Советы от DNA Team: как выбрать подрядчика для IT-проекта и не ошибиться

Эксперты в разработке рассказали о важных особенностях, которые нужно учитывать перед созданием приложения или сервиса.

Советы от DNA Team. Фото: shutterstock.com
Дмитрий Забавин Основатель DNA Team Тимур Дробилко Автор КП

Программное обеспечение, веб сервисы и мобильные приложения позволяют автоматизировать различные процессы и получили широкое распространение в мире.

Цифровизация процессов и современные технологии предлагают предпринимателям решения, которые не только увеличивают доходы, но и позволяют снижать издержки там, где ранее это было невозможно. К примеру, современные программы электронного кадрового документооборота позволяют сократить затраты на HR-отдел, CRM-системы, в комбинации с удобными мобильными приложениями, позволят увеличить поток новых клиентов, а также поставить этот процесс «на рельсы».

На российском рынке достаточно много компаний, которые предоставляют услуги по разработке ПО, однако, на практике, найти компетентного подрядчика становится все сложнее. Почему так? Причин несколько и, вероятнее всего, в будущем процесс поиска станет сложнее из-за стремительного развития технологий.

Вместе с экспертами DNA Team разобрались в вопросе и подготовили подробную инструкцию по выбору надежного разработчика, а также поняли, почему одной только разработкой в современном мире уже не обойтись.

Формализация задачи

Прежде, чем обращаться к подрядчику, нужно определиться, чего вы ждете от внедрения проекта. Какие задачи будет решать проект и сколько вы готовы потратить на его внедрение. Это базовая формализация, но она необходима. 

Следует обратить внимание на следующее:

  • описание проекта, основные функции;
  • цели внедрения (увеличение прибыли, рост аудитории и так далее);
  • описание пользователей;
  • определение вида: мобильное приложение, веб-сервис или программное обеспечение;
  • сроки запуска проекта.

Эти данные лучше предоставить подрядчику в виде короткой инструкции (брифа).

Общие требования

Для заказчика важно самому понимать, для чего ему требуется новый проект: для увеличения прибыли, упрощения работы с клиентами, ведения учета и так далее. Выделите одну наиболее приоритетную цель.

Будет хорошо, если вы составите список базовых требований простым языком. Приведите в пример 1-2 похожих приложений-референсов. Выделите их основные достоинства – так разработчикам будет проще понять требования.

Старайтесь использовать конкретные формулировки, а не оценочные словосочетания, вроде «красивый дизайн» или «удобная форма обратной связи».

Опыт коллег и конкурентов

В зависимости от сферы вашего бизнеса, можно проанализировать готовые решения на рынке. Какие их функции или элементы интерфейса вы бы хотели внедрить, а от чего стоит отказаться. Если ранее вы уже использовали какое-то решение, то можно составить список плюсов и минусов. С подобной просьбой можно также обратиться к знакомым предпринимателям.

Опыт коллег позволит предварительно оценить затраты на разработку, внедрение и обслуживание ПО. Определите бюджет будущего проекта с учетом своих финансовых возможностей. Хорошо, если вы заложите опцию реализации проекта в несколько этапов, так как в начале работы над проектом концепция может измениться и потребовать корректировки бюджета.

Базовое понимание процессов разработки

От заказчика не требуется глубоких познаний в IT-сфере, достаточно иметь базовое представление о верхнеуровневых процессах разработки:

  • проектирование;
  • разработка дизайна (UX/UI);
  • непосредственная разработка (front-end и back-end программирование);
  • подготовка инфраструктуры (сервера) для работы сайта или приложения;
  • запуск и поддержка.

Как выбрать IT-подрядчика и не слить бюджет?

На российском рынке сегодня достаточно компаний и индивидуальных разработчиков, предлагающих воплотить ваши идеи в жизнь. Сделать правильный выбор трудно, но есть несколько важных моментов, на которые следует обратить внимание при выборе.

  1. Опыт работы на рынке;
  2. Опыт по сопровождению и развитию проектов;
  3. Успешные и релевантные примеры (кейсы);
  4. Использование современных решений при разработке;
  5. Стоимость и сроки.

Опыт работы на рынке

Будет полезно знать, как долго компания работает на рынке. Определите круг исполнителей, которые специализируются на вашей сфере. Это легко определить по кейсам компании. Ранжируйте их. Желательно, чтобы подрядчик мог выполнить всю работу «под ключ», заказчику не пришлось привлекать дополнительных специалистов. Это всегда бонус, но не все компании готовы его предложить. Будьте внимательны.

Опыт по сопровождению и развитию проектов

Хорошо, если у разработчика есть клиенты, которых он ведет больше года. Это говорит о том, что компания дорожит репутацией и несет ответственность за решения, которые создает. Таким образом, заказчику обеспечат комфортный старт продукта, а возможные технические проблемы решат специалисты. Они будут отслеживать работу приложения и при необходимости вносить изменения.

Успешные и релевантные примеры

Многие разработчики фокусируются на какой-либо сфере. Но лучше всего найти компанию с большим количеством разнообразных корпоративных и потребительских кейсов. У таких разработчиков больше опыта и насмотренности. К примеру, DNA Team реализует долгосрочные проекты как по информационной безопасности с «Лабораторией Касперского», так и стартап-проекты для B2C сегмента.

Изучите кейсы компаний. Опытный разработчик гордится своей работой и часто рассказывает об успешных проектах на своем сайте. Можно изучить одно из разработанных компанией приложений. Оцените его функциональность, дизайн, быстродействие, удобство. Лучше скачивать новое приложение, так как у каждого проекта есть срок технической поддержки, а со временем заказчик может внести изменения в уже готовый сервис.

Использование современных решений при разработке

Важно обратить внимание на то, чтобы компания не предлагала для решения классической задачи редкие или устаревающие технологии. Это грозит тем, что вы будете привязаны к определенной группе разработчиков, и если потребуется сменить подрядчика – сделать это будет сложно. IT-сектор стремительно развивается, и технологии, которые были популярны еще в 2010-2015 годах, сегодня  могут безнадежно устареть. В современных решениях также чаще всего повышена стабильность работы и расширены возможности.

Стоимость и сроки

Здесь также есть несколько неочевидных моментов. Расскажем о самом главном. Если стоимость разработки слишком низкая, то основной причиной является некачественная проработка задачи клиента на первых интервью. Также стоимость может быть низкой за счет привлечения к работе фрилансеров или применение уже готового (шаблонного) исходного кода из открытых репозиториев. В моменте это может сэкономить бюджет, но чаще всего подобная «экономия» приводит к дополнительным расходам на этапах масштабирования и сопровождения проектов. Бывает и так, что проекты приходится полностью переделывать и начинать работу с нуля, поскольку развивать их попросту невозможно.

Всегда уточняйте ориентировочную стоимость проекта и сроки его разработки. Точную сумму, вероятнее всего, не назовут, но можно будет сравнить несколько предложений между собой. Стоимость разработки может быть фиксированной или складываться из фактически затраченного времени. Уточните, по какому сценарию будет происходить оценка работы команды. 

Помните, что создание качественного продукта требует времени и сил. Если подрядчик уверяет, что сможет разработать сложное решение за несколько недель, то стоит задуматься.

Важно не забыть

Ни мобильное приложение, ни веб-сервис не работают «в воздухе», им нужна серверная инфраструктура. Проектирование, расчет, выбор – все это зачастую отдельный и часто дорогостоящий вид работ DevOps-инженера. Не все разработчики закладывают их в стоимость.

Подход DNA Team

Исходя из многолетнего опыта мы поняли важность комплексного подхода при решении задач цифровизации – говорит основатель DNA Team Дмитрий Забавин – поэтому в своей работе фокусируемся на решении бизнес-задач «под ключ»: изучаем процессы и сферу деятельности, проектируем цифровые решения, разрабатываем интерфейсы, дизайн (UX/UI), проектируем инфраструктуру (DevOps), непосредственно реализуем и внедряем решения, а затем сопровождаем их несколько лет.

«Мы помогаем бизнесу перевести в «цифру» многие направления деятельности. Это оптимизирует затраты, увеличивает прибыль и повышает лояльность аудитории. В результате мы становимся надежным бизнес-партнером, и к нам обращаются в будущем», – объясняет эксперт.

В компании очень щепетильно относятся к проектированию на начальном этапе, и делают все для того, чтобы оно было качественным. Это позволяет заложить правильный фундамент и видение проекта. В будущем такой подход позволит сэкономить на обслуживании и расширении сервиса или программы.

Если говорить о сроках разработки, то в DNA Team всегда рекомендуют клиентам ориентироваться на 3-4 месяца для запуска первой версии продукта на рынок. Благодаря этому клиент точно знает, когда будет разработан сервис. Заказчик заранее готов к каким-то компромиссам в функциональности, чтобы продукт поскорее увидели первые пользователи и предоставили обратную связь. Это именуется MVP-подходом – в нем даже первая итерация проекта должна работать и нести пользу. Чтобы первая версия максимально соответствовала ожиданиям и возможностям клиента, в DNA Team уделяют особое внимание этапу аналитики и проектирования. Именно в этот момент можно заранее прописать то, каким проект будет в первой, второй и даже третьей версии. Одновременно с этим можно запустить какие-то этапы разработки, чтобы не растягивать сроки релиза.

В компании выделяют, что всегда важно осуществлять поддержку проекта после его запуска. В этот момент приложением или программой начинают пользоваться реальные пользователи. Оперативная реакция на их обратную связь – это залог успеха бренда клиента и самого проекта. Для этого крайне важно, чтобы после окончания разработки студия не завершала работу, а переходила вместе с клиентом в новую фазу – совместную работу с пользователями, улучшение продукта и его доработку.

Также немаловажным моментом является поддержка инфраструктуры и правильная ее настройка. Облачные хранилища, серверы (в том числе те, где хранятся персональные данные пользователей) – за всем этим нужно следить, обновлять и удостовериться, что расходы на инфраструктуру управляемы и прогнозируемы.

В DNA Team полагают, что в 2024 году продолжится рост таких сфер, как Retail / E-commerce и Edtech. Например, Edtech-сфера, по прогнозам экспертов, будет расти на 40% каждый год, и в 2027 ее объем достигнет отметки в 467 млрд рублей. В компании хорошо знают эту сферу и уже реализовали многофункциональное мобильное приложение и веб-сервис CoActivity для создания курсов и марафонов.

Популярные вопросы и ответы

На самые популярные вопросы о разработке проектов отвечает Дмитрий Забавин, основатель DNA Team.

В каких случаях стоит выбирать компанию для реализации проекта, а в каких фрилансера?

Чтобы реализовать практически любой среднестатистический проект, требуется команда разных специалистов: аналитик, дизайнер, back-end разработчик, front-end разработчик, тестировщик, менеджер проекта. Фрилансер может представлять из себя неплохого специалиста какой-либо одной сферы, но не покроет всех нужных потребностей. 

Ну и, конечно, сама по себе работа с фрилансером – это риск для бизнеса. Фрилансер может просто исчезнуть, перестать отвечать на сообщения, не следовать процессам, не передать нужный результат должным образом (интеллектуальная собственность) и так далее. Ответственность и репутация у студии всегда в приоритете.

Как понять, что портфолио IT-подрядчика настоящее?

Самый лучший метод – попросить рассказать о кейсах и продемонстрировать их на видеовстрече. Многие проекты являются корпоративными и не доступны публично, плюс некоторые клиенты в силу NDA (соглашение о неразглашении) не дают согласия выносить материалы в публичное поле. Но студия может показать демонстрационную версию на личных встречах и звонках, при этом сохранив требуемый уровень конфиденциальности.

Можно ли сэкономить при реализации веб-сервиса и мобильного приложения?

Да. Для этого надо потратить немного времени и бюджета на этап проектирования и дизайна, а не идти сразу в разработку того проекта, функционал и вид которого даже сам клиент до конца не представляет. Это как дизайн дома: в начале нужно визуализировать все помещения, стены, лестницу, понять, что хочется именно этого, а уже потом отдавать в разработку (строительство). Как правило (и это нормально), на этапе брифинга клиент сам не может понять, как именно должен работать проект, чтобы полностью закрывать его потребности и решить бизнес-задачу. После проектирования это осознание приходит, появляется четкое понимание, какой функционал важен для запуска в первой версии, а какой можно отложить. Плюс команде разработчиков четко понятно, что должно получиться в итоге. В результате оценка стоимости и сроков разработки будет максимально предсказуемой.


Резюмируя все вышеизложенное, составим небольшой список самых главных шагов при отборе подрядчика для разработки проекта.

Чек-лист

  1. Формализуйте задачу (основные требования, главная цель проекта, вид, сроки);
  2. Изучите решения конкурентов;
  3. Составьте список подрядчиков, специализирующихся на вашей сфере и имеющих большой опыт работы;
  4. Выбирайте подрядчика, который не только занимается разработкой, но и изучает бизнес-процессы и поддерживает проект после запуска;
  5. Уделяйте особое внимание процессу проектирования решения.

Реклама ИП Тарасенко Антон Леонидович ИНН 780231272107 erid: LjN8K8TCs

КП КП Финансы
Реклама О проекте