Исчезающая культура и скрытый
от глаз мир вепсов:

путешествие
по неизведанной Ленинградской области
На запрос «что посмотреть в Ленинградской области» поисковики всегда выдают стандартный список мест —  Выборг, Шлиссельбург, Гатчина. И здесь совершенно случайно можно наткнуться на рекомендацию посетить вепсский лес. Загадочные и не туристические места, располагаются между Ладожским и Онежским озерами.
Всего за 300 километров от Санкт-Петербурга открывается совсем другой мир со своей культурой и самобытностью. Именно там больше тысячи лет назад, а по некоторым исследованиям — три тысячи лет, поселился малочисленный финно-угорский народ — вепсы.
«Комсомольская правда в Санкт-Петербурге» вместе с блогерами отправилась в мистические земли вепсов — дальние населенные пункты Приоятья. Команда проекта «Дорогами вепсов» стартовала из Северной столицы.

НАША КОМАНДА

ИСЧЕЗАЮЩАЯ КУЛЬТУРА

Вепсский народ живет не только на территории Ленинградской области. Несколько веков назад они заселили земли в Карелии и Вологодской области. Раньше это были целые деревни, но с годами работы в населенных пунктах становилось все меньше, колхозы закрывались, молодежь уезжала в город.
Previous slide
Next slide
Согласно переписи населения, в 1939 году в Ленобласти проживало 15 571 вепс. В 1989-м население сократилось до 4273 человек, а в 2010 году — до 1380 человек. К 2020 году их осталось лишь 951 человек.
Вепсы — народ миролюбивый. Свою культуру они тщательно берегут, а к «пришлым» относятся с осторожностью. Но из чужаков на этих землях только дачники. В вепсских деревнях они не зимуют. В некоторых населенных пунктах круглый год живут лишь несколько семей, остальные дома пустуют до весны.
До деревень — Ярославичи, Винницы, Родионово, Щелейки — при хорошем раскладе можно добраться за 4-5 часов. При плохой погоде или зимой — все семь. Местами есть асфальт, разбитый ямами, но чаще всего это грунт. Экипажи автопробега ехали на двух внедорожниках — Chery Tiggo 8 Pro Max в рестайлинге и Chery Tiggo 7 Pro Max, которые нам предоставил автодилер «Максимум».

Chery Tiggo 8 Pro Max появился в обновленном варианте совсем недавно. Полноприводный кроссовер для путешествий на дальние расстояния стал еще более комфортным. У передних кресел теперь подогревается и охлаждается не только подушка, но и спинка. Есть и функция массажа. С технической точки зрения кроссовер практически не изменился. Под капотом уже хорошо известный 2-литровый бензиновый турбомотор мощностью 197 л.с.

Chery Tiggo 7 Pro Max тоже на полном приводе. У «семерки» есть шесть режимов движения: эко, комфорт, спорт, снег, грунт, 4×4, также позволяет штурмовать подъемы с максимальным уклоном в 45%. Так что испытание бездорожьем во время автопробега машина выдержала на все сто процентов.

Реклама. ООО «Максимум ОПТ». LjN8KEC4W

ХОЗЯЕВА ЛЕСА И ВОДЫ

Разговор с духами для вепсов — это часть культуры и жизни. У них просят помощи, совета и оставляют подношения.
Любой местный, идя в лес, понимает, что там он гость. Сначала просит разрешение войти, а затем оставляет на пне угощение для хозяина леса в знак благодарности. С пустыми руками идти — непорядок. Разрешение спрашивают, когда собирают ягоды и грибы. Водяной отвечает за озера и реки, домовой — за жилище. Даже переезжая, вепсы просят его пойти вместе с ними.

Есть и хозяин бани. Считается, что после полуночи мыться в бане уже нельзя, это время для хозяина.

Но несмотря на все это, вепсы православные.

узор вепсов - иконка

ВЕКОВЫЕ ДЕРЕВЯННЫЕ ГИГАНТЫ, ЗАБРОШЕННЫЕ МАЯКИ И ПОДВЕСНЫЕ МОСТЫ

Вепсы приняли православие еще в XI веке. Но язычество из их культуры до конца не ушло. В вепсских лесах сохранились настоящие памятники деревянного зодчества, которые можно посмотреть, в некоторые церкви — зайти внутрь.
Церковь Георгия Победоносца, или как его называли в простонародье — Егория Храброго, в селе Родионово построили в конце XV века. Это один из трех старейших сохранившихся в России деревянных храмов. А из тех, что не перевозили на новое место, он и вовсе самый старый в России. Сейчас церковь закрыта. Но изредка здесь ведут службы. Территория у храма открыта для посещения.
Previous slide
Next slide
Перебравшись через реку Свирь на пароме, можно попасть в деревню Щелейки. Дальше найти Храм Дмитрия Солунского. Строение здесь возвели в XVIII столетии. Сам храм соединяется галереей-мостом с колокольней, на которую можно подняться по лестнице и сделать пейзажные фотографии.
Previous slide
Next slide
Ансамбль Гиморецкого погоста в деревне Гимрека — редкий пример деревянного храмового комплекса XVII века в этом регионе. Сохранились шатровая Рождественская церковь, крытые ворота и колокольня.
Previous slide
Next slide
Часовня святителя Николая в Шондовичах появилась в XIX веке. Как туда к ней попасть, знают немногие. В часовне можно увидеть удивительное сочетание двух культур. В одном месте молятся и ставят свечи, тут же — оставляют подношения «заветы» по давним традициях.
Previous slide
Next slide
Население в Шондовичах можно пересчитать по пальцам. Зимовать остаются около 15 человек. Ни связи, ни интернета — нет. Телефон стационарный есть не у всех.
Недавно деревня прославилась в кино «Жили-были» с Федором Добронравовым и Ириной Розановой. Ради съемок комедии возвели беседку на берегу реки Оять, а после появилась еще одна достопримечательность — подвесной мост. Его строительства добились местные жители, ведь прошлую переправу смыло во время половодья.
Previous slide
Next slide
Маяк на мысе Чейнаволок в Онежском озере является самой восточной точкой Ленинградской области. Его построили примерно в 1926 году. Долгое время сооружение было недействующим. Но совсем недавно на самом верху появился фонарь и местные поговаривают, что работа на нем должна возобновиться. Табличка на маяке гласит, что объект теперь охраняемый. Маяк «Самбо», как его называют, высотой в 23 метра. В годы, когда он был действующим, видимость огня достигала до 20 километров.
Previous slide
Next slide

Добираться до него придется пешком, но эта прогулка приятно удивит вас живописностью окружающих мест. Идти будете вдоль Онежского озера по каменистому, а местами песчаному пляжу, с видом на водную гладь и волшебный лес.

Координаты: 61.132839, 35.695666

КСТАТИ

Гостиниц в этих местах нет. Останавливаться придется в избах. Местные жители, которые уезжают на зимовку в город, охотно сдают свои дома туристам на сайтах бесплатных объявлений. Но предложений таких немного.

ВЕПССКАЯ КУХНЯ:
ПИРОГИ ДЛЯ ЗЯТЯ И КАЛИТКИ

Вепсская кухня — простая, но очень вкусная. Повседневное меню местных состоит из даров леса, всего, что выращено на огороде, рыбы и мяса. Творог, молоко, масло — домашнее.

Калитки (у вепсов принято ставить ударение на первый слог — прим.ред.) — тонкие лепешки с начинкой из картофеля, пшена, толокна или творога, приготовленные в печи. Хозяйки пекли их в воскресенье. Часто по форме калиток можно было определить, в какой деревне их приготовили.

— Помню из детства, как мама всегда пекла калитки именно в воскресенье. Традиционно в субботу всей семьей мы ходили в баню, а на утро лакомились маминой выпечкой. Рецепт у них простой: кефир, соль и масло растительное. Используем два вида муки: белую и ржаную. Час и калитки готовы, — делится секретами жительница деревни Ярославичи Наталья Чудова.
Калитки не единственное угощение на столе вепсов. Сканцы — блинчики из ржаной муки тоже готовили по выходным дням и праздникам, начиняли пшенной кашей, запаренной гороховой мукой или толокном, ягодами или грибами.
Еще одно традиционное блюдо — пироги для зятя. С виду, как чебурек, но сладкие на вкус и без начинки. Хозяйки подавали их, когда в гости приезжал любимый зять с дочерью.

Олудь — вепсское пиво. Воду, дрожжи, сахар настаивают не менее 20 дней до 10-12 градусов.

СОХРАНЯТЬ САМОБЫТНОСТЬ

Село Винницы — самое крупное на земле вепсов. Несколько лет назад власти Ленинградской области выделили деньги на развитие малых коренных народов. Так в селе появился Вепсский центр фольклора. Гостям здесь очень рады — для них показывают спектакль, поют песни и проводят экскурсии. В соседнем здании есть свой вепсский робот — двухметровый старик Хозяин леса. Где такое еще увидишь!
Центр фольклора занимается организацией национального праздника «Древо жизни». Традиционно его отмечают во второе воскресенье июня. За последние годы «Древо жизни» стало одним из самых посещаемых этнических праздников на Северо-Западе России.

Впервые праздник начали отмечать в 1987 году в Винницах. Для вепсов Ленинградской области, где этническая тематика с 1937 года была полностью исключена из культурной политики региона, его организация явилась возвращением вепсов в местную «историю» и своеобразным актом их официального признания.

Но культуру пытаются сохранить не только за бюджетные деньги. В деревне остались энтузиасты, готовые биться за идею.

Светлана Ивановна Ершова — коренная вепсянка из села Курба. Более половины жизни она проработала школьным учителем. Однажды Светлана собрала своих ребятишек в поход и вместе они дошли до заброшенных деревень. А там был настоящий клад — старинные предметы быта. Учительница годами собирала кухонную утварь, инструменты для земледелия, национальную одежду. Обивая пороги, педагог на пенсии лишь недавно смогла присвоить своей коллекции статус музея.

Previous slide
Next slide
Всех гостей Светлана Ершова встречает сама. Она трогательно рассказывает о том, как жили вепсы и каким приметам следовали.
— Мы вепсы верим в приметы. Например, нельзя качать пустую колыбель. Семьи были и так большие, всех не прокормишь. А если качаешь пустую колыбель, то ворожите следующего ребенка. Но если наоборот хотелось ребенка, то делали это специально, — отшучивается Светлана Ивановна.
Здание ДК в Ярославичах когда-то было церковью. В 30-е годы во время «отмены» его переоборудовали под Дом Культуры. Сейчас там собираются местные жители, в основном остались женщины на пенсии, — проводят чтения литературы на вепсском, отмечают праздники, вспоминают молодость. Стараются не забывать свой язык.
Вепсский язык пусть и древний, но письменную форму приобрел только в XX веке. Из-за сокращения населения, теперь есть риск остаться только на бумаге. Носители уже пожилые люди, в деревнях говорят в основном на русском, а молодежь и вовсе не знает язык предков.
Previous slide
Next slide
Гостям в ДК тоже рады. Обязательно поделятся с вами историями из своей жизни и расскажут о местных традициях.
— В деревне приходили свататься обычно по ночам. Чтобы если жених получит отказ, никто его не видел. Ведь понять, что невеста не согласилась, можно по одному предмету. Это мутовка или ручной миксер, которым раньше взбивали тесто, масло и много другое, — интригует Галина Окунева, заведующая дома культуры в деревне Ярославичи. — Сваты приходят в дом к невесте с песнями, стихами, начинают просить руки девушки. Отказаться от замужества она могла, положив на стол мутовку. Но если согласилась, молодых уже садят за стол и начинаются гуляния.

ЖИЗНЬ ЗАМЕРЛА ЗА СОТНИ КИЛОМЕТРОВ
ОТ ПЕТЕРБУРГА

Вепсский лес — это глухие деревни, здесь нет крупных торговых центров, шумных трасс и железных дорог. Кажется, будто жизнь здесь замерла за сотни километров от Санкт-Петербурга. Но есть душевные люди со своей историей, красивая природа. Путешествие сюда может стать непредсказуемым и захватывающим приключением. Упавшее от ветра на дорогу дерево, перемерзшие провода, вышедшая из берегов Оять или сломанная паромная переправа — настоящая жизнь.
Впрочем, несмотря на это, у вепсов есть шанс сохранить культуру. Сейчас деревни заселяют энтузиасты — Илья Желтяков вместе с женой Анастасией создали проект «Лес и ветер». Делают путешествия для туристов по глухим деревням с большой историей и восстанавливают пустующие избы, а деревенским создают рабочие места.
Previous slide
Next slide
Сами вепсы переживают трагедию своего исчезновения по-разному: одни смирились с неизбежным, другие, как наши герои Наталья Чудова, Галина Окунева и Светлана Ершова, стараются сохранить традиции и поделиться ими с гостями.