Концепция бесшовного образования — относительно новая именно как термин, хотя именно в согласии с ней выстраивались лучшие образовательные практики ещё во времена СССР. Что такое бесшовное образование, рассказывает Владимир Воеводин, доктор наук, профессор, директор НИВЦ МГУ и МГУ Саров, член-корреспондент РАН.
Бесшовное образование — интуитивно понятная концепция. Если человек горит каким-то делом, он сам прекрасно осознает, что учиться нужно всю жизнь. И не потому, что кто-то принуждает. Просто, если ты упустишь какие-то новые тенденции, новые знания, ты проиграешь. Я и студентам говорю: получив диплом, вы лишь перешагнули одну из ступенек, а учиться придётся всегда.
С другой стороны, двигаясь по лестнице, которую задаёт система образования, человек перешагивает через некие ступени: например, он оканчивает школу, он оканчивает вуз, он защищает кандидатскую диссертацию. Это и есть «швы». И переход от этапа к этапу даёт человеку шанс осмыслить: занимаюсь ли я своим делом, хочу ли я заниматься этим дальше, или мне легло на душу другое, «горю» я от другого, и мне стоит заняться именно этим. Но при этом, если дело нравится, если у человека в этой области получается, то его передвижение по ступенькам становится бесшовным, он получает всё больше знаний в выбранной области, а его профессионализм постоянно растет.
Таким образом, понятие бесшовности двоякое: учиться надо всегда, но всегда надо иметь возможность (и желание!) посмотреть на свою жизнь как бы со стороны, что-то подкорректировать, свериться и со своим внутренним камертоном и с тем, что происходит вокруг.
В идеале человек должен попасть в среду, в которой работа не воспринимается как «работа». Ты просто занимаешься любимым делом.