Сердце Урала: по следам железных караванов

Восьмая по счету экспедиция iKumena отправилась в промышленный центр страны, где изучила феномен горнозаводских цивилизаций

С 9 по 17 мая агентство «Социальные Сети» совместно с телеканалом «Мир» провели восьмую экспедицию iKumena. В этот раз – на Урал (о предыдущих – по Енисейской Сибири, на Таймыр и даже в Русскую Антарктиду читайте на ikumena.ru).

…Мечта туриста, которому обрыдли пляжи. Участники экспедиции побывали в местах, где были основаны первые «железоделательные» предприятия, побывали на современных трубопрокатных заводах компании ТМК, прошли вдоль реки Чусовой по следам железных караванов и посетили завод Группы Синара, где выпускают новейшие локомотивы и электропоезда. А также изучили достопримечательности Екатеринбурга и наведались в исторические места, посвященные традиционным промыслам.

«Туристический поток увеличился кратно»

9 мая: «Туристический поток увеличился кратно»

Город встретил экспедицию iKumena салютом в честь Дня Победы. Екатеринбург — столица и сердце Урала, четвертый по численности населения город в стране. В годы первых советских пятилеток бывший Свердловск превратился в мощный индустриальный центр и с тех пор не сдает позиции. Сегодня Екатеринбург — один из крупнейших транспортно-логистических узлов, что не мешает ему сохранять свою аутентичность и, пожалуй, одну из лучших архитектур в историческом центре, гармонично соседствующих с развивающейся промышленностью.

Например, здание штаб-квартиры «Русской медной компании» построено по проекту Нормана Фостера. Легендарный британский архитектор и дизайнер разработал в России несколько проектов, но штаб-квартира РМК – первый, который удалось реализовать. Фасад здания напоминает структуру кристаллической решетки меди, цвет которой наполнил его изнутри.

«Екатеринбургу всегда было свойственно меняться, – отметил в интервью основателю агентства «Социальные Сети», действительному члену Русского географического общества Денису Терехову губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев. – За последние 15 лет город преобразился: появились новые объекты, проходит большое количество значимых мероприятий. Причем значимых не только для города – для страны в целом и даже для мира. Екатеринбург – это самодостаточный индустриальный центр, центр делового общения, центр туризма. Особенно это стало заметно в этом году – регион ощутил кратное увеличение туристического потока».

От производства «Ласточек» до «сада камней»

10 мая: От производства «Ласточек» до «сада камней»

Свердловская область – промышленный хребет России. Туристы едут в регион посмотреть исторические памятники, демонстрирующие «откуда есть пошла» промышленность на Руси, а также современные заводы и фабрики.

Участники экспедиции посетили объекты промышленного холдинга – Группа Синара, который занимает 66-е место в рейтинге крупнейших частных компаний России по версии журнала Forbes на 2019 год.

На заводе «Уральские локомотивы» в Верхней Пышме производят самые массовые в России грузовые электровозы и новейшие электропоезда «Ласточка». В 2011 году Синара совместно Siemens подписали с РЖД контракт на поставку вагонов на €2,1 млрд. Позже Группа создала совместное предприятие со Skoda, которое будет производить современный городской транспорт.

В 2017 году завершила реконструкцию стадиона «Екатеринбург Арена», на котором проходили матчи чемпионата мира по футболу 2018 года. На следующий год сдан конгресс-центр МВЦ «Екатеринбург-Экспо» и представлен проект планировки Деревни Универсиады-2023 в Новокольцовском районе Екатеринбурга.

Как так получилось?

«Не случайно, – признался президент Группы Синара, председатель совета директоров Трубной металлургической компании Дмитрий Пумпянский. – Я по образованию инженер-металлург и всю свою жизнь связал с металлургией. В результате образовался крупнейший в мире производитель стальных труб – Трубная металлургическая компания. Нашей продукцией полностью обеспечена добыча нефти и газа в России, мы представлены в 80 странах. В результате более 20% углеводородов в мире добывается с помощью нашей продукции. Мы этим очень гордимся!

Но жизнь на этом не останавливается. Социальная ответственность – не шутка, а линия времени, без которой невозможно работать в современных условиях. Наши работники живут, как правило, в небольших городах, где много чего не хватает. Поэтому компания решает и другие проблемы наших работников – занимается девелопментом, банковской деятельностью, машиностроением, аграрным и туристическим бизнесами. Группа Синара стала многопрофильной компанией. Кажется, что мы за все хватаемся, но на самом деле это не так», — отметил Дмитрий Пумпянский.

День участники экспедиции закончили на Плотинке – в Историческом сквере города. Одном из самых популярных мест в Екатеринбурге как среди горожан, так и среди гостей города. Именно здесь в далеком 1723 году по указу Петра Первого начали возводить железоделательный завод, давший начало столице Урала. Сейчас территория общей площадью около 8 гектаров превратилась в музейно-мемориальный комплекс, река делит его на музейную и мемориальную зоны. Музейная зона – это исторические заводские здания, в которых сейчас расположены музеи, а также экспозиция старинной техники. Мемориальная зона – это площадь перед барельефом, рассказывающим историю города, и «сад камней», где под открытым небом представлены различные виды уральских горных пород.

«Малахитовая шкатулка» и «пальцы» каменного города

11 мая: «Малахитовая шкатулка» и «пальцы» каменного города

Город Полевской – родина сказов Павла Бажова. В 1702 году здесь открыли месторождение медной руды на Гумёшках, а в 1719 году основали город. Чуть позже, в 1722 году, начали строить Полевой медеплавильный завод, а в 1735 году – железоделательный завод. Здесь же добывали ценный поделочный минерал – малахит, известный нам с детства по «Малахитовой шкатулке» Бажова. На Думной горе в сторожке юному автору рассказывал свои истории Хмелинин, ставший прототипом героя – деда Слышко, от лица которого писатель ведет повествование. А согласно одной из них в Азов-горе, что в 8 км от города, расположена громадная пещера, наполненная золотом.

До сих пор в Полевском работает Северский трубный завод Трубной металлургической компании. Предприятие прошло полную модернизацию. В 2009 году на СТЗ погасили последнюю мартеновскую печь. С момента создания в мартеновском цехе выпущено около 40 млн тонн стали. В музейном комплексе «Северская домна» можно увидеть настоящую доменную печь – единственную сохранившуюся в Европе печь середины XIX века. Печь работала до 1934 года, в 90-е годы приобрела статус памятника федерального значения.

«Если бы не петровские преобразования, на Урале не появилась бы горнозаводская держава. Не возник бы этот уникальный феномен, аналогов которому в мире нет, – отмечает директор музейного комплекса «Северская домна» Анна Трепалова. – Наш музей является олицетворением сохраненного феномена. Причем речь идет именно о цивилизации, которая обладает набором определенных признаков, которые для нее характерны: это пруд, плотина, водосток, вдоль которого появлялись фабрики, и очень развитая инфраструктура – дороги, рудники, леса, в которых заготавливался древесный уголь и все то, что необходимо для производства. Это жизнь рабочих, которые работали на заводах: призаводские площади, заводоуправления, церкви, школы – это целый феномен, который породил особенность Урала как опорного края державы»

Разумеется, экспедиция посетила и Азов-гору. На ее вершине много вертикальных останцев, гребней, есть и вертикально стоящие столбы-«пальцы». Высота скал достигает 25 метров. Местами между скал образовались проходы, которые называют «воротами». Скалы Азов-горы напоминают каменный город. Мало какая природная достопримечательность Урала может похвастаться таким богатством преданий. По одной из легенд, Азов был сподвижником Пугачева, которого тот якобы отправлял на эту гору для наблюдения за окрестностями.

А где разбойники, там и безумное количество легенд о кладах. Причем в сентябре 1940 года пятиклассники из Полевского действительно нашли клад на Азов-горе. На него наткнулся школьник Иван Шитиков. Клад лежал под каменной плитой размерами 50х40х15 см на вершине восточного склона горы, в 1,5 м от кромки обрыва. Он состоял из медных и бронзовых предметов. Здесь лежали птицевидные идолы, круглые бляхи, наконечник копья, зеркало с ручкой, глиняные черепки и т. д.

Порог Ревун и съемки фильма «Географ глобус пропил»

12 мая: Порог Ревун и съемки фильма «Географ глобус пропил»

Каменск-Уральский – крупный промышленный и культурный центр Среднего Урала. Однако окрестности города богаты и природными достопримечательностями, так притягательными для туристов. Порог Ревун, получивший свое названия за шум, разносящийся по всей округе, где снимали фильм «Географ глобус пропил». Таинственная пещера, чья загадка до сих пор не разгадана, и скала Каменные ворота, которая находится прямо в черте города.

Ежегодно на Ревун приезжают тысячи туристов со всего Урала. Несколько раз в год на пороге проводятся соревнования. Здесь же спортсмены отрабатывают навыки прохождения порогов. Вольготно чувствуют себя и альпинисты, лазающие по скалам. На скальных выходах вбиты крючья и кольца.

Среди туристов также популярна Смолинская пещера, расположенная в двух километрах от деревни Бекленищева на правом берегу сухого лога, выходящего к Исети. Пещера издавна привлекала к себе внимание различных людей. Когда-то возле пещеры была построена избушка, в которой обитал отшельник. Ходили слухи о Черной бабке, колдунье, якобы укрывавшейся в пещере от селян, которые преследовали ее за мор скота и другие проклятья. Есть сообщения и о том, что в пещере скрывались разбойники. Но больше пещера известна благодаря монахам-старообрядцам. Именно они дали гротам такие названия: Большая келья, Фавор, Дорога в ад, Рай, Алтарь. Как известно, староверы в те времена подвергались гонениям и постоянно скрывались. В 1850–1855 годы здесь заводился мужской скит, но полиция разогнала его обитателей.

Наклонная башня и легенда о подземельях

13 мая: Наклонная башня и легенда о подземельях

В 74 км к северу от Екатеринбурга расположен Невьянск. Именно здесь начиналась горнозаводская империя Демидовых (по сути – государство в государстве).

Петр Первый направил оборотистому кузнецу грамоту с чрезвычайно выгодным предложением – ему выдавалась тысяча рублей подъемных денег, предоставлялось право набрать из сибирских людей до сотни работных людей и, построив, использовать завод десять лет для себя и только потом продать его казне. Именно здесь выпускали лучшее в мире железо и работала самая большая в мире царь-домна.

На сегодня главная достопримечательность города – Невьянская наклонная башня. Да, она как Пизанская, но не падает. По легендам она покосилась из-за демидовских грехов. Однако все куда прозаичней. Наклон появился еще во время первой стадии строительства из-за движения грунта. Это следует из того, что нижняя часть наклонена сильнее, а чем выше, тем угол наклона меньше, поскольку ее пытались выровнять.

На башне исправно работают куранты английского производства. На колоколах курантов сохранилась надпись: «Richard Phelpsi Lonpini Fecit 1730», что в переводе с латинского означает: «Ричард Фельпс, в Лондоне сделано, 1730». Ричард Фельпс был мастером литейного цеха в Лондоне, и колокола его работы установлены на курантах собора Святого Павла.

На башне есть громоотвод, установленный за 20 лет до его изобретения в Америке. И огромное количество загадок. Начиная с того, что неизвестно даже, кто и когда ее построил (лишь принято считать, что, скорее всего, это был 1725 год), заканчивая слуховой комнатой (если встать лицом в один из углов, четко услышишь шепот человека, находящегося в противоположном углу; это связано с особой геометрией сводчатого потолка и определенным соотношением размеров комнаты) и легендами о подземельях, в которых якобы тайно плавили серебро и золото. Благодаря башне Невьянск превратился в один из крупнейших туристических центров в Свердловской области.

«Уральский «Голливуд»

14 мая: «Уральский «Голливуд»

В 1729 году в поселке Билимбай нашли залежи железной руды и бароны Строгановы начали строить чугуноплавильный завод. Строили Билимбаевский завод по плотинной системе и начиная с 1734 года из устья Билимбаевки каждую весну с пристани отправлялись караваны с продукцией. За время своего существования завод пережил разные периоды: Пугачевское восстание и Отечественную войну 1812 года, Великую Октябрьскую революцию и Гражданскую войну, период НЭПа и Великую Отечественную войну 1941–1945 годов. И только в 1973 году завод был остановлен окончательно, став памятником промышленной архитектуры. Именно здесь проходила и главная сухопутная дорога страны, и главная железнодорожная магистраль Урала.

Затем экспедиция проехала через старинные уральские села и поселки Слобода, Каменка, Староуткинск, Чусовое и Кашка. Очередная остановка – в деревне Харёнки, которая возникла в 1760 году при торговой пристани ныне заброшенной деревни Кашка в живописной лесной и горной местности, среди покрытых лесом вершин хребта Веселые горы, на обоих берегах Чусовой. До революции жители занимались лесозаготовками, углежжением, обслуживали сплавы. В советское время численность населения доходила до 2000 человек. В 1990-е деревня чуть было не вымерла, но получила новый виток развития благодаря бывшему губернатору Свердловской области – Эдуарду Росселю. Именно он поставил на острове посреди Чусовой памятник Акинфию Демидову – основателю горнозаводской промышленности на Урале и в Сибири.

Село Каменка на Чусовой – «уральский Голливуд». Еще в 60-е годы прошлого века киношники облюбовали это небольшое село, и на высоком берегу Чусовой выстроили целый деревянный острог – с башнями, стенами, избами. Тут снимались фильмы «Семен Дежнев», «Демидовы», «Золотая баба», «Житие Александра Невского», «Угрюм-река» и другие. В новейшей истории Каменка стала площадкой для фильмов «Золото» с Сергеем Безруковым и сериала «Угрюм-река», недавно вышедшего на Первом канале. К сожалению, некоторые декорации были построены очень близко к реке, и, например, водяную мельницу весной смыло половодьем.

Железные караваны в Веселых горах

15 мая: Железные караваны в Веселых горах

Пришло время «водных процедур». Участники экспедиции сплавляются по реке Чусовой из села Харёнки до села Ёква. С петровских времен это был единственный путь для железных караванов – судов, на которых с Урала в Центральную Россию сплавляли металл. Причем последние караваны здесь ходили меньше 100 лет назад – до 1930-х годов.

«Да, в железных караванах преимущественно перевозили металл, но на самом деле в них везли все, чем богат Урал: пушнину, камни (и поделочные, и полудрагоценные), лес. Есть мнение, что часть Венеции построена на лиственнице, которая была срублена непосредственно здесь, – неспешно рассказывает инструктор Никита Юрьев под тихий плеск Чусовой. – Понятно, что есть категория людей, которые отправляются на реку побухать. Даже термин есть – «синий сплав». Но очень много людей выезжают на природу именно отдохнуть. Даже в договорах прописывают – «никакого алкоголя». А еще бывают вегетарианские сплавы, много тематических. С началом пандемии количество туристов на реке серьезно увеличилось, но я бы отметил и рост уровня комфорта. Существует стереотип: сплав – «о-о, в палатке ночевать, комаров кормить, не поеду». А на самом деле здесь работают обученные люди, живете в домах, вместо привычной тушенки с макаронами – вкусная еда от шеф-повара. Увидев все это, люди очень быстро меняют отношение к сплавам в лучшую сторону».

От Ёквы экспедиция отправилась уже на машинах. Усть-Утка, Висим, Уралец, гора Белая, которая считается границей Европы и Азии… Финишная точка путешествия – штольни Авроринского прииска, где Демидовы добывали платину. Осенью 1953 года все работы по добыче были приостановлены, прииск ликвидирован, так как недра истощились. Сейчас это место облюбовали ценители острых ощущений. Многие штольни затоплены. Это место особенно привлекательно зимой из-за обилия инея на стенах, сосулек различных форм и прочих зимних «украшений».

А дальше был Екатеринбург и возвращение домой…

Текст: Александр ЗЮЗЯЕВ

Фото: РИА НОВОСТИ

Верстка: Мария ЗАРБАЛИЕВА

Присоединяйтесь к нам в социальных сетях: