Выставка Энди Уорхола и его последователей открылась в Санкт-Петербурге

Выставка Энди Уорхола и его последователей открылась в Санкт-Петербурге Фото: Ольга Медведева/Автопортрет Энди Уорхола

В Санкт-Петербурге открылась выставка выдающегося американского художника ХХ века, родоначальника поп-арта Энди Уорхола и его российских последователей разных поколений. Экспозицию «Энди Уорхол и русское искусство», собранную в формате аттракциона-лабиринта, можно будет увидеть в «Севкабель порту» до 19 сентября 2021 года.

Произведения короля поп-арта организаторы собирали из частных коллекций. В фокусе выставки оказался не только сам художник и мифы вокруг него, но и то, как эти мифы повлияли на советское и российское искусство.

— В каждом из 9 пространств экспозиции 100 знаковых произведений Уорхола соседствуют с работами российских авторов признанных и молодых. Зритель увидит, как непохожие друг на друга художники вышли из одной банки с супом Кэмпбелл, — рассказала куратор выставки Татьяна Звенигородская.

ВПЕРЕД, В ПРОШЛОЕ!

Пространство оформлено таким образом, чтобы зрители сразу ощутили себя на «Фабрике» поп-арта. Окунулись в атмосферу 60-70-х годов прошлого века под фильмы и музыку того времени. Каждый раздел соответствует определенному периоду в жизни художника, где раскрываются темы гламура, славы, денег, природы, власти масс-медиа, механизмов работы общества потребления.

— Энди Уорхол превратил свою жизнь и личность в самый масштабный художественный проект. Нашим вдохновением стала методичность художника в построении публичного образа. Путь сквозь лабиринт раскрывает творчество Уорхола с разных сторон, и к финалу внутренний мир Энди предстает без купюр. В реальной жизни подобраться к самому художнику было непросто — а на выставке каждый сможет это сделать, — говорит архитектор экспозиции Юлия Наполова.

Вход на выставку такой же эпатажный, каким был сам Энди — розовый мех и блеск. Здесь представлены его ранние малоизвестные произведения, принесшие ему популярность. Иллюстрации ангелочков к книге «В глубине моего сада» и серия изображений котиков.

НЕОЧЕВИДНЫЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ

Но Уорхол был человеком скромным и ранимым, поэтому второй зал белый, почти стерильный. Здесь его банка дешевого американского супа вступает в диалог с банкой дорогого русского деликатеса — черной икрой.

Пространство с размноженными портретами Мэрилин Монро — иконы стиля и гламура — оформлено нарочито-розово с серебряной фольгой (любимым материалом Уорхола), что по задумке авторов проекта подчеркивает женственность актрисы и одновременно ее уязвимость.

Серия из 10 шелкографий с Мао Цзэдуном, которые развешены внутри ярко-красной колоннады (один из принтов относится к самому первому тиражу 1972 года) соседствует с растиражированным лицом Бориса Ельцина современного образца Михаила Зотова.

Завершающим аккордом выставки окажется одно из ранних и самых лирических произведений маэстро — «Золотая книга». Под обложкой — изображения знаменитых туфель Уорхола и тема смерти… После личного столкновения с ней во время покушения Энди пришел к выводу, что жизнь и смерть в равной степени «ничто».

А ЧТО ЕЩЕ?

Конечно, увидим на выставке и двойной портрет Элвиса, и полароиды Энди, и обложки оформленных им пластинок (с гениальной рекламой джинсов на одной из них), и экспериментальные фильмы. Но, главное, что станет очевидно здесь для самого предвзятого скептика — никакие репродукции не дают увидеть истинного наполнения его работ.

Расскажите об этом друзьям!