Подбор эндуро-мотоцикла — задача со многими неизвестными. Рынок предлагает десятки моделей, отличающихся двигателями, подвесками, весом и назначением. Главные козыри таких транспортных средств — выносливость, хорошая управляемость на бездорожье и способность доставить вас практически куда угодно.
Что такое мотоцикл эндуро
Мотоциклы эндуро — это тип мотоциклов, предназначенных для езды по бездорожью разной степени сложности, а также для участия в гонках по пересечённой местности.
Само слово «эндуро» происходит от латинского слова «indurare» («затвердевать», «укрепляться»). В английском языке глагол «to endure» означает «терпеть», «выдерживать».
Эндуро — одна из разновидностей внедорожных мотоциклов, возникшая и эволюционировавшая из такого исторического класса, как скрэмблеры. Более полувека назад последние считались бескомпромиссными покорителями бездорожья, а сегодня в лучшем случае смотрятся как обычные дорожные модели с увеличенным клиренсом, установленным повыше глушителем и спицованными колесами.
Современные же эндуро действительно впечатляют внедорожными способностями и под управлением опытного райдера способны чуть ли не на антигравитационные маневры.
В рейтинге мы будем придерживаться наиболее объективного критерия, а именно величины рабочего объема двигателя. Также рассмотрим лучшие китайские эндуро, поскольку этот сегмент внедорожной мототехники сегодня пользуется повышенным спросом — и не только из-за сравнительно доступной стоимости моделей, но и из-за неизменно растущего качества мотоциклов Made in China.
В материале собраны лучшие эндуро-мотоциклы по мнению редакции проекта «Выбор экспертов». Статья носит рекомендательный характер и не является руководством к покупке и иным действиям. Рекомендуем проверять информацию на официальных сайтах производителей.
Рейтинг топ-4 лучших эндуро-мотоциклов на 250 кубов
Рейтинг составлен на основе мнения редакции КП. Рекомендации и дополнения по рейтингу вы можете отправить на почту expert@kp.ru. Для обсуждения вопросов рекламного сотрудничества звоните по телефону +7 (495) 637-65-16 (по будням с 9:00 до 18:00).
Оптимальный выбор для начинающих райдеров, хотя малая кубатура не всегда означает малую цену. Тем не менее именно с подобных моделей лучше всего начинать свое знакомство с классом эндуро.
HUSQVARNA FE 250
Один из лучших 250-кубовых 4-тактных спортивных эндуро в мире. Марка Husqvarna Motorcycles принадлежит концерну KTM AG. Этот известный производитель внедорожных мотоциклов имеет 70-летнюю историю выпуска первоклассных и успешных в спорте моделей. Конструктивно эндуро шведского и австрийского брендов почти идентичны, и потому технически FE 250 на 80% повторяет решения, использованные в KTM 250 EXC-F.
А чтобы минимизировать внутреннюю конкуренцию моделей разных брендов в рамках одного концерна, мотоциклы Husqvarna традиционно предлагаются в более богатой комплектации и с некоторыми уникальными особенностями. Так что к прекрасным, полностью регулируемым подвескам WP, мощному 250-кубовому 4-тактному двигателю, прочной и легкой раме из хром-молибденового сплава добавляется, например, уникальный композитный задний подрамник, на 60% выполненный из полиамида.
Прибавим к этому продвинутую электронику, вроде квикшифтера (позволяющего переключать передачи со 2-й до 6-й без выжима сцепления), клавиши смены карт двигателя и даже трекшн-контроля — и получим настоящий hi-tech снаряд мира спортивного эндуро!
Основные характеристики
Колесная база | 1482 мм |
Высота по седлу | 970 мм |
Дорожный просвет | 356 мм |
Масса | 108 кг |
Объем двигателя | 248 см3 |
Мощность двигателя | 40 л.с. |
Коробка передач | 6-ступенчатая |
Максимальная скорость | н.д |
Цена | от 1 220 000 рублей |
YAMAHA SEROW 250
Единственный байк в нашем списке в своей категории, который не получится купить новым. Только с пробегом. Причина в том, что модель Serow не поставляется ни на российский, ни на европейский рынки, но до сих пор продается в США и самой Японии. Впрочем, о ее живучести и долговечности слагают легенды, так что даже 20-летние Serow 250 (производство которых началось в 2005 году) по-прежнему неплохо торгуются у нас на «вторичке».
В свое время модель пришла на смену Serow 225. За основу взяли раму от другого эндуро «Ямахи» — XG250 Tricker, объем двигателя увеличили с 223 см3 до 249 см3, количество передач в КПП, наоборот, снизили — с шести до пяти. Все ради надежности!
Во втором поколении модели, производство которой началось в 2008 году, добавился инжектор, катализатор, настройки двигателя подкорректировали в угоду большего крутящего момента на низких оборотах. Но основной упор всегда был на качество и долговечность конструкции, легкость и комфорт в управлении, высокую проходимость.
«Если Kawasaki и KTM, как своенравные лошади, жесткие и «сердитые», то Yamaha — это СПА и релакс. За рулем — отдыхаешь!» — делятся опытом байкеры. Достойная проходимость и низкий расход топлива прилагаются в виде дополнительных бонусов. Как и высокая коррозионная стойкость рамы, подвески и двигателя.
Основные характеристики
Длина/ширина/высота | 2150/805/1160 мм |
Колесная база | 1360 мм |
Высота по седлу | 810 мм |
Дорожный просвет | 285 мм |
Масса | 115 кг |
Объем двигателя | 249 см3 |
Мощность двигателя | 21 л.с. |
Крутящий момент | 21 Нм |
Коробка передач | 5-ступенчатая |
Максимальная скорость | 122 км/ч |
Цена | от 300 000 рублей |
LIFAN LF250GY-3
Lifan — компания, неплохо знакомая российским автовладельцам. На рубеже «нулевых» и «десятых» она была в числе первых представителей Поднебесной, попытавшихся зайти на наш рынок. Неплохо продавалась. И даже собиралась в России — на заводе в Карачаево-Черкесии.
Сейчас, впрочем, легковые «Лифаны» — редкость не только на дорогах, но и в салонах дилеров. Конкуренцию с Chery, Haval и прочими Geely выдержать не удалось. В отличие от мотоциклов этого бренда, которые, наоборот, набирают все большую популярность.
И модель LF250GY-3 — в первых рядах. Залог успеха — соотношение цена/качество: стоимость новых байков Lifan чуть больше 200 тысяч рублей. Заманчиво! Причем за эти деньги вам достанется не конструктор «собери сам в гараже», а полноценный мотоцикл, пригодный, в том числе, к эксплуатации на обычных дорогах.
Усиленная рама, «продуманный» двигатель с дополнительным масляным фильтром (а не бумажным, как у многих конкурентов) и масляным каналом, 6-ступенчатая коробка передач. Относительно просто, но не «сердито». Сам мотор — одноцилиндровый, 2-клапанный, мощностью 19,5 «лошадок». Не шедевр, но подкупающий надежностью, о чем свидетельствуют многочисленные отзывы владельцев.
Отмечают также хорошую проходимость и управляемость. Ругают плохой свет, но для эндуро это не так критично — на таких мотоциклах редко ездят далеко по ночам. В остальном — вполне достойный конкурент и «японцам», и «скандинавам». Особенно, если учитывать его доступную цену.
Основные характеристики
Длина/ширина/высота | 2145/845/1190 мм |
Колесная база | 1445 мм |
Высота по седлу | 905 мм |
Дорожный просвет | 280 мм |
Масса | 151 кг |
Объем двигателя | 250 см3 |
Мощность двигателя | 19,5 л.с. |
Крутящий момент | 19,6 Нм |
Коробка передач | 6-ступенчатая |
Максимальная скорость | 90 км/ч |
Цена | от 210 000 рублей |
ЗИД-250 «ЛИС»
Завод имени Дегтярева (в Коврове Владимирской области) — предприятие, прежде всего оборонное. Причем одно из старейших в России, заложено еще 1916 году. Но стрелковое оружие и разного рода ракеты — не единственное, что тут производят. В том числе собирают мотоциклы по принципу “без изысков, зато неприхотливо, надежно и функционально”.
Модель ЗиД 250 «Лис», она же «лисенок», как ее ласково зовут владельцы, — оптимальный вариант для начинающего байкера. Малокубатурный двигатель хорошо работает в скоростном режиме 40-60 км/ч, подвеска — непробиваемая, как танк (выдерживает даже упитанных байкеров весом свыше 100 кг на подскоках с кочки на кочку).
На дальние расстояния на таком не поедешь — он попросту для них не предназначен. Да и пятая точка заболит уже спустя час-два путешествия. Речь все-таки об эндуро, а не о круизерах! Леса, поля и степи — вот стихия «Лиса», и здесь он чувствует себя идеально. Да, качество — классическое, русское, сдобренное китайскими, скажем так, «специями». Ну, подумаешь, раскрутится какой болт. Всегда ведь под рукой нужный гаечный ключ, чтобы затянуть его обратно!
«Лис» — не волк, совсем в дремучие дебри на нем все же соваться не стоит. А вот промчаться по грунтовкам или редким пролескам — вполне. В последнем случае берегите зеркала заднего вида. Складные с завода не поставляются, а в качестве расходника эта деталь обойдется в копеечку.
Как пишут владельцы, с запчастями могут быть проблемы, несмотря на то, что мы говорим о модели российского бренда (пусть и с китайскими корнями). Главное же преимущество ЗиДа — цена. Сопоставимая с системным блоком ПК или хорошим телевизором. Весьма выгодное предложение для начинающих любителей эндуро.
Какую технику вы выбираете для поездок по бездорожью?
Основные характеристики
Длина/ширина/высота | 2170/800/1210 мм |
Колесная база | 1400 мм |
Высота по седлу | 920 мм |
Дорожный просвет | 330 мм |
Масса | 142 кг |
Объем двигателя | 225 см3 |
Мощность двигателя | 15 л.с. |
Крутящий момент | 16,5 Нм |
Коробка передач | 5-ступенчатая |
Максимальная скорость | 90 км/ч |
Цена | от 157 000 рублей |
Рейтинг топ-4 лучших эндуро-мотоциклов на 300 кубов
Если вы уже освоились и разжились достаточным опытом управления подобными байками, можно задуматься о мотоциклах помощнее. Вот лучшие предложения на рынке эндуро на 300 кубов.
HONDA CRF300L
«Трехсотки» от «Хонды» — образец идеального (по мнению создателей) эндуро. Такого, чтобы и по дорогам общего пользования можно было кататься, и в родной для класса стихии чувствовать себя как рыба в воде. CRF300L существует в двух ипостасях: обычной (о которой и пойдет речь) и версии Rally, адаптированной для более длительных путешествий. Отличия, в основном, сводятся к размерам и наличию или отсутствию дополнительных деталей обвеса, включая ветровое стекло (речь, разумеется, о Rally).
А суть одна, и она простая. В Honda взяли успешную модель CRF250L 2013 года, разошедшуюся тиражом свыше 35 000 экземпляров, прислушались к пожеланиям владельцев (которым прежде всего, не хватало мощности и тяговитости мотора) и выпустили новое «издание». Так сказать, «исправленное и дополненное».
Несложно догадаться, что основные изменения коснулись именно двигателя. Его «расточили» до 286 см3, на 8 мм увеличили ход поршня, добились прибавки в мощности (на 10%) и в крутящем моменте (на 18%). Поработали и над рамой, сделав ее более мягкой и гибкой, увеличили клиренс (аж на 3 см). В качестве опции добавили ABS, существенно улучшили трансмиссию: сблизили передаточные числа с первой по пятую передачу, попутно «растянув» шестую (именно с прицелом на дальние вояжи и лучший комфорт на больших скоростях). Одновременно снизили вес байка разом на пять килограмм!
На выходе мы получили эндуро, идеально приспособленный для асфальта, при этом бодрый и резвый при передвижении за его пределами, особенно при штурме крутых холмов или песчаных «ловушек». Все это –— за вполне вменяемую цену для подобного мотоцикла. А из жалоб владельцев слышатся лишь робкие упреки в «вялости» и неинформативности тормозов. Но это, скорее, вопрос привычки и адаптации к байку.
Основные характеристики
Длина/ширина/высота | 2230/820/1200 мм |
Колесная база | 1455 мм |
Высота по седлу | 880 мм |
Дорожный просвет | 285 мм |
Масса | 142 кг |
Объем двигателя | 286 см3 |
Мощность двигателя | 27,3 л.с. |
Крутящий момент | 26,6 Нм |
Коробка передач | 6-ступенчатая |
Максимальная скорость | 120 км/ч |
Цена | от 899 900 рублей |
KTM 300 EXC
«Австрийцев» любят критиковать на форумах, соревнуясь в вариантах расшифровки названия бренда. В числе популярных: «Клуб трудолюбивых механиков» и «Кати, толкай, мучайся». Все за упреки в ненадежности старых моделей, заработавших плохую репутацию в конце 90-х годов.
В то же время KTM остается одной из самых популярных марок с богатой и славной спортивной историей. Это пример того, что никогда не поздно учиться на своих ошибках, принимать конструктивную критику и совершенствовать свой собственный продукт. Так что шутки про имя компании почти сошли на нет.
Серия 300 EXC получила последнее обновление в 2023 году. Сама линейка существует более 20 лет и успела за это время собрать существенную армию поклонников. Упор здесь сделан именно на бездорожье. Австрийцы существенно переработали развесовку, еще более понизив центр тяжести, добившись практически идеальной управляемости байка. Как говорится, только подумал, в какую сторону двигаться, а мотоцикл уже сам туда поехал!
Много внимания уделили надежности. Даже колеса, по заявлению производителя, стали прочнее за счет новых инженерных решений и экспериментов с материалами.
KTM 300 EXC — спортивный эндуро с 2-тактным двигателем, отличающимся взрывным характером. Этот мотоцикл требователен к уровню мастерства райдера и не прощает ошибок, а в умелых руках способен довезти владельца до финиша гонок мирового уровня. Так что 300 EXC точно не стоит рассматривать в качестве прогулочного ослика, чтобы в выходные спокойно прокатиться вокруг загородного дома — на австрийском снаряде будет жестко, неудобно, опасно. Ну и отдельная история с ценой как самого байка, так и его ремонта и обслуживания. И то, и другое в случае с KTM — из разряда «кусачих».
Основные характеристики
Колесная база | 1482 мм |
Высота по седлу | 960 мм |
Дорожный просвет | 355 мм |
Масса | 102 кг |
Объем двигателя | 293 см3 |
Мощность двигателя | 50 л.с. |
Крутящий момент | 43,8 Нм |
Коробка передач | 6-ступенчатая |
Максимальная скорость | 160 км/ч |
Цена | от 1 049 000 рублей |
PROGASI RACE 300
Progasi — испанский бренд, набирающий популярность в России, в том числе за счет выгодной цены (особенно если сравнивать с японскими или другими европейскими «одноклассниками»). Частично это обосновано, разумеется, китайскими компонентами. Например, двигатели здесь от компании Zongshen. Но это именно тут случай, когда доступная стоимость не означает проседания в качестве! К последнему у владельцев Progasi нареканий практически нет.
Сама линейка Race 300 включает в себя три модели, из которых исполнения Air и Wave отличаются меньшей мощностью двигателя (27 л.с. и 31 л.с., соответственно), типами охлаждения (воздушное на Air, жидкостное — на Wave) и меньшим количеством передач в КПП (по пять). А вот именно Race 300 без всяких добавок к названию сойдет за топ-версию. И «лошадок» тут больше (аж 38, что неплохо для эндуро!), и передач уже шесть.
В остальном отличия минимальны. Все байки базируются на прочной стальной раме с низким центром тяжести, комплектуются хорошей оптикой, приборной панелью, надежной защитой той же рамы и мотора. Весьма универсальные мотоциклы, позволяющие при необходимости преодолеть небольшой отрезок пути по асфальту, чтобы затем насладиться прогулкой по бездорожью, а при большом желании и должном умении — даже поучаствовать в любительских гонках.
Управляется Progasi комфортно, даже короткоходная ручка газа не помешает новичкам уверенно дозировать ускорение. Правда, высокое седло (98 см) может смутить не слишком рослых дебютантов (до 180 см) — невозможность опереться ногой о грунт без «заваливания» мотоцикла лишает изрядной доли уверенности в своих силах, особенно на бездорожье. В остальном — отличный вариант, в том числе для набора опыта поездок на эндуро.
Основные характеристики
Длина/ширина/высота | 2170/830/1285 мм |
Колесная база | 1510 мм |
Высота по седлу | 980 мм |
Дорожный просвет | 330 мм |
Масса | 125 кг |
Объем двигателя | 283 см3 |
Мощность двигателя | 38 л.с. |
Крутящий момент | 24 Нм |
Коробка передач | 6-ступенчатая |
Максимальная скорость | 145 км/ч |
Цена | от 369 990 рублей |
VOGE 300 RALLY
Как многие автомобильные китайские бренды в отсутствие западных марок подминают под себя российский рынок, так и Voge делает то же самое, но уже на рынке мотоциклов. Причем продукция холдинга Loncin берет свое не только за счет цены или заметно снизившейся конкуренции. Но и за счет качества, широкого набора опций и применения современных технологий. О чем косвенно говорят и высокие результаты в спорте. В частности, именно на модели Voge 300 Rally Матвей Рудин занял 3 место в марафоне «Шелковый путь»-2023 в своем классе. А отмахать 7 000 км за неделю без серьезных поломок и в столь серьезном темпе — это, согласитесь, достижение!
Само собой, байк Рудина дорабатывали под требования ралли-рейда, но в базе модель 300 Rally все равно хороша. Двигатель с жидкостным охлаждением, система впрыска топлива и ABS от Bosch, прочная стальная рама и 6-ступенчатая КПП — по характеристикам и качеству сборки Voge не уступает своим «модным» одноклассникам. В базовую комплектацию входят разъем USB, светодиодные фара (двухсекционная), ветровое стекло, защита перьев и даже багажник. Что не совсем типично для эндуро, но непрозрачно намекает на возможность дальних вояжей.
Запас хода обещают до 300 км, максимальная скорость — 130 км/ч. Причем на 100-110 км/ч мотоцикл управляется вполне бодро. Конечно, не круизер или тем более спортбайк, но проходить изгибы скоростного шоссе на нем можно легко и уверенно. Внедорожные качества тоже на уровне. Про надежность уже сказано выше. В общем, отличный вариант, если на Honda или Kawasaki денег «слегка» не хватает, а покататься по полям и лесам, уверенно чувствуя себя и на асфальте, очень хочется.
Основные характеристики
Длина/ширина/высота | 2165/816/1425 мм |
Колесная база | 1470 мм |
Высота по седлу | 850 мм |
Дорожный просвет | 280 мм |
Масса | 149 кг |
Объем двигателя | 292 см3 |
Мощность двигателя | 29 л.с. |
Крутящий момент | 25 Нм |
Коробка передач | 6-ступенчатая |
Максимальная скорость | 130 км/ч |
Цена | от 413 000 рублей |
Рейтинг топ-4 лучших китайских эндуро-мотоциклов
Китайцы все активнее заходят на российский рынок. И не только автомобильный. Мотоциклы из Поднебесной также набирают популярность. Какие из них интереснее?
KOVE 450 RALLY FACTORY EDITION
С момента своего основания в 2017 году марка Kove вошла в число лидеров китайского рынка эндуро. По крайней мере, если брать мотоциклы с кубатурой свыше 300 см3. Имя Чжан Сюэ, ее основателя, мало что скажет европейским и российским мотолюбителям, но на родине он — признанный гонщик, да и как бизнесмен весьма успешен. Сейчас у Kove два завода (в Чунцине и Чэнду), ежегодный рост продаж и даже участие в ралли «Дакар» за плечами. Без призов и медалей, но просто как факт: технологии производства проверены главным марафоном планеты.
При этом в Kove делают акцент не только на собственные наработки, но и на использование комплектующих от мировых лидеров индустрии. Байки компании оснащаются подвесками KYB, тормозными системами Nissin, ABS от Bosch, покрышками Pirelli. Достойный набор! Модель 450 Rally — пример «продвинутого» эндуро, больше заточенного на внедорожные приключения, но способного и по асфальту гонять с приемлемым комфортом на скоростях 110-130 км/ч. Можно и до 170 км/ч разогнаться, но это так, если только для галочки. Потешить свое самолюбие. Особого удовольствия не получишь.
Стихия байка — именно бездорожье, на что непрозрачно намекают низкий центр тяжести и компоновка посадочного места, которая сама толкает к тому, чтобы проводить больше времени в позиции «стоя». Управляемость при этом «воздушная», а вот к тяговитости двигателя и эргономике есть вопросы. На малых или средних оборотах мотору Zongshen недостает крутящего момента, что усложняет форсирование песчаных и сыпучих преград. А ABS отключается исключительно с помощью шестью щелчков подряд левой рукой на рукояти руля. Что помешало сделать отдельную кнопку on/off — великая тайна.
Зато к качеству материалов подвески, рамы, руля, колес и выхлопной системы — никаких нареканий! Kove 450 Rally Factory Edition, может, не идеальный, но вполне достойный и продвинутый агрегат для дальних вояжей по бездорожью.
Основные характеристики
Длина/ширина/высота | 2190/805/1390 мм |
Колесная база | 1490 мм |
Высота по седлу | 910 мм |
Дорожный просвет | 310 мм |
Масса | 145 кг |
Объем двигателя | 449 см3 |
Мощность двигателя | 54,4 л.с. |
Крутящий момент | 42 Нм |
Коробка передач | 6-ступенчатая |
Максимальная скорость | 170 км/ч |
Цена | от 1 600 000 рублей |
KAYO T2 250 MX 21/18
За четверть века своего существования китайская компания Kayo успела создать себе репутацию производителя недорогих, но популярных и успешных питбайков и квадроциклов. Хотя и кроссовые мотоциклы, и эндуро делать тоже умеет. Собственно, недорогие, но надежные, неприхотливые внедорожные байки — ровно то, за что любят и ценят Kayo во всем мире. От США до России. А модель T2 250 MX — одна из самых популярных в каталоге компании.
Технически он мало отличается от модели Kayo K1. У них общая рама, одноцилиндровый четырехтактный двигатель Zongshen, идентичные решения по подвеске, тормозам, коробке передач. Но T2 оснащен всей полагающейся оптикой и прочим навесным оборудованием, которые позволяют поставить мотоцикл на учет в ГАИ и ездить по дорогам общего пользования. Усиленная рама из хромомолибденового сплава, малый вес (105 кг сухой массы), телескопическая вилка перевернутого типа от KKE предполагают более частое использование именно во внедорожных условиях: «скакать» по оврагам, полям и лесам. Можно выехать и на асфальт. Хотя для долгих путешествий байк не предназначен — до тур-эндуро ему далеко. Тем не менее добраться до соседнего поселка, не опасаясь патрулей ДПС, можно легко. И даже относительно комфортно.
Основные характеристики
Длина/ширина/высота | 2010/840/1160 мм |
Колесная база | 1340 мм |
Высота по седлу | 880 мм |
Масса | 105 кг |
Объем двигателя | 249 см3 |
Мощность двигателя | 21 л.с. |
Крутящий момент | 17 Нм |
Коробка передач | 5-ступенчатая |
Максимальная скорость | 140 км/ч |
Цена | от 189 990 рублей |
K2R 450 EFC
K2R — можно сказать, новичок российского рынка. Причем сам бренд тоже считается российским. Но байки производятся и поставляются из Китая, с площадок компании Chongqing Diyand Science Technology. Откуда они, к слову, расходятся еще в полсотни стран мира.
Линейка моделей K2R обширна, но именно 450 EFC — флагман. Крепкий орешек, который по зубам только опытным мотоспортсменам. Это не прогулочный вариант для поездок по дачам, а настоящий спортивный агрегат для гонок. Только плоскодроссельный карбюратор («капризный», «вредный», но максимально эффективный в предельных режимах), только ускорительный насос. Двигатель от Zongshen на 50 «кобылок» и 37 Нм крутящего момента, 6-ступенчатая коробка передач, приличный запас хода амортизаторов (300-310 мм на переднем и заднем колесах), алюминиевые спицованные обода колес повышенной прочности и полное отсутствие ABS. В общем, жесть, тру-спорт и хардкор, как они есть!
Справиться с подобной «лошадкой» непросто. Но если ваши нервы настолько же прочные, как рама K2R 450 EFC, а выдержки хватит держать дроссель открытым на максимум не меньше 3-5 секунд, то за рулем такого байка можно искупаться в целой ванне удовольствия.
Основные характеристики
Длина/ширина/высота | 2170/830/1285 мм |
Колесная база | 1485 мм |
Высота по седлу | 960 мм |
Дорожный просвет | 350 мм |
Масса | 128 кг |
Объем двигателя | 450 см3 |
Мощность двигателя | 50 л.с. |
Крутящий момент | 37 Нм |
Коробка передач | 6-ступенчатая |
Максимальная скорость | 140 км/ч |
Цена | от 399 000 рублей |
GR7 T250L
Популярный софт-эндуро с неплохими спортивными задатками, одна из первых китайских моделей с 2-тактным двигателем. Сегодня на рынке представлена последняя версия GR7 T250L, улучшенная и доработанная.
Построен на базе стальной рамы (традиционно для китайских эндуро). Мотор — лицензионная копия двигателя Yamaha, каким комплектовался мотоцикл двойного назначения Lanza DT230. Это 1-цилиндровая 230-кубовая силовая установка жидкостного охлаждения, развивающая 36 л.с. максимальной мощности.
И пусть вас не смущает сравнительно скромная цифра производительности. Не забывайте, что это 2-тактный мотор с верховым характером и типичным для силовых установок этого типа подхватом на высоких оборотах. Так что скучно за рулем GR7 T250L точно не будет! Главное — слишком не увлечься и не упустить момент, когда опустеет 8-литровый топливный бак. А случиться это может довольно быстро, поскольку оборотистые карбюраторные моторы никогда не отличались особой экономичностью.
Мотоцикл маневренный и легкий, с массой всего 120 кг. Модель оснащена сравнительно неплохой китайской подвеской SZC Lite, которая адекватно отрабатывает неровности и препятствия — по крайней мере под новичком или любителем. Для спортивного же использования и участия в соревнованиях регионального уровня GR7 T250L требует некоторых недешевых доработок, вроде замены колесных дисков на более крепкие, установки металлической защиты картера двигателя и резонатора выпускной системы, настройки (а лучше замены) подвески.
Впрочем, при большом желании все это выполнимо — и в итоге владелец получает весьма надежный 2-тактный спортивный эндуро и по значительно более низкой цене, чем европейские одноклассники.
Основные характеристики
Длина/ширина/высота | 2200/920/1300 мм |
Колесная база | 1490 мм |
Высота по седлу | 930 мм |
Дорожный просвет | н.д. |
Масса | 120 кг |
Объем двигателя | 224 см3 |
Мощность двигателя | 37 л.с. |
Крутящий момент | н.д. |
Коробка передач | 6-ступенчатая |
Максимальная скорость | н.д. |
Цена | от 333 990 рублей |
Таблица цен на эндуро-мотоциклы
Мотоцикл | Цена |
ЗИД-250 «ЛИС» | от 157 000 рублей |
KAYO T2 250 MX 21/18 | от 189 990 рублей |
LIFAN LF250GY-3 | от 210 000 рублей |
YAMAHA SEROW 250 | от 300 000 рублей |
PROGASI RACE 300 | от 369 990 рублей |
K2R 450 EFC | от 399 000 рублей |
VOGE 300 RALLY | от 413 000 рублей |
GR7 T250L | от 333 990 рублей |
HONDA CRF300L | от 899 900 рублей |
KTM 300 EXC | от 1 049 000 рублей |
HUSQVARNA FE 250 | от 1 220 000 рублей |
KOVE 450 RALLY FACTORY EDITION | от 1 600 000 рублей |
* Цены указаны на дату публикации |
Как выбрать эндуро-мотоцикл
Если вы точно поняли, что без эндуро жизнь не мила, вот несколько простых советов, как правильно подобрать байк и избежать самых типичных ошибок при покупке.
Какие виды эндуро-мотоциклов существуют
Внутри этого класса мототехники существует немало видов, подвидов и направлений. Перечислять все в рамках этого материала едва ли необходимо, но об основных трех точно стоит упомянуть.
Софт-эндуро
Преимущественно внедорожный мотоцикл, в то же время хорошо приспособленный для езды по асфальту. Как правило, это легкие и узкие модели с тяговитым 1-цилиндровым двигателем с рабочим объемом до 700 см3, умеренно длинноходными подвесками и дружелюбным характером. Типичные примеры из прошлого — Suzuki Djebel 250 и Honda XR250 Baja: удобные и спокойные «рабочие лошадки», на которых можно и по городу перемещаться, и в кругосветную экспедицию отправиться. Сегодня к этому классу, который также именуют «мотоциклы двойного назначения», относят, например, китайский Voge 300 Rally и, с некоторыми оговорками, даже KTM 690 Enduro R.
Спортивные эндуро
Если софт-эндуро можно сравнить с «трудолюбивым осликом», то спортивные модели — это как минимум дикий мустанг, а иногда и цирковой тренированный конь. Несложно догадаться, что предназначение мотоциклов этого типа — всевозможные внедорожные мотогонки: от классического эндуро до экстремальных классов, вроде легендарных Red Bull Romaniacs и Erzberg Rodeo.
Спортивные модели спроектированы исключительно для off-road эксплуатации и отличаются максимально радикальными решениями в рамках концепции «победа любой ценой». На большинстве подобных мотоциклов не получится спокойно колесить по лесным тропкам, потому что взрывной характер мотора будет вечно провоцировать ускориться, жесткая энергоемкая подвеска вытрясет всю душу, а гоночная эргономика не даст расслабиться. Квинтэссенция спортивного эндуро — 2-тактные модели концерна KTM AG: ультимативные внедорожные снаряды, не прощающие беспечности и ошибок пилотирования.
Туристические эндуро
Преимущественно асфальтовые мотоциклы с весьма ограниченной проходимостью, предназначенные для путешествий по дорогам любого качества (но все-таки дорогам). Класс, сотканный из компромиссов и уступок — как и многие мультифункциональные изделия. Канонический образец мотоцикла этого типа — легендарный BMW R1200GS (включая более ранние и поздние поколения модели), а также не менее прославленное семейство австрийских KTM Adventure. В этом рейтинге мы не рассматривали туристические эндуро, поскольку это все же больше асфальтовые мотоциклы — даже несмотря на то, что в руках опытного райдера они могут многое.
С однозначной классификацией некоторых моделей мотоциклов могут возникнуть трудности, поскольку в поисках новых рыночных ниш производители иногда «изобретают велосипед».
Определитесь, как будете использовать свой эндуро-мотоцикл
Любой эндуро по умолчанию «заточен» на поездки по бездорожью. Но оно бывает разное! Одно дело — проехаться по полям до ближайшего озера, другое — устроить многодневную туристическую вылазку на Кавказ или Урал. В последнем случае надо закладывать и перегоны по обычным шоссе, к чему хорошо приспособлены только тур-эндуро. Приобретать для подобных поездок недорогой, близкий по духу к кроссовому байку экземпляр — значит обречь себя на страдания в длительных путешествиях. А покупка недешевого тур-эндуро для прогулок до соседней деревни — бесполезная трата средств. В общем, продумайте, зачем конкретно вам нужен мотоцикл. И, исходя из этого, подбирайте модель.
Оцените собственные навыки
Эндуро — все-таки почти спортивный агрегат. Малый вес, прочная рама и энергоемкая подвеска существенно облегчают управление на бездорожье. Но большая высота седла может доставить немало дискомфорта владельцам даже среднего роста. Не говоря о тех, кто ниже. Высокая вертикальная посадка в принципе утомляет при длинных поездках, а тут надо учитывать еще отсутствие нормальной защиты от ветра и невозможность опереться на обе стопы при остановке. Как ни крути, поездка на эндуро — то еще испытание для физической формы. А если речь идет о байках с большой кубатурой (от 400 см3 и более), то неподготовленный владелец может испугаться управлять им «на максимуме». В лучшем случае он просто с ним не совладает. Если опыта у вас недостаточно (вождение байка по ровным дорогам не в счет), то лучше для начала выбрать что-то попроще и менее мощное.
Рассчитайте бюджет
Суровые условия эксплуатации накладывают свой отпечаток. Обслуживать и ремонтировать эндуро придется чаще, чем простой дорожный мотоцикл. Это не то чтобы дорого — если хватает навыков, часть работ выполнять самому. Но все же надо учитывать, если у вас нет в планах «убить» свежекупленный байк в первый сезон. Приобретать эндуро, даже самый дешевый, «из последних денег» не стоит. Оцените, готовы вы ли к постоянным расходам на содержание подобной «игрушки». Почти как и везде, работает простое правило: чем дороже сам байк, тем он дороже в обслуживании.
Подумайте про запчасти
Прямое следствие предыдущего пункта — запчастей понадобится много, особенно при активном использовании мотоцикла в жестких условиях. И тут появляются нюансы, потому что приобрести «санкционку» (байки известных, заслуженных, но ушедших из России компаний) — это одно. А вот найти к ним подходящие детали — уже совсем другое. Разборки и «серый» рынок могут выручить не всегда, аналоги частенько неприятно удивляют качеством. Оригинальных расходников может не оказаться в наличии. И в любом случае стоят они дорого.
Если нет опыта, где и что искать, нет подходящих знакомых, которые могут помочь решить проблему, а также нет навыков и смекалки, как обойтись в ремонте без оригинальных деталей (не загубив при этом байк), лучше выбрать что-то попроще. Либо, как минимум, популярное. Ведь чем популярнее бренд и модель, тем проще ее ремонтировать и обслуживать.
Внимательно изучайте подержанные мотоциклы
Купить подержанный эндуро — отличный способ сэкономить. Особенно, если для вас это первый опыт, и нет лишних денег на новую дорогую модель. Но надо очень внимательно изучать предложения. Многие продавцы легки на обман: меняют относительно дешевые детали обвеса (пластик, боковые крышки мотора) на новые, при том, что сам байк вот-вот подходит к крупному (и дорогому!) ТО, а тот же двигатель вот-вот потребует серьезного ремонта. Внешне все выглядит прилично, но первые, и сразу крупные проблемы себя ждать не заставят. В конце концов, не забывайте, как используют эндуро. Это все-таки не прогулочный байк.
Так что не ведитесь на красивый внешний вид. Царапины и трещины на пластиковых деталях пугать не должны — это как раз нормально. А вот рассмотреть цепь, звезды, колодки, сальники вилки и подшипники колес надо очень внимательно. Как и оценить работу двигателя (что сделать на слух очень сложно без должного опыта). Не уверены в своих знаниях — пригласите на помощь эксперта. Его услуги обойдутся дешевле, чем вероятная замена большинства самых важных деталей.
Отзыв эксперта о мотоциклах эндуро
Андрей Ломанов, журналист, радиоведущий, авто- и мотоэксперт:
«Эндуро интересны тем, что этот класс мотоциклов подходит практически всем. На малокубатурных бюджетных вариантах могут ездить и дети (но, разумеется, не по дорогам общего пользования). А на крупных, «продвинутых» и дорогих мотоциклах данного класса получат удовольствие даже бывалые байкеры.
При этом на рынке очень много доступных «китайцев». Но это не тот случай, когда низкая цена не влияет на качество. Скажем, «китаец» на 250 «кубиков» и Husqvarna на 250 «кубиков» — очень разные вещи! Первый рослого и тяжелого ездока в гору попросту не подымет, а «швед» — легко. По документам у них может быть схожая мощность, но показатели, полученные во время стендовых испытаний, порой существенно отличаются от истинных цифр. Это не значит, что «китайцев» покупать нельзя. Просто не стоит от них ждать той же прыти, как от мотоциклов известных брендов. С другой стороны, последние порой в разы дороже.
И отдельный совет новичкам: не скупитесь на уроки с инструктором. Пусть научит, как падать. А падать вы будете много! Пусть научит простейшим приемам: затяжным подъемам в гору, прыжкам и другим. Эндуро — это в основном про бездорожье. Да, это не кроссовый байк, тут речь не про спорт, а про прогулки, про развлечение. Которое может быть опасно. Многие мальчишки перелетали через руль, гоняя на обычном велике. А тут может случиться то же самое, только сверху на вас приземлится «бандура» весом в 100 кг. Удовольствие ниже среднего! И чтобы его избежать, надо очень внимательно относиться к своей подготовке. Не пытаться впечатлить себя и знакомых с первого дня в седле, а двигаться постепенно. Начинать с малокубатурных байков (для новичков не больше 250 см3), и лишь потом переходить на более мощные.
А ездить по асфальту на эндуро — идея так себе. Их редко используют для передвижения по городу, да они для этого и не предназначены. Взять те же шины — внедорожные покрышки очень мягкие, поездка на 100 км просто «сточит» резину в ноль».
Популярные вопросы и ответы
На вопросы отвечает Андрей Ломанов, журналист, радиоведущий, авто- и мотоэксперт
В чем разница между кроссом, классическим мотоциклом и эндуро?
Эндуро и кроссовые мотоциклы относятся к последнему типу. Но разница между ними огромная!
Кросс — это именно спортинвентарь. Их нельзя поставить на учет в ГАИ, на них нельзя ездить по дорогам общего пользования. Это исключительно агрегат для участия в соревнованиях. Там даже ресурс зачастую заложен на одну или несколько гонок. А после надо менять все от колес до мотора. В лучшем случае, останется рама и то не всегда. Эндуро в массовом понимании — вариант для прогулок и для развлечения. Поездить по лесам, по полям, по оврагам. Погонять по пролескам и дюнам. Как правило — это простая и надежная техника. Хотя и она требует определенных навыков и подготовки».