Эра Глонасс: все что необходимо знать о системе

Система ЭРА-ГЛОНАСС работает в России уже несколько лет. «Комсомолка» разобралась, ждут ли автомобилистов дополнительные траты с развитием системы и проверила слухи, связанные с ее работой
Эра Глонасс: все что необходимо знать о системе
Эра Глонасс все что необходимо знать о системе. Фото: globallookpress.com

Систему ЭРА-ГЛОНАСС придумали в 2009 году, а спустя шесть лет покрыли ей всю страну. С 1 января 2017 года вступило в силу требование об обязательном оснащении устройствами вызова экстренных оперативных служб (УВЭОС), подключенными к системе «ЭРА-ГЛОНАСС», всех транспортных средств, выпускаемых в обращение или ввезенных в Российскую Федерацию.

Вроде бы уже давно живем с этой системой, а вопросы время от времени у автовладельцев появляются.

Кто-то впервые за долгое время покупает новый автомобиль и видит непривычную кнопку. Кто-то думает, что автосалон пытается навязать дополнительные услуги. А еще в сети периодически всплывают страшилки, мол, владельцам всех-всех машин в России — от «Запорожца» и раритетного «Роллс-Ройса» до премиальных «Мазератти» и «Майбахов», выпущенных до эры Глонасс, предстоит переоборудовать авто под новую кнопку.

Как работает система

В машине стоит  устройство, в нем есть сим-чип, который принимает сигнал от четырех мобильных операторов. Если какой-то из операторов не работает, он подключается к другому. Это позволяет быть на связи там, где не справляется ваш смартфон.

Когда водитель нажимает на кнопку помощи (чаще всего она обозначена аббревиатурой SOS), в течение 20 секунд с ним через громкую связь в авто связывается диспетчер. Специалист уже видит, где находится автомобиль.

Человек говорит, что у него произошло. После этого информация передается в местные экстренные службы. Услуга бесплатна для пользователей.

Сегодня в 75 регионах станы обеспечена интеграция Систем-112 с ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС», что способствует повышению скорости передачи в экстренные службы информации о происшествиях на дорогах. Благодаря автоматизированному взаимодействию существенно увеличиваются шансы сохранить жизнь и здоровье пострадавшим. В остальных регионах экстренные вызовы из «ЭРА-ГЛОНАСС» пока направляются в дежурные части территориальных органов МВД России.

В интернете водители жалуются, что кнопка ЭРА-ГЛОНАСС не всегда работает.

— Бывает система помощи барахлит на Дальнем Востоке. Там технику ставят на японские машины с пробегом. Когда кнопка изначально стоит на новом автомобиле, с ней нет проблем. Все протестировано. А вот неродные для авто устройства могут давать сбои.

Отметим, что ЭРА-ГЛОНАСС может работать в тех странах, где есть аналогичные национальные системы вызова экстренных оперативных служб.

Правила установки

Самому ставить в машине комплекс экстренной связи надо только в одном случае: если владелец авто лично растамаживает транспорт. Решили вы пригнать Toyota из Японии или BMW из Германии — извольте все оформить. Иначе невозможно будет получить ПТС — паспорт технического средства.

В подержанных машинах, которые уже продаются в России, самому ничего ставить не надо. Другое дело, что, если вы захотите поставить новую систему, никто вам это не запретит.

Самостоятельная установка системы ЭРА-ГЛОНАСС стоит не дешево:
— 1000 рублей надо отдать за идентификацию в системе.
— 21 000 — 50 000 рублей возьмут за установку самого устройства.

Продавать устройство вызова экстренных оперативных служб имеют право только авторизованные компании. Перед покупкой стоит проверить лицензию магазина на право продавать это оборудование. Обновляемый список партнеров по установке кнопки SOS можно найти на сайте. (1)

Все грузовики, которые транспортируют опасные грузы и пассажирские автобусы в России должны быть оборудованы системой Глонасс до 1 сентября 2027 года.

Проблемы с системой ЭРА-ГЛОНАСС в России

В середине 2021 года часть автозаводов не смогли оборудовать новые машины системой ЭРА-ГЛОНАСС. Все потому, что в мире разразился кризис полупроводников — не хватает важной детали, для функционирования приборов. Но конвейеры останавливать в сложное время не хотели. Поэтому решили выпускать машины без ЭРЫ-ГЛОНАСС, но до 30 июня 2022 года, если вы купили такую машину, производитель должен прислать вам уведомление о необходимости посетить сервисный центр для установки SOS-оборудования.

Льготы для праворуких машин на установку ЭРА-ГЛОНАСС

Они касается жителей Дальнего Востока (ДФО). Им можно растаможить ввезенные из-за рубежа (Японии) праворульные машины без установки ЭРА-ГЛОНАСС до 3 декабря 2022 года.

Важно: льгота действует только для авто, которые предназначены для личного использования. То есть машины такси и коммерческий транспорт оборудовать нужно обязательно. Мораторий на установку системы дали из-за того, что в ДФО система пока работает нестабильно, есть перебои со связью.

Популярные вопросы и ответы

На вопросы «Комсомолке» ответили в пресс-службе АО «ГЛОНАСС» — компании, которая является единым оператором системы «ЭРА-ГЛОНАСС» в России.

Придется ли водителям в обязательном порядке ставить на свои старые машины аварийные кнопки ЭРА-ГЛОНАСС?
С этой страшилкой все просто: нет, никому ничего в 2022 году на свои машины ставить не нужно. Никаких штрафов за неустановку ГЛОНАСС нет. Единственное исключение: систему необходимо устанавливать самому, если владелец авто лично растамаживает автомобиль. Но это правило действует уже с 1 января 2017 года.

Все новые машины, производимые в России, должны быть оснащены кнопками ЭРА-ГЛОНАСС?

С 1 января 2017 года вступило в силу требование об обязательном оснащении устройствами вызова экстренных оперативных служб (УВЭОС), подключенными к системе «ЭРА-ГЛОНАСС», всех транспортных средств, выпускаемых в обращение или ввезенных в Российскую Федерацию.

Должен ли водитель использовать кнопку ЭРА-ГЛОНАСС при любом ДТП (если такая кнопка есть хоть в одной машине, попавшей в аварию)?

Вызов в контакт-центр системы «ЭРА-ГЛОНАСС» может быть отправлен в ручном режиме (если водитель или пассажиры нажмут на кнопку SOS в автомобиле) или же автоматически — при серьезном ДТП, сильном ударе или перевороте транспортного средства. В обоих случаях устройство выходит из «спящего режима» и совершает экстренный вызов в ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС» через одну из доступных в месте ДТП сотовых сетей, обеспечивающую в данном месте наилучший сигнал. После срабатывания устройство вызова еще час остается активно для того, чтобы экстренные службы могли связаться и уточнить необходимую информацию.

Навигационная система помогает зафиксировать все обстоятельства происшествия. Блок ЭРА-ГЛОНАСС автоматически записывает координаты, направление и скорость движения машины в момент аварии, с какой силой произошло столкновение. Эти данные могут помочь в ГИБДД или в суде при разборе происшествия, если возникнет спор.

Так что водителям, у которых аварийная кнопка уже есть, имеет смысл ее все же использовать.

Источники

  1. Перечень мастерских, задекларировавших соответствия квалификации по выполнению работ, связанных с установкой аппаратуры вызова экстренных оперативных служб и осуществлением тестового вызова в Государственную автоматизированную информационную систему «ЭРА-ГЛОНАСС» (за исключением устройств и систем вызова экстренных оперативных служб, установленных штатно производителями при сборке транспортных средств на конвейере). URL: https://aoglonass.ru/files/perechen_ustanovochnyh_masterskih.pdf