Как живут и развиваются народные художественные промыслы России

A
Автор: Игорь ФЕКЛИСТОВ
11 ноя 2022

Народные промыслы – часть экономики России
О мерах поддержки
Гранты мастерам
Развитие сельского туризма
Итоги

Народные художественные промыслы оказались под пристальным вниманием российских властей, после того как 2022 год был официально объявлен Годом культурного наследия народов. Министерства уже провели значительную работу по развитию отрасли, однако до сих пор осталось много вопросов, требующих решения.

Медиагруппа «Комсомольская правда» также включилась в эту работу. При поддержке президентского Фонда культурных инициатив и Минпромторга страны «Комсомолка» запустила новый мультимедийный образовательный проект «Самобранка». На сайте и в социальных сетях проекта рассказывается о различных промыслах регионов России, а у мастеров и предприятий появилась возможность объединяться, продвигая свою продукцию.

Одной из важных площадок для обсуждения главных вопросов народных промыслов страны представителями органов власти, ведомств и организаций стала организованная в редакции «Комсомольской правды» стратегическая сессия.

Народные промыслы – часть экономики России

- Народные художественные промыслы способны повысить свой вклад в российскую экономику благодаря интенсивному развитию внутреннего туризма. В настоящее время, в условиях импортозамещения, отрасль народных художественных промыслов может претендовать на то, чтобы занять освободившиеся ниши. Мастера и предприятия НХП должны понимать, что их работа - не просто любовь к искусству и истории. Это вполне себе может стать прибыльным делом, а для государства - вкладом в развитие экономики, - отметила заместитель генерального директора Медиагруппы «Комсомольская правда» Анжелика Сулхаева.

О мерах поддержки

Сейчас в России насчитывается примерно 500 организаций и 300 индивидуальных предпринимателей, которые относятся к отрасли народных художественных промыслов. 86 из них уже включены в федеральный перечень, и государство оказывает им всестороннюю поддержку.

По словам директора Департамента развития промышленности социально-значимых товаров Министерства промышленности и торговли России Дмитрия Колобова, в 2021 году объем расходов бюджета страны на развитие отрасли народных промыслов составил около 600 миллионов рублей. Такая мера позволила сохранить и нарастить темпы производства, которые достигли показателя в 8,2 миллиарда рублей.

В этом году объем поддержки увеличили почти в два раза, до 1,1 миллиарда. Поддержка в первую очередь направлена на подготовку новых кадров, финансовое обеспечение молодых специалистов и наставников, а также на создание современной и привлекающей внимание упаковки изделий, которая позволит мастерам увеличить продажи. Еще одно направление - поддержка музеев и магазинов на предприятиях НХП.

Гранты мастерам

Другой возможностью для «промысловиков» получить деньги для развития являются гранты Президентского фонда культурных инициатив. Заявки на них от представителей креативной индустрии принимаются на сайте фондкультурныхинициатив.рф. В списке уже подавших заявки: Тула, где занимаются восстановлением промысла керамики, Белгород, Якутия, Владимир с фестивалем гончарного искусства и многие другие.

Развитие сельского туризма

Не обходится путь развития народных промыслов и без проблем. Так, наиболее привлекательными площадками для торговли такими изделиями являются фестивали. Но многих мастерам и предприятиям не удается туда попасть, поскольку они узнают о мероприятиях уже постфактум. Другая трудность заключается в том, что представители промыслов должны платить немаленькие взносы. Эксперты в ходе сессии предложили эти взносы отменить.

Кроме того, решением проблемы может стать развитие сельского туризма, ведь кроме фестивалей нужны креативные пространства, связанные с народными промыслами, в которые туристы могут приезжать на регулярной основе.

- Поехать в соседнее село, в соседний город - доступно для людей. Такие локации есть в окрестностях Питера, в Москве, нужны такие же предложения и в других регионах, - отметила глава Межрегионального культурно-познавательного проекта «Узоры городов России» Елена Сургуладзе.


Итоги

Главное, что предложили на стратегической сессии:

1. Необходимо прививать культуру ремесла молодому поколению. Культура делать что-то своими руками кажется утерянной, однако некоторые молодые мастера успешно доказывают обратное. Чтобы таким специалистов стало больше, средства массовой информации, школа и семья стратегическая сессия.

2. Эксперты предложили вернуть в местах производств профтехучилища, где опытные наставники смогут обучать новое поколение мастеров народных промыслов.

3. Следует создать дорожную карту развития НХП, отдельную федеральную программу или национальный проект по этой отрасли. А еще – смягчить финансовую нагрузку на мастеров и предприятия. Например, отменить те самые взносы за участие в выставках и фестивалях.

4. Предлагается пересмотреть и упорядочить классификацию предприятий народных художественных промыслов, разграничивая определения и нормативы «ремесел» и «народных промыслов» для регионального и федерального уровней.

Фото
Фото
Фото
keramika.webp
Это интересно
Первые керамические плитки-изразцы начали делать на Руси еще в X веке