзей из разных уголков России. Выигрыш хочу потратить, во-первых, на новый телефон с более хорошей камерой, чтобы начать вести собственный блог. Во-вторых, на ноутбук для учебы. А остальные деньги - на саморазвитие и обучение.
В начале ноября завершился Всероссийский конкурс для школьников «Большая перемена». И сразу 13 воронежских ребят стали победителями. Шесть одиннадцатиклассников получили по одному миллиону рублей, а семь учеников девятых и десятых классов - по 200 тысяч.

Так, выпускница воронежского лицея № 1 Екатерина Кононыхина оказалась в числе лучших благодаря проекту по созданию собственной коллекции молодежной одежды.

- Я безумно рада, что смогла поучаствовать в «Большой перемене». У меня появилось много новых друзей из разных уголков России. Выигрыш хочу потратить, во-первых, на новый телефон с более хорошей камерой, чтобы начать вести собственный блог. Во-вторых, на ноутбук для учебы. А остальные деньги - на саморазвитие и обучение.
Одиннадцатиклассница из Лискинской школы № 4 Лилия Калашникова заработала миллион с проектом «Искусство в кармане, или виртуальный музей в маленьких городах и селах с помощью дополненной реальности». А выпускник Воробьевской школы Владислав Рогозин придумал новый способ производства биотоплива и тоже оказался в числе лучших.

Победа воронежских школьников, безусловно, - заслуга самих ребят и их педагогов. Но важную роль в этом деле сыграл и образовательный центр «Орион», который выступил региональным оператором конкурса. Именно его сотрудники сопровождали участников с момента подачи заявки и до финала, оказывали методическую и организационную помощь.

Директор «Ориона» Наталия Голева признается, что с учетом коронавирусной обстановки и давления, которое эпидемия оказала на всех, процесс этот был очень волнительным. До последнего момента оставались опасения: а вдруг что-то сорвется или пойдет не так? Но взрослые сделали все возможное, чтобы дети не лишись шанса поучаствовать в таком конкурсе.
НЕТАЛАНТЛИВЫХ НЕ БЫВАЕТ
Региональный центр выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи «Орион» был создан 2 апреля 2019-го в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» нацпроекта «Образование». Наш регион получил федеральную субсидию в размере 211 миллионов рублей. Учредителем «Ориона» является департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области.

Инфраструктура центра очень обширна. Профильные смены по направлениям «Спорт», «Наука», «Искусство» проводятся на базе пансионата «Репное». Работа по тьюторскому сопровождению одаренных детей и повышению квалификации педагогов идет в административном здании Центра. Есть еще база отдыха «Смена» для проведения летних профильных смен и ядро «Наука». Последнее - предмет особой гордости.
- Ядро «Наука» - это уникальное пространство, где дети могут заниматься в лабораториях химии, физики, математики, астрономии, географии, краеведении и биологии. У ребят есть возможность создавать уникальные проекты, - продолжает Наталия Николаевна.

По словам директора, очень популярным стало направление биологии. Хотя педагоги сначала такого не ожидали.

- Школьникам очень интересно заниматься клонированием растений, рассматривать клетки под микроскопом или работать с макетами человека, изучать органы. Сейчас им, конечно, недостает занятий в лабораториях. Педагоги по видеосвязи показывают ребятам, в каком состоянии находится их растение, как оно выглядит. Несмотря на особенности дистанционного обучения, большинство детей все равно не теряют интерес к своему увлечению, - рассказывает Наталия Голева. - Заходишь в кабинет с компьютерами - и видишь, как на больших экранах движутся объекты. Оказывается, это воспитанники с помощью удаленного подключения занимаются. Наш педагог в это время переходит от компьютера к компьютеру, комментирует работу каждого и корректирует ее, если необходимо.
Благодаря высокотехнологичному оборудованию у «Ориона» не было сложностей при переходе на электронное обучение с применением дистанционных образовательных технологий. Центр разработал и собрал десятки программ разных уровней (от общего до углубленного), на участие в которой дети из любой точки области могли подать заявку. К слову, и без пандемии «Орион» практиковал очно-заочный режим занятий, чтобы поддерживать и помогать развиваться детям не только из Воронежа.

- Мы тесно сотрудничаем со многими ведущими вузами региона. Это большой плюс для ребят. Уже во время обучения в школе они могут познакомиться с потенциальным местом дальнейшей учебы, преподавателями, поучаствовать в олимпиадах и конкурсах университетов и заработать дополнительные балы для поступления, - рассказывает Наталия Николаевна. - Также мы планируем открыть «Школу выходного дня». Дети из районов будут приезжать в Воронеж в выходные и во время каникул, жить в общежитии и обучаться в центре. Все это будет оплачиваться за счет бюджетных средств, но отбор, конечно, окажется серьезным.

Когда «Школа выходного дня» примет первых учеников, будет зависеть от эпидобстановки. Сотрудники «Ориона» готовы приступить к работе уже сейчас.
ВСЕ БОЛЬШЕ НОВЫХ МЕСТ
Региональный центр «Орион» занимается не только допобразованием детей, как мы уже упомянули выше, - нередко он выступает в роли координатора реализации национальных проектов на территории нашей области другими учреждениями. Так, «Орион» курирует работу по созданию новых мест в организациях дополнительного образования. Если максимально упростить схему взаимодействия, то центр выясняет у районов, насколько они могут увеличить количество детей, вовлеченных в допобразование, а затем подает заявку на федеральное финансирование. В 2020 году благодаря средствам, выделенным по линии нацпроектов, в регионе создали практически четыре с половиной тысячи новых мест в организациях дополнительного образования.

Благодаря слаженной работе образовательных учреждений и координации регионального центра «Орион» срывов и невыполнения условий субсидирования, даже при наличии объективных сложностей, удалось избежать.
Региональный центр «Орион» занимается не только допобразованием детей, как мы уже упомянули выше, - нередко он выступает в роли координатора реализации национальных проектов на территории нашей области другими учреждениями. Так, «Орион» курирует работу по созданию новых мест в организациях дополнительного образования. Если максимально упростить схему взаимодействия, то центр выясняет у районов, насколько они могут увеличить количество детей, вовлеченных в допобразование, а затем подает заявку на федеральное финансирование. В 2020 году благодаря средствам, выделенным по линии нацпроектов, в регионе создали практически четыре с половиной тысячи новых мест в организациях дополнительного образования.

Благодаря слаженной работе образовательных учреждений и координации регионального центра «Орион» срывов и невыполнения условий субсидирования, даже при наличии объективных сложностей, удалось избежать.
ПО САМЫМ ВЫСОКИМ СТАНДАРТАМ
Охватывает нацпроект «Образование» и средне-профессиональное звено. В рамках регионального проекта «Молодые профессионалы» четыре колледжа получили гранты общей суммой почти в 217 миллионов рублей. На эти средства в учебных заведениях Боброва, Борисоглебска, Лисок и Россоши в конце октября открылось по пять мастерских по стандартам WorldSkills. Все они оснащены современным оборудованием. К слову, проведение конкурса WorldSkills в регионе также курирует региональный департамент образования, науки и молодежной политики.

В Россошанском химико-механическом техникуме создали кабинеты строительного профиля. Здесь студенты могут освоить такие специальности, как «Облицовка плиткой», «Сантехника и отопление», «Кирпичная кладка», «Сухое строительство и штукатурные работы», «Малярные и декоративные работы».
- Стенды в помещении полностью имитируют комнату. Здесь не только валики и кисточки. Дети работают на современном оборудовании с современными материалами. Наши ребята не раз побеждали в региональных чемпионатах WorldSkills. С новым оборудованием возможностей станет еще больше, и можно будет участвовать в национальных чемпионатах, - рассказала директор учебного заведения Александра Кравченко.

В Борисоглебском техникуме промышленных и информационных технологий все мастерские с IT-профиля: «Программные решения для бизнеса», «Веб-дизайн и разработка», «Сетевое и системное администрирование», «IТ-решения для бизнеса на платформе «1С: Предприятие 8», «Разработка мобильных приложений».
Сотрудники учебного заведения уверены: их студенты смогут работать не только на малых предприятиях, но и в крупных фирмах - программистами, консультантами или аналитиками.

Бобровский аграрно-индустриальный колледж и Лискинский аграрно-технологический техникум открыли мастерские сельскохозяйственного профиля.

Директор бобровского колледжа Николай Сорокин особенно гордится направлением «Сити-фермерство». В основе лежит возможность выращивать овощи и зелень круглогодично в городских условиях.
Сотрудники учебного заведения уверены: их студенты смогут работать не только на малых предприятиях, но и в крупных фирмах - программистами, консультантами или аналитиками.

Бобровский аграрно-индустриальный колледж и Лискинский аграрно-технологический техникум открыли мастерские сельскохозяйственного профиля.

Директор бобровского колледжа Николай Сорокин особенно гордится направлением «Сити-фермерство». В основе лежит возможность выращивать овощи и зелень круглогодично в городских условиях.
В рамках программы «Сельскохозяйственные биотехнологии» ребята учатся микроклональному размножению растений - наиболее эффективному методу получения здоровых саженцев или семян.

А в Лисках для компетенции «Эксплуатация сельскохозяйственных машин» закупили комбайн, экскаватор, три трактора БТЗ серии 240, а также диагностическое оборудование, инструменты и стенд для гидравлических испытаний.

- Помимо студентов, обучающихся на этом направлении и на агрономическом, в мастерской смогут повышать компетенцию и сотрудники местных сельхозпредприятий. У нас можно будет получить водительские права тракториста-машиниста первого класса, - пояснил директор техникума Александр Гайдай.
ТЕКСТ: Анна ГРЕБЕНКИНА
ФОТО: Пресс-служба правительства Воронежской области, предоставлено региональным центром «Орион».
ДИЗАЙН И ВЕРСТКА: Сергей ДАНИЕЛЯН
Made on
Tilda