Беспилотные автомобили в России: реальные прототипы от Яндекса, КАМАЗа и НАМИ

Показанные в Яндексе беспилотные машины действительно могут ездить без водителя

АНДРЕЙ ГРЕЧАННИК @dorogi_kozerogi
Редактор раздела Авто

Беспилотные автомобили в России

Еще в середине мая этого года Яндекс.Такси провело испытания беспилотного автомобиля. Сначала на закрытой территории недалеко от их главного офиса в Москве. Испытания показали, что прототипы успешно справляются с задачами. Теперь их хотят опробовать на дорогах общего пользования, и этот этап запланирован на 2018 год.

Беспилотные автомобили в России разрабатывает не только Яндекс, создана целая ассоциация по развитию автономного, подключенного и электрического транспорта - «Автонет». В ней уже пять участников, включая «КАМАЗ», который тоже создал и испытывает собственные прототипы грузовиков-беспилотников, а также институт НАМИ, создавший беспилотный электробус ШАТЛ.

Беспилотные автомобили Яндекса

Строго говоря, абсолютно все равно, что это будет за машина. Большая или маленькая, иномарка или отечественная. Идеален, конечно, электромобиль, но и бензиновый сойдет. Важно, чтобы машина была современной - с электронными педалями газа и тормоза, автоматизированной коробкой передач, электрическим усилителем руля. Чтобы органы управления не требовали рук и ног водителя, а были доступны электронике. В случае с прототипами Яндекса - Toyota Prius и Kia Soul, но это не принципиально. Важна не машина, а оборудование, которое будет ей управлять. Тут как с водителем, который может пересесть в другое авто. Автопилот тоже универсален, его можно приспособить к разным машинам, если учесть их характеристики, хоть к будущему президентскому лимузину проекта «Кортеж», если ФСО разрешит.

А дальше происходит вот что. В электронные «мозги» машины заложена карта с навигацией, на которой отражены все дороги с их особенностями, скоростными ограничениями и всем прочим. К навигации мы уже привыкли, все пользуемся. И эти электронные «мозги» - программно-аппаратный комплекс - по специально заложенному алгоритму ведут машину по этой карте, опираясь на данные о состоянии дороги, получаемые в режиме реального времени.

Как работают беспилотные автомобили


Беспилотник делает то же самое, что и человек за рулем, только мозги у него - электронные, а вместо глаз он использует набор техники.

Камеры. Они «смотрят» в разных направлениях. Эту «картинку» анализирует компьютерная программа, чтобы выявить препятствия, людей, машины и другие объекты на проезжей части, ее границы, разметку и даже знаки.

Стереокамеры. Они определяют расстояние до объектов.

Радар. Он определяет расстояние до объектов с помощью радиоволн, как на боевых кораблях или самолетах.

Лидар. Лазерный датчик кругового обзора, который составляет трехмерную карту пространства вокруг машины.

Датчики. Приемники GPS/ГЛОНАСС, инерциальные измерители и сенсоры, которые показывают, с какими скоростями вращаются колеса, куда они повернуты и т. д.
Все эти приборы собирают информацию воедино, программно-аппаратный комплекс ее обрабатывает и выдает нужные решения: газовать, тормозить, поворачивать и т. д.

Самое смешное, что все это - совсем не чудо техники. Многие нынешние серийные машины уже имеют элементы систем самоуправления, взять тот же активный круиз-контроль, автоматически останавливающий машину при появлении препятствия, и систему удерживания в полосе, когда машина сама не выезжает за пределы линий дорожной разметки.

Султан Жанказиев, заведующий кафедрой «Организация и безопасность движения» МАДИ, говорит, что в их автодорожном институте студенты собирают прототипы самоуправляемых машин буквально на коленке. Важно не сделать железяку, которая умеет сама ездить. Важно сделать так, чтобы все такие машины ездили по дорогам безопасно, не создавая друг другу проблем, и чтобы все правила и законы четко прописывали их использование, фиксировали ответственность и все такое. Вот кто будет виноват, если автопилот наломает дров? Владелец машины, ее производитель, разработчик программы - кто? Все это еще предстоит прописать в законах. Ну и дороги придется переделать, это уже отдельная история.

Будущее беспилотных автомобилей в России

Президент России Владимир Путин дал поручение правительству РФ до 1 декабря подготовить предложения о создании российской сервисной информационно-телематической платформы. В нее объединят информацию от системы спасения ЭРА-ГЛОНАСС, «Платон», ГИБДД, МЧС, Минтранса, операторов охранно-поисковых систем и техпомощи, геоинформационных сервисов и многих других государственных и частных инфосистем. В перспективе эта платформа станет основной для организации беспилотного автомобильного движения.

Совсем недавно Министр промышленности и торговли Денис Мантуров рассказал о перспективах вывода на российские дороги общего пользования беспилотных автомобилей. Правда, конкретные сроки не назвал, по его словам, этот процесс будет постепенным. Сначала - локальное использование, затем - общее применение с частичным использованием элементов беспилотного управления, и только после этого можно будет говорить об эксплуатации полностью беспилотных автомобилей.
- Я думаю, что это будет еще нескоро, поскольку такие перемены требуют, в том числе, и обновления ментального восприятия окружающего мира человеком. Пока так рисковать мы еще не готовы, - сказал министр.
Хотя в этом случае риск - понятие относительное. Враги прогресса вам тут же начнут загибать пальцы, приводя примеры первых аварий беспилотников за границей. Но сколько за это время водители совершили смертельных аварий?! Эксперты говорят, что беспилотники снизят дорожную аварийность на 90%. Не на 10, а на 90%! Потому что машина не будет случайно или намеренно нарушать, превышать, подрезать, у нее нет режимов «начинающий», «блондинка», «псих» или «хам». Она поступает только в соответствии с заложенными в нее правильными алгоритмами. Как в программировании: если происходит вот это, то делаю то, а если происходит так, то поступаю вот так. И это обучаемая система. Мы с вами приобретаем опыт с годами, часто методом проб и ошибок, набиванием шишек и вмятин, а в робота сразу «загоняют» программу, написанную с учетом высокого уровня водителей-профессионалов, и потом ее периодически обновляют на основании сложившейся практики. И в этих обновлениях заложена практика всех таких беспилотных устройств. Так что, верите вы в будущее беспилотников на наших дорогах?

Комментарии для сайта Cackle
Made on
Tilda