Свет во тьме:
как исследуют и сохраняют маяки России

Экспедиция проекта «Маяки России» побывала на Сахалине,
где удалось сохранить навигационную башню на мысе Слепиковского
Стационарные и плавучие, световые и радиотехнические — маяки много веков служат ориентиром для судов и предупреждают об опасности. В нашей стране первый сигнальный огонь зажгли в 1704 году. За два с лишним века их число у берегов России выросло до 250. Некоторые утратили первоначальное значение, но сохранили историко-культурную ценность.
Исследованием уникальных объектов с необычной судьбой и богатой историей занимается проект «Маяки России». Русское географическое общество и Центр современной истории организуют экспедиции к сигнальным башням, изучают их, помогают с восстановлением. Задача — сохранить маяки как навигационные ориентиры, памятники истории и красивейшие туристические места.

Маяк как чудо света

Самый известный и самый древний маяк без всяких споров — Александрийский. Правда, его никто не видел. А о его величии и красоте можно судить лишь по древним манускриптам, монетам и рисункам археологов. Построенный в третьем веке до нашей эры у побережья Египта, он сразу был признан одним из чудес света.
Но мощное землетрясение полностью разрушило маяк, похоронив его развалины в Средиземном море. Другой ориентир для кораблей знают все, но лишь немногие — как маяк. Статуя Свободы в США высоко над головой держит факел, который в XIX веке подавал сигнал кораблям, пересекавшим Атлантику.
Древние маяки светили с помощью огня. Греки и финикийцы кострами из дров, угля и масла помечали опасные водные проходы и скалы. Но мелькавший огонь было видно лишь на несколько километров. Революционным изменением в развития маяков стало появление линзы Френеля в начале XIX века. Относительно легкая и несложная в изготовлении, если сравнивать с монолитными линзами телескопа, она позволяла направлять сконцентрированный поток света в сторону кораблей на десятки километров.
Одно из переломных событий в истории морских сигнальных башен произошло в начале XX века. Был создан солнечный клапан, позволивший сделать маяки автоматическими. Изобретение удостоилось Нобелевской премии по физике в 1912 году. Солнечный клапан под действием дневного света выключался, а ночью включался. Загорался и гас маяк, словно современный уличный фонарь, без участия человека.
Некоторые сигнальные башни сейчас работают без смотрителя в автоматическом режиме. Есть риск, что их могут сломать или испортить, но добраться до таких маяков очень непросто.

Башня в тумане

Каждый маяк уникален. Нет двух одинаковых ни по архитектуре, ни по цвету. Окрашены они, как правило, в яркие цвета. Разные горизонтальные и вертикальные полоски нанесены, чтобы легче было узнать конкретную навигационную башню и не ошибиться. Современные линзы на маяках отличаются и размерами. У курильского маяка на мысе Край Света на острове Шикотан они в человеческий рост. А на сахалинском маяке Слепиковского линзы небольшие, даже можно их обнять.
Одним из красивейших в России считается маяк Анива. Его построили японцы в 1939 году в самой южной точке Сахалина на стоящей в океане недалеко от берега скале. Маяк словно вырастает из нее на 31 метр. 

Место это очень туманное и опасное для мореходов. Скала, о которую бьются высокие волны, находится на пересечении движения кораблей, и маяк указывал им путь.

До 1990 года велось вахтовое обслуживание Анивы. Потом маяк перевели на автономную работу без человеческого присутствия. А в 2006 году его перестали обслуживать, и маяк прекратил подавать спасительные сигналы плывущим мимо кораблям. С тех пор он постепенно ветшает: сорваны двери, окна разбиты, все ржавеет и разрушается.
Сейчас маяк превратился в один из самых популярных туристических объектов. Люди самостоятельно или группами добираются до Анивы на лодках, чтобы посмотреть на величественный исторический памятник. Они любуются чудом инженерной техники, которое сейчас представляет собой печальное зрелище.
Всего в мире сейчас порядка полутора тысяч маяков. В России — около 250. Большая их концентрация в Сахалинской области. Из 25 маяков здесь работают 12. С учетом революционного развития современной техники, приборов и навигации, потребность в маяках уменьшается, и они постепенно становятся объектами исторического и культурного наследия. Но все же они в запасе на случай масштабных аварий и чрезвычайных ситуаций. Когда видишь маяк, легче и проще сориентироваться в пути. Это как езда на автомобиле с навигатором: глядя только в его монитор, далеко ведь не уехать.

Кому светят «Маяки России»

Историко-культурный проект «Маяки России» проводится Русским географическим обществом с 2016 года. Экспедиция проекта участвовала в восстановлении маяков «Родшер», «Южный Гогландский», «Толбухин» и благоустройстве маячных городков на островах Гогланд и Большой Тютерс, подготовке обоснования для приведения в порядок других объектов Балтийского моря.
Проект также занимается паспортизацией и созданием базы фотограмметрических изображений исторических маяков России. Это нужно для составления большого общедоступного интернет-каталога маяков. С 2020 года к проекту подключился Центр современной истории, специалисты которого составляют летопись маяков, проводят техническое обследование и лазерное сканирование для создания детальных трехмерных моделей навигационных башен. Результаты этих исследований позволят разработать рекомендации по ремонту, содержанию и дальнейшему использованию маяков.

Маяк на мысе Слепиковского

Недавно в рамках проекта экспедиция РГО побывала на сахалинском маяке, носящем имя Слепиковского — партизана, погибшего в 1905 году на Русско-японской войне. В этом году башне исполнилось 80 лет.
Мыс Слепиковского стал домом для одноименного маяка. Навигационную башню здесь, на юго-западном берегу Сахалина, в 1943 году построили японцы. Единую монолитную бетонную конструкцию 27-метровой высоты возвели в ста метрах от моря. На огромном песчаном пляже маяк выглядит изящно, словно балерина на большой сцене. Недалеко от маяка петляет небольшая река. Внешний вид немного портит обилие хозпостроек и мусор, оставленный туристами и принесенный морскими волнами.
Первое естественное желание — побыстрей подняться на маяк и сфотографировать его линзы и лампы, чтобы никто не мешал на тесной верхней площадке. Пока 70-летний маячник Юрий Гаспаров знакомился и обнимался с девушками-журналистами, я бросился вверх по винтовой лестнице. Но одним махом преодолеть 120 ступеней не получилось. Маячник быстро обогнал и поднялся наверх первым, оставив меня далеко позади. Фотографироваться ему не очень хотелось. Разве только с журналистками.
Юрий рассказал, как устроен маяк и как работает. Каждый день он поднимается сюда и включает оборудование. Маячные шторки крутятся вокруг лампы мощностью 65 ватт и благодаря линзам Френеля белый мерцающий свет можно увидеть более чем за 30 километров.
Маяк построен как автономный форпост. Здесь можно жить в плохую погоду зимой. Есть подвал и колодец с водой, небольшая комната с кроватью и туалет.

Спасение маяка

Благодаря Юрию этот маяк до сих пор остался цел. В 2007 году землетрясение изменило рельеф местности. Берег возле маяка просел, и море со 100 метров подошло к башне на три. Возникла угроза обрушения 27-метрового исполина. Маячнику приказали «сматывать удочки» — все демонтировать, людей снимать, бросать башню. Но вместо этого он дозвонился до администрации президента и маяк был спасен!

Провели большие берегоукрепительные работы, под фундамент уложили сваи, и опасность обрушения удалось ликвидировать.
Руководитель экспедиционного направления Департамента экспедиционного развития туризма РГО Сергей Чечулин рассказал, что сегодня угроза подмыва башни морем практически устранена:
— Наша инженерная группа комплексно обследует маяк, дает заключение о его состоянии. А дальше — рекомендации о том, что нужно сделать, чтобы этот маяк остался объектом культуры на территории нашей страны.
С другой бедой — мусором — помогают бороться волонтеры. Очень многое выносит на берег море: канаты, бутылки, пластик, шины… Добавляют мусора и туристы, отдыхающие на местном шикарном пляже. В благодарность за помощь в уборке Юрий проводит для волонтеров экскурсии на маяк. Чтобы вернуться многие оставляют монетки. И желания эти сбываются.

ТЕКСТ, ФОТО: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

ВЕРСТКА: Наталья ХЛАПОВА