Оферта в 2025 году

Предложение о заключении сделки называется офертой. Вместе с экспертом расскажем, как ее составить, где размещать и какие виды оферты существуют в 2025 году.

Оферта. Фото: Summit Art Creations / Shutterstock / Fotodom
Александр Драгнев Партнер юридической консалтинговой группы «Ком-Юнити» Тимур Дробилко Автор КП

Почтовая рассылка о скидках в магазине техники, баннерная реклама на сайте маркетплейса, меню в ресторане — все это оферта. Так называют любое предложение о сделке, адресованное широкому кругу лиц или конкретной персоне. Подробно объясним, из каких частей состоит оферта и зачем она нужна бизнесу. 

Уважаемые пользователи, информация в статье актуальна на момент публикации. Пожалуйста, перед использованием представленных данных уточняйте все детали на официальных сайтах органов власти и организаций. Если у вас есть рекомендации и дополнения по материалу, вы можете отправить их на почту money@kp.ru. Для обсуждения вопросов рекламного сотрудничества звоните по телефону +7 (495) 637-65-16 (по будням с 9:00 до 18:00).

Что такое оферта

Оферта — это предложение заключить договор на конкретных условиях. Если такая сделка подходит адресату и тот соглашается с приглашением, происходит акцепт (согласие с условиями). Под согласием понимается не подписание какого-то документа, а например, факт оплаты покупки, регистрация на сайте или в приложении. Того, кто предлагает заключить договор, называют оферентом, вторую сторону — акцептантом. По закону (ст. 432 ГК РФ), чтобы оферта имела юридическую силу, условия в ней должны быть существенными — присутствовало описание товара или услуги, цена, порядок оплаты, срок действия предложения. Оферта бывает публичной и непубличной. В первом случае она адресована неопределенному кругу лиц (меню в ресторане, прайс-лист парикмахерской), а во втором — конкретному лицу/лицам (персональное предложение о сотрудничестве, целевая группа клиентов банка). Также существует счет-оферта. Он выглядит как обычный счет, то есть содержит реквизиты сторон, количество и наименование товара, срок доставки, но оформляется в виде предложения. 

Полезная информация об оферте

Важную информацию об оферте внесли в таблицу.

Виды офертыпубличная, непубличная, счет-оферта
Этапы офертыпредложение сделки, согласие второй стороны (акцепт), выполнение условий оферты
Что указывается в офертеописание свойств товара или услуги, стоимость, порядок оплаты, срок оферты, условия доставки, ограничения, реквизиты оферента
Когда оферта вступает в силув момент согласия адресата заключить договор (акцепт)
Формы оферты устная и письменная
это интересно
Как составить акт выполненных работ в 2025 году
Что нужно включить в документ и в каких случаях он обязателен
Подробнее

Зачем бизнесу нужна оферта

Оферта используется в продажах товаров или услуг и помогает предпринимателю или компании упростить процесс оформления и подписания договора. Благодаря оферте потенциальный клиент может узнать о цене и свойствах товара, сроках доставки и вариантах оплаты, без необходимости обращаться к продавцу напрямую. В результате обе стороны в выигрыше — клиент знает обо всех условиях покупки, а бизнес экономит время, повышает лояльность покупателей и избегает потребительского терроризма. 

Из каких частей состоит оферта

При составлении оферты важно описать все существенные условия понятным языком и избегая двусмысленности. Жестких требований к оформлению нет, но обычно оферта состоит из следующих частей:

  • Заголовок документа — в нем указывается, что предложение является офертой. Например, оферта на поставку строительных материалов.
  • Данные оферента — наименование компании, ФИО руководителя, реквизиты, адрес/телефон/почта.
  • Информация о том, кому адресовано предложение. Например, можно указать, что оферта предназначена для конкретной фирмы, новых клиентов или покупателей определенного товара.
  • Описание товара/услуги и сути предложения. В этой части указывается, что именно предлагает продавец, в каком объеме и на каких условиях.
  • Стоимость. Важно включить в этот пункт не только цену товары/услуги, но и стоимость и условия доставки, размер дополнительных комиссий (если есть).
  • Способы оплаты (по QR-коду, наличными, оплата на сайте, картой, курьеру в руки и так далее).
  • Порядок акцепта. Нужно указать, какие именно действия человека считаются согласием с офертой. Например, покупка на сайте.
  • Срок оферты. Указывается период действия предложения.
  • Урегулирование споров. В этом пункте указываются сроки возврата товара, условия его замены, порядок расторжения договора.
  • Дополнительные пункты. Сюда относятся: условия изменения оферты, какие-либо ограничения для покупателей, условия использования персональных данных пользователей.

Виды оферты

По тому, на кого рассчитано приглашение, различают публичную и непубличную оферту. Также существует счет-оферта. Расскажем о каждом виде подробнее.

Публичная

Как следует из названия, такой вид оферты ориентирован на широкий круг лиц и воспользоваться предложением может любой желающий. Варианты публичной оферты: меню в кафе, карточка товара на маркетплейсе, прайс-лист в парикмахерской. 

Непубличная

Такая оферта адресована определенному лицу или группе. Персональное предложение действительно лишь для его получателя, если сторонний человек о нем узнает, оферент имеет право отказать в продаже товара или услуги по указанной цене. Варианты непубличной оферты: предложение постоянным клиентам компании, приглашение специалиста к сотрудничеству на определенных условиях. 

Счет-оферта

Счет-оферта визуально напоминает обычный счет. В нем указаны реквизиты компании, объем товаров/работ/услуг, сроки доставки или выполнения заказа, но все оформлено в виде предложения. Если оно устраивает человека, то счет можно оплатить и договор будет считаться заключенным. Если условия сделки не подходят, от нее можно отказаться без последствий.

Оферта
Фото: Dusan Petkovic / Shutterstock / Fotodom

Как составить оферту

Пошагово объясним, как составить оферту в 2025 году.

Выбор типа оферты

Вид оферты зависит от того, кому она адресована. Если ваше предложение для всех желающих, выбирайте публичную оферту, если для определенного человека/группы/компании — непубличную. 

Информация об инициаторе оферты

В оферте должно быть указано, кто предлагает заключить сделку. Необходимо прописать название компании и сферу ее деятельности, реквизиты, ФИО руководителя или представителя. Например, строительная фирма (название) в лице ее руководителя (ФИО) предлагает (суть предложения).

Информация о клиенте

Далее указываем, кому адресовано предложение о заключении сделки. В зависимости от выбранного типа оферты, это могут быть все желающие или конкретное лицо/компания/группа. Например, новые клиенты банка (название) при открытии накопительного счета получают (суть предложения).

Существенные условия

Закон прямо говорит о том, что договор имеет юридическую силу, если в нем присутствуют существенные условия. Это значит, что в предложение о заключении сделки обязательно следует внести подробное описание товара/работы/услуги, условия покупки (стоимость, порядок оплаты, сроки и виды доставки, обмен/возврат) и срок действия оферты. Каждый пункт должен быть написан простым и понятным языком, без канцеляризмов.

Порядок акцепта 

Укажите какое действие клиента считается согласием с офертой. Это может быть оплата покупки или регистрация на сайте. 

Образец оферты 

Вот так выглядит один из вариантов публичной оферты.

это интересно
Что продавать на Ozon в 2025 году
Прибыльные категории товаров и перспективные направления
Подробнее

Популярные вопросы и ответы

На популярные вопросы ответил Александр Драгнев, партнер юридической консалтинговой группы «Ком-Юнити».

Что означает фраза «Не является публичной офертой»?

Формулировка «не является публичной офертой» означает, что размещенное предложение не расценивается как оферта, создающая обязанность у лица, разместившего предложение, заключить договор с каждым, кто захочет его принять.

Например, если компания публикует на сайте перечень товаров и указывает, что эта информация «не является публичной офертой», это значит, что компания не берет на себя обязанность продать товар по указанной цене любому обратившемуся. Таким образом, данная информация носит лишь информационный характер (это, по сути, «приглашение делать оферты»), и не обязывает принимать каждого желающего.

Важно: если юридически формальный признак оферты налицо, то оговорка «не является публичной офертой» сама по себе недостаточна, чтобы снять у делового предложения характер оферты. Однако в ряде случаев эта фраза позволяет бизнесу обезопаситься от неоправданной массовой нагрузки и не брать на себя обязательств до момента выбора контрагента.

В каких случаях оферта не сможет заменить договор?

Есть ограничения, когда она не сможет заменить собственно договор:

Требования к форме договора.

Определенные законодательством или иными нормативными актами сделки требуют строгого соблюдения формы — либо письменной, либо нотариальной. Например, сделки с недвижимостью, договоры купли-продажи долей в ООО, брачные договоры и некоторые крупные сделки юридических лиц. В таких случаях акцепт оферты не заменяет надлежащее оформление. Закон указывает: несоблюдение формы влечет недействительность договора или не порождает прав и обязанностей у его сторон, то есть, считается незаключенным.

Необходимость согласования индивидуальных условий.

Оферта часто предполагает типовые, стандартные условия, одинаковые для всех потенциальных акцептантов. Если же каждая сделка уникальна — имеет массу индивидуальных условий, специфик, длительные переговоры, тогда оферта не является универсальным решением. Договор может быть составлен индивидуально и, возможно, пересматриваться.

Законы и подзаконные акты.

Иногда порядок, условия и способ заключения договора прямо регулируются отраслевыми законами или внутренними требованиями компаний, и использовать оферту просто нельзя.
Закон «О защите прав потребителей» устанавливает дополнительные требования к публичной оферте, а именно обязанность по донесению до потребителей такой информации как: вид товаров, цену, сроки, гарантийные сроки, условия доставки, порядок оплаты и прочее. Информация должна быть достоверной и полной, а после акцепта продавец не имеет права изменять условия в одностороннем порядке.

Где размещать оферту?

Основные варианты размещения:

Интернет-сайт.

Наиболее распространенный способ — публикация текста оферты на официальном сайте компании или отдельном ресурсе. Важно, чтобы ссылка на текст оферты была доступна для ознакомления до момента совершения сделки и была легко обнаружима любым потенциальным акцептантом. Например, при покупке в интернет-магазине покупатель соглашается с условиями оферты, кликая «галочку» или нажимая «купить».

В публичных местах оказания услуг или торговли.

Часто оферты размещают на стендах в автозаправках, парикмахерских, кафе, сервисных центрах. Например, прайс-лист с указанием, что «данный список услуг является публичной офертой». Здесь важно, чтобы текст был доступен и понятен потребителю.

В рекламных материалах.

Некоторые рекламные проспекты, листовки, письма содержат условия оферты. Юридическую силу приобретает только та информация, которая соответствует формальным требованиям закона и предоставляет всю необходимую для заключения сделки информацию.

Через средства массовой информации.

Газеты, журналы, ТВ — допустимы для публикации оферты, но такие случаи сейчас редки.

В электронных сервисах и мобильных приложениях.

Оферта размещается либо на экране входа, либо при совершении действия (например, «Нажимая кнопку, вы присоединяетесь к договору оферты»).

Что важно помнить.

Оферта должна быть доступна для ознакомления до совершения акцепта, текст не должен быть спрятан или затруднен для поиска,
необходимо фиксировать факт согласия акцептанта (логирование, sms-коды, email-уведомления).

Можно ли менять или отменить оферту?

Согласно ст. 436 ГК РФ, оферта может быть изменена или отозвана до момента получения акцепта. То есть, пока другая сторона не приняла (акцептовала) оферту, лицо, ее разместившее, вправе изменить условия или отозвать своё предложение. После акцепта  договор считается заключенным, и вносить односторонние изменения запрещено (за исключением случаев, когда это прямо предусмотрено условиями оферты или законом).

Варианты регулирования:

Изменение оферты.

Можно скорректировать цену, сроки, условия, но только в отношении будущих, еще не заключенных с помощью этой оферты договоров. Для уже акцептованных предложений изменения не имеют обратной силы.

Отзыв оферты.

Отозвать оферту можно в любой момент, пока ее не приняли. Для этого важно разместить сообщение об отзыве в том же месте, где текст оферты был опубликован. Если вы забыли убрать оферту с сайта, а покупатель акцептовал ее (например, оформил и оплатил заказ), договор все равно считается заключенным — и отказаться от него просто уже невозможно.

Оговорки о возможности изменения/отзыва.

Часто в тексте оферты прямо указывается, что компания оставляет за собой право модифицировать ее в одностороннем порядке. Это допустимо, но изменения касаются только новых акцептантов.

Бизнесу важно тщательно отслеживать актуальность опубликованных оферт. Любые изменения лучше заранее фиксировать и публиковать в понятной форме. Для потребителей — внимательно изучать текст оферты и обращать внимание на дату публикации и срок действия.
КП КП Финансы
Реклама О проекте