Откуда такое мнение?
Во-первых, далеко не все родители знают, как понять, цепляет ли ребёнка наука: курсов блогеров сегодня сколько угодно, а вот кружки «Юный физик, химик, астроном» ещё нужно поискать. Но многим и не хочется.

А все потому, это уже во-вторых, что мы плохо представляем себе, как живет современный российский учёный и каким может быть будущее наших детей, если они выберут научную карьеру. При мысли об этом вспоминаются разве что расхожие мифы, часто ещё с советскими корнями.
ПЕРВЫЕ ШАГИ К НАУКЕ
Ответственные родители рано начинают задумываться о будущем своих детей. В Москве и других крупных городах даже малышей водят на ярмарки профессий — интерактивные шоу, где ребёнок может «побыть» поваром, финансистом, программистом или музыкантом. А вдруг попробует и загорится?

При этом считается, что до мысли стать учёным ребёнок должен дозреть сам. Конечно, если он смотрит научные подкасты, что-то мастерит, учит «скучные формулы», тут всё понятно. А если не смотрит и не учит, значит, ему и не надо. Не дано, не его.
«Не дано, не его»: не торопитесь с выводами
Развеиваем страхи, отвечаем на вопросы
Много ли зарабатывают учёные? Наверняка едва сводят концы с концами.
Миф явно родом из 90-х. По данным ИСИЭЗ ВШЭ, еще в 2021 году средняя начисленная заработная плата научных сотрудников в большинстве регионов России составила 120 тысяч рублей, а к 2024-му, по данным РАНХиГС, доходы учёных поднялись до 171 тысячи.

При этом зарплаты быстро растут. Если в экономике в целом с 2014 года они увеличились в 1,4 раза, то в науке — в 2,5 раза.
+
≈ 80 000 ₽
Важно:
(а если коллектив молодого учёного работает над конкретным научным проектом коммерческого заказчика, будут ещё и премии, и заработок свыше 150 тыс. рублей.)
40 000 ₽
(не должен смущать – это лишь начальная база)
Размер ставки
≈ 10 000 ₽
≈ 10 000 ₽
10 000 ₽
10 000 ₽
  • гранты и т. п.
  • преподавание
  • стипендия в аспирантуре
  • молодому учёному
Системы надбавок:
Даже во время учёбы можно получать доход, сопоставимый с иными зарплатами. Так, стипендия в магистратуре МГУ Саров — 55 тыс. рублей, в аспирантуре — 75 тыс. И в том, и в другом случае цифры можно увеличить с помощью надбавок, например, за работу в лаборатории.

Конечно, если верить слухам, курьер зарабатывает 300 тыс. Но это неправда — раз. И мы не хотим, чтобы наш ребёнок был вечным курьером — два.
Доход в науке, как и на госслужбе, формируется из нескольких слагаемых.
Разберем на примере младшего научного сотрудника.
От первого лица: учиться — это весело? А стипендию правда платят?
магистрант-математик, 2-й курс
Александра Беляева
выпускник МГУ Саров
Диана Шулбаева
аспирант МГУ Саров, направление «Теоретическая физика»
Максим Верховцев
Максим Верховцев,
аспирант МГУ Саров, направление «Теоретическая физика»
— Каков потолок ваших карьерных мечтаний?
— Я не привязываюсь к должностям. Для меня главное — сохранить возможность заниматься фундаментальной наукой и продолжать работать в этом направлении, достигать научных высот. Мне важнее быть признанным в научном сообществе, быть его неотъемлемой частью. Понимаю, что обладаю лидерскими качествами и не исключаю руководящих ролей в будущем, но я не стараюсь за это цепляться, время покажет.
— Скажите, физика (математика) — это скучно? Чем всё это интересно для вас?
— Скучно становится, когда ты не понимаешь, что делаешь. А когда что-то начинает складываться, особенно после долгой борьбы с задачей, это даёт чувство, которое ни с чем не спутаешь. Мой интерес заключается в преодолении сложностей, по сути, в борьбе с самим собой, со своим невежеством, заключенным в незнании того, что ещё никем не было открыто. Приятно осознавать, что находишься на передовой научного прогресса и, возможно, оставишь своё имя в истории.
— Что для вас является главным смыслом вашей профессии?
— Смысл в попытке по-настоящему понять, как устроен мир. Физика — это не просто формулы, это способ думать, это возможность познавать мир и применять полученные знания на благо, в первую очередь — научного сообщества, и уже затем на благо всего человечества. Заниматься наукой действительно тяжело, но меня именно это и цепляет. От учёного требуются огромная усидчивость и интерес. Я считаю, что если тебе неинтересно чем-то заниматься, то в этом нет смысла.
— Каковы ваши приоритеты в тратах (на что хотите заработать: завести семью, поездки, личностный рост)?
— В первую очередь — вложения в работу: техника, книги, поездки на конференции. Это неформальная, но ключевая часть профессии. Личностный рост тоже стоит ресурсов. Это не всегда деньги, но чаще — время и усилия, но без этого никак. В более долгосрочной перспективе хочется и семью, и какой-то базовый комфорт без излишеств. Конечно же, пока что о покупке машины и квартиры не задумываюсь, поскольку нынешний доход не позволяет с учётом нынешней экономической ситуации в стране, но, надеюсь, в скором будущем это изменится.
— На какой доход вы рассчитываете в будущем (или уже имеете)?
— Хочется, чтобы доход позволял спокойно заниматься наукой и не думать о базовых вещах. Если удастся закрепиться в научной системе и продолжать участие в перспективных проектах, то рассчитываю на доход, который обеспечит устойчивость. Но главное для меня не сумма, а возможность делать то, что действительно интересно и важно.
— Сколько составляет стипендия, каким образом её можно увеличить (получить надбавки, дополнительный доход)?
— Стипендия аспиранта МГУ Саров составляет около 85 000 рублей, включая обычную стипендию аспиранта МГУ, но есть пути её увеличить: участвовать в научных проектах, подаваться на гранты, в конце концов, трудоустроиться в Росатом, как я и сделал в своё время. Всё это складывается в более-менее нормальный доход.
Диана Шулбаева, выпускник МГУ Саров
— Каков потолок ваших карьерных мечтаний?
— Я считаю, что мечтать нужно масштабно. Каждый учёный, безусловно, стремится к значимым открытиям, которые будут полезны и важны для науки. В первую очередь я хочу стать настоящим экспертом в своей области, продолжать свой профессиональный рост и вносить вклад в развитие науки, открывая новые горизонты для себя и других.
— Скажите, физика (математика) — это скучно? Чем всё это интересно для вас?
— Ответить на этот вопрос однозначно сложно, ведь у всех свои интересы. Для меня физика и математика — это не просто набор формул и уравнений. Это науки, которые окружают нас повсюду. Физика помогает понять, как происходят различные процессы, а сама возможность поэкспериментировать и воспроизвести их делает изучение поистине захватывающим. Для меня физика — это мир тайн и загадок, для разгадки которых необходимо пройти увлекательный научный квест, например, решить задачи и вывести формулы и понять взаимосвязь между процессами.
— Что для вас является главным смыслом вашей профессии?
— Для меня, как физика-экспериментатора, главное — это принести пользу обществу через свою работу. Каждое проведенное исследование — это новый шаг к знаниям, которые могут привести к значительным открытиям как для научного сообщества, так и для других людей. Я глубоко осознаю важность взаимосвязи всех процессов в нашем мире, и моя цель — участвовать в раскрытии и понимании этих связей.
— Каковы ваши приоритеты в тратах (на что хотите заработать: завести семью, поездки, личностный рост)?
— В данный момент мои приоритеты сосредоточены на базовых потребностях. Это касается покупки автомобиля, квартиры и других бытовых расходов. Но я также мечтаю о более насыщенной жизни: часто путешествовать, пройти ещё дополнительное обучение и создать семью, что, безусловно, потребует серьёзных финансовых вложений. Я верю, что правильные инвестиции в себя и свои мечты — это залог успешного будущего.
— На какой доход вы рассчитываете в будущем (или уже имеете)?
— В настоящее время я работаю младшим научным сотрудником, и моя заработная плата чуть превышает 100 тысяч рублей. Однако я всегда стремлюсь к большему. В будущем я надеюсь существенно увеличить свой доход, чтобы реализовать свои амбициозные планы и проекты.
— Сколько составляет стипендия, каким образом её можно увеличить (получить надбавки, дополнительный доход)?
— В магистратуре стипендия составляла 55 000 рублей. На втором курсе у нас дважды в год проходил конкурс на повышенную стипендию, где оценивались наши научные достижения.
Александра Беляева, магистрант-математик, 2-й курс
— Каков потолок ваших карьерных мечтаний?
— Я стараюсь не ограничивать себя потолком и не витать в мечтах, а прикладывать усилия и не стесняться говорить об этом. Тогда карьера сложится сама.
— Что для вас является главным смыслом вашей профессии?
— Математика — это безумно интересно! Я обожаю её за то, какие разнообразные возможности она даёт. С помощью различных методов и подходов можно рассмотреть сложнейшие вопросы с разных сторон, прийти к ответу разными путями и гибко подстроиться, учитывая возможности и ресурсы в каждом отдельном случае. Математика даёт ответы, нужно лишь постараться и найти их.
— На какой доход вы рассчитываете в будущем (или уже имеете)?
— Я рассчитываю на доход в районе 100−150 тысяч, хотела бы потратить его на собственный дом и большую семью, а также ездить в научные туристические поездки.
— Сколько составляет стипендия, каким образом её можно увеличить (получить надбавки, дополнительный доход)?
— Стипендия в филиале составляет 55 тысяч, плюс три тысячи обычная. Можно подать заявление на повышенную стипендию и на стипендию Росатома, я выигрывала её в первом семестре, конкурс непростой, но это возможно. Также можно подать на именную стипендию. Разумеется, главное — собрать хорошее портфолио и чаще публиковать хорошие статьи!
Так долго учиться! Лучше бы ему поскорее начать зарабатывать.
Возможно, нас сбивает с толку убеждение, будто программисты и другие представители «новых профессий» толком и не учатся. Такие маленькие, а уже миллионеры. Но это иллюзия. Программисты, дизайнеры учатся в процессе работы. Пока не научились, не наработали портфолио, их удел дешёвая подработка. Учиться надо те же 5−7 лет, чудес не бывает.
А «долго» — это сколько? Четыре года бакалавриата — и молодому учёному уже можно начинать работать, параллельно совершенствуя свою квалификацию. Трудясь над диссертацией, человек не просиживает в аспирантуре от зари до зари: он уже работает, он уже в научном и профессиональном процессе.
Есть специальности, которым учат действительно долго — например, врачи. Но никого это не смущает.
Наука — это так сложно! Наверное, для этого нужно иметь особый мозг…
Так, учёные Технологического института Вирджинии (США) провели мегаисследование, которое тянулось с 1971 по 2021 год. Они изучали детей, которые в детстве занимались наукой, а также тех, у кого не было такой возможности. Главный вывод их работы: наука формирует не просто некое особое мышление, она благотворно меняет саму структуру определенных зон мозга и делает человека успешным и счастливым.
Всё как раз наоборот: не мозг для науки, а наука — для мозга. Занятия физикой, математикой и т. д. в юном возрасте невероятно развивают интеллектуальные способности, что даёт блестящие перспективы даже в том случае, если в будущем ребёнок и не станет учёным.
А с чего начинали учёные? Спросим их самих!
астрофизик, академик РАН, заместитель научного руководителя — главный учёный секретарь НЦФМ
Дмитрий Бисикало
Узнать
физик, член-корреспондент РАН, директор НИИ ядерной физики имени Д. В. Скобельцына
Эдуард Боос
Узнать
доктор наук, профессор, директор НИВЦ МГУ и МГУ Саров, член-корреспондент РАН
Владимир Воеводин
Узнать
математик, академик РАН, научный руководитель направления Южного федерального университета
Игорь Каляев
Узнать
физик, академик РАН, председатель Научно-технического совета НЦФМ
Борис Шарков
Узнать
Дмитрий Бисикало,
астрофизик, академик РАН, заместитель научного руководителя — главный учёный секретарь НЦФМ
— Что бы вы сказали родителям, которые сомневаются в том, что их ребёнку стоит заниматься наукой?
— Занятия наукой позволят прожить ребёнку жизнь счастливо — будет заниматься любимым делом, удовлетворяя собственное любопытство, да ещё и получая за это зарплату.
— С какого возраста, по вашему мнению, лучше ориентировать на будущую исследовательскую карьеру?
— Думаю, что оптимум — старшие классы школы, но в принципе никогда не поздно.
— Как, по вашему, направить ребёнка на научный тип занятий и игр?
— Очень сложная проблема. Очевидно, что должно быть общение с исследователями (яблоки от яблонь, физики от физиков). Также влияют формирование базы для знакомства с исследованиями (планетарии, лабораторные в школе и пр.) и формирование положительного облика учёного (успешный…).
— Когда у вас появился интерес к науке, в каком возрасте?
— В школе, в старших классах (оканчивал физматшколу).
Эдуард Боос,
физик, член-корреспондент РАН, директор НИИ ядерной физики имени Д. В. Скобельцына
— Что бы вы сказали родителям, которые сомневаются в том, что их ребёнку стоит заниматься наукой?
— Это не только очень интересно, но и приносит пользу человеку и стране.
— Как заинтересовать детей физикой и математикой?
— Важны рассказы взрослых (родителей, родственников, учителей) по этой теме, а также необходимо задействовать практическую часть: простейшие опыты по физике, предоставить интересные задачи по математике, физике, химии.
— С какого возраста, по вашему мнению, лучше ориентировать на будущую исследовательскую карьеру?
— Это очень сложный вопрос, на который нет чёткого ответа.
— Как, по вашему, направить ребёнка на научный тип занятий и игр?
— Очень важен чей-то личный пример (родственники, учитель и т. д.).
— Когда у вас появился интерес к науке, в каком возрасте?
— Мой интерес к науке появился в дошкольном возрасте, во многом благодаря примеру отца.
— С какого возраста, по вашему мнению, лучше ориентировать на будущую исследовательскую карьеру?
— Чем раньше, тем лучше. Если ребёнок в состоянии воспринять простое объяснение взрослого человека и критически оценить сделанное им самим, значит, и интерес к исследованиям уже может родиться. Говоря о выборе конкретной области — вот тут родителям нужно включать фантазию, чтобы дать шанс ребёнку попробовать многое и себя во многом.
  • рядом необходим кто-то, кто поможет ребёнку не только удивиться, но и сделать правильные первые шаги, заложив интерес на будущее.
  • я полностью согласен с мудрым Аристотелем, который говорил: «Познание начинается с удивления». Удивился, задумался, зацепило, начал кумекать, и пошел исследовательский процесс… А если все это ещё и понравится, то дальше и во всем будешь стараться «дойти до самой сути»;
— Как, по вашему, направить ребёнка на научный тип занятий и игр?
— Весь мой опыт говорит, что принципиально важны два момента:
— Когда у вас появился интерес к науке, в каком возрасте?
— Думаю, что первый интерес «поисследовать», как устроен мир вокруг нас, появился где-то в 4−5-м классах. В то время я очень полюбил приезжать к своим бабушке и дедушке, который был страстным любителем природы и знал бесконечно много интересного про бабочек, жуков и прочую живность, чем с удовольствием делился со мной. Вполне естественно, что он очень быстро заразил меня своими знаниями… А удивили меня в то время две вещи.

Во-первых, то, как удивительно устроен этот незаметный маленький живой мир. Глаз стрекозы, крыло бабочки, язык лягушки, цвета хамелеона, невероятная сила жука или муравья — и все это вокруг нас, а я-то раньше и не замечал, и не знал об этом. Хотя все ещё и не понимал, как же это так устроено?

Во-вторых, то невероятное изобилие разного рода живности, которое существовало вокруг нас, и которое мы, обычные люди, и не замечали.
Идем с ним по лесу, подойдет к небольшой березке, стукнет кулаком по стволу — рядом в траву темным камешком падаёт что-то заметное, поднимет и даёт мне — а это майский жук, про которого дедушка сразу расскажет: и как он живёт, и почему он сейчас на березе, и где зимует, и ещё много чего.

Проходим мимо совсем небольшого и вроде бы скучного лесного прудика, в котором для всех только водомерки по поверхности бегают, предложит замереть и задержаться — так через минуту-другую пруд на моих глазах оживает, оказавшись домом и для тритонов, и для здоровенных жуков-плавунцов, и для хищных страшилищ с огромными челюстями, которыми оказались личинки стрекоз (стрекозы живут в воде, кто бы мог подумать?!). Словом, засматривался определителями насекомых и прочей живности, по ночам тайком вставал в пионерском лагере, чтобы у светящихся фонарей ловить редких ночных бабочек, зачитывался иллюстрированными энциклопедиями и книгами про природу — было интересно все, и далеко не только «околобиологической» направленности. Может быть, поэтому и в школе у меня никакой антипатии к биологии, географии, физике и химии не было и в помине — напротив, было лишь желание «копнуть поглубже да заглянуть подальше», которое изначально пошло от жуков и тритонов…

К математике отношение было чуть иным: видимо, зная, что папа с мамой сами математики, я интуитивно обращался с ней аккуратно и относился с уважением. Никаких проблем с математикой в школе тогда у меня вообще не было, и до поры до времени мы с ней жили как бы параллельно, не тревожа друг друга. До 8-го класса я был полностью уверен, что в будущем пойду на биологический факультет. Однако, вернувшись после 8-го класса из трудового лагеря где-то на юге России (подвязывали виноград, собирали черешню, что-то пропалывали), где я целый месяц провел вместе девятиклассниками из специализированной физматшколы, я порадовал родителей абсолютно твердым решением поступить на 9−10-й классы в физматшколу. Так и случилось: я прошел собеседование и окончил школьное обучение уже в 52-й физматшколе Москвы, о чем ни разу не пожалел.
Владимир Воеводин,
математик, член-корреспондент РАН, директор МГУ Саров
Игорь Каляев,
математик, академик РАН, научный руководитель направления Южного федерального университета
— Что бы вы сказали родителям, которые сомневаются в том, что их ребёнку стоит заниматься наукой?
— Заниматься наукой — это не только интересно и престижно, но и сегодня в какой-то степени даже жизненно необходимо. В недалеком будущем искусственный интеллект заменит всех малоквалифицированных работников, офисного планктона, различного рода бухгалтеров и менеджеров, которые занимаются регламентируемым и малоинтеллектуальным трудом. Но он никогда не сможет заменить тех, кто может и умеет придумывать что-то новое, на что ИИ не был заранее обучен, то есть учёных, работа которых как раз и состоит в генерации новых, доселе неизвестных знаний. Поэтому, если вы хотите, чтобы ваши дети были востребованы в обществе будущего, имели перспективы интересной и стабильной работы, то старайтесь внушить им интерес к занятиям наукой с самого детства.
— Как заинтересовать детей физикой и математикой?
— Думаю, что в первую очередь — в игровой форме, с помощью различного рода интересных опытов и экспериментов, занимательных задач и головоломок. Также имеет смысл по вечерам перед сном читать ребёнку иллюстрированные энциклопедии и другие познавательные книги.
— С какого возраста, по вашему мнению, лучше ориентировать на будущую исследовательскую карьеру?
— Думаю, что нужно стараться приобщать ребёнка к науке с раннего детства, в первую очередь в игровой форме, постепенно ориентируя его на будущую исследовательскую работу. Но, конечно, насильно навязывать ему научную карьеру не стоит. Он должен сам понять и прийти к выводу, что наука — это интересно, и захотеть посвятить ей свою жизнь. Именно так я старался воспитывать своего сына Анатолия, который сегодня уже является доктором технических наук (диссертацию он защитил в 34 года) и самостоятельно ведёт крупные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.
— Как, по вашему, направить ребёнка на научный тип занятий и игр?
— У меня есть внук Ян, которого я с раннего детства стараюсь приобщать к науке. Лет с трех по вечерам я начал читать ему различные детские энциклопедии и познавательные книги, пытаясь при этом объяснять ему, как устроен физический мир, что такое космос, кто такие динозавры и т. д. Лет с пяти-шести мы вместе с ним начали проводить различные физические и химические опыты, собирать детские электронные конструкторы и ставить физические эксперименты, объясняющие различные законы природы. А лет с восьми по вечерам мы с ним вместе решаем занимательные математические и логические задачки.
— Когда у вас появился интерес к науке, в каком возрасте?
— Я родился в семье преподавателей Таганрогского радиотехнического института, поэтому я начал приобщаться к науке практически с пеленок. Когда мне было 3−4 года, моя мама начала брать меня с собой на лекции к студентам, поскольку в детский сад по ряду причин я не ходил, и я сидел на последней парте, что-то рисовал и невольно слушал её лекции по теоретическим основам электротехники. По-видимому, благодаря этому опыту уже в начальной школе я начал интересоваться радиотехникой, собирать электронные конструкторы и радиоприемники, а потом участвовать в школьных математическом и физическом кружках.
Борис Шарков,
физик, академик РАН, председатель Научно-технического совета НЦФМ
— Что бы вы сказали родителям, которые сомневаются в том, что их ребёнку стоит заниматься наукой?
— У людей науки очень разнообразная судьба — кто-то очень успешный и зарабатывает много денег, а кто-то получает небольшую зарплату. Родителям нужно объяснять простую вещь: если у ребёнка есть способности к науке, то у него будет интересная жизнь. Может, он не станет миллиардером, но он будет ходить на работу с горящими глазами и всегда заниматься любимым делом. Это чрезвычайно важно, ведь большинство людей выполняют свою работу рутинно, а те, кто следует своему призванию, получают от профессии искреннюю радость. Такое увлечение наполняет смыслом всю жизнь, вплоть до глубокой старости. И если родители помогут ребёнку развить его таланты, то такая жизнь может быть не только счастливой, но и достойно обеспеченной.
— Как заинтересовать детей физикой и математикой?
— Как я и говорил ранее, нужно задействовать интерактивные методы: играть, показывать фильмы, водить в интересные места, ненавязчиво стараться, чтобы он увлекся. Мой внук, например, за последний год посетил павильоны ВДНХ раз шесть. Требует, чтобы ему показали что-то новое.
— С какого возраста, по вашему мнению, лучше ориентировать на будущую исследовательскую карьеру?
— Возвращаясь к моему внуку: мы видели, что он проявляет интерес к науке, поэтому всячески содействовали его возникшему интересу. На карьеру стоит ориентироваться позже, когда интерес к научным вопросам полноценно сформируется. Говоря о поступлении в вуз соответствующего профиля, нужно тонко почувствовать, что это отвечает его интересам и личным потенциальным возможностям. Допустим, если у него хорошие задатки в физике и абстрактном мышлении, но есть сложности с математикой, это надо будет скорректировать и не давить на него. Я вижу, что мой внук — лучший ученик в классе по математике, он идет гораздо быстрее школьной программы. Здесь нужно ориентироваться на индивидуальные способности ребенка. Если их, как и интереса, нет, то не надо пытаться ломать человеку судьбу. Может, он станет хорошим режиссером, журналистом или политологом.
— Как, по-вашему, направить ребёнка на научный тип занятий и игр?
— Отвечу на этот вопрос на примере своего внука. Ему сейчас 8 лет, и полтора года назад он проявил огромный интерес к планетарной модели атома. Потом он заметил, что Солнечная система такая же по своей структуре, и выучил все планеты, их спутники, расстояние от Солнца до них. В общем, появилась настоящая страсть. Все это он зарисовывал: нуклонную структуру ядра атома железа, планеты, орбиты, космические скорости, точку Лагранжа для позиционирования спутника относительно Солнца. Параллельно он с удовольствием посещал различные выставки, планетарий, павильон «Космос», недавно сходил в павильон «Атом» на ВДНХ. Остался в полном восторге и теперь только об этом и говорит. Получается, он рисует, изучает экспозиции, а мы его поддерживаем. Я показываю ему фрагменты своих презентаций, а они с отцом смотрят в интернете многочисленные научно-образовательные видео. Как только мы поняли, что у него есть интерес к этой теме, мы стали давать ему как можно больше возможностей для её изучения. Все это сопровождается рисунками, играми и постоянными вопросами.
— Когда у вас появился интерес к науке, в каком возрасте?
— Мой интерес к науке раскрылся довольно поздно. В школе я учился отлично, но у меня были проблемы с поведением. Научной деятельностью я увлекся в 7−8-м классах, потому что у меня появился замечательный учитель по физике и математике. Это очень важный момент, потому что благодаря ему я начал заниматься физикой и стал лучшим учеником в классе по этому предмету. Затем я пошел в специализированную физико-математическую школу, затем — в МИФИ, и вот сейчас я являюсь академиком Российской академии наук и членом её президиума.
Представляю, как нагружают будущих физиков и математиков в вузах! А если мой ребёнок не потянет?
На самом деле тянут все, кто не прогуливает! А кроме сложных, но интересных задач — учёба «на физика» дарит студентам ещё и большое удовольствие.
Учиться — это интересно! Мнение от первого лица
магистрант-математик, 2-й курс
Александра Беляева
студент МГУ Саров
Эмиль Менгаджетинов
аспирант МГУ Саров, направление «Теоретическая физика»
Максим Верховцев
Максим Верховцев,
аспирант МГУ Саров, направление «Теоретическая физика»
— Самый интересный проект, которым вы занимались во время учёбы?
— Не могу выделить какой-то конкретный, поскольку всё, чем я занимался, было мне очень интересным. Это было и изучение процессов рождения D-мезонов, получение предсказаний в рамках обобщенной партонной модели для предстоящего эксперимента на установке NICA в ОИЯИ, и построение математической теории, описывающей процесс рождения плазмы на железных электродах при их интенсивном лазерном облучении на установке «Ангара-5−1», и, конечно, чем я сейчас занимаюсь: развитие математического аппарата, описывающего процесс когерентного упругого рассеяния нейтрино на ядрах и атомах. Касательно последнего, этим я активно занимаюсь в последние два года в рамках коллаборации SATURNE (Саровский тритиевый нейтринный эксперимент) под чутким руководством своих научных руководителей из МГУ имени М. В. Ломоносова и РФЯЦ-ВНИИЭФ Студеникина Александра Ивановича и Юхимчука Аркадия Аркадьевича. Этот проект мне особенно понравился, поскольку его задачи крайне амбициозны и даже, по-моему мнению, достойны Нобелевской премии. В рамках него планируется наблюдать процесс когерентного упругого рассеяния нейтрино на атоме, предсказанного более 50 лет назад, но ранее ненаблюдаемого, а также получить рекордные ограничения на магнитный момент нейтрино, порядка 10^(-13) магнетонов Бора. Мой вклад в общее дело состоит в поиске дополнительного канала взаимодействия, в котором проявляется Новая физика, так называемое нестандартное взаимодействие нейтрино. В рамках магистерской работы мне удалось получить принципиально новые результаты, описывающие процесс взаимодействия нейтрино с атомами гелия-4 за счёт нестандартного взаимодействия. Сейчас же я активно продолжаю работать над этим, попутно изучая возможность регистрации аксионов — частиц, кандидатов на темную материю.
— Интересно ли вам учиться? Что наиболее интересно в учебном процессе? Были ли у вас мысли что-то изменить, пойти учиться на другую специальность?
— Учиться было интересно всегда! Как в бакалавриате, так и в магистратуре и аспирантуре. В учебном процессе интересно разбираться самому с каким-то материалом, постигать его. Как я уже раньше говорил, сложности меня не отпугивают, а, наоборот, привлекают, и я проводил часы за научной литературой: от базы по математике от Фихтенгольца Г. М. до книг по квантовой теории поля от Боголюбова Н. Н. Конечно же, без практики не обошлось — наверное, сотни, а может, даже и тысячи задач за всё время обучения были прорешаны. Необычайно завораживает видеть, как математика элегантно описывает наш мир, а физика, в свою очередь, придаёт смысл тому, что было получено в результате математических действий. В бакалавриате в Самарском университете я первые полгода учился на направлении «Двигатели летательных аппаратов», но в какой-то момент понял, что физика — моё призвание. Ни секунды не думая, поменял направление, перейдя в том же университете на направление «Физика», за что я себе и своему внутреннему чутью (или интуиции) благодарен. Затем ближе к окончанию обучения в бакалавриате узнал про МГУ Саров и что там как раз появилось направление «Теоретическая физика», куда я и поступил в 2022 году, а в 2024 году всё по тому же направлению уже поступил в аспирантуру.
Эмиль Менгаджетинов, студент МГУ Саров
— Можно ли сказать, что вы смотрите с оптимизмом в будущее? И как представляете своё будущее с теми знаниями, которые сейчас получаете?
— Да, безусловно. Но я считаю, что оптимизм — это не просто данность, а результат грамотной, осознанной работы над своим отношением к жизни.

И в этом смысле полученное здесь образование — хорошая основа для уверенности в будущем. Тот прекрасный базис, который мы получаем в очень интенсивном темпе благодаря знаменитой школе физфака, включает в себя не только фундаментальные знания, но и, что самое важное, выработанное здесь умение самостоятельно углубляться в своём конкретном, избранном направлении. Потенциал, который я планирую реализовать в первую очередь в тематике своих исследований.

Но есть важный момент: чтобы этот базис не растерять, его нужно постоянно поддерживать в активном состоянии. Регулярно повторять решённые задачи, возвращаться к конспектам. Именно это позволит не терять полученные знания, а значит — быть востребованным специалистом и с полным правом смотреть в будущее с оптимизмом.

И я сразу ставлю себе масштабную цель — вижу себя в будущем ведущим специалистом в научно-исследовательском институте, работающим на самом переднем крае физики. Это то, к чему я стремлюсь, и образование здесь даёт мне уверенность, что это достижимо.
— К чему стоит быть готовым, поступая «на физика/математика»?
— Во-первых, будьте готовы к высокой нагрузке, очень плотному графику. Зубрёжка здесь не поможет — нужно именно понимать предмет, видеть его внутреннюю логику и структуру, до этого составив «сито» знаний предмета. Недостаточно просто выучить формулы, нужно осознать, откуда они берутся и как работают. Во-вторых, нужно быть готовым постоянно вариться в этой среде: читать научные статьи, следить за открытиями, мысленно примерять на себя роль исследователя. А главная радость — это момент, когда сложнейшая задача, над которой ты бился несколько дней, вдруг щелкает, и ты видишь элегантное и красивое решение. Ради таких моментов «эврики» и стоит идти в науку.
— Хватает ли времени на обычную молодую жизнь?
— Наука требует полной отдачи. Бывают периоды, когда фраза «работать круглыми сутками» — это не метафора, а реальность. Но я считаю, что через это проходит каждый, кто по-настоящему горит своей целью. При этом время на самое важное, сакральное — на то, что для души, — я нахожу. Бывает и более спокойный месяц, когда удаётся выкроить время и прочитать много книг, и это даёт такой заряд вдохновения, которого хватает на весь семестр.
— Самый интересный проект, которым вы занимались во время учёбы?
— Конечно, это моя научная работа. Я занимаюсь теоретическим исследованием, и для меня это самый ценный опыт.

Процесс состоит из нескольких ключевых этапов. Сначала необходимо глубоко изучить труды других учёных, чтобы найти отправную точку для собственного исследования. Затем следует этап аналитических вычислений и построения математических моделей.

Это во многом творческая задача, поскольку не всегда существуют готовые методы и приходится разрабатывать свои подходы. Особенно это проявляется в численном моделировании. Здесь нет гарантии, что расчёт сработает с первого раза, часто это итеративный процесс, требующий доработки и модели, и кода.

Такая работа учит главному: систематизировать большие объемы информации, находить нетривиальные решения и получать новые научные результаты.
— Интересно ли вам учиться? Что наиболее интересно?
— Безусловно, интересно! Самое ценное для меня — это диалог с преподавателями. Здесь, в Сарове, это не просто лекции, это живое общение. Преподавателям из МГУ по-настоящему важно, чтобы мы поняли материал, а не просто заучили. Это тот самый знаменитый стиль физфака, за которым я сюда и шел.

Ещё одна особенность — модульная система: преподаватель приезжает и за неделю может выдать треть, а то и половину курса. Это очень интенсивно, но такие ресурсы, как, например, портал teach-in.ru с видеолекциями физфака, помогают быстро погрузиться в материал. Через месяц учёбы у меня уже не было никаких сомнений в правильности выбора, так что мыслей о смене специальности не возникало.
Александра Беляева,
магистрант-математик, 2-й курс
— Можно ли сказать, что вы смотрите с оптимизмом в будущее? И как представляете своё будущее с теми знаниями, которые сейчас получаете?
— Да, я думаю, моё будущее мне нравится. Работать с умными людьми и быть одной из них, двигать науку вперёд и быть оценённой по достоинству за это — замечательно!
— К чему стоит быть готовым, поступая «на физика/математика» (к каким особенностям, сложностям учебного процесса, а может быть, и к радостям)?
— Пожалуй, самым непривычным было то, что система обучения блочная — то есть преподаватель приезжает на неделю, проводит много занятий в это время, а потом уезжает примерно на три недели, за которые необходимо сделать объемное домашнее задание, параллельно с тем как приезжают преподаватели по другим предметам таким же образом. Необходима значительная самодисциплина, чтобы вовремя сдавать задания в таком темпе. Зато как замечательно чувствовать удовлетворение после этого! Можно сходить проведать лису Алису или съездить в веревочный парк в городе, чтобы развеяться.
— Хватает ли вам сил и времени на обычную студенческую, молодую жизнь? Или занимаетесь наукой круглыми сутками?
— Ох, ну времени на занятия действительно уходит немало, а ведь нужно ещё и читать научные статьи по теме в свободное время, но вместе с тем можно успеть и сходить в театр, устроить киновечер с ребятами, просто погулять и пообщаться… Также я параллельно хожу в автошколу и на мастер-классы, которые периодически устраивают в филиале.
— Интересно ли вам учиться? Что наиболее интересно в учебном процессе? Были ли у вас мысли что-то изменить, пойти учиться на другую специальность?
— Мне очень интересно учиться, к нам приезжают преподаватели из головного МГУ, и каждое занятие насыщено массой полезной информации! Мне нравится специальность, которая у меня есть, хотя я не сказала бы, что задачи простые, но они неизменно увлекательные. К примеру, на одном из курсов нам необходимо было написать программу, решающую сложную задачу, а после ещё и улучшить решение снова и снова. В результате скорость решения возросла в 50 раз! Это было очень впечатляюще!
Ну ладно, пойдет мой ребёнок «учиться на учёного». А работать-то потом где?
Помимо Москвы и области, учёных активно ищут в Петербурге, Татарстане и Краснодарском крае. Так что с работой проблем точно не будет.
Если работа врача или повара «на виду», то где работают учёные? Согласно данным hh.ru, только за первое полугодие 2024 года было опубликовано 35 211 вакансий для молодых ученых, а всего за год — 219 тыс. вакансий, и это количество выросло за год на 15%.
Пройдите тест и узнайте, к какому «племени» относится ваш ребёнок!
Хорошо, вы меня убедили, но с чего начать, где готовят учёных?
Поздравляю, мы здесь как раз для того, чтобы ответить на этот вопрос. Предлагаем начать с теста!
ФИЗИК ИЛИ ЛИРИК
Допустим, тест показал, что у вас растет будущий Эйнштейн. Что делать дальше?
Разбираемся, как поддержать интерес к науке и помочь ребёнку развить свои таланты — в любом возрасте.
Детсадовский возраст
До поступления в школу «наукой» разумно заниматься с ребёнком дома самостоятельно. В сети огромное множество развивающих проектов для самых маленьких, есть и видеоматериалы. С их помощью ребёнок может получить первые сведения о природе и абстрактных понятиях (что такое масса, температура, как устроен маятник — всё это вполне доступно в возрасте 4−5 лет).

Также стоит сводить чадо хотя бы на пару научных шоу — интерактивных представлений, где детям показывают опыты и рассказывают об азах физики и химии.
Школьный возраст
Онлайн-курсы
Громадный выбор бесплатного контента, например, Get a class — канал, который делают новосибирские преподаватели по всем направлениям углубленной школьной программы по физике и математике (доступен в виде коротких видео в соцсетях).
Кружки и прочие варианты дополнительного образования
Если задаться целью, такие можно найти в любом городе. В Москве отметим вечернюю школу «Факториал» при физфаке МГУ, школу при 2007-й физматшколе или кружок при 57-й школе.

Кстати, многие образовательные площадки для юных учёных дают знания и в дистанционном формате — как минимум ведут свои каналы, публикуют видеоуроки и т. п.
Заочные школы
Также открывают доступ к образованию высшего качества из любого региона России. Так, через ЗФТШ при МФТИ прошли, наверное, десятки тысяч ребят, многие из которых составляют славу российской науки.

Заочная школа — это уже посерьезнее, чем кружок, поступают туда, как правило, после вступительного испытания. Но не стоит бояться, его цель не отсеять ребят, а определить уровень их знаний. Само обучение заключается в получении образовательного материала, решении задач и в разборе полетов с личным куратором.
Спецшколы (те самые «школы с уклоном»)
Они работают как в традиционном формате (дети приходят по утрам на уроки, а потом отправляются домой), так и в режиме интерната — с постоянным проживанием.

Если говорить о первых, то в столице можно выделить Лицей «Вторая школа» имени В. Ф. Овчинникова, школу Летово, 179-ю школу и другие — всего их, лучших, согласно разным рейтингам, около сорока.

Особо выделим Предуниверситарий НИЯУ МИФИ, который славится уникальными программами довузовской подготовки инженерных кадров. Созданный согласно постановлению правительства Москвы, Предуниверситарий объединяет несколько учебных заведений (университетские лицеи 1511 и 1523, Центр довузовской подготовки, центр технологической поддержки образования и Предуниверситарий ТИ НИЯУ МИФИ). Основной идеей образовательного процесса служит интеграция учебной и исследовательской деятельности школьников, интеграция общего и дополнительного образования, при этом акцент делается именно на исследовательскую работу учащихся. Ученики Предуниверситария не раз становились призерами всероссийских олимпиад и других престижных конкурсов.

В небольшом городе, где нет спецшкол, разумно узнать, в какой из обычных работает сильный преподаватель, и стремиться попасть именно туда. Не забываем и о возможности заочной учёбы, а также следим за летними школами ведущих иногородних учебных заведений — туда могут попасть ребята со всей страны.

У будущих звезд науки из регионов также есть шанс поступить в спецшколу-интернат, где можно не только учиться, но и жить. Например, Университетская гимназия МГУ принимает старшеклассников в физический класс — достаточно пройти приемные испытания. Они включают тестирование по выбранному предмету, письменную работу по трём предметам, а также предварительное обучение в летней школе. Обучение, проживание, питание, спортивные занятия и экскурсии — всё бесплатно. Результаты ОГЭ при приеме не учитываются.

Кроме того, в Новосибирске, Казани, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Екатеринбурге, Якутске и Нижнем Новгороде работают специализированные учебно-научные центры, созданные при ведущих университетах. Так, СУНЦ при МГУ — это школа-интернат имени Колмогорова и Университетская гимназия МГУ.

Важное преимущество всех СУНЦ в том, что это интернат, таким образом, обучение и проживание там доступно всем без исключения детям, в том числе из отдаленных регионов страны.
Олимпиады
Конечно, это «самый правильный путь в вузы». Как показывает практика, даже в отдаленных регионах есть сильные преподаватели, которые готовят детей к участию в таких мероприятиях. Они часто ведут свои каналы в соцсетях, их несложно найти. Среди олимпиад выделяются Всероссийская олимпиада школьников, столичная физико-математическая олимпиада, олимпиада «Физтех», отраслевая олимпиада Росатом — физика и математика, а так же множество других.
Александр Гладилин, директор Университетской гимназии МГУ:
Шансы поступить есть у всех, главное — мотивация
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
«КП»: Какова лучшая стратегия подготовки ребёнка к вузу, если есть мечта стать физиком или математиком?

Александр Гладилин: Надо много и вдумчиво работать, но раз это мечта, то такая работа должна быть в радость. Конечно же, надо достичь высокого уровня знаний и сформировать устойчивые навыки решения задач по любимому предмету, при этом надо помнить, что достойной физики без уверенной математики не бывает. Полагаю, подготовка будет более целенаправленной, если ребёнок (именно сам ребёнок!) определится с приоритетами: теоретические математика или физика, прикладная математика, инженерная физика — подготовка по этим направлениям существенно различается. Я бы рекомендовал определиться с вузом и факультетом, после чего познакомиться с особенностями поступления и обучения на нём. Ну и желательно выбрать траекторию движения к вузу: ЕГЭ и ДВИ (дополнительные вступительные испытания), перечневые олимпиады, Всероссийская олимпиада школьников: форматы подготовки к ним очень разные — в предвыпускных классах надо попробовать каждый и выбрать тот, который больше подходит.

«КП»: Есть ли у ребят из регионов реальный шанс поступить в престижную столичную физматшколу, СУНЦ?

Александр Гладилин: Конечно, есть! Многие ведущие школы в Москве и других больших городах являются интернатами и как раз ориентированы на школьников, которые приезжают из других регионов — из областных и районных центров, небольших городов и сельской местности. Поступление в такие школы обычно проходит в формате открытого конкурса, и всё решают знания, навыки и, что немаловажно, мотивация ребёнка. Мы всегда обращаем внимание абитуриентов и их родителей, что Университетская гимназия МГУ — это школа не для талантов, а для детей с повышенным образовательным запросом. Для нас это очень важно!

«КП»: Что для этого нужно сделать, нужна ли какая-то особая подготовка?

Александр Гладилин: Надо интересоваться предметом, любить его и тратить не только учебное, но значительную часть свободного времени на его изучение. Нанять репетиторов и подготовиться к отбору в передовую школу — не самая лучшая стратегия. Ведь поступить — это полдела, в случае успеха надо будет на протяжении нескольких лет справляться с насыщенным учебным планом, а также научиться самостоятельно организовывать быт и эффективно планировать время. Без надежно сформированной базы здесь точно не обойтись!
Для поступления в МГУ Саров надо набрать:
Как видите, везде ждут «стобалльников», что, конечно, вполне понятно.
  • по прикладной математике и информатике
45 баллов
  • по физике
45 баллов
  • по физике
55 баллов
Чтобы учиться фундаментальной математике и механике в МГУ, нужно обеспечить:
  • по математике
60 баллов
  • платно
от 88 баллов
(прикладная математика и информатика, математика, информатика, анализ данных в экономике)
  • на бюджет
от 98 до 101 балла
МФТИ в этом году ждет от абитуриентов:
А сколько баллов по ЕГЭ нужно для Москвы?
КСТАТИ
За порогом школы
Но может случиться, что придется обучаться и платно, по крайней мере, на первом курсе. Стоимость обучения в столице не так чтобы мала. Например, в МФТИ год обучения обойдется от 670 до 900 тыс. рублей, в МГУ — около 500 тыс. рублей, В НИЯУ МИФИ год обучения в среднем стоит 350−450 тыс. рублей в год.

Конечно, платное обучение в мире уже никого не смутит. «А разве может быть иначе?" — удивленно спросят вас в большинстве стран. Россия всё ещё предоставляет образование за счёт бюджета — и это надо ценить.
И вот первые шаги к карьере учёного позади. Возможно, позади даже ЕГЭ. Куда идти дальше в 2026 году, если стоит цель найти себя (и свой путь к успеху) в науке?

Конечно, многое зависит от набранных баллов. Но даже если вдруг их не хватает «для Москвы» — это не повод опускать руки: во всех областных городах есть сильные вузы, факультеты, которые обеспечивают отличное образование и, как следствие, карьеру. Такой факультет может быть один на областной город, но он существует. Историй, когда человек оканчивал региональный вуз и делал мировую карьеру, громадное количество.

Также никто не запрещает поступить в регионе, а продолжить высшее образование в Москве.

ЕГЭ — это во многом лотерея, и бывает, что отлично подготовленный ребёнок допускает формальную ошибку и получает не тот балл, которого достоин. Избежать таких ситуаций как раз и помогут олимпиады (дают дополнительные баллы), а выпускников специализированных школ часто персонально ждут в том или ином вузе.
Нужен ли репетитор?
кстати
  • недобросовестный репетитор может затягивать процесс, чтобы удержать ребёнка подольше.
  • репетитор не сможет дать уровень как в спецшколе;
  • как правило, репетиторы — те же школьные преподаватели. У вас уже есть учитель в школе;
Избежать таких рисков позволит пристальное изучение отзывов о конкретном преподавателе и контроль занятий — хотя бы на первом этапе.
Мода сегодняшнего дня: едва ли не у каждого школьника есть репетитор. Как правило, репетитора нанимают, чтобы подготовить ребёнка к сдаче ЕГЭ. Этот школьный экзамен, увы, отчасти превратился в «процесс ради процесса», со своими правилами и условностями, которые не имеют отношения к знаниям и в вузе не понадобятся. Репетитор как раз и должен научить ребёнка этим формальностям, но надо помнить несколько вещей:
ЕЩё статьи
Как живут и чем занимаются исследователи НЦФМ
Жизнь в науке
Образование и карьера «без швов» и «разрывов»
На пути к вершинам
«Не дано, не его»: не торопитесь с выводами
Первые шаги к науке
Узнать
Узнать
Узнать
Октябрь 2025 г.
Фото и иллюстрации:
НЦФМ, SkillUp, Prostock-studio, Ru Serra Maia, guys_who_shoot, Dmytro Zinkevych, Hryshchyshen Serhii, Lena May, ORION PRODUCTION/Shutterstock/Fotodom, нейросеть
Политика АО «ИД «Комсомольская правда» в отношении обработки персональных данных и реализации требований к защите персональных данных