В Узбекистане все есть… для российского экспортера

Василий ВЕРСТОВ
Василий ВЕРСТОВ
В Узбекистане все есть… для российского экспортера
Одна из крупнейших республик бывшего СССР открыла свой рынок для производителей и инвесторов. Что нужно делать отечественному предпринимателю для освоения Узбекистана - об этом в совместном проекте Российского экспортного центра, входящего в группу ВЭБ.РФ, и «Комсомольской правды»
Одна из крупнейших республик бывшего СССР открыла свой рынок для производителей и инвесторов. Что нужно делать отечественному предпринимателю для освоения Узбекистана — об этом в совместном проекте Российского экспортного центра, входящего в группу ВЭБ. РФ, и «Комсомольской правды».
Жара в экономике
Чилля — вот что сейчас творится в Узбекистане. Этим словом называют несусветную жару, которая нисходит на землю великого полководца Амира Темура (в России известен, как Тамерлан) в разгар лета. Но жаркое время в Узбекистане — это не только про погоду. Это и про экономику страны, которая открылась для внешнего мира почти три года назад. И про деловые отношения с Россией — за тот же период времени они показали стремительный рост. Если в 2016 году товарооборот между нашими странами оценивался в $ 2,7 млрд, то к концу 2018-го мы приблизились к уровню в $ 4,4 млрд. Экспорт из России в Узбекистан вырос почти в полтора раза, с $ 1,9 млрд до $ 3,3 млрд.
Происходящее говорит о том, что рядом с Россией есть страна с огромным рынком (более 33 миллионов человек населения!), на котором очень много ниш, где требуется конкурентоспособная и качественная продукция. А такой в России — много. Только за последние два года несырьевой экспорт из нашей страны в Узбекистан вырос на $ 1,3 млрд. И это далеко не предел! Чем же Россия завоевывает рынок этого гостеприимного государства?
Как «Лада» устроила гонки с «американцами»
Темпы роста экспорта российских легковых автомобилей в Узбекистан в 2018 году оказались рекордными — плюс 368 процентов! Некоторых экспертов такие цифры могли бы удивить. Эта азиатская страна уже много лет находится под «властью» американского автогиганта General Motors. На дорогах Ташкента — недорогие модели «Шевроле»: их более 20 лет сотнями тысяч производят в Узбекистане. Но уже несколько последних лет это сплошное засилье «американцев» разбавляется новенькими симпатичными «Ладами».
— И с каждым годом темпы наших продаж растут, — рассказывают владельцы дилерского центра «АвтоВАЗа» в Ташкенте и соучредители компании Roodell group Мурод-Мирза Шарипов и Данияр Давлетьяров. — Российские автомобили становятся лучше — увеличиваются и продажи. Если в первый год мы ежемесячно продавали пять-десять машин, то сейчас вышли на уровень в сотни авто в месяц. В прошлом году мы реализовали 3000 машин, в этом планируем — 6000!
Предприниматели знали, что требуется рынку Узбекистана. Прежде всего — разнообразие. А модельный ряд «АвтоВАЗа» предлагает сейчас качественные авто на любой вкус и кошелек — от простеньких легковушек до навороченных полноприводных внедорожников.
— Но при этом мы понимали и все местные особенности. Например, лучше всего в Узбекистане продаются машины белого цвета. Жарко же! А белый не так нагревается, — улыбаются бизнесмены.

— Не страшно было с российскими машинами выходить на рынок и конкурировать с американскими авто?

 — Мы начинали с небольших объемов, смотрели на реакцию покупателей. И она оказалась положительной. Люди стали понимать, что сегодняшняя «Лада» — это не те самые «Жигули», которые были в СССР. Людям нравится и дизайн, и уровень безопасности, и комплектация новых машин. Сейчас точно можно сказать — мы сформировали положительный образ бренда. «Лада» станет народным автомобилем в Узбекистане.
По словам предпринимателей, российские машины очень хорошо продаются именно в более дорогой комплектации. Звучит, наверное, несколько неожиданно, но «Лады» стали чем-то вроде бюджетного премиум-класса для дорог Узбекистана (которые, кстати, вполне себе сносные).
Есть еще один важный момент — страна географически расположена так, что отсюда удобно поставлять продукцию в другие государства региона: Кыргызстан, Таджикистан, Туркмению и даже Афганистан. Из Кабула, между прочим, к ташкентским дилерам «АвтоВАЗа» уже приезжали «гонцы» с просьбой создать такое же представительство и у них. Но пока что решили открыть еще один салон с российскими машинами в Термезе — городе, который находится прямо на границе с Афганистаном. Это позволит удовлетворить спрос на российскую продукцию на региональном уровне Узбекистана, а заодно будет опробована схема реэкспорта в соседнюю страну. Если все пойдет удачно, как говорят предприниматели, то можно будет задуматься и об открытии сборочного производства российских машин.
Адаптация под местные условия
Есть представители российского автопрома, которые уже открыли свои сборочные цеха в стране. В пригороде одного из древнейших городов на земле — Самарканда — с 2017 года работает предприятие, созданное нашим «КамАЗом» совместно с UzAutoTrailer. Россия поставляет все необходимые агрегаты, а местные работники проводят окончательную сборку машин.
— На сегодняшний день в Узбекистане продано уже более 1200 машин, которые были собраны на местном производстве, — рассказывает генеральный директор совместного предприятия «KamAZ Asia Center» Антон Тогулев. — В сборочном цехе у нас трудятся более 400 человек. Плюс здесь постоянно находятся пять специалистов из России, которые контролируют производственный и финансовый процессы.
Российское предприятие адаптировало свою продукцию под условия местного рынка, где очень большой запрос на грузовики с двигателями, работающими не на бензине.
— Специально для Узбекистана у нас есть два варианта автомобилей — на дизельном топливе и газовом, на метане. В августе будет выпущена первая партия автомобилей с двигателями, работающими на газе, — говорит Антон Тогулев.
А жираф-то — российский
И даже в самое жаркое время года Ташкент не знает отдыха. И днем и ночью в столице страны идет гигантская стройка. Возводится ранее невиданное — небоскребы! И это в городе, который был практически полностью уничтожен мощнейшим землетрясением в 1966 году.
Сейчас строительные технологии позволяют возводить сейсмоустойчивые многоэтажные дома и в таких непростых местах. За право быть участником строительства Ташкент-сити боролись многие международные компании. Но небольшая, по современным меркам, фирма из Челябинска взяла и обошла всех конкурентов — из Евросоюза и Китая. И теперь, если видишь, что в Ташкенте строится высотный дом с помощью ярко-оранжевых башенных кранов, — знай: это российская техника.
— Только мы смогли доказать, что наш кран способен выдержать землетрясение в девять баллов, — говорит управляющий группы компаний «Крановые технологии GIRAFFE» Александр Михайлов. — С нами конкурировали крупнейшие производители башенных кранов в Европе, Турции и Китае. Но они не смогли соответствовать жестким требованиям по сейсмоустойчивости.
Сейчас десятки кранов этой уральской компании занимаются тем, что превращают Ташкент в современный город.

 — На рынке Узбекистана мы работаем уже больше двух лет, — продолжает Александр. — За этот период мы продали здесь более 50 башенных кранов — в Ташкент, Самарканд, Бухару. Во всех наших переговорах, в поисках клиентов — везде нам помогает Российский экспортный центр. Плюс сейчас на несколько больших проектов мы планируем получить финансирование через РЭЦ. Это все очень важно. Но при этом мы не забываем, что и сами должны находиться с нашими узбекскими клиентами на круглосуточной связи, решая все вопросы обслуживания техники.
Спасем Арал?
Узбекистан сейчас вовсю строится и испытывает постоянную потребность в тысячах тонн песка. Для масштабного строительства песок — это как кровь для человеческого организма. Ни одно строение невозможно возвести без бетона, который, в свою очередь, невозможно сделать без песка.
— Наше оборудование производит выемку песка со дна реки, — рассказывает директор компании «Dredmark» Александр Апареев. Мы стоим на берегу самой протяженной реки Средней Азии Сырдарьи. От плавающих конструкций (их еще называют земснарядами) к берегу тянутся трубы, из которых в одну сторону сыплется песок, в другую — щебень.
— Все это предназначено для строительства, — продолжает Александр. — Песок пройдет лабораторный анализ — подходит ли он или нет. Если все нормально, его будут использовать в монолитном строительстве. Это одна составляющая процесса. Есть и вторая — не менее важная: наши земснаряды углубляют русло реки. А это уже экологическая помощь местности.
Группа компаний «Dredmark» была основана «Челябинским заводом нестандартных машин и оборудования». Предприятие сохранило и развило технологии по созданию специальных судов и амфибий, которые добывают песок из водоемов.

 — Год назад мы открыли свое предприятие в Узбекистане, — говорит предприниматель. — Производим локализацию, сборку земснарядов в Ташкенте из российских компонентов. Уже выпущено 12 машин, которые успешно работают по всей Сырдарье и на Аму-Бухарских каналах.
По словам Александра, помощь Российского экспортного центра очень важна. Несмотря на то, что Узбекистан сейчас открыт для инвестиций, все равно сохраняется определенная специфика рынка. РЭЦ в данном случае выступает как проводник для предпринимателей, которые не всегда могут понимать эти местные особенности.

 — Очень сильно помогают и местные власти, — продолжает Александр Апареев. — Видно, что у них есть установка на то, чтобы всячески содействовать иностранному бизнесу.
Сейчас в Узбекистане обсуждается большой проект по спасению Аральского моря, которое с 80-х годов прошлого века катастрофически обмелело. В планах российской компании поучаствовать в этой экологической операции. Наши земснаряды отлично подходят для того, чтобы углублять и расчищать дно моря.

 — И самое главное — российская техника в разы надежнее и гораздо проще в ремонте, чем, например, та же китайская, — Александр не скрывает гордости за свой российский продукт.
От Ташкента до Бухары и Самарканда - без России никак
Узбекистан не только открылся для иностранного бизнеса, но и развивает свой туристический потенциал. Древняя земля богата местами, привлекательными для путешественников. Теперь от Ташкента до сказочных городов Бухары и Самарканда можно за несколько часов долететь на скоростных поездах. Безопасность движения на одном из участков этой современной железной дороги обустроена с помощью российских технологий.
— Один из наших проектов — система управления централизации и блокировки на скоростном участке железной дороги Самарканд — Бухара, — рассказывает зампредседателя наблюдательного совета СП (совместного предприятия) «Trans Engineering Group» Сергей Орлов. — Это называется микропроцессорная система централизации стрелок и светофоров. Она создана на базе элементов «Сименс», при этом используются российские компоненты. Сама система также программируется российскими инженерами.
Говоря простыми словами, российская разработка позволяет регулировать скоростное движение между Самаркандом и Бухарой так, чтобы поезда приходили вовремя и без происшествий.

— Мы очень плотно сотрудничаем с Российским экспортным центром, — продолжает Сергей Александрович. — Сейчас совместно с РЭЦ рассматриваем ряд предложений по финансированию новых проектов. В целом политика, выработанная российским государством по стимулированию поддержки экспорта, очень правильная. И скоро она будет давать хорошие результаты.
Российские технологии очень востребованы в Узбекистане. Причем в стратегически важных отраслях. В том числе и в энергетике.

— Благодаря Российскому экспортному центру мы нашли в Ташкенте очень хороших партнеров, которые предоставили нам площадку под производство, — рассказывает советник генерального директора «Чебоксарского электроаппаратного завода» Александр Козлов.

Российское предприятие наладило в Узбекистане сборку релейной защиты — БЭМПов. Это уникальный прибор, он защищает электросети, оборудование от различных аварийных ситуаций, контролирует процессы, передает информацию в диспетчерские пункты.
— При этом прибор можно программировать, настраивать под разные пожелания заказчиков, — продолжает Александр. — Для производства такого оборудования, его обслуживания и эксплуатации требуются современные квалифицированные кадры. В Чувашском госуниверситете совместно с нашим электроаппаратным заводом мы сохранили школу релейщиков. Наши узбекские партнеры предоставили нам возможность устроить обучение для местных специалистов. Также в учебном классе в Ташкенте уже установлена специальная учебная панель — она моделирует все процессы, в которых должны разбираться специалисты. Всему этому здесь будут обучать наши преподаватели из Чебоксар.

Получается, что в Узбекистане очень востребован и экспорт знаний из России.
Там «Русский лес», там Русью пахнет
Это, конечно, перифраз знаменитых стихов Пушкина, но все так и есть! В Узбекистане есть компания, которая так и называется — «Русский лес».

— Предприятие создано совместно с российскими партнерами и является одним из крупных мебельных производителей в Узбекистане, — говорит гендиректор «Русского леса» Аълохон Эшанчаев. — На фабрике трудятся более 120 человек. Основная продукция — спальни, кухонные гарнитуры, прихожие, детская мебель. Совместно с крупными торговыми центрами у нас заключены контракты на поставку и продажу мебели по всему Узбекистану. Мы представляем продукцию в разных ценовых категориях.
Производство у компании налажено из российского сырья. На вопрос, а есть ли такая мебель у президента Узбекистана, Аълохон улыбнулся и сказал: «Конечно!». И добавил:

— А благодаря Российскому экспортному центру экспортер получает компенсацию за транспортные расходы по поставке оборудования и материалов.
Вообще российского в Узбекистане действительно много. Особенно на бытовом уровне. В любой аптеке на витринах будут препараты, сделанные в нашей стране (за первый квартал 2019 года рост экспорта фармацевтики и парфюмерии составил 4% и достиг почти 30 млн долларов).
В магазинах — полно российских продуктов.

— Чем больше товара на полках из России, тем привлекательнее магазин для покупателей, — говорит региональный менеджер сети узбекских супермаркетов «Корзинка» Талаб Хальбеков. — У нас считается, если есть большой выбор российских продуктов, то значит — магазин хороший, в него будут ходить.
Так и есть. Если заглянуть в корзину к красивым кареглазым покупательницам, то обязательно найдешь что-то произведенное в России. Консервы, конфеты, творожки, подсолнечное масло, макароны, стиральные порошки, шампуни — выбор российских товаров огромен.

И если наших производителей так ценят и любят в Узбекистане — так почему бы этим не воспользоваться? В хорошем смысле этого слова, в экспортном.
ДОСЛОВНО
Андрей Слепнев, генеральный директор РЭЦ:
— Одним из основных инструментов, позволяющих приумножить российский несырьевой неэнергетический экспорт в рамках национального проекта «Международная кооперация и экспорт», является Единая система продвижения экспорта (ЕСПЭ), которая должна напрямую связать региональные компании с российскими центрами развития экспорта за рубежом. Этот амбициозный проект, который сегодня реализует РЭЦ, направлен на увеличение эффективности господдержки российского экспорта и снижение издержек, которые возникают у отечественных компаний при ведении внешнеэкономической деятельности. К 2021 году в ЕСПЭ должны войти региональные Центры поддержки экспорта всех субъектов Федерации, а также зарубежные представительства РЭЦ и других российских структур в ста странах мира.
Среди ключевых рынков сбыта — страны СНГ, включая Узбекистан, Китай, Индию. В ближайшей перспективе к ним могут добавиться страны африканского региона, экономика которого переживает бурный рост.

Развитию этих направлений РЭЦ уделяет особое внимание, обеспечивая экспортеров необходимым инструментарием и финансовой поддержкой для эффективной работы на растущих рынках соседних стран и континентов.
Евгений Шелгинских, сотрудник торгпредства России в Узбекистане, прикомандирован к Российскому экспортному центру:
— Работая в торгпредстве, мы в основном занимались нефинансовой поддержкой экспорта. Сейчас же получили возможности РЭЦ и можем предлагать уже комплексный продукт, который гораздо более интересен нашим поставщикам. Потому что без страховки, без кредита очень трудно что-то продать.
ВОПРОС — ОТВЕТ
«В Узбекистане эксперимент: на базе представительства РЭЦ совместно с торгпредством создана группа поддержки экспорта»
— Мы начали работать в Узбекистане в конце октября 2018-го. Несмотря на это, у нас уже достаточно большие результаты, — говорит руководитель представительства РЭЦ в Узбекистане Дмитрий Прохоренко. - По итогам 2018 года объем поддержанного экспорта Российским экспортным центром на Узбекистан составляет 980 млн долларов. До миллиарда не дотянули, но в этом году будем работать по наращиванию этих темпов.
— Сколько у вас сотрудников?

— В Узбекистане стартовал совместный с Минпромторгом России пилотный проект по организации группы поддержки экспорта. Сотрудники из торгового представительства Российской Федерации в Узбекистане перешли в группу поддержки экспорта. Мы совместно выполняем работу по продвижению российской продукции на рынок Узбекистана.

— На что обращать внимание российскому предпринимателю, если он решит заняться экспортом в Узбекистан?

— Особенностей, как и на любом рынке, достаточно много. Но самое главное, на что надо обратить внимание, — здесь открыто представительство РЭЦ. Приходите к нам, мы поможем решить ваши вопросы по выходу на рынок Узбекистана.
СПРАВКА «КП»
Куда обращаться экспортеру:
+998 90 977 40 00, +7 (495) 937-47-47 (доб. 42-00)

Прохоренко Дмитрий Игоревич, руководитель представительства РЭЦ в Узбекистане
uz@exportcenter.ru
www.exportcenter.ru
100160, город Ташкент, Мирабадский район, улица Шахрисабз, 40.
Индия
Почему индийский рынок — очень перспективный для наших производителей-экспортеров
Фотоконкурс
Фотоконкурс «Знай наших! Made in Russia»
Главная
Не все то золото, что нефть: как российскому бизнесу заработать на несырьевом экспорте
Комментарии для сайта Cackle
АО ИД «Комсомольская правда». 127287, Москва, Старый Петровско-Разумовский проезд, 1/23, стр. 1. Тел. +7 (495) 777-02-82
По вопросам сотрудничества: up@kp.ru
Made on
Tilda