Колесо — одно из главных изобретений человечества! Но двухколесная техника, как ни странно, появилась относительно недавно — уже в начале XIX века. Сначала — в виде самокатов, первый из которых был запатентован в Германии в 1818 году. Только спустя еще десятилетие — в виде велосипеда с классическим, мало изменившимся с тех пор цепным приводом.
Учитывая, что в это же время получили развитие и паровые силовые установки, инженеры тут же принялись приспосабливать их на те самые велосипеды. Зачем крутить педали самому или толкаться ногами, когда можно ехать на энергии пара? Правда, слишком сложная и долгая растопка котла, плюс сверхнизкий КПД у компактных агрегатов сделали конкретно данный вариант нежизнеспособным. Было выпущено несколько экспериментальных моделей, но до серийного производства процесс не дошел.
Пока в 1885 году Готлиб Даймлер и Вильгельм Майбах в качестве теста не прилепили к двухколесной раме полноценный ДВС. Бензиновый, карбюраторный, пусть и мощностью всего 1,5 л.с. И дело пошло! Точнее — поехало. Занятно, но факт: первый в истории мотоцикл появился на целый год раньше, чем первый в истории автомобиль. Который тот же Даймлер и Карл Бенц презентовали в 1886-м.
Даже забавно, что компания «Мерседес», выросшая из их предприятия, от идеи производства мотоциклов отказалась (зато их классно делают в BMW).
Полноценное серийное производство мотоциклов (самоходных двухколесных аппаратов) стартовало в 1894 году на заводах ныне забытой фирмы Hildebrand&Worfmuller. Там же, в Германии. И постепенно разошлось по всему миру. Мотоциклетная промышленность развивалась параллельно с автомобильной. Конечно, конкурировать с четырехколесными «повозками» в практичном смысле было нереально. Но именно тогда, больше столетия назад, начала формироваться особая мотокультура. Появлялись первые мотогонки. Образовывались мелкие компании, которые с течением времени превратились в легендарные бренды (взять, например, Harley-Davidson). И далее, и далее…
Мотоцикл — это особая вещь. Не для каждого. Кто-то их просто боится. Кто-то — видит в них символ личной свободы. Автомобиль — это комфорт, практичность, безопасность. Байк — способ самовыражения. И отличная возможность экономить время в пробках… Лучшие мотоциклы в истории известны не меньше, чем лучшие автомобили. За полтора века они развились в самых разных направлениях. Некоторые марки стали именами нарицательными (как те же «Харлеи»). Появились целые субкультуры — спортивных байкеров, классических байкеров… И люди поколениями спорят — какой мотоцикл лучше. Чопорный чоппер, как в «Криминальном чтиве». Или гражданский аналог супербайка Yamaha, на котором Валентино Росси выигрывал свои чемпионские титулы?
Непогрешимой истины в таких вопросах нет. Тут каждый волен выбирать душой и сердцем. И все же — что именно выбрать, если настало время задуматься о собственном байке? Возможно — первом в жизни? Мы изучили лучшие мотоциклы 2024 года.
Какие бывают типы мотоциклов
Для начала — небольшой ликбез. Как автомобили делятся на седаны, хетчбеки, пикапы, кроссоверы, универсалы, спорткары и бог знает что еще, так и среди мотоциклов есть огромное количество вариантов. Неискушенному наблюдателю сходу вникнуть в нюансы, чем отличается нейкед от стритфайтера, круизер — от чоппера, кроссовый снаряд от питбайка, почти невозможно. Да мы и не будем детально изучать каждый тип. Тем более, что зачастую грани между некоторыми вариантами довольно размыты.
И все же краткую справку дадим. А основные типы изучим. Так проще понять, какие есть лучшие мотоциклы, рейтинг которых опубликован ниже.
Условно все мотоциклы можно разделить на два типа.
- Дорожные — созданы для движения по обычным дорогам. Это и удобные в городских условиях нейкеды, и спортивные супербайки, и брутальные круизеры, на которых, сидя с ровной спиной (а не наклонившись вперед, к рулю), так любят рассекать суровые бородатые мужики в кожаных куртках.
- Внедорожные — собственно, придуманы для бездорожья. Разнообразные эндуро, мотарды, триальные и кроссовые байки.
При этом внутри каждого типа байки делятся по объему двигателя. Самые простые — это малокубатурные мотоциклы (до 125 см³). Как правило, для управления ими либо вообще не требуются права, либо (в случае с Россией) достаточно категории А1. Сюда можно записать и мопеды, и скутеры. И набившие оскомину питбайки, на которых нынче любят ездить подростки. Дальше идут категории 250-300 см³, 400-500 см³, 600-750 см³, 900 см³, 1000 см³ и более 1000 см³. Хотя все это довольно условно — в Парижской Палате мер и весов четкой градации пока не прописано.
Теперь чуть подробнее о некоторых вариантах.
- Классический мотоцикл — он же дорожный. Как правило — много хрома, мало пластика и спицованные колеса. Вспомните любой советский мотоцикл из гаража отца или дедушки — вот это эталонный пример того, как он выглядит.
- Спортбайк — мощный, очень быстрый мотоцикл, заточенный под гонки на асфальтовом треке. При этом можно использовать и в обычных условиях. Правда, требует серьезных навыков и подготовки. Гипербайк — то же самое, только «лошадок» еще больше, как и масса, и колесная база, а скорость и цена — выше. Для гонок их не используют — это, скорее, средство для крайне быстрой «телепортации» из точки А в точку Б по прямым, ровным шоссе, вроде немецких автобанов.
- Нейкед — от английского naked («голый»). Условно — спортбайк, с которого сняли весь спортивный аэродинамический обвес, который не особо нужен, да и попросту мешает в обычных условиях. Отсюда, собственно, и название. Нейкед — яркий пример современного мотоцикла, который в основном используют для поездок по городу.
- Круизер — байк для вальяжных поездок по загородным шоссе. В самом городе не слишком удобен — неповоротлив, тяжел… Отличительная особенность — прямая посадка. Как правило, высоко расположены ручки руля. Представьте себе «Харлей Дэвидсон» — и вот он, классический круизер.
- Эндуро — байк, заточенный для езды по бездорожью. Отсюда особый рисунок протектора шин, высокая посадка, высокие крылья, длинноходная подвеска, особая эргономика… Подходит не всем, но как правило — относительно дешев и пользуется популярностью у начинающих мотоциклистов. Особенно среди молодежи.
- Турэндуро — симбиоз круизера и эндуро. Как правило, недешевый байк, заточенный под дальние поездки, на котором плюс-минус одинаково комфортно и при движении по трассе, и на бездорожье.
- Кроссовый — байк для внедорожных гонок на специальных трассах. На них не устанавливают светотехнику, такие мотоциклы нельзя поставить на учет в ГАИ. Они считаются спортинвентарем, который вы не можете использовать для движения по дорогам общего пользования. Все то же самое, но в малокубатурном варианте, можно назвать питбайком.
Топ-3 лучших недорогих мотоциклов для новичков
Рейтинг составлен на основе мнения редакции КП. Рекомендации и дополнения по рейтингу вы можете отправить на почту expert@kp.ru. Для обсуждения вопросов рекламного сотрудничества звоните по телефону +7 (495) 637-65-16 (по будням с 9:00 до 18:00).
Итак, решение принято, права получены. С чего лучше начать? Вряд ли новичку стоит садиться за руль сразу дорогого и мощного байка. Есть более практичные и доступные варианты, куда более дружелюбные к начинающим ездокам.
HONDA CB400 SUPER FOUR
Нестареющая японская классика. Страшно сказать: «Суперчетверке» уже перевалило за 30 лет — первые экземпляры сошли с конвейера в 1992 году. С тех пор сменилось несколько поколений, плюс была парочка рестайлингов, но конструктивно и концептуально CB400 поменялся несильно. Забавно, но факт — Honda все это время отказывалась от официального экспорта, предпочитая продавать модель лишь на внутреннем рынке. Исключение сделали для Австралии, да и то — только в 2008-м.
Но это не помешало CB400 получить признание по всему миру и разойтись миллионными тиражами. Россия — не исключение. Изюминка Super Four — практически неубиваемый 400-кубовый двигатель. Мощность (53 л.с.) и крутящий момент (38 Нм) не выделяются на фоне конкурентов. А вот фантастическая надежность и неприхотливость в эксплуатации стали тем козырем, который и превратил «Суперчетверку» в легенду! В то же время простота в освоении и отменная управляемость в свое время сделали из этой «Хонды» излюбленный выбор для практических занятий в мотошколах. А раз так — что может быть лучше в качестве первого выбора для начинающего байкера?
Технические параметры
Тип двигателя | 4-цилиндровый, 16-клапанный, рядный |
Объем двигателя | 399 см³ |
Мощность двигателя | 53 л.с. |
Крутящий момент | 38 Нм |
Масса | 175 кг |
Высота по седлу | 775 мм |
Коробка передач | 6-ступенчатая |
Разгон 0-100 км/ч | 4,5 с. |
Максимальная скорость | 180 км/ч (ограничитель) |
YAMAHA МТ-03
Под названием MT-03 «Ямаха» в разное время выпускала две принципиально разные модели. В 2006-2013 годах это был мотоцикл с 660-кубовым 1-цилиндровым инжекторным двигателем — не слишком мощным (48 л.с.), но с высоким крутящим моментом (58 Нм). Сделали его на базе эндуро Yamaha XT660R (откуда взяли двигатель) и супермото XT660X. При этом единого мнения, к какому классу относился тот, первый MT-03 в мотосообществе так и не пришли.
Мы же рассматриваем совсем другой вариант, вышедший на рынок в 2016 году. Его изначально разрабатывали как байк для начинающих мотоциклистов, с малокубатурным двигателем (321 см³), не впечатляющим ни мощностью, ни тем же крутящим моментом (несмотря на аббревиатуру MT — Master of Torque, которая так и переводится как «Мастер крутящего момента»). У нынешних MT-03 даже на высоких оборотах отдача не превышает 29 Нм. Но! Задачи сделать «дорожного монстра» перед инженерами и не стояло. Нужно было предложить покупателям простую, надежную, легкую в плане управляемости модель, при этом — с минимальным ценником. Самое то для начинающих байкеров, только-только получивших права. Этой цели в «Ямахе» достигли.
Технические параметры
Тип двигателя | 2-цилиндровый, 4-тактный, рядный |
Объем двигателя | 321 см³ |
Мощность двигателя | 42 л.с. |
Крутящий момент | 29 Нм |
Масса | 168 кг |
Высота по седлу | 805 мм |
Разгон 0-100 км/ч | 5,7 с. |
Максимальная скорость | 168 км/ч |
BAJAJ PULSAR NS 125
Если речь о совсем начинающих-начинающих байкерах, и в правах отметка только А1 (зато на эту категорию можно сдавать уже в 16 лет, после 6-месячного обучения), выбор сужается до мотоциклов с мотором не более 125 «кубиков». Выбор велик, но Bajaj Pulsar NS 125 выглядит весьма привлекательным. Малоизвестное для широкой публики название пусть не пугает. Да, не Honda, не Suzuki, не Yamaha c Ducati, но, во-первых — индусы знают толк в мототехнике (у них там это чуть ли не национальный вид транспорта в силу доступности по сравнению с автомобилями). Во-вторых — компании уже без малого 80 лет: какой-никакой опыт накопить успели. В-третьих — в настоящий момент она владеет значительным пакетом акций легендарной австрийской KTM, откуда получает и технологии, и тот же опыт.
На «Баджадже» не получится поставить рекорд скорости, но вряд ли малоопытный мотовладелец (тем более — подросток) должен об этом задумываться. В целом NS 125 — простой, надежный и весьма доступный вариант. К тому же не лишенный современного и симпатичного дизайна. Да что там не лишенный — признаем честно, выглядит он стильно! И не скажешь, что речь о мотоцикле с малой кубатурой: он органично смотрится даже на картодроме. Надежность и простота в управлении прилагаются.
Технические параметры
Тип двигателя | 1-цилиндровый, 4-тактный |
Объем двигателя | 124,4 см³ |
Мощность двигателя | 12 л.с. |
Крутящий момент | 11Нм |
Масса | 125кг |
Высота по седлу | 800 мм |
Максимальная скорость | 110 км/ч |
Топ-3 лучших дорожных мотоциклов для города
Если навыков уже достаточно, опыта, уверенности — тоже, можно пересаживаться на что-то посерьезнее. Многие выбирают байк не только из-за страстной любви к двухколесной технике, но и из практических соображений. Чтобы не толкаться в пробках, да и за парковки не платить. На что стоит обратить внимание в первую очередь?
YAMAHA MT-07
Если MT-03 идеально подходит для начинающих байкеров, MT-07 — отличный выбор для более-менее опытных. Аббревиатура MT (Master of Torque) тут оправдана на все 100% — 689-кубовый двухцилиндровый двигатель выдает внушительные 68 Нм крутящего момента (того самого torque) уже на 6500 об/мин! Так называемый 270-градусный коленвал, обеспечивающий неравномерный порядок вспышек в цилиндрах, позволил придать рядному мотору характеристики V-образного, а задняя подвеска в виде маятника с моноамортизатором, расположенным внутри подрамника максимально близко к силовому агрегату, помогла добиться идеальной централизации масс без удлинения колесной базы. Что, само собой, ощутимо улучшило управляемость. Неудивительно, что эта модель Yamaha стала одной из самых популярных как на родине, в Японии, так и в Северной Америке, Европе и Океании. Россия — не исключение. Нужен относительно доступный, надежный байк для комфортного перемещения по городу, без претензий на суперспорт и скоростные «полеты» по шоссе? MT-07 — отличный выбор, проверенный уже десятилетием. Модель дебютировала в 2013 году, но в 2021 пережила смену поколения, что выразилось в обновленном внешнем виде, лучшей экологичности двигателя (теперь соответствует нормам Евро-5), новой приборной панели и увеличенных передних тормозных дисках.
Технические параметры
Тип двигателя | 2-цилиндровый, 4-тактный, рядный |
Объем двигателя | 689 см³ |
Мощность двигателя | 75 л.с. |
Крутящий момент | 68 Нм |
Масса | 182 кг |
Высота по седлу | 805 мм |
Разгон 0-100 км/ч | 3,73 с. |
Максимальная скорость | 209 км/ч |
VOGE 525AC
Voge — премиальный мотобренд китайского конгломерата Loncin Holdings, ориентированного как раз на производство байков всех видов. Правда, даже эта «премиальность» не особо отражается в цене. На российском рынке мотоциклы Voge не только одни из немногих, что продаются у нас официально, но также — одни из самых доступных. Новый 525AC можно купить чуть более, чем за 600 000 рублей. Причем получим мы современный и технологичный дорожный мотоцикл, по уровню качества приблизившийся к европейским моделям. К слову, в 2005 году Loncin вступил в партнерство с BMW Motorrad, не скупясь на покупку современных технологий и производственных решений.
По сути, 525АС — сугубо городской байк, стилистически выдержанный в жанре «неоретро», с базовым набором опций для современного мотоцикла. Трекшн-контроля и круиз-контроля тут нет, как и системы курсовой устойчивости и угловой АБС, но опять же — вспомним про ценник! Зато есть все признаки глобализации производства — вилка и моноамортизатор сделаны японской KYB, система управления двигателем и АБС — от Bosch, тормоза — от Nissin, мотор — копия «двойки» Honda, разработанная компанией Loncin по мотивам популярного хондовского мотора…
Так что в плане качества переживать ни о чем не приходится. Voge 525AC — достойный, и что важно — доступный вариант.
Технические параметры
Тип двигателя | 2-цилиндровый, 4-тактный, рядный |
Объем двигателя | 494 см³ |
Мощность двигателя | 54 л.с. |
Крутящий момент | 50 Нм |
Масса | 165 кг |
Высота по седлу | 820 мм |
Разгон 0-100 км/ч | 4,9 с. |
Максимальная скорость | 160 км/ч |
HONDA CB1000R
Если хочется чего-то помощнее, а опыт и бюджет позволяют, можно присмотреться к топовому нейкеду от «Хонды». Да что вообще за рейтинг мотоциклов без «Хонды»? Модель CB1000R увидела свет в 2007 году, придя на смену морально устаревшему «шершню» CB900F Hornet. А в 2018-м пережила мощный рестайлинг, получив новый внешний вид, более мощный двигатель (мощность увеличилась со 125 до 145 «лошадей») и ряд важных опций, повышающих безопасность. В частности — двухканальную АБС, идущую уже в базовой комплектации, и трехрежимный трекшн-контроль.
Главная гордость японцев — конечно, мотор (тут Honda сильна и в автомобилях, и в байках, о чем ее спортивные успехи красноречиво говорят). Литровый (точнее — 998-кубовый) 4-цилиндровый двигатель в свое время перенастроили и даже слегка дефорсировали для достижения высокого крутящего момента (99 Нм у дорестайлинговой версии, 104 Нм — у новой) уже на средних оборотах. Самое то для активного перемещения по городу, за что такие нейкеды, собственно, и покупают, и любят. Ценник, конечно, «кусачий», и это можно было бы записать в минус. Но… Речь о Honda, в конце концов! А качество и бренд всегда стоили дорого.
Технические параметры
Тип двигателя | 4-цилиндровый, 4-тактный, рядный |
Объем двигателя | 998 см³ |
Мощность двигателя | 145 л.с. |
Крутящий момент | 104 Нм |
Масса | 213 кг |
Высота по седлу | 830 мм |
Разгон 0-100 км/ч | 3,15 с. |
Максимальная скорость | 228 км/ч |
Топ-3 лучших мотоциклов для деревни
Что подходит для города, не всегда сгодится в деревне. И дороги другие, да и функции у техники, как правило, тоже. Кто-то использует мотоцикл для поездок на рыбалку, кто-то — картошку в мешках перевозит. Тут чем практичнее, надежнее, и дешевле — тем лучше. Итак, какие байки подойдут для сельской местности?
YAMAHA YBR125
Очередной пример того, как в Yamaha, планируя нишевую бюджетную модель для региональных рынков (в данном случае — для Китая, где в 2000 году и стартовало производство YBR125, а заодно для небогатых стран Юго-Восточной Азии), столкнулись с бешеной популярностью своего детища по всему миру. Байк, задумывавшийся как недорогой, но фактически неубиваемый экземпляр, идеально подходящий к сельским районам, уже в 2004-м «пришлось» отправить на импорт в Европу, Южную Америку и Россию. Фантастически надежный двигатель, которому не страшен ни холод, ни жара, прочная стальная рама, внушительные хода подвески, компактное и узкое шасси, приличный дорожный просвет, небольшая общая масса… Даже задний стальной багажник есть в наличии! Идеальный комплект для перемещения по проселочным дорогам, хотя и в городе на таком тоже комфортно. Мало мощности? Конечно, 10 «лошадей» даже табуном не назовешь, динамика и высокая скорость — не про YBR125. Но их от него никогда и не требовали. Зато надежности тут — на десятерых. Да и неприхотливость в обслуживании, простота конструкции и легкость в ремонте весьма ценились покупателями.
Да, выпускать YBR125 перестали уже 10 лет назад. Но десятки, если не сотни тысяч данных байков до сих пор на ходу и пользуются спросом на вторичном рынке. В России — в том числе.
Технические параметры
Тип двигателя | 1-цилиндровый, 4-тактный |
Объем двигателя | 124 см³ |
Мощность двигателя | 10 л.с. |
Крутящий момент | 9,6 Нм |
Масса | 126 кг |
Высота по седлу | 780 мм |
Максимальная скорость | 110 км/ч |
URAL GEAR UP
Единственный в мире полноприводный мотоцикл с коляской… Звучит? Еще как! Аж гордость берет, ведь речь — о нашем, об «Урале». Который внешне почти не меняется, наверное, со времен Великой Отечественной. Но конструктивно, конечно, с тех пор существенно осовременился. Так что до сих пор выпускаемый на предприятии в Ирбите (Свердловская область) Gear Up имеет мало общего со своими дедами и прадедами.
Главные козыри «Урала» с коляской, которые сделали его популярным далеко за пределами Родины — практичность и надежность. В конце концов, на этих мотоциклах люди в кругосветки отправляются! Не то, чтобы Gear Up совсем не ломался, но специалисты Ирбитского завода постоянно находят решения, способные снизить количество таких неприятностей. В частности, во время последней модернизации, случившейся в 2023 году, особое внимание уделили повышению надежности и долговечности ШРУСов карданного вала, роликовых толкателей, а также улучшению конструкции картера. Мощность 2-цилиндрового «оппозитника», кстати, осталась прежней — 41 л.с. Ее вполне хватает, чтобы разогнать мотоцикл (все-таки, как-то не выходит называть его «байком») до 100 км/ч. Только мчать на такой скорости на нем все еще страшно… А вот путешествовать по размытым грунтовкам, холмам, полям и весям, везя в коляске второго пассажира или какой-нибудь нужный в хозяйстве скарб — по-прежнему в удовольствие! Жаль только, дешевым нынешний Ural Gear Up назвать сложно.
Технические параметры
Тип двигателя | 2-цилиндровый, 4-тактный, оппозитный |
Объем двигателя | 745 см³ |
Мощность двигателя | 41 л.с. |
Крутящий момент | 57 Нм |
Масса | 341 кг |
Высота по седлу | 813 мм |
Максимальная скорость | 105 км/ч |
MOTOLAND XR250 LITE
Куда же в рейтинге лучших мотоциклов для деревни без эндуро? Самое то для путешествий по пересеченной местности. Чем проще и надежнее конструкция — тем лучше. Да и цена значение имеет. Во-первых, не так много в деревнях людей, готовых выложить за новый байк под миллион рублей. Во-вторых — иногда в этом нет смысла, ведь эксплуатировать дорогой мотоцикл в суровых условиях нецелесообразно и жалко.
XR250 Lite — тот самый вариант, который стоит как хороший телевизор. И привозят его тоже, как телевизор — в коробке. Собрать — дело нехитрое (с иным конструктором «Лего» можно провозиться куда дольше). На выходе имеем простой, как 3 рубля, но полноценный байк с «табунчиком» из 21 «лошадки» под сиденьем, 5-ступенчатой коробкой передач и максималкой в районе 100 км/ч. Для начинающих мотоциклистов или как средство быстрой доставки себя любимого из «точки А» в «точку Б» по перелескам, буеракам и холмам — идеально! Еще проще и дешевле будет только питбайк.
Технические параметры
Тип двигателя | 1-цилиндровый, 4-тактный |
Объем двигателя | 250 см³ |
Мощность двигателя | 21 л.с. |
Крутящий момент | 12 Нм |
Масса | 120 кг |
Высота по седлу | 910 мм |
Максимальная скорость | 100 км/ч |
Топ-3 лучших кроссовых мотоциклов
Не всем нужен мотоцикл для повседневных поездок. Есть просто увлеченные спортом люди, готовые выплескивать адреналин на трассах в прямой борьбе с соперниками! Только купить спортивный автомобиль и выбираться на платные автодромы по карману не каждому. Кроссовый мотоцикл тоже влетит в копеечку, но все же доступнее на порядок. Да и трассы для таких гонок оборудовать проще. Главное помнить — ездить на таких байках по обычным дорогам нельзя.
KTM 250 SX
Кроссовые мотоциклы — слишком нишевый сегмент, куда китайцы пока попасть только пробуют, но без особого успеха. Экономить здесь обычно не принято, так как по сути эти байки — спортинвентарь, чья главная задача — помощь владельцу выиграть гонку. Даже надежность отходит на второй план (лишь бы до финиша дотянул, остальное решим между стартами). На первом — мощность, оборотистость двигателя, управляемость… В общем, технологии решают. И лидеры в этом сегменте давно известны, предсказуемы, понятны.
KTM — один из них. Успехи в «Дакаре» — как квинтэссенция умения австрийцев делать внедорожные спортивные снаряды. 250 SX — популярная 2-тактная модель, за многие годы существования доведенная почти до совершенства. Это легкий и мощный мотоцикл с взрывным характером, обладающий отличной управляемостью, надежным сцеплением, шикарной КПП, первоклассной подвеской, и, возможно, лучшими в классе тормозами. К слову, компания KTM — одна из немногих в мире, которая выпускает 2-тактные кроссовые модели, в 250 SX — практически икона класса.
Технические параметры
Тип двигателя | 1-цилиндровый, 2-тактный |
Объем двигателя | 249 см³ |
Мощность двигателя | 50 л.с. |
Крутящий момент | — |
Масса | 103 кг |
Высота по седлу | 992 мм |
YAMAHA YZ250F
Одно из преимуществ Yamaha — алюминиевая рама, которой модель YZ250F обзавелась после рестайлинга еще в 2006 году. А также — высокая доля интеграции с более «взрослой» (по «кубатуре», конечно) моделью YZ450F, что значительно упрощает поиск и доступность необходимых деталей и запчастей. Хотя и без этого кроссовый байк от «Ямахи» выделяется в сравнении с конкурентами продуманной эргономикой (разве что сидушка жестковата), он легче и тоньше аналогичных байков. Двигатель — отдельная песня, с его не столько высоким крутящим моментом, сколько возможностью этот момент получить уже на малых оборотах. Плюс возможности настройки этого самого двигателя — максимально просты и практически безграничны (в конце концов, у байка есть WiFi, а дальше — приложение Yamaha Power Tuner и личный смартфон в помощь). И с управляемостью у японцев никогда проблем не было.
Технические параметры
Тип двигателя | 1-цилиндровый, 4-тактный |
Объем двигателя | 249 см³ |
Мощность двигателя | 43 л.с. |
Крутящий момент | 29,5 Нм |
Масса | 103 кг |
Высота по седлу | 991 мм |
HUSQVARNA FC350
Шведы знают толк не только в бензопилах и газонокосилках — с мотоциклами там тоже порядок, особенно — с кроссовыми. Husqvarna FC350 — идеальный симбиоз маневренности 250-кубового и мощности 450-кубового байка. Он быстрее, чем может показаться — спасибо совокупным усилиям 58 «лошадей» под сиденьем. Энергоемкая регулируемая подвеска, идеальная геометрия шасси и низкий центр тяжести помогают филигранно чувствовать «снаряд» на трассе даже в сложных поворотах. И в целом опытные гонщики отмечают особую дружелюбность «Хускварны» — практически с первых минут знакомства на ней можно ездить быстро и агрессивно без особого привыкания. Даже в непростых погодных условиях. Хотя наличия необходимых навыков и опыта у райдера это, конечно, не отменяет.
Цена тоже имеет значение — даже с более мощным двигателем, в сравнении с конкурентами из KTM или Yamaha, Husqvarna стоит плюс-минус тех же денег.
Технические параметры
Тип двигателя | 1-цилиндровый, 4-тактный |
Объем двигателя | 349 см³ |
Мощность двигателя | 58 л.с. |
Крутящий момент | — |
Масса | 100 кг |
Высота по седлу | 950 мм |
Топ-3 лучших мотоциклов для путешествий
Кому-то и в салоне машины вояж из Москвы в Сочи покажется испытанием. А кто-то на мотоцикле готов промчать в один присест больше тысячи километров, да еще и по полям-горам успеть поездить! Есть в этом своя романтика, как ни крути. Не всем доступная, но кто разок прочувствует — влюбится в такие поездки на всю жизнь. Логично, что класс мотоциклов для путешествий — один из самых популярных на рынке.
BMW R1200GS
Баварские байки столько же успешны и популярными, как и их легковушки. Неудивительно, что в наш топ-3 лучших мотоциклов для путешествий попали сразу две модели BMW. В чем-то похожие, но существенно отличающиеся друг от друга.
История серии GS насчитывает более 40 лет, в течение которых эти мотоциклы (точнее, созданные на их базе раллийные монстры) успели даже выиграть легендарный «Дакар». Хотя R1200GS в том виде, в котором известен сейчас, появился лишь в 2004-м. Получив в русскоязычном мотосообществе ласковое прозвище «Гусь», этот туристический эндуро мгновенно полюбился фанатам путешествий по всему миру. Причем, несмотря на внушительные габариты (длина — более двух метров) и массу (около 200 кг), управляться с ним можно и в городе. Хотя основная стихия «Гуся» — конечно, дальние вояжи. Как по скоростным, ровным шоссе, так и, в чем основная прелесть именно этой модели — по бездорожью. Пережив за 20 лет выпуска несколько обновлений, внешне R1200GS особо не изменился, хотя «начинка» стала куда современнее, мощнее. При этом 125 «лошадей» отличаются весьма умеренным аппетитом — расход не превышает 6 л на 100 км, так что одного бака (24 л) хватает надолго.
Вообще, нахваливать туристический флагман BMW смысла нет. Если съезжать с ровных дорог вы не планируете, есть смысл посмотреть что-то другое. Но именно среди турэндуро альтернатив «Гусю» не так много. О чем свидетельствуют его продажи, растущие год от года по всему миру.
Технические параметры
Тип двигателя | 2-цилиндровый, 4-тактный, оппозитный |
Объем двигателя | 1170 см³ |
Мощность двигателя | 125 л.с. |
Крутящий момент | 125 Нм |
Масса | 216 кг |
Высота по седлу | 850 мм |
Разгон 0-100 км/ч | 3,48 с. |
Максимальная скорость | 211 км/ч |
BMW R1200RT
Как раз на случай, если бездорожье, путешествия в гору и долгие перегоны по разбитым грунтовкам вас не привлекают, а путешествовать привычнее по асфальту, пусть и на длинные расстояния, есть другой вариант от BMW — R1200RT. Истинный «туристический турист», что даже в названии модели зафиксировано (Reise Tourer). Он и внешне всем дает понять, что создан для дальних вояжей — аэродинамической формой кузова, встроенными в массивное лобовое стекло обтекаемыми зеркалами заднего вида, массивными багажными кофрами слева и справа от столь же просторного, мягкого и комфортного сиденья. На ходу R1200RT не раздражает шумом ветра, запаса тяги и мощности 1,2-литрового «оппозитника» (такого же, как на «Гусе») хватает с лихвой и для мгновенных ускорений при обгонах, и для поддержки высокой крейсерской скорости. Набор опций достаточен для самого требовательного путешественника, а управлять практически всеми системами (включая регулировки ветрозащитного щитка, подвески, медиа) можно с помощью джойстика (мультикольца) на руле. Круиз-контроль, АБС, датчики давления шин, обогревы сиденья и ручек — само собой, полагаются по умолчанию.
История серии RT такая же внушительная и насыщенная событиями, как и у серии GS — тоже берет начало еще в 70-х годах. И аналогичным образом модель успешна в продажах, одним из главных факторов чего стала, помимо прочего, высокая надежность этих байков.
Технические параметры
Тип двигателя | 2-цилиндровый, 4-тактный, оппозитный |
Объем двигателя | 1170 см³ |
Мощность двигателя | 125 л.с. |
Крутящий момент | 125 Нм |
Масса | 229 кг |
Высота по седлу | 830 мм |
Разгон 0-100 км/ч | 3,33 с. |
Максимальная скорость | 222 км/ч |
KTM 1290 SA
Австрийцы неспроста соседствуют с Баварией — может, поэтому они тоже научились строить шикарные туристические байки. KTM 1290 SA (Super Adventure или «Супер Приключение») представляет собой экстремальное воплощение концепции классического турэндуро и играет (летает?) на одном поле с «Гусем» от BMW. Сравнивать их можно долго, выискивая плюсы и минусы по сравнению с конкурентами. Байк от KTM значительно мощнее (160 л.с. против 125 л.с.) и более тяговит (крутящий момент — 140 Нм). Он чуть легче (на 10 кг), но при этом «прожорливее» (в силу чуть большего объема двигателя). Однако это детали, которые не способны существенно повлиять на ключевые характеристики мотоцикла. Как и «Гусь», 1290 SA — отличный байк для долгих путешествий как по ровным дорогам, так и вне их границ. С широким набором опций, отличным информативным дисплеем, шикарной оптикой (что важно при поездках по ночам). Комфортный и легко управляемый на всех скоростях. Отдельно стоит выделить широкий набор регулировок — настроить под себя можно практически все, от сидения и подвески до комбинации приборов. В долгой дороге любая мелочь может отвлекать, так что такое внимание к деталям заслуживает уважения.
Технические параметры
Тип двигателя | 2-цилиндровый, 4-тактный, V-образный |
Объем двигателя | 1301 см³ |
Мощность двигателя | 160 л.с. |
Крутящий момент | 138 Нм |
Масса | 227 кг |
Высота по седлу | 850 мм |
Разгон 0-100 км/ч | 3,3 с. |
Максимальная скорость | 200 км/ч |
Таблица цен на мотоциклы
Цена имеет немаловажное значение, когда речь идет о крупных покупках.
Модель | Цена (руб) |
---|---|
Мотоциклы для новичков | |
Bajaj Pulsar NS 125 | 170 000 |
Yamaha MT-03 | 330 000 |
Honda CB400 Super Four | 450 000 |
Мотоциклы для города | |
Yamaha MT-07 | 500 000 |
Voge 525AC | 500 000 |
Honda CB1000R | 730 000 |
Мотоциклы для деревни | |
Motoland XR250 LITE | 80 000 |
Yamaha YBR125 | 150 000 |
Ural Gear Up | 950 000 |
Кроссовые мотоциклы | |
Yamaha YZ250F | 410 000 |
Husqvarna FC350 | 450 000 |
KTM 250 SX | 690 000 |
Мотоциклы для путешествий | |
BMW R1200GS | 900 000 |
BMW R1200RT | 950 000 |
KTM 1290 SA 2 | 100 000 |
*Цены действительны на момент публикации. Указаны самые доступные предложения, включая вторичный рынок, для экземпляров не старше 2014 года.
Как выбрать мотоцикл
Потеряться в многообразии классов, брендов и конкретных моделей несложно даже искушенному байкеру. Не говоря о начинающих. Мы подготовили пять советов, которые помогут определиться с выбором «железного коня».
- Определитесь, как будете его использовать
Мы неспроста уделили внимание в начале текста классификации разных видов байков. Различия между ними гораздо существеннее, чем между условными седаном и кроссовером у автомобилей. Эндуро или круизер будут не слишком удобны в повседневной эксплуатации в городских условиях. А нейкед не позволит комфортно преодолевать большие расстояния. Если предполагается, что байк вам нужен в качестве развлечения на выходные во время поездок на дачу или в деревню, чтобы комфортно прошвырнуться до ближайшего места рыбалки, где «хорошо клюет карась», или просто попрыгать на кочках в полях, классический дорожный мотоцикл окажется бесполезен. В общем, лучше заранее понимать, где чаще всего будет использоваться ваш новый двухколесный друг. И подбирать модель соответствующе.
- Оцените свои навыки
Помните, мотоцикл — это провокатор. Как дорогой и быстрый автомобиль. Даже если уверены, что планируете ездить спокойно, не факт, что спустя год или два вам не покажется, что вы достаточно подготовлены, чтобы проверить его в максимально экстремальных условиях. А значит, можно выкрутить ручку газа на полную — и… Вот это «и» очень часто приводит к трагедиям.
Вопреки распространенному мнению, мотоциклисты не так часто попадают в аварии. Но это как с самолетами — вероятность угодить в авиакатастрофу в разы меньше, чем попасть ДТП, но шанс выжить в подобном крушении — ниже еще на порядок. Так и с байками. Почти любой инцидент на дороге тут чреват травмами. Или гибелью. Так что надо трезво оценивать свои возможности. Не стоит покупать супербайк, едва сдав на категорию А.
- Проверьте техническое состояние мотоцикла
Конечно, это касается вторичного рынка. В хорошие мотоциклы изначально заложен большой запас прочности. Но и эксплуатируют их, как правило, в суровых, иногда — предельных режимах. Особенно это касается спортивных и кроссовых байков. Понять, насколько бережно предыдущий владелец с ним обращался, поможет только тщательный технический осмотр. Если не разбираетесь сами — лучше доверьтесь проверенному сервису. Шанс нарваться на «убитый» байк при покупке бэушной техники тут значительно выше, чем в случае с автомобилями.
- Не прогадайте с мощностью
Помимо собственных возможностей надо оценивать и возможности байка. Кубатура и мощность мотора — это не только про максимальную скорость и разгон. Крепкий мужчина, весом за центнер, купивший маломощный мотоцикл, будет неприятно удивлен, что он под ним… не едет. А чувствовать себя Санчо Пансой на ослике, отдав за «ослика» под миллион рублей, может показаться неприятным. Особенно, если речь — о круизере, когда в довесок к самому водителю полагаются еще пассажир и багаж.
Есть и обратная сторона медали — хрупкой девушке, купившей мощный, большой, а значит — и тяжелый мотоцикл, будет невероятно сложно справляться с ним на парковках, толкать руками в ситуациях, когда это требуется. Не говоря о том, чтобы такой поднять, если он случайно «завалился».
- Берите то, что нравится
По большому счету, предыдущие пункты — лишь рекомендация. Давайте честно: мотоцикл — это игрушка. Причем, игрушка дорогая. Его редко покупают чисто из практических соображений. Тут вопрос про эмоции, удовольствие, новые ощущения! И если вы созрели для такой покупки, то она должна нравиться. Иначе выбросите деньги на ветер.
Мотоцикл, как и спутника жизни, надо выбирать не разумом, а сердцем. Главное — впоследствии голову не терять.
Отзыв эксперта о мотоциклах
Автоэксперт Андрей Ломанов с культурой байкеров знаком не понаслышке — сам с удовольствием использует двухколесную технику. Для наших читателей он поделился своим опытом.
— Мотоцикл — это удобно. Не только в пробках, когда можно проехать «сквозь» поток. Но, в том числе, и в дальних путешествиях. Если в наличии хороший, мощный и комфортный байк, устроить мотопробег по живописным местам — одно удовольствие! Плюсы и минусы понятны. В холод, мороз и снег не поездишь — небезопасно, да и некомфортно. И много багажа с собой не возьмешь — придется ограничиться самым необходимым. Зато, в отличие от автомобиля, не так страшно съехать с асфальта, подняться в горы или пробраться к живописному озеру. А современные модели — с электронными системами активной помощи водителю, подогревом сиденья, руля, классной музыкальной акустикой и так далее — делают эти поездки почти такими же комфортными, как на машине.
Если что-то случилось в дороге — от мелкой неприятности, вроде «кончился бензин» или «спустило колесо», до, не дай бог, аварии — ни один другой байкер мимо вас не проедет. Первый же остановится, спросит, нужна ли помощь. И обязательно ее окажет — по мере своих сил и возможностей. Это особенное чувство — когда понимаешь, что тебя не оставят в беде. Что ты всегда можешь рассчитывать на выручку.
В общем, покупка своего мотоцикла — как пропуск в новый мир. Но очень важно всегда грамотно оценивать риски, которые связаны с его управлением.
Популярные вопросы и ответы
В какую погоду можно ездить на байке, чем он лучше и хуже автомобиля, какой экипировкой стоит обзавестись? Отвечает автоэксперт Андрей Ломанов.
Какие права нужны для мотоцикла?
M — позволяет управлять мопедами. Если конкретнее — масса мотоцикла не должна превышать 350 кг, объем двигателя — 50 см³, а максимальная скорость — 50 км/ч. Пройти обучение и сдать на права можно по достижении 16 лет.
А1 — также доступна с 16 лет, но дает право на управление байками с кубатурой двигателя не больше 125 см³.
А — тут придется ждать совершеннолетия. Зато после обучения и успешной сдачи экзаменов ездить можно на мотоциклах любых типов, видов и мощности.
В чем преимущества мотоцикла перед автомобилями?
Хотя бросать его на Красной площади все равно не советую.
Какие главные минусы мотоцикла?
Из практических минусов — ограниченность числа пассажиров (как правило, помимо водителя поместится максимум один человек) и скромная грузоподъемность — багаж для дальних вояжей придется собирать скрупулезно и экономно, очень тщательно отсекая все лишнее.
В какую погоду можно ездить на мотоцикле?
В каком возрасте лучше начинать ездить на мотоцикле?
Но байкеры со стажем считают, что оптимальный возраст для покупки первого серьезного мотоцикла — от 35 лет и старше. Мол, к этим годам у большинства людей формируется должная дисциплина поведения на дороге, а желание «чудачить», «гонять» и «красоваться перед друзьями», столь свойственное молодежи, уходит. Проще говоря — к этому возрасту люди просто мудреют.
Однако все мы разные. Кто-то и в юности понимает, чем может обернуться попытка установить рекорд скорости на дороге… Другие даже выйдя на пенсию продолжают устраивать выкрутасы в попытках впечатлить окружающих. Так что возраст не важен, важны — самоконтроль и дисциплина.
Можно ли ездить на мотоцикле между рядами?
И совершенно точно нельзя ездить по полосам безопасности и разделительным полосам. Иначе говоря — левее левого или правее правого ряда.
Какая экипировка нужна для управления мотоциклом?
На практике, конечно, этого недостаточно. У байка нет кузова, нет ремней, подушек безопасности. Даже падение или авария на небольших скоростях способны повлечь серьезные травмы: от стесанных до «мяса» пальцев рук до перелома позвоночника из-за лежащей в рюкзаке банке «колы». В идеале пригодятся мотоштаны и мотокуртка, налокотники и наколенники, перчатки и специальная обувь. Чтобы каждая часть вашего тела была надежно защищена.