В 2025 году свой юбилей отмечает бренд, ставший сладким символом сразу нескольких эпох. Вспоминаем, как все начиналось, и раскрываем главные секреты любимого вкуса. 

«Алёнка» — один из первых примеров массового молочного шоколада СССР. Она и сегодня, спустя 60 лет, остается, пожалуй, самой узнаваемой не только в России, но и в мире. А начиналось все в середине 1960-х, когда в стране назрела необходимость в новом шоколаде — не просто вкусном и полезном, но и доступном по цене. 

Первая упаковка шоколада «Алёнка», 1960-е гг.

Тайна «девочки в платочке»

Придумали «Алёнку» на фабрике «Красный Октябрь» — там ее и производят по сей день. Задача была непростой: создать что-то «мягкое, молочное, для детей» и при этом не очень дорогое, ведь до сих пор в Союзе был только темный шоколад. Популярная марка шоколада «Золотой ярлык» к этому моменту уже стоил 1 рубль 68 копеек — на эти деньги, например, можно было больше 30 раз прокатиться на автобусе или купить 15 эскимо. 

80 копеек — стоила плитка «Алёнки» в 1965 году.

Автором рецепта стал старший мастер шоколадного цеха Николай Виноградов, один из самых именитых сотрудников фабрики. А вдохновила его на новый вкус… двухмесячная внучка. Именно о ней он думал, обдумывая состав и пропорции нового лакомства. 

Старый мастер Виноградов —
Автор многих шоколадов.
Это он тепло и тонко
Создал милую «Алёнку».

Эти стихи — плод коллективного творчества сотрудников «Красного Октября» —  были опубликованы в фабричной газете «Наша правда».

ВКУСНЫЙ ФАКТ

Дело оставалось за названием и оберткой. По одной из версий, шоколад был назван в честь внучки Виноградова. По другой —  «Алёнка» получила название в честь Елены, дочки первой в мире четы космонавтов — Валентины Терешковой и Андрияна Николаева.

Упаковка шоколада «Алёнка», 1970-е гг.

Одну из уменьшительно-ласкательных форм имени выбрали, потому что она звучала особенно тепло и по-домашнему. А вот  вариант «Алёнушка» отклонили, так как он, по мнению разработчиков, меньше подходил портрету на этикетке. 

357 тонн шоколадок «Алёнка» были выпущены фабрикой «Красный Октябрь» уже в декабре 1965 года. Для сравнения: шоколада «Золотой Ярлык», тоже популярного у покупателей, изготовили всего 42 тонны.

Собирательный образ «девочки в платочке», ставший символом счастливого советского детства, придумал художник «Красного Октября» Михаил Маслов. Пухлые щечки, большие голубые глаза, трогательное личико, румянец, непосредственный взгляд — так родилась та самая «Алёнка», которую мы знаем и любим уже шесть десятилетий. 

ВКУСНЫЙ ФАКТ

Упаковка шоколада «Алёнка», 1994-1996 гг.

«Алёнка»: шестьдесят лет спустя

Сегодня, когда нет дефицита кондитерских изделий и в любом магазине можно купить десятки плиток и конфет на любой вкус и кошелек, «Алёнка» все равно не боится конкуренции. Ее смело можно назвать шоколадной принцессой России, благодаря народной любви…. и вкусу, в котором ярко выражен аромат какао. 


А знаете ли вы, в чем главный секрет? В особом подходе к производству. На «Красном Октябре» для производства шоколада и шоколадной глазури используют только масло-какао первого отжима. Оно не проходит дезодорацию, то есть очистку от натурального вкуса и запаха. Именно поэтому даже в молочном шоколаде «Алёнка» так ярко чувствуется  аромат какао.

Кстати, какао-бобы перерабатывают в собственном цеху фабрики. Это позволяет контролировать качество сырья на всех этапах: от зерна до готовой плитки.


ВКУСНЫЙ ФАКТ

300 плиток «Алёнки» в минуту сходит с конвейера «Красного Октября». Если выложить их в один ряд, получится 63 метра чистого шоколада.

А чтобы шоколад был однородным, нежным и ароматным, измельченное сырье — уже смешанное с какао-маслом и сахаром — обязательно коншируют — перемешивают не менее 7 часов при определенной температуре. Этот процесс очень важен для вкуса продукта.  

Сегодня  «Алёнка» — это не только шоколад,
но и бисквитные пирожные, конфеты и даже печенье.

У нее появляются уникальные вкусы (например, ванильный пломбир или шоколадный десерт) и интересные начинки — новая «Алёнка» с арахисом быстро обрела своих поклонников.

А в канун Нового Года для самых больших поклонников «Алёнки» фабрика делает сладкие подарки с ассортиментом бренда. Ведь чтобы порадовать ребенка, нужен шоколад «Алёнка»!

Кроме того, «Алёнка» — это еще и собственная розничная сеть супермаркетов холдинга «Объединенные кондитеры», в который входит 16 производственных площадок по всей России, в том числе и фабрика «Красный Октябрь».

ВКУСНЫЙ ФАКТ

За минувшие годы оказалось: «Алёнка» — та еще модница. Шоколадка меняла «наряды» ко всем праздникам. Тематические обертки выходили к 1 мая, на Новый год, к 8 марта. «Алёнка» была космонавтом, звездой эстрады, становилась куклой и снеговиком, меняла прическу, однажды даже сменила платочек на берет. Но самой любимой все равно оставалась та самая малышка с пухлыми щечками, которую мы привыкли видеть и сегодня.

Кстати, на оборотной стороне обертки одно время печатали стихотворение, посвященное «Алёнке», — да-да, народная любовь выражалась и так. 

Познакомиться с «Алёнкой»
из детишек каждый рад.
Покупайте, покупайте,
покупайте шоколад!

«Алёнку» знают в десятках стран мира. А 15 лет назад она «заговорила» и на китайском языке! Сейчас в Китае голубоглазую девчушку любят, пожалуй, не меньше, чем в России. Для Поднебесной кондитеры даже разработали специальную линейку с учетом местных вкусовых предпочтений. Например, придумали рулет со вкусом зеленого чая, а в шоколад решили класть чуть меньше сахара. Также милую девочку в платочке очень любят в арабских странах.

Реклама. ПАО «Красный Октябрь». ИНН 7706043263. erid: 2W5zFK34cFJ

голосование
В проекте «50 легендарных брендов» участвуют как компании с богатой историей (появившиеся во времена СССР, а то и раньше), так и современные торговые марки, успевшие завоевать любовь потребителей. Вы можете проголосовать за несколько брендов в каждой номинации.