Открытие Китая: как российский экспортный бизнес осваивает самый перспективный в мире рынок
Константин Зеленов
Константин Зеленов
Открытие Китая: как российский экспортный бизнес осваивает самый перспективный в мире рынок
«Комсомольская правда» совместно с Российским экспортным центром, входящим в группу ВЭБ. РФ, подготовили спецпроект о предпринимателях из нашей страны, которые успешно сотрудничают с Поднебесной.

Как попасть на этот рынок, что делать, чтобы избежать ошибок, и какую помощь бизнесмену-экспортеру оказывает государство?
«Комсомольская правда» совместно с Российским экспортным центром, входящим в группу ВЭБ. РФ, подготовили спецпроект о предпринимателях из нашей страны, которые успешно сотрудничают с Поднебесной.

Как попасть на этот рынок, что делать, чтобы избежать ошибок, и какую помощь бизнесмену-экспортеру оказывает государство?
Взрывной рост
Медицинские приборы, лекарства, био- и информационные технологии, мед, мороженое, молоко и мясо — все это произведено в России и постепенно находит свою дорогу на китайский рынок.

Например, не так давно завершила свою работу крупнейшая мировая продовольственная выставка SIAL-2019 в Шанхае. Российский павильон был самый большой: свою продукцию представили более сотни компаний. Большинство из них попали на это грандиозное продуктовое бизнес-шоу благодаря финансовой и организационной поддержке Российского экспортного центра (РЭЦ). И не прогадали. По итогам было подписано соглашений на 855 миллионов рублей.

Но и это далеко не предел для гигантского рынка Китая с постоянно богатеющим полуторамиллиардным населением.
Еще в начале 2010-х годов экспорт продукции агропромышленного комплекса России в Китай был в пределах $ 1−1,2 миллиарда в год, но с 2015 года наметился значительный рост, а в 2018 году экспорт продукции АПК увеличился на 42% и превысил $ 2,5 миллиарда. Высокий интерес к Китаю среди экспортеров подтверждает, что Китайская Народная Республика сегодня является наиболее перспективным партнером РФ в области экспорта российских товаров, — прокомментировал позднее гендиректор РЭЦ Андрей Слепнев.
Со стороны есть огромный спрос на нашу продукцию. Они считают, что российское — экологически более чистое. Они прекрасно понимают, что у нас при производстве сельхозпродукции не используется та ужасная химия, которой пичкают землю в Китае. Плюс, надо отдать должное нашим производителям-экспортерам — многие адаптируют даже вкусовые качества под китайского потребителя.
И сейчас в деловых отношениях между нашими странами открыта новая страница.

— По итогам прошлого года взаимный товарооборот превысил $ 107 миллиардов, — говорит генконсул РФ в Шанхае Алексей Николаевич Евсиков. — Это очень большая цифра, историческая отметка, я бы сказал. В эту цифру большой вклад внес экспорт российских продуктов питания и сельхозпродукции. Рост по каждой продовольственной статье по итогам прошлого года превысил 50%. Это очень хороший показатель. А с подписанием соглашения между двумя странами по поставкам молока и замороженного мяса птицы (ранее эти продукты были полностью запрещены к экспорту в Китай. — Ред.) перед двумя странами открываются дополнительные перспективы.
Все — за куриную лапку!
Очевидно, что итоговая статистика за нынешний год по экспорту в Китай из России будет позитивной. И одним из рекордсменов, конечно же, станет статья поставок субпродуктов. Почему? Да потому что китаец душу отдаст за куриную лапку. Самый лакомый деликатес! Эти лапки повсюду — на рынках килограммами на развес, в маленьких ночных магазинах — поштучно в вакуумных упаковках, а в супермаркетах — главный товар на мясном прилавке.
— Если вы полистаете каталог того, что мы предлагаем на китайский рынок, то поймете, в чем разница между Россией и Китаем, — говорит замгендиректора «АгроПромкомплектации» Дмитрий Гвоздев. И правда, в каталоге в основном субпродукты.
— В России потребление этих продуктов не такое масштабное, как в Китае. И у нас это идет в основном в переработку, — продолжает менеджер компании.

Заинтересованность в китайском рынке уже проявили многие российские мясные компании: как крупные («Мираторг», «Черкизово»), так и более мелкие производители. Первые поставки субпродуктов и мяса птицы начались буквально месяц назад. Эксперты ожидают, что к концу года уже будут масштабные результаты.
А как вам глазированные сырки?
— А сколько тонн молока вы готовы поставить в Шанхай к концу следующего месяца? — возле точки продаж калининградских молочников «Залесский фермер» ажиотаж из представителей Поднебесной. Приходится подождать, пока директор по логистике Маргарита Сарапий не ответит на все вопросы китайцев.

— Мы очень довольны тем, что этот огромный рынок теперь открыт для нас, — комментирует Маргарита новые экономические договоренности между нашими странами. — Ощущение нереальное, как будто ты находишься в центре каких-то исторических событий. Китайские масштабы, конечно, поражают. Это та экономическая квинтэссенция, которая, наверное, движет миром. У нас уже есть опыт работы с Китаем — мы поставляем сюда консервы. Теперь планируем возить ультрапастеризованное молоко. И хотим, чтобы они распробовали наши глазированные сырки. Для них это что-то необычное, такого на рынке Китая еще никогда не было.
По словам Маргариты Сарапий, в Китай ее компания попала благодаря РЭЦ, который на 80% просубсидировал открытие стенда на выставке.

— Сейчас появился очень удобный экспортный маршрут в Китай, — продолжает топ-менеджер компании. — Из Калининграда мы за 8 дней по железной дороге можем доставить до китайского города Чэнду нашу продукцию. Наверное, быстрее только на самолете.
Большие планы на китайский рынок и у молочной компании «Эконива».

— Здесь огромный рост потребления молока, — говорит владелец бизнеса Штефан Дюрр. — Поколение постарше его не пьет, а вот молодежь — наоборот, среди них это даже считается элитным напитком. При этом у самих китайцев нет возможностей производить молоко в требуемых объемах. Поэтому это очень логично нам войти на их рынок. То есть эта ниша сейчас свободна. И если сейчас она относительно не очень большая, то через три-четыре года эта ниша будет очень масштабной.
Штефан Дюрр знает, о чем говорит. Немец по происхождению, в 1989 году приехал в Россию студентом на стажировку и остался навсегда. С 2002 года руководит фермерским хозяйством. За 19 лет сделал из своего предприятия крупнейшего производителя сырого молока в России и Европе.
— Я раньше никогда не был в Китае, — продолжает Штефан. — Но сейчас мы сделали первый шаг.

— Не страшно было? Кто вас на это сподвигнул? — спрашиваю.

— А чего бояться? Условия для экспорта созданы, в том числе благодаря РЭЦ.
Что русскому вкусно, то китайцу — слишком сладко
И это правда. Иногда Китай похож на другую планету, особенно если это касается еды. Например, там любят мороженое, но по вкусу оно часто похоже на что-то иное. Например, если сделано из гороха (да-да, есть у них и такое). Или ешь его, а ощущение: во рту какая-та чуть подслащенная кашица из разбавленного водой молока.

Но после того знаменитого события, когда в 2016 году во время встречи президент России Владимир Путин подарил китайскому лидеру Си Цзиньпину вафельный рожок отечественного пломбира, представления китайцев о том, каким может быть это лакомство, изменилось. Но не полностью.
— Мы организовывали здесь фокус-группы, давали китайцам попробовать разные виды мороженого, — рассказывает представитель российского производителя мороженого «Айсберри» в Китае Валерий Мрыхин. — И все, чем угощали, было для них слишком сладким. Мы уменьшили содержание сахара. К тому же у китайцев лактозонепереносимость. Их мороженое не такое жирное. Пришлось снизить его содержание в нашем продукте. Китайцы плохо понимают в холодной логистике. Наше мороженое требует постоянной определенной температуры хранения — минус 18 градусов. Изменение на 3 градуса ведет к тому, что структура продукта становится другой. А для китайцев заморозить, разморозить и снова заморозить мороженое — обычное дело. Потом они удивляются, почему наш продукт так странно выглядит, когда доходит до их прилавка. Наши партнеры, которые занимаются той или иной замороженной продукцией, перебрали 20 логистических компаний, прежде чем нашли тех, кто может делать все по нашим технологиям.
Но игра стоит свеч, убежден Валерий Мрыхин:

— Рынок мороженого в Китае растет на 10 — 15 процентов в год. Китайцы богатеют и хотят дорогие импортные продукты. И тех, кто готов тратить здесь на это деньги, очень много. Богатыми здесь можно считать почти 400 миллионов человек!
При этом очень важно правильно продвигать свою продукцию. В Китае большую роль играют соцсети. Именно там надо давать рекламу, с указанием, где именно продается твой товар.

РЭЦ даже создал обучающий курс «Возможности онлайн-торговли для экспортеров», в рамках которого действующие и потенциальные экспортеры в очной и дистанционной форме могут обучиться способам запуска и оптимизации экспортной интернет-торговли.
— Еще один очень важный момент, — продолжает Валерий. — Китайская экономика — в принципе государственная. Здесь эффективнее работать, если твой бизнес как-то связан с российскими госструктурами. Или есть какие-то гарантии от государства. В этом плане очень хорошо, что появился Российский экспортный центр, который помогает нашим поставщикам выходить на китайский рынок.

Томская компания по производству мороженого «33 пингвина» была словно создана для китайского рынка. В этом есть, конечно же, некоторое преувеличение. Когда создавалась компания (в 2004 году), не особо задумывались о выходе на международный рынок.
— Но у нас есть специальная линейка натурального мороженого без сахара, в него входит в том числе и безлактозный продукт, — директор компании Ольга Степико, рассказывая об особенностях местного рынка, угощает нас образцами самого настоящего сибирского мороженого. — Есть у нас и незнакомые китайцам вкусы, но очень интересные. Например, мороженое на кедровом молоке с кедровыми орешками. На дегустации в Китае пользуется очень большим спросом!

Компания нашла дистрибьютора в Поднебесной. Поставки пока что не очень крупные, но ведь это только начало…

— В нашем экспортном портфеле уже есть Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан и Беларусь, а теперь — Китай, — гордится Ольга Степико.
Русские буквы — это знак качества
Вообще, китайцам очень нравятся всевозможные вкусности из России. На наших глазах в Шанхае были заключены контракты на поставку меда, шоколада.

— Экономический результат обязательно будет. Только в прошлом году мы поставили в Китай 400 тонн нашей продукции и будем наращивать объемы. Интерес к российским товарам очень большой, — говорит гендиректор старейшей в Саранске шоколадной фабрики «Ламзурь» Эдуард Кеняйкин. — Специально для этого рынка мы выпустили шоколад со вкусом мяты. При этом сделали его таким, что в России без слез никто есть не сможет. А здесь, наоборот, очень популярно!
Но и традиционными российскими вкусами китайцы не гнушаются. Наш мед — тоже любимое угощение в Поднебесной.

— У нас достаточно молодая компания, создана в 2016 году, — говорит представитель «Славного меда» Никита Свинаренко. — Но мы сразу создавались, чтобы работать на экспорт. Основное направление — страны Юго-Восточной Азии. У нас есть разрешение на экспорт меда в Китай, Южную Корею, Гонконг и Сингапур. А качество нашей продукции подтверждено в гослабораториях Поднебесной. И как результат — недавно мы подписали контракт на поставку меда в Китай.
— Сразу несколько китайских компаний готовы прямо сейчас подписать с нами договор, — рассказывает директор компании «Хрустайм» Борис Михин (производство быстрых завтраков, снеков, конфет и халвы). — Но мы бы хотели ответственно подойти к выбору. Ведем переговоры и будем тщательно выбирать нашего партнера в этой стране. Но интерес к российским продуктам очень велик. Мы хотели поначалу адаптировать нашу упаковку — перевести все на китайский язык. Но нам сказали не делать этого ни в коем случае. Если на упаковке написано по-русски, это знак качества!
И еще я бы отдельно хотел отметить роль российского государства в вопросах экспорта. Это не для красного словца. Я вообще очень скептически отношусь ко многим действиям государства. Но сейчас не могу не отметить реальную помощь, которую мы, представители малого и среднего бизнеса (а у нас не очень крупные фабрики), начали реально ощущать. Потому что, если бы не субсидия со стороны Российского экспортного центра, мы бы просто не смогли себе позволить принять участие во многих зарубежных мероприятиях, которые проводятся для производителей, нацеленных на экспорт. Государство в виде налогов будет чувствовать нашу отдачу. Это очень грамотная политика.
Не хлебом единым: медицина и высокие технологии
Китайский рынок — это не только продукты питания. Очень востребованы здесь всевозможные российские технологи, медицинское оборудование, медпрепараты. Для трансфера подобных технологий создан российско-китайский бизнес-инкубатор, который сотрудничает с Российским экспортным центром.

Бизнес-инкубатор «ПуЭ» проводит ежегодные конференции, куда приглашаются представители российских компаний, производящих медоборудование и медпрепараты. Участвуют в мероприятиях и научные институты, которые делают по заказу Китая высокотехнологичные разработки.

— Мы работаем с Россией с 1993 года, — говорит вице-президент бизнес-инкубатора «ПуЭ» Су Цзин. — И четко видим: сегодня очень хорошо развивается китайско-российское сотрудничество в разных областях. Но существует ряд трудностей, которые связаны с разницей в культуре, в понимании и подходах. Мы намерены на основе своего опыта сделать такую площадку, которая будет полезна для всех проектов из России для входа на китайский рынок. И речь идет не только о научно-образовательных проектах и инновационных. Мы готовы помогать в любых направлениях.
На 21-м Международном форуме по биомедицине, который недавно провел в Шанхае бизнес-инкубатор «ПуЭ», были представлены три научных направления из России.

Экспорт высоких технологий. Санкт-Петербургский политехнический университет открыл свое представительство в Китае в 2016 году.

— Мы единственный вуз из нашей страны, который имеет в Поднебесной свое представительство, — рассказывает ведущий эксперт Управления международного образования Санкт-Петербургского политехнического университета им. Петра Великого Ольга Емельянова. — Все это задумывалось как некая платформа для развития сотрудничества с китайской стороной. У нас два направления — образование и наука. Что касается первого, то мы ежегодно обмениваемся преподавателями и студентами. Они проводят совместные изыскания, создают лаборатории.
Что касается науки. Здесь у нас создаются совместные научные проекты, которые создают разработки для китайских промышленных компаний и проводят для них различные исследования. Основные научные направления сотрудничества с китайскими университетами и компаниями — цифровые технологии. В нашем университете есть суперкомпьютерный центр, второй по мощности в России. Мы обрабатываем большие данные. Это материаловедение, наноматериалы, физика, космические телекоммуникации. Здесь у нас очень много разработок. Политех силен своей физической и математической школой. Это то, что востребовано в Китае, и то, в чем они не очень сильны, в отличие от России.

Мы делаем разработки и проекты для компаний в области математического моделирования, механики.
Экспорт медицинского оборудования. В одной из крупнейших клиник Шанхая установлен полупроводниковый лазерный аппарат «Алод-01». Это уникальный российский аппарат, который применяется в общей хирургии, с его помощью восстанавливают межпозвоночный диск и уменьшают позвоночные грыжи.
— Этот российский лазер мы используем уже несколько лет для лечения различных заболеваний в пояснице, шее, — рассказывает профессор Ван Сианжуй. — Проведено уже более 200 операций, и во всех случаях результат отличный. Это оборудование было нам поставлено несколько лет назад. Из России приезжало двое врачей, которые несколько месяцев обучали наших специалистов, как использовать лазер. По итогам были даже написаны совместные научные статьи.

На форуме по биомедицине в Шанхае были представлены и другие производители медоборудования из России. Например, Елена Филоненко представляла Московский онкологический кластер.

— У нас десять производственных площадок и несколько научных, образовательных и других учреждений, которые составляют инфраструктуру нашего кластера, — рассказывает специалист. — Наша задача — разработка методик для внедрения инновационных технологий в России. Чтобы путь от инновационной идеи до ее применения — создания приборов, лекарственных средств — был бы как можно более коротким. У нас есть ряд удачных примеров нашей работы. Несколько лет назад было зарегистрировано лазерное оборудование для диагностики онкологии. Затем оно было реализовано не только в России, но и в 17 странах ближнего и дальнего зарубежья.
В нашем кластере объединены усилия как таких ведущих научных учреждений нашей страны, как Институт онкологии им. Герцена, Институт общей физики РАН. Также в наш кластер входит ряд инновационных площадок, на которых можно сначала производить инновации мелкими партиями, для доклинического изучения, затем клинического использования, а в последующем — чтобы они были широко внедрены в клиническую практику.

И у Китая очень большой интерес к нашим разработкам. Что, без сомнения, является той благоприятной средой, которая позволит развивать наше взаимовыгодное сотрудничество.
Экспорт медицинских препаратов. В Шанхае мы также пообщались с представительницей одного из крупнейших российских инновационных производителей медикаментов «Химрара» Юлией Байбиковой:

— Наша компания обладает уникальной коллекцией малых молекул — без этого невозможен поиск и создание новых лекарственных веществ, — рекламировала китайцам возможности «Химрара» специалист. — Более того, у нас есть все возможности для самостоятельных исследований и создания в конечном итоге готового медикамента. Мы можем проводить свои собственные клинические испытания. Так, например, нам удалось создать уникальный препарат против ВИЧ. Он сейчас занимает 10% от всего рынка медикаментов, которые используют для лечения этой тяжелой болезни.
ИТОГО
Как водится, по итогам подобных мероприятий все, кто представлял российскую сторону, были атакованы представителями китайского бизнеса. Было понятно, что местный рынок испытывает самый настоящий голод по современным научным и медицинским разработкам. Все просто. Многого у них нет. Зато многое есть у нас. Хорошо же?
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Вице-президент РЭЦ Давид ОГАНЕЗОВ:
«Китайский рынок — уникальный по объему и масштабности»
— В сентябре этого года мы планируем провести бизнес-миссии для российских компаний в Китай. Наши партнеры из Поднебесной помогут привлечь на эти бизнес-миссии как можно больше импортеров, заинтересованных в российских товарах.
Мы организуем деловые встречи, которые будут тщательно подготовлены.
Китайский рынок — уникальный по объему и масштабности. Самое большое количество запросов в РЭЦ приходит именно по поиску партнеров в Китае.
И мы стараемся помочь. В зависимости от результатов анкетирования экспортеров мы осуществляем как финансовую, так и нефинансовую поддержку. Финансовая — это, например, кредиты или страховая поддержка. Нефинансовая — программы акселерации, консультации по сертификации и патентованию и многое другое. К каждому экспортеру подход индивидуальный. При этом мы предлагаем не только свои продукты, но все, что есть у всех институтов поддержки экспорта: это Фонд Бортника, «ВЭБ Инновации», Фонд поддержки предпринимательства. То есть мы предлагали комплекс услуг.
Для выстраивания работы на системной основе РЭЦ совместно с Минпромторгом и Минэкономразвития формирует Единую систему продвижения экспорта за рубежом и в субъектах Российской Федерации (ЕСПЭ), призванную объединить функциональные возможности торговых представительств за рубежом и Центров поддержки экспорта в субъектах Российской Федерации, а также других институтов развития. Для этого РЭЦ разрабатывает единые унифицированные стандарты предоставления услуг экспортерам в рамках единой системы, совместно с коллегами проводит работу по открытию новых точек присутствия как в регионах, так и за рубежом. При этом взаимодействие между зарубежным и региональным контуром ЕСПЭ будет выстраиваться на базе единой цифровой платформы — информационной системы «Одно окно», что позволит повысить оперативность предоставления мер поддержки, обеспечить качество оказываемых услуг. То есть запрос, например, на «поиск иностранного покупателя» будет автоматически через систему из ЦПЭ в российском регионе напрямую поступать в Бюро РЭЦ за рубежом, и сотрудник Бюро РЭЦ в целевой стране должен будет в регламентные сроки проинформировать коллег из региона, есть ли заинтересованность в предлагаемой продукции, и в случае подтверждения интереса содействовать установлению дальнейших контактов. Аналогичным образом будет реализован процесс взаимодействия по другим услугам, предоставляемым российским экспортерам, иностранным покупателям российской продукции.
ТЕМ ВРЕМЕНЕМ
На экономическом форуме в Петербурге объявлено о «новой эре» отношений между нашими странами.
На ПМЭФ-2019 заключено рекордное количество сделок — 650 соглашений на общую сумму в 3,1 трлн руб. Часть из них приходится на российско-китайские экономические отношения.

На экономическом форуме в Петербурге, прошедшем в начале июня, китайская делегация во главе с лидером государства Си Цзиньпином, присутствовала в статусе страны-гостьи. Такого высокого титула удостаивают только тех, кто приезжает не просто пообщаться в кулуарах форума. Страна-гость принимает самое активное участие в работе мероприятия, организовывает пространство, где могли бы проводить встречи бизнесмены и политики двух стран. Так и случилось. Самой большой делегацией на форуме стала именно китайская — приехали 1100 представителей этой страны. Политики и эксперты объявили, что наступила новая эра в отношениях между нашими странами.
В рамках деловой программы форума состоялся традиционный бизнес-диалог «Россия — Китай». А в самый первый день ПМЭФ прошла панельная сессия, посвященная российско-китайскому сотрудничеству в сфере малого и среднего предпринимательства, где в том числе обсуждалась реализация нацпроекта «Международная кооперация и экспорт».

Глава Китая Си Цзиньпин выступил на пленарном заседании форума, где поддержал тезис президента России Владимира Путина о том, что глобальное экономическое развитие возможно только сообща.
— В международном сотрудничестве не обойтись без искренних, доверительных, единомыслящих партнеров. В лице России мы имеем не только крупнейшего соседа и всеобъемлющего стратегического партнера, но и одного из важнейших и приоритетных партнеров по сотрудничеству во всех областях. В духе устойчивого развития наши страны активно сотрудничают в сфере возобновляемых источников энергии, включая природный газ, рассматривают научно-технические инновации, цифровую экономику, электронную торговлю как новые драйверы кооперации, продуктивно взаимодействуют в сфере использования охраны трансграничных ресурсов, а также по вопросам трансграничных заповедников, — заявил с трибуны форума лидер Китая.
СПРАВКА «КП»
Куда обращаться, если хочешь заняться экспортом в Китай?

Балсунаев Цокто Олегович, руководитель представительства РЭЦ в КНР,
+7 (915) 227-79-16

balsunaev@exportcenter.ru
china@exportcenter.ru
www.exportcenter.ru
Комментарии для сайта Cackle
АО ИД «Комсомольская правда». 127287, Москва, Старый Петровско-Разумовский проезд, 1/23, стр. 1. Тел. +7 (495) 777-02-82
По вопросам сотрудничества: up@kp.ru
Made on
Tilda