Промыслы по кости
Еще на заре развития человечества люди изготавливали из костей животных иглы, гребни, наконечники для стрел, скребки, сакральные предметы и ювелирные украшения. Они умели не только тонко обрабатывать материал, но и украшать его затейливыми орнаментами. В музеях мира хранятся изящные костяные поделки Минойской цивилизации, которая существовала на Крите в 2700–1400 годы до н. э.
История развития
В России народные промыслы по кости появились в Средние века. Первым оплотом резьбы по кости стал Новгород. В XII–XV веках из влиятельного центра торговли и искусства – Новгородской республики новое ремесло распространилось на Север и в другие русские земли. Российская техника резьбы по кости сложилась в XVII–XVIII веках. Это было связано со множеством частных светских заказов на выразительную мелкую пластику.
Еще в допетровские времена лучших резчиков из провинции охотно приглашали в Москву, а после реформ Петра I мастера стали приезжать и в новую столицу – Санкт-Петербург. Любопытно, что самые искусные резчики по кости получали гонорары больше, чем ювелиры.
Традиции
Уникальной особенностью российских промыслов по кости всегда было то, что резчики имели доступ не только к животной, но и ископаемой кости – бивню мамонта. Огромные млекопитающие в изобилии водились на территории нашей страны до начала современной геологический эпохи. В долинах рек и на Севере до сих пор можно найти древние бивни, хотя количество ископаемого сырья, конечно, резко сокращается.
В наши дни резьба по кости занимает весомую долю рынка народных художественных промыслов России. Традиции сохраняются в разных регионах страны. Костяные поделки любят местные жители и охотно разбирают на сувениры туристы.
Несмотря на развитие современных технологий, изделия из кости – это по большей части кропотливая ручная работа. Каждая поделка буквально завораживает своим внешним видом и притягивает внимание. Глядя на нее, хочется снова и снова рассматривать орнамент, любоваться необычными переливами света и изящными линиями украшения, которое хранит тепло рук мастера.
Виды резьбы по кости в России
Технические приемы обработки сырья сложились очень давно и не меняются до сих пор. Самую простую в исполнении гладкую резьбу применяют для миниатюрных фигурок животных, людей и амулетов. Мастер наносит на кость рисунок, формирует углубления, а потом оформляет их для большей выразительности краской. Сложные поделки и скульптурные композиции изготавливают в технике объемной резьбы. Для создания самых красивых шкатулок мастера применяют технику сквозной резьбы, которую также называют резьбой по кости в проем.
За несколько веков в России появилось несколько самобытных косторезных промыслов.
Название | Описание |
---|---|
Холмогорская резьба | Тонкая витиеватая резьба в проем, которая похожа на морозный узор на окнах |
Сардаана | Ажурная резьба Якутии с геометрическим орнаментом в виде косой сетки и миниатюрные скульптуры |
Тобольская резная кость | Миниатюрные поделки, которые рассказывают о жизни и быте народов Севера |
Чукотская резьба по кости | Поделки из клыков моржа, простые и лаконичные в исполнении |
Хотьковская резная кость | Образы живой природы, основные изделия – женские украшения и шкатулки с растительным орнаментом |
Холмогорская резьба
Традиции резьбы по кости зародились в архангельском селе Холмогоры в XVII–XVIII веках. Чуть позже секретами ремесла овладели в соседнем селе Ломоносово. В 1930-е годы здесь была создана школа косторезного искусства, которая переросла в творческое объединение «Холмогорская резьба по кости».
Резчиков вдохновляет суровая природа Архангельского края. Они делают ажурные украшения, кубки, шахматы, вазы и ларцы с силуэтами, объемными изображениями и искусно вырезанными растительными орнаментами. Виртуозная сквозная резьба выглядит так легко и воздушно, что от великолепных поделок невозможно отвести взгляд.
Сардаана
Резчики из Республики Саха занимались обработкой по кости с незапамятных времен. Изделия якутских косторезов XVIII века – ларцы-теремки, подчасник и гребень хранятся в Государственном Историческом музее. Во второй половине XIX века получили распространение небольшие фигурки из мамонтовой кости.
В 1945 году в Якутске было открыто училище, где стали обучать художественной резьбе по оленьей кости и рогу, а в 1968 году появилось объединение народных художественных промыслов. Фабрика «Сардаана» была названа в честь одного из самых красивых якутских цветов – разновидности лилии даурской.
Хотьковская резная кость
Небольшой подмосковный город Хотьково дал название самобытному косторезному промыслу. Традиции обработки кости в этих местах появились в XV–XVII веках благодаря резчикам из Троице-Сергиевского монастыря. В 1947 году в Хотьково была создана артель «Народное искусство», которая потом превратилась в фабрику.
В отличие от затейливой холмогорской резьбы, хотьковчане работают более лаконично. Они умеют сочетать достоинства и красоту разных материалов – кости, рога, перламутра и твердых пород дерева. Кроме колец, брошей и серег, мастера вырезают из кости наперсные кресты, пасхальные яйца и иконы.
Интересные факты
о резьбе по кости
В Спас-Клепиковском районе Рязанской области археологи обнаружили флейты, сделанные из костей птиц в IV–III тысячелетии до н. э. Считается, что это были музыкальные инструменты или охотничьи манки.
В Византии из кости вырезали дорогие иконы. Благодаря белому цвету они имели огромное символическое значение. В византийской хронике ХII века рассказывается об искусном резчике «из руссов». Мастер обладал таким талантом, что богатые заказчики из Константинополя сравнивали его с легендарным художником и инженером из древнегреческих мифов – Дедалом.
Сейчас для резьбы запрещено применять бивни слонов и усы китов, поэтому резчики пользуются ископаемыми бивнями мамонта, костью и рогами животных.