При поддержке

Автомобили научили слышать. Зачем?

Рассказывает Юрий Фурлетов
доцент передовой инженерной школы электротранспорта, старший научный сотрудник кафедры «Наземные транспортные средства», Московский политехнический университет

Когда тебя буллил целый канал!

1.
А я вообще‑то кандидат наук, пока, правда, больше кандидат, чем наук. Доцент и старший научный сотрудник Московского Политеха. Я специалист по беспилотным автомобилям и интеллектуальным транспортным системам.
Да, автомобиль именно беспилотный, а не бесшоферный. Так звучит круче. И водителям такси приятно, пишут домой: «Устроился пилотом. Лечу в Балашиху».
Получается, что меня буллил целый телевизионный канал!
Это шоу, где звезды, простые люди и чуть полноватые учёные-мехатроники выполняют сложные физические задания. Побегайте 1,5 часа по огромному стадиону, соберите 4 таблички, а мы потом смонтируем это в 5 минут, и Губерниев ехидно спросит:
Если вы смотрите на меня и думаете: «Где-то я его видел», знайте, я участвовал в шоу «Вызов» на ТНТ. Смотрели? А если честно? Слава Богу, что никто не видел этот позор.
стыдно?
россия!
россия!
россия!
уже устал?
Что, Юра
тест
начать тест
Где в Москве тестировали первые беспилотники?
Дальше
Узнать результат
В каком году был выпущен первый русский автомобиль «Руссо-Балт»? (Подсказка: наше герой ходил в школу с таким номером)
Дальше
Узнать результат
В чем секрет беспилотного автомобиля?
Дальше
Узнать результат
Что такое слух беспилотного автомобиля?
Дальше
Узнать результат
Умеют ли «видеть» беспилотные автомобили сквозь бетон и металл?
Дальше
Узнать результат
Ой-ой-ой. Кажется, кто-то запутался в лекарствах и должен посмотреть выступление спикера снова.
Поздравляем! Почти победа! Чтобы окончательно и бесповоротно разобраться в лекарствах — посмотри выступление Алины или прочти краткий текст
БРАВО! За лекарства можно не волноваться.
Я хотел сладкую вату! И на автодром. Там такие электрические машинки с крюком. Наверняка автодромы были и в других местах, но я знал только о том, то они есть в зоопарке

Он же начинающий механик

Он же капризный активист

Он же капризный ребенок

2.
В школе я плохо учился, зато был очень творческим! Был капитаном школьной команды КВН, принимал участие в разных театральных постановках. Помогал завхозу, красил забор, сажал деревья, чистил снег, проводил телефон в кабинет, вешал портреты писателей в кабинете литературы. Даже участвовал в конкурсах танцев. Я был готов на любое унижение, лишь бы не делать домашку.
Ещё я увлекался футболом, был вратарём. Вообще вратарь — это лучшая позиция в футболе, не нужно бегать и можно играть руками. Хотел быть тренером, сидеть на скамейке и указывать другим: «Да кто так играет?!» Но для этого нужно, чтобы моё мнение хоть кого‑то интересовало :-)
В детстве у меня было огромное количество игрушечных машинок, я сам их чинил. Поэтому все они были… сломанные.
Потому что в 1909 году был выпущен первый русский автомобиль «Руссо-Балт». А я с самого детства хотел связать свою жизнь с автомобилями.
В детстве я был очень непослушным ребёнком. Я не ел, не спал, каждое утро будил родителей в 5 утра криками: «Хочу в зоопарк!» И мы ехали. Проблема в том, что открывался зоопарк в 9, поэтому 2 часа мы просто стояли у ворот. Но родители хотели поддержать мою любовь к животным. А мне плевать было на этих пингвинов и обезьян.
Вообще моим любимым занятием было лежать под машиной и типа чинить. Только владельцы машин часто выгоняли, не очень это им нравилось.
Руссо-Балт С-24/40
Из буклета:
«Русские автомобили, специально приспособленные для русских дорог и изготовленные исключительно из русского материала»
Пятиместный лимузин 1914 года с салоном из натуральной кожи и мощностью 40 л.с. весил 2 тонны и развивал скорость 70 км/ч
Я родился и вырос в Москве, в районе Жулебино ходил в обычную школу под красивым номером 1909. Почему красивого?
Ну а что, недалеко, всего полтора часа. Из Жулебино.
После бакалавриата я поступил в магистратуру, и там я понял, что лучший профорг — ещё не мой потолок. Я могу больше! И вместе со своими друзьями и научным руководителем начал работу над проектом беспилотного автомобиля

Гитлер – капут!

3.
Во время учёбы в университете мне захотелось веселья, и я стал председателем профсоюзной студенческой организации факультета. Победил в конкурсе «Лучший профорг года города Москвы 2016». Да-да, это я, тот самый Юрий Фурлетов! За автографами после выступления.
После МАДИ я поступил в аспирантуру в Германии, в технический университет Дармштадта, на кафедру «Системы управления и робототехника». Вот потому что я выиграл грант программы «Глобальное образование» на обучение за рубежом. 5 лет жил в Германии. Почему Германия? Из-за языка. Нет, я немецкого не знал, его знала жена. Она у меня айтишница. Но после переезда в Германию устроилась работать…
В то время не было законов, регулирующих использование беспилотных автомобилей, поэтому мы тестировали наши разработки прямо на Ленинградском проспекте. Кто не в курсе — Ленинградка стоит примерно 23 часа в сутки, лучшее место для тестирования автомобиля!
После школы я поступил в МАДИ. Это Московский автомобильно-дорожный институт, точнее, университет, точнее, государственный технический университет, в общем, в то время часто меняли названия.
Профорг года
Улыбка месяца
Немецкий жена учила в школе, поэтому не всегда могла сказать про состав блюд, но зато бегло рассказывала состав семьи:
Meine Familie besteht aus zwei Personen.
Mein Name ist Darya.
Hande hoch. Гитлер капут.
Блок управления автономным вождением
Система помощи при парковке
Предупреждение о заднем столкновении
Предотвращение столкновений
Система предупреждения о сходе с полосы
Инерциальный измерительный блок
Система оповещения о перекрёстном движении
Распознавание дорожных знаков
Радар миллиметрового диапазона
Система помощи при парковке
Обнаружение пешеходов
Ультразвуковые радары
Ультразвуковые радары
Система оповещения о перекрёстном движении
Предотвращение столкновений
Камеры кругового обзора
Камеры кругового обзора
Система предупреждения о сходе с полосы
Распознавание дорожных знаков
Система помощи при парковке
Радар миллиметрового диапазона
Блок управления автономным вождением
Инерциальный
измерительный блок
Предупреждение о заднем столкновении
Ультразвуковой радар
Ультразвуковой радар
Например, сейчас беспилотные автомобили, для того чтобы видеть и понимать происходящее вокруг, используют камеры, лидары и радары, это датчики, которые являются аналогом зрения.

Ни гвоздя, ни жезла, ни дементора

IV.
А также принимает решение, куда и как ему ехать. В Шереметьево — по пробкам и нервно. По платке, конечно, быстрее, но это деньги. А их беспилотникам доверять опасно. Чуть отвернёмся, а они уже делают… ставки на спорт.
Что это такое — беспилотные автомобили? Это автономные автомобили, которые могут двигаться самостоятельно, без помощи человека. В целом система управления беспилотного автомобиля повторяет функции человека, то есть видит, понимает, что происходит вокруг, и управляет автомобилем, жмёт на педали и крутит руль. Если кто‑то пропустит — может и аварийкой моргнуть.
Как работают камеры, все вы знаете, это аналог человеческих глаз, но только у человека их два, а у машин 8, 10, а то и больше. Например… 12!
Радар — это дальномер, использующий радиосигнал. Не в том смысле, что «О, там тоже Кадышеву слушают, значит — свои!» Датчик посылает радиосигнал, получает отражённый сигнал и таким образом вычисляет расстояние.
Лидар — это многолучевой лазерный дальномер, он сканирует пространство вокруг автомобиля на 360 градусов. Как если бы на крыше машины сидела сова из Гарри Поттера. Крутила своей головой и подсказывала, с какой стороны Волан‑де-Морт подрезает, а где дементоры устроили ремонт дороги.
Системы восприятия беспилотных автомобилей, так же как и человек, сидящий за рулем, не умеют видеть сквозь бетон и металл

За/чем автомобилю слух? Правильно, за шкафом!

5.
И я подумал, что слух для беспилотного автомобиля будет не лишним. Почему я должен один это слушать?
Поэтому мы видим только тот автомобиль, который находится прямо перед нами. Что там происходит дальше впереди, мы не знаем. Но если вдруг там происходит что-то серьезное, например ДТП, резкое торможение или еще какое-то экстремальное событие, мы можем его услышать. Причем услышим мы раньше, чем увидим.
Кто‑нибудь пробовал ездить с закрытыми глазами?
Компьютерный слух может использоваться только в дополнение к другим системам восприятия, основанным на зрении. Вы же не можете водить с закрытыми глазами.
По сути, это микрофоны, установленные на крыше, которые позволяют беспилотному автомобилю слышать, что происходит вокруг. Может, кто‑то тормозит, или резко разгоняется,
или громко
ругается:
Гипотеза родилась как-то спонтанно. Просто сам ехал на машине, и у меня впервые сломалась магнитола. Оказалось, что много чего можно услышать, даже рассказ жены, как прошел ее день.
Все эти существующие системы, особенно в комплексе, имеют огромное поле зрения, так зачем же нужен слух? Правильно, за шкафом! Точнее, не только за шкафом, но и за любым другим большим препятствием.
Ваше сумбурное поведение
А я пробовал — страховая до сих пор расплачивается.
РАССТРАИВАЕТ
на тротуаре меня сильно
На секунду закрыл глаза
Жена испекла
Да просто не заметил
Милая женщина!
Елки-палки, лучше русский рэп слушать
Короче, так делать нельзя. У нас все‑таки беспилотный автомобиль, а не телеграм-канал «Подслушано. Саратов».
Вообще наука — это очень интересно. Наука — это творческий процесс. По сути, каждый учёный — это художник, который придумывает что‑то новое, что в будущем принесёт огромную пользу обществу

Главный хит – безопасность!

6.
Помните знаменитый до-минорный ноктюрн Шопена «Я польский»?
Нет, не тот «Вызов»
Разница минимальная. Но еще есть над чем работать.
Но, как вы поняли, жизнь учёного — это не только институты, лаборатории и формулы. Это ещё и «Вызов», то есть унижение по ТВ на всю страну.
Подытожу. Беспилотные автомобили должны быть безопасными. Даже безопаснее, чем люди-водители. Если они будут слышать — мы приблизимся к этой цели. Вообще, у беспилотных автомобилей очень большой потенциал в повышении безопасности дорожного движения. Они не пьют, не устают, не отвлекаются на споры с женой, у них нет тёщи, которая лучше знает, как и куда ехать. Короче, идеальные условия для безопасной поездки.
Пока мы продолжаем исследования, но уже протестировали гипотезу и собрали прототип системы. По результатам испытаний мы уже точно знаем, что автомобиль может отличить Шопена от Шамана.
bobr
bobr
bobr
Сюда подошел, я сказал

Рок-звезды российской науки

НОВЫЙ ФОРМАТ

БАТЛ

Стендап

При поддержке
В спецпроекте использованы мемы и изображения из свободных источников (плакат «Стыдно» авторства Н. Кузовкина и Н. Вележевой), платные изображения: Артур Новосильцев/Агентство городских новостей «Москва», Владимир Веленгурин/«КП» — Москва, Софья САНДУРСКАЯ/Агентство городских новостей «Москва», Владимир ВЕЛЕНГУРИН/«КП» — Москва, Elnur/Shutterstock/Fotodom, fizkes/Shutterstock/Fotodom, Mohammad Vakeel Shaikh/Shutterstock/Fotodom, Miramiska/Shutterstock/Fotodom, Zamrznuti tonovi/Shutterstock/Fotodom, nieriss/Shutterstock/Fotodom, Mega Pixel/Shutterstock/Fotodom, Maria Markevich/Shutterstock/Fotodom, fornStudio/Shutterstock/Fotodom, Have a nice day Photo metamorworks/Shutterstock/Fotodom, posteriori/Shutterstock/Fotodom, а также кадры из фильмов и сериалов: «Каламбур» (1996—2001. Calambur Pictures. Автор сценария и режиссер: Юрий Стыцковский. Композитор — Эдуард Цисельский) Looney Tunes (Автор идеи: Текс Эйвери), «Симпсоны» (1989—… 20th Television Animation, The Curiosity Company, Fox Television Animation, Gracie Films. Автор идеи: Мэтт Гроунинг), «Иван Васильевич меняет профессию» (1973. Мосфильм. Сценарий: Владлен Бахнов, Леонид Гайдай, Михаил Булгаков. Режиссер — Леонид Гайдай. Композитор — Александр Зацепин), «Пятый элемент» (1997, Gaumont. Сценарий: Роберт Марк Кэмен, Люк Бессон. Режиссер — Люк Бессон. Композитор — Эрик Серра), «Тупой и еще тупее» (1994. Motion Picture Corporation of America, New Line Cinema. Сценарий. Сценарий: Питер Фаррелли, Беннетт Йеллин, Бобби Фаррелли. Режиссеры: Питер Фаррелли, Бобби Фаррелли. Композитор — Тодд Рундгрен). «Брат 2» (2000. СТВ. Автор сценария и режиссер — Алексей Балабанов. Композитор —Вячеслав Бутусов), «Назад в будущее» (1985. Amblin Entertainment, U-Drive Productions, Universal Pictures. Сценарий: Роберт Земекис, Боб Гейл. Режиссер — Роберт Земекис. Композитор — Алан Сильвестри.)