«Зеленые»
проекты Росатома
Что означает строительство АЭС большой мощности? Это дает мощный толчок развитию региона. Если есть АЭС – есть соответствующая инфраструктура, рабочие места, строительство жилых микрорайонов для сотрудников станции. И самое главное – стабильная и низкоуглеродная электроэнергия. А еще атомщики строят реакторы малой и средней мощности. Они вырабатывают меньше энергии, зато более мобильны и удобны для удаленных населенных пунктов. Многие эксперты сходятся во мнении, что это направление должно стать одним из приоритетных для развития.
Что означает строительство АЭС большой мощности? Это дает мощный толчок развитию региона. Если есть АЭС – есть соответствующая инфраструктура, рабочие места, строительство жилых микрорайонов для сотрудников станции. И самое главное – стабильная и низкоуглеродная электроэнергия. А еще атомщики строят реакторы малой и средней мощности. Они вырабатывают меньше энергии, зато более мобильны и удобны для удаленных населенных пунктов. Многие эксперты сходятся во мнении, что это направление должно стать одним из приоритетных для развития.
Среди экспертов, негативно относившихся к деятельности АЭС, наметился переход к поддержке атомной промышленности. Два года назад британская писательница и экоактивистка Зион Лайтс из международной экологической и антиядерной организации «Восстание против вымирания» присоединилась к проядерному движению «Экологический прогресс».

Свое решение она объяснила тем, что ранее была подвержена антинаучным настроениям, но теперь огласилась, что использование атомной энергетики важно для сдерживания темпов глобального потепления.
Среди экспертов, негативно относившихся к деятельности АЭС, наметился переход к поддержке атомной промышленности. Два года назад британская писательница и экоактивистка Зион Лайтс из международной экологической и антиядерной организации «Восстание против вымирания» присоединилась к проядерному движению «Экологический прогресс».

Свое решение она объяснила тем, что ранее была подвержена антинаучным настроениям, но теперь огласилась, что использование атомной энергетики важно для сдерживания темпов глобального потепления.
Согласно концепции, «зеленый квадрат», которая была сформулирована Росатомом, для снижения темпов глобального потепления нужно сделать ставку на четыре вида энергетики – ветровую, солнечную, гидро- и атомную.
Согласно концепции, «зеленый квадрат», которая была сформулирована Росатомом, для снижения темпов глобального потепления нужно сделать ставку на четыре вида энергетики – ветровую, солнечную, гидро- и атомную.
ВЕТРОПАРКИ
Чукотка – ветреный край, а ветропарков там пока нет. Все сосредоточены на юге России. Однако летом на Питерском международном экономическом форуме правительство региона и дивизион Росатома по ветроэнергетике «Новавинд» заключили соглашение об изучении возможности сооружения на Чукотке ветроэнергетических объектов. Ветропарк там должен появиться уже к 2027 году.
Чукотка – ветреный край, а ветропарков там пока нет. Все сосредоточены на юге России. Однако летом на Питерском международном экономическом форуме правительство региона и дивизион Росатома по ветроэнергетике «Новавинд» заключили соглашение об изучении возможности сооружения на Чукотке ветроэнергетических объектов. Ветропарк там должен появиться уже к 2027 году.
Ветроэнергетика – часть нового бизнеса Росатома. За три квартала нынешнего года шесть действующих ВЭС выработали более 1 млн МВт электроэнергии. Еще три – строятся компанией «Новавинд» на юге России.
Кстати, Росатом ведет переговоры и о создании ВЭС во Вьетнаме, у которого среди стран АСЕАН самая масштабная программа развития ветроэнергетики. Уже подписано соглашение о строительстве ветропарка в центральной части провинции Шонла на северо-западе страны. Мощность станции – 128 МВт.

Для «Новавинда» это первый зарубежный проект и часть стратегии по экспорту технологий. Разработка проекта занимает порядка полутора лет, поэтому точные сроки начала и окончания строительства назвать трудно. Размер инвестиций и список поставщиков комплектующих уточнят после изысканий. Опыт сооружения других ВЭС показывает, что капитальные затраты, как сообщает отраслевое издание «Страна Росатом», составляют порядка 1–1,5 млн долларов на 1 МВт.
Кстати, Росатом ведет переговоры и о создании ВЭС во Вьетнаме, у которого среди стран АСЕАН самая масштабная программа развития ветроэнергетики. Уже подписано соглашение о строительстве ветропарка в центральной части провинции Шонла на северо-западе страны. Мощность станции – 128 МВт.

Для «Новавинда» это первый зарубежный проект и часть стратегии по экспорту технологий. Разработка проекта занимает порядка полутора лет, поэтому точные сроки начала и окончания строительства назвать трудно. Размер инвестиций и список поставщиков комплектующих уточнят после изысканий. Опыт сооружения других ВЭС показывает, что капитальные затраты, как сообщает отраслевое издание «Страна Росатом», составляют порядка 1–1,5 млн долларов на 1 МВт.
«Новавинд» – одна из крупнейших компаний на ветроэнергетическом рынке России. В ее портфеле проекты ветростанций совокупной мощностью 1,7 ГВт. Уже введены в эксплуатацию шесть ветропарков (720 МВт в сумме).

В июне этого года началось строительство Кузьминской ВЭС (160 МВт) в Ставропольском крае и получено разрешение от краевых властей на строительство еще одной – Труновской ВЭС (95 МВт).
«Новавинд» – одна из крупнейших компаний на ветроэнергетическом рынке России. В ее портфеле проекты ветростанций совокупной мощностью 1,7 ГВт. Уже введены в эксплуатацию шесть ветропарков (720 МВт в сумме).

В июне этого года началось строительство Кузьминской ВЭС (160 МВт) в Ставропольском крае и получено разрешение от краевых властей на строительство еще одной – Труновской ВЭС (95 МВт).
ЭНЕРГОНАКОПИТЕЛИ
Электромобили – не новость на мировых дорогах, но развитие этого направления долгое время сдерживало несовершенство технологий накопления энергии. В Калининграде стартовало строительство гигафабрики – завода по производству накопителей для электромобилей.

Производство отечественный литийионных аккумуляторов для электромобилей запустил РЭНЕРА, отраслевой интегратор Росатома по системам накопления энергии.
Электромобили – не новость на мировых дорогах, но развитие этого направления долгое время сдерживало несовершенство технологий накопления энергии. В Калининграде стартовало строительство гигафабрики – завода по производству накопителей для электромобилей.

Производство отечественный литийионных аккумуляторов для электромобилей запустил РЭНЕРА, отраслевой интегратор Росатома по системам накопления энергии.
Этого хватит на оснащение 50 тыс. электромобилей ежегодно. Проект создавался, когда показатели спроса были скромнее. С учетом изменившихся рыночных условий такой мощности недостаточно, и РЭНЕРА готов расширять производство. В случае повышенного спроса будут введены вторая и третья очереди, тогда мощность производства достигнет 14 ГВт·ч.
Этого хватит на оснащение 50 тыс. электромобилей ежегодно. Проект создавался, когда показатели спроса были скромнее. С учетом изменившихся рыночных условий такой мощности недостаточно, и РЭНЕРА готов расширять производство. В случае повышенного спроса будут введены вторая и третья очереди, тогда мощность производства достигнет 14 ГВт·ч.
‘‘
– Самая важная задача, которую мы решаем, – обеспечение технологического суверенитета, – сказал гендиректор РЭНЕРА Александр Камашев. – К 2025 году мы откроем первую в России гигафабрику литийионных аккумуляторов. Сейчас мы смотрим на российский рынок, можем его обеспечить. И с учетом следующего технологического рывка готовы работать с международным рынком.
Александр Камашев
генеральный директор РЭНЕРА
– Самая важная задача, которую мы решаем, – обеспечение технологического суверенитета, – сказал гендиректор РЭНЕРА Александр Камашев. – К 2025 году мы откроем первую в России гигафабрику литийионных аккумуляторов. Сейчас мы смотрим на российский рынок, можем его обеспечить. И с учетом следующего технологического рывка готовы работать с международным рынком.
Александр Камашев
генеральный директор РЭНЕРА
На заводе будут работать около 900 человек. А если считать сопутствующие предприятия по производству комплектующих, то рабочими местами будут обеспечены 1500 специалистов.
Инвестиции в проект оцениваются в 26 млрд рублей, из них 5 млрд выделит правительство региона.
На заводе будут работать около 900 человек. А если считать сопутствующие предприятия по производству комплектующих, то рабочими местами будут обеспечены 1500 специалистов.
Инвестиции в проект оцениваются в 26 млрд рублей, из них 5 млрд выделит правительство региона.
ЗАМКНУТЫЙ ЯДЕРНЫЙ ТОПЛИВНЫЙ ЦИКЛ (ЗЯТЦ)
Росатом ведет активные работы по замыканию ядерного топливного цикла (ЗЯТЦ). По сравнению с открытым, при котором используются наиболее распространенные сегодня тепловые реакторы, замкнутый (с использованием реакторов на быстрых нейтронах) позволит достичь в 100 раз более эффективного использования природного урана.
Росатом ведет активные работы по замыканию ядерного топливного цикла (ЗЯТЦ). По сравнению с открытым, при котором используются наиболее распространенные сегодня тепловые реакторы, замкнутый (с использованием реакторов на быстрых нейтронах) позволит достичь в 100 раз более эффективного использования природного урана.
Главный эксперт отделения по обращению с отработанным ядерным топливом (ОЯТ) и радиоактивными отходами (РАО) ВНИИНМ, заместитель директора, директор направления радиохимии ЧУ «Наука и инновации» Андрей Шадрин рассказал:
В идеале переработка ОЯТ должна стать практически безводной и дистанционной. При этом нужно обеспечить замкнутый водо- и кислотооборот. Важно создать технологии для повторного использования в топливном цикле не только урана и плутония, но и америция, кюрия, нептуния. Нужно точно рассчитать то небольшое количество РАО, которое будет образовываться даже в замкнутом цикле, предложить и обосновать технологии обращения с ними.

При этом важно понимать, что ОЯТ в достаточно большом количестве может быть использовано вновь благодаря технологиям переработки, а РАО – в гораздо меньшем количестве может быть использовано только в закрытом ядерном цикле.
Главный эксперт отделения по обращению с отработанным ядерным топливом (ОЯТ) и радиоактивными отходами (РАО) ВНИИНМ, заместитель директора, директор направления радиохимии ЧУ «Наука и инновации» Андрей Шадрин рассказал:

В идеале переработка ОЯТ должна стать практически безводной и дистанционной. При этом нужно обеспечить замкнутый водо- и кислотооборот. Важно создать технологии для повторного использования в топливном цикле не только урана и плутония, но и америция, кюрия, нептуния. Нужно точно рассчитать то небольшое количество РАО, которое будет образовываться даже в замкнутом цикле, предложить и обосновать технологии обращения с ними.

При этом важно понимать, что ОЯТ в достаточно большом количестве может быть использовано вновь благодаря технологиям переработки, а РАО – в гораздо меньшем количестве может быть использовано только в закрытом ядерном цикле.
АТОМНЫЕ ЛЕДОКОЛЫ
Атомный ледокол – самые экологичное современное транспортное средство в Арктике. В отличие от дизельных судов, единственный «след» атомохода – пар. Ледоколы не оставляют после себя даже бытового мусора, так как весь он остается на борту. Сортируется раздельно и сдается на переработку. А для сточных вод есть экологический отсек: стоки собирают в цистерны, прогоняют через очистные установки, и вода сбрасывается туда, откуда пришла, – за борт.
Атомный ледокол – самые экологичное современное транспортное средство в Арктике. В отличие от дизельных судов, единственный «след» атомохода – пар. Ледоколы не оставляют после себя даже бытового мусора, так как весь он остается на борту. Сортируется раздельно и сдается на переработку. А для сточных вод есть экологический отсек: стоки собирают в цистерны, прогоняют через очистные установки, и вода сбрасывается туда, откуда пришла, – за борт.
Если попытаться просто объяснить принцип работы ледоколов, то можно привести цитату главного инженера-механика ледокола «50 лет Победы» Владимира Юдина: «В реакторе вырабатывается тепловая энергия. Тепло передается воде первого контура, та попадает в парогенераторы. Через стенки труб парогенераторов – воде второго контура, та превращается в пар. Пар поступает на главные турбины. Две турбины вращают шесть генераторов. Они вырабатывают электроэнергию, которая поступает на гребные двигатели, те вращают гребные винты».
Если попытаться просто объяснить принцип работы ледоколов, то можно привести цитату главного инженера-механика ледокола «50 лет Победы» Владимира Юдина: «В реакторе вырабатывается тепловая энергия. Тепло передается воде первого контура, та попадает в парогенераторы. Через стенки труб парогенераторов – воде второго контура, та превращается в пар. Пар поступает на главные турбины. Две турбины вращают шесть генераторов. Они вырабатывают электроэнергию, которая поступает на гребные двигатели, те вращают гребные винты».
В мире только у России есть собственный атомный ледокольный флот. Сейчас в его составе – ледоколы «Ямал», «Таймыр», «Вайгач», «50 лет Победы», «Арктика» и «Сибирь», а также атомный лихтеровоз «Севморпуть» (кстати, тоже единственный в своем роде).
В мире только у России есть собственный атомный ледокольный флот. Сейчас в его составе – ледоколы «Ямал», «Таймыр», «Вайгач», «50 лет Победы», «Арктика» и «Сибирь», а также атомный лихтеровоз «Севморпуть» (кстати, тоже единственный в своем роде).
И этот флот пополняется. 22 ноября ледокол «Якутия» спустили на воду, а на ледоколе «Урал» подняли российский триколор. Оба в скором времени приступят к работе. «Чукотка» и самый мощный на сегодняшний день ледокол проекта 105010 «Россия» – находятся в стадии строительства, еще два – будут построены. Без наращивания ледокольного флота сегодня невозможно развитие Северного морского пути.
И этот флот пополняется. 22 ноября ледокол «Якутия» спустили на воду, а на ледоколе «Урал» подняли российский триколор. Оба в скором времени приступят к работе. «Чукотка» и самый мощный на сегодняшний день ледокол проекта 105010 «Россия» – находятся в стадии строительства, еще два – будут построены. Без наращивания ледокольного флота сегодня невозможно развитие Северного морского пути.
АЭС МАЛОЙ МОЩНОСТИ
Малая атомная генерация стала одной из ключевых тем международного форума «Атомэкспо-2022».
Малая атомная генерация стала одной из ключевых тем международного форума «Атомэкспо-2022».
‘‘
– АСММ – не панацея, но хорошая возможность для создания устойчивого энергобаланса в любой стране, – отметил первый заместитель гендиректора Росатома, директор блока по развитию и международному бизнесу Кирилл Комаров на пленарном заседании. – Мы не противопоставляем большую и малую атомные мощности, они дополняют друг друга. АСММ имеет такие же преимущества, как атомная генерация в целом, но решает свои специфические задачи.
Кирилл Комаров
первый заместитель гендиректора Росатома, директор блока по развитию и международному бизнесу
– АСММ – не панацея, но хорошая возможность для создания устойчивого энергобаланса в любой стране, – отметил первый заместитель гендиректора Росатома, директор блока по развитию и международному бизнесу Кирилл Комаров на пленарном заседании. – Мы не противопоставляем большую и малую атомные мощности, они дополняют друг друга. АСММ имеет такие же преимущества, как атомная генерация в целом, но решает свои специфические задачи.
Кирилл Комаров
первый заместитель
гендиректора Росатома,
директор блока по развитию
и международному бизнесу
Сегодня разрабатывается более 80 проектов АСММ в 20 странах. Но в «железе» реализованы проекты только в России (плавучая станция на Чукотке, запущенная в 2019 году) и Китае (блок с модульным высокотемпературным реактором с газовым охлаждением, запущенный в 2021-м). Близка к реализации Аргентина (строится блок с малым модульным реактором CAREM-25).

Если говорить о ближайшем будущем, то в Якутии будет построена атомная станция малой мощности (АСММ) на базе «ледокольной» реакторной установки РИТМ-200. Эта станция будет обеспечивать энергией золоторудное месторождение Кючус. В апреле этот проект получил одобрение по результатам экологической экспертизы.
Сегодня разрабатывается более 80 проектов АСММ в 20 странах. Но в «железе» реализованы проекты только в России (плавучая станция на Чукотке, запущенная в 2019 году) и Китае (блок с модульным высокотемпературным реактором с газовым охлаждением, запущенный в 2021-м). Близка к реализации Аргентина (строится блок с малым модульным реактором CAREM-25).

Если говорить о ближайшем будущем, то в Якутии будет построена атомная станция малой мощности (АСММ) на базе «ледокольной» реакторной установки РИТМ-200. Эта станция будет обеспечивать энергией золоторудное месторождение Кючус. В апреле этот проект получил одобрение по результатам экологической экспертизы.
‘‘
– Мы находимся в активной стадии строительства, получена экологическая лицензия, ожидаем лицензию на размещение, идет строительство инфраструктуры, – рассказал на форуме глава «Русатом Оверсиз» Евгений Пакерманов. – В 2028 году эта станция начнет выдавать электроэнергию.
Евгений Пакерманов
глава «Русатом Оверсиз»
– Мы находимся в активной стадии строительства, получена экологическая лицензия, ожидаем лицензию на размещение, идет строительство инфраструктуры, – рассказал на форуме глава «Русатом Оверсиз» Евгений Пакерманов. – В 2028 году эта станция начнет выдавать электроэнергию.
Евгений Пакерманов
глава «Русатом Оверсиз»
АСММ, разработкой которых Росатом давно и активно занимается, позволяют решить проблему энергообеспечения в отдаленных и труднодоступных районах, где сейчас она решается за счет органического топлива (как правило, дизельного), дорогостоящего и загрязняющего окружающую среду. Особенно остро этот вопрос стоит в Арктике.

Также Росатом продолжает развивать проекты плавучих малых АЭС. Первая такая станция уже работает в порту Певек на Чукотке. Планируется строительство серии плавучих АЭС для энергоснабжения Баимского ГОКа.

О планах сооружения АСММ на базе реакторной установки «Шельф» заявили представители администраций Чукотки и Красноярского края. Юрий Король, главный инженер «Трансэнерго», филиала РЖД, рассказал, что сейчас активно обсуждается модернизация Байкало-Амурской магистрали. Рассматривается применение атомной генерации для энергоснабжения магистрали, прорабатываются конкретные проекты с Росатомом.
АСММ, разработкой которых Росатом давно и активно занимается, позволяют решить проблему энергообеспечения в отдаленных и труднодоступных районах, где сейчас она решается за счет органического топлива (как правило, дизельного), дорогостоящего и загрязняющего окружающую среду. Особенно остро этот вопрос стоит в Арктике.

Также Росатом продолжает развивать проекты плавучих малых АЭС. Первая такая станция уже работает в порту Певек на Чукотке. Планируется строительство серии плавучих АЭС для энергоснабжения Баимского ГОКа.

О планах сооружения АСММ на базе реакторной установки «Шельф» заявили представители администраций Чукотки и Красноярского края. Юрий Король, главный инженер «Трансэнерго», филиала РЖД, рассказал, что сейчас активно обсуждается модернизация Байкало-Амурской магистрали. Рассматривается применение атомной генерации для энергоснабжения магистрали, прорабатываются конкретные проекты с Росатомом.
ЭКОМОНИТОРИНГ В АРКТИКЕ
Процессы глобального изменения климата ярче и быстрее всего проявляются в Арктике. И  потепление в этой части планеты неизменно влияет на более низкие широты. Как меняется биологическое разнообразие Арктики? Как на ее экологии отражается нынешняя промышленная активность? Что будет, когда Северный морской путь станет круглогодичной судоходной магистралью? Чтобы получить объективную оценку, необходимо создать комплексную и верифицированную систему мониторинга, которая позволила бы оценить текущее состояние и идентифицировать источники воздействия.
Процессы глобального изменения климата ярче и быстрее всего проявляются в Арктике. И  потепление в этой части планеты неизменно влияет на более низкие широты. Как меняется биологическое разнообразие Арктики? Как на ее экологии отражается нынешняя промышленная активность? Что будет, когда Северный морской путь станет круглогодичной судоходной магистралью? Чтобы получить объективную оценку, необходимо создать комплексную и верифицированную систему мониторинга, которая позволила бы оценить текущее состояние и идентифицировать источники воздействия.
По словам генерального директора Росатома Алексея Лихачева, любые действия в Арктике должны проходить серьезную экологическую экспертизу. Госкорпорация участвует в экологическом мониторинге акватории арктической зоны РФ совместно с Центром морских исследований МГУ – ЦМИ и Росатом сотрудничают уже три года.
‘‘
– Создание такой системы – решаемая в горизонте нескольких лет задача, – рассказал исполнительный директор Центра морских исследований МГУ им. Ломоносова (ЦМИ МГУ) Николай Шабалин. – Но вначале надо оценить текущее состояние и собрать данные. С августа по ноябрь 2021 года ученые ЦМИ МГУ работали на двух научно-исследовательских судах, исследования были проведены на 50 станциях наблюдения на Севморпути. Ученые отобрали пробы воды, воздуха, донных отложений, биоты – молодь рыб, планктона, бентоса. Наблюдали за морскими птицами и млекопитающими.

Кроме того, по заказу Росатома мы разработали и запустили в пилотную эксплуатацию систему спутникового мониторинга пленочных загрязнений. При помощи искусственного интеллекта наша система проводит анализ спутниковых снимков акватории, находит нефтяные пятна, моделирует траекторию их движения, сопоставляет с треками судов, проходивших поблизости. С высокой долей вероятности можно обнаружить судно, сбрасывающее в воду нефтепродукты.

Систему планируем создать в том числе на основе цифровой платформы, куда будут загружаться результаты полевых работ, данные со спутников и датчиков, установленных в арктических портах и на судах. Соберем также всю информацию о локальных экологических проектах крупных добывающих компаний. С помощью таких технологий искусственного интеллекта, как компьютерное зрение, машинное обучение и нейронные сети, наша система будет обрабатывать и анализировать большие массивы данных и моделировать сценарии развития событий.

К работе над созданием системы мы привлекаем экспертов из стран – участниц Арктического совета. Этот вопрос особенно важен, если вспомнить о планах по наращиванию грузопотока по Севморпути. Международный инвестор и грузоотправитель должен быть уверен, что Севморпуть безопасен не только навигационно, но и экологически.
Николай Шабалин
исполнительный директор Центра морских исследований МГУ им. Ломоносова (ЦМИ МГУ)
– Создание такой системы – решаемая в горизонте нескольких лет задача, – рассказал исполнительный директор Центра морских исследований МГУ им. Ломоносова (ЦМИ МГУ) Николай Шабалин. – Но вначале надо оценить текущее состояние и собрать данные. С августа по ноябрь 2021 года ученые ЦМИ МГУ работали на двух научно-исследовательских судах, исследования были проведены на 50 станциях наблюдения на Севморпути. Ученые отобрали пробы воды, воздуха, донных отложений, биоты – молодь рыб, планктона, бентоса. Наблюдали за морскими птицами и млекопитающими.

Кроме того, по заказу Росатома мы разработали и запустили в пилотную эксплуатацию систему спутникового мониторинга пленочных загрязнений. При помощи искусственного интеллекта наша система проводит анализ спутниковых снимков акватории, находит нефтяные пятна, моделирует траекторию их движения, сопоставляет с треками судов, проходивших поблизости. С высокой долей вероятности можно обнаружить судно, сбрасывающее в воду нефтепродукты.

Систему планируем создать в том числе на основе цифровой платформы, куда будут загружаться результаты полевых работ, данные со спутников и датчиков, установленных в арктических портах и на судах. Соберем также всю информацию о локальных экологических проектах крупных добывающих компаний. С помощью таких технологий искусственного интеллекта, как компьютерное зрение, машинное обучение и нейронные сети, наша система будет обрабатывать и анализировать большие массивы данных и моделировать сценарии развития событий.

К работе над созданием системы мы привлекаем экспертов из стран – участниц Арктического совета. Этот вопрос особенно важен, если вспомнить о планах по наращиванию грузопотока по Севморпути. Международный инвестор и грузоотправитель должен быть уверен, что Севморпуть безопасен не только навигационно, но и экологически.
Николай Шабалин
исполнительный директор
Центра морских исследований
МГУ им. Ломоносова (ЦМИ МГУ)
ЭКОМОНИТОРИНГ ОБСТАНОВКИ НА АЭС
На всех атомных станциях есть отделы охраны окружающей среды и на постоянной основе проводятся экологические мероприятия. В частности, ведется контроль в зоне наблюдения (они разные, например, на Калининской АЭС это 11 км вокруг станции) концентрации радиоактивных веществ в воздухе, водоемах-охладителях, в почве и растительности, продуктах местного производства и т. д. Показателей несколько десятков. Информация об этом публикуется в открытых отчетах.
На всех атомных станциях есть отделы охраны окружающей среды и на постоянной основе проводятся экологические мероприятия. В частности, ведется контроль в зоне наблюдения (они разные, например, на Калининской АЭС это 11 км вокруг станции) концентрации радиоактивных веществ в воздухе, водоемах-охладителях, в почве и растительности, продуктах местного производства и т. д. Показателей несколько десятков. Информация об этом публикуется в открытых отчетах.
С 2010 года на всех действующих и строящихся атомных станциях работает общественный экологический контроль. В 2021 году годовые затраты Концерна «Росэнергоатом» на охрану окружающей среды составили 6,12 млрд рублей.
С 2010 года на всех действующих и строящихся атомных станциях работает общественный экологический контроль. В 2021 году годовые затраты Концерна «Росэнергоатом» на охрану окружающей среды составили 6,12 млрд рублей.
ЗАРЫБЛЕНИЕ ВОДОЕМОВ-ОХЛАДИТЕЛЕЙ АЭС
Ежегодно на атомных станциях проводится мероприятие, которое называется зарыблением. В воду прудов и озер, которые выполняют функцию охладителей АЭС, выпускают живую рыбу – сотни тысяч и миллионы единиц. Это не показательная экоакция, а технологически необходимая мера: определенные виды рыб (сазан, белый амур, толстолобик и др.) очищают водоем от растительности, которая активно размножается в теплой воде и может забивать защитные системы технического водоснабжения АЭС. На прудах-охладителях можно рыбачить, там регулярно проводятся чемпионаты по рыбной ловле.
Ежегодно на атомных станциях проводится мероприятие, которое называется зарыблением. В воду прудов и озер, которые выполняют функцию охладителей АЭС, выпускают живую рыбу – сотни тысяч и миллионы единиц. Это не показательная экоакция, а технологически необходимая мера: определенные виды рыб (сазан, белый амур, толстолобик и др.) очищают водоем от растительности, которая активно размножается в теплой воде и может забивать защитные системы технического водоснабжения АЭС. На прудах-охладителях можно рыбачить, там регулярно проводятся чемпионаты по рыбной ловле.
ОХРАНА ЖИВОТНЫХ
Недавно АО «Аккую Нуклеар», дочерняя компания Росатома, стала партнером программы по охране морских черепах, которые выводят потомство на пляжах средиземноморского побережья Турции. Нерпы, северные олени, носороги, слоны – Росатом регулярно подключается к подобным проектам как в странах присутствия, так и в России, это многолетняя практика.
Недавно АО «Аккую Нуклеар», дочерняя компания Росатома, стала партнером программы по охране морских черепах, которые выводят потомство на пляжах средиземноморского побережья Турции. Нерпы, северные олени, носороги, слоны – Росатом регулярно подключается к подобным проектам как в странах присутствия, так и в России, это многолетняя практика.
Далеко не единственная, но самая известная история о том, как атомщики помогают животным, относится еще к 60-м годам прошлого века, когда экипаж ледокола «Ленин» спас и вырастил на борту белого медвежонка, оставшегося без матери. Когда «малыш» Миша стал взрослым, а такие медведи весят до 500 кг, он переехал в зоопарк.
Далеко не единственная, но самая известная история о том, как атомщики помогают животным, относится еще к 60-м годам прошлого века, когда экипаж ледокола «Ленин» спас и вырастил на борту белого медвежонка, оставшегося без матери. Когда «малыш» Миша стал взрослым, а такие медведи весят до 500 кг, он переехал в зоопарк.
А вот вам небольшая история по спасению популяции носорогов в ЮАР от браконьеров. Координатор Фонда дикой природы в Африке, главный ветеринар проекта Rhisotope Уильям Фолдс работает с носорогами больше 20 лет. По его словам, из-за браконьерских нападений в Африке за последние 10 лет погибло более 9,6 тыс. носорогов.
А вот вам небольшая история по спасению популяции носорогов в ЮАР от браконьеров. Координатор Фонда дикой природы в Африке, главный ветеринар проекта Rhisotope Уильям Фолдс работает с носорогами больше 20 лет. По его словам, из-за браконьерских нападений в Африке за последние 10 лет погибло более 9,6 тыс. носорогов.
Автор проекта Rhisotope – ​глава отделения радиационной и медицинской физики университета WITS (ЮАР) Джеймс Ларкин предложил внедрить в рог носорога радиоактивный изотоп – ​дозу, которая не принесет вреда животному. Во-первых, вывезти такой рог за пределы страны практически невозможно: устройства на любой таможне сразу обнаружат радиацию. Во-вторых, меченые рога не будут пользоваться спросом: кому хочется получить радиоактивный продукт? В итоге изотопы были «внедрены» в рога двух носорогов, за ними ведется постоянное наблюдение. Результаты показывают, что проект Rhisotope проходит успешно.
Автор проекта Rhisotope – ​глава отделения радиационной и медицинской физики университета WITS (ЮАР) Джеймс Ларкин предложил внедрить в рог носорога радиоактивный изотоп – ​дозу, которая не принесет вреда животному. Во-первых, вывезти такой рог за пределы страны практически невозможно: устройства на любой таможне сразу обнаружат радиацию. Во-вторых, меченые рога не будут пользоваться спросом: кому хочется получить радиоактивный продукт? В итоге изотопы были «внедрены» в рога двух носорогов, за ними ведется постоянное наблюдение. Результаты показывают, что проект Rhisotope проходит успешно.
‘‘
– Участвуя в этом проекте, Росатом в очередной раз демонстрирует свои компетенции и умение решать вопросы в самых разных областях, – ​говорит чрезвычайный и полномочный посол России в ЮАР Илья Рогачев.
Илья Рогачев
чрезвычайный и полномочный посол России в ЮАР
- Участвуя в этом проекте, Росатом в очередной раз демонстрирует свои компетенции и умение решать вопросы в самых разных областях, — ​говорит чрезвычайный и полномочный посол России в ЮАР Илья Рогачев.
Илья Рогачев
чрезвычайный и полномочный
посол России в ЮАР
Если все пойдет по плану, подобные операции можно будет проводить не только с носорогами. Это может стать началом большого движения по спасению исчезающих видов. Однако спасение от браконьеров – ​главная, но не единственная цель. Этот проект расширяет горизонты применения радиационных технологий.
Если все пойдет по плану, подобные операции можно будет проводить не только с носорогами. Это может стать началом большого движения по спасению исчезающих видов. Однако спасение от браконьеров – ​главная, но не единственная цель. Этот проект расширяет горизонты применения радиационных технологий.
КСТАТИ
Многие считают, что АЭС окружены чем-то вроде зоны отчуждения, где никто не живет и мало что растет. Это совсем не так, более того – прилегающая к станциям территория может быть домом для сотен и тысяч растений, животных, птиц и насекомых, многие из которых занесены в Красную книгу. В качестве примера можно привести Курскую АЭС. На дамбе, разделяющей водоем – охладитель станции, когда-то действительно ничего не было – она рукотворная. Теперь там растут около 130 видов грибов и свыше 650 видов травянистых растений, а также обитают 180 видов птиц, в том числе краснокнижные – чернозобая гагара, сапсан, усатая синица и др.
Многие считают, что АЭС окружены чем-то вроде зоны отчуждения, где никто не живет и мало что растет. Это совсем не так, более того – прилегающая к станциям территория может быть домом для сотен и тысяч растений, животных, птиц и насекомых, многие из которых занесены в Красную книгу. В качестве примера можно привести Курскую АЭС. На дамбе, разделяющей водоем – охладитель станции, когда-то действительно ничего не было – она рукотворная. Теперь там растут около 130 видов грибов и свыше 650 видов травянистых растений, а также обитают 180 видов птиц, в том числе краснокнижные – чернозобая гагара, сапсан, усатая синица и др.
А на Нововоронежской АЭС в прошлом году решали, как быть с парой белых аистов (птицы эти требовательные к условиям обитания), которые свили гнездо прямо на опоре ЛЭП между энергоблоками № 3 и № 5.
Как еще Росатом влияет на снижение углеродного следа
Как еще Росатом влияет на снижение углеродного следа
Project manager: Александра Худорожкова
Фото: предоставлено Росатом
Автор текста: Наталья Варсегова
Дизайн и верстка: Анастасия Павлова

Реклама. myatom.ru
LjN8K9mye