Выбор новой электрогитары — это важный шаг для любого музыканта, начинающего или профессионала. Разница лишь в том, что профессионал знает, что ему нужно, имеет достаточный опыт для сравнения разных моделей, либо сознательно идет на эксперименты. Новичок же выбирает часто по двум параметрам: внешний вид и название фирмы-производителя.
В нашем рейтинге мы сосредоточились исключительно на магазинных моделях — новых инструментах, доступных в розничных торговых точках. Мы сознательно исключили вторичный рынок, винтажные и антикварные гитары — этой теме посвящены книги и масштабные исследования, и в рамках рейтинга ее рассмотреть невозможно. Наша задача — помочь вам найти гитару, соответствующую вашему уровню, стилю и бюджету.
В статье собраны лучшие модели новых электрогитар в 2025 году по мнению редакции проекта «Выбор экспертов». Статья носит рекомендательный характер и не является руководством к покупке или иным действиям. Рекомендуем проверять информацию на официальных сайтах производителей.
Выбор редакции
Рейтинг составлен на основе мнения редакции КП. Рекомендации и дополнения по рейтингу вы можете отправить на почту expert@kp.ru.
Cort CR300
Cort CR300 — электрогитара из линейки Classic Rock от южнокорейского бренда Cort Guitars. Создатели явно вдохновлялись моделью Les Paul от «Гибсона», однако ценник в данном случае куда как более демократичный даже по сравнению с инструментами гибсоновской «дочки» Epiphone. Этот инструмент — недорогая «рабочая лошадка» для профессионалов и настоящий подарок для новичков.
Корпус выполнен из махагони с настоящим 15-миллиметровым кленовым топом. Что интересно, в отличие от множества других бюджетных гитар тут обошлись без шпона, имитирующего «огненный» клен. Отделан инструмент матовым тонким лаком, выглядит скромно, но достойно и стильно. Внешне напоминает «бюджетную» линейку Gibson Les Paul Studio.
Гриф — вклеенный, также из махагони, 22 лада, мензура 628 мм (24,75″) — все по классике, разве что накладка выполнена из ятобы, а не из палисандра. Но замена палисандра на другие породы дерева — обычное явление в наши дни. Ширина верхнего порожка — 42 мм.
В основе электроники — два активных хамбакера EMG RetroActive Fat 55. Производитель датчиков утверждает, что это очередная интерпретация классических гибсоновских PAF 1950-х годов, однако в активном формате. Верить этому маркетинговому ходу или нет, решайте сами. Очевидный плюс тут в том, что эти съемники можно заменить на другие хамбакеры EMG за пять минут. Звукосниматели установлены на коннекторах, и паять ничего не нужно.
Для полного счастья гитаристу всегда нужна еще одна гитара. Какую гитару вы планируете приобрести в следующий раз?
Основные характеристики
Форма корпуса | Single-cutaway (в стиле Les Paul) |
Материал корпуса | Махагон |
Топ (верхняя дека) | Клен (15 мм) |
Отделка корпуса | Полуглянцевая |
Материал грифа | Махагон |
Крепление грифа | Вклеенный (Set-neck) |
Мензура | 24,75″ (628 мм) |
Накладка на гриф | Ятоба (Jatoba) |
Радиус накладки | 12″ (305 мм) |
Количество ладов | 22 Medium |
Инкрустация | Перламутровые блоки |
Ширина верхнего порожка | 1,625″ (41,3 мм) |
Звукосниматели | 2 хамбакера EMG® RetroActive FAT 55 (активные) |
Электроника | 2 регулятора громкости, 2 регулятора тона, 3-позиционный переключатель |
Бридж | Tune-O-Matic с фиксированным струнодержателем (Stop Tailpiece) |
Рейтинг топ-5 лучших недорогих электрогитар для начинающих
Выбрать первую гитару — задача не из легких. На что обратить внимание? Что важно, а что нет? Постарались разобраться и подобрать для вас лучшие электрогитары для начинающих, которые не бьют по кошельку.
JET JS-300 BL R
Jet JS-300 — очередная инкарнация Fender Stratocaster в бесконечном ряду. Хороший вариант для обучения, также подойдет в качестве подменной гитары.
Корпус из липы или тополя, гриф из печеного клена с накладкой из этого же материала (распространенное ныне решение даже в бюджетном сегменте). Есть модификации с палисандровой накладкой. Крепление грифа — винтовое. Удобный профиль Modern C, радиус накладки — 9,5 дюйма. Тремоло на шести опорах, три стратовских сингла, одна громкость, два тона. Мензура фендеровская — 648 мм (25,5’’), ширина порожка — 42 мм. В целом все по канонам.
Синглы — керамические. Многие покупатели наверняка сразу захотят заменить их на алниковые, однако необходимости в этом нет. Во-первых, для такой ценовой категории керамика — основное решение. Во-вторых, свою задачу они выполняют полностью, и звук у инструмента вполне убедительный.
У этой гитары и других моделей «Джета» множество положительных отзывов от музыкантов различного уровня. Если вам нужен «фендер стратокастер за недорого», то это ваш выбор.
Основные характеристики
Корпус | Липа или тополь |
Гриф | Канадский обожженный клен (roasted maple), болтовое крепление |
Накладка на гриф | Палисандр (версия с маркировкой R) или клен |
Профиль грифа | Modern C |
Радиус накладки | 9,5″ |
Количество ладов | 22 |
Мензура | 25,5″ (647,7 мм) |
Анкерный стержень | Двойного действия |
Звукосниматели | 3 керамических сингла (SSS) |
Электроника | 1 громкость, 2 тона, 5-позиционный переключатель |
Бридж | Тремоло |
Фурнитура | Хромированная |
Squier Sonic Telecaster
Squier Sonic Telecaster — не просто очередная интерпретация «телека», а, можно сказать, оригинал, пусть и бюджетный. Дело в том, что Squier — дочерний бренд компании Fender.
У Squier Sonic — узнаваемый корпус с одним вырезом, два керамических сингла, трехпозиционный переключатель, одна громкость, один тембр и современный бридж с шестью седлами. В целом — ничего нового, но есть пара отличий.
Во-первых, толщина корпуса у серии Sonic — 40 мм, в то время как стандарт — 45 мм. Не всем пользователям такое нравится, некоторые убеждены, что это негативно сказывается на звуке. Полагаем, что такие суждения — явное преувеличение. Тонкий корпус делает инструмент легким, что для ряда музыкантов — важный критерий.
Во-вторых, на бридже загрузка струн сверху, а не сквозь корпус. В верхней загрузке струн ничего необычного нет — такие модели уже были на рынке. Загвоздка в том, что у них бридж другой конструкции. Решение «Скваера» явно не самое лучшее и не самое удобное, хотя в целом рабочее.
По грифу все стандартно: клен + клен или клен + индийский лавр, 21 лад, мензура 648 мм (25,5’’), ширина верхнего порожка — 42 мм. Естественно, гриф крепится к корпусу шурупами. На наш взгляд, целевая аудитория этих гитар — не начинающие музыканты, а поклонники модификаций и экспериментов. Для всевозможных «модов» Sonic Telecaster — отличная платформа.
Основные характеристики
Материал корпуса | тополь |
Тип бриджа | фиксированный |
Материал грифа | клен |
Накладка на гриф | клен или индийский лавр |
Профиль грифа | C |
Количество ладов | 21 |
Вид колков | Закрытые |
Звукосниматели | S-S |
ARIA STG-57
ARIA STG-57 — электрогитара японского бренда Aria Guitars. Еще один классический «страт», инструмент для блюза, рока и иных «нетяжелых жанров». Цифровой индекс в названии, очевидно, намекает на источник вдохновения производителя — Fender Stratocaster 1957 года.
Корпус из ольхи с глянцевой отделкой, привинченный гриф из клена с кленовой накладкой, 22 лада, мензура — 648 мм (25,5’’), ширина верхнего порожка — 42 мм. Гитара оснащена тремя синглами с магнитами Alnico 5. Наличие алниковых датчиков будет греть душу любителям «винтажа». Управление — стандартное для страта (одна громкость, два тона, пятипозиционный переключатель).
Тремоло — классическое на шести шурупах с гнутыми седлами — еще один плюс для любителей классики. Эта гитара подходит тем музыкантам, которым нужен не просто обычный страт, а недорогой стратокастер по мотивам гитар 1950-х годов.
Основные характеристики
Характеристика | Значение |
Корпус | Ольха |
Гриф | Клен |
Накладка на гриф | Клен |
Количество ладов | 22 |
Мензура | 648 мм (25,5″) |
Радиус накладки | 240 мм (9,5″) |
Звукосниматели | 3 сингла Alnico V (конфигурация SSS) |
Электроника | 1 регулятор громкости, 2 регулятора тона, 5-позиционный переключатель |
Бридж | Тремоло в винтажном стиле |
Фурнитура | Хромированная |
SCHECTER SGR AVENGER M
SCHECTER SGR AVENGER M — электрогитара от американского бренда Schecter Guitar Research, разработанная для начинающих музыкантов, увлеченных роком и металлом.
Корпус из липы с двойным вырезом и выпуклым топом. Гриф из клена, привинченный, накладка из палисандра с 24 средними ладами — оптимально для скоростных солирующих партий. «Скоростной» радиус накладки 14’’ и тонкий профиль грифа также порадуют «спортсменов от музыки». Порожек — графитовый шириной 42 мм от знаменитого производителя гитарной фурнитуры GraphTech. У этого производителя есть как поклонники, так и противники, но сам факт наличия такой фурнитуры на недорогой гитаре — явный плюс. Мензура — 648 мм (25,5’’).
Два выхлопных керамических хамбакера Schecter Diamond Plus подойдут для тяжелых стилей, но вряд ли порадуют музыканта универсальностью. Управление предельно простое: трехпозиционник, одна громкость, один тон.
Это отличный выбор для новичков, ищущих инструмент с необычным внешним видом и необычным характером. От «классики» здесь нет совсем ничего; современные тяжелые стили — вот, где эта гитара проявит себя в полной мере.
Основные характеристики
Корпус | Липа |
Контур корпуса | Выпуклый (arched top) |
Гриф | Клен, винтовое крепление |
Накладка на гриф | Палисандр |
Мензура | 25,5″ (648 мм) |
Количество ладов | 24 Medium |
Радиус накладки грифа | 14″ (355 мм) |
Профиль грифа | Тонкий «C» |
Толщина грифа | 1 лад – 0,787″ (20 мм); 12 лад – 0,866″ (22 мм) |
Ширина порожка | 1,653″ (42 мм) |
Верхний порожек | Graphite (Graph Tech XL Black Tusq) |
Анкерный стержень | Двойной, регулируемый с 4 мм анкерным болтом |
Звукосниматели | 2 хамбакера Schecter Diamond Plus |
Электроника | 1 регулятор громкости, 1 регулятор тона, 3-позиционный переключатель |
Бридж | Tune-O-Matic с креплением струн через корпус |
Epiphone Les Paul 100
Les Paul 100 — электрогитара от Epiphone, дочерней компании Gibson. Это самый недорогой «лес пол» в линейке производителя, который своим внешним видом напоминает оригинал (модели Les Paul Special — не в счет). Это одна из моделей-долгожителей: в каталогах компании она повилась в начале 1990-х годов и только недавно была снята с производства. Однако в продаже до сих пор встречается очень часто и регулярно.
Корпус — утонченный по сравнению с оригиналом, топ — с небольшой выпуклостью. Производитель заявляет, что корпус выполнен из красного дерева, но, по нашему опыту, «Эпифон» часто использовал разные сорта древесины, не всегда в соответствии с указанными спецификациями. Гриф из окуме с палисандровой накладкой, крепится к корпусу на четыре шурупа. Если для «фендероидов» и подобных гитар это традиционное решение, то на «лес полах» оно применяется только в ультрабюджетном сегменте. Мензура — 628 мм (24,75’’).
По электронике все традиционно: два открытых керамических хамбакера 700T и 650R, два регулятора громкости, два регулятора тона и трехпозиционник. Очевидно, что основная целевая аудитория этого инструмента — начинающие музыканты. Однако у этой гитары есть свой шарм — по звуку и ощущениям она напоминает нечто среднее между «лес полом» и «телеком» с хамбакерами. Так что если вам нужна платформа для «модов» и хочется чего-то необычного, попробуйте Les Paul 100.
Основные характеристики
Форма корпуса | Les Paul |
Материал корпуса | Махагон (красное дерево) |
Топ (верхняя дека) | Клен |
Отделка корпуса | Глянцевая |
Материал грифа | Махагон |
Крепление грифа | На шурупах |
Профиль грифа | C-образный |
Мензура | 24,75″ (628,65 мм) |
Накладка на гриф | Лавр (Indian Laurel) |
Радиус накладки | 12″ (304,8 мм) |
Количество ладов | 22 |
Звукосниматели | Humbucker Epiphone 650R (гриф), 700T (бридж) |
Электроника | 2 регулятора громкости, 2 регулятора тона, 3-позиционный переключатель |
Бридж | Tune-O-Matic |
Струнодержатель | Стоп-бар (Stop Bar) |
Рейтинг топ-5 лучших профессиональных электрогитар
Fender American Ultra II Stratocaster
American Ultra Stratocaster — «усовершенствованный» страт от компании Fender, а Ultra — одна из самых топовых линеек у этого производителя. «Новшества» включают в себя бесшумные звукосниматели вместо классических синглов, дополнительные варианты коммутации датчиков, накладку грифа с переменным радиусом (10-14’’), локовые колки, дополнительный скос в месте соединения грифа и корпуса (облегчает доступ к верхним ладам).
Выпускается в двух основных модификациях: трехсингловом и с хамбакером в бридже. Корпус — ольховый, гриф цельнокленовый с 22 ладами, либо клен + черное дерево (не частое решение у «Фендера»). Мензура — 648 мм (25,5’’). Тремоло — современное на двух опорах.
Слово «American» в названии говорит о стране производства. Для ряда покупателей этот аргумент является основным. В целом инструмент рассчитан на тех, кому нужна классика по форме, но не по содержанию. Звук этой модели напоминает винтажный «страт», но точно не копирует его.
Основные характеристики
Материал корпуса | Отборная ольха (Select Alder) |
Отделка корпуса | Глянцевый полиуретан (Gloss Urethane) |
Материал грифа | Клен (Quartersawn Maple) |
Профиль грифа | Modern «D» |
Крепление грифа | 4-болтовое асимметричное (4-Bolt Asymmetrical) |
Мензура | 25,5″ (648 мм) |
Накладка на гриф | Клен или черное дерево (Ebony) |
Радиус накладки | Переменный 10″–14″ (254–355,6 мм) |
Количество ладов | 22 Medium Jumbo |
Конфигурация звукоснимателей | SSS, HSS |
Звукосниматели | 3 Ultra II Noiseless™ Vintage Strat® / Ultra Double Tap™ humbucking bridge pickup; two Ultra Noiseless Hot Strat single-coil pickups (middle and neck) |
Gibson Les Paul Standard
Для этой позиции в рейтинге достаточно написать лишь одно название — и сразу все ясно. «Лес Пол Стандарт» — он и в Африке «Лес Пол Стандарт». Модель выпускается практически без перерыва с 1952 года и дошла до наших дней с минимальными изменениями. Конечно, найдутся знатоки, для которых ««Гибсон» уже не тот», но для большинства практикующих музыкантов эти раговоры глубоко второстепенны.
Les Paul Standard — культовая электрогитара от американского бренда Gibson. В отличие от многих конкурентов, «Гибсон» выпускает продукцию под своим брендом только в США. «ЛП стандарт» на протяжении всей своей истории применялся абсолютно в разных жанрах музыки, поэтому и для вас тут также не будет ограничений.
Корпус из красного дерева с кленовым топом. Топ — настоящий, чаще всего класса ААА (AAA Flame Maple Top), никакого декоративного шпонирования не применяется. Временами встречаются инструменты с обычным кленом (Plain Maple Top). На гитарах, выпускавшихся с 1984 по 2019 год могут встречаться полости в корпусе (Weight Relief) для уменьшения веса — нужно уточнять информацию по каждому экземпляру перед покупкой.
Звукосниматели в зависимости от модификации могут отличаться, но все они — «пафообразные» хамбакеры с небольшим «выхлопом». Как правило, ставят Burtstbucker разных версий либо Gibson 57 Classic. Управление — две громкости, два тона, трехпозиционный переключатель.
Вклеенный гриф из махагони с тонким профилем 60’s Slim Taper или более округлым 50’s Rounded. Накладка из палисандра, 22 лада, мензура 628 мм (24,75 дюйма), ширина порожка — 43 мм — вечная классика.
Можно смело сказать, что «Лес Пол Стандарт» — это гитара-эталон. Поэтому подойдет без исключения всем, даже тем, кто рассматривает музыкальные инструменты как часть интерьера.
Основные характеристики
Материал корпуса | Красное дерево (махагон) |
Топ | Клен |
Отделка корпуса | Глянцевый нитроцеллюлозный лак |
Материал грифа | Красное дерево (махагон) |
Профиль грифа | Slim Taper, 50’s Rounded |
Крепление грифа | Вклеенный |
Накладка на гриф | Палисандр |
Радиус накладки | 12″ (305 мм) |
Мензура | 24,75″ (628 мм) |
Количество ладов | 22 Medium Jumbo |
Электроника | 2 регулятора громкости, 2 регулятора тона, 3-позиционный переключатель |
Бридж | ABR-1 Tune-O-Matic |
Струнодержатель | Стопбар (алюминий или цинк) |
Колки | Grover Rotomatic |
Ibanez RG 550
Ibanez RG 550 — электрогитара из восьмидесятых. Тогда стала популярна скоростная гитарная музыка, для которой потребовались новые инструменты. Модель вышла на рынок в середине 1980-х годов и выпускается по сей день. Также есть похожие инструменты (RG 1550, RG 2550), которые по сути являются переизданиями RG 550.
550 производится и всегда производился в Японии на заводе FujiGen. Гитара идеальна для рока, метала и «скоростной» игры, но никто не мешает вам приспособить ее под свои задачи. Внимательный читатель наверняка обратил внимание на то, что эта модель, равно как и вся серия RG, напоминает Fender Stratocaster. Все так и есть — эта серия является переосмыслением, переработкой «страта». В 1980-е годы появился целый отдельный класс гитар под названием «суперстраты», и RG — один из самых ярких его представителей. От классики его отличают: тонкий гриф с 24 ладами и практически плоской накладкой, конфигурация датчиков «хамбакер-сингл-хамбакер», наличие двустороннего тремоло, более агрессивные обводы корпуса.
Корпус из липы с глубокими вырезами, обеспечивающими доступ к верхним ладам. Фирменное тремоло Edge или Lo-Pro Edge, схожее по принципу работы с Floyd Rose. Электроника — фирменные звукоcниматели серии V. Гриф — тонкий «скоростной», однако понравится он не только «гитаристам-спортсменам»: ибанезовские грифы в целом отличаются удобством. Накладка — кленовая, встречаются вариации с палисандром на грифе.
RG 550 прочно ассоциируется с тяжелой музыкой и быстрыми пассажами и заточен именно под такое звучание. Но никто не мешает вам экспериментировать — такая модель должна быть коллекции у каждого гитариста.
Основные характеристики
Материал корпуса | Липа (Basswood) |
Отделка корпуса | Глянцевый полиуретан |
Материал грифа | 5-слойный клен/орех (Super Wizard) |
Крепление грифа | Привинченный (Bolt-on) |
Профиль грифа | Super Wizard |
Мензура | 25,5″ (648 мм) |
Накладка на гриф | Клен |
Радиус накладки | 430 мм (16,93″) |
Количество ладов | 24 Jumbo |
Инкрустация | Черные точки |
Верхний порожек | Локовый (Locking), ширина 43 мм (1,69″) |
Звукосниматели | V7 (H) — гриф, S1 (S) — середина, V8 (H) — бридж |
Управление | 1 громкость, 1 тон, 5-позиционный переключатель |
Бридж | Edge Tremolo (с расстоянием между струнами 10,8 мм) |
Колки | Gotoh |
PRS Custom 24
PRS Custom 24 — флагманская электрогитара от компании Paul Reed Smith Guitars. Модель, выпускаемая в Мэриленде (США), дебютировала на музыкальной выставке NAMM в 1985 году и по сей день остается одним из эталонов в гитарном мире. Хотя вокруг PRS нет такого ореола мифов и культа как вокруг «Фендера» и «Гибсона».
Внешне Custom 24 напоминает гибрид «страта» и «Лес Пола». От первого здесь — обводы корпуса (хотя сходство относительно) и фендерообразное тремоло. От второго — корпус из красного дерева с выпуклым кленовым топом и вклеенный гриф. Интересно, что мензура у гитары — 25 дюймов, почти среднее арифметическое между фендеровским и гибсоновским стандартами (25,5 и 24,75). Крепление грифа к корпусу выполнено так, что доступ к верхним ладам довольно удобен.
Цифра «24» в названии указывает на количество ладов. Сам гриф выполнен из красного дерева, накладка из черного, характерная декоративная особенность — инкрустация на накладке в виде птиц. Конфигурация датчиков — в основном HH, но бывают и другие варианты. Переключатель — пятипозиционный, который дает возможность подключения катушек двух хамбакеров в разных сочетаниях.
Приобретать этот инструмент стоит в первую очередь тем, кто устал от популярных форм-факторов электрогитар и хочет чего-то особенного и при этом не из ширпотреба. А если вы поклонник PRS, то такой инструмент либо у вас уже есть, либо вы планируете его покупку.
Основные характеристики
Форма корпуса | Двойной вырез (Double Cutaway) |
Материал корпуса | Красное дерево (Mahogany) |
Топ (верхняя дека) | Клен (Maple) |
Форма топа | Скульптурная (Violin Carve) |
Конструкция корпуса | Цельный корпус (Solidbody) |
Материал грифа | Красное дерево (Mahogany) |
Конструкция грифа | Цельный (One-Piece) |
Крепление грифа | Вклеенный (Set Neck) |
Профиль грифа | Pattern Thin |
Мензура | 25″ (635 мм) |
Накладка на гриф | Палисандр (Rosewood) |
Радиус накладки | 10″ (254 мм) |
Количество ладов | 24 |
Инкрустация | Птицы (Birds) |
Ширина грифа у верхнего порожка | 1 11/16″ (43 мм) |
Звукосниматели | 85/15 (гриф и бридж) |
Позиции переключателя | 1. Бридж (хамбакер) 2. Бридж (хамбакер) + гриф (сингл) 3. Бридж + гриф (хамбакеры) 4. Бридж (сингл) + гриф (сингл) 5. Гриф (хамбакер) |
Колки | PRS Phase III Locking |
Yamaha Pacifica 611
Pacifica 611 — высшая модель в линейке Pacifica от знаменитого «всеядного» бренда Yamaha. У этой модели отличная «начинка», которая порадует практикующего музыканта в студийной и концертной работе. При этом цена для «профессионального» сегмента более чем демократичная.
Внешне — это очередная стратообразная гитара, пусть и в довольно оригинальном «изложении». Корпус из ольхи с декоративным шпоном из клена. Фурнитура высокого уровня: замковые колки Grover, седла, порожек и ретейнеры — Graphtech. Особого внимания заслуживает электроника — бриджевый хамбакер и сингл формата P90 от компании Seymour Duncan. Такая комбинация позволяет довольно гибко настроить разные варианты звука. Датчики довольно «выхлопные», однако не чрезмерно. Для классического рока, харда, блюза — в самый раз. Нам бриджевом хамбакере есть отсечка — еще один плюс для любителей универсальности в гитарах.
По грифу все более чем стандартно: клен + палисандр, мензура 25,5’’ (648 мм), 22 лада, крепление — на шурупах. Интересен радиус накладки — 13 ¾’’, такой показатель встретишь нечасто. Это современный радиус, но накладка не настолько плоская как у гитар серии Ibanez RG.
Основные характеристики
Материал корпуса | Ольха с топом из фигурного клена (Flamed Maple) |
Отделка корпуса | Глянцевый полиуретан |
Материал грифа | Клен |
Профиль грифа | C-образный |
Крепление грифа | На шурупах (Bolt-on) |
Мензура | 25,5″ (648 мм) |
Накладка на гриф | Палисандр |
Радиус накладки | 13,75″ (350 мм) |
Количество ладов | 22 Medium |
Верхний порожек | Graph Tech TUSQ, ширина 1,614″ (41 мм) |
Звукосниматели | Seymour Duncan TB-14 (хамбакер, бридж), Seymour Duncan SP90-1n (P-90, гриф) |
Колки | Grover Locking |
Как выбрать электрогитару
Электрогитар выпущено огромное множество. И чтобы рассмотреть даже самые популярные модели нужна объемная книга. Существует очень много нюансов, как объективных, так и субъективных, которые вообще крайне сложно учесть в общих, а не персональных рекомендациях. Гитарный мастер, владелец и основатель мастерской «10 струн» Павел Деснев рассказывает, на какие аспекты нужно обратить внимание в первую очередь.
Общие замечания
Выбор электрогитар поистине огромен, а покупателю зачастую хочется всего и сразу. «Все и сразу» ни в одной гитаре сочетаться не может, а уж тем более в фабричном инструменте. Электрогитары различаются не только по формам, но и имеют большое количество технических нюансов.
Цель покупки
Сначала надо четко определить цель покупки. Для чего и как будет использована гитара — обучение, игра на сцене, репетиции, студийная работа, игра на природе и т.п. Для упрощения картины рассмотрим вариант «для обучения», так как сценические и студийные исполнители, как правило, уже знают, что именно им нужно. Последующие советы адресованы в основном малоискушенным гитаристам.
Форма и внешний вид
Существует несколько основных, наиболее распространенных форм, всего же их десятки. Мы же остановимся на четырех (на фото слева направо): «стратокастер», «лес пол», «суперстрат» и «телекастер». У этих форм есть принципиальные отличия, которые сказываются на манере игры и звучании. Если речь идет о выборе гитары для обучения, то советуем выбирать то, что больше нравится внешне или ту же форму, которую использует ваш любимый исполнитель.
Древесина
Для производства электрогитар используется множество пород древесины. Наиболее традиционные – ольха, липа, тополь, ясень, красное дерево (для корпусов), красное дерево или клен (для грифов), палисандр, клен, железное дерево, черное дерево, ятоба и множество других (для накладок). Безусловно, выбор дерева влияет на звучание, однако производителям и продавцам свойственно присваивать различным породам поистине волшебные свойства. Поэтому рекомендуем в первую очередь обращать внимание на конструктивные особенности гитары, качество фурнитуры и изготовления, а на сорта дерева — во вторую и третью очередь.
Звукосниматели
Строго говоря, звукосниматели делятся на две большие категории: синглы (однокатушечные, на фото слева) и хамбакеры (двухкатушечные, на фото справа). Синглы дают более резкий и прозрачный звук, но больше подвержены фону. Хамбакеры практически не фонят, дают более мощный сигнал, но менее прозрачный. Для упрощения картины примем следующее утверждение: синглы целесообразно использовать для чистого звука и легких стилей музыки, хамбакеры – для тяжелой музыки и перегруженного звука. В реальности же все намного сложнее, ведь каждый исполнитель подбирает под свои запросы не только датчики, но и весь звуковой тракт.
Крепление грифа
В большинстве случаев гриф либо прикручивается, либо приклеивается к корпусу. Есть и другие способы крепления, но применяются они значительно реже. Существует легенда, будто прикрученные грифы используются только на дешевых гитарах, а приклеенные – на дорогих. А главное — что инструменты с приклеенными грифами звучат лучше. К реальности это не имеет ни малейшего отношения. Рекомендуем обращать первостепенное внимание на общее качество сборки гитары. Отметим лишь, что гитара с прикрученным грифом выносливее, и ее проще обслуживать.
Тремоло
Некоторые инструменты оснащены тремоло – устройством для понижения и повышения строя во время игры. Такие устройства требуют навыков работы с ними и умения отстройки гитары. Поэтому перед покупкой стоит твердо решить, нужно вам это устройство или нет.
Покупка
Как только появилась ясность по всем предыдущим пунктам, можно отправляться в магазин. Разумеется, идеальным вариантом будет взять с собой знакомого или родственника, который разбирается в гитарах. Это снимет многие проблемы. Если такой возможности нет, и покупку вы осуществляете самостоятельно, то обратите внимание на следующие моменты:
- Все составные части конструкции должны быть плотно подогнаны друг к другу без зазоров, щелей и т.п.
- Когда вы смотрите на инструмент спереди, проверьте, чтобы струны были в одной плоскости с грифом, они не должны «свешиваться» за пределы грифа. Если это происходит, значит гриф установлен неровно. В некоторых случаях это легко поправимо, а в других — нет.
- Сама ладовая проволока не должна торчать над накладкой грифа и по его краям, лады не должны царапать вам руки.
- Ход колков должен быть плавным, без люфтов.
- Лакокрасочное покрытие должно быть целым, без потертостей, трещин, царапин и сколов. Исключение составляет «состаренное» покрытие, но это тема для отдельного разговора.
- Обратите внимание на лады и хромированные детали инструмента. Желательно, чтобы они были блестящими, без тусклых частей и патины. Это говорит о том, что гитара новая, а не висит в магазине давно.
- Перед тем, как попробовать поиграть на гитаре, попросите продавца ее настроить – это его обязанность. Гитары часто приезжают в магазин не отстроенными, и подготовить ее к продаже – задача магазина, а не ваша. Желательно, чтобы вам принесли гитару со склада и настроили при вас, а не взяли с витрины. Попросите продавца проверить работу анкерного стержня в грифе. Если он крутится туго или хрустит, вряд ли вам нужен этот инструмент. Если продавец отказывается это сделать, подумайте, стоит ли совершать покупку в данном магазине.
- Играть должно быть легко во всех позициях, струны не должны звенеть об лады. Регуляторы громкости и тембра должны работать плавно, без хруста, скрипов и иных призвуков. Гнездо и любые переключатели также не должны давать никаких посторонних шумов. Если вы сами еще не научились играть, не беда – попросите продавца продемонстрировать гитару.
- Если вас устраивает внешний вид инструмента, удобство игры и звук, то покупайте его. Не забудьте также купить сопутствующие товары: чехол, ремень, запасные струны. Струны после покупки лучше всего поставить свежие, а хранить гитару желательно в чехле.
Дополнительные советы
Продавцы порой идут уловки: предлагают покупателям скидку, а на самом деле продают таким образом уцененный товар. Уцененные гитары не подлежат обмену и возврату. Всегда спрашивайте про гарантию, ее условия и уточняйте, есть ли мастер при магазине. Так как срок на обмен и возврат во многих магазинах всего 14 дней, вы можете не успеть разобраться за это время с инструментом.
Не лишним также будет сразу после покупки показать инструмент квалифицированному мастеру, чтобы в случае обнаружения в нем неисправностей сразу сдать его обратно. Можно (и нужно) предупредить продавца об этом.
Помните, что вы не сможете найти все подводные камни – их может выявить только специалист при детальном осмотре в мастерской. Дерево – природный материал, и его структура неоднородна, поэтому постоянное обслуживание гитары и уход за ней – обычная практика, к которой придется привыкнуть, если вы хотите, чтобы ваш инструмент служил вам верой и правдой.
Электрогитары с китайских маркетплейсов
Разговоры о гитарах с известных китайских маркетплейсов не утихают годами. Цены на эти изделия весьма и весьма привлекательны, а на фото они выглядят просто волшебно. Строго говоря, всю гитарную продукцию, которая продается в таких онлайн-гипермаркетах, можно разделить на две больших группы: подделки под известные бренды и собственные модели, которые являются вариациями классических форм.
Покупать подделки не нужно ни при каких условиях, исключением может стать разве что необходимость держать гитару в качестве предмета интерьера или для съемок в клипах. Практика показывает, что качество этих подделок очень низкое. Что касается собственной продукции, то тут нужно действовать исключительно на свой риск и страх. Бывают как вполне приличные экземпляры, так и третьесортные. В данном случае вам никто никаких гарантий не дает.
Отзыв эксперта об электрогитарах
Олег Пивовар, профессиональный музыкант (гитара, вокал), организатор концертов и фестивалей, музыкальный критик:
«Первое, о чем я хотел бы сказать, это то, что даже самый крутой рейтинг не заменит личного знакомства с инструментом. Электрогитара — это продолжение тела и характера. Можно взять на бумаге идеальную модель, но если она не лежит в руках, все бесполезно. И наоборот — среди бюджетных гитар попадаются настоящие жемчужины, просто их сложнее найти. Поэтому всегда надо «щупать», слушать, сравнивать. Только так».
Популярные вопросы и ответы
На вопросы отвечает Олег Пивовар, профессиональный музыкант, организатор концертов и фестивалей, музыкальный критик.