лучшие места для отдыха
на воде в южной столице России
Ростов-на-Дону – южный город России, расположенный на живописных берегах Дона. Он привлекает туристов своей уникальной атмосферой, богатой историей и гостеприимством местных жителей. Город покоряет многочисленными достопримечательностями, среди которых знаменитые набережные, старинные улочки и памятники архитектуры разных эпох. Южная столица богата культурными мероприятиями и фестивалями, создающими особую атмосферу праздника и веселья.
Река Дон играет важную роль в привлекательности региона. Туристы наслаждаются красивыми видами, открывающимися с прогулочных теплоходов, рыбалкой и отдыхом на природе. Для любителей активного досуга доступны экскурсии по окрестностям, посещение казачьих станиц и дегустация традиционных донских блюд. Все это создает неповторимый колорит юга России, делая Ростов-на-Дону притягательным местом для путешествий и отдыха круглый год.
Гостям донской столицы доступны разные варианты комфортного отдыха: в городе отлично развита гостиничная инфраструктура. Составить индивидуальный маршрут по южному городу поможет официальный туристский портал Ростова-на-Дону. Мы же предлагаем подборку лучших мест для отдыха на реке Дон и рядом с ней.
Увлекательный маршрут с десятками точек притяжения
У Ростова-на-Дону есть яркая особенность, которую ценят как местные жители, так и туристы: наличие двух набережных, на левом и правом берегах. Каждая набережная обладает своим колоритом и набором развлечений под любой возраст, предпочтения и бюджет. Вне зависимости от сезона года здесь можно совершить неспешную прогулку, полюбоваться живописными видами, оценить ландшафтный и архитектурный дизайн, а также гастрономическое разнообразие донской кухни.
Гостиница Якорь
на набережной.
На набережной правого берега вы найдете множество достопримечательностей, одной из которых являются мощные кнехты, держащие швартовочные тросы круизных теплоходов, — они отлиты на известных заводах местных купцов и промышленников еще при царской России. Вокруг набережной расположены уникальные исторические здания.
Одним из популярных мест посещения являются Парамоновские склады. Сооружения возведены в XIX веке для хранения зерна. Родниковая вода, которая прежде охлаждала помещения зернохранилищ, в наши дни течет между стен здания водопадами, а один из складов полностью заполнен родниковой водой.
Среди детских площадок, уютных лавочек и ухоженных аллей на набережной внимательный турист встретит интересные памятники и скульптуры: Дед Щукарь, Нахаленок, Григорий и Аксинья в лодке, Замковое дерево, Художник и другие.
В темное время суток скульптуры буквально «оживают» благодаря искусной подсветке.
Фонтан
у музыкального театра.
В многочисленных ресторанах и кафе на набережной можно оценить донскую кухню, которая порадует локальными продуктами и местными рецептами.
Благоустроенная набережная.
Набережная левого берега откроет перед вами главный пляж Ростова-на-Дону, который находится рядом с центром города. Достаточно просто пересечь Ворошиловский мост и спуститься к этой локации, обрамленной ухоженной мощеной набережной. Вы ощутите освежающую прохладу реки, сможете полюбоваться панорамой города и прогуляться по золотому песку.
Вид на Дон
с железнодорожного моста.
В тени раскидистых деревьев находятся различные рестораны и кафе, где можно перекусить. Кроме того, отсюда открывается панорамный вид на стадион «Ростов Арена», который в вечернее время впечатляет своей архитектурной подсветкой.
От Петра I и Шолохова до шедевров мирового джаза
Активная навигация у берегов южной столицы России длится с апреля по октябрь. Увидеть вдохновляющие пейзажи и невероятные огни Ростова-на-Дону можно благодаря комфортабельным тихоходным и скоростным катерам, яхтам и прогулочным теплоходам.
Если времени у вас немного, то оценить прибрежные природные красоты Зеленого острова и знаменитого Левбердона можно на небольших прогулочных теплоходах (курсируют каждый час), либо использовать для этого катамараны повышенной комфортности, оснащенные аудио и свето-аппаратурой. Уникальные памятники архитектуры, бесконечные водные акватории и вид на знаменитый стадион «Ростов Арена» превратят ваш день в особенное событие.
Стадион
«Ростов Арена».
Прогулки по воде также придутся по вкусу истинным меломанам, ведь на теплоходе «Капитан Харитонов» каждую среду и воскресенье проводятся тематические вечеринки, которые легко увлекут в мир джазовой музыки, танцевальных хитов, либо закружат в ритме зажигательной самбы.
Узнать историю Донского края, его гастрономическую и природную уникальность поможет увлекательный тур из Ростова-на-Дону в станицу Старочеркасскую. Теплоходы «Москва-76», «Мельник» и «Анатолий Осенний» от компании «Дон Тур» отправляются туда каждые выходные.
За время тура вы сможете посетить знаменитый Атаманский дворец, музей-заповедник с реконструкцией деревенской жизни эпохи XIX века, Войсковой собор XVIII века и колокольню. В дополнении с прекрасными видами на реку Дон поездка оставит незабываемые впечатления.
Запечатлеть красоту донских водных пейзажей вам также помогут высокоскоростные суда на подводных крыльях «Валдай», которые совершают регулярные рейсы из Ростова-на-Дону в города Семикаракорск и Азов, станицы Багаевская и Романовская.
Суда на подводных крыльях «Валдай».
Туристы часто выбирают Ростов-на-Дону в качестве начальной или конечной точки речного круиза. От набережной реки Дон теплоходы судоходных компаний совершают регулярные рейсы в Москву, Казань, Самару, Санкт-Петербург, Нижний Новгород. В транзитных круизах южный город является важной составляющей маршрута: его посещают туристы из многих городов страны, в том числе из Астрахани, Волгограда, Твери, Ярославля, Москвы, Казани и Саратова. На обзорных экскурсиях по городу они могут полюбоваться архитектурными шедеврами купеческих особняков на главной улице города Большой Садовой, узнать интересные исторические факты и послушать ростовские байки.
Круизные теплоходы у набережной Ростова.
Спланировать свой маршрут довольно легко, ведь путешествия на высококлассных теплоходах со стоянкой в этом колоритном южном городе предлагают многие компании, среди которых «Донинтурфлот» и «Водоходъ».
Навстречу захватывающим приключениям по водной глади
Гостям южной столицы, которых манит романтика речных просторов, совершить увлекательное путешествие помогут местные яхт-клубы, яхтенные школы, а также компании, которые организуют парусные регаты или сдают яхты в аренду (от эконом-класса до премиальных судов). Наиболее известными среди них являются: яхт-клуб «Аврал», Ростовская яхтенная школа Олега Гончаренко, «Сармат», «Азовско-Донской Яхтъ-Клуб. 1893» и другие.
Прогулка на яхте станет увлекательным приключением как для взрослых, так и для детей. Особенно, если она пройдет под лучами закатного солнца и под аккомпанемент рассказов гида о старых бригантинах, ловких купцах и истории самого Ростова-на-Дону.
Рекомендуем принять участие в парусных регатах, которые проводятся каждые выходные в течение всего сезона навигации. Это добавит в ваше путешествие немного азартной гонки на фоне природной красоты бассейна реки Дон. Участвовать в регатах можно как на собственной яхте, так и взять ее в аренду вместе с опытным экипажем или без него.
Связь между поколениями и отражение мощи Дона
Мосты в Ростове-на-Дону — не просто ключевые транспортные артерии, а настоящие достопримечательности города. Именно с мостов открываются красивые панорамные виды на южную столицу. Эти монументальные сооружения соединяют берега Дона и его притоков, попутно рассказывая свою увлекательную историю.
Согласно архивам, изначально были наплавные переправы через реки Дон и Темерник, по которым ходили пешеходы, ездили конники, телеги и гужевой транспорт. Первый капитальный мост появился в городе в 1874 году — это был железнодорожный мост, который соединил центр Ростова с левым берегом Дона. Сегодня каждая переправа в донской столице является частью культурного наследия, имеет свой архитектурный облик и важное значение для транспортной системы города. В годы Великой Отечественной войны мосты Ростова-на-Дону играли ключевую стратегическую роль.
Ворошиловский мост занимает особое место в сердцах ростовчан и фактически является визитной карточкой донской столицы. Он соединяет не только правый и левый берега, но и Европу и Азию, ведь по реке Дон проходит условная граница между этими частями света. Изображение этого моста можно встретить на многочисленных сувенирах, открытках, живописных полотнах местных художников. Сегодня по Ворошиловскому мосту ежедневно проезжают тысячи автомобилей, а туристы приходят сюда, чтобы насладиться живописными видами на реку Дон и сделать красивые фотографии.
Железнодорожный разводной мост через Дон соединяет центральные регионы России с югом страны, обеспечивая транспортировку пассажиров и грузов. Первый такой мост был построен в 1874 году, а в начале XX века на смену ему был возведен новый мост с разводной частью вертикально-подъемной конструкции, который ростовчане назвали «американским» из-за использования системы разводки американского инженера, да и подъемный механизм был заказан в США. Мост через Дон такой конструкции был первым в России и Европе. В годы Великой Отечественной войны «американец» сильно пострадал и сегодня вид на реку украшает железнодорожный мост, построенный в 1952 году. Своей конструкцией он повторяет «американский», но очертания изменились.
Также стоит упомянуть Западный мост, который стал настоящим прорывом для транспортной инфраструктуры, позволив значительно разгрузить центр города. С него открывается великолепная панорама на западную часть Ростова и речные просторы. В то же время Аксайский мост, построенный в 1964 году, соединяет Ростов-на-Дону с городом Аксай. Это часть федеральной трассы М-4 «Дон» и важный элемент транспортной системы региона. С этого моста туристы могут насладиться прекрасными видами на восточную часть города и реку Дон, которая в этом месте особенно живописна.
Для поклонников воды, солнца и песка
В южной столице отдохнуть на пляже можно на берегах Дона и искусственных водоемов. Самым популярным среди городских пляжей можно назвать пляж в зоне отдыха в районе Зеленого острова. К числу наиболее посещаемых природных пляжей относятся: «Каррера» на Западном карьере, база отдыха «Стерео» в районе Голубого озера, Соленое озеро и два пляжа «Палета» и «Ластория» в 5,5 км по трассе М-4 «Дон» к югу от Аксайского моста.
Тенистые аллеи, плавный спуск к чистой воде — вот чем привлекает пляж в районе Зеленого острова. Это отличное место для отдыха, идеально подходящее пожилым людям и семьям с маленькими детьми. Здесь расположена большая детская площадка с качелями, каруселями и разными «лазалками», а для взрослых доступны спортивные тренажеры, беседки, навесы и зонтики.
Пляж на левом берегу Дона (Левбердон).
«Каррера» — целый развлекательный центр на берегу Дона, который включает не только пляжную зону, но и банный комплекс, бассейны, рестораны и спортивные площадки. Здесь работает школа вейкборда, где всех желающих научат кататься на доске по водной глади озера, для детей установлена надувная горка. Вечером пляж превращается в настоящий ночной клуб под открытым небом: проходят вечеринки, устраиваются концерты и музыкальные фестивали.
На Западном шоссе, между Ростовом и Батайском находятся Голубые озера, известные своей чистотой. На одном из них расположилась пляжная база отдыха «Стерео», где создана комфортная инфраструктура, есть беседки в тени деревьев, пологий песчаный берег, пирс для ныряния, а в баре можно попробовать вкусный шашлык и прохладительные напитки. Среди развлечений — катамараны, волейбол и разнообразные вечеринки, для детей оборудована детская площадка.
Пляж Зеленого острова.
В ближайшем городе-спутнике Ростова-на-Дону, Батайске, находится еще одно популярное место для пляжного отдыха — Соленое озеро. На его территории есть уютные кафе, магазины, отели и новый аквапарк «Южный». Здесь часто проходят выступления диджеев и кавер-групп, пенные вечеринки и розыгрыши призов. Аниматоры устраивают для детей представления с играми и конкурсами. Наиболее активным гостям предлагают занятия по аквааэробике и аквазумбе.
Пляж «Палета» расположен на берегу карьера с водой голубого оттенка в Аксайском районе. Гостям пляжа доступны волейбольная площадка, банный комплекс, беседки и столики под крышей. Можно арендовать квадроцикл для водных прогулок. На территории есть кафе, где готовят вкусные блюда на мангале. Нередко здесь проводятся музыкальные концерты под открытым небом.
Аквапарк «Южный» в Батайске.
Пляж «Ластория» находится с «Палетой» по соседству. Кроме беседок с мангальными зонами, есть выбор водных развлечений: можно покататься на гидроцикле, «банане» или «таблетке».
Для отдыха с детьми в бассейне или на горках аквапарка
Отдохнуть от суеты и шума большого города
на левом берегу Дона помогут отели с бассейнами, среди которых «Петровский причал», «Высокий берег», «Графский парк», «Русский стиль», «Жардин», «Мозаика», а также всесезонный
спа-комплекс «Левобережная 45».
В спа-комплексе «Левобережная 45» гостей ждут великолепный панорамный вид, зона для загара, основной и переливной бассейн системы infinity, соляная комната из 50 тонн гималайской соли. Для маленьких гостей выделена отдельная зона с игровой площадкой и бассейном.
Комфортно отдохнуть с детьми можно и в аквакомплексе «Waterhouse», на территории которого работает детский бассейн с водными горками, а в выходные и праздничные дни развлекают аниматоры и проходят детские шоу-программы.
Современный загородный комплекс парк-отель «Высокий Берег» предоставляет весь спектр гостинично-ресторанных услуг. Натуральные газоны, хвойные деревья, два бассейна создают атмосферу уюта и благополучия. У парк-отеля есть собственный причал с пришвартованными яхтами — можно отправиться на речную прогулку.
Аквапарк «Н2О».
Тем же, кто не мыслит себя без шумных вечеринок вокруг бассейна, понравится ночной клуб «Эмбарго Вилла», афиша которого всегда пестрит именами модных диджеев.
Если вы предпочитаете отдых в черте города, советуем посетить масштабный всесезонный аквапарк Ростова-на-Дону «Н2О». Гостей южной столицы здесь ждут волновой, детский, спортивный, оздоровительный с быстрой рекой и четыре SPA-бассейна, с гидромассажным оборудованием, гейзерами и фонтанами. При этом, один из бассейнов находится прямо на крыше, а для любителей острых ощущений работают восемь скоростных горок.
Приверженцы здорового образа жизни по достоинству оценят Гребной канал Ростова-на-Дону. Он является местом проведения множества массовых физкультурно-спортивных мероприятий и излюбленным местом отдыха горожан. На территории локации размещено большое количество площадок для занятий различными видами спорта: для воркаута, мини-футбола, бадминтона, большого тенниса, баскетбола и пляжного волейбола, также есть беговая и велосипедная дорожка длиной 6300 метров, пункт проката сапов.
Гребной канал.
Выступление морского артиста
в Дельфинарии.
Туристам с детьми рекомендуем посетить дельфинарий в Ростове-на-Дону, который располагается в парке «Сказка» в Западном микрорайоне, в 30 минутах езды от железнодорожного вокзала. Комплекс оснащен тремя бассейнами и тремя комфортными трибунами. В любой день, за исключением понедельника, зрители могут насладиться представлениями с танцующими и играющими животными. В качестве артистов выступают дельфины, белуха и морской котик.
Лучшие места для ловли и покупки вкусной рыбы
Рыбалку на Дону, во впадающих в него реках и Азовском море любят и местные жители, и гости региона. В отдельных местах вылов рыбы запрещен, поэтому лучше заранее выяснить, где это можно делать и с помощью какой снасти. Разнообразие рыбы поражает: в водах Дона можно поймать леща, тарань, толстолобика, окуня, селедку, пузанку, амура, сома и щуку.
Среди лучших мест, где можно ловить рыбу выделяется левый приток Дона — река Маныч, куда путешествующие поклонники рыбалки приезжают за сомом, судаком, сазаном, красноперкой и лещом.
Популярными местами для рыбной ловли на территории Ростова-на-Дону считаются набережная реки Дон, район Зеленого острова и акватория Северного водохранилища.
В Дону водится чуть более семидесяти видов рыб и самый простой способ попробовать большинство их них — это посетить Центральный рынок Ростова-на-Дону, одну из ключевых достопримечательностей города с трехсотлетней историей. Рынок находится буквально в нескольких минутах ходьбы от набережной Дона, а вход в него расположен рядом с собором Рождества Пресвятой Богородицы.
Тарань, чехонь, донская селедка, шамайка, рыбец, белый амур — на Центральном рынке каждого туриста встретит настоящее рыбное изобилие. Общение с местными торговцами станет дополнительным развлечением: они обязательно дадут ценные советы по выбору самой лучшей рыбы, в том числе, что взять в качестве подарка. Можно купить свежую рыбу, которую только-только выловили из Дона, копченую, вяленую, в сезон на прилавки выставляют улов с икрой.
На рынке также продают главную гастрономическую гордость Ростова-на-Дону — раков, сомов, щук, судака и цимлянского леща. Местные мастера коптят леща на щепе из фруктовых деревьев — яблони, груши, вишни или сливы. Ценителям рыбных деликатесов придется по вкусу филе кижуча, палтуса, семги, а также икра щуки, нерки и горбуши.
Щедрое гостеприимство во вкусах, ароматах и традициях
В меню многих ростовских ресторанов вы найдете большое количество разнообразных рыбных блюд. Знакомство со вкусными традициями лучше начать с визита в прибрежные рестораны — «Казачий курень», «Петровский причал», «Высота 5642», «Пирс» и «Кумжа». Там сможете попробовать наваристую уху с донским раком, котлеты из щуки, курник с икрой сазана и томленой капустой, запеченного сома или сазана.
Кроме того, в городе очень любят раков, которых варят по самым различным рецептам — в пряном рассоле с укропом, со сливками, с грибами, в сливочно-чесночном соусе, с различными специями. В гастропабах и раковарнях города («Раки и гады», «Есть раки», «Раковая № 1», «40 футов») сможете попробовать раков по-луизиански, по-венгерски, классический американский рецепт с кукурузой, с томатами, с лимоном и другие вариации.
Кстати, в южной столице можно встретить рака прямо во время прогулки по набережной. Колоритную бронзовую скульптуру поставили на средства меценатов и теперь она стала популярной фотозоной для горожан и гостей.
Ростов-на-Дону — уникальный во многом город, посетив который можно не только насладиться различными водными приключениями, но и окунуться в богатую культуру и историческое наследие региона. А наш путеводитель вместе с официальным туристским порталом Ростова-на-Дону помогут сделать любое путешествие в южную столицу идеальным и незабываемым.
Текст: Наталья Веснина
Фото: Департамент экономики Ростова-на-Дону, Агентство по туризму и деловым коммуникациям Ростовской области, Оксана Зуйко, Роман Игнатьев, Андрей Абрамов, globallookpress.com, lori.ru, unsplash.com
Верстка: Наталья Хлапова







Из Мурома по М12 мы домчались до Москвы буквально за 3 часа. Прекрасное вышло путешествие. А Москвич 6 ни разу нас не подвел.
Рамиль Фарзутдинов — автор идеи проекта, организатор автопробега, водитель с 34-летним стажем. Работает советником главного редактора «Комсомольской правды». Член Русского географического общества, редактор географических книг, администратор и участник более трех десятков сплавных экспедиций «Комсомольской правды» по Хабаровскому, Приморскому, Красноярскому краям, Магаданской области и Якутии, экспедиций на Урале, Камчатке и островам Большой Курильской гряды, а также автопробегов по Европейской части РФ и Дальнему Востоку.
Владимир Слепко — штурман автопробега, водитель с 36-летним стажем. Работает в Бюро проверки «Комсомольской правды». Участник четырех автопробегов по Европейской части РФ.
О МОСКВИЧЕ 6: КОМФОРТ ДЛЯ ВОДИТЕЛЯ И УДОБСТВО ДЛЯ ПАССАЖИРОВ
В нашей машине вертикальный дисплей с диагональю 10,4 дюйма вписан в консоль, плавно переходящую в центральный тоннель. Часть функций сенсорного дисплея продублирована физическими кнопками под ним: обдув салона и лобового стекла, аварийка, подогрев заднего стекла и переключение режимов вождения. Остальной функционал – сенсорный.
В машине хватает электроники для парковки. Это и картинка, возникающая на дисплее, показывающая не только изображение с задней видеокамеры, но и «вид сверху». Есть и пищащий парктроник. Машина управляется легко, как говорится, «одним пальцем». На руле есть регулировка громкости радио и круиз-контроль. Правда, приятный на ощупь кожаный руль имеет регулировку по углу наклона, но, к сожалению, не регулируется по вылету. Впрочем, это особенного неудобства не доставляет, – за счет регулировок водительского сидения. К слову, сидения в Москвиче 6 эргономичные. После дневных перегонов спина совсем не чувствует усталости. А на задних пассажирских местах вполне просторно даже высоким людям.
О МОСКВИЧЕ 6: МАШИНА НА ДОРОГЕ
Передняя подвеска у нашей «ласточки» – независимая пружинная типа МакФерсон, задняя – независимая мультирычажная. Передние и задние тормоза – дисковые (передние – вентилируемые). Стояночный тормоз – электромеханический, с системой автоматического удержания. Тормоза держат мертво.
Все амортизаторы гидравлические, но подвеска не прощает и малейших ошибок, отчетливо реагируя на кочки. К «лежачим полицейским» нужно подъезжать со всем почтением, максимально сбросив скорость. С мелкими неровностями ходовая справляется, но надо следить за дорожным полотном, объезжая проблемные участки. Надо помнить, что у Москвича 6 длинная база и небольшой дорожный просвет (140 мм) и это все-таки не кроссовер, а городская машина. Хотя, отметим, при внимательной езде мы не скребли днищем даже на участках проселочных дорог.
Бесспорный плюс нового «Москвича» – его очень вместительный багажник объемом – 540 л, а при сложенных задних сиденьях становится больше втрое (1650 л). Сиденья в автомобиле складываются в ровный пол с багажником. Слона сюда вы, конечно, не впихнёте, но слонёнка – запросто! Во всяком случае, даже без складывания задних сидений, мы разместили в багажнике: надувную двухместную байдарку с веслами, большую палатку-трехместку, объемный короб с продуктами и походным скарбом, баулы с личными вещами, автопринадлежности, включая аптечку и огнетушитель. Под багажником хранится колесо-докатка, домкрат и баллонный ключ, и есть пустое пространство, куда также можно положить необходимые в пути мелочи.
МОСКВИЧ 6:
ГОТОВ К ДОЛГОМУ ПУТЕШЕСТВИЮ
Нам передали для тест-драйва Москвич 6 цвета «мокрый асфальт» в комплектации «Бизнес», с пробегом чуть больше 10000 км. Это 174-сильная «лошадка» с турбированным движком. Расположение двигателя – поперечное. Он работает в паре с шестиступенчатой роботизированной трансмиссией с двойным сцеплением. Движок малошумный и полностью соответствует экологическому стандарту Евро 5, имеет чугунный блок цилиндров. Мощности и динамики ему хватает – обгоны на трассе даются на машине легко.
В нашем авто бесключевой доступ, запуск двигателя с кнопки, 4 подушки безопасности; система кругового обзора с камерой заднего вида и задними парктрониками, антиблокировочная система (ABS) и система распределения тормозного усилия (EBD), система курсовой стабилизации (ESP), антипробуксовочная система (TCS), ассистент экстренного торможения (HBA), система помощи при старте на подъеме (HSA), подогрев передних сидений, люк с электроприводом.
Машина бесспорно красивая с приятными глазу пропорциями, изящными линиями, рельефными бортами и аэродинамичными обводами. Приземистая форма,напоминающая приготовившуюся к прыжку пантеру, с имитацией воздухозаборников на переднем бампере и парой выхлопных труб сзади придают внешнюю мощь. Светодиодная оптика (а каждая передняя фара – это 142 светодиода и 5 оптических линз) отлично освещает ночную дорогу.
В комплектации немало полезных мелочей. Есть два подлокотника: в ящике под передним сиденьем можно охлаждать напитки, в откидном подлокотнике в спинке заднего сидения – два подстаканника. Есть подстаканники и для водителя с передним пассажиром. Четыре USB-порта – по два спереди и сзади. Зеркала в солнцезащитных козырьках с подсветкой.
От Чебоксар до Дивеево выбранным нами маршрутом (со съездом после Моргаушей на «платку» М12) четыре с половиной часа езды. Дождь лил почти все 380 км пути. Он то стихал, то усиливался, но к Дивеево заметно распогодилось, и на небе появились голубые проталины. А при подъезде к святым местам выглянуло солнце и заиграло ярким светом на золотых куполах Серафимо-Дивеевского монастыря. Чем не чудо?
Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь расположен на берегу реки Вичкинзы в большом селе Дивеево (население – около 7 тысяч человек), в 180 км от Нижнего Новгорода и 450 км от Москвы. Название села, основанного еще в 1559 году, по одной из версий пошло от ногайского мурзы Дивея, некогда владевшего этими землями.
В православии считается, что четыре места на земле Матерь Божия взяла под свое покровительство. Это так называемые «Уделы Богородицы»: Иверия (в Грузии), Афон (в Греции), Киево-Печерская Лавра и Дивеево.
Дивеевский монастырь основала во второй половине XVIII века матушка Александра из Киева, которой было видение Богородицы. Она наказала монашке обойти святые русские места и основать монашескую обитель там, где она подскажет. Местом таким, как вы догадались, оказалось Дивеево.
Перед смертью Александра обратилась с просьбой о попечительстве над монахинями к старцу соседнего мужского монастыря в Саровской пустыни. Тот ответил, что он уже стар, и порекомендовал ей молодого иеродиакона Серафима. Тот согласился. Любопытно, что попечительство Серафим осуществлял дистанционно и был в Дивеево всего лишь раз. Он говорил братии, что после смерти его тело будет покоиться в Дивеевском монастыре. Так и случилось. Ныне мощи преподобного Серафима Саровского находятся в Троицком соборе Дивеевского монастыря и к ним открыт доступ паломников.
Всего в Дивеево четыре величественных собора (Казанский, Троицкий, Преображенский и Благовещенский) и множество церквей и часовен. В монастыре обитает порядка 500 насельниц и ежегодно его посещает свыше четырехсот тысяч паломников и туристов.


Столица Чувашской республики — интересный волжский город с полумиллионным населением и своим национальным колоритом.
По данным археологических раскопок, на месте впадения в Волгу речки Чебоксарки еще в XIII веке существовало булгаро-чувашское поселение. В 1555 году, после вхождения этих земель в состав Русского царства, тут был возведен деревянный Кремль. Позже, после крупного пожара, уничтожившего почти весь деревянный город, построили первое сооружение из камня – Введенский собор (сохранился до наших дней). С середины XVII столетия в Чебоксарах понемногу развивается каменное строительство – домов, усадеб, церквей…
Крупным промышленным и административным центром город стал в советские времена, после того как в 1920-м году была учреждена Чувашская автономия, а Чебоксары стали ее столицей.
Заметно изменило облик города строительство (с конца 60-х по 80-е годы прошлого века) Чебоксарской ГЭС. Уровень Волги при этом заметно повысился, и часть береговой полосы, где стояли исторические здания, ушла под воду. В устье реки Чебоксарки образовался широкий Чебоксарский залив, который в наши дни стал украшением столицы Чувашии. Мы в городе были всего один вечер и успели погулять в основном по периметру залива, но это пространство включает в себя многое из того, что стоит посмотреть в Чебоксарах.
Улицу Константина Иванова, Успенскую церковь, Троицкий монастырь, Московскую набережную, сквер К. Иванова, Художественный музей, Введенский собор, набережную Волги, памятник Матери-покровительнице, пешеходный мост через Чебоксарский залив, Воскресенскую церковь, национальный драмтеатр и неожиданный памятник Маленькому принцу (из книжки Экзюпери) на пешеходном бульваре купца Ефремова и тут же вполне логичные памятники Остапу Бендеру и Кисе Воробьянинову (Ося и Киса точно были в Чебоксарах. В XXXV главе «Двенадцати стульев» Бендер говорил: «Киса! Давайте бросим погоню за бриллиантами и увеличим население Чебоксар до 7704 человек. Это будет очень эффектно…»).
Выезжаем из Чистополя и берем курс на Казань, до которой отсюда 130 км. Самым интересным на маршруте будет мост через Каму — вернее, мостовой переход через эту широченную реку между поселком Алексеевское и селом Сорочьи Горы. Это поистине гигантское сооружение!
Общая протяженность мостового перехода через Каму составляет 13 967 метров и включает в себя предмостовую эстакаду длиной 275 метров, мосты через речки Курналка (70 метров), Архаровка (550 метров) и Каму (1608 метров). Этот мост является стратегической частью автодороги Р239 и евразийского транспортного коридора «Европа – Западный Китай».
Ну а в самой Казани не бывал, наверное, только ленивый (что уж говорить о нас, бывали многажды). На этот раз мы решили устроиться на ночевку не в традиционном центре, а «чуть сбоку» — на берегу озера Кабан (точнее, Нижний Кабан), в Старо-Татарской слободе. Это интереснейший район города с десятками памятников историко-культурного наследия. Тут представлена самобытная, национальная и ярко-лубочная Казань.
Появился этот район после завоевания города в 1552 году Иваном Грозным. Сюда выселяли татар, неугодных царевой власти. Так тут стали обживаться деятели культуры, промышленники и купцы. Со временем слобода превратилась, как мы бы сегодня сказали, в «престижный район». Статус архитектурно-исторической заповедной территории Старо-Татарская слобода получила в 1992 году. Позже, в рамках подготовки к празднованию 1000-летия Казани и проведению Универсиады, тут была проведена заметная реставрация исторических памятников и расширение ресторанно-гостиничных площадей этого района Казани.
Прогулку по достопримечательностями Старо-Татарской слободы начнем с набережной озера Кабан. Отсюда открываются интересные панорамы противоположного берега Казани и красивый вид на драмтеатр Камала.
На улице Марджани вдоль берега Кабана сохранились здания татарской архитектуры. Свернув направо на улицу Сафьян, выйдем на другую историческую улицу Старо-Татарской слободы, ныне пешеходную, – Каюма Насыри. Пройдемся по ней в обратном направлении, рассматривая старинные казанские мечети – Апанаевскую и Марджани. Поснимаем у жанровой скульптуры «Окно в Казань» и свернем налево, на улицу Карима. Здесь видим Дом Юнусовых-Апанаевых (особняк строился семьей Юнусовых, а позже был продан Апанаевым). Сегодня тут располагается поликлиника.
Поистине сказочное здание – Дом Шамиля, который был построен купцом Апаковым как подарок дочери на свадьбу. В 18 лет она вышла замуж за сына знаменитого предводителя кавказских горцев имама Шамиля. В советские годы это был жилой дом, а позже – музей национального поэта Тукая.



Конечно, Кремль. Прогуляться по улице Кремлевской до площади Свободы к оперному театру Джалиля, спуститься на кольцо и пройтись по пешеходной улице Баумана с колокольней Богоявленского собора, подняться вверх по Астрономической к зданиям Казанского университета, в котором учились Владимир Ленин и Лев Толстой, а ректором некогда был математик Николай Лобачевский (да-да, тот самый, что создал неевклидову геометрию).
Из Лениногорска едем в Казань (300 км), проездом через Чистополь — 60-тысячный город на берегу Куйбышевского водохранилища на Каме. Он располагается в 170 км к северо-западу от Лениногорска. В советские времена Чистополь был известен прежде всего своим часовым заводом, выпускавшим часы марки «Командирские» в разнообразных модификациях. Впрочем, он и сейчас их выпускает.
Чистополь заинтересовал званием «музея-заповедника под открытым небом». Сразу скажем, что до этого титула город немного не дотягивает (многие исторические здания Чистополя находятся в плачевном состоянии, да и сам он недостаточно ухожен и опрятен). Хотя и обладает всем необходимым потенциалом — Чистополь вполне мог бы составить конкуренцию как объект массового туризма соседней по Каме Елабуге.
Легенда гласит, что первыми поселенцами тут были волжские татары, беглые и крепостные крестьяне, создавшие тут вольное поселение. Однако в начале XVIII века они были выселены властями, а село сожжено — осталось лишь чистое поле. Избежавшие ссылки крестьяне вновь отстроили свои дома.
Поселение развивалось и к 1761 году насчитывало свыше 1000 человек. В 1781 году указом Екатерины II селу Чистое Поле был присвоен статус уездного города Чистополя, с учреждением собственного герба.
До 1917 года город был вторым по статусу в Казанской губернии (после самой Казани). В годы войны в 1941 г. сюда были эвакуированы члены Союза писателей СССР, в том числе и поэты Николай Асеев, Михаил Исаковский, Арсений Тарковский, писатели Александр Фадеев и Борис Пастернак. 25-26 августа 1941 года приезжала сюда и поэтесса Марина Цветаева. Получив отказ от места посудомойки в писательской столовой, она вернулась в соседнюю Елабугу, где и покончила с жизнью…
Конечно, музеи (на центральной улице Карла Маркса их пять). А на улице Ленина, 81, есть Мемориальный музей Бориса Пастернака. Он размещается в бывшем купеческом особнячке, где в годы военной эвакуации жила семья писателя. Аскетичный интерьер дополнен аутентичными предметами тех времен. В экспозиции есть книги, фото, черновики и рукописи.
Из Болгара до Лениногорска можно добраться двумя различными маршрутами дорог местного значения: северной дугой через райцентр Алексеевское, или южной – через райцентр Черемшан. И так, и эдак получается порядка 310 км, но северной дугой дороги получше. Ею мы и поехали.
О том, что начались нефтяные юго-восточные территории Татарстана, подсказали мелькающие за окном нефтяные качалки, похожие на богомолов, которые денно и нощно бьют нескончаемые поклоны земле, выкачивая из ее недр остатки местного черного золота. Изменился и ландшафт. Это уже Предуралье, и степи здесь начинают морщиться складками холмов.
Город нефтяников Лениногорск уютно вписался в лесистые холмы Бугульминско-Белебеевской возвышенности Приуралья. Он расположен на юго-востоке Татарстана, в трехстах километрах от Казани и в тысяче — к востоку от Москвы. Население порядка 60 тысяч человек.
Археологические раскопки показывают, что люди в этих местах жили с палеолита. Ближе к нашим временам до XVII века территория современного Лениногорска входила в состав Ногайской Орды и была населена тюркскими кочевниками, а столетие спустя отставные солдаты (русского и польского происхождения) и казаки основали тут Письмянскую слободу, которая впоследствии стала называться Ясачной Письмянкой, а позже — Старой Письмянкой.
Современное строительство началось на этом месте после того, как под боком Старой Письмянки, близ села Тимяшево (Ромашкино), в 1948 году забил фонтан девонской нефти, положивший начало разработке уникального по запасам Ромашкинского месторождения.
Лениногорск неоднократно был удостоен звания одного из самых зеленых городов России. Что неудивительно — он буквально утопает в зелени. Прекрасен его лесопарк (как водится, имени Горького) – естественный лесной массив на крутых холмах. С удовольствием обошли-объехали центр города, его улицы и бульвары, каскад благоустроенных прудов и парковую зону Мэхэббэт, осмотрели мечеть Ихлас. Лениногорск хорош и сегодня, но необходимы вложения в туристическую инфраструктуру и гостиничную сеть (мы, к примеру, останавливались в гостеприимном частном доме).




Если есть время, в Лениногорском районе нужно обязательно посетить современный и, поверьте, очень интересный Музей нефти в селе Шугурово. Он свободно расположился под открытым небом на склоне горы Шандор-тау, где еще в XIX веке первыми поисками нефти в этих краях занимался американец венгерского происхождения Ласло Шандор, геолог, химик и предприниматель. До нефтеносных пластов американец тогда добуриться не смог, но организовал у подножия горы, нынче носящей его имя (Шандор-тау), производство битума
От Мороскино до Болгара добирались, комбинируя движение по дорогам местного значения, трассе М7, платной автостраде М12 и вновь по второстепенным дорогам. Получилось 420 км. На маршруте временами шел дождь, но Болгарский историко-архитектурный музей-заповедник встретил нас ярким закатным солнцем.
Исторические перипетии и время потрепало местные древности нещадно. Болгар был столицей исчезнувших государств — Волжской Булгарии и Золотой Орды. Именно здесь в 922 году официально приняли ислам волжские булгары — предки казанских татар. В 2014 году Болгарское городище было включено в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Соборная мечеть Болгара XIII века за прошедшие столетия была практически полностью разрушена. До момента начала реставрации дошли лишь руины ее стен, башен и минарета. Минарет восстановлен, а руины приведены в пристойный вид, позволяющий ощутить солидный возраст города. Впрочем, архитектурной доминантой на фоне руин соборной мечети и ее восстановленного минарета нынче является… православная Успенская церковь. Она моложе ее мусульманского окружения лет на пятьсот (была построена в XVIII веке), но тоже сохраняется как памятник истории, хоть и гораздо более поздней эпохи.
Ханский дворец Болгара впервые упоминается в XIII веке. В XV веке он был разграблен и уничтожен. Его руины обнаружили только в середине 1950-х годов. Сегодня на месте раскопа стоит павильон, в котором можно увидеть то немногое, что осталось от главного дворца столицы Волжской Булгарии.
Музей-заповедник в целом является самым северным памятником средневекового мусульманского зодчества середины XIII-XIV веков. В XIII веке здесь была ставка Бату-хана и Улуса Джучи, тут чеканились первые золотоордынские монеты. Булгарское городище помнит и средневекового поэта Кул-Гали, и Бату-хана, и значительно позже — Петра I, Екатерину II, Державина, Пушкина, художников Шишкина и Саврасова, татарского поэта Тукая – все они бывали здесь.



Памятный знак «Принятие ислама» (это современное здание с золоченым куполом, стилизованное «а-ля Восток») интересно тем, что в нем хранится самый большой в мире Коран (размером полтора на два метра и весом 800 кг), здесь же представлена и одна из самых маленьких копий священной книги.
В музее болгарской цивилизации вы узнаете, какие перипетии забросили волжских булгар за пару тысяч километров от своих братьев балканских болгар и почему, в отличие от них, булгары избрали своей религией ислам.
Здешняя Белая мечеть (Ак мячет) построена на заметном отдалении от упомянутых объектов, но настолько изящна и красива (особенно ночью, когда мы до нее добрались на машине), что ее сравнивают с индийским Тадж-Махалом.
Мороскино — это деревня в Горномарийском районе республики Марий Эл всего в сорока километрах от Козьмодемьянска. Мы заехали сюда познакомиться с художником-акварелистом Сергеем Алдушкиным.
Алдушкину, похоже, на роду было написано стать художником, поскольку рисованием увлекались и его отец, и брат. Сергей Сергеевич пошел в роду дальше всех: закончил известную Суриковку — Московский Государственный художественный институт. Вполне мог остаться и жить в Москве, но не променял столицу на родную деревню. Вернулся в Мороскино, где создал настоящий центр искусства. Родительский дом превратил в музей горномарийского быта и небольшую выставку картин, построил большой Дом творчества, украсил затейливой резьбой бытовые постройки. Даже поленница дров в его хозяйстве смотрится как арт-объект.
Живописные работы Алдушкина пользуются успехом среди знатоков. Его акварели есть в коллекциях Марийского музея изобразительных искусств, Музея пейзажа в Плёсе, Музея-заповедника Поленова, городских музеях Коломны, Сарова и Козьмодемьянска, в коллекциях Валаамского монастыря, Троице-Сергиевой Лавры, в частных собраниях за рубежом, а также у известных федеральных политиков и маститых кинорежиссеров в России.
— Я работаю от души и для души, и делаю только то, что люблю, — говорит Сергей Алдушкин. Собственно, это и есть то, что делает любого человека счастливым, а жизнь наполняет смыслом.
К Алдушкину каждое лето с удовольствием приезжают на пленэры столичные коллеги и начинающие художники – на мастер-классы. Для них он оборудовал при своем Доме творчества летнюю кухню и небольшие комнатки-купе. Мы ночевали в них (спасибо хозяину за гостеприимство).


От Нижнего до Козьмодемьянска всего 250 км. Едем 210 км по трассе М7 (до поворота на чувашское село Москакасы) и, съехав с нее, еще 40 км до места.
Козьмодемьянск был основан, как крепость в 1583 году на высоком правом берегу Волги. Назван в честь святых Космы и Дамиана (в простонародье Козьмы и Демьяна). Сегодня это городок с двадцатитысячным населением, культурная и административная столицей Горномарийского района Марий Эл. Коренное население республики делится на горномарийцев и луговых мари. Язык горных мари заметно отличается от луговых, и потому государственных языков в небольшой Марий Эл целых три: луговомарийский, горномарийский и, конечно, русский.
Нас в этом городке интересуют, прежде всего, местные памятники деревянного зодчества и Марийский этнографический музей. Он был создан относительно недавно – в 1983 году к 400-летию Козьмодемьянска, но успел стать настоящей визитной карточкой городка. На его огромной территории под открытым небом представлены: действующая деревянная шатровая красавица-мельница, жилая изба, амбар, кузница, бани (по-чёрному и по-белому), колодец-журавль, шалаш, высокие качели, плетёные заборы.
Музей настолько большой и интересный, что вы наверняка проголодаетесь и захотите перекусить. В паре заведений вы сможете отведать, например, «подкогыльо» (местные вареники с разнообразной, в том числе, и мясной начинкой). А вообще в марийской кухне немало интересных блюд. Это и трехэтажные блины «коман мелна», и круглый мясной пирог «кыравец», и множество супов, каш и блюд из рыбы, мяса домашних и диких животных и птиц, грибов и лесных ягод.
В городе несколько храмов, самый красивый из них — Собор Смоленской Божьей Матери.
Обязательно загляните в Музей купеческого быта в старинном особняке, построенном в 1897 году купцом и лесопромышленником Александром Шишокиным, где сохранились изразцовые печи-голландки, лепнина на потолках, оригинальный дубовый паркет, собраны мебель и предметы быта конца XIX — начала XX века.
Есть еще несколько музеев: художественно-исторический, Дом морёного дуба и, конечно, Музей сатиры и юмора имени Остапа Бендера, поскольку прототипом литературных Васюков из романа Ильфа и Петрова является Козьмодемьянск.
Гороховец — один из старейших городов Владимирской области. Был основан князем Андреем Боголюбским еще в 1168 году как юго-восточный форпост Владимиро-Суздальского княжества. Есть разные версии происхождения названия городка: то ли от сказочного Царя Гороха, то ли от выражения «ховаться (прятаться) на горе».
В конце XVII – начале XVIII веков Гороховец расцвел как торговый и ремесленный центр на судоходной Клязьме. А в 1892 году тут был основан судостроительный завод, который выпускал речные буксирные пароходы и баржи. Сегодня городок является райцентром Владимирской области с населением около 13 тысяч человек.
Мы притормозили на полчасика у нарядного теремка, который стоит прямо на трассе М7 (ул. Московская, 43), с правой стороны по пути в Нижний Новгород. Мимо не проедешь. Этот шедевр деревянного зодчества начала XX века можно считать визитной карточкой Гороховца. Бревенчатый особняк промышленника-судостроителя Шорина (сегодня Дом творчества и ремесел) действительно похож на сказочный терем с двумя башнями. Обратите внимание на уникальную правую башенку, сложенную из идеально гнутых по кругу (видимо, под горячим паром) толстых бревен. Обязательно обойдите дом — на заднем дворе его есть забавные деревянные скульптуры, в том числе, и упомянутого Царя Гороха.



Свято-Троицкий Никольский мужской монастырь XVII века на Пужаловой горе. Это лучшая смотровая площадка с панорамным видом на городок, Клязьму и окрестности.
В Гороховце хорошо сохранились храмы и семь уникальных каменных купеческих домов конца XVII – начала XVIII века: дом Ершова (Сапожникова), где сейчас располагается местный историко-архитектурный музей, а также дома Опарина, Канонникова, Ершова (Судоплатова), Ширяева, Турулова и Воронина.
Оставшиеся 90 км от Гороховца до улицы Почаинский овраг рядом с Кремлем Нижнего Новгорода проехали быстро. Нижегородский кремль вот уже пять веков величаво наблюдает со своего крутого высоченного холма, как под ним Ока впадает в Волгу. Но вообще Нижний был основан заметно раньше. Ещё в 1221 году великий князь Владимирский Юрий Всеволодович поставил тут пограничную крепость и нарёк её «Нов град».
А кремль был построен в начале XVI века. В его Михайло-Архангельском соборе (старейшем из сохранившихся внутри кремля зданий) захоронен Кузьма Минин. К 800-летию Нижнего тут была воссоздана колокольня Спасо-Преображенского собора, восстановлена церковь св. Симеона Столпника.
На территории кремля под открытым небом представлена военная техника периода Великой Отечественной, выпускавшаяся местными заводами: танки, зенитки, автомобили, противотанковые орудия, минометы.
Высота кремлевских стен местами достигает 22 м, толщина – 4,5 м, а длина по окружности составляет больше 2 км (говорят, это самый большой маршрут среди всех кремлей России). Собираясь сюда на прогулку, надевайте удобную обувь, будьте готовы к большим перепадам высот и не забудьте полюбоваться с высоты кремля на изумительной красоты закаты Нижнего Новгорода. Не зря его называют «столицей закатов России».




Покровку — так нижегородцы называют Большую Покровскую – основную пешеходную улицу города со множеством ресторанов, кафе и сувенирных лавок.
Прогуляйтесь еще по одной из чудесных исторических улиц Нижнего Новгорода – Рождественской. Тут хорошо сохранились купеческие дома, торговые и доходные здания. Много кафе, ресторанов и баров. Дойдите по ней до удивительно красивой Рождественской церкви (Собора Пресвятой Богородицы), построенной в барочном стиле еще в петровские времена. Обратите внимание на флажок-флюгер под крестом колокольни – это дань морской тематике в петровскую эпоху.
От Рождественской церкви можно подняться вверх по крутому склону к парку 800-летия Нижнего Новгорода, откуда также открываются шикарные виды на панораму города, Оку (слева) и Волгу (справа).
Завод «Москвич» – легендарное автопредприятие, ведущее свою историю с принятия в 1927 г. Советом народных комиссаров РСФСР постановления о строительстве автозавода на территории Москвы. Первые легковые машины Московского автосборочного завода имени КИМ (Коммунистического Интернационала молодежи) сошли с его конвейера в ноябре 1930 года. Поначалу это были легковушки Ford А и Ford АА, собранные по технологии «отверточной сборки» из американских комплектующих, а чуть позже – ГАЗ-А и ГАЗ-АА – уже из советских комплектующих, сделанных в Горьком. За свой век (а через три года «Москвич» отметит столетие) завод еще не раз менял название, сейчас это АО «Московский автомобильный завод «Москвич».