Как открыть ИП в 2023 году

Ежегодно в Российской Федерации утверждаются новые постановления и законы, что влечет изменения в процедуре регистрации ИП. Наши эксперты составили пошаговую инструкцию для начинающих, где подробно описывается процесс открытия ИП в 2023 году.

Как открыть ИП. Фото: pexels.com
Анастасия Топоркова Автор КП Евгения Шаповалова Финансовый аналитик ООО «Элком-Электро»

Чтобы законно заниматься предпринимательством на территории России, нужно оформить свою деятельность в рамках индивидуального предпринимательства или, как привыкли говорить в народе, ИП.

Процесс регистрации ИП не занимает большого количества времени и достаточно прост в организации. Однако, не уделив ему должного внимания, можно допустить ошибку, исправление которой увеличит длительность всей процедуры в разы. Каждый год порядок осуществления регистрации ИП дополняют новые нюансы. Поэтому важно следить за обновлением законодательства и использовать актуальные данные.

В 2021 году в очередной раз в процедуре регистрации ИП произошли определенные изменения, которые позволили ускорить и упростить установленный порядок. Несмотря на обновление формы подачи заявления, необходимо внимательно заполнять документы, учитывать различные форматы их подачи и грамотно выбирать коды ОКВЭД.

Главное об открытии ИП

С какого возраста можно открыть ИПС 14 лет — если есть согласие родителей, с 16 лет — если суд или опека признали подростка дееспособным
Какие документы податьЗаявление по форме Р21001, копия паспорта
Госпошлина за регистрацию800 рублей (при подаче документов электронно, через МФЦ или нотариуса — платить не нужно)
Как подавать документы на регистрациюС помощью электронных сервисов налоговой (ФНС), через нотариуса или МФЦ, почтой
Сколько занимает регистрацияТри рабочих дня
Какую налоговую систему может выбрать ИПОСНО (по умолчанию), УСН, ЕНВД, ПСН, ЕСХН, ЕНП
Учет в пенсионном фонде и соцстрахованииИП ставят автоматически на учет в ПФР и ФОМС. Предприниматель платит взносы за себя, но никакие документы не оформляет и не сдает
Почему могут отказать в открытии ИПНеправильно заполнили форму Р21001, признаны банкротом менее 1 года назад (мене 5 лет, если в статусе ИП), уже есть ИП, неподходящие для ИП коды ОКВЭД

Пошаговая инструкция по открытию ИП для начинающих

Организационно-правовая форма в виде ИП – самая комфортная форма открытия компании для начинающего предпринимателя. Налоговые проверки в отношении ИП осуществляются достаточно редко, а процесс оформления отчетности намного проще в сравнении с другими формами предпринимательства. Самостоятельная регистрация ИП не должна вызвать больших затруднений, что также помогает сэкономить несколько тысяч на услугах юриста и нотариуса. Главное условие – правильное соблюдение всех этапов регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя. Чтобы помочь нам разобраться в порядке оформления документов, финансовый аналитик одной из крупных московских компаний Евгения Шаповалова, наиболее ясно и лаконично описала все этапы процедуры регистрации ИП.

1. Выбор кодов видов деятельности по ОКВЭД

В процессе регистрации предприниматель должен сообщить государственным структурам, в какой сфере он планирует работать и чем предполагает заниматься. В соответствии с общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД), всем видам деятельности определены конкретные числовые коды. Все виды деятельности подразделяются на классы, подклассы, группы, подгруппы и виды.

Индивидуальный предприниматель должен выбрать один вид деятельности как основной, по которому он планирует получать основной доход. При этом он вправе выбрать несколько дополнительных видов деятельности, которые можно изменить после окончания процедуры регистрации. Их количество не ограничено. Стоит заранее подумать не только о текущей деятельности компании, но и о будущей. Чем больше кодов деятельности будет указано, тем меньше дополнений понадобится в будущем. Это снизит необходимость повторной подачи документов в налоговую. Также важно уточнить, не подлежит ли выбранная деятельность лицензированию.

Правильный выбор основного кода в соответствии с ОКВЭД оказывает влияние на выбор страхового тарифа: чем выше рискованность вида деятельности, тем больше размер страховых взносов за сотрудников. Если предприниматель неправильно определит вид основной деятельности при оформлении и регистрации документов, то для него могут установить самый высокий уровень страхового тарифа. Поэтому на данном этапе очень важно выбрать верное направление деятельности новой компании.

это интересно
Бизнес-идея №1
Как открыть пекарню с нуля: запускаем прибыльный и популярный бизнес, а эксперты подсказывают, как все сделать правильно
Подробнее

2. Выбор системы налогообложения

Один из самых важных и сложных вопросов. Часто молодые предприниматели откладывают решение этой дилеммы, что влечет большие штрафы и пени со стороны налоговой инспекции.

Необходимо заранее определить наиболее выгодный режим налогообложения: общая система налогообложения (ОСН) или специальный налоговый режим, которые, в свою очередь, подразделяются на такие элементы, как: единый налог на вмененный доход (ЕНВД), патентная система налогообложения (ПСН), упрощенная система налогообложения (УСН) и единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН). Различия между ОСН и специальными налоговыми режимами в том, что в первом случае уплачивается 3-5 видов налогов, а во втором это количество сокращается до 1-2.

При регистрации для всех индивидуальных предпринимателей автоматически определяется общая система налогообложения. Чтобы перейти на специальный налоговый режим, в первую очередь нужно сразу предупредить налоговую инспекцию. Затем в течение 30 дней с момента регистрации ИП необходимо подать уведомление о выборе специального режима налогообложения. Для предпринимателей, ведущих свою деятельность в области интернет-торговли, доступны только такие режимы налогообложения, как ОСН и УСН.

ОСН используется, если годовой доход компании планируется выше 150 миллионов рублей, а штат сотрудников – более 100 человек. Налог уплачивается от проданной продукции и НДФЛ. Причем отчетность необходимо сдавать строго ежеквартально.

ЕНВД используется ИП с высокими доходами, где ежеквартально сдается декларация по налогу с определенного вида деятельности. НДФЛ, НДС и другие налоги при ЕНВД не оплачиваются.

При ПСН необходимо приобрести патент, а также сформировать штат сотрудников не более 15 человек. Для отчетности ИП ведется книга доходов.

это интересно
Патентная система налогообложения для ИП
Кому подходит, на какие виды деятельности можно приобрести и какому бизнесу выгодно переходить на ПСН
подробнее

УСН, именуемая в финансовой среде как «упрощенка», применяется ИП при доходе ниже 150 миллионов рублей и штате сотрудников меньше 100 человек. При УСН уплачиваются ежеквартальные и авансовые отчисления с невысоким процентом. А отчетность формируется так просто, что и сам предприниматель сможет с ней справиться. УСН также можно разделить на две категории: 6% («доходы»), при котором ежеквартально выплачивается 6% от выручки, и 15% («доходы минус расходы»), когда 15% выплачивается от суммы доходов за вычетом расходов предприятия.

ЕСХН работает по схеме УСН, однако может применяться только сельскохозяйственными предприятиями, сельскохозяйственная продукция которых занимает 70% от общего производства. Причем ставка налога от суммы дохода за вычетом расходов составляет всего лишь 6%.

3. Заполнение заявления по форме Р21 001

При оформлении пакета документов необходимо только заполнить заявление о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (форма № Р21001). Свежая версия бланка находится в свободном доступе на официальном сайте Федеральной налоговой службы (ФНС).

В форму Р21001 включено 5 листов, где 3-й лист заполняется только иностранцами, а гражданами России – вовсе не сдается. Важно отметить, что коды ОКВЭД в заявлении не нужно писать полностью, однако необходимо написать не менее 4 цифр каждого.

К корректному заполнению формы выдвигаются определенные требования. Заявление заполняется вручную или на компьютере – шрифтом Courier New с размером шрифта 18 пт. черными чернилами. Заранее документы можно подписывать только при регистрации заявления в формате онлайн с усиленной квалифицированной электронной подписью. В ином случае форму нужно подписывать при личном присутствии на глазах инспектора налоговой службы или нотариуса.

это интересно
Бизнес-идея №2
Как открыть гостиницу для животных с нуля: профессионалы в сфере делятся секретами успешного бизнеса
Подробнее

4. Оплата государственной пошлины

Оплатить госпошлину в размере 800 рублей можно в банке, через банкомат, или онлайн на сайте ФНС или портале Госуслуг. Сформировать бланк квитанции можно с помощью сервиса ФНС или заполнить вручную, указав реквизиты регистрирующего органа.

Если подавать заявление на открытие ИП в электронной форме через портал Госуслуг, нотариуса, МФЦ или сайте ФНС, госпошлину платить не нужно.

На данном этапе стоит проявить особую щепетильность, ведь описка в названии может привести к отказу в приеме документов.

5. Сбор документов

Теперь необходимо собрать все документы, которые будут подаваться в регистрирующий орган. Полноценный пакет документов для регистрации ИП должен включать:

  • оригинал паспорта заявителя или его нотариально заверенные копии;
  • квитанция об оплате госпошлины;
  • ксерокопии всех страниц паспорта (при дистанционной подаче нужно заверить у нотариуса);
  • заполненное заявление по форме Р21001;
  • нотариально заверенная доверенность на имя представителя (в ситуации, когда документы подаёт доверенное лицо);
  • дополнительные документы (в ситуации, когда заявление на регистрацию ИП подаёт несовершеннолетний).

Наиболее полный список документов указан в п. 1 ст. 22.1 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ¹.

Как открыть ИП
Составьте себе чек-лист того что надо сделать, чтобы не пропустить что-то важное. Фото: pixabay.com

6. Подача документов на регистрацию ИП

Регистрацией ИП занимаются только подразделения ФНС. Процедура регистрации осуществляется по месту жительства или пребывания. Подать документы можно как в бумажном виде, так и онлайн.

Подать документы онлайн можно через:

  • сервис регистрации бизнеса и дистанционного открытия счета (РБиДОС) — без личного присутствия ФНС, УКЭП и оплаты госпошлины. На данном сервисе можно получить электронную подпись, добавить документы и выбрать режим налогообложения;
  • сайт ФНС или портал Госуслуг с применением усиленной квалифицированной электронной подписи (УКЭП). УКЭП официально выдается только в удостоверяющих центрах, которые прошли аккредитацию Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ.

В бумажном виде документы принимаются:

  • в многофункциональном центре Госуслуг (МФЦ), при личном присутствии. Рекомендуется заранее уточнить, в каком отделении смогут принять документы, поскольку не все центры оказывают услугу регистрации ИП;
  • в налоговой инспекции, где смогут зарегистрировать ИП по месту жительства (пребывания) как при личном визите, так и в случае задействования представителя;
  • по почте в форме письма с объявленной ценностью и описью вложения, которое необходимо направить на адрес налоговой инспекции. Документы перед отправкой нужно заверить у нотариуса и прошить.

Важно помнить, что налоговая инспекция или МФЦ, приняв документы, должны выдать расписку об их получении.

7. Получение документов

Документы должны быть рассмотрены в течение 3 рабочих дней. После чего на сайте ФНС или в налоговой инспекции можно узнать степень их готовности.

С 29 апреля 2018 года оригиналы документов о регистрации ИП в бумажном виде не выдаются. В качестве замены свидетельства о регистрации ИП выдается лист записи Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП), а также уведомление о постановке на учет физического лица в налоговом органе. Весь пакет документов налоговая инспекция отправляет в электронном виде на e-mail.

Бумажные копии документов представитель ИП может получить лично, если подаст дополнительный запрос в налоговую инспекцию.

ИФНС вправе отказать в регистрации ИП (из-за неточностей при оформлении пакета документов или нехватки документов). В таком случае можно повторно подать документы на регистрацию ИП, при этом оплачивать госпошлину снова нет необходимости.

это интересно
Бизнес-идея №3
Как получить доход с интернет-магазина и грамотно начать бизнес — в нашей пошаговой инструкции
Подробнее

Популярные вопросы и ответы

Порядок регистрации ИП может освоить любой начинающий предприниматель. Но для того, чтобы этот процесс прошел легко и непринужденно, нужно разобраться во всех нюансах данной процедуры. Финансовый аналитик одной из крупных московских компаний Евгения Шаповалова ответила на наиболее частые вопросы об особенностях регистрации ИП в 2023 году.

Какие ошибки чаще всего допускают при открытии ИП?

Наиболее частая причина отказа ИФНС при регистрации ИП – неверно заполненные документы. Чаще всего встречаются такие ошибки, как опечатки, грамматические ошибки, неточности, ошибки при форматировании текста, пропуск необходимых полей и отсутствие указания ИНН. Некоторые предприниматели подают документы в подразделение ФНС не по месту жительства лица, регистрирующего ИП.

Планируют ли еще как-то упростить открытие ИП?

Да, ФНС планирует сделать процедуру регистрации в качестве индивидуального предпринимателя еще более простой и оперативной, чтобы весь процесс открытия ИП занимал всего несколько минут. Об этом сообщил руководитель ФНС Даниил Егоров на своем февральском выступлении во время заседания Совета Федерации.

Что делать после регистрации ИП?

Если планируется получение безналичных платежей свыше 100 000 рублей в месяц, или работа будет организована в формате интернет-магазина, или необходимо проводить платежи через POS-терминалы с карт покупателей, то нужно открыть расчетный счет в банке.
На следующем шаге нужно зарегистрировать кассовую технику. С 1 июля 2021 года ИП, которые занимаются продажей товаров собственного производства или оказывают работы и услуги, обязаны использовать онлайн-кассы. Остальные категории ИП, которые также должны их использовать, более подробно описывает Федеральный закон от 22.05.2003 № 54-ФЗ².
Для некоторых видов деятельности необходимо получить лицензию. Например, таксистам, частным детективам и охранникам. Полный перечень представлен в ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ³. Некоторые виды деятельности необходимо также согласовывать с СЭС, МЧС, экологическими службами и другими инстанциями.
В завершении, в течение 30 дней нужно зарегистрироваться в ФСС как страхователь-работодатель. Регистрация осуществляется в режиме онлайн на портале Госуслуг. В ПФР регистрироваться нет необходимости, потому что в ИФНС информация поступит из квартальной отчетности по взносам.
Чтобы в будущем избежать штрафов и пени, с первых дней работы нужно сохранять всю первичную документацию, следить за соблюдением кассовой дисциплины и заниматься полным документальным сопровождением всех сделок.
  1. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_32881/
  2. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_42359/
  3. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_113658/

В тренде

КП КП Финансы
Реклама О проекте