Акт выполненных работ в 2025 году

Факт проведения какой-либо работы часто закрепляется специальным документом. Вместе с экспертом разбираемся, что такое акт выполненных работ, как его составить и в каких случаях он требуется.

Акт выполненных работ. Фото: Nattawit Khomsanit / Shutterstock / Fotodom
Алексей Подпалый Генеральный директор ООО «Федеральное кадастровое агентство» Данил Лихачев Автор КП

Хотя в большинстве случаев законодательство не требует обязательного составления акта выполненных работ, сегодня трудно найти область, в которой бы не использовался этот документ. Акт фиксирует объемы выполненной работы и показывает, что заказчика устроили результаты. Подробно расскажем о каждом виде этого документа и объясним, что обязательно нужно вносить в акт выполненных работ в 2025 году.

Уважаемые пользователи, информация в статье актуальна на момент публикации. Пожалуйста, перед использованием представленных данных уточняйте все детали на официальных сайтах органов власти и организаций. Если у вас есть рекомендации и дополнения по материалу, вы можете отправить их на почту money@kp.ru. Для обсуждения вопросов рекламного сотрудничества звоните по телефону +7 (495) 637-65-16 (по будням с 9:00 до 18:00).

Что такое акт выполненных работ

Акт выполненных работ — это документ, который между собой подписывают исполнитель и заказчик. Он регламентирует, что первая сторона выполнила все взятые на себя обязательства по договору, а вторая — осталась довольна результатом. В акте всегда описывается, какую именно работу и в каком объеме проделал исполнитель. Документ также фиксирует сроки сдачи. Подписывая его, заказчик подтверждает, что согласен с результатами выполненной работы и принимает их.

Полезная информация об акте выполненных работ 

Собрали таблицу с полезной информацией об акте выполненных работ.

В каких случаях акт выполненных работ обязателенРаботы, связанные со строительством, ремонтом, отделкой (строительный подряд).
Основные реквизиты актаДата и место подписания, реквизиты сторон, основание (ссылка на договор), перечень работ/услуг, стоимость, отметка об отсутствии претензий, подписи сторон (иногда присутствуют печати).
Можно ли отказаться от подписи актаДа, но нужно оформить документальный, мотивированный отказ, иначе исполнитель может потребовать оплату через суд.
Когда акт выполненных работ не нуженПри разовых услугах с физическим лицом, либо если оплата подтверждается другими документами (например, кассовым чеком).
это интересно
Лучшие сервисы онлайн-бухгалтерии 
Собрали главные решения для ИП и ООО в 2025 году
Подробнее

Когда нужен акт выполненных работ

Акт выполненных работ является гарантией и страховкой для обеих сторон. Он фиксирует, что все поставленные задачи выполнены, а деньги за это будут заплачены. Законодательно документ обязателен только по договору строительного подряда (п. 4 ст. 753 ГК РФ), но фактически используется и в других сферах услуг, особенно, когда работа проводится в несколько этапов. Здесь документ будет выполнять роль чека в магазине и подтверждать «покупку» каждого этапа работы. 

Акт выполненных работ используется в государственных закупках. Он подтверждает исполнение контракта с федеральными, региональными или муниципальными структурами. 

Иногда акт выполненных работ заключается при оказании услуг частных специалистов. Например, при починке крана сантехником. Хотя закон этого, фактически, не требует, документ позволит специалисту избежать споров в будущем. Если же заказчика что-то не устраивает, документ можно не подписывать. Отказ понадобится потом оформить документально, указав, что именно не устроило.

Акт не нужен при разовых сделках между физлицами. Например, когда сосед сделал ремонт за наличные. Аналогично и с розничной куплей-продажей. 

Существуют и другие случаи. Так, акт не нужен, если оплата подтверждается другим документом (транспортной накладной, кассовым чеком). Кроме того, акт можно не заключать, если подобное не предусмотрено договором между заказчиком и исполнителем. 

Виды актов выполненных работ

Акты выполненных работ не составляются по одному общему шаблону. На сегодня существуют различные виды документа. Расскажем об основных из них.

Акт сдачи-приемки работ по договору

Наиболее популярный вид документа. Он показывает выполнение исполнителем полного объема обязательств, взятых на себя в рамках договора с заказчиком. В документе перечисляется, какая конкретно была проведена работа, в какие сроки, в каких объемах, сколько это стоило. Подписывается двумя сторонами сделки.

Акт о выявленных недостатках

Данный документ составляют, если во время приемки работ заказчик нашел недостатки. Например, обнаружил, что от установленного пластикового окна дует. Тогда заказчик документально описывает, какие детали его не устраивают и чего он требует. Там же прописываются сроки, а также способы устранения ошибок исполнителя. Подписывается обеими сторонами. Иногда приглашается сторонний эксперт. 

Акт промежуточной приемки

Используется, как правило, в больших и длительных проектах. Например, при строительстве домов или реконструкции парков (в случае госзаказов). Составляется так же, как и обычный акт. В документе прописывается, что надлежащим образом была выполнена только часть работы. Это позволяет заказчику получить часть оплаты. Подписывается двумя сторонами. 

Строительные акты

Составляется так же, как и акт сдачи-приемки. Однако ориентирован исключительно на работы, связанные со строительством. Поэтому фиксирует, например, факты ввода объекта в эксплуатацию, его демонтажа, испытания оборудования. Иногда регламентируются скрытые работы — те, результат которых нельзя оценить визуально. Например, в случае прокладки труб в стене. 

Акты о предоставлении IT- и цифровых услуг

Документ охватывает сферу компьютерных технологий. Может регламентировать передачу программного обеспечения (в случае взаимодействия двух компаний), оказание услуг консультанта или завершение работ по разработке сайта. Подписывается двумя сторонами, заказчиком и исполнителем.

Производственные акты

Достаточно редкий вид документа. Заключается, когда речь идет об изготовлении продукта, ремонте оборудования или техническом обслуживании. Нередко сюда привлекаются эксперты, чтобы оценить качество работ. В таком случае акт становится трехсторонним, специалист ставит собственную подпись в документе.

Транспортные акты

Еще один редкий вид акта выполненных работ. Нужен в случаях, когда речь идет о каких-либо услугах, связанных с транспортом. Например, при перевозке груза из одной точки в другую. Составляется по тому же примеру, что и акт приемки-сдачи работ, но с оговоркой о транспортных услугах. Подписывается двумя сторонами, заказчиком и исполнителем.

Образец акта выполненных работ

Акт выполненных работ составляется в произвольной форме. Его можно оформить вот так:

Как составить акт выполненных работ

Поскольку закон не регламентирует конкретные нормы составления акта выполненных работ, у заказчика и исполнителя могут возникнуть трудности. Пошагово разберемся, как составить документ и какие пункты должны обязательно в нем присутствовать.

Определение подходящего акта

В первую очередь определите, нужен ли вам акт выполненных работ в целом. Если пришли к выводу, что документ необходим, то можно выбирать, какой именно акт составлять. Здесь все зависит от типа бизнеса. Зачастую сторонами составляется акт сдачи-приемки работ по договору. 

Начало составления документа

Как и в случае с любым другим документом, акт выполненных работ нужно начинать с шапки. Указывается название акта, номер и дата составления, населенный пункт подписания. Внизу пишется ФИО заказчика и исполнителя. В случае юридических лиц — наименования. Там же добавляется ссылка на основание акта (например, договор об оказании услуг.) Нужно будет указать его номер и дату заключения. 

Внесение в акт основных данных

На данном этапе составляется «тело» документа. В первую очередь нужно перечислить, какие именно работы были выполнены и в каких объемах. Например, «покраска стен — 50 кв. м.». Ниже понадобится прописать сроки исполнения — даты начала и окончания работ.

В ту же часть акта вносятся финансовые условия (стоимость работ). Здесь лучше указать оплату как за один этап, так и за всю работу. Сумму вносим цифрами и прописью. Кроме того, нужно включить НДС, если таковой имеется. Форма оплаты вносится туда же (наличный или безналичный расчет). 

Подписание документа

Как только основная часть акта будет заполнена, можно переходить к концу документа. Там ставится отметка об отсутствии претензий (если таковых не имеется), а также подпись. Вместе с последним указывается ФИО и должность исполнителя и заказчика. Если речь идет о компании, то можно добавить печать. Иногда составлять акт может не лично исполнитель, а его представитель. Например, при работе со строительной компанией документ будет на имя ее руководителя, а не бригадира. 

Дополнительные документы к акту

Если акт планируется отправить по почте, то его можно дополнить сопроводительным письмом. Оно будет играть роль описи пакета документов и подтвердит факт их высылки в срок. Это поможет при возникновении споров в суде. Кроме того, письмо может иметь дополнительные данные. Например, об изменении адреса, по которому необходимо отправить ответ.

Какой-то конкретной формы для сопроводительного письма нет. Поэтому его можно составить как стандартное деловое письмо от компании: ФИО руководителя, имя получателя и просьба. Похожая ситуация с прилагающимися к акту документами. Если имеются, например, спецификации, сметы и фотографии, то их можно отразить в самом акте. 

Отправка или предоставления акта второй стороне

Последний этап составления документа. Акт передается непосредственно заказчику, после чего исполнитель дожидается ответа. Тут может быть два сценария. Первый — у заказчика нет никаких замечаний и претензий. Тогда он подписывает акт и стороны расходятся.

Второй вариант — претензии все-таки есть. Тогда придется составить акт о выявленных недостатках. Он делается похожим образом, однако в нем указывается, какие недостатки и в какие сроки будут исправлены. В документе также может присутствовать, например, неустойка, взимаемая с исполнителя. 

это интересно
Последствия неуплаты налогов в 2025 году
Что ждет нарушителя и как избежать штрафов
Подробнее

Популярные вопросы и ответы

На популярные вопросы ответил Алексей Подпалый, генеральный директор ООО «Федеральное кадастровое агентство».

Что должно обязательно указываться в акте выполненных работ?

Обязательными реквизитами для документа считаются:

— Дата составления и подписания, номер акта;
— Наименования обеих сторон. Подрядчика или исполнителя с одной стороны и заказчика с другой;
— Наименование выполненных работ;
— Стоимость выполненных работ;
— Отметка о сроках выполнения и объеме работ. Например: «Услуги выполнены полностью и в установленный срок». Там же указывается информация об отсутствии, либо наличии претензий. Например: «Заказчик претензий по объему, качеству и срокам оказания услуг не имеет»;
— Подписи обеих сторон. Также печати в случае их наличия.

В каких случаях нужно обязательно составлять акт выполненных работ?

Акт выполненных работ обязательно составляется при заключении договора подряда, либо же договора на выполнение услуг. Он составляется в конце выполненных работ по договору. Бумага свидетельствует, что услуга предоставлена, а заказчик получил обозначенное в договоре. 

Как внести изменения в акт выполненных работ?

Здесь стоит обратиться к ФЗ №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011. Там прописано, что исправления допускаются в случае, если это не запрещает закон или другие нормативные правовые акты. Например, изданные органами государственного регулирования бухгалтерского учета.

Запустить саму процедуру внесения исправлений в документ несложно. Однако стоит помнить, что каждая правка должна дополняться датой, а также подписями лиц, которые составляли исправляемый документ. Нужно указать их ФИО. В качестве альтернативы подойдут и другие реквизиты, но только те, по которым можно идентифицировать этих лиц.

Нужно ли использовать печать в акте выполненных работ?

Печать в акте выполненных работ действительно может ставиться. Однако только в случае, если одна из сторон договора ее имеет и использует. Как правило, такое происходит в соответствии с уставом предприятия. Иногда может быть использована специальная печать. Она так и называется — «для актов выполненных работ».
КП КП Финансы
Реклама О проекте