«Фуд Сити» — территория качества

Как на самом деле устроена работа единственного агрокластера страны — рассказывают российские фермеры-поставщики

Каждое утро здесь встречаются фермеры, оптовики, импортеры и покупатели. «Фуд Сити» сейчас — это крупнейший российский агрокластер, который не только обеспечивает столичный регион свежими и натуральными продуктами напрямую от поставщиков, но и даёт бизнесу возможность заявить о своем деле в современных условиях. Сегодня рынок органической продукции активно развивается, растет тренд на покупки офлайн, «лицом к лицу» с продавцом. И «Фуд Сити» становится центром взаимодействия всех участников рынка, который не просто стимулирует развитие сферы производства продуктов, но и укрепляет продовольственную безопасность страны.

Здесь начинали и продолжают свой путь к покупателю очень многие предприятия, как небольшие фермерские хозяйства, так и крупные компании. В агрокластере представлены крупный, средний, мини-опт и розница. Пожалуй, здесь есть все: овощи, фрукты, зелень, мясо, рыба, молочная продукция и широчайший ассортимент бакалеи.

5 очевидных преимуществ агрокластера

Без бюрократии и бумажной волокиты. Взаимодействие кластера и поставщиков максимально цифровизовано.


Таможенный пункт и система санитарного контроля на территории;

Прозрачные условия работы;

Возможность торговать напрямую — без сетей и посредников;

Отлаженная, продуманная до мелочей логистика и развитая инфраструктура;

— Деятельность агрокластера «Фуд Сити» заключается в обеспечении жителей Москвы и Московского региона качественным продовольствием. Это буквально наша миссия и стратегическая задача.

Мы работаем практически со всеми регионами России: от малых фермерских хозяйств и сельхозугодий до крупных производителей, и постоянно развиваем нашу площадку для того, чтобы на ней было представлено как можно больше достойных поставщиков.

У нас свой санитарно-ветеринарный контроль, мы проверяем товар на наличие в государственной системе «Меркурий», наличие умной маркировки «Честный знак», проводим органолептическую проверку и так далее. На территории «Фуд Сити» созданы условия для правильного хранения — от зонирования категорий товара до мультитемпературных складов и отдельных технических служб, следящих за работой инфраструктуры.

Наша главная цель — чтобы с «Фуд Сити» на прилавки и на кухни наших покупателей — не только в Москве, но и, фактически, по всей России — попадала исключительно свежая, качественная российская продукция и продукция из других стран.

Ксения Малиновская

Руководитель отдела аналитики и мониторинга агрокластера «Фуд Сити»

Собственное производство молочной продукции, Владимирская область
«Золотая Адыгея», производство сыра и мясных деликатесов, Республика Адыгея
«Виктория», дистрибуция социально значимой продукции, Подмосковье
«Шеф Ти», производство чая, Москва

Редакция «Комсомольской правды» поговорила с основателями больших и не очень компаний-производителей, для которых «Фуд Сити» стал главной точкой продаж. И дело не только в колоссальной проходимости и известности места. Кластер поддерживает и мелких фермеров, и крупные компании, создавая условия для торговли. Каким образом это происходит — рассказали наши герои.

5 очевидных преимуществ агрокластера

Без бюрократии и бумажной волокиты. Взаимодействие кластера и поставщиков максимально цифровизовано.


Таможенный пункт и система санитарного контроля на территории;

Прозрачные условия работы;

Возможность торговать напрямую — без сетей и посредников;

Отлаженная, продуманная до мелочей логистика и развитая инфраструктура;

— Деятельность агрокластера «Фуд Сити» заключается в обеспечении жителей Москвы и Московского региона качественным продовольствием. Это буквально наша миссия и стратегическая задача.

Мы работаем практически со всеми регионами России: от малых фермерских хозяйств и сельхозугодий до крупных производителей, и постоянно развиваем нашу площадку для того, чтобы на ней было представлено как можно больше достойных поставщиков.

У нас свой санитарно-ветеринарный контроль, мы проверяем товар на наличие в государственной системе «Меркурий», наличие умной маркировки «Честный знак», проводим органолептическую проверку и так далее. На территории «Фуд Сити» созданы условия для правильного хранения — от зонирования категорий товара до мультитемпературных складов и отдельных технических служб, следящих за работой инфраструктуры.

Наша главная цель — чтобы с «Фуд Сити» на прилавки и на кухни наших покупателей — не только в Москве, но и, фактически, по всей России — попадала исключительно свежая, качественная российская продукция и продукция из других стран.

Ксения Малиновская

Руководитель отдела аналитики и мониторинга агрокластера «Фуд Сити»

Собственное производство молочной продукции, Владимирская область
«Золотая Адыгея», производство сыра и мясных деликатесов, Республика Адыгея
«Виктория», дистрибуция социально значимой продукции, Подмосковье
«Шеф Ти», производство чая, Москва

Редакция «Комсомольской правды» поговорила с основателями больших и не очень компаний-производителей, для которых «Фуд Сити» стал главной точкой продаж. И дело не только в колоссальной проходимости и известности места. Кластер поддерживает и мелких фермеров, и крупные компании, создавая условия для торговли. Каким образом это происходит — рассказали наши герои.

Политика АО «ИД «Комсомольская правда» в отношении обработки персональных данных реализации требований к защите персональных данных

Политика обработки данных | Политика обработки файлов cookie

Фото
Фото и видео предоставлены агрокластером
«Фуд Сити», а также из платного источника Shutterstock авторов: anitapol/Shutterstock/Fotodom; Rawpixel.com/Shutterstock/Fotodom; BartTa/Shutterstock/Fotodom; Egoen/Shutterstock/Fotodom; Photoongraphy/Shutterstock/Fotodom; GreenArtStory/Shutterstock/Fotodom; Le Panda/Shutterstock/Fotodom; Anatoliy Cherkas/Shutterstock/Fotodom; Margarita0192/Shutterstock/Fotodom; grey_and/Shutterstock/Fotodom; Sashkin/Shutterstock/Fotodom; Hekla/Shutterstock/Fotodom; Evgeny Tomeev/Shutterstock/Fotodom;
Дарья Панкина
Редактор
Андрей Абрамов
Текст
Менеджеры проекта
Надежда Еремина
Олимпиада Некрасова
Алина Лебедева
Дизайн и верстка
20.11.2025
Реклама. ООО "Пламя". ИНН 7702546259. Erid: 2W5zFG6GE1e

История Марины: про цифровизацию и контроль

Когда покупатели становятся друзьями

— Бывает, что настроение не задалось. И тут приходит за творогом человек, который с первых дней открытия у нас закупается. Перекинешься с ним парой фразой — и легче на душе. Есть семья покупателей, которые ходили ко мне в отдел еще студентами — когда только начинали встречаться. А сейчас уже женаты, с детьми приходят. Фото из отпуска шлют, делами интересуются, с днем рождения поздравляют. Или заходит к нам швейцарец, который живет в Москве, — наш друг!

«Фуд Сити», как емко характеризует Марина, «работает для арендаторов». А всю внутреннюю систему взаимодействия с поставщиками по точности она сравнивает со швейцарскими часами.

Цифровизация всех процессов колоссальная, рассказывает Коновалова. К примеру, в агрокластере знают, во сколько выехала машина с фермы, когда прибыла — значит сразу нужно взять пробы. Это позволяет обеспечить максимальный контроль продукции.

— Раньше ветеринарное заключение выглядело как огромная «простыня». И его нужно было хранить несколько лет. Сейчас все в электронном виде. У молочной продукции проверяют — не фальсификат ли, оценивают жирность, кислотность, — рассказывает Марина.

Когда машина с продукцией въезжает на территорию кластера, выдают электронную карточку. В ней вся информация о поступившем товаре. В зоне разгрузки контроллер сканирует карту и допускает к дебаркадеру.

— С контролем качества очень строго. Своя лаборатория на территории. Товар даже не запустят на рынок, если не пришли документы от системы «Меркурий» (госплатформа для контроля за животноводческой продукцией — ред.).

— Скоро будет десять лет, как торгуем на «Фуд Сити». Другие места мы даже не пробовали: выбирала тщательно и не прогадала. Нам удобно добираться. Плюс тут большие холодильники для хранения товара. А у нас — натуральная продукция, поэтому температурный режим очень важен.

И вдруг резко меняется в голосе — в нем появляются оттенки вдохновения, гордости. Предпринимательница рассказывает о многочисленных покупателях, которые за годы стали не просто клиентами.

Фермеры принципиально в своем производстве не используют никаких компонентов для ускорения процессов сквашивания. Из оборудования — только тара да русская печь.

— Со стороны может показаться, что дело легкое. Знаете, сколько раз я руки опускала? «Все закрою, устала!» — восклицаю в очередной раз, когда какие-то трудности, — начинает сетовать Марина.

По образованию — радиоинженер, по призванию — бизнес-леди. Марина Коновалова торгует молочной продукцией в розницу: творогом, молоком, ряженкой и проч. Хозяйство семьи находится во Владимирской области. Собеседница вспоминает: в 90-е годы ее тетя, ветеринар по профессии, чтобы свести концы с концами, начала продавать молочную продукцию. Со временем дело выросло.

История Янины: про новые возможности

Адыгейский сыр на международных выставках

— Современным языком нас можно назвать агрегатором сельхозпродукции Адыгеи. А «Фуд Сити" — моя личная точка отсчета в бизнесе. Договор я подписала десять лет назад. И с тех пор это моя стабильная база, возможности которой только растут.

Янина Ева рассказывает, как благодаря агрокластеру смогла участвовать в отраслевых выставках и ярмарках продукции в Москве и по России.

— В моем родном Майкопе, где у нас производство, с логистикой сложно. Так исторически сложилось — это тупиковое направление для того же ЖД-транспорта. Расположение «Фуд Сити» напротив — открывает географию поставок по всей стране и за рубеж. Недавно мы смогли выйти на рынок Вьетнама — им очень приглянулся наш копченый адыгейский сыр. Я ездила в ОАЭ на международную выставку продуктов питания и там нашла оптовых зарубежных покупателей.

— Очень спокойно знать, что весь товар на площадке проходит санитарный контроль. По части чистоты в кластере — полный порядок. Систематически проводят дезинфекции, регулярные уборки.

Особый акцент бизнесвумен делает на безопасность площадки — в плане краж. Те, кто работает в торговле, знают, насколько серьезна угроза товару в людных местах («Везде камеры, дежурит охрана — и все это знают. За десять лет у меня с открытой витрины ни грамма не украли!»).

— Если бы у меня не было такой базы, как «Фуд Сити», то не думаю, что я бы так далеко зашла в своем деле. За это могу только поблагодарить площадку.

Предпринимательница хвалит выстроенные логистические линии — как по России, так и за рубеж. А мы пытаемся подкопаться — неужели все настолько «сахарно»?

— Рабочие моменты возникают. Но на любой вопрос тут же находится ответ — я могу обратиться и к администратору участка, и попросить помощи у руководства кластера. Не раз я приходила к большому начальству — все решалось как по щелчку пальцев.

Ветслужба «Фуд Сити» проверяет и продукцию «Золотой Адыгеи», и это Янину только радует.

— И тут чуть ли не на улице сталкиваюсь с мужчиной, завязывается разговор о делах. Он говорит: «Я на „Фуд Сити“ работаю. Хотите, приглашу вас на эту площадку?».

Хозяйство семьи — как нетрудно догадаться — в Адыгее. Здесь сыроварня и коптильня, где производят мясные деликатесы. Со временем Янина решила популяризировать продукцию родной республики. Создала проект, который пропагандирует национальную гастрономию и дает возможность небольшим подворьям накормить своей продукцией больше людей — в стране и за рубежом.

Янина увлекательно рассказывает про свой деловой путь. В 2010-м пришли на рынок в Майкопе с сестрой, чтобы продавать домашний сыр. Продукт быстро прославился среди покупателей. И через пару лет женщина повезла его на фестиваль в Подмосковье — и вновь фурор. Стала думать, как закрепить успех. Но представлений о том, как выйти на огромный рынок столичного региона и, тем более, — всей страны, не было.

У Янины Евы Богоявленской — не только уникальное для России имя. Мы честно искали других женщин с таким необычным двойным именем — не нашли. Особенный и ее проект «Золотая Адыгея». Янина — его создатель и руководитель.

История Юрия: про технологии

Как прогресс помогает продавцам

Юрий говорит: сегодня без технологических решений бизнес немыслим. Долго рассказывает о ноу-хау, которые внедряют во всех аспектах своего дела. В «Фуд Сити» хвалит медиаэкраны: на них можно транслировать акции и другие предложения отдела.

— Причем делать все можно удаленно, а не приходить в отдел и флешку в телевизоре перетыкать. «Фуд Сити» помогает со сменой, версткой рекламы. Здесь XXI век ощущается, как нигде еще. Это при том, что торговля — консервативная сфера. В центре — товар, который приобретается за деньги. А вот вокруг этой конструкции  сформировалась целая экосистема. И если ты не идешь в ногу со временем, конкуренты просто съедят!

— И что остается бедному фермеру, который не может ежедневно сотни тонн мяса отгружать в магазин? Две дороги: либо продавать крупному переработчику — мясокомбинату. Но ведь на подобных производствах в мясе не разбираются: они все перерабатывают и делают условную колбасу. И другой вариант: встать на одной из площадок «Фуд Сити». Снять буквально 10−15 «квадратов» и ежедневно продавать полтонны, тонну мяса. Фермер выигрывает, покупатель выигрывает, получая доступ к свежей продукции.

Собеседник признается, что последние десять лет принципиально игнорирует отделы с фруктами-овощами в супермаркетах — качество не устраивает.

—  Для своей семьи, близких — только на «Фуд Сити» покупаю. Могу сразу ящик взять и поделить его: себе, теще, родителям — вот и ушло 10 кило. Радует и ассортимент. Предположим, вы сладкоежка и очень любите печенье. Вот сколько видов в вашем супермаркете у дома? Пусть, 20−30 наименований. Перебрали вы его и понимаете, что ассортимент не меняется. На «Фуд Сити» выбор огромный всего и вся. Вы можете найти как известные вам марки и типы продукции, так и товары интересных крафтовых производств.

В странах мира есть гигантские магазины, в которых собраны местные производители, но «Фуд Сити» расширяет эту концепцию для покупателей. Подобных агрокластеров в мире не так много, а в тех местах, где есть, они играют очень важную роль в жизни не только регионов, но и стран в целом.

— Вы можете сесть на метро и довольно скоро оказаться в месте, где доступна любая экзотика. Или локальные фермерские продукты, которых в обычном магазине не найдешь. Причем покупка будет дешевле, чем в сетевом супермаркете, — продолжает спикер.

Сегодня небольшому производителю практически невозможно отправить свой продукт на реализацию в сетевые магазины. Объемы фермерских хозяйств подчас не дотягивают до требований супермаркетов.

— На «Фуд Сити» мы представлены двумя магазинами, которые реализуют нашу продукцию оптом и в розницу. Ежедневно каждую из точек посещают свыше 500 покупателей. Здорово, что у нас есть возможность непрерывной работы. А лично меня радует, что мы закрываем спрос населения на продукцию, — делится Юрий.

Перед продажей каждый вид товара проходит входной контроль. Образцы сдаются в лабораторию.

— Там анализируют разные аспекты: от, например, сорности крупы до наличия опасных веществ вроде кадмия. Анализы различаются в зависимости от продукта. Смотрим на значительно большее число параметров, чем предполагает законодательство. Постоянство качества сегодня — это важное конкурентное преимущество. Только после проверки продукт поступает на фасовку.

Группа компаний «Виктория» — дистрибутор социально значимой продукции: бакалеи, «молочки», консервации из регионов России. Беседуем с ее представителем — Юрием Цыганком. В этом бизнесе он 15 лет. Продукцию закупают у проверенных агрохолдингов, часть самостоятельно перерабатывают у себя на производстве в Подмосковье. Например, гречку.

История Евгения

Как тренды идут по стране

«Фуд Сити» компания Евгения использует как склад, производственную площадку и закупочный пункт для дистрибьюторов. Чай покупают кафе и рестораны, коммерсанты для перепродажи под своим брендом. Постепенно добавились и клиенты из других стран.

— С «Фуд Сити» мы выходили на продовольственные выставки — кластер оплачивал наше участие. Ездили, в том числе, в Турцию и ОАЭ. Так нашли клиентов из других стран. С кластером удобно организовывать поставки. Например, приехала фура с абрикосами из Армении, разгрузилась. Чтобы обратно пустым не ехать — с удовольствием берут наш товар. Еще есть тематические чаты, в которые объединили оптовых продавцов по категориям товаров. Туда «Фуд Сити» скидывает заявки на закупку, которые поступают в кластер. Вот еще один канал продаж.

— Несмотря на век тотальной цифровизации, «Фуд Сити» хорош и тем, что здесь есть место старому-доброму face to face общению («лицом к лицу» — ред.). Сюда приезжают за личными знакомствами, чтобы вживую посмотреть продукт. Сегодня в бизнесе людей часто обманывают: продают несуществующий товар, берут предоплату и исчезают. А тут ты можешь убедиться, что выбираешь надежного поставщика.

Свою продукцию Евгений отдает на тестирование в лабораторию. При прибытии фур с товаром специалисты кластера проводят входной контроль, проверяют документы. За отгрузку продукции без маркировки и прочие нарушения есть санкции, поэтому каждый поставщик отвечает не только репутацией перед клиентами. Это позволяет держать планку качества на высоком уровне.

Начинал Евгений производство с аренды 17 квадратных метров — размер комнаты в обычной квартире. Постепенно снимал новые и новые площади «Фуд Сити», вырос до 1000 «квадратов».

— Когда мы пришли сюда, тут продавался только пакетированный чай. А развесным продуктом не торговали. Мы начали, и быстро выяснилось, что чайные купажи — очень востребованы! У кластера есть интересная особенность. Если тут начинается «движуха» вокруг какого-то товара, то об этом быстро узнают продавцы по всей стране. Задаем тренды!

— Площадка устроила, и мы решили заходить на нее. Ингредиентов тогда в России было очень мало. А на «Фуд Сити» — иранцы, пакистанцы, индусы, непальцы. У них я и нашел нужные для чайных купажей составляющие. А чтобы далеко не возить, открыл прямо на территории кластера производство, — рассказывает Евгений, сейчас генеральный директор компании «Шеф Ти».

Десять лет назад Евгения Тюрина сократили на прежней работе. В голове мужчины к тому времени уже зрела мысль: нужно начинать свое дело. Москвич выучился в Германии производству чая с добавками, например, фруктами и ягодами. Вернулся — и как-то ехал мимо «Фуд Сити». Решил остановиться на «разведку».