Промыслы по керамике
Искусство художественной керамики считается едва ли не самым древним в мире. Возможно, это вообще самый первый искусственный материал, созданный человеком! Изготавливать из обожженной глины необходимые в быту предметы люди начали еще за 29 — 25 тысяч лет до нашей эры. И практически сразу, научившись создавать глиняные изделия, мастера стали их украшать, придавать им индивидуальность и собственный характер.
Русская керамика как вид искусства считается одной из старейших. Самые древние обнаруженные археологами изразцы (керамические плитки) относятся ко временам Крещения Руси, X веку.
История развития
Традиции русской керамики, когда глиняные изделия начали делать уже на продажу, зародились примерно в XVIII веке. Именно в это время в разных местах страны появляются целые ремесленные деревни, где изготовление тех или иных изделий становится основным занятием жителей. Эти промыслы приобретают свои особенности и только местные техники, собственные узоры и краски.
Наиболее активное развитие художественные промыслы в России получили во второй половине XIX века. Тогда народные ремесла выходят в прямом смысле слова на новый уровень — изделия с громким успехом демонстрируются на крупнейших мировых выставках, за ними начинают охотиться коллекционеры и музеи.
Традиции
Традиции промыслов хранят и сегодня, их продукцию любят и ценят покупатели. На данный момент керамика занимает третье место по объему товаров на рынке народных художественных промыслов в России.
Художественная керамика в России — это удивительный продукт, в котором очень плотно связаны старинные традиции и современный мир. Дело в том, что даже сейчас, в век технологий, керамическое изделие народных промыслов — часто в той или иной степени ручная работа. Каждый предмет отличается друг от друга, и в каждой тарелочке или фигурке есть частица души мастера, его мысли и эмоции. Вот почему, покупая сувенир из Гжели или Скопина, вы получаете уникальную вещь, второй такой просто нет в мире.
Виды художественной керамики в России
Понятие «художественная керамика» достаточно широкое, оно включает различные технологии изготовления продукции из обожженной глины. В зависимости от исходного сырья и особенностей декорирования получают такие виды керамики: терракоту, майолику, фаянс и изделия высшего уровня — фарфор.
Виды промысла | Описание |
---|---|
Терракота | Неглазурованная керамика, где глина после обжига приобретает характерный красно-коричневый цвет |
Майолика | Изделия из красной глины, покрытые глазурью и цветными эмалями, достаточно пористые |
Фаянс | Изделия из белой глины, более тонкая керамика, пористость ликвидируется прозрачными глазурями |
Фарфор | Наиболее дорогой вид керамики из белой глины, обладает тонким прозрачным черепком, покрывается глазурью и обжигается при очень высоких температурах |
Отдельно можно выделить как вид керамического промысла игрушку. Традиции создания и особой росписи свистулек, фигурок людей и животных зарождались примерно в то же время, что и изготовление посуды и изразцов.
Майолика
Майолика всегда яркая, праздничная. Этот вид керамики создается из глины, покрывается плотной непрозрачной глазурью, расписывается цветной огнеупорной эмалью, затем вновь покрывается глазурью, уже прозрачной, и обжигается. Требует большого мастерства художника, ведь рисовать узор приходится по сырой глине, а там любая оплошность критична.
В Россию технология майолики пришла из Европы в XVIII веке. Сначала рисунки были монохромными, а с развитием производства появилось и буйство красок. Сегодня традиционных росписей и техник майолики в нашей стране множество в разных регионах.
Ярославль стал одним из первых по-настоящему крупных центров производства майолики в России. Сюжет росписей мастера брали из русского лубочного искусства. Особую моду имели местные майоличные изразцы, их часто использовали в интерьерах домов зажиточных горожан.
Фаянс и фарфор
У этих видов керамики схожие технологии производства. Изделия создают из белой глины (она называется каолин) и покрывают глазурью. Только состав смеси для изделий разный, как и технологии обжига. Фарфор — это глина с минимальным количеством примесей, «тонкая». Чаще всего он обжигается дважды, второй раз при очень высоких температурах. Изделия из него получаются звонкие (в прямом смысле слова, они издают мелодичный звук, если легонько ударить по ним деревянной палочкой) и полупрозрачные на свет.
Фаянсовые изделия получаются толще, они не «звенят» и не просвечивают, весят больше, но при этом менее прочные. Фаянс более подвержен появлению трещин, поэтому такую посуду, например, не стоит мыть в посудомоечной машине. А еще отличие в том, что фарфор хорошо удерживает температуру, поэтому чай в такой чашке дольше не остывает, при этом вот ручка этой самой чашки остается холодной.
Гжель узнаешь сразу по характерному синему цветку на белом фоне. И мало кто знает, что необычный орнамент с розами придумали только в 40-х годах XX века. А сине-белую роспись на фаянсе русские мастера позаимствовали у голландцев при Петре I, привнеся в нее свой колорит и узоры.
После революции ремесло чуть было не утратили, но в конце 40-х годов полузабытые технологии удалось не только воссоздать по старым образцам, но и воплотить в них новый единый стиль. Все изделия на гжельской фабрике керамики делаются вручную, причем в селе и сейчас есть династии живописцев.
Интересные факты
про керамические промыслы
Фарфоровая посуда при правильном уходе может служить даже сотни лет.
Чернолощеной керамике, которая когда-то была очень распространена на Руси, приписывали мистические свойства, о ней упоминается даже в народных сказках.
