В 2025 году исполняется 25 лет со дня выхода культового фильма Алексея Балабанова «Брат-2». Кинообозреватель КП Денис Корсаков рассказывает о картине.
Сергей Сельянов, продюсер «Братьев», вспоминал, что еще во время съемок первой ленты они с Алексеем Балабановым вели праздные разговоры: вот, мол, неплохо было бы когда-нибудь отправить Данилу Багрова в Москву, а потом еще в Америку… После премьеры «Брата» в 1997 году стало ясно, что фильм получился, и даже становится чем-то вроде сенсации: пятнадцатиминутная овация в Каннах («Брата» показали там во второй по значению программе «Особый взгляд»), главный приз «Кинотавра», бурные обсуждения, быстро сформировавшаяся репутация картины, которую просто необходимо посмотреть всем. И постепенно у Балабанова начал вырисовываться замысел трилогии: во втором фильме Данила едет в столицу России, а в третьем — в США.
Он так и начал писать, но быстро почувствовал, что не складывается: получалось, по его словам, скучно. И он решил просто объединить второй и третий фильмы в один. Так и родился «Брат-2».
Он на самом деле совершенно не похож на «Брата-1». Точно так же, как два тарантиновских «Убить Билла», это по сути — очень разные фильмы. «Брат-2» уже не драма, а скорее черная комедия, и Сельянов вспоминал, что они с Балабановым в самом начале работы именно это слово — «комедия» — друг другу и сказали. Им действительно хотелось делать не сиквел, а абсолютно другое кино. И оно моментально обрело культовый статус.
При этом киновед Мария Кувшинова в своей книге «Балабанов» приводит печальный рассказ Сельянова о том, что «Брат-2» не окупился в прокате. На дворе стоял 2000 год, тогда скромный бюджет в 1 300 000 долларов считался колоссальным (бюджет первого «Брата» был меньше 100 000 долларов — вот это было ближе к норме). И найти эти деньги было невероятно тяжело: продюсеры, обещавшие помочь Сельянову финансами, внезапно исчезали, пару раз проект едва не рухнул («в узкопродюсерском смысле «Брат 2» был в моей биографии самой тяжелой историей. Но во многом благодаря Балабанову со всем этим удалось справиться. Он него требовалось, чтобы он правильно придумывал и быстро снимал, что он и делал»). А в прокате «Брат-2» собрал миллион — и это тогда рассматривалось как немыслимый успех, но все же вернуть деньги не удалось. (Для сравнения, недавний сельяновский фильм «По щучьему велению» стоил порядка 7,5 миллионов, а в прокате без усилий собрал более 25).
Как все помнят, Данила Багров заводит роман с певичкой, которую сыграла Ирина Салтыкова. На ее месте могла быть Алена Свиридова, предлагались и другие кандидатуры, но Балабанов (вообще в современной российской поп-музыке разбиравшийся крайне слабо) по фотографии сразу выбрал Ирину. Потом вспоминал: «Я сходил к Ирине, с ней познакомился. Для начала, она красивая. Я ее где‐то видел по телевизору, и она мне понравилась. Она жила в каком‐то совершенно убогом месте. У нее на полу матрас лежал, а она на нем лежала. Я с ней встретился и говорю: «Давай в кино сниматься». Она посмотрела на меня подозрительно, но согласилась. Оказалась нормальной. Она вообще хороший человек. Абсолютно точно вошла в роль такой немного стервозной тетки, не переиграла». (Жена Балабанова, художник по костюмам Надежда Васильева, вспоминала его слова: «У каждого мужчины есть мечта — завести роман с блондинкой. Это жениться все хотят на приличных и брюнетках»).
На самом деле квартира у Салтыковой была отнюдь не убогой. Отличная была квартира, к тому же только что отремонтированная. И Балабанов, по ее словам, сразу сказал: «Ирка, я хочу именно в этой квартире снимать». Она отказывалась — боялась, что после визита людей с камерами от ремонта ничего не останется. В итоге Балабанов пришел к ней еще раз, уже вдвоем с Бодровым, с бутылкой красного вина — и все-таки уговорил.
Рассказывают, что Салтыкова снималась в картине всего шесть дней, и получила за работу 18 тысяч долларов — то есть по $3000 за день (Балабанов сказал: «Никому таких денег не платил, но тебе заплачу!») Это было больше, чем ставка Сергея Бодрова-мл. Сейчас певица вспоминает режиссера как очень приятного и тонкого человека.
В Америке авторам работать было тяжело — просто из-за отсутствия денег. «Это кино, снятое конквистадорами, которые высадились на берега Северной Америки, сели в два автобуса, загрузили свои железки и поехали по незнакомым дорогам — искать людей, места, снимать кино. Сойдя с трапа самолета, мы оказались в состоянии — не войны, конечно, но испытания» — говорил Сергей Бодров-мл.
Поначалу шли разговоры о том, чтобы пригласить в фильм известного американского актера вроде Стива Бушеми или Джона Малковича. И Малкович вроде бы даже прочитал сценарий, одобрил его — но сниматься не смог из-за того, что был занят в другом фильме. В итоге большинство «американских» ролей в картине, по словам Балабанова, сыграли непрофессионалы. Например, удалось подружиться с полицейскими в городке Лонг-Айленде рядом с Чикаго, и те разрешили проводить съемки в своем отделении, даже пустили авторов в камеры, где сидели настоящие проститутки и наркоманы — а еще изобразили самих себя перед камерой. Правда, по словам режиссера, «для полицейского такая сложность была сказать: «Fuck those niggers» (аккуратный перевод — «К черту этих негров». — Ред.) Он произнес, но стеснительно так. Просто это политически не корректно».
Кстати, перед выходом «Брата-2», Бодров дал интервью критику Ирине Любарской и там, в частности, сказал: «Америка — страна условностей и лицемерия, там двойной стандарт во всем. К примеру, пиво пить на улицах нельзя, поэтому его продают на вынос в пакетиках. Все знают, что ты пьешь пиво на улице, но нельзя сделать замечание, потому что оно в пакетике. Там есть, конечно, белый расизм. Но есть и черный расизм, который набирает силу. Идет естественный процесс подавления американо-европейской, западной культуры культурой мусульмано-афро-латинской. Точно так же было с Римской империей: пришли гунны, волосатые, вонючие, в звериных шкурах, всех подавили, потом они стали французами и немцами, у них пошли эпохи Возрождения, Просвещения, модерн, постмодерн. Теперь это дряхлый интеллектуально-финансовый центр цивилизованного мира — каким стала в свое время и Римская империя. Придут арабы, негры, латиносы, китайцы и всех вытеснят. Это видно по статистике, прежде всего. И при чем тут политкорректность? Балабанов как прирожденный провокатор всего лишь заостряет эту идею до простых высказываний Данилы Багрова».
(об оружии в квартире торговца по кличке Фашист):
— Слушай, а откуда все это?
— Эхо войны…
* * *
— Ладно, живи, гад. Сына благодари, жалко такого парня без отца оставлять.
* * *
— Не, Киркоров мне не нравится. Слащавый он какой-то, подкрашенный весь, подпудренный как баба, весь такой… Одно слово — румын.
— Так он болгарин.
— Да? Какая разница?
* * *
— Вы мне, гады, еще за Севастополь ответите!
* * *
— Зря ты его негром назвал.
— А он кто?
— Афроамериканец.
— А какая разница?
— Ниггер — это для них ругательство обидное.
— Да меня в школе так учили. В Китае живут китайцы, в Германии немцы, в Израиле евреи, а в Африке негры.
* * *
— Слушай, а что такое по-английски «How are you»?
— «Как поживаешь» или «как дела».
— А им чё, всем интересно, как у меня дела?
— Не-а, не интересно.
— А чё тогда спрашивают?
— Просто так. Здесь вообще все просто так, кроме денег.
* * *
— Вот скажи мне, американец, в чем сила? Разве в деньгах? Вот и брат говорит, что в деньгах. У тебя много денег, и чего? Я вот думаю, что сила в правде. У кого правда — тот и сильней. Вот ты обманул кого-то, денег нажил. И чего, ты сильнее стал? Нет, не стал. Потому что правды за тобой нет. А тот, кого обманул, за ним правда, значит, он сильней. Да?
* * *
— Мальчик, ты не понял. Водочки нам принеси, мы домой летим!
* * *
Я узнал, что у меня
Есть огромная семья —
И тропинка, и лесок,
В поле каждый колосок!
Речка, небо голубое —
Это все мое, родное!
Это Родина моя!
Всех люблю на свете я!