Дома в России обслуживают управляющие компании в сфере ЖКХ. Если работа такой УК не устраивает, собственники жилья вправе пожаловаться в госорганы или обратиться в суд. Рассказываем, как правильно составить жалобу на управляющую компанию в 2025 году.
Ответственная управляющая компания следит за состоянием инженерных систем дома, уборкой подъездов, своевременно проводит ремонт. Если диалог между жильцами и УК налажен, все проблемы и конфликты быстро разрешаются, но бывает и так, что управляющая компания не «слышит» собственников и не реагирует на их обращения. Тогда дело доходит до подачи жалоб руководителю УК либо в надзорные органы. Вместе с экспертом расскажем, как в 2025 году юридически грамотно указать на неправоту управляющей компании.
Уважаемые пользователи, информация в статье актуальна на момент публикации. Пожалуйста, перед использованием представленных данных уточняйте все детали на официальных сайтах органов власти и организаций. Если у вас есть рекомендации и дополнения по материалу, вы можете отправить их на почту money@kp.ru. Для обсуждения вопросов рекламного сотрудничества звоните по телефону +7 (495) 637-65-16 (по будням с 9:00 до 18:00).
Все важные сведения о составлении жалобы на УК собрали в таблицу.
| Причины для подачи жалобы | некачественное оказание услуг, повышение тарифов без уведомления, игнорирование обращений жильцов, бездействие в случае аварий |
| Куда подавать жалобу | руководителю УК, в Госжилинспекцию, Роспотребнадзор, прокуратуру |
| Сроки ответа ведомств | 30 суток |
| Если ведомства не помогают | подавать иск в мировой или районный суд либо инициировать смену УК |
| Быстрый способ подать жалобу | через приложение «Госуслуги Дом» или портал Минстроя ГИС ЖКХ |
| Как узнать свою УК | в платежке за квартиру, на информационном стенде в подъезде, на портале ГИС ЖКХ |
Перед подачей жалобы важно уточнить, в чью зону ответственности входит ваш вопрос. Мы приводим типовые примеры оснований для подачи жалобы на УК.
Сюда относятся:
Отметим, что придомовую территорию в ряде городов, например, в Москве, часто обслуживает не УК, а муниципальная служба. Есть и обратные примеры, когда территория у дома в общедомовой собственности и тогда ей обязана заниматься УК.
Сюда относят неисправность системы общедомовой вентиляции, которая ведет к появлению плесени, чрезмерной влажности воздуха. Также за работу батарей в квартирах и на лестничных площадках отвечает УК: если они плохо греют, пропадает отопление, а компания ничего не предпринимает, можно подавать жалобу. Заметим, что иногда в проблемах с отоплением может быть виновата не УК, а ресурсоснабжающая организация.
Например, в доме сломался лифт, домофон или доводчик на подъездной двери. Вы обращались в УК с просьбой о ремонте, но его так и не провели. Жаловаться можно и если проблема с коммуникациями — проводкой, водоснабжением и водоотведением в доме.
В платежке вы увидели, что вдруг выросла плата за обслуживание общедомового имущества, текущий ремонт. Хотя совет дома такого решения не принимал. Либо УК отказывается раскрывать, на что тратит собранные средства, либо тратит их на то, о чем совет собственников не просил.
Как жилья, так и нежилых помещений в доме. Это довольно обширная формулировка, под которую можно подвести как пункты выше, так и другие. Например, УК отказывается исполнять решение общего собрания собственников, которое постановило поменять окна в доме или снизить тарифы. Либо отказывается производить расчет начислений за воду или отопление по счетчикам, хотя никаких законных причин для этого нет.
Структура документа следующая:
Сегодня все необходимые ведомства принимают жалобы онлайн и не предъявляют жестких требований к оформлению и структуре обращения. То есть составить жалобу можно в свободной форме, главное, четко донести суть конфликтной ситуации.
Для тех, кто хочет подготовить полный текст жалобы на УК, приводим образец обращения:

В нижеперечисленные ведомства можно адресовать обращение по поводу ненадлежащего качества услуг управляющей компании. Но прежде, обратитесь к руководителю УК. Иногда для решения вопроса достаточно позвонить в приемную или подойти лично в день приема граждан. Даже если разрешить ситуацию не получится, наличие ответа от УК и самого факта обращения поможет при дальнейших разбирательствах.
Полное название — Государственная жилищная инспекция (ГЖИ). Это главный надзорный орган, которые следит за работой управляющих компаний в России. В каждом регионе — собственная ГЖИ. Обращаться можно через сайт ГИС ЖКХ, приложение «Госуслуги Дом», лично в отдел по работе с населением или направить заказное письмо. Срок ответа: 30 суток.
Собственники квартир в доме являются также потребителями услуг, которые оказывает им УК. А значит с жалобами не некачественные услуги можно обратиться в Роспотребнадзор. Вопросы плохой уборки подъездов и несвоевременного ремонта ведомство разбирать не будет, но может разобраться с непрозрачностью тарифов, не оказанием оплаченных услуг (собирали домом деньги на ремонт крыши, установку домофона, но ничего не получили). Направить жалобу можно через федеральный сайт Роспотребнадзора, но лучше обращаться в региональное ведомство, чтобы ее рассмотрели быстрее. Также вы вправе адресовать заказное письмо в Роспотребнадзор с жалобой или принести ее лично. Срок ответа: 30 суток.
Обращаться сюда имеет смысл в двух случаях:
Жалобу можно подать через портал Госуслуг, через сайты Генпрокуратуры или регионального ведомства, заказным письмом в прокуратуру региона или лично (записавшись на прием). Срок ответа: 30 суток.
Формально этот орган исполнительной власти на работу УК не влияет. Однако глава района может проявить неравнодушие к коммунальными проблемам жителей. Тем более, что в районах часто есть собственные аварийные диспетчерские, которые работают в связке с диспетчерскими УК. Можно записаться на прием к главе муниципалитета и лично рассказать о проблеме.
Последняя инстанция, если иные ведомства не могут повлиять на действия УК. Этот процесс долгий, так что лучше заручиться поддержкой юриста. В идеале подавать коллективный иск от имени нескольких собственников дома. В иске вы можете требовать:
Иск подавайте в мировой суд (если ущерб до 100 тыс. рублей) или районный (если ущерб выше). Можете по месту своей регистрации или по месту регистрации УК. В течение 5 дней после подачи суд примет иск к производству (если с иском все в порядке), мировой суд рассмотрит дело в течение 1 месяца, районный суд — в течение 2 месяцев, при условии, что не будет затягивания процесса экспертизами, а стороны спора будут являться на заседания.
Также напомним, что управляющая компания — это не государственное ведомство, а коммерческая организация, которую жильцы наняли себе в помощники. Собственники могут в любой момент отказаться от нее и найти нового подрядчика. Для этого нужно провести собрание собственников помещений и чтобы больше половины голосующих выступили на отказ от услуг УК.
Еще один вариант — отказаться от УК и создать ТСЖ (товарищество собственников жилья). Выбрать председателя, наемного сотрудника или активного жителя дома, и поручить ему заниматься «коммуналкой»: найти дворника, слесаря, заниматься расчетами с ресурсоснабжающими компаниями и прочее.
Пошаговый алгоритм по подготовке обращения по факту ненадлежащего оказания услуг УК.
Поговорите с соседями, если они не проявляют активности, то можете взять все задачи по подаче и составлению жалоб на себя, а их попросить просто поставить подпись или отправить готовую жалобу с аккаунта.
Шаблон для обращения мы приводили выше. В нем должна быть «шапка» (от кого и кому составлена бумага), изложена суть (где и когда случился инцидент, что именно не устраивает и нарушает УК, а также ваши пожелания по разрешению ситуации), в конце стоять подпись обратившегося и дата подачи жалобы. Если пишите жалобу через сайт ведомств, достаточно изложить только суть. Не забывайте указывать контакты для ответа на обращение.
Начинайте с руководителя УК. Но если проблема давняя и компания не реагирует, адресуйте обращение в Госжилинспекцию региона. При нарушении ваших прав как потребителя — в Роспотребнадзор. Если есть угроза здоровью или другие ведомства не помогли — в прокуратуру.

Рассказывает член Адвокатской палаты Московской области, член Гильдии российских адвокатов Екатерина Бек:
«При составлении жалобы следует быть внимательным к деталям, чтобы у компании, к которой вы готовите претензию, не было поводов зацепиться за несоблюдение формальностей. В начале указывайте адресата, то есть в какую организацию вы направляете жалобу. Обязательно укажите свои ФИО, адрес проживания, контактный телефон, можно адрес электронной почты.
В тексте жалобы нужно подробно описать проблему. Если вы пишите в одно из надзорных ведомств, а до этого обращались в УК, то приложите копию своего обращения, а также ответ обслуживающей организации, если он вас не устроил. Сохраните номер обращения, который получите при подаче жалобы. По закону жалоба должна быть рассмотрена в течение 30 дней. Жалобы в органы прокуратуры часто рассматриваются ранее этого срока.
Вы вправе подать жалобу на работу УК одновременно в Государственную жилищную инспекцию, Роспотребнадзор и прокуратуру. Часто именно такая комбинация дает наиболее быстрый эффект. Однако вынуждена заметить, что в регионах, в отличие от столицы, часто и УК, и надзорные ведомства, дают отписки. Также эффективной мерой воздействия оказывается подача иска в суд. Другое дело, что судебный процесс займет много сил и времени».
Адвокат Екатерина Бек разобрала еще ряд ситуаций, связанных с обжалованием действий (или бездействия) управляющих компаний.