Для кого
на самом деле
Москвы
метро
работает
В этом году Московский метрополитен отмечает 90 лет. Неотъемлемая часть жизни города, герой фильмов, книг… и как минимум более 8 миллионов пассажиров в будний день.
Простой пример.
Сегодня в московском метро наряду с пассажиропотоком и числом составов на линии считают еще один незримый показатель. Это уровень удовлетворенности пассажиров - выясняют его через систему обратной связи. Раз в квартал пассажиры делятся своим мнением по более 20 параметрам работы метро: от комфорта температуры в вагонах до информации на медиаэкранах. По результатам последнего исследования во II квартале 2025 года общий уровень удовлетворенности работой метро составил 84%.
Когда говорим «современное метро», воображение рисует футуристичные составы, светодиодную подсветку и тотальную автоматику. Но давайте мыслить глубже: главная задача любого технического ноу-хау — не просто удивить эффектной картинкой, но сделать жизнь человека комфортнее.

Вспомните хотя бы автомобили: сегодня их создатели все реже хвастают мощным мотором и количеством лошадиных сил. И все чаще обращают внимание на удобство салона и комфорт в поездках (мультимедиа, безопасность, уют).

Такая же незримая технологическая революция произошла и в метро. Открытие новых станций, усовершенствование вагонов, появление дополнительных сервисов — всё, что сегодня происходит с этим транспортом, в первую очередь делается для того, чтобы нам было удобно. У экспертов даже появился соответствующий термин — «пассажироцентричность».
Благодаря чему метрополитен столицы радует так много пассажиров и как именно заботится об их комфорте?
Приглашаем прокатиться в виртуальном составе, каждый вагон которого посвящен тем или иным решениям для нашего удобства. Переходите из вагона в вагон и смотрите, как сегодня пассажира окружают заботой и вниманием во время каждой поездки. Тут же показываем и то, как далеко продвинулся этот процесс за 90 лет работы метрополитена.
Быстро, надежно, безопасно — и с заботой. Прокатитесь в нашем интерактивном составе
и узнайте, как обеспечивает комфорт пассажиров главная транспортная система столицы
Быстро, надежно, безопасно — и с заботой. Прокатитесь в нашем интерактивном составе и узнайте, как обеспечивает комфорт пассажиров главная транспортная система столицы
Не будем скрывать: Московский метрополитен создавался с утилитарной функцией (хотя это, к счастью, не помешало сделать его не просто функциональным, но и красивым) — в большом городе нужно быстро доставлять на работу и обратно сотни тысяч, а потом и миллионы людей. Только так можно обеспечить условия для доблестного труда на благо Родины. Эта задача актуальна и сегодня. Только при ее решении все чаще учитывают интересы не только экономики — но и каждого человека.
КУЗНЕЦКИЙ МОСТ
КОМСОМОЛЬСКАЯ
СМОЛЕНСКАЯ
ОХОТНЫЙ РЯД
ПАРК КУЛЬТУРЫ
АРБАТСКАЯ
СОКОЛЬНИКИ
ПАРК КУЛЬТУРЫ
ОХОТНЫЙ РЯД
Запускают
новые объекты
Когда метрополитен открылся в 1935 году, в нем насчитывалось всего 13 станций. Сотая — «Кузнецкий Мост» — появилась в 1975-м. А сегодня в московском метро уже 306 станций, включая МЦК! 16 линий протянулись через весь город и даже выходят за его пределы. Так, новая Троицкая линия, два участка которой открыли в прошлом году, а третий — от станции «Новаторская» до станции «ЗИЛ» — в сентябре 2025-го, ко Дню города, после завершения работ станет самой протяженной за МКАД.

Москвичам не приходится долго ждать не только новых станций, но и самих поездов: в часы пик на самых востребованных линиях составы сменяют друг друга на перроне каждые 90 секунд. Точность соблюдения расписания — 99,9%. По этому показателю Московский метрополитен — номер 1 в мире!
Когда метрополитен открылся в 1935 году, в нем насчитывалось всего 13 станций. Сотая — «Кузнецкий Мост» — появилась в 1975-м. А сегодня в московском метро уже 306 станций, включая МЦК! 16 линий протянулись через весь город и даже выходят за его пределы. Так, новая Троицкая линия, два участка которой открыли в прошлом году, а третий — от станции «Новаторская» до станции «ЗИЛ» — в сентябре 2025-го, ко Дню города, после завершения работ станет самой протяженной за МКАД.
Москвичам не приходится долго ждать не только новых станций, но и самих поездов: в часы пик на самых востребованных линиях составы сменяют друг друга на перроне каждые 90 секунд. Точность соблюдения расписания — 99,9%. По этому показателю Московский метрополитен — номер 1 в мире!
С 2010 года количество станций выросло почти в 1,7 раза — со 182 станций метро до 306 станций метро и МЦК.
При открытии в 1935 году их было 13. К середине прошлого века прибавилось еще 22. «Кузнецкий мост» в 1975-м стал сотой станцией метро, а к миллениуму общее число перевалило за 160.

Лейтмотивом газетных заголовков в СССР были темпы стройки. Сегодня ретроманы бравируют фразами в духе «Раньше так ударно сдавали объекты!» Утверждение верное, только если уж сравнивать стройку метро, то советские темпы отстают от нынешних на 40 лет!

С 2010 года количество станций выросло почти в 1,7  раза — со 182 станций метро до 302 станций метро и МЦК.
Омолаживают подвижной состав
С 2010 года доля современного подвижного состава в метро увеличилась в 6 раз — с порядка 13% до более 78%. Обновляются не просто вагоны, но и сами поезда: появляются новые серии, поколения составов.

Только в марте прошлого года мэр Москвы Сергей Собянин торжественно запустил движение первого поезда серии «Москва-2024». Казалось бы, совсем недавно, а метрополитен столицы уже работает над следующей серией: «Москва-2026».
При разработке новых поколений поездов обязательно учитывают мнение пассажиров. Улучшенные аэродинамика и эргономика, повышенные шумоизоляция и вместимость, наличие зарядок и многое другое — все это делает поездки более комфортными. 


Приближают
к дому
Почему при планировании развития метро важно не только общее число станций, но и их грамотное расположение на территории города? Ведь рядового пассажира интересуют главным образом всего две: та, что рядом с домом, и та, что у работы или места учебы.

Но чем больше пассажиров — тем шире список адресов, куда им нужно попасть на ту же самую работу или учебу. Поэтому сегодня в Москве строят станции во всех районах города, в том числе — в новых.
Число москвичей, живущих в пешей доступности от станций рельсового каркаса, выросло с около 70% в 2010 году до более чем 90% в 2025 году. То есть 9 из 10 жителей и гостей столицы могут сесть в поезд метро, МЦК или МЦД, пройдя от своего подъезда 5–20 минут. Если идти далеко или погода к прогулкам не располагает, всегда выручит быстрый трамвай (который теперь также часть метрополитена), а также автобус или электробус. 

Число москвичей, живущих в пешей доступности от станций рельсового каркаса, выросло с около 70% в 2010 году до более чем 90% в 2025 году.
То есть 9 из 10 жителей и гостей столицы могут сесть в поезд метро, МЦК или МЦД, пройдя от своего подъезда 5–20 минут. Если идти далеко или погода к прогулкам не располагает, всегда выручит быстрый трамвай (который теперь также часть метрополитена), а также автобус или электробус. 

Помогают
ориентироваться
В московском транспорте действует единая система навигации. Все виды городского транспорта — и на земле, и под землей — используют одинаковый шрифт и единые графические элементы. Так можно быстро сориентироваться и узнать, как добраться в нужную локацию, не обращаясь за помощью к прохожим или поисковым системам.
В прошлом году в столице запустили первые в России цифровые станции («Марьина Роща» БКЛ и терминал №1 московского городского вокзала Нижегородская). Современная навигация с экранами позволяет своевременно информировать пассажиров обо всех изменениях.
В прошлом году в столице запустили первые в России цифровые станции («Марьина Роща» БКЛ и терминал №1 московского городского вокзала Нижегородская).
Современная навигация с экранами позволяет своевременно информировать пассажиров обо всех изменениях.
Заботятся
о каждом
Новые станции сразу создаются с учетом потребностей всех пассажиров, включая тех, чья мобильность в силу тех или иных причин ограничена. Лифты, бесшовный путь — в таких условиях легче проехать на кресле-каталке или провезти детскую коляску. Благодарны и люди серебряного возраста.
В метро действует первая в стране служба сопровождения и помощи маломобильным пассажирам — ЦОМП.

Можно заранее обратиться туда: инспектор встретит у станции и проводит по маршруту. Услуга бесплатна и доступна не только пожилым и людям с инвалидностью, но и, например, организованным детским группам, родителям с детьми-дошколятами.
В метро действует первая в стране служба сопровождения и помощи маломобильным пассажирам — ЦОМП.

Можно заранее обратиться туда: инспектор встретит у станции и проводит по маршруту.
Услуга бесплатна и доступна не только пожилым и людям с инвалидностью, но и, например, организованным детским группам, родителям с детьми-дошколятами.
Делают оплату
удобнее
ЛИЦОМ
в системе оплаты проезда по биометрии уже зарегистрировались полмиллиона москвичей.
БУМАЖНЫЙ БИЛЕТОМ
на одну или две поездки, который можно приобрести в автомате по продаже билетов или в кассе.
БАНКОВСКОЙ КАРТОЙ — достаточно приложить ее к любому турникету.
QR-КОДОМ — через СБП или виртуальной «Тройкой».
«ТРОЙКОЙ» —
транспортная карта удобна для постоянных пользователей транспорта. А пополнить карту можно онлайн в любое время суток через удобное мобильное приложение.
Очереди для покупки проездного и пополнения карты исчезли как явление. Для сравнения: в 2010 году пассажиры проводили в очередях до 20 минут в часы пик. Напомним, что и билеты на разные виды транспорта были разными, что также добавляло хлопот.
Количество способов рассчитаться за поездки в московском метро постоянно растет.
Вынуждены отметить грустную истину: к хорошему быстро привыкаешь и перестаешь придавать значение. Но давайте попробуем взглянуть на рядовую поездку пассажира метро глазами стороннего наблюдателя.
Вынуждены отметить грустную истину: к хорошему быстро привыкаешь и перестаешь придавать значение.

Но давайте попробуем взглянуть на рядовую поездку пассажира метро глазами стороннего наблюдателя.
Создают комфорт на каждом шагу
Создают комфорт
на каждом шагу
Проход через турникеты — по «Тройке», которой только что платили за проезд в автобусе или арендовали электросамокат. Вероятно, через минуту человек уже будет заходить в вагон прибывшего состава. В чистом поезде наверняка будет кондиционер.
Поездки проходят относительно тихо: в новых поездах улучшенная шумоизоляция, а рельсы бесстыковые, то есть не издают характерного для такого транспорта лязга и стука, а состав движется плавнее.

Благодаря Большой кольцевой, новым радиальным линиям, а также МЦК и МЦД необязательно строить маршрут через центр. Время в пути становится короче, а в вагонах — свободнее, поскольку у пассажиров появляется выбор.
До 2030 года откроются 30 новых станций метро.
К еще большему удобству для пассажиров! У московского транспорта есть Стратегия развития до 2030 года - ее утвердил мэр столицы Сергей Собянин.

Эта стратегия, в частности, предусматривает открытие 27 новых станций метро в ближайшие 5 лет.
Куда приведет
такой маршрут?
Верим, что беспилотные технологии сделают метро еще лучше. В этом году в соответствии со Стратегией развития столичного транспорта начинается пилотная эксплуатация состава под управлением ИИ на Большой кольцевой линии. Во время тестов он будет курсировать без пассажиров и под присмотром машиниста.
Уже к концу 2026 года появится образец беспилотного поезда, способный двигаться с учетом московских интервалов движения – 90 секунд.
До 2030 года откроются 27 новых станций метро.
Верим, что беспилотные технологии сделают метро еще лучше. В этом году в соответствии со Стратегией развития столичного транспорта начинается пилотная эксплуатация состава под управлением ИИ на Большой кольцевой линии. Во время тестов он будет курсировать без пассажиров и под присмотром машиниста.

Уже к концу 2026 года появится образец беспилотного поезда, способный двигаться с учетом московских интервалов движения – 90 секунд.
К этому же году 9 из 10 составов на линиях будут новыми.
А практически каждый третий указатель (30%) в навигации — цифровым.
Юбилей метро —
праздник для пассажира
Но нельзя не поблагодарить тех, кто заботится
о нас, и делает поездки такими комфортными.

Сегодня в Московском метрополитене работают
65 тысяч человек. Говорим «Спасибо!» и ждем
встречи в лучшем метро мира.
Но нельзя не поблагодарить тех, кто заботится о нас, и делает поездки такими комфортными.
Сегодня в Московском метрополитене работают
65 тысяч человек. Говорим «Спасибо!» и ждем
встречи в лучшем метро мира.
Но нельзя не поблагодарить тех, кто заботится
о нас, и делает поездки такими комфортными.

Сегодня в Московском метрополитене работают 65 тысяч человек. Говорим «Спасибо!» и ждем
встречи в лучшем метро мира.

Идея: Елена Ионова. Project manager: Сабина Багирова

Дизайн проекта: Дарья Костырина. Автор текста: Андрей Абрамов


Политика АО «ИД «Комсомольская правда» в отношении обработки персональных данных и реализации требований к защите персональных данных
Политика обработки данных | Политика обработки файлов cookie