15 лучших электромобилей для России в 2022 году

Электромобили все чаще встречаются на улицах российских городов. Это очередная игрушка или веяние времени? Редакция предлагает читателям свое видение российского рынка электромобилей
15 лучших электромобилей для России в 2022 году
Лучшие электромобили для России. Фото: shutterstock.com

Новая эпоха прибавила и новую угрозу для человечества — изменение климата. Немалую долю в потепление вносят двигатели внутреннего сгорания и массовое внедрение электромобилей должно резко снизить вред, который наносят атмосфере Земли выхлопные газы.

Рынок стремительно растет, его сдерживает только недостаточно развитая инфраструктура зарядных терминалов. Но положение меняется к лучшему, в крупных городах они уже стоят на всех заправках. В Москве и Санкт-Петербурге владельцы электромобилей пользуются некоторыми привилегиями, например бесплатной парковкой. Технический прогресс не остановить, тем более, что речь идет о ликвидации угрозы человечеству.

Рейтинг лучших электромобилей для России в 2022 году

Редакция изучила предложения на рынке, обсудила их с приглашенным экспертом. Предлагаем читателям результаты своей работы.

1. Volkswagen ID.3

Концерн долго решался на выпуск первого электрокара в своей линейке моделей. И вот перед нами достойный представитель семейства «народных автомобилей. У него футуристичный дизайн, оснащение новейшими гаджетами и весьма достойные характеристики.

Технические параметры:

Емкость аккумулятора 77 кВт*час
Запас хода 550 км
Мощность двигателя 204 л.с. (152 кВт)
Крутящий момент 310 Нм
Максимальная скорость 160 км/ч
Разгон до 100 км/ч за 7,3 секунды

2. Hyundai Kona Electric

Само название данной модели намекает на то, что она интересна не только для шопинга и легких прогулок. Ведь Кона это курорт на Гавайях, где тусуются фанаты экстремального серфинга на крутом океанском прибое. Элегантный дизайн и южнокорейское качество изготовления весьма привлекательны.

Технические параметры:

Емкость аккумулятора 67 кВт*час
Запас хода 484 км
Мощность двигателя 204 л.с. (152 кВт)
Крутящий момент 395 Нм
Максимальная скорость 167 км/ч
Разгон до 100 км/ч за 7,9 секунды

3. Nissan Ariya

Электрокроссовер со спортивным уклоном предлагается в пяти вариантах комплектации. Возможен один или два двигателя, разная емкость батареи, оформление интерьера. Электрокар издалека заметен благодаря футуристичному экстерьеру.

Технические параметры:

Емкость аккумулятора 63 или 87 кВт*ч
Запас хода 360-500 км
Мощность двигателя 218-242 л.с. (162-180 кВт)
Крутящий момент 300 Нм
Максимальная скорость 167 км/ч
Разгон до 100 км/ч за 7,9 секунды

4. Audi E-tron

Электроседан выполнен на платформе MEB от концерна Volkswagen. Сохранив ее преимущества, модель получила характерные для Audi комфорт и повышенную безопасность. Впечатляют его просторный салон и прекрасная отделка интерьера.

Технические параметры:

Емкость аккумулятора 95 кВт*час
Запас хода 365 км
Мощность двигателя 408 л.с. (304 кВт)
Крутящий момент 664 Нм
Максимальная скорость 160 км/ч
Разгон до 100 км/ч за 9 секунд

5. Tesla Model 3

Самая доступная по цене модель знаменитого бренда стала практически эталоном, с которым сравнивают все электромобили. В новой версии Plus несколько изменился дизайн экстерьера, исчезли хромированные элементы, зато добавился электропривод крышки багажника.

Технические параметры:

Емкость аккумулятора 65 кВт*час
Запас хода 430 км
Мощность двигателя 258 л.с. (192 кВт)
Крутящий момент 660 Нм
Максимальная скорость 225 км/ч
Разгон до 100 км/ч за 5,6 секунд

6. Renault Zoe

Компактный элегантный электромобиль прекрасно чувствует себя в городской среде. Да, он не может похвастаться высокой скоростью и быстрым разгоном, но на забитых улицах с вечными пробками они не так уж и необходимы. Но салон комфортен, приборная панель выполнена в виде цветных планшетов, медиасистема высококачественная.

Технические параметры:

Емкость аккумулятора 52 кВт*час
Запас хода 395 км
Мощность двигателя 108 л.с. (80 кВт)
Крутящий момент 225 Нм
Максимальная скорость 135 км/ч
Разгон до 100 км/ч за 11,4 секунды

7.  Nissan Leaf

Пятидверный хэтчбек с передним приводом принадлежит к числу популярнейших электромобилей в мире. Его агрессивный дизайн, высокие технологии в каждом элементе конструкции, тщательно обдуманный интерьер явно ориентированы на жителей современных мегаполисов.

Технические параметры:

Емкость аккумулятора 62 кВт*час
Запас хода 385 км
Мощность двигателя 150 л.с. (110 кВт)
Крутящий момент 320 Нм
Максимальная скорость 157 км/ч
Разгон до 100 км/ч за 7,3 секунды

8. Peugeot e-208

Компактный  хэтчбек  с отличной управляемостью и высокой безопасностью. Внешне электромобиль практически не отличается от моделей того же бренда с ДВС. В «начинке», разумеется, преобладает электроника высокого уровня. Управление, в том числе и запуск двигателя, интегрировано со смартфоном через особое приложение. Изюминка интерьера — 3D цифровая приборная панель.

Технические параметры:

Емкость аккумулятора 50 кВт*час
Запас хода 340 км
Мощность двигателя 135 л.с. (100 кВт)
Крутящий момент 260 Нм
Максимальная скорость 150 км/ч
Разгон до 100 км/ч за 8,1 секунды

9. Volvo XC40 Recharge

Впечатляющие характеристики шведского внедорожника выдвигают его на ведущие позиции в мировых рейтингах. Полный привод обеспечивают два электродвигателя на передней и задней оси. И обеспечивает характерную для бренда безопасность высокого уровня.

Технические параметры:

Емкость аккумулятора 78 кВт*час
Запас хода 425 км
Мощность двигателя 408 л.с. (300 кВт)
Максимальная скорость 180 км/ч
Разгон до 100 км/ч за 4,9 секунды

10.  BMW iX3

Характерный агрессивный экстерьер с двумя радиаторными решетками с первого взгляда выдает принадлежность электрокроссовера к семейству BMW. Конструкторы не стали разрабатывать его «с нуля», а просто электрофицировали популярную модель X3. И сохранили, при этом, все ее достоинства.

Технические параметры:

Емкость аккумулятора 80 кВт*час
Запас хода 440 км
Мощность двигателя 286 л.с. (210 кВт)
Максимальная скорость 200 км/ч
Разгон до 100 км/ч за 6,8 секунды

11.  Mercedes EQC

Компания Mercedes-Benz приступила к выпуску новой модификации своего электрокроссовера. И устранила главный недостаток базовой модели — долгую зарядку. Теперь электрокар оснащен бортовым зарядным устройством мощностью 11 кВт. При подключении к трехфазной сети для зарядки необходимо 7,5 часов. Можно также заряжаться от терминала быстрой зарядки постоянным током мощностью 110 кВт.

Технические параметры:

Емкость аккумулятора 85 кВт*час
Запас хода 415 км
Мощность двигателя 408 л.с. (305 кВт)
Максимальная скорость 180 км/ч
Разгон до 100 км/ч за 5,1 секунды

12.  Jaguar I-Pace

Полноприводный электрокроссовер сохранил характерный для бренда спортивный силуэт. Он прекрасно управляется и оснащен современной и удобной медиасистемой. Крыша может быть прозрачной. Салон оснащен улучшенной системой звукоизоляции, кондиционер — ионатором воздуха. Система управления интегрирована со смартфоном, водителю помогает навигатор нового поколения.

Технические параметры:

Емкость аккумулятора 90 кВт*час
Запас хода 470 км
Мощность двигателя 400 л.с. (298 кВт)
Максимальная скорость 200 км/ч
Разгон до 100 км/ч за 4,8 секунды

13.  Porsche Taycan

Самый быстрый электроавтомобиль в мире оснащен аккумуляторной батареей на 800 В, у машин других брендов этот показатель обычно не больше 400 В. Вследствие чего заправка от терминала быстрой зарядки сократилась до 22 минут. Полный привод оснащен системой подруливания задними колесами, повышающей управляемость на большой скорости. Адаптивная пневмоподвеска автоматически компенсирует крен на поворотах.

Технические параметры:

Емкость аккумулятора 93,4 кВт*час
Запас хода 463 км
Мощность двигателя 761 л.с. (560 кВт)
Максимальная скорость 250 км/ч
Разгон до 100 км/ч за 2,8 секунды

14.  Lexus RX 450h

Гибридный внедорожник оснащен бензиновым ДВС объемом 3,5 л и тремя электродвигателями. Грамотное распределение нагрузки позволяет достигнуть весьма экономичного расхода топлива 6 л на 100 км. Быстрый старт дают электродвигатели, переход на ДВС практически незаметен водителю. Подвеска мягкая, электрокар отлично держит курс и легко управляется.

Технические параметры:

Емкость аккумулятора 18,4 кВт*час
Запас хода 463 км
Мощность ДВС 308 л.с. (230 кВт)
Суммарная мощность электродвигателей 173 л.с. (129 кВт)
Максимальная скорость 200 км/ч
Разгон до 100 км/ч за 7,7 секунды

15. Hyundai Ioniq Hybrid

Переднеприводной 5-дверный гибридный хэтчбек корейского бренда отличается высоким качеством сборки, экономичностью и прекрасным дизайном экстерьера и интерьера. Тип привода выбирается автоматически в зависимости от конкретной дорожной ситуации для достижения максимальной энергоэффективности. ДВС потребление всего 3,4 л бензина на 100 км. Безопасность движения обеспечивает круиз-контроль, системой обнаружения препятствий в слепой зоне и экстренным торможением.

Технические параметры:

Емкость аккумулятора 1,56 кВт*час
Запас хода 463 км
Мощность ДВС 105 л.с. (105 кВт)
Суммарная мощность электродвигателей 43,5 л.с. (32 кВт)
Максимальная скорость 185 км/ч
Разгон до 100 км/ч за 9,6 секунды

Таблица цен электромобилей и гибридов

Марка электромобиляЦена, руб*
Volkswagen ID.32 930 000
Hyundai Kona Electric2 920 000
Nissan Ariya3 500 000
Audi E-tron6 015 000
Tesla Model 33 390 000
Renault Zoe2 630 000
Nissan Leaf2 230 000
Peugeot e-2083 508 000
Volvo XC40 Recharge5 770 000
BMW iX35 550 000
Mercedes EQC7 200 000
Jaguar I-Pace6 411 000
Porsche Taycan7 995 000
Lexus RX 450h6 396 000
Hyundai Ioniq Hybrid1 175 000
*Цены действительны на момент публикации

Как правильно выбрать электромобиль

Выбирать электромобиль необходимо исходя из собственных конкретных потребностей. Для поездок по городу с работы и на работу, плюс шопинг, достаточно Nissan Leaf, для дальних поездок нужны Audi E-tron или Jaguar I-Pace. Но есть особенности эксплуатации, а конкретно — проблема зарядки.

 Зарядных терминалов в России критически мало, зарядка от домашней розетки возможна только если электрокар стоит в гараже или хотя бы во дворе своего дома. При этом процесс зарядки длится 8-10 часов. Установка зарядной станции даже в собственном гараже требует подключения к трехфазной сети, а это разрешено не везде. Лучший вариант — наличие зарядного терминала на парковке. Все чаще руководители компаний и владельцы ТРЦ разрешают бесплатно заправляться электромобилям на фирменной парковке. Эти факты необходимо проверять заранее. Более подробно освещает вопросы выбора наши эксперты.

Популярные вопросы и ответы

На многочисленные вопросы читателей отвечает эксперт Роман Тимашов, директор по сервису АВТОDOM Алтуфьево и Сергей Власов, эксперт Банкавто, маркетплейса по покупке и продаже автомобилей.

Что лучше для России: электромобиль или гибрид?
Современная автомобильная индустрия переживает глубокую трансформацию, связанную с постепенным отказом от классических ДВС. Мировые автопроизводители делают ставку на электромобили и гибридные авто, количество которых на дорогах неуклонно растет. Необходимо отметить, что многие россияне положительно относятся к электрокарам, однако их приобретение по-прежнему сдерживается из-за недостаточной осведомленности потребителей об особенностях эксплуатации электромобилей в России.

Ключевым преимуществом «гибридов» служит возможность оперативного переключения с ДВС на силовую установку, работающую от электроэнергии.

Эта опция особенно актуальна при возникновении дорожных заторов в мегаполисах, когда из-за длительного нахождения автомобиля в режиме «старт-стоп» значительно увеличивается расход топлива. Наличие ДВС, в свою очередь, позволяет эффективно эксплуатировать гибридные авто в условиях традиционных для России низких температур, а также во время продолжительных поездок за пределы городской черты.
Какой запас хода у электромобилей?
Электрокары также обладают несколькими свойствами, важными в российских условиях. Во-первых, запас хода электромобиля в зависимости от модели может достигать 600 километров, которых достаточно для путешествия в соседние регионы. Показатели батареи гибридного автомобиля выглядят скромнее — 150-200 километров. Во-вторых, владельцы электрокаров пользуются определенными льготами, такими как освобождение от уплаты транспортного налога, право на бесплатную парковку и пользование зарядной инфраструктурой. В свою очередь, на владельцев «гибридов» не распространяются эти преференции. С конструктивной точки зрения электромобили превосходят гибридные авто — так, электрокары разгоняются до 100 км/ч быстрее «гибридов» за счет более высоких динамических характеристик, не выбрасывают в атмосферу углекислый газ и обеспечивают акустический комфорт.
 
Следовательно, в ближайшей перспективе за счет осуществления программ по поддержке электротранспорта, включающих в себя в том числе, увеличение числа зарядных станций, и расширения модельного ряда электрокаров, представленных на российском авторынке, электромобили будут завоевывать все большую популярность по сравнению с гибридными автомобилями, которые сохранят свое присутствие в качестве сугубо нишевого продукта.
Каковы тенденции развития рынка электромобилей в России на ближайшие 1-2 года?
В нашей стране отсутствие популярности электрокаров объясняется высокой стоимостью и недостатком должной инфраструктуры для их подзарядки. Первый вопрос уже практически решен: в 2021 году наряду с премиальными моделями электрокаров, таких как Audi RS GT и кроссовер Q4, BMW i4, Hummer от General Motors Company, Jaguar XJ, а также китайский кроссовер Byton M-Byte появятся и бюджетные: электрический купе-кроссовер Citroen e-C4, Dacia Spring. Китайские электрокары, являясь, одними из самых доступных, не могут попасть на российский рынок из-за несоответствия стандартам безопасности или экологии. 

Со второй проблемой пока ситуация по-прежнему сложная: на сегодняшний день в России не более 165 зарядных станций, большая часть которых расположена в столицах. Однако за три ближайших года Правительство РФ планирует выделить 31,3 млрд рублей на организацию разветвленной заправочной сети из расчета одна станция на десять электромобилей в населенных пунктах или на 100 км на федеральных автодорогах и субсидии владельцам электрокаров. Это позволит к 2022 году увеличить долю электрокаров в транспортном парке легковых автомобилей до 1,7% — более 30 тысяч.

В скором времени электрокары будут дешеветь за счет снижения стоимости их производства при помощи новых разработок в изготовлении АКБ для них. Поэтому, стоит дождаться снижения цен, а также субсидий для владельцев электромобилей, разветвленной сети зарядных средств для них, и тогда уже выбирать свой экологически чистый транспорт. Пока приобретение электрокара экономически невыгодно.
 
Сегодня в контексте общих продаж растущий рынок электромобилей складывается из доступного импорта. В 2020 году на всю Россию пришлось 6 тысяч проданных электрокаров, из которых 5,3 тысячи — с пробегом. За 10 месяцев 2021 года было продано всего 845 новых электромобилей. С какими результатами закроется 2022 год, в котором не будет нулевой пошлины и, скорее всего, локализованных электрокаров, — большой вопрос.
 
Развитие электротранспорта должно начинаться со стимулирования спроса и существенной мотивации покупки электромобилей. 

Стоимость электрокаров необходимо сравнять с ценами на машины с двигателем внутреннего сгорания, тогда у потенциальных покупателей будет мотивация приобретать электромобили с прицелом на экономию топлива. К сожалению, ожидаемое подорожание электрокаров и сложности с получением скидки в 25% увеличивают ценовой разрыв с бензиновыми автомобилями.
А вы бы купили себе электромобиль? Поделитесь в комментариях: