Московскому метро 90 лет
Транспорт теперь развивается не только для нужд мегаполиса. Его делают в первую очередь удобным и быстрым для людей. Чтобы понять это, достаточно сравнить поездку в столичном метро в 1935, 2010 и 2025 годах.
Для вас сегодня — уникальный маршрут: он интереснее обычной поездки и немного длиннее
Виртуальный поезд пойдёт через 90 лет истории московского метро. А чтобы не затягивать поездку, у нас будут три основных станции: современная — 2025 год, образца 2010 года и эпохи запуска — 1935 год.
2025 год
1935 год
2010 год
302
В этом году Московский метрополитен отмечает 90-летие
станции метро и МЦК сейчас функционируют в Москве.
Журналисты и все сотрудники «КП» тоже пользуются им. И хотя мы по долгу службы быстрее и больше узнаем о ноу-хау в этом транспорте, все равно не перестаём удивляться тому, сколько больших и малых инноваций появляется в любимом транспорте.
станции метро было 15 лет назад
182
Вспомним, как тогда выглядела схема в вагонах и буклетах
Если взять советские темпы стройки станций и наложить их на число открытых с 2010 года, то метростроевцы СССР сдали бы столько объектов лишь за 40 лет.
Если взять советские темпы стройки станций и наложить их на число открытых с 2010 года, то метростроевцы СССР сдали бы столько объектов лишь за 40 лет.
Вспомним, как тогда выглядела схема в вагонах и буклетах
А вот и самая первая схема метрополитена им. Кагановича
Проектируемая линия
Эксплуатируемая линия
Условные обозначения
до ноября 1955 года
Масштаб изменений ещё более явный
Строящаяся линия
Все эти цифры — важные и показательные
жителей Москвы могут дойти пешком до одной из станций рельсового каркаса.
За ними миллиарды поездок, труд десятков тысяч специалистов. Но сегодня мы чувствуем смену вектора самой концепции метрополитена: из масштабной транспортной системы для мегаполиса мосметро превращается в транспорт для каждого. То есть за адекватное время своим ходом можно добраться до вестибюля метро, станции МЦК, диаметров. А если идти трудно или далеко, то всегда выручит наземный транспорт.
9 из 10
За прошедшие 90 лет метрополитен претерпел кардинальные изменения
Ключевым показателем работы становятся комфорт и безопасность пассажиров. Станция, удобно расположенная рядом с домом, чистый новый вагон, удобное перемещение по своему маршруту — всё это делает пассажира довольным.
Главным приоритетом стала забота о комфорте каждого пассажира. Это нашло отражение во всех аспектах работы метрополитена. Станции строятся и проектируются во всех районах, включая присоединенные к столице не так давно.
Метро только поехало. Но чтобы это свершилось, пришлось внедрить все имеющиеся в то время новации и организовать непривычный для советских городов транспорт
1935 год — 1935 год — 1935 год — 1935 год — 1935 год —
1935 год
01
Рубеж, по которому часто отмеряют преображение столицы. С конца советского периода метро прошло около 15 лет. Уже преодолен экономический кризис (и не один!) и повсеместно начинают внедряться технологии 21 века
2010 год — 2010 год — 2010 год — 2010 год — 2010 год —
2010 год
02
Наши дни и вновь 15-летняя дистанции. Эпоха глобальной цифровизации, новых вызовов, сумасшедшего скачка технологий
2025 год — 2025 год — 2025 год — 2025 год — 2025 год —
2025 год
03
Шанс, что вы встанете на перрон и состав подойдёт позже (или раньше) обычного, выпадает 1 раз на 10 000
Как пройдёт наша поездка
Сегодня мы любим смотреть архивные кадры и разбирать приметы времени. Снимку необязательно быть уж очень старым. Условное фото джентльменов и барышень конца 19 века у нас вызывает меньше эмоций, чем кадры более близких к нам периодов. Потому что мы либо сами жили и помним то время, либо родились не так уж далеко от него, а значит ближе к героям снимка, можем лучше понять их.
Нажимайте на грани эпох
Шанс, что вы встанете на перрон и состав подойдёт позже (или раньше) обычного, выпадает 1 раз на 10 000
Как пройдёт наша поездка
Сегодня мы любим смотреть архивные кадры и разбирать приметы времени. Снимку необязательно быть уж очень старым. Условное фото джентльменов и барышень конца 19 века у нас вызывает меньше эмоций, чем кадры более близких к нам периодов. Потому что мы либо сами жили и помним то время, либо родились не так уж далеко от него, а значит ближе к героям снимка, можем лучше понять их.
Нажимайте на грани эпох
Отделку выполнили белыми алюминиевыми панелями. Для подсветки фасадов используют светильники, что позволит лучше выявить округлую форму конусов и придать проекту большую выразительность. Архитектурные решения сочетаются с решениями, призванными обеспечить доступность транспорта для каждого. На станции есть лифты, отсутствуют перепады уровня пола, чтобы убрать преграды для любых пассажиров. Благоустроена по всем современным стандартам и прилегающая к вестибюлю наземная территория.
Компактный вестибюль на деле являет собой большую интеллектуально-архитектурную игру. Станция названа по близости к вузу МФТИ, который исторически называют Физтехом. Институт — храм науки, этой аллегории сотни лет. Её-то и создали авторы проекта, но с абсолютно «не избитым содержанием». Традиционные для классицистической архитектуры колонны здесь приняли футуристичный облик конусов. В физике эта фигура часто используется как геометрическая модель для описания явлений, связанных с распространением волн, частиц и полей.
Чаще всего павильоны новых станций метрополитена — стеклянно-металлические кубы. Кроме экономических преимуществ такого решения, есть ещё и эстетическое: подобная форма и её цвета не отвлекают от панорамы города. Перед тем, как запустить строительство новой станции, объявляются конкурсы, в том числе и на внешний проект вестибюля. Одно из примечательных строений последних лет — станция «Физтех», которая вместе с «Яхромской» и «Лианозово» стала продолжением салатовой линии.
Парадный вход
Предлагаем пройти путь пассажира трёх разных эпох
вестибюль
Станция метро «Физтех»
Прежние вестибюли обрастают торговыми зонами, подчас полулегальными. Выразительные проекты мастеров советской архитектуры облеплены разномастной рекламой, ларьками, хаотичной стоянкой авто.
В конце 90-х годов новые станции в Москве ещё открываются за счёт темпа, набранного до начала лихолетья. Однако уже в «нулевые» темпы серьёзно падают. В некоторые годы не открыто ни одной новой станции, иногда одна-две-три.
Парадный вход
Предлагаем пройти путь пассажира трёх разных эпох
вестибюль
Станция метро «Чистые пруды»
Единственным массовым пассажирским транспортом до этого был трамвай. И с ним — большие проблемы: он был медленным, часто ломался, а на остановках собирались очереди, потому что прибывающий вагон не мог принять всех пассажиров. Автобусы тоже были, но они возили всего 5% пассажиров — и преимущественно на окраинах. Возле только что запущенных станций метро ещё можно было встретить конных извозчиков. Дежурят они иногда на биржах (так называются стоянки) рядом с первыми таксомоторами.
В тот год столица вступала в эпоху претворения нового генплана — это время больших амбиций и попыток перестроить столицу большой страны на новый лад. Что касается транспорта, то его в 30-е в Москве серьёзно не хватает. На метро возлагают большие надежды — и они оправдаются.
Формально в тот год 15 мая все 13 станций первой Сокольнической линии открылись одновременно — в 06:45. Но считается, что движение стартовало с «Сокольников», откуда и начали строить метро — с перегона до станции «Красносельская». Хотя если быть точным, за полгода до этого первый поезд во время пилотных испытаний прибыл на «Комсомольскую».
Парадный вход
Предлагаем пройти путь пассажира трёх разных эпох
вестибюль
Станция метро «Сокольники»
До конца этого года оплачивать проезд по биометрии можно будет абсолютно на всех турникетах. А стоимость проезда — самая дешевая, обойдется всего в 63 рубля. В 2023 году столичное метро — первым среди российских организаций — начало тестировать оплату проезда цифровым рублем — новой формой национальной валюты.
А пополнить «Тройку» можно круглосуточно — не нужно стоять в очереди в кассу, как в 2010-м. Купить проездной или положить средства на «Кошелек» можно со смартфона в удобном мобильном приложении. Оплата проезда доступна и банковской картой прямо на турникете либо через СБП с телефона. Активно развивается проход по биометрии: камера на турникете сканирует лицо пассажира, если он подключен к сервису, и списывает средства за проезд с привязанной банковской карты. Кстати, ни в одном городе мира сервис не реализован в таком масштабе — на всех станциях метро.
На всех станциях метро работает больше десяти способов оплаты проезда. Главное универсальное средство — карта «Тройка». Это основа столичной билетной системы, которая неоднократно признавалась лучшей на международных премиях. «Тройка»‎ к тому же может выглядеть не только как аккуратная карта, но и выполнена в виде брелока, кольца, браслета либо вовсе цифровой копии в смартфоне пассажира. Тогда к турникету подносится QR-код.
Пожалуйста, проходите
билеты
Турникеты на первой в России цифровой станции «Марьина Роща» БКЛ
Технология магнитных карт есть, а эксплуатация ее — довольно запутанна. Почти у каждого транспорта свои билеты. Абонементы и проездные не слишком выгодны. Каждое 1 число месяца у касс собираются гигантские очереди: пассажиры покупают проездной на очередной месяц.
В 2000 году полностью отказались от жетонов в пользу карт с магнитной полосой. Последний жетон опустили в турникет метро в 1999 году. С тех пор появились бумажные билеты. С жетонами была проблема — их подделывали. Да и не всем удобно таскать с собой пригоршню «монеток» или постоянно докупать их. Также появляются и активно внедряются магнитные карты. Пластиковые жетоны активно подделывали. Их штамповали на пуговичной фабрике и везли в Москву фурами. Лже-жетоны как артефакт эпохи сегодня можно прикупить на интернет-барахолках за 30−50 рублей.
Пожалуйста, проходите
билеты
Турникеты на станции метро
В зависимости от этого различались цвета билетов.
Приобрести «квитки» можно было в кассах или автокассах — в последние кидали монетки и получали билет. Стоимость проезда изначально составляла 50 копеек (средняя зарплата в те годы — 200 руб.) — дорого! Спустя полгода работы цену снизили до 40, а потом 30 копеек. Появились билетные книжки — абонементы, по которым поездка выходила 25 копеек.
Билет при входе гасил контролер. Согласно условиям оплаты проезда, находиться в метро можно было только 35 минут. Потому что пассажиры воспринимали его больше как развлечение, нежели транспорт, а провозная способность — ограничена. Кто проверит билет? Контролер прямо в вагоне — ревизоры перемещались между составами! При покупке пассажир уточнял — куда едет: по основному маршруту «Сокольники» — «Парк культуры» или до «Смоленской» (тогда она была ответвлением от основной линии).
О турникетах в метрополитене мечтали еще до его открытия. Вот только первые модели были очень ненадежны, в них часто застревали жетоны. Откладывать запуск было нельзя, поэтому на первое время решили делать по-старинке: картонные карточки с отрывным корешком, которые через пару месяцев заменили на бумажные.
Пожалуйста, проходите
билеты
Турникеты Московского метрополитена конца 1950-ых годов
70 км
Более крупных метроколец в мире нет
протяжённость линии при запуске составляла
Это интересно
А если говорить о радиальных, а не кольцевых линиях, тут пальму первенства держит Сокольническая линия — около 47 км. Следом идёт Арбатско-Покровская — около 45 км. Вскоре в тройку лидеров ворвётся Троицкая линия: 43 км и 17 станций. Она станет самой длинной веткой за МКАД. Для сравнения, протяжённость всех линий Минского метро — чуть менее 45 км (36 станций).
Сейчас самая длинная линия метро — Большая кольцевая
Сегодня сфера готовой еды демонстрирует небывалый рост: темп мегаполиса благоволит индустрии. В мосметро это понимают. На «Нижегородской» в этом году открыли современную кофейню. На разных станциях можно найти аккуратные вендинговые автоматы с перекусами и напитками.
В метро есть три буфета: на «Войковской», «Арбатской» (Филёвской линии) и «Деловой центр» (экс-«Выставочная»). Это тематические кафе метрополитена с демократичными ценами. Созданы они в первую очередь для работников. Так на «Арбатской» столовая (тогда называлась «Буфет № 11», а сейчас «Буфет № 1») работает с 1986 года, но долгое время о ней мало кто знал из-за неприметного расположения. Также и на «Войковской» буфет предназначался изначально для машинистов Замоскворецкой линии. Сегодня каждое из место популярно среди поклонников ретро-атмосферы: тут назначают свидания, а адреса часто фигурируют в гастрономических гидах вроде «Необычные рестораны Москвы».
Голодным не проедешь
еда
Кафе на станции метро «Нижегородская»
Вендинговый автомат — редкость: встретить можно разве что на загруженных станциях. В переходах у метро процветает стихийная торговля. Вплоть до 2010 года один из главных товаров — это DVD-диски (а ранее — кассеты) с пиратскими фильмами и видеоиграми. Когда их стали чистить и выгонять, места заняли пирожковые. Оформлен бизнес по‑разному: часто это «вырвиглазное» пёстрое окошко, которое в наши дни выглядит нелепо.
Голодным не проедешь
еда
Станция метро «Аэропорт»
На многих станциях были организованы буфеты. Забавно, что управлял ими трест под названием «Ларек». В них можно было купить мороженое,  булочки, пирожные, шницели, сосиски в тесте. За едой и водой со сладкими сиропами — очереди. В газетах и докладных записках руководству метро призывают срочно добавить «лоточную» торговлю, чтобы удовлетворить спрос.
Голодным не проедешь
еда
Буфет в северном вестибюле станции метро «Охотный Ряд»
177 000
пассажиров в день
Только цифры
пассажиров в день
пассажиров в день
1935 год
2025 год
>8 000 000
7 100 000
2010 год
Камеры на территории метро — не просто оборудование для съемки. Кадры анализируют нейросети. Система видеоаналитики «Сфера»‎ с 2020 года помогла найти свыше 1500 человек — часто это потерявшиеся дети или пожилые люди. Наблюдение в метро сильно помогает правоохранителям: система обнаружила порядка 12 000 пассажиров, которые числились в уголовном розыске, в т. ч. и по тяжким, особо тяжким статьям.
Благодаря внедрению современных технологий, созданию Службы безопасности метрополитена и Ведомственной охраны Правительства Москвы метро стало одним из самых безопасных мест в столице.
Меры безопасности — беспрецедентные. Но при этом все сделано так, чтобы доставлять минимум дискомфорта пассажирам и не создавать столпотворений. При входе большие сумки проверяют не только портативные металлодетекторы, но и газоанализаторы. За первое полугодие выявили более 80 000 потенциально опасных предметов.
Ох, рано встаёт метро охрана
безопасность
Сотрудники безопасности метро
У метро не было собственной службы безопасности. К охране усиленно привлекали милицию, а иногда и военнослужащих Внутренних Войск (сегодня Росгвардия). Полиция и сейчас дежурит в метро, но все же проверка пассажиров — не их первостепенная задача. Поэтому досмотры в те годы если и проводят, то долгие. А раз долгие — то очень избирательные, отчего падает эффективность. Самое популярное преступление под землёй — карманная кража. Правоохранители регулярно пытаются через свои ресурсы и СМИ напоминать пассажирам базовую технику безопасности, которая поможет уберечься от карманников.
Ох, рано встаёт метро охрана
безопасность
Пост милиции
На «Дзержинской» («Лубянка») эскалатор оторвал подошву туфли рабочего завода «Динамо». Бедолагу на служебном транспорте доставили домой.
В докладных оперативников тех лет сохранились довольно комичные случаи с первым пассажирами. На станции «Кировская» (сейчас «Чистые пруды») беременная москвичка требовала прохода без очереди. Её не пустили, опасаясь за её здоровье. Учителя и воспитатели детсадов стали водить своих подопечных на экскурсии — просто кататься. Таких разворачивали на входе. На «Крымской площади» («Парк Культуры») женщина потеряла 50 детей — очевидно, она сопровождала школьников. Ребята быстро нашлись на другой станции.
За четыре дня до открытия издаётся приказ НКВД СССР о создании Отдельного дивизиона по охране Московского метрополитена. В нем примерно 200 человек. Спустя пять лет с открытия, когда в городе уже 30 станций, безопасность обеспечивают около 1000 милиционеров и сотрудников контрразведки.
Ох, рано встаёт метро охрана
безопасность
Станция метро «Крымская площадь»
Кроме очевидного удобства жителей, городской транспорт привносит в локацию мощный экономический эффект: здесь начинает строиться новое жилье, которое тянет за собой развитие социальной и деловой инфраструктуры, благоустройство. Там, где сходятся пассажирские потоки, начинает развиваться бизнес, появляются новые рабочие места, а в бюджет приходят налоговые поступления.
Что городу даёт развитие метро?
Вопрос ребром
«Аэропорт Внуково» Солнцевской линии, посвящённая гражданским самолётам КБ «Туполев»
«Сокольники» БКЛ — дань уважения школе конструктивизма и авангарда.
«Нагатинский Затон» на БКЛ с шестью мозаичными панно рыб
Почти 50 станций признаны объектами культурного наследия России. Сегодня архитекторы продолжают держать высокую планку качества и визуальной эстетики станций. В прошлом году на портале «Активный гражданин» подвели итоги голосования за звание самой красивой новой станции.
Поезд прибывает
тройка финалистов
Платформы
Вагон метро «Москва-2024»
Открывавшиеся в минувшее десятилетие станции можно охарактеризовать как «московская эклектика нулевых». Вокруг новинок тех лет часто разворачиваются дискуссии. Например, панно с Раскольниковым на «Достоевской» некоторым кажется чрезмерно экспрессивным. «Мякинино», которая протянулась в Красногорск, на проектах была облицована стеклом и мрамором, но в процессе его заменили на гранит и штукатурку. Из платформы на «Славянском бульваре» растут фонари-деревья. Впрочем, сегодня художественные претензии к станциям тех лет, скорее, забыты. Современное мосметро без них немыслимо.
Поезд прибывает
Платформы
Станция метро «Мякинино»
Яркий пример — «Красные ворота». Над землей высится вестибюль-ракушка за авторством Николая Ладовского (он же оформил перрон станции «Дзержинская» — ныне «Лубянка»). А внизу с «Красными воротами» работает классицист Иван Фомин: для пилонов выбирает облицовку красным мрамором, который отсылает к Красным воротам, которые были снесены в 1927 году.
Перед началом строительства метро в искусстве разразилось идейное противостояние между сторонниками конструктивизма (геометризм, лаконичность, строгость форм) и неоклассиками. В итоге победили вторые, но к моменту запуска первых станций оба течения приложили руку к оформлению «подземных дворцов».
Поезд прибывает
Платформы
Станция метро «Красные ворота»
Анонсирован запуск нового типа вагонов — «Москва-2026». Тестовые испытания могут начаться уже в этом году. «Начинка» проекта пока держится в секрете. А пока давайте прогуляемся на самый новый состав из действующих «Москва-2024».
Московский метрополитен — лидер в Европе по темпу обновления подвижного состава. За последние пять лет в строй стали около 2000 вагонов современного поколения. Новая серия называется «Москва», «Москва-2020» и «Москва-2024» — сейчас к ней относится каждый второй вагон метро.
Вагончик тронулся
Поезда
Новые вагоны в депо
К 75-летию метро, которое отмечали в тот год, на новой станции Люблинско-Дмитровской линии начинают курсировать поезда «Ока» — первые в России со сквозным проходом.
На линиях — большинство старых составов, а доля новых поездов не превышает 13%. Средний возраст поезда — более 20 лет. Шанс попасть в новый состав — примерно один к десяти. Можно проехаться в «Еже», доехать на относительно новом «Русиче» (81−740/741) — с кондиционером! — и самом массовом «Номерном» (81−717/714). Не утихают споры вокруг первого постсоветского состава «Яуза» (81−720), дизайн которого проектировали инженеры Волжского автозавода. Модель получилась футуристичной, но, увы, очень низкой надежности.
Вагончик тронулся
Поезда
Вагон типа «Яуза»
Первые составы включали четыре вагона, чуть позже — три, а затем — шесть. Выпускать вагоны типа, А перестали в 1937 году (к этому времени они уже получили несколько модификаций). Окончательно с линии они ушли в конце 1975 года — то есть прослужили 40 лет, разумеется, с многочисленными ремонтами. Хотя судя по инженерной документации, создатели отводили им полвека.
Вагон вмещал 172 пассажира — 52 из которых могли сидеть на мягких диванах с кожаной обивкой. Есть городская легенда, что диваны велел добавить Лазарь Каганович  — в те годы Член Политбюро Ц К ВКП (б) и куратор проекта метро. Дескать, негоже в наш технологичный век людям сидеть на деревянных лавках, которые изначально спроектировали инженеры.
Пассажиров возят электровагоны типа «А». Собирали кузова и тележки на Мытищинском заводе, который еще в конце 19 века основал знаменитый купец Савва Мамонтов. Скорость состава достигала 40 км/ч. Поездка от «Сокольников» до «Парка Культуры» или «Смоленской» длилась 21,5 минуты. Для тех лет — очень быстро! Тот же маршрут на трамвае тогда занимал свыше двух часов.
Вагончик тронулся
Поезда
Вагон типа «А» на станции метро «Охотный Ряд»
Умному алгоритму для работы необходима стабильная скоростная связь. Поэтому на БКЛ для организации беспилотного движения создадут технологическую сеть пятого поколения — 5G.
В планах за следующие десять лет довести число беспилотных поездов до 60% от общего состава парка.
К концу 2026 года в Москве представят первый рабочий образец поезда, способный двигаться в беспилотном режиме с учётом коротких интервалов.
Метрополитен готовится к запуску первого беспилотного поезда. Полноценные испытания начнутся в этом году на Большой кольцевой линии: состав будет курсировать в позднее время без пассажиров. Технология на базе ИИ сможет разгонять поезд и тормозить его, управлять дверьми вагона. Но в кабине будет машинист — для контроля за работой системы. Запуск проекта — по‑настоящему историческое событие для метро. Важно сохранить интервалы движения в 90 секунд в самые востребованные часы. Такого решения сейчас нет ни в одном городе мира.
Как метро позволяет прокачать новые технологии
Идея: Елена Ионова
Project manager: Сабина Багирова
Дизайн проекта: «Девять линий»
Автор текста: Андрей Абрамов
Более 30  новых станций метро должно появиться на карте Москвы к 2030 году. Полным ходом строится станция «Достоевская» — первая на Кольцевой линии за 70 лет. К этому же году 16-я линия метро «Троицкая» дойдет до одноименного наукограда. А на следующий год запланирован старт движения по  Рублево-Архангельской линии.
Строится метро «Гольяново» — новая конечная на восточном участке Арбатско-Покровской линии. Появится собственная линия и у районов Бирюлево Восточное и Бирюлево Западное.
Что будет дальше?
Более 30 новых станций метро должно появиться на карте Москвы к 2030 году.