Главные претенденты на «Оскар-2021»: корейцы, мусульманин, Борат и темнокожий покойник

Главные претенденты на «Оскар-2021»: корейцы, мусульманин, Борат и темнокожий покойник Фото: кадр из фильма

В воскресенье, 25 апреля 2021 года, в Лос-Анджелесе (в Москве будет уже раннее утро понедельника) наградят самых выдающихся кинодеятелей тревожного пандемийного года. Кого можно назвать главным претендентом на «Оскар-2021», рассказывает наш кинообозреватель Денис КОРСАКОВ.

На «Оскар» в 2021 году, как никогда раньше, будут влиять вещи, далекие собственно от киноискусства. Это и движение Black Lives Matter, и «новая этика» и политические скандалы, после которых киноакадемикам особенно остро хочется продемонстрировать, что они на стороне Истины, Свободы и Прогресса (ну, в их представлении). Тому, кто пытается заранее вычислить имена победителей, все это приходится принимать в расчет. Цвет кожи актера или режиссера теперь не менее важен, чем талант (у темнокожих и азиатов, которых раньше на «Оскаре» якобы гнобили и недооценивали, большая фора). И желательно, чтобы у фильма была, как выражался Мерзляев в «О бедном гусаре…», «тема хорошая». Например, борьба униженных и оскорбленных всех мастей за свои права/свободы/достоинство/счастье. Правила, согласно которым на «Оскар» могут номинироваться только фильмы, отвечающие новым этическим критериям, вступят в силу лишь в 2024 году (вообще они не так страшны, как их малюют в российской прессе — полгода назад мы подробно об этом писали). Но де-факто академики уже мысленно принимают их во внимание.

Еще одно важнейшее обстоятельство — пандемия коронавируса, точнее, вызванные ею тревога, депрессия и экономические беды. Среди героев номинированных картин — нищие бродяги, иммигранты, потерявший слух музыкант, алкоголик-сценарист, старик с разрушающимся мозгом, девушка с разрушенной душой. Ну и политические деятели, зачастую весьма радикальные. Какой год, такие и фавориты.

Еще заметим, что на «Оскаре» в этом году немного крупнобюджетных проектов (их почти не было и в парализованном американском прокате). Самый дорогой из номинированных в главной категории фильмов, «Суд над Чикагской семеркой», обошелся студии в 35 миллионов долларов (а, например, «Земля кочевников» — в 5 миллионов). Это просто ничто по сравнению с 200-миллионным «Ирландцем», 100-миллионным «1917», 90-миллионным «Однажды в Голливуде» или 70-миллионным «Джокером», претендовавшими на приз год назад.

Мы перечисляем главных претендентов на «Оскар-2021» в каждой категории в порядке убывания шансов на победу. Тот, кто в каждом списке идет первым, является, как нам кажется, фаворитом, а у последнего надежд меньше всего.

Лучший фильм

  • «Земля кочевников»
  • «Суд над Чикагской семеркой»
  • «Девушка, подающая надежды»
  • «Иуда и Черный мессия»
  • «Манк»
  • «Минари»
  • «Отец»
  • «Звук металла»

Именно «Земля кочевников» на протяжении последних восьми месяцев активнее всего собирала призы (самые солидные — главные награды Венецианского и Торонтского фестивалей, «Золотой глобус» и BAFTA, а кроме них — миллион премий от критических сообществ). Видимо, «Земля» точнее всего отвечает умонастроениям людей, переживших катастрофический пандемийный год. Ее героиня потеряла мужа, продала дом и присоединилась к армии людей, путешествующих по Америке на автомобилях — то есть буквально живущих на колесах, перебиваясь сезонными заработками. Хотя кажется, что у героини и ее новых друзей все очень плохо, режиссер Хлои Чжао не торопится впадать в депрессию: вместо этого раскрашивает кадры нежными закатами и рассветами и заставляет героев двигаться и двигаться вперед. Ее персонажи находят поэтическую и отчасти оптимистическую составляющую в своем горестном уделе.

https://youtu.be/D0lJAv9WCSA

«Суд над Чикагской семеркой» — вторая режиссерская работа знаменитого сценариста Аарона Соркина, очень бодрый фильм про то, как в 1968-69 годах засудили группу активистов, протестовавших против войны во Вьетнаме. Политические пристрастия Соркина очевидны. Но, должно быть, вопреки его воле фильм прольется елеем и на сердца замшелых консерваторов — им ведь приятно будет посмотреть, как на экране два часа беспощадно мочат леваков.

«Девушка, подающая надежды» — неровная, глубоко феминистская и оттого весьма актуальная картина про то, какие мужчины все-таки скоты. Когда героиня Кэри Маллиган училась в колледже, там случилась чудовищная история: ее пьяную подругу склонил к сексу однокурсник (причем его друзья стояли вокруг, ржали и снимали процесс на видео). Подруга потом умерла — судя по всему, покончила с собой. А героиня ушла из колледжа, хотя страстно мечтала окончить его и стать врачом. Под влиянием искорежившей ее душевной травмы она посвятила жизнь перевоспитанию бесчестных животных, всегда готовых воспользоваться беззащитностью нетрезвой барышни.

https://youtu.be/0BKErq9plaE

«Иуда и Черный мессия» — фильм о лидере движения «Черные пантеры», чернокожем революционере и социалисте Фреде Хэмптоне. К нему аккуратно втирается в доверие мелкий преступник Билл О’Нил, действующий по заданию «белых свиней» из ФБР. Уже по предыдущим строкам понятно, и кто тут Иуда, и кто — Мессия, и чем все закончится. На фоне движения BLM — очень актуальное кино; впрочем, небезынтересное и просто как этюд на вечную тему предательства.

https://youtu.be/C74u2TJsttY

«Манк» — вероятно, лучший, наряду с «Отцом», из фильмов, претендующих в этом году на «Оскара» (оценочное суждение, уж извините). Черно-белая, неторопливая, аккуратно стилизованная под кино 40-х (и конкретные работы оператора Грегга Толанда) картина о кинодраматурге Германе Манкевице, высшим и последним достижением которого стал сценарий к «Гражданину Кейну» Орсона Уэллса. По некоторым предположениям (с которыми авторы «Манка» полностью согласны), Манкевиц был практически единственным автором сценария, хотя был вынужден разделить с Уэллсом лавры и «Оскар». Фильм Дэвида Финчера, снятый по старому сценарию его покойного отца Джека Финчера, всем хорош, но это немного вещь в себе, не особо злободневная — что и помешает собрать награды.

https://youtu.be/5iE3ykEcta8

«Минари» тоже не самая злободневная картина на свете. Ее главные герои — корейская семья (мама, папа, дочка и мальчик с тяжелой врожденной болезнью сердца), пытающаяся ассимилироваться в Арканзасе. Мама с папой работают на птицефабрике, сортируя цыплят по половым признакам, при этом у папы более амбициозные планы на жизнь: он намерен выращивать на своем участке корейские овощи и продавать другим иммигрантам, тоскующим по привычной пище. Чтобы присматривать за детьми, из Кореи импортируют веселую бабушку, которая вскоре магическим образом спасает внука, как бы выменяв у судьбы его выздоровление на свой инсульт. Все это трогательно, но, если честно, не очень. Негромкий ностальгический «Минари», в центре которого — воспоминания режиссера Ли Айзека Чуна о собственном детстве, нравится многим людям, но едва ли повторит прошлогодний триумф корейских «Паразитов».

Отличный камерный «Отец» поставлен французским драматургом Флорианом Целлером по собственной пьесе. Герой ее — старик с тяжелой формой сенильной деменции. Мы видим все происходящее с ним его глазами: он путает реальность со снами, принимает одних людей за других, всерьез опасается, что его обворуют или отнимут квартиру. Зрителю настолько сложно отличить реальность от альцгеймеровских фантомов, что фильм превращается почти в детектив — иногда смешной, но чаще пронзительно печальный.

«Звук металла» — история о барабанщике из рок-дуэта, который после виртуозного исполнения очередной богомерзкой композиции напрочь теряет слух. На протяжении двух довольно мучительных часов он страдает, клянет свою жестокую судьбу, осознает свою ничтожность, овладевает языком глухонемых, пытается добыть денег на импланты, разочаровывается в них и учится слушать тишину. Очень «оскаровский» продукт, — там всегда любили фильмы о болезных, — но уж очень скромный, и к тому же чересчур манипулятивный.

Лучшая актриса в главной роли

  • Кэри Маллиган, «Девушка, подающая надежды»
  • Вайола Дэвис, «Ма Рэйни, мать блюза»
  • Андра Дэй, «Соединенные штаты против Билли Холидэй»
  • Фрэнсис МакДорманд, «Земля кочевников»
  • Ванесса Кирби, «Фрагменты женщины»

Вайола Дэвис за роль певицы Ма Рэйни только что получила премию Гильдии киноактеров Америки. Чаще всего ее лауреатам через несколько недель достается и «Оскар». Но всего несколько лет назад Дэвис получила его за фильм «Ограды», да и вообще призов у нее — выше крыши (она недавно стала первой афроамериканкой-обладательницей так называемой «Тройной короны», трех высших актерских наград, «Оскара» за работу в кино, «Эмми» за работу на телевидении и «Тони» за работу в театре). Кэри Маллиган, у которой ничего этого нет, составит ей очень серьезную конкуренцию.

Не стоит, наверное, совсем сбрасывать со счетов и Андру Дэй — все-таки она недавно получила «Золотой глобус» за роль другой блюзовой певицы, Билли Холидэй. («Глобус», конечно, ни в малейшей степени не является гарантией «Оскара», но…).

Великой Фрэнсис МакДорманд помешают ее прошлые заслуги: у нее уже есть два «Оскара», причем второй она получила совсем недавно, за «Три биллборда на границе Эббинга, Миссури».

Лучший актер в главной роли

  • Чедвик Боузман, «Ма Рэйни, мать блюза»
  • Энтони Хопкинс, «Отец»
  • Риз Ахмед, «Звук металла»
  • Гэри Олдмен, «Манк»
  • Стивен Ян, «Минари»

В середине прошлого года, когда аналитики фантазировали и составляли предварительные списки актеров, которые могут претендовать на «Оскара», никто даже не упоминал в них Чедвика Боузмана. Но в конце августа случилось важное событие: он умер. Ранняя смерть в сочетании со сверхактуальным в этом сезоне цветом кожи — беспроигрышная комбинация. Конечно, ужасно жалко Боузмана (который и правда был неплохим актером, и, оказывается, последние годы отчаянно сражался с онкологией), но соображения, по которым ему посмертно вручат «Оскар», в первую очередь будут связаны не с актерским мастерством.

Чистое, филигранное, высокое актерское мастерство — это работа Энтони Хопкинса в «Отце». Но, скорее всего, ему помешают победить сразу два обстоятельства: то, что он пожилой белый цисгендерный мужчина (то есть вообще не модный), и то, что дополнительно доказывать его величие, выдавая статуэтки, давно не требуется. Всем и так ясно, что по справедливости Хопкинс должен был бы получать «Оскары» за каждую вторую свою кинороль (хотя эта, конечно, даже по его меркам феноменальная).

В общем-то, так получается, что двум лидерам в категории «Лучший актер» «Оскары» не нужны. Кому награда точно пригодилась бы в карьерном плане, так это Ризу Ахмеду — сравнительно молодому британскому артисту пакистанского происхождения. В «Звуке металла» он два часа таращится в камеру огромными глазами, в которых, как на вокзальном табло, сменяются слова «Страдание», «Отчаяние», «Тревога», «Надежда». Редко встретишь такое стремление бить на жалость: право, если бы Ахмед решил делать карьеру не перед камерой, а на паперти, озолотился бы в десять раз быстрее.

Кстати, Ахмед — первый мусульманин, номинированный на «Оскар» в актерской категории. Поскольку Киноакадемия теперь одержима идеей diversity (то есть этнического, религиозного и т.п. разнообразия в рядах лауреатов), это дает ему несколько дополнительных очков.

Олдмен недавно получил «Оскара» за роль Черчилля в «Темных временах», второй почти подряд ему не дадут. Стивен Ян должен быть рад и тому, что его вообще заметили.

Лучшая актриса в роли второго плана

  • Юн Ё-Джон, «Минари»
  • Гленн Клоуз, «Элегия Хиллбилли»
  • Аманда Сайфрид, «Манк»
  • Оливия Колман, «Отец»
  • Мария Бакалова, «Борат-2»

К сожалению, все идет к тому, что приз получит Юн Ё-Джон за образ корейской бабуси — роль, в которой нет ровным счетом ничего выдающегося. Зато она азиатка — то есть, с точки зрения благородных академиков, представительница обделенного премиями меньшинства. Белым актрисам предлагается подвинуться.

Впрочем, прекрасная Гленн Клоуз номинирована на премию в восьмой раз, и «Оскара» у нее до сих пор нет. Есть шансы, что ей наконец дадут статуэтку просто по совокупности заслуг (сколько можно мучить пожилую женщину?) Правда, роль в «Элегии Хиллбилли» не относится к числу ее самых блестящих свершений — до такой степени, что Клоуз параллельно номинировали на антиприз «Золотая малина» как худшую актрису в роли второго плана. Такие дивные совпадения случаются крайне редко. А если Гленн еще и выиграет и там, и там, это будет просто волшебство, которое искупит все возможные разочарования от церемонии.

Лучший актер в роли второго плана

  • Дэниел Калуя, «Иуда и Черный мессия»
  • Саша Барон Коэн, «Суд над Чикагской семеркой»
  • Пол Рейси, «Звук металла»
  • Лесли Одом-мл., «Одна ночь в Майами»
  • Лакит Стэнфилд, «Иуда и Черный мессия»

Победит, судя по количеству призов, которые уже ему достались, Дэниел Калуя (в Америке он прославился четыре года назад после главной роли в фильме «Прочь!») Идиотизм, конечно, в том, что и он, и его партнер по «Иуде» Лакит Стэнфилд номинированы в категории «Лучший актер второго плана», хотя роли у обоих — главные, главнее просто не бывает. Но так их решила выдвигать студия Warner Bros., справедливо сочтя, что во «второплановой» категории у них больше шансов. Калуе, конечно, портит всю малину эпилог «Иуды», где появляются документальные кадры с настоящим Фредом Хэмптоном. За считанные секунды становится ясно, что у того было в десять раз больше человеческого обаяния и харизмы лидера, чем у актера, который на наших глазах так усердно пучил глаза и лез вон из кожи. Но на «Оскаре» в таких мелочах разбираться не будут.

Куда веселее было бы наградить Сашу Барона Коэна, который выпустил в прошлом году «Бората-2» и сыграл бойкого левого активиста Эбби Хоффмана в «Суде». Но и Барон Коэн, и Хоффман — не темнокожие, а просто евреи, то есть, увы, не в тренде.

Лучший режиссер

  • Хлои Чжао, «Земля кочевников»
  • Эмеральд Феннелл, «Девушка, подающая надежды»
  • Дэвид Финчер, «Манк»
  • Томас Винтерберг, «Еще по одной»
  • Ли Айзек Чун, «Минари»

Хлои Чжао — одновременно женщина и азиатка, то есть представительница сразу двух «недооцененных» групп. Даже если бы она сняла плохое кино, это давало бы ей преимущество — а она сняла неплохое. К тому же ее активно пиарит студия Walt Disney. Осенью должен выйти ее новый фильм «Вечные», потенциальный блокбастер из «вселенной Marvel», и фраза в его трейлере «От обладательницы «Оскара» Хлои Чжао» придется очень кстати.

Если кто-то и сможет с ней вяло побороться в режиссерской категории, то еще одна женщина, Эмеральд Феннелл, известная как автор популярнейшего сериала «Убивая Еву». Однако, скорее всего, ей выпишут «Оскар» за сценарий «Девушки, подающей надежды», и на этом успокоятся.

Лучший международный фильм

  • «Еще по одной», Дания
  • «Лучшие дни», Гонконг
  • «Коллектив», Румыния
  • «Человек, продавший свою кожу», Тунис
  • «Куда ты идешь, Аида?», Босния и Герцеговина

Наверняка победит датская трагикомедия про друзей, пытающихся побороть кризис среднего возраста с помощью алкогольной терапии. Она разбередила души множеству зрителей. Томас Винтерберг даже дополнительно получил номинацию в категории «Лучший режиссер». Там ему, конечно, ничего не светит (если не произойдет чуда и академики не решат голосовать сердцем), но в «международной» категории его фильм — явный фаворит.

Полнометражный мультфильм

  • «Душа»
  • «Вперед»
  • «Барашек Шон: Фермагеддон»
  • «Легенда о волках»
  • «Путешествие на Луну»

Тут все совсем просто: «Душа» студии Pixar начинает и выигрывает.

Расскажите об этом друзьям!