Сегодняшний рынок ITSM — это конкуренция между платформами и миграция пользователей с западных платформ на отечественные решения. Подготовили список лучших ITSM-систем в России в 2025 году.
Российский рынок ITSM-систем переживает новую волну роста, чему способствует стремительная цифровизация внутренних бизнес-процессов за последние пару лет. Если еще пять лет назад многие компании с недоверием относились к терминам «управление ИТ-услугами» и «автоматизация сервисного обслуживания», то теперь без ITSM-систем уже трудно представить организацию с численностью сотрудников более 50 человек. Вместе с экспертом рассказываем об особенностях таких систем, их стоимости, плюсах и минусах.
ITSM (IT Service Management) — это управление ИТ-услугами, то есть системный подход к организации их предоставления пользователям внутри компаний и организаций. ITSM охватывает все этапы жизненного цикла ИТ-услуг: от проектирования и создания до передачи, поддержки и постоянного совершенствования.
Ключевая философия ITSM состоит в том, что ИТ должны предоставляться как сервис, поддерживающий цели бизнеса. Если сотруднику требуется новое устройство, например ноутбук, он оформляет соответствующий запрос через специальный портал. Обращение поступает в ИТ-службу, где сортируется. Далее назначается ответственное лицо и запрос обрабатывается в порядке приоритетности согласно заранее определенному процессу. Такая система обеспечивает стандартизированный и прозрачный процесс работы с обращениями.
Для многих пользователей разница между базовой ИТ-поддержкой и ITSM не всегда очевидна. Однако ITSM существенно шире: специалисты управляют всем спектром технологий в организации — от оборудования и серверов до важных корпоративных приложений. В то время как ИТ-отдел отвечает за работоспособность инфраструктуры.
Рейтинг составлен на основе мнения редакции КП. Рекомендации и дополнения по рейтингу вы можете отправить на почту money@kp.ru. Для обсуждения вопросов рекламного сотрудничества звоните по телефону +7 (495) 637-65-16 (по будням с 9:00 до 18:00).
Naumen Service Desk занимает высокие позиции среди российских ITSM-систем благодаря широкому функционалу. Платформа поддерживает 15 процессов ITIL (лучшие практики управления ИТ-услугами) и предоставляет готовые шаблоны, что позволяет быстро приступить к работе. С ее помощью можно организовать многоуровневую поддержку в компании.
Функционал | • управление инцидентами • гибкий процесс настройки жизненного цикла запроса (Workflow BPM) • контроль качества предоставляемых услуг (QoS, Quality of Service) • инструменты формирования отчетности по запросам, исполнителям и KPI, экспорт в Excel |
Стоимость | расчет по запросу |
Пробный период | демо-версия по запросу |
+ систему можно детально адаптировать под любые бизнес-процессы и особенности компании
+ внесена в реестр отечественного ПО
— не всегда интуитивно понятный интерфейс
— стоимость продукта выше среднего уровня по рынку
SimpleOne ITSM основана на технологии low-code, что дает гибкость при настройке решения под уникальные задачи компании. Одно из ключевых преимуществ системы — интуитивно понятный пользовательский интерфейс. Благодаря нему систему легко освоят даже сотрудники без опыта работы с ITSM.
Функционал | • управление инцидентами • процессы ITIL «из коробки» • Low-code / No-code гибкость • оперативная аналитика и отчетность |
Стоимость | по запросу |
Пробный период | демо-версия по запросу |
+ обновления существенно расширяют функционал
+ развитая аналитика с наглядными и информативными дашбордами
+ включена в реестр отечественного ПО
— не самое удобное управление документооборотом
— сравнительно слабый модуль базы знаний
Решение ориентировано на компании, которым важно максимально быстрое внедрение. Ключевым системы преимуществом является возможность запуска первых бизнес-процессов в течение считанных дней. Также среди плюсов можно выделить интеграцию и координацию взаимодействия различных сервисов и приложений через автоматизированные сценарии (с минимальным участием или без участия пользователя).
Функционал | • управление инцидентами • Low / no-code настройка и автоматизация веб-форм • генерация документов и правил обработки данных • автоматизация бизнес-процессов |
Стоимость | по запросу |
Пробный период | демо-версия по запросу |
+ хорошая масштабируемость и высокая производительность даже при большом объеме заявок
+ гибкие инструменты настройки процессов
— ограниченные возможности встроенной аналитики и не всегда удобная работа с отчетами
— небольшим командам функционал системы может показаться слишком большим
Система отлично подходит для ИТ-аутсорсинговых компаний и организаций, использующих сервисную модель работы. Доступна в облаке, поэтому позволяет быстро приступить к работе без существенных затрат на собственную инфраструктуру.
Функционал | • управление инцидентами • автоматизация операционных процессов • гибкая low-code платформа • единое рабочее пространство |
Стоимость | — 7,5 тыс. рублей / месяц стартовый пакет на пять лицензий — 60 тыс. рублей / месяц на десять лицензий с максимальными возможностями |
Пробный период | 14 дней |
+ оснащена удобными инструментами для управления уровнями сервиса (SLA), а также возможностями автоматизации типовых операций
+ функциональное мобильное приложение
— недостаточная глубина интеграции с некоторыми российскими бизнес-сервисами
Оптимальное решение для небольших компаний и стартапов. Эта система проста в освоении, доступна по цене и может быть внедрена всего за несколько дней. Okdesk успешно реализует основные задачи: управление заявками, ведение учета оборудования и поддержка базы знаний.
Функционал | • управление инцидентами • тикет-система и мультиканальная поддержка • встроенная CRM-система • учет обслуживаемых объектов, техники и ПО |
Стоимость | — 8 тыс. рублей в месяц стартовый пакет на пять лицензий — 79 тыс. рублей в месяц на 20 лицензий с максимальными возможностями |
Пробный период | 14 дней |
+ интерфейс интуитивно понятен
+ переход на новую платформу не вызывает сложностей у пользователей
— если потребуется реализовать сложные бизнес-процессы или развернуть систему для масштабируемого бизнеса, может не хватить инструментов
Отечественная система, оптимально подходящая для компаний, глубоко погруженных в экосистему 1С. Ее ключевое преимущество заключается в бесшовной интеграции с другими решениями 1С, что позволяет формировать единое информационное пространство внутри организации. Поставляется в трех вариантах — 1С:ITILIUM Service Desk, 1С:ITILIUM ПРОФ и 1С:ITILIUM КОРП.
Функционал | • управление инцидентами • веб-портал для потребителей услуг, мобильное приложение • сервис машинного обучения • электронный комплект инструментов для быстрого запуска |
Стоимость | по запросу |
Пробный период | 14 дней |
+ оснащена необходимым набором базовых ITSM-функций
+ хорошо подходит среднему бизнесу
+ включена в реестр отечественного ПО
— не самый современный пользовательский интерфейс
— возможны сложности при интеграции с программными продуктами, не входящими в линейку 1С
Платформа ориентирована на крупные компании с разветвленной ИТ-инфраструктурой. ITSM box обеспечивает комплексную автоматизацию всех ИТ-процессов, а также включает функциональную CMDB (база данных о компонентах ИТ-инфраструктуры) с широкими возможностями для моделирования.
Функционал | • управление инцидентами • открытый API для интеграций со сторонним программным обеспечением • low-code платформа для простого создания уникальных ИТ-решений • продвинутый ИИ • можно создать общие и единые центры обслуживания |
Стоимость | по запросу |
Пробный период | нет |
+ система хорошо масштабируется, справляется с большими объемами данных
+ подходит для крупных корпоративных задач
— непростая первичная настройка
— необходимость тщательного обучения персонала
Доступное по стоимости решение, ориентированное на основные потребности небольших ИТ-отделов. Имеет весь базовый функционал ITSM, закрывающий основные потребности бизнеса. Среди преимуществ — удобная интеграция с Microsoft Outlook, что особенно актуально для организаций, работающих в экосистеме Microsoft. Благодаря сравнительно низкой цене, IntraService является привлекательным вариантом для небольших команд.
Функционал | • управление инцидентами • заявки через web и по e-mail • база знаний • интеграции / API |
Стоимость | — на 50 исполнителей — 10 тыс. рублей в месяц — коробочная версия с неограниченным числом пользователей — 790 тыс. рублей единоразово |
Пробный период | 30 дней |
+ простой и понятный портал самообслуживания
+ качественные инструменты для автоматизации стандартных процессов
— ограниченные возможности для масштабирования
Универсальная платформа, охватывающая значительно больше, чем просто ИТ-процессы. Такой подход делает ESMP особенно востребованной среди государственных организаций и крупных компаний с четко структурированными процессами. Среди функций можно выделить: модуль ESMP Service Manager (универсальный инструмент, которым компания автоматизирует сервисные процессы любой сложности), а также портал самообслуживания, который поддерживает концепцию единого окна с интеллектуальным поиском.
Функционал | • управление инцидентами • модуль для представления ценной информации на дашбордах • лингвистический модуль ESMP Lingvo оптимизирует процесс обработки обращений и поиска услуг при помощи ИИ • интеллектуальный сервис с функционалом чат-бота |
Стоимость | по запросу |
Пробный период | по запросу |
+ система позволяет автоматизировать работу не только ИТ-отдела, но также подразделений по кадрам, бухгалтерии, административно-хозяйственных служб и других
+ продукт включен в реестр отечественного ПО и может быть использован при импортозамещении
— возможны дополнительные затраты на консультационные услуги при настройке и внедрении системы
Решение выделяется развитой системой аналитики и полным соответствием стандартам ITIL 4. Особенно хорошо Altevics подходит тем компаниям, для которых принципиально важно получать детальную информацию о работе ИТ-службы. Функционал включает все основные для ITSM модули, можно выделить базу знаний типовых решений и встроенный универсальный мессенджер.
Функционал | • автоматизация сервисных подразделений • управление инцидентами и запросами на обслуживание • управление каталогом услуг, уровнем услуг и SLA |
Стоимость | по запросу |
Пробный период | по запросу |
+ позволяет гибко настраивать бизнес-процессы
+ формирование подробных отчетов для управленческой команды
+ включена в реестр отечественного ПО и может быть использована при импортозамещении
— возможно потребуется привлечь сертифицированных специалистов для настройки системы
Подробно объясним, как выбрать ITSM-платформу.
На старте нужно четко понять, зачем вам сервисная система: требуется ли просто автоматизированная система для обработки заявок или полноценная ESM-платформа для автоматизации всех сервисных процессов компании.
Если сотрудникам неудобно работать в системе, они будут искать обходные пути и саботировать ее использование. Даже самая сильная ITSM-платформа будет неэффективна, если люди продолжат звонить или писать в мессенджеры вместо того, чтобы создавать заявки. Лучше выбирать решения с акцентом на UX/UI. На этапе выбора обязательно дайте протестировать систему не только ИТ-специалистам, но и тем, кто будет с ней работать ежедневно.
Следующий шаг — убедиться, что систему можно легко адаптировать под ваши процессы. Современные low-code платформы позволяют создавать новые сценарии и формы без программирования, что сильно экономит ресурсы. Обращайте внимание на наличие визуального конструктора бизнес-процессов и возможность создавать собственные поля — это важно для будущей гибкости.
ITSM-система должна быть не изолированной, а частью экосистемы компании. Проверьте, как она интегрируется с вашей CRM, ERP, телефонией, корпоративными чатами. Лучшие решения предоставляют готовые коннекторы и открытое API.
Решите, что вам подходит: облако (SaaS) или локальная установка (on-premise). Облако — это быстро, недорого и не требует собственной инфраструктуры, подходит малому и среднему бизнесу. On-premise чаще нужен крупным компаниям и госсектору для контроля над данными и соответствия требованиям по безопасности. Тренд на SaaS усиливается даже в этих сегментах.
Для российских компаний особенно актуален вопрос отечественного ПО. Если важно использовать решение из реестра Минцифры, обратите внимание на такие продукты, как Naumen или SimpleOne. Это позволит избежать рисков в случае ухода зарубежных вендоров, а также воспользоваться государственными субсидиями для импортозамещения IT-систем.
Своим мнением об ITSM-системах поделился Алексей Оносов, основатель компании «Юнисофт».
«Выбор ITSM-системы всегда зависит от конкретных задач и масштаба компании. Для крупных предприятий со сложной ИТ-инфраструктурой и большим штатом оптимальным выбором будут Naumen Service Desk или Altevics — эти системы обеспечат необходимую функциональность и масштабируемость. Для среднего бизнеса рекомендую обратить внимание на SimpleOne или Comindware, которые предлагают хороший баланс между функциональностью и стоимостью владения. Малому бизнесу и стартапам подойдут более простые и доступные решения вроде Okdesk или IntraService.
Важный тренд последних лет — масштабирование ITSM-подходов на другие отделы компании. То, что начиналось как инструмент только для ИТ-службы, сегодня успешно используется в HR, юридических отделах, бухгалтерии, маркетинге и других подразделениях. Такой подход называется Enterprise Service Management (ESM). Единая точка обращения для всех внутренних сервисов упрощает жизнь сотрудникам и повышает эффективность работы всей компании. В нашей практике мы видели случаи, когда переход на ESM-подход сокращал время обработки внутренних запросов по всей компании на 40-50%.
Главное правило успешного внедрения, которое я вынес из личного опыта, — внедрять систему поэтапно, начиная с базовых процессов, и обязательно обучать сотрудников. Даже самая продвинутая ITSM-система не даст результата, если люди не будут ей пользоваться или будут пользоваться неправильно. Инвестируйте время в адаптацию пользователей, создавайте понятные инструкции и регулярно собирайте обратную связь. И помните: ITSM — это не просто программа, а целая философия управления сервисами, которая требует изменения корпоративной культуры».
Алексей Оносов ответил на самые популярные вопросы по теме.