170+ лучших фильмов 2020 года, которые вы могли пропустить

170+ лучших фильмов 2020 года, которые вы могли пропустить Фото: кадр из фильма

2020 год войдёт в историю как год отменённых кинофестивалей и ставшей на паузу киноиндустрии, но и в 2022-м вышли на экран фильмы, которые можно считать значительными достижениями, эпохальными свершениями и даже шедеврами. Многие из них были успешно пропущены зрителями из-за эпидемиологических обстоятельств. Но пересмотреть их никогда не поздно. Представляем вашему вниманию рейтинг топ-170+ лучших фильмов 2020 года по версии КП. 

Выберите ваш любимый жанр

Рейтинг фильмов топ-10 по версии КП

1. «Вперед» (США)  

  • Режиссёр — Дэн Сканлон 

Очередной высококлассный продукт студий «Пиксар» и «Дисней», настоящее семейное развлечение, сочетающее жанры фэнтези и приключений — из жизни ушастых эльфов, из чьей жизни ушла сказка. Но вдруг она возвращается вместе со случайно найденным письмом отца. Мультфильм несет в массы важный месседж: от страха по отношению к чему-то до доверия и интереса по отношению к нему же — не такой уж и большой шаг.   

2. «Довод» (США — Великобритания)  

  • Режиссёр — Кристофер Нолан 
  • В ролях: Роберт Паттинсон, Майкл Кейн, Юрий Колокольников   

С нетерпением ожидавшийся весь 2020 год фильм автора «Темного рыцаря», «Дюнкерка» и «Интерстеллара», к которому он писал сценарий аж двадцать лет, — гремучий микс приключенческого эпоса, шпионского детектива, теорий об эволюции и фантастики о путешествиях во времени.

Собрав небольшие для себя, но огромные для пандемического мира 350 миллионов долларов, фильм стал живой водой для всего мирового кинопроката в этом сложном году. Граждане США садились в самолет, чтобы первыми увидеть самый масштабный и дорогостоящий фильм Кристофера Нолана в городе, где были открыты кинотеатры. У вас есть доводы в пользу подобного героизма?  

3. «Дорогие товарищи!» (Россия)  

  • Режиссёр — Андрей Кончаловский 
  • В ролях: Юлия Высоцкая, Андрей Гусев  

Один из лучших фильмов знаменитого режиссера, удостоенный спецприза в Венеции, посвящен событиям 1962 года, когда в городе Новочеркасске по приказу коммунистической власти был расстрелян протест местных жителей. На события мы смотрим глазами некоей Людмилы Семиной, члена бюро горкома КПСС (лучшая роль в кино Юлии Высоцкой), фронтовички и заядлой сталинистки.

https://youtu.be/srZsIqN6DjM

Она склонна винить во всем амнистированных политзаключённых — именно они, как сейчас либералы, сеют смуту среди трудящихся. Недолго думая, героиня призывает расстреливать зачинщиков — ее предложение, натурально, находит поддержку у приехавших «решать вопросики» членов Политбюро. Но куда пропала 18-летняя дочь убежденной коммунистки? Не участвовала ли она в демонстрации?  

4. «Еще по одной» (Дания)  

  • Режиссёр — Томас Винтерберг 
  • В ролях: Мадс Микельсен, Мария Бонневи  

Сколько вы знаете фильмов, которые рассказывали бы о … положительных сторонах алкоголизма? Один из лучших фильмов Томаса Винтерберга, соратника Ларса фон Триера, именно из таких. В главной роли —Мадс Микельсен, международно известный датский актер, игравший злодея в бондовском фильме «Казино рояль». Фильм —остроумная парабола на тему свободы и раскрепощения, которую дарит алкоголь. Группа учителей начинают пить в рабочее время, чтобы поддержать уровень алкоголя в крови, который, по их мысли, является для человека оптимальным. По примеру Хемингуэя они не пьют в выходные и после 8 вечера. И их скучная жизнь волшебно преображается, уроки становятся для учеников значительно интереснее… Увы, ненадолго.

Винтербергу удается избежать назидательности, казалось бы, неизбежной в таком довольно оригинальном, но и предсказуемом сюжете. Его месседж в том, что дело, конечно, не в алкоголе, а в том, что заставляет тебя пить или не пить.  4 номинации на приз Европейской киноакадемии в категориях «лучший фильм», «лучшая режиссура», «лучший сценарий», «лучший актер». 

5. «Китобой» (Россия) 

  • Режиссёр — Филипп Юрьев 
  • В ролях: Владимир Онохов, Кристина Асмус 

Чукотские мальчики-китобои одержимы пубертатным либидо и влюблены в заморскую шалаву Hollysweet999 (Кристина Асмус), занимающуюся вебкам-проституцией. Один из них начинает с нею любезничать — так же трогательно Карлсон клеил красотку из телевизора. Налицо первая любовь, часто очень травматичная для неокрепшего организма. Вот почему главный герой решает бежать к месту дислокации большой любви, в город Детройт — через близлежащую Аляску, до которой тоже еще нужно добраться по непроходимой ледяной пустыне, похоронившей многих путешественников.  

Скрывающий поэтическую хипстерскую душу за наносной маской натурализма и свободно конвертируемой экзотики, дебют Филиппа Юрьева обладает не часто встречающимся потенциалом фильма, который нравится абсолютно всем: он выиграл в программе «Венецианские дни» соответствующего кинофестиваля, получил сразу несколько призов на «Кинотавре» и собирает сейчас призы по всему миру.  

6. Маяк (США) 

  • Режиссёр — Роберт Эггерс 
  • В ролях: Уиллем Дефо, Роберт Паттинсон 

Действие происходит как минимум сто лет назад на уединенном островке в Новой Англии, на указанном маяке, где столкнулись в бреду и алкогольном безумии старый морской волк (Дефо) и прибывший с большой земли к нему на подмогу молодой салага (одна из лучших ролей Паттинсона). Вокруг них исступленно бьются штормовые волны, агрессивно кружат чайки, верещат такие же злобные русалки, и ясно, что дело добром не кончится, хотя масштаб катастрофы вы даже не представляете.

Стильное черно-белое изображение подчеркивает экспрессионизм действа — от экрана за версту тянет классикой, которой насмотрелся талантливый режиссер. Но лучшее, что есть в этом изощренном стилевом упражнении — это бравурные и бесстрашные работы двух великолепных актеров, впервые снявшихся вместе, и моменты ужаса, возникающие вроде бы из самых обычных бытовых подробностей.  

7. «Никогда, редко, иногда, всегда» (США)  

  • Режиссер — Элайза Хиттман 
  • В ролях: Сидни Фланаган, Талия Райдер 

Cдержанная драма о 17-летней девушке, отправившейся в Нью-Йорк делать аборт и (спойлер!) таки его сделавшей. Вынесенные в название наречия — варианты ответа на вопросы, которые задаёт девушке перед операцией психолог относительно применявшегося к ней сексуального насилия. Фильм не играет в поддавки со зрителем, не выносит моральных вердиктов и не даёт исчерпывающих ответов. Лауреат спецприза жюри фестиваля Сандэнс и Гран-при Берлинского фестиваля 2020.  

8. «Офицер и шпион» (Франция — Италия)  

  • Режиссер — Роман Поланский 
  • В ролях: Жан Дюжарден, Луи Гаррель 

В самом дорогостоящем французском фильме прошлого года Поланский напоминает миру о «деле Дрейфуса», офицера французской армии, еврея по национальности, безвинно обвинённого в работе на немецкую разведку, лишенного всех почестей и приговоренного к заключению. Главный герой — бравый офицер Пикар (Жан Дюжарден), оказавшийся тем человеком, чья профессиональная честность и офицерская честь подкосили казавшийся вечным антисемитизм.

Выдающийся мастер Поланский снял безукоризненный, без миллиметра фальши, полный дыхания и лиц конца XIX века фильм о том, сколько времени и каких человеческих жертв требует даже минимальное смягчение нравов, хоть какое-то приближение к истине и «прогрессу».  

9. «Тело Христово» (Польша)  

  • Режиссер — Ян Комаса 
  • В ролях: Бартош Беления, Александра Конечна  

В этой основанной на реальной истории философской параболе потрясающий молодой актер Бартош Беления играет 20 летнего выпускника исправительной колонии, испытывающего тягу к божественному. Сбежав из колонии, он начинает выдавать себя за семинариста, а потом и замещает священника в небольшом городке, переживающем большую драму.

Молодой герой трагичен, разорван собственными несовершенствами, грехами и преступлениями, и знает, что искупления ему не избежать. Он изо всех сил хочет вершить добро, но жестокий мир вокруг упорно не позволяет ему это делать. Номинация на «Оскара», четыре номинации на «Евро-Оскара».  

10. «Удалить историю» (Франция) 

  • Режиссеры — Бенуа Делепин, Гюстав Керверн 
  • В ролях: Бланш Гарден, Дени Подалидес, Бенуа Пульворд 

Обладатель «Серебряного медведя» последнего Берлинского фестиваля — актуальная, умная и на удивление смешная комедия французского режиссерского дуэта. В центре — троица персонажей-лузеров, пытающихся решить проблемы виртуального свойства. У Фариды низкий рейтинг оценок ее услуг вип-шофера в приложении компании-работодателя. У ее друга Бертрана, серийного заемщика банков, в сети травят дочь и возникают удаленные отношения с девушкой с африканского острова Маврикий. Третью, самую отмороженную, Мари, шантажируют на предмет слива в интернет секс-видео, которое она не помнит, как было снято. Три сплетенные вместе истории обыкновенного безумия великолепно отражают повестку текущей жизни с ее абсурдными зависимостями и уже необратимой утратой человеческой коммуникации, что для кино большая редкость: обычно оно протухает раньше, чем доберется до экрана.  

Расскажите об этом друзьям!