Почему жостовские подносы расписываются только масляными красками

A
Автор: Ксения АНУФРИЕВА
02 дек 2022 08:45

Особенности жостовской росписи
Как создается жостовской поднос

В деревне Жостово Мытищинского района еще с 1835 года народные мастера расписывают самые разные изделия по особенной технике. В наши дни у фабрики широкий ассортимент: они производят самовары, подстаканники, шкатулки, новогодние игрушки, сахарницы, различные изделия на заказ. Но, конечно, самой главной гордостью Жостово являются знаменитые жостовские подносы.

- Похожие подносы в свое время делали на Урале, в Нижнем Тагиле, были мастерские в Санкт-Петербурге, где у мастеров была своя уникальная и изящная стилистика росписи. Фабрика в Жостово появилась самой последней и впитала в себя всё лучшее, что было, - рассказал в эфире Радио «Комсомольская правда» заместитель генерального директора по общим вопросам Жостовской фабрики Иван Федукин

Сейчас на фабрике работает около 37 художников. Объемы работ за счет этого ограничены, все изделия мастера расписывают вручную. Именно поэтому каждое из них так ценится.


Особенности жостовской росписи

Главный мотив, который прослеживается почти во всех произведениях Жостово, - цветочный букет. В основе лежат декоративные цветочные композиции из садово-полевых цветов. Создавая каждый такой букет, художник следит за красотой и выразительностью силуэта цветов, бутонов, листьев и стеблей, за расположением каждого красочного пятна. Благодаря такой старательности жостовские подносы стали одной из самых красивых страниц русского искусства.

Букетам на подносах присуща яркость красок. Традиционным считается черный фон, но цветы пишут также и на красных, синих, зеленых подносах, а края изделия нередко украшают легким, ажурным растительным орнаментом.

Как правило, жостовские подносы используют в качестве украшения в интерьере. При этом, несмотря на очевидно народные мотивы, такое изделие можно выгодно обыграть и в самом современном интерьере. Однако мастера подчеркивают: подносы – это не картина или панно, на которые жалко что-то ставить. Изделия можно использовать для бытовых целей, например, под самовары или для подачи пищи.


Как создается жостовской поднос

Процесс весьма трудоемкий и технологически сложный, ведь исторически сложилось, что создание жостовских подносов - это ручная ковка.

Сперва мастер вырезает ножницами по металлу форму будущего изделия, выколачивает борт с помощью специального молотка, выравнивает поле подноса, подгибает края на станке. Однако этот этап производства во многом зависит от формы изделия. Сейчас создание некоторых форм подносов механизировано. Из железного листа вырубается заготовка нужного размера, а пресс придает ей нужную форму (например, овальную, круглую, прямоугольную, «гитарную»). В настоящее время таким «машинным» методом производятся 32 формы подносов, а оставшиеся – по-прежнему – создаются благодаря ручной ковке.

После металлическая заготовка обезжиривается и шлифуется мастером, приобретая идеально ровную поверхность. Обязательным на этом этапе является нанесение грунта по металлу. Слои грунта также тщательно просушиваются и шлифуются. А затем мастер покрывает заготовку двумя слоями черной эмали.

Жостовские подносы испокон веков расписывают только масляными красками. Мастера объясняют, что для этого можно использовать и акриловые краски, которые сохнут намного быстрее и их не нужно сушить в печи. Однако со временем акрил «проседает»: темные краски начинают терять плотность, некоторые цвета становятся полупрозрачными. У масла такого недостатка нет. Краску разводят льняным маслом, а кисти моют в скипидаре.

Художники работают натуральными беличьими кистями разных размеров: каждая кисть подобрана под свой мазок. Это главный инструмент, «волшебная палочка» мастеров, и относятся к нему с особой любовью: даже целуют на удачу, потому что тогда рисунок точно получится!

Жостовские подносы отличает многослойная роспись. Каждый слой сушится отдельно. На первом слое - «замалевке» - художники «раскидывают» пятна цветов, наметки листьев и бутонов. Это определит будущую композицию. Каждое пятно должно уже на этом этапе гармонично сочетаться с формой подноса.

Второй этап росписи - «тенежка» или «лессировка». Он представляет собой нанесение полупрозрачной краски на темные части цветов и листьев, создавая легкие и реалистичные тени и полутона.

Следующий этап – «прокладка». Плотной и непрозрачной краской художники выделяют светлые места на «полотне», добавляют детали. Далее - «бликовка». Здесь каждый мастер действует в своей уникальной технике: у кого-то блики широкие и мягкие, похожие на настоящий свет, у других – бликовка мелкая и дробная.

После очередной сушки мастера занимаются «чертежкой» - подчеркивают светлые контуры краев цветов и листьев. Затем пишут пестики-тычинки и прописывают прочие, совсем маленькие детали работы: добавляют легкую ажурную травку. Этот этап связывает воедино всю композицию и называется «привязка». Одни делают ее яркой, другие вписывают в фон подноса. Роспись закончена. Осталось высушить и передать в руки мастеру - орнаменталисту.

- У каждого мастера есть свой неповторимый почерк. Он узнаваем. Может быть, не с первого раза, но любители Жостово художников отличают. Многие даже коллекционируют работы конкретного художника, - рассказала экскурсовод и художник фабрики Анна Морухова.

Кроме того, у мастеров всегда есть новые задумки о создании форм и росписи подносов. Именно постоянный поиск новых форм, творческая инициатива художников и ковалей продвигает этот промысел к современному и востребованному продукту.


Фото
Фото: Михаил ФРОЛОВ
Фото
Фото: Михаил ФРОЛОВ
Фото
Фото: Михаил ФРОЛОВ
keramika.webp
Это интересно
Первые керамические плитки-изразцы начали делать на Руси еще в X веке
2.webp
Конкурс
Расскажи о «Народном сувенире» своего края!