Жалоба на управляющую компанию в 2025 году 

Дома в России обслуживают управляющие компании в сфере ЖКХ. Если работа такой УК не устраивает, собственники жилья вправе пожаловаться в госорганы или обратиться в суд. Рассказываем, как правильно составить жалобу на управляющую компанию в 2025 году.

Фото носит иллюстративный характер. Фото: Макеев Иван /kpmedia.ru
Андрей Абрамов Журналист КП Екатерина Бек Адвокат

Ответственная управляющая компания следит за состоянием инженерных систем дома, уборкой подъездов, своевременно проводит ремонт. Если диалог между жильцами и УК налажен, все проблемы и конфликты быстро разрешаются, но бывает и так, что управляющая компания не «слышит» собственников и не реагирует на их обращения. Тогда дело доходит до подачи жалоб руководителю УК либо в надзорные органы. Вместе с экспертом расскажем, как в 2025 году юридически грамотно указать на неправоту управляющей компании.

Уважаемые пользователи, информация в статье актуальна на момент публикации. Пожалуйста, перед использованием представленных данных уточняйте все детали на официальных сайтах органов власти и организаций. Если у вас есть рекомендации и дополнения по материалу, вы можете отправить их на почту money@kp.ru. Для обсуждения вопросов рекламного сотрудничества звоните по телефону +7 (495) 637-65-16 (по будням с 9:00 до 18:00).

Полезная информация о составлении жалобы на управляющую компанию

Все важные сведения о составлении жалобы на УК собрали в таблицу.

Причины для подачи жалобы некачественное оказание услуг, повышение тарифов без уведомления, игнорирование обращений жильцов, бездействие в случае аварий
Куда подавать жалобуруководителю УК, в Госжилинспекцию, Роспотребнадзор, прокуратуру
Сроки ответа ведомств30 суток
Если ведомства не помогаютподавать иск в мировой или районный суд либо инициировать смену УК
Быстрый способ подать жалобучерез приложение «Госуслуги Дом» или портал Минстроя ГИС ЖКХ
Как узнать свою УКв платежке за квартиру, на информационном стенде в подъезде, на портале ГИС ЖКХ
это интересно
Как сэкономить на оплате услуг ЖКХ
Топ рабочих идей от экономистов
Подробнее

Основания для жалобы на управляющую компанию

Перед подачей жалобы важно уточнить, в чью зону ответственности входит ваш вопрос. Мы приводим типовые примеры оснований для подачи жалобы на УК.

Некачественно оказывают услуги

Сюда относятся:

  • плохо и нерегулярно убирается подъезд и придомовая территория;
  • не очищаются водостоки или крыши от снега, льда, мусора;
  • игнорируется уход за зелеными насаждениями — УК не скашивает траву, не проводит обрезку деревьев.

Отметим, что придомовую территорию в ряде городов, например, в Москве, часто обслуживает не УК, а муниципальная служба. Есть и обратные примеры, когда территория у дома в общедомовой собственности и тогда ей обязана заниматься УК. 

Проблемы с отоплением и влажностью

Сюда относят неисправность системы общедомовой вентиляции, которая ведет к появлению плесени, чрезмерной влажности воздуха. Также за работу батарей в квартирах и на лестничных площадках отвечает УК: если они плохо греют, пропадает отопление, а компания ничего не предпринимает, можно подавать жалобу. Заметим, что иногда в проблемах с отоплением может быть виновата не УК, а ресурсоснабжающая организация.

Бездействие в случае аварий и выхода общедомовой инфраструктуры из строя

Например, в доме сломался лифт, домофон или доводчик на подъездной двери. Вы обращались в УК с просьбой о ремонте, но его так и не провели. Жаловаться можно и если проблема с коммуникациями — проводкой, водоснабжением и водоотведением в доме.

Несправедливые и непрозрачные тарифы

В платежке вы увидели, что вдруг выросла плата за обслуживание общедомового имущества, текущий ремонт. Хотя совет дома такого решения не принимал. Либо УК отказывается раскрывать, на что тратит собранные средства, либо тратит их на то, о чем совет собственников не просил.

Нарушаются права собственников

Как жилья, так и нежилых помещений в доме. Это довольно обширная формулировка, под которую можно подвести как пункты выше, так и другие. Например, УК отказывается исполнять решение общего собрания собственников, которое постановило поменять окна в доме или снизить тарифы. Либо отказывается производить расчет начислений за воду или отопление по счетчикам, хотя никаких законных причин для этого нет.

Образец жалобы на управляющую компанию 

Структура документа следующая:

  • в «шапке» — кому и от кого направлена жалоба;
  • в центре письма — описание сути обращения и всех обстоятельств;
  • в конце — дата, подпись, адрес для ответа на жалобу.

Сегодня все необходимые ведомства принимают жалобы онлайн и не предъявляют жестких требований к оформлению и структуре обращения. То есть составить жалобу можно в свободной форме, главное, четко донести суть конфликтной ситуации.

Для тех, кто хочет подготовить полный текст жалобы на УК, приводим образец обращения:

Жалоба на управляющую компанию
Приложите к жалобе упоминаемые в ней документы. Например, текст вашего обращения в УК и ее ответ.

Куда жаловаться на управляющую компанию 

В нижеперечисленные ведомства можно адресовать обращение по поводу ненадлежащего качества услуг управляющей компании. Но прежде, обратитесь к руководителю УК. Иногда для решения вопроса достаточно позвонить в приемную или подойти лично в день приема граждан. Даже если разрешить ситуацию не получится, наличие ответа от УК и самого факта обращения поможет при дальнейших разбирательствах.

Жилинспекция

Полное название — Государственная жилищная инспекция (ГЖИ). Это главный надзорный орган, которые следит за работой управляющих компаний в России. В каждом регионе — собственная ГЖИ. Обращаться можно через сайт ГИС ЖКХ, приложение «Госуслуги Дом», лично в отдел по работе с населением или направить заказное письмо. Срок ответа: 30 суток.

Роспотребнадзор

Собственники квартир в доме являются также потребителями услуг, которые оказывает им УК. А значит с жалобами не некачественные услуги можно обратиться в Роспотребнадзор. Вопросы плохой уборки подъездов и несвоевременного ремонта ведомство разбирать не будет, но может разобраться с непрозрачностью тарифов, не оказанием оплаченных услуг (собирали домом деньги на ремонт крыши, установку домофона, но ничего не получили). Направить жалобу можно через федеральный сайт Роспотребнадзора, но лучше обращаться в региональное ведомство, чтобы ее рассмотрели быстрее. Также вы вправе адресовать заказное письмо в Роспотребнадзор с жалобой или принести ее лично. Срок ответа: 30 суток.

Прокуратура

Обращаться сюда имеет смысл в двух случаях:

  • есть угроза жизни и здоровью жильцов (например, зимой не работает отопление);
  • вы считаете, что ваши права нарушены, но ГЖИ и Роспотребнадзор не смогли помочь.

Жалобу можно подать через портал Госуслуг, через сайты Генпрокуратуры или регионального ведомства, заказным письмом в прокуратуру региона или лично (записавшись на прием). Срок ответа: 30 суток.

Районная администрация

Формально этот орган исполнительной власти на работу УК не влияет. Однако глава района может проявить неравнодушие к коммунальными проблемам жителей. Тем более, что в районах часто есть собственные аварийные диспетчерские, которые работают в связке с диспетчерскими УК. Можно записаться на прием к главе муниципалитета и лично рассказать о проблеме.

Суд

Последняя инстанция, если иные ведомства не могут повлиять на действия УК. Этот процесс долгий, так что лучше заручиться поддержкой юриста. В идеале подавать коллективный иск от имени нескольких собственников дома. В иске вы можете требовать:

  • компенсаций от действий УК (за моральный и материальный вред);
  • принуждения ее к выполнению обязательств (например, ремонта);
  • наложение штрафа на УК по административной статье (зависит от нарушения и подпадает ли оно под КоАП РФ).

Иск подавайте в мировой суд (если ущерб до 100 тыс. рублей) или районный (если ущерб выше). Можете по месту своей регистрации или по месту регистрации УК. В течение 5 дней после подачи суд примет иск к производству (если с иском все в порядке), мировой суд рассмотрит дело в течение 1 месяца, районный суд — в течение 2 месяцев, при условии, что не будет затягивания процесса экспертизами, а стороны спора будут являться на заседания.

Также напомним, что управляющая компания — это не государственное ведомство, а коммерческая организация, которую жильцы наняли себе в помощники. Собственники могут в любой момент отказаться от нее и найти нового подрядчика. Для этого нужно провести собрание собственников помещений и чтобы больше половины голосующих выступили на отказ от услуг УК.

Еще один вариант — отказаться от УК и создать ТСЖ (товарищество собственников жилья). Выбрать председателя, наемного сотрудника или активного жителя дома, и поручить ему заниматься «коммуналкой»: найти дворника, слесаря, заниматься расчетами с ресурсоснабжающими компаниями и прочее.

Как составить жалобу на управляющую компанию 

Пошаговый алгоритм по подготовке обращения по факту ненадлежащего оказания услуг УК.

Заручитесь поддержкой других собственников

Поговорите с соседями, если они не проявляют активности, то можете взять все задачи по подаче и составлению жалоб на себя, а их попросить просто поставить подпись или отправить готовую жалобу с аккаунта.

Подготовьте текст жалобы

Шаблон для обращения мы приводили выше. В нем должна быть «шапка» (от кого и кому составлена бумага), изложена суть (где и когда случился инцидент, что именно не устраивает и нарушает УК, а также ваши пожелания по разрешению ситуации), в конце стоять подпись обратившегося и дата подачи жалобы. Если пишите жалобу через сайт ведомств, достаточно изложить только суть. Не забывайте указывать контакты для ответа на обращение.

Отправка жалобы

Начинайте с руководителя УК. Но если проблема давняя и компания не реагирует, адресуйте обращение в Госжилинспекцию региона. При нарушении ваших прав как потребителя — в Роспотребнадзор. Если есть угроза здоровью или другие ведомства не помогли — в прокуратуру.

это интересно
Все субсидии на оплату ЖКУ в  2025 году
Как их получить и какие документы потребуются
Подробнее

Рекомендации эксперта по составлению жалобы на управляющую компанию 

Рассказывает член Адвокатской палаты Московской области, член Гильдии российских адвокатов Екатерина Бек:

«При составлении жалобы следует быть внимательным к деталям, чтобы у компании, к которой вы готовите претензию, не было поводов зацепиться за несоблюдение формальностей. В начале указывайте адресата, то есть в какую организацию вы направляете жалобу. Обязательно укажите свои ФИО, адрес проживания, контактный телефон, можно адрес электронной почты.

В тексте жалобы нужно подробно описать проблему. Если вы пишите в одно из надзорных ведомств, а до этого обращались в УК, то приложите копию своего обращения, а также ответ обслуживающей организации, если он вас не устроил. Сохраните номер обращения, который получите при подаче жалобы. По закону жалоба должна быть рассмотрена в течение 30 дней. Жалобы в органы прокуратуры часто рассматриваются ранее этого срока.

Вы вправе подать жалобу на работу УК одновременно в Государственную жилищную инспекцию, Роспотребнадзор и прокуратуру. Часто именно такая комбинация дает наиболее быстрый эффект. Однако вынуждена заметить, что в регионах, в отличие от столицы, часто и УК, и надзорные ведомства, дают отписки. Также эффективной мерой воздействия оказывается подача иска в суд. Другое дело, что судебный процесс займет много сил и времени».

Популярные вопросы и ответы 

Адвокат Екатерина Бек разобрала еще ряд ситуаций, связанных с обжалованием действий (или бездействия) управляющих компаний.

Как написать жалобу на управляющую компанию через Госуслуги?

Для этого нужно использовать не сам портал Госуслуг, а приложение «Госуслуги Дом» либо сайт ГИС ЖКХ (войти на него можно через аккаунт на Госуслугах). Выберите раздел «Направить жалобу или обращение» и заполните анкету с жалобой.

В каких случаях стоит писать жалобу на управляющую компанию?

Прежде советую обратиться за разъяснениями в саму управляющую компанию. Поинтересуйтесь, с чем связаны нарушения в ее работе. Для жителей Москвы процедура обращения максимально упрощена, они могут позвонить на единый номер диспетчерской службы, которая примет заявку, и в ближайшее время с обратившимся жителем свяжется, а в случае необходимости, приедет на место аварийная служба, мастер по определенным работам и так далее. В регионах обычно реагируют не так быстро, и на устранение аварии может уйти несколько суток. В таком случае, если представители управляющей компании не отвечают, не реагируют на обращения, не устраняют последствия аварии, не возобновляют подачу услуг после устранения препятствий, обязательно стоит обратиться с жалобой.

Куда жаловаться на управляющую компанию в Москве?

С жалобами на УК в Москве необходимо обращаться в Мосжилинспекцию. Сделать это можно, например, через портал Правительства Москвы.

Что входит в обязанности управляющей компании?

В соответствии с законодательством, УК является исполнителем услуг по управлению многоквартирным домом (МКД). Она должна обеспечивать безопасность жизни и здоровья граждан, имущества и постоянную исправность инженерных коммуникаций, приборов учета и прочего оборудования из числа общего имущества собственников помещений. Системы МКД также должны быть готовы к осуществлению поставок качественных коммунальных услуг.
КП КП Финансы
Реклама О проекте