Что такое бесшовное обучение?
Бесшовное обучение — это такая организация учебного процесса, в ходе которой ребёнок, а потом и студент переходит от стадии к стадии без испытательных заданий или с минимальными заданиями, как бы в рамках одной структуры (скажем, «школа — вуз — работодатель»). И заранее знает, каким может быть следующий шаг: где ему дадут ещё больше знаний, куда возьмут на работу.

Примером такой бесшовной траектории может служить сотрудничество Университетской гимназии МГУ, физфака того же университета, Национального центра физики и математики и госкорпорации «Росатом».
НА ПУТИ К ВЕРШИНАМ
Образовательная и карьерная траектория современной молодежи часто напоминает ломаную линию или даже пунктир: одно увлечение сменяется другим, после гуманитарной школы тянет «на программиста», не редкость — паузы в обучении, чтобы заработать на все юные «хотелки» (в роли того же курьера) или попробовать открыть собственный стартап…

В этом нет ничего плохого, молодость есть молодость! Разве что слишком много времени тратится на то, чтобы каждый раз начинать всё с чистого листа: поступать туда, куда не готовился, искать себя на работе, где тебя никто не знает с вуза, и так далее.

В мире науки и прикладного применения её достижений, как правило, всё иначе. Здесь всё активнее используется так называемая бесшовная траектория подготовки специалистов.
Образование и карьера «без швов» и «разрывов»
Ликбез «кп»
Концепция бесшовного образования — относительно новая именно как термин, хотя именно в согласии с ней выстраивались лучшие образовательные практики ещё во времена СССР. Что такое бесшовное образование, рассказывает Владимир Воеводин, доктор наук, профессор, директор НИВЦ МГУ и МГУ Саров, член-корреспондент РАН.
Найти то, что нравится
Бесшовное образование позволяет раскрыть потенциал каждого человека
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Бесшовное образование — интуитивно понятная концепция. Если человек горит каким-то делом, он сам прекрасно осознает, что учиться нужно всю жизнь. И не потому, что кто-то принуждает. Просто, если ты упустишь какие-то новые тенденции, новые знания, ты проиграешь. Я и студентам говорю: получив диплом, вы лишь перешагнули одну из ступенек, а учиться придётся всегда.

С другой стороны, двигаясь по лестнице, которую задаёт система образования, человек перешагивает через некие ступени: например, он оканчивает школу, он оканчивает вуз, он защищает кандидатскую диссертацию. Это и есть «швы». И переход от этапа к этапу даёт человеку шанс осмыслить: занимаюсь ли я своим делом, хочу ли я заниматься этим дальше, или мне легло на душу другое, «горю» я от другого, и мне стоит заняться именно этим. Но при этом, если дело нравится, если у человека в этой области получается, то его передвижение по ступенькам становится бесшовным, он получает всё больше знаний в выбранной области, а его профессионализм постоянно растет.

Таким образом, понятие бесшовности двоякое: учиться надо всегда, но всегда надо иметь возможность (и желание!) посмотреть на свою жизнь как бы со стороны, что-то подкорректировать, свериться и со своим внутренним камертоном и с тем, что происходит вокруг.

В идеале человек должен попасть в среду, в которой работа не воспринимается как «работа». Ты просто занимаешься любимым делом.
Иметь возможность переосмыслить свой выбор
До 8-го класса я был уверен, что займусь биологией. В пионерском лагере втайне от воспитателей я ночью подходил к фонарю, где собираются ночные насекомые, и «знакомился» с ними. Но после 8-го класса я поехал в трудовой лагерь, где было много математиков, и они меня обаяли, убедили, что математика — лучшая наука. С математикой я дружил всегда. Новые друзья посоветовали мне перевестись в 52-ю физико-математическую школу.

Я так и сделал и, будучи в прежней обычной школе отличником, обнаружил, что сейчас получаю тройки. Меня это по-хорошему разозлило, но за полгода всё встало на свои места. Ни разу с тех пор не пожалел, что занимаюсь дисциплинами на стыке математики, вычислений и программирования. Это как раз и был момент, когда надо было переосмыслить то, чем ты занимаешься.
Концепция бесшовного образования — относительно новая именно как термин, хотя именно в согласии с ней выстраивались лучшие образовательные практики ещё во времена СССР. Что такое бесшовное образование, рассказывает Владимир Воеводин, доктор наук, профессор, директор НИВЦ МГУ и МГУ Саров, член-корреспондент РАН.
Бесшовное образование позволяет раскрыть потенциал каждого человека
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Кто поможет мне найти себя
Главное, чтобы была возможность выстраивать траекторию человека, а траектория время от времени может корректироваться.

Если меня увлекли, но я быстро понял — не моё, я должен иметь возможность быстро сменить траекторию.

Суть государственной политики, наверное, в том, чтобы структуры, те же школы, вузы, помогали выбирать эту самую траекторию. Кто-то — преподаватель, наставник — должен усмотреть твой талант и направить тебя туда, где у тебя не только получается, но и — тебе нравится.
Концепция бесшовного образования — относительно новая именно как термин, хотя именно в согласии с ней выстраивались лучшие образовательные практики ещё во времена СССР. Что такое бесшовное образование, рассказывает Владимир Воеводин, доктор наук, профессор, директор НИВЦ МГУ и МГУ Саров, член-корреспондент РАН.
Бесшовное образование позволяет раскрыть потенциал каждого человека
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Работа как образ жизни
Бесшовное образование — это не наем на всю жизнь, более того, система должна быть выстроена так, чтобы это и не было наймом.

В слове «наем» есть отрицательный оттенок принуждения. Толку не будет от человека, которого мы чему-то научили и по сути принуждаем этим заниматься. В МГУ Саров мы стараемся убедить, стараемся завлечь, показать, что тут интересно, что тут передовая наука.

Не всем интересна наука. Кто-то хочет быстро получить полезный продукт, продать его, стать успешным и известным. В науке ты рад, если после 20 лет исследований твои разработки легли в основу чего-то полезного для людей. Наука — это игра вдолгую, и не всем она подойдет.
Концепция бесшовного образования — относительно новая именно как термин, хотя именно в согласии с ней выстраивались лучшие образовательные практики ещё во времена СССР. Что такое бесшовное образование, рассказывает Владимир Воеводин, доктор наук, профессор, директор НИВЦ МГУ и МГУ Саров, член-корреспондент РАН.
Бесшовное образование позволяет раскрыть потенциал каждого человека
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Как распознать талант в ребёнке
Подростку надо давать побольше возможностей. Попробуй и это, и это, и это. И наблюдать: вот это он делает с удовольствием, а тут сразу бросил. Родители — первое звено, которое должно помочь ребёнку правильно сориентироваться. И я бесконечно благодарен своим родителям за то, что они своими ненавязчивыми советами привили мне правильные взгляды на жизнь.

Другое звено — преподаватели, которые сопровождают ребёнка, начиная со школы. Конечно, они видят, к чему у ребёнка есть склонность.

Эти два звена, взаимодействуя друг с другом и дополняя друг друга, и должны помочь ребёнку сделать правильный выбор. Ведь очень редко бывает так, что талант очевиден, при этом каждый из нас в чем-то талантлив. Но рассмотреть талант не всегда просто.
Концепция бесшовного образования — относительно новая именно как термин, хотя именно в согласии с ней выстраивались лучшие образовательные практики ещё во времена СССР. Что такое бесшовное образование, рассказывает Владимир Воеводин, доктор наук, профессор, директор НИВЦ МГУ и МГУ Саров, член-корреспондент РАН.
Бесшовное образование позволяет раскрыть потенциал каждого человека
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
МГУ Cаров: здесь готовят научную элиту
МГУ Саров — это уникальный образовательный проект Московского университета, Росатома и Национального центра физики и математики (НЦФМ). Это место, где теоретическая подготовка молодых звезд науки вплотную встречается с практикой. Место, где диплом превращается в успешную карьеру.
Рассказываем главные факты!
Что такое МГУ Саров и как он появился
МГУ Саров — это филиал МГУ в научном парке Сарова. Некогда закрытый город атомщиков в Нижегородской области, он распахнул свои двери для тех, кто готов постигать высокую науку прямо там, где она делается.

Последовательность событий такая. В 2021 году было принято решение создавать в Сарове, на территории научного парка, Национальный центр физики и математики. С самого начала важной частью этого проекта решили сделать филиал МГУ — но не простой, куда принимают вчерашних школьников, а такой, где из магистров и аспирантов делают гордость российской фундаментальной науки.
В чем изюминка
48
кандидатов наук
42
доктора
5
профессоров РАН
6
член-корреспондентов
4
академика
Всего в университете работают:
Только тут физику вам прочитает академик РАН, а научным руководителем станет доктор наук, фамилию которого вы не раз встречали в мировых рецензируемых журналах. Например, программой «Теоретическая физика» руководит Эдуард Боос — профессор, член-корреспондент РАН, заведующий отделом экспериментальной физики высоких энергий НИИ ядерной физики МГУ.
Эксперты сходятся на том, что модель обучения, реализованная под эгидой НЦФМ в МГУ Саров, не имеет аналогов в мире. С одной стороны — уникальный преподавательский состав МГУ со всеми его знаниями и опытом. С другой — обучение проходит в сердце «практического» кластера — в Сарове.
Люди науки: биография, интересы, свершения
физик, член-корреспондент РАН, директор НИИ ядерной физики имени Д. В. Скобельцына
Эдуард Боос
Узнать
Узнать
доктор физико-математических наук, профессор физического факультета МГУ, руководитель группы нелинейной оптики и сверхсильных световых полей
Федор Потемкин
Узнать
доктор физико-математических наук, профессор физического факультета МГУ, руководитель лаборатории релятивистской лазерной плазмы, зав. кафедрой физики Филиала МГУ в г. Сарове
Андрей Савельев-Трофимов
физик, профессор МГУ
Александр Студеникин
Узнать
доцент кафедры квантовой теории и физики высоких энергий, кандидат физико-математических наук
Владимир Соколов
Узнать
математик, доктор физико-математических наук, профессор, заведующий лабораторией ИБРАЭ РАН
Петр Вабищевич
Узнать
доктор технических наук, профессор
Александр Филиппов
Узнать
доктор наук, профессор, директор НИВЦ МГУ и МГУ Саров, член-корреспондент РАН
Владимир Воеводин
Узнать
доктор физико-математических наук, профессор кафедры ВМ, заведующий лабораторией ИМ
Василий Головизнин
Узнать
Эдуард Боос,
физик, член-корреспондент РАН, директор НИИ ядерной физики имени Д. В. Скобельцына
Окончил физический факультет МГУ. Участник открытия одиночного рождения топ-кварка на коллайдере Tevatron, обнаружения одиночного рождения топ-кварка. Ключевой разработчик программного комплекса CompHEP для автоматизации вычислений в физике высоких энергий. Внес значительный вклад в вычисление полного набора «древесных» диаграмм Фейнмана и анализ процессов с участием топ-кварка, бозона Хиггса, ряда гипотетических частиц; создание новых методов разделения полных наборов диаграмм Фейнмана на калибровочно-инвариантные поднаборы и моделирования процессов с аномальными взаимодействиями в подходе SWEFT.
Лауреат Международной премии им. Бесселя, премий им. М. В. Ломоносова за научные работы, им. академика М. А. Маркова. Награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.
Автор курсов лекций по Стандартной модели и её расширениям для студентов физического факультета МГУ и филиала МГУ в г. Сарове. Член Бюро ОФН РАН, Совета РАН по космосу, Учёного совета МГУ, диссертационных советов на базе МГУ и ИТЭФ. Сопредседатель секции по физике частиц и космологии НТС НЦФМ.
Федор Потемкин,
доктор физико-математических наук, профессор физического факультета МГУ
Руководитель группы нелинейной оптики и сверхсильных световых полей. Область научных интересов — нелинейная оптика, лазерная физика, физика конденсированного состояния, фотоника среднего инфракрасного диапазона, экстремальные состояния вещества, сверхбыстрые фазовые переходы и др.
Лауреат премии Правительства Москвы молодым учёным, победитель престижных конкурсов.
Тема докторской диссертации — «Широкодиапазонные фемтосекундные ИК лазерные источники нового поколения и нелинейные преобразования в конденсированных и плотных газовых средах». Читает ряд авторских курсов (прикладная физика, аттосекундная физика, экспериментальная лазерная физика и т. д.)
Андрей Савельев-Трофимов,
доктор физико-математических наук, профессор физического факультета МГУ, руководитель лаборатории релятивистской лазерной плазмы, зав. кафедрой физики Филиала МГУ в г. Сарове
Область научных интересов — экстремальные световые и терагерцовые поля, фемтосекундная нелинейная оптика, ядерная фотоника, фемтосекундная филаментация, лазерно-плазменное ускорение заряженных частиц.
Лауреат Ломоносовской премии МГУ за научную деятельность 2025 г.
Тема докторской диссертации — «Управление свойствами плотной плазмы фемтосекундного лазерного импульса и инициирование низкоэнергетических ядерных процессов» (2004 г.). Руководит рядом исследовательских проектов Российского научного фонда, Национального центра физики и математики и др.
Александр Студеникин,
физик, профессор МГУ
Руководитель научной группы по физике нейтрино физического факультета МГУ. Организатор и председатель оргкомитетов серии Международных Ломоносовских конференций по физике элементарных частиц (с 1992 года) и Международных школ по физике нейтрино и астрофизике (с 2009 года). Член научного совета РАН «Физика нейтрино и нейтринная астрофизика».
В области научных интересов – физика нейтрино, проблемы взаимодействия элементарных частиц во внешних электромагнитных полях, астрофизика элементарных частиц.
Создал и читает курсы лекций (на физическом факультете МГУ и филиале в Сарове) по теории взаимодействия элементарных частиц во внешних электромагнитных полях и средах и по физике нейтрино. Подготовил 12 кандидатов и 6 докторов наук. Официальный представитель и руководитель научных групп МГУ в международных нейтринных мегасайенс проектах JUNO (Китай) и Hyper-Kamiokande (Япония). На основе результатов и предложения А. И. Студеникина в рамках научной программы НЦФМ реализуется проект эксперимента САТУРН (Саровский тритиевый эксперимент — SATURNE Collaboration) по регистрации когерентного упругого рассеяния тритиевых антинейтрино на атомах гелиевой мишени с целью получения нового рекордного ограничения на магнитный момент частицы.
Опубликовал более 350 научных работ. Среди статей — фундаментальное исследование по электромагнитным свойствам нейтрино «Neutrino electromagnetic interactions: A window to new physics», опубликованное в одном из самых высокорейтинговых журналов Reviews of Modern Physics (Impact Factor: 54,5). Количество цитирований данной статьи превышает 600. Предсказал и развил теорию двух новых явлений в физике нейтрино: 1) спиновый свет нейтрино в веществе и 2) квантование энергии нейтрино во вращающемся веществе нейтронной звезды. При исследовании электромагнитных свойств нейтрино с использованием данных экспериментов по рассеянию нейтрино GEMMA (Россия) и COHERENT (США) получил лучшие мировые ограничения на миллизаряд и зарядовый радиус нейтрино, которые включены в обзоры свойств элементарных частиц (Review ofParticle Properties), ежегодно публикуемые международной коллаборацией Particle Data Group.
Владимир Соколов,
доцент кафедры квантовой теории и физики высоких энергий, кандидат физико-математических наук
Окончил физический факультет МГУ.
Проводит семинарские занятия по курсу «Электродинамика», лекции по курсу «Электродинамика».
Защитил диссертацию «Постмаксвелловские эффекты нелинейной электродинамики вакуума и гравитации». Автор 17 статей и двух книг. Судя по отзывам студентов, блестящий лектор, готовый ответить на самые сложные или «незрелые» вопросы студентов. «Он читает курс теоретической физики так, что собирает сразу несколько потоков», — пишут студенты.
Петр Вабищевич,
математик, доктор физико-математических наук, профессор, заведующий лабораторией ИБРАЭ РАН
Тема кандидатской диссертации — «Численное решение задач равновесия и эволюции плазмы в тороидальных системах». Докторской — «Численные методы решения неустойчивых эволюционных задач».
Научные интересы лежат на стыке физики и математики. В фокусе исследований учёного — теория устойчивости и корректности операторно-разностных схем, условия устойчивости двух- и трехслойных операторно-разностных схем с несамосопряженными операторами и другие. В прикладной сфере известен исследованиями в области задач гидродинамики несжимаемой жидкости, численных методов решения задач фильтрационной консолидации, моделирования физических процессов в алюминиевых электролизерах.
Александр Филиппов,
доктор технических наук, профессор
Автор многочисленных научных статей, среди которых «Моделирование эксперимента ACE-L4 по взаимодействию расплава с бетоном, применяемым при строительстве АЭС с ВВЭР- 1000», «Новая модель разложения бетона и плавления его остаточных компонентов при взаимодействии с расплавом в шахте водо-водяного реактора при тяжелой аварии», «Распределение температуры и теплообмен в осушенном технологическом канале активной зоны РБМК-1000 при тяжелой аварии с потерей теплоносителя». Работы исследователя носят прикладной характер и направлены на обеспечение безопасности при мирном применении атомной энергии.
Заместитель заведующего кафедрой в Институте проблем безопасного развития атомной энергии РАН.
Владимир Воеводин,
профессор, член-корреспондент РАН, директор Научно-исследовательского вычислительного центра МГУ имени М. В. Ломоносова, директор Филиала МГУ в г. Сарове, заведующий кафедрой суперкомпьютеров и квантовой информатики факультета ВМК МГУ
Награжден орденами Дружбы и «За заслуги перед Отечеством».
Ведёт большую научно-организационную и педагогическую работу, в течение многих лет успешно читает общие и специальные курсы лекций на факультете ВМК МГУ и в Филиале МГУ в г. Сарове, подготовил 10 кандидатов наук.
За годы научной и педагогической деятельности им опубликовано более 180 научных работ, среди них 4 монографии.
В. В. Воеводин является признанным учёным в области вычислительной техники, суперкомпьютерных технологий и параллельного программирования. Им разработаны общие принципы построения инструментальных систем для изучения и визуализации тонкой структуры программ, создана и успешно апробирована многоцелевая система для изучения структуры больших программных комплексов и адаптации этих комплексов к требованиям целевых компьютеров с параллельной структурой.
Василий Головизнин,
доктор физико-математических наук, профессор кафедры ВМ, заведующий лабораторией ИМ
Награжден медалью «За спасение погибавших».
Тема кандидатской диссертации — «Методы численного решения некоторых двумерных задач гидродинамики», докторской — «Вариационно-разностные модели сплошной среды в газовой динамике и магнитной гидродинамике».
Участник ликвидации чернобыльской аварии. Член Научного совета ИБРАЭ РАН, трех диссертационных советов и нескольких научных советов по проблемам численных методов и механики сплошных сред в отделении РАН и научных организациях Росатома. Основные научные интересы связаны с разработкой высокоэффективных вычислительных алгоритмов для уравнений математической физики. Автор таких спецкурсов, как «Вариационный подход к построению разностных схем газовой динамики», «Методы численного решения систем гиперболических уравнений».
Окончил МФТИ.
А что с практикой
Пять причин выбрать МГУ Саров:
Прекрасные условия для быта и личностного развития.
Ускорители, детекторы и прочее оборудование — вот оно, и именно тут проходят реальные исследования вокруг атомного ядра и элементарных частиц. Студенты МГУ (у Росатома есть собственная группа на физфаке), а также магистранты и аспиранты МГУ Саров имеют все шансы участвовать в этих важных и очень интересных проектах.
В МГУ Саров реализуется мечта многих поколений студентов. Знаете, как бывало когда-то? «Нам рассказали об ускорителе, а посмотреть бы… Нам рассказали о суперкомпьютере, а посмотреть бы». Но нет, в лучшем случае экскурсия: «Закончите учиться, на работе посмотрите». А в МГУ Саров тут всё под боком. Вот теория, а вот и практика.
Эту часть подготовки молодых учёных в филиале делает возможным тот простой факт, что именно в Сарове находится неформальная штаб-квартира Росатома, одной из самых продвинутых корпораций в России, да и в мире.
Прекрасная возможность реализовать себя как учёного ещё на студенческой скамье: лучшее оборудование, на котором можно ставить эксперименты и обсуждать их с ведущими в стране и в мире учёными.
Уникальная возможность неформально общаться с профессорами и ведущими мировыми учёными: более «домашняя» обстановка МГУ Саров, чем «городского вуза», создаёт уникальную атмосферу.
Четкие карьерные перспективы: выпускник не останется без работы, потому что образовательная программа готовит его четко под запрос работодателя.
Лучшие в стране преподаватели, обучающие физике и математике.
Кого и как учат в МГУ Саров
Программа не перегружена. В день в среднем проходят две лекции, в основном в первой половине дня. Почему так мало? В этом есть глубокий смысл. Каждая лекция, которую запросто может читать академик РАН, даёт огромный объем информации и пищи для размышлений, исследований и т. д. Всё это необходимо «переварить» и хорошенько освоить, прежде чем идти дальше. Всё-таки речь о серьезной науке!
В начале курса (в МГУ Саров он длится два года) студентам читаю общие лекции, призванные углубить уже имеющиеся у них знания и дать понятие о том, чему будут обучать в будущем. Назовем это вводным курсом.
После лекций весь день как бы свободен, но на самом деле, конечно, нет. Начинается самое интересное: ты можешь вместе с преподавателем подробно проработать полученный на лекции материал. Все в МГУ Саров пользуются этой уникальной возможностью. Без такого закрепления сложные положения и выводы лекции могут оказаться «мертвыми».

Общение с преподавателями протекает как в рамках формальных семинаров, так и в неформальной обстановке. Часто можно видеть, как на кухне в студенческом кампусе академик, подогревая кашу (и рискуя её сжечь), рассказывает молодым ребятам важные вещи, а те, столпившись, задают всё новые вопросы. Ну просто кадры из фильмов о научной революции!
Начнём с того, что в МГУ Саров обучают по магистерской программе. Это значит, что туда приезжают углублять свои знания бакалавры. Люди, которые уже многое понимают в физике и математике, но жажда знаний не даёт покоя.
Конечно, студентам открыты двери в лаборатории, в вычислительные комплексы, в библиотеки, где многие и занимаются допоздна.
Лаборатории и комплексы, доступные студентам
Облучательный комплекс «Пульсар»
используется для изучения раздельного и комбинированного воздействия импульсов тормозного и гамма-нейтронного излучений
Лазерная установка мегаджоульного уровня
необходима для исследований в области физики высоких плотностей энергии и в том числе применения лазерного термоядерного синтеза в энергетике
Лаборатории и комплексы, доступные студентам
Электрофизическая установка «Гамма-4»
применяется для исследований и испытаний в области радиационной физики
Лаборатории и комплексы, доступные студентам
Комплекс суперкомпьютеров различной архитектуры
Лаборатории и комплексы, доступные студентам
Как живут те, кто учится в МГУ Саров
А что делать в свободное время? Тренажерный зал? Условия для занятий спортом созданы в самом студенческом городке, а ещё под боком Саров, где есть альтернатива. Нужен какой-то навороченный тренажер – поезжай туда. Куча секций и кружков. Народ, например, активно занимается балетом.
В новом комплексе апартаментов появилась общая гостиная. Место, где собираются обитатели всего комплекса. И это очень круто, «напоминает обучение в Гарри Поттере», говорят студенты. Ведь это же залог успеха: прокачать идею с товарищами, поспорить, просто о чем-то поговорить.
В МГУ Саров есть таунхаусы классического типа — их построили в первую очередь. Затем появились апартаменты — комплекс с комнатами на одного или двух человек (а также с «номерами» семейного типа), у каждой — своя ванная.

Наконец, есть здания блочного типа. Там кухня и ванная с туалетом – на две комнаты. Наверное, это идеальный вариант для тех, кто не мыслит студенческой поры без посиделок и плотного общения.
Такое мы тоже видели только в кино: студенческий городок МГУ Саров построен на наших глазах (да он ещё и строится), так что там реализованы самые современные концепции. Каким должен быть идеальный «загородный» вуз? А вот таким.

Студент (будем называть так для краткости здешних магистрантов и аспирантов) может выбирать между тремя основными вариантами размещения, каждый из которых соответствует определенному типу характера, укладу жизни… а иногда и формирует их.
Вообще, свободного времени много, говорят студенты. И это хорошо. Потому что для думающего человека самое продуктивное время — это его «свободное время».
А дальше что? Где работать?
И, безусловно, выпускника ждут в любом НИИ, в любой лаборатории. МГУ Саров — это знак качества. Так что главная проблема по окончании обучения — выбрать, чем будешь заниматься дальше.
2
года
напомним, именно столько длится обучение в МГУ Саров — пролетят незаметно.
Только тут физику вам прочитает академик РАН, а научным руководителем станет доктор наук, фамилию которого вы не раз встречали в мировых рецензируемых журналах. Например, программой «Теоретическая физика» руководит Эдуард Боос — профессор, член-корреспондент РАН, заведующий отделом экспериментальной физики высоких энергий НИИ ядерной физики МГУ.
Конечно, не только Саров и не только Росатом. Скажем, МГУ Саров — это практическая работа с самыми мощными компьютерами, со сложными базами данных. Таких IT-специалистов ждут в крупнейших корпорациях страны, крайне заинтересовано в них и государство, так что выпускники получают невероятно интересные предложения.
Очень многие выбирают работу в исследовательском подразделении Росатома — РФЯЦ-ВНИИЭФ. В Российский федеральный ядерный центр входит несколько научных институтов. Расположен в Сарове. И это многих устраивает. Культурный, чистый город, всего 300 километров от Москвы. Да и где вы найдете рабочее место с собственным аэродромом? А он у ядерного центра есть.
ЕЩё статьи
Как живут и чем занимаются исследователи НЦФМ
Жизнь в науке
Образование и карьера «без швов» и «разрывов»
На пути к вершинам
«Не дано, не его»: не торопитесь с выводами
Первые шаги к науке
Узнать
Узнать
Узнать
Октябрь 2025 г.
Фото и иллюстрации:
НЦФМ, SkillUp, Flow 37/Shutterstock/Fotodom
Политика АО «ИД «Комсомольская правда» в отношении обработки персональных данных и реализации требований к защите персональных данных